9 глава

Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)

9,1 Павлу не было необходимости писать коринфянам об оказании финансовой помощи нуждающимся святым, и все же он продолжал это делать. Возможно, в этом стихе заключена некоторая ирония. Действительно, в некотором смысле ему и не нужно было писать им. Они с самого начала проявили готовность участвовать в сборах для Иерусалима. В том, что касается их желания, они достойны похвалы. Но они не выполнили свои изначальные намерения. Вот почему он считает необходимым распространяться об излишнем.

9,2 В их усердии он не сомневается. С того времени, как впервые был поднят этот вопрос, они проявили ревность и серьезность. В действительности Павел хвалился ими перед христианами Македонии. Он говорил им, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года. Ахаия, южная часть Греции, используется здесь для обозначения Коринфа, поскольку Коринф располагался в этой области. Когда македоняне услышали, что христиане Коринфа готовы еще с прошлого года, многих из них (македонян) это поощрило; они заразились духом христианского жертвования и решили отдать ему себя от чистого сердца.

9,3 Когда Павел говорит здесь, что послал братьев, он действительно имеет в виду, что посылает их. Это событие описано в прошедшем времени с точки зрения читателя, а не писателя. Братья – это три человека, упомянутые в предыдущей главе: Тит и два неназванных христианина. Они посланы, чтобы хвалебный отзыв Павла о коринфянах в том, что касается сборов, не оказался напрасным. Миссия трех братьев заключалась в следующем: убедиться, что ко времени прихода Павла сбор пожертвований окончится.

9,4 Когда апостол отправится из Македонии на юг, в Коринф, возможно, в пути его будет сопровождать один из македонских верующих. Как стыдно будет апостолу Павлу, если после того как он хвалился коринфянами, он приведет одного из македонян и найдет, что коринфяне на самом деле ничего не сделали для дара Иерусалиму!

В таком случае уверенность Павла в коринфянах будет опозорена, не говоря уже о том, каким позором станет нерадивость коринфян для них самих.

Филлипс так переводит этот стих: «И чтобы, между нами, не случилось так, что кто-то из македонян, сопровождая меня к вам, обнаружит, что вы не готовы проявить щедрость! Нам (не говоря уже о вас) будет ужасно стыдно именно потому, что мы были так горды и уверены в вас».

9,5 Именно поэтому Павел почел за нужное упросить этих трех братьев пойти в Коринф до того, как пойдет он сам. Они предварительно подготовят возвещенное уже благословение для иерусалимских святых.

Дабы возвещенное уже благословение ваше было готово как благословение, а не как побор. Не допускается даже мысли о том, что эти средства у них будут вымогать; напротив, сбор должен стать проявлением их щедрости, благословения, пожертвования по их собственной доброй воле.

Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)

9,6 В стихах 6-15 апостол Павел перечисляет некоторые чудесные награды и привилегии за христианскую щедрость. Во-первых, он излагает закон урожая. В сельском хозяйстве хорошо известно, что для того чтобы снять щедрый урожай, надо щедро сеять семена. Возможно, земледелец готов опустить семя в землю. Должен ли он сеять обильно или же часть семенного зерна использовать в пищу в предстоящие месяцы? Мысль здесь такая: если он сеет щедро, то пожнет соответственно тому, как сеет.

Говоря о сельском хозяйстве, мы должны помнить, что земледелец пожинает не ровно то количество зерна, которое посеял, а во много раз больше.

Точно так же и с христианским даянием: назад получаешь не то, что отдал, а гораздо больше отданного. Конечно же, взамен получаешь не столько деньги, сколько духовные блага.

9,7 Каждый должен уделять по расположению сердца. Человек должен обдумать, что в данный момент необходимо для его собственных потребностей. Ему нужно подумать о юридических обязательствах, которые он должен исполнять в ходе обыденной жизни. Но, помимо этого, он должен подумать о нуждах его братьев-христиан и о правах Христа на него самого. Принимая все это во внимание, он должен отдавать не с огорчением и не с принуждением. Можно давать и при этом жалеть.

Можно давать под давлением эмоциональных призывов или публичного порицания. Ничто из этого не годится.

Доброхотно дающего любит Бог. Действительно ли Богу нужны наши деньги? Нет, Ему принадлежит скот на тысяче гор, и если бы Ему было чтонибудь нужно, Он не сказал бы нам (Пс. 49,10-12). Расположение нашего сердца – вот что важно для Него. Он любит видеть христиан, которые настолько переполнены радостью Господней, что готовы поделиться с другими тем, что имеют.

Доброхотно дающего любит Бог, потому что, как говорит Джоветт, «добровольное даяние рождается от любви, а потому это значит, что любящий любит любящего и радуется общению. Отдавать – вот язык любви; по сути, у нее нет другого языка. «Бог так возлюбил мир, что отдал!» Сама жизнь любви заключается в том, чтобы отдавать себя. Ее единственная гордость обладания – это радость капитуляции. Если у любви есть все, она все же не обладает ничем». (Jowett, Life in the Heights, p. 78.)

9,8 Здесь обещано, что если человек действительно хочет быть щедрым, Бог даст ему для этого возможность.

Благодать здесь используется как синоним слова «средства». Бог же силен дать нам средства для того, чтобы не только мы сами имели довольство, но и могли делиться тем, что имеем, с другими и таким образом были богаты на всякое доброе дело.

Обратите внимание на то, сколько раз здесь говорится «всякое», «все»: всякая благодать всегда (то есть во всякое время), во всем, всякое довольство, всякое доброе дело.

9,9 Здесь апостол цитирует Псалом 111,9. Выражение «расточил» относится к сеянию семян. Стих описывает человека, который был щедр, сея семена, или, говоря точнее, в добрых делах. Конкретным проявлением его доброты было то, что он подавал нищим. Проиграл ли он, делая это? Нет! Правда его пребывает в век. То есть, если мы будем сеять доброту так, как сеятель разбрасывает семена, мы будем собирать для себя сокровище на небесах. Результаты нашей доброты пребудут вовек.

9,10 Параллель с сеющим продолжается. Тот же Бог, Который дает семя сеющему и хлеб в пищу, сделает так, что проявивший к другим доброту пожнет какую-то награду. Некоторые из наград перечисляются. Прежде всего, Он подаст обилие посеянному вами. То есть Он даст Своим детям бульшую возможность и более обильный результат проявления доброты. Далее, Он умножит плоды правды вашей. Коринфяне поступали праведно, жертвуя святым в Иерусалиме. В результате такой жертвы они получат плоды вечной награды. Если Бог умножил их способность отдавать и они умножили свою щедрость, то и награда соответственно увеличится.

9,11 Из этого стиха совершенно ясно следует, что человек никогда не обедняет себя, отдавая Господу. Скорее, каждое доброе дело сопровождается обратным действием, а награда неизмеримо превышает размеры дара. Таким образом, Павел говорит здесь, что христиане, отдавая, будут всем богаты на всякую щедрость, чтобы проявлять ее и в дальнейшем. Наблюдая за коринфянами и видя, что они возрастают в благодати жертвования, апостолы возблагодарят Бога.

9,12 Когда дар из Коринфа будет пущен в дело в Иерусалиме, он не только восполнит скудость святых, но и приведет к тому, что многие люди возблагодарят Бога. Мы уже много раз замечали, как особо подчеркивает Павел благодарение. Все, что приводит к вознесению благодарения Господу, имеет в глазах Павла большую важность.

9,13 Дар коринфян принесет и другие блага. Для иудейских христиан он будет ясным доказательством того, что в жизни обращенных язычников действительно проявилась работа Христа.

Какое-то время христиане-евреи и в самом деле сомневались в таких обращенных, как коринфяне. Возможно, они не считали их полноценными христианами. Но эта доброта явила бы им великий опыт, стала бы доказательством реальности веры коринфян, и они бы прославили Бога за то, что Евангелие Христово сделало в Ахаие, и за тот искренний щедрый дар, который они получили.

9,14 Но и это не все! Есть еще два блага. Получив коринфский дар, христиане-евреи в Иерусалиме будут впредь усердно молиться за коринфских святых, а это будет способствовать укреплению привязанности. Благодаря преизбыточествующей благодати Божьей, проявленной коринфянами, иерусалимские святые будут к ним расположены.

9,15 Здесь у Павла просто вырывается восклицание! Этот стих загадочен для многих исследователей Библии.

Они не видят тесной связи между ним и тем, о чем шла речь ранее. Им непонятно, что имеется в виду под неизреченным даром Его.

Но нам кажется, что когда апостол Павел заканчивает рассуждения, посвященные христианскому даянию, он не может не подумать о величайшем из всех дающих – о Самом Боге.

Он думает и о величайшем из всех даров – Господе Иисусе Христе. А потому он оставляет своих братьев-коринфян на этой высокой ноте. Они – дети Божьи и последователи Христа. Пусть же они следуют этим достойным примерам!