8 глава

II. ПАВЕЛ УВЕЩАЕТ ЗАВЕРШИТЬ СБОР ДЛЯ СВЯТЫХ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 8 – 9)

А. Хорошие примеры щедрости (8,1-9)

8,1 Павел хотел, чтобы верующие знали, как необычно проявилась Божья благодать среди христиан в церквах Македонских (в северной Греции). Филиппы и Фессалоники – два города из тех, в которых в той местности были основаны церкви. Конкретным проявлением благодати Божьей среди македонян была их щедрость.

8,2 Эти христиане проходили через великое испытание скорбями. Обычно люди, переживающие такие тяжелые времена, стараются экономить деньги для того, чтобы обеспечить свое будущее. В особенности это характерно для тех, кто не очень богат, а именно такими людьми и были македоняне. Денег у них было не так уж много. И все же христианская радость настолько переполняла их, что, узнав о нужде святых в Иерусалиме, они изменили обычному образу действий и радушно поделились тем, что имели. Они смогли соединить скорби, радость, нищету и радушие.

8,3 Их щедрость отличалась и другими исключительными чертами. Они отдавали не только то, что было им по силам, но и то, что было сверх сил. Они были доброхотны, то есть отдавали легко, без принуждения, уговоров и выпрашивания.

8,4 Они были так настойчивы, что даже просили Павла о чести участвовать в облегчении участи иерусалимских святых. Возможно, апостол не торопился принять их дар, зная, насколько бедны в это время были они сами. Но они не принимали ответа «нет». Они хотели, чтобы им позволили поделиться.

8,5 Возможно, Павел ожидал или надеялся всего лишь на то, что они поступят, как прочие смертные: дадут сначала неохотно, а затем под все большим давлением увеличат размер дара. Но не таковы македоняне! Эти возлюбленные христиане, во-первых, отдали самый большой дар – себя. Затем им уже было легко отдать деньги. Когда Павел говорит, что они отдали самих себя Господу, потом и нам по воле Божьей, он просто имеет в виду, что сначала они полностью посвятили свою жизнь Христу, а затем с готовностью отдали себя Павлу в том смысле, что хотели участвовать в сборе для Иерусалима. Они, в сущности, сказали Павлу: «Мы отдали себя Господу, и теперь отдаем себя тебе, как распоряжающемуся от Его лица. Скажи нам, что делать, поскольку ты апостол Христа, Господа нашего».

«Вклады в дело Господне, – говорит Дж. Кемпбел Морган,- ценны только тогда, когда они даны теми, кто сам отдал себя Богу».

8,6 Апостол настолько окрылен примером македонян, что хочет, чтобы ему последовали и коринфяне. А потому он говорит, что просил Тита, чтобы он окончил дело, начатое им в Коринфе. Иначе говоря, когда Тит впервые посетил Коринф, он уже поднимал вопрос о сборе пожертвований. Теперь, когда он возвращается, ему даны наставления посмотреть, как добрые намерения превратятся в действия.

8,7 Поскольку коринфяне столь замечательны во многих отношениях (а они действительно такими были), Павел хочет, чтобы они отличились и в даянии. Он хвалит их за изобилие веры, слова, познания, всякого усердия (прилежности) и их любви к нему. В Первом послании Павел хвалил их за познания и слово. Здесь в результате посещения Тита он добавляет некоторые другие добродетели.

Вера может означать веру в Христа, дар веры или верность в их отношениях с ближними.

Слово, несомненно, относится к их умению использовать языки – эта тема занимает значительное место в Первом послании.

Познание может относиться к Божьему дару или к широте их понимания Божественных истин.

Всякое усердие описывает их рвение и старательность в делах Божьих.

И, наконец, их любовь к Павлу упоминается здесь как достойная похвалы. А теперь Павел хотел бы добавить к этому списку еще одно слово: щедрость.

Денни предостерегает против человека, который изобилует духовными интересами, ревностен и нежен и способен много молиться и говорить в церкви, но при этом неспособен расстаться со своими деньгами». (Denney, Second Corinthians, p. 267.)

8,8 Павел не отдает приказ категоричным тоном законодателя. Нет, он хотел бы испытать искренность их любви, особенно в свете горячего желания и серьезности, проявленных в этом деле македонскими христианами. Когда Павел утверждает, что говорит это не в виде повеления, он не имеет в виду, что его слова не богодухновенны. Он просто хочет сказать, что давать нужно от чистого сердца, потому что «доброхотно дающего любит Бог».

8,9 Именно сейчас апостол Павел начинает один из замечательнейших стихов этого величественного письма. На фоне незначительных обстоятельств жизни в Македонии и Коринфе он изображает прекрасный портрет самого щедрого Человека из всех живших на земле.

Слово «благодать» используется в НЗ по-разному, но можно безошибочно сказать, что здесь оно означает щедрое даяние. Насколько щедр был Господь Иисус? Настолько, что отдал все, чем обладал, ради нас, дабы мы навеки обогатились Его нищетою.

Мурхед комментирует:

«Он был богат Своими владениями, властью, уважением, общением, счастьем. Он стал беден в Своем положении, обстоятельствах, отношениях с людьми. Нас убеждают пожертвовать немного денег, одежды, еды. Он же отдал Себя». (Moorehead, Acts to Ephesians, pp. 179-180.)

Этот стих учит предвечному существованию Господа Иисуса. Когда Он был богат? Конечно же, не тогда, когда пришел в мир вифлеемским Младенцем! И конечно, не в течение тридцати трех лет Его странствий бездомным чужаком по миру, сотворенному Его собственными руками. Он был богат в прошедшей вечности, обитая с Отцом на небесах. Но Он обнищал. Это относится не только к Вифлеему, но и к Назарету, Гефсимании, Гаввафе и Голгофе. И все это было ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою.

Если это правда, а это, безусловно, правда, то мы с величайшей радостью должны отдавать Ему все, чем мы есть и что имеем. Нет аргумента более сильного, чем этот, приведенный в середине разговора о христианском даянии.

Б. Добрый совет завершить сборы (8,10-11)

8,10 Сейчас апостол возвращается мыслями к коринфянам. Они думали о сборах для бедных святых еще до того, как это решили сделать македоняне. На деле коринфяне начали это делать прежде, чем македоняне стали собирать деньги. Теперь, чтобы быть последовательными, они должны закончить то, что начали с прошедшего года. И это пойдет им на пользу, потому что докажет их искренность и последовательность.

8,11 Какова бы ни была причина задержки, Павел говорит им, что нужно пренебречь ею и совершить то, чего они усердно желали. Они должны жертвовать согласно своим возможностям, а не тому, что хотели бы сделать в будущем, если их благосостояние увеличится.

В. Три хороших принципа щедрости (8,12-15)

8,12 Похоже, коринфяне отложили сбор для нуждающихся святых в Иерусалиме в надежде, что позднее смогут послать больше. Однако здесь им напоминают, что вопрос не в том, сколько они могут послать. Если у них на сердце действительно есть желание поучаствовать в этом добром деле, то Бог примет их дар, каким бы малым он ни был. Значение имеет отношение сердца.

8,13 Цель Павла не в том, чтобы ухудшить материальное положение коринфян. Он считает, что не требуется, чтобы иерусалимской церкви было облегчение, а коринфской – тяжесть или обеднение.

8,14 В этом стихе описывается Божья программа облегчения нужды в церквах Господа Иисуса Христа. Цель Господа в том, чтобы, когда в одной области христиане нуждаются, средства из других областей направлялись туда, где они нужны. Этот постоянный приток и обмен средствами приведет к равномерности среди церквей во всем мире.

Таким образом, в то время, когда Павел писал свое письмо, средства из Коринфа, Македонии и других мест должны были идти в Иерусалим. Но, может быть, в будущем святые Иерусалима будут хорошо обеспечены, тогда как в Коринфе возникнет некоторый недостаток. В таком случае поток средств должен быть повернут вспять. Вот что Павел имеет в виду в этом стихе. Сейчас в деньгах нуждаются в Иерусалиме, но в будущем это может случиться в Коринфе, и тогда другие помогут им.

8,15 Этот принцип равномерности подчеркивается цитатой из Исхода (16,18). Когда сыны Израилевы вышли собирать манну, одни могли собрать больше, чем другие. Но это не имело значения. Когда манну распределяли, каждому доставалось примерно одинаковое количество: один гомор, или около двух литров. Так что «кто собрал много, не имел лишнего; и кто – мало, не имел недостатка». Если кто-нибудь старался копить манну, в ней заводились черви!

Равномерность получалась не чудом и не по волшебству. Она достигалась благодаря тому, что собравшие слишком много делились с теми, у кого было мало. Ходж замечает:

«Урок, преподанный в книге Исход и Павлом, состоит в следующем: среди народа Божьего изобилие одного должно восполнить нужду других, и любая попытка извратить этот закон приведет к позору и ущербу. Собственность подобна манне: она не выдержит накопительства». (Hodge, Second Corinthians, p. 206.)

Этим строкам близка по духу выдержка из неизвестного источника:

«Бог хочет, чтобы каждому досталась доля жизненных благ. Некоторые собирают больше, некоторые меньше. Имеющие больше должны делиться с теми, кто имеет меньше. Бог позволяет неравное распределение собственности не для того, чтобы богатые эгоистично ею наслаждались, а для того, чтобы они делились ею с бедными».

Г. Три добрых брата, посланных подготовить сборы (8,16-24)

8,16 В следующих двух стихах Павел хвалит Тита за его прекрасное отношение к этому делу. Во-первых, апостол благодарит Бога, вложившего в сердце Титово такое усердие к коринфянам. Павел обнаружил в своем соратнике родственный дух. Тит нес ради коринфян такое же бремя, как и он сам.

8,17 Павел просит Тита пойти в Коринф с этим Посланием, однако просьбы не были нужны. Он и сам хотел пойти добровольно. Слова «пошел к вам», возможно, означают «он собирается к вам». Это подтверждает использованное в письме время глагола – аорист, который выражает не то время, когда Павел писал письмо, а то, когда коринфяне его читали. Нет сомнений в том, что именно Тит отнес это письмо в Коринф. Он не ушел туда до тех пор, пока Павел не закончил письмо.

8,18 В стихах 18-22 описываются два других брата-христианина, которые будут сопровождать Тита в его миссии. О первом говорится в стихах 18-21, а о втором – в стихе 22. Оба они не названы по именам. Это место в Писании ценно тем, что показывает предпринятые Павлом меры предосторожности в сборе средств, чтобы никто не мог обвинить его в неверном обращении с деньгами.

О первом брате сказано, что он достоин похвалы за благовествование. Существуют большие расхождения во мнениях о том, кто имеется в виду.

Одни считают, что Лука, другие – Сила, третьи – Трофим. Но, возможно, пытаясь угадать, кто это, мы теряем из виду общий дух отрывка. Случайно ли то, что имя не названо? Истинные последователи часто остаются неизвестными. Так было с маленькой девочкой, которая сыграла столь огромную роль в судьбе Неемана, больного проказой. Так было и с маленьким мальчиком, который отдал свой обед в распоряжение Господа Иисуса.

8,19 Этот неназванный брат был избран от церквей, чтобы отправиться в путь ради этого благотворения. Другими словами, его назначили одним из тех, кто должен доставить этот от души данный подарок. Апостол рассматривал его и других как служителей, или исполнителей, этого благородного служения. Они делали его во славу Самого Господа и хотели этого, чтобы выказать свое горячее и серьезное желание послужить бедным святым в Иерусалиме.

8,20 Апостол был слишком мудр для того, чтобы распоряжаться этими деньгами в одиночку или чтобы доверить их какому-то одному человеку. Он настаивал на том, чтобы они находились в руках группы из двух-трех или более человек. Желая избежать любой вероятности неверных представлений или сплетен, он сделал все, чтобы обращение с таким обилием приношений не вызвало никаких кривотолков.

8,21 «Мы стараемся о добром» означает: нужно убедиться в том, что все делается честно. Павел был озабочен тем, чтобы его действия были честными не только перед Господом, но и перед людьми. Морган замечает: «Обязанность христианской общины – так вести свои дела, чтобы мирским людям не было причины подозревать в них что-нибудь неправедное». (G. Campbell Morgan, Searchlights from the Word, p. 345.)

Кстати, этот стих звучит почти так же, как Притчи 3,3-4 в Септуагинте.

8,22 Здесь упоминается другой неизвестный брат, которого Павел назначил помощником в этом важном деле. Его усердие испытали во многом, и сейчас он выказал особое усердие в отношении этого конкретного поручения по великой уверенности в коринфянах.

В некоторых переводах после слов «по великой уверенности» добавлены курсивом слова «которую мы имеем» в вас, но многие предпочитают «которую он имеет» в вас. Тогда получается, что Павел хвалит его не только за проявленную в прошлом верность, но и за живую заинтересованность в этом деле, которая вызвана его уверенностью в коринфянах.

8,23 Итак, Павел говорит, что если кто-либо будет интересоваться этими тремя людьми, то коринфяне могут сказать, что Тит – это товарищ и сотрудник Павла у коринфян, а другие два братапосланники церквей, слава Христова. Выражение «слава Христова», конечно же, возвышенное описание этих людей. Они названы здесь так потому, что представляют церкви. Благодаря их усердию дело Господне засияет перед глазами людей. Они – похвала Господу и отражают Его славу.

8,24 Имея все это в виду, коринфяне должны хорошо их принять и оправдать похвалу Павла, доверив посланным братьям щедрый дар святым в Иерусалиме. Это будет доказательством их христианской любви к окружающим церквам. Филлипс переводит этот стих так: «Поэтому пусть они и все окружающие церкви увидят, как искренна ваша любовь, и пусть оправдается все то хорошее, что мы о вас сказали!»