Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — 2-Коринфянам
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3122 Все тексты автора Уильям МакДональд
5 глава
З. Жизнь в свете судилища Христова (5,1-10)
Следующие стихи тесно связаны со всем сказанным ранее. Павел говорил о своих теперешних страданиях и несчастьях и о будущей славе, ожидающей впереди. Это приводит его к рассуждению о смерти. Этот отрывок – одно из величайших во всем Слове Божьем мест, где говорится о смерти и христианском к ней отношении.
5,1 В стихе 1 апостол говорит о нашем нынешнем смертном теле как о земном доме, этой хижине. Хижина – не постоянный дом, а непрочное временное жилище, воздвигаемое для защиты от стихий.
Здесь говорится, что смерть снесет это жилище. Хижина разрушится в момент смерти. Тело ляжет в могилу, тогда как дух и душа верующего уйдут к Господу.
Павел начинает главу, уверенный в том, что, если его земной дом разрушится (в результате страданий, о которых шла речь в предыдущей главе), он будет иметь от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Обратите внимание на различие между хижиной и домом. Временная хижина снесена, а новый, постоянный дом ожидает верующего в стране за небесами. Это – жилище от Бога в том смысле, что дает нам его Бог.
Далее, это дом нерукотворенный. Почему Павел так говорит? Наши нынешние тела не созданы руками; почему же надо подчеркивать, что наши будущие прославленные тела будут нерукотворными? Ответ таков: слово «нерукотворенный» означает «не этого творения».
Это становится ясно из Евреям 9,11, где читаем: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового устроения….» (В другом переводе: «…не созданной руками человеческими и не принадлежащей этому миру».) В 2 Коринфянам (5,1) Павел говорит, что наши нынешние тела подходят для жизни на этой земле, а наши будущие, прославленные тела не будут принадлежать этому творению. Они будут созданы специально для жизни на небесах.
Будущее тело верующего описывается также как вечное, на небесах. Это тело больше не будет подвержено болезням, смерти и разложению, оно будет вечно жить в нашем небесном доме.
Данный стих позволяет сделать вывод, что верующий получит жилище от Бога в тот же момент, как умрет, но это не так. Он получит свое прославленное тело только тогда, когда Христос вернется за Своей Церковью (1 Фес. 4,13-18). А происходит с верующим вот что. Во время смерти его дух и душа отходят к Христу, где сознательно наслаждаются славой небес. Его тело лежит в могиле. Когда Господь вернется, прах будет поднят из могилы, Бог создаст из него новое, прославленное, тело, которое объединится с душой и духом. Между смертью и пришествием Христа за Своими святыми верующий, можно сказать, находится в бестелесном состоянии. Однако это не означает, что он не вполне сознает всю радость и блаженство небес. Он их сознаeт!
Прежде чем оставить стих 1, мы должны упомянуть, что есть три основных толкования того, что такое жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
1. Сами небеса.
2. Тело, промежуточное между смертью и воскресением.
3. Прославленное тело.
Вряд ли это могут быть сами небеса, потому что сказано, что оно вечно на небесах и в небесах (5,2). Что касается промежуточного тела, то нигде в Писании о таком теле не говорится.
Более того, дом нерукотворенный описывается как вечный на небесах, но применительно к промежуточному телу это будет неверно. Кажется, правильна третья точка зрения: дом – это воскресшее прославленное тело.
5,2 В нашем нынешнем смертном теле мы часто вынуждены воздыхать, потому что оно ограничивает нас и затрудняет нашу духовную жизнь. Мы горячо желаем облечься в небесное наше жилище.
В этом стихе апостол, кажется, переходит от образа хижины к одежде.
Можно предположить, что сделал он это, поскольку сам изготовлял палатки и знал, что один и тот же материал используется для изготовления как временного жилища, так и одежды. В любом случае ясно, что он очень хотел получить свое прославленное тело.
5,3 Что в этом стихе означает «нагие»? Значит ли это, что человек не спасен, а потому не облечен в праведность пред Богом? Значит ли это, что человек, хотя и спасен, не получит награды в день судилища Христова? Или же это значит, что в промежуток между смертью и воскресением спасенный человек не имеет тела и наг в том смысле, что он – бестелесный дух? Автор понимает слово «нагие» как «бесплотные» или «неприкрытые». Павел говорит, что он страстно желает не смерти, не бестелесного состояния, следующего за ней, а прихода Господа Иисуса Христа, когда все умершие получат прославленные тела.
5,4 То, что наша интерпретация стиха 3 верна, кажется, подтверждает стих 4. Апостол говорит, что мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. Другими словами, он ожидал не состояния между смертью и восхищением на небо как идеальной надежды верующего, а того, что случится при восхищении на небо, когда верующие получат тела, более не подверженные смерти.
5,5 На сие самое и создал нас Бог, для этой самой цели, то есть для искупления тела. Это будет вершиной Его славных планов для нас. Сейчас искупление затрагивает наши дух и душу, но тогда искупление включит и тело. Только подумайте об этом: Бог создал нас, и цель Его при этом была – прославленное состояние, дом нерукотворенный, вечный, на небесах! Но как мы можем увериться в том, что будем иметь прославленное тело?
Отвечая на это, Бог дал нам залог Духа. Как объяснялось ранее, тот факт, что внутри каждого верующего обитает Дух Божий, служит залогом того, что исполнятся все Божьи обетования верующему. Это знак грядущего. Дух Божий – Сам залог, гарантия того, что частично уже данное нам от Бога станет однажды полностью нашим.
5,6 Именно глубокая уверенность в этой драгоценной реальности дает Павлу силу быть мужественным. Он знал, что все то время, пока он водворен в теле, он устранен от Господа.
Конечно же, для Павла это состояние было не идеальным, но он соглашался с ним, если при этом мог послужить Христу здесь, на земле, и помочь Божьему народу.
5,7 Тот факт, что мы ходим верою, а не видением, – немаловажное доказательство нашего устранения от Господа. Мы никогда не видели Господа нашими физическими глазами. Мы могли Его видеть только верой. Пока мы обитаем в теле, наша жизнь лишена той близости, которая присуща жизни настоящего видения.
5,8 Стих 8 продолжает мысль, начатую в стихе 6, и заканчивает ее. Взирая на благословенную надежду, лежащую перед ним, Павел полон мужества; он может сказать, что благодушествует и желает лучше выйти из тела и водвориться у Господа. Он болен тем, что Бернард называет «небесной ностальгией».
Может показаться, что этот стих противоречит только что сказанному апостолом. В предшествующих стихах он выражал желание обрести прославленное тело. А здесь он говорит, что хотел бы лучше выйти из тела и водвориться у Господа, то есть хотел бы находиться в том бесплотном состоянии, которое будет между смертью и восхищением.
Но противоречия здесь нет. У христианина есть три возможности, и вопрос в том, которую из них он предпочитает. Есть жизнь на земле в смертном теле. Есть состояние между смертью и пришествием Христа, состояние бестелесности, при котором, однако, дух и душа сознательно наслаждаются присутствием Христа. И, наконец, есть завершение нашего спасения, когда Господь Иисус придет за нами и мы получим прославленные тела. Павел учит в этом отрывке, что первое состояние хорошо, второе – лучше, а третье – самое лучшее.
5,9 Верующий должен стараться быть угодным Господу. Его спасение не зависит от дел, но награда в день грядущий будет прямо пропорциональна его верности Господу. Верующий должен всегда помнить, что вера связана со спасением, а дела связаны с наградой. Он спасается благодатью через веру, а не делами; но когда он спасен, он должен стремиться делать добрые дела, и за дела он будет награжден.
Обратите внимание, что Павел хотел быть Ему угодным, водворяясь ли, выходя ли, то есть присутствуя или отсутствуя. Это значит, что его служение на земле должно было радовать сердце Господа, находился ли Павел все еще на земле или уже стоял перед судилищем Христовым.
5,10 Одна из причин, почему нужно быть угодными Христу, такова: всем нам должно явиться пред судилище Его. На самом деле смысл даже не в том, чтобы явиться там, а в том, чтобы там проявиться. «Новая английская Библия» правильно говорит: «Жизнь каждого из нас должна быть открыто положена перед судилищем Христовым».
Одно дело – явиться к доктору в кабинет, и совсем другое – пройти там рентген. Судилище Христово откроет перед Христом нашу жизнь именно такой, какой она была. Не только количество нашего служения, но и его качество и даже обусловившие его мотивы – все будет рассмотрено.
Хотя грехи, совершенные после обращения, окажут влияние на наше служение, грехи верующего как таковые не будут рассматриваться в этот важный день. Тот суд произошел более 1900 лет назад, когда Господь Иисус Своим телом вознес наши грехи на древо. Он полностью заплатил долг, который заслуживали наши грехи, и Бог никогда больше не приведет эти грехи на Свой суд (Ин. 5,24). Судилище Христово рассматривает наше служение Господу. Вопрос о спасении там не стоит: это уже свершившийся факт.
Там стоит вопрос о награде и лишении награды.
И. Совесть Павла в служении чиста (5,11 – 6,2)
5,11 Обычно считают, что значение этого стиха таково: поскольку Павел знал о страшном Божьем суде над грехом и об ужасах ада, он ходил повсюду, убеждая людей принять Евангелие. Это верно, но в то же время, по нашему мнению, основное значение данного конкретного отрывка не в этом. Здесь Павел говорит не столько об ужасе Господнем для неспасенных, сколько о благоговейном трепете, с которым он старался служить Господу и угождать Ему. Апостол знает, что для Бога его жизнь – как открытая книга.
Но он хотел бы, чтобы и коринфяне убедились в его чистоте и верности в служении благовествования. И поэтому он говорит, по сути, вот что: «Поскольку мы знаем страх Господень, мы стараемся убедить людей в нашей чистоте и искренности как служителей Христовых. Но преуспеем ли мы в убеждении людей или нет, Богу мы открыты. Надеемся, что так же мы открыты и вашим совестям, коринфяне!» Кажется, это объяснение лучше всего соответствует контексту.
5,12 Павел понимает, что только что сказанное им можно неверно истолковать как самохвальство. Он не хочет, чтобы кто-нибудь подумал, что он с удовольствием позволяет себе это! Поэтому он добавляет: «Не снова представляем себя вам», или «не расхваливаем себя снова». Здесь не имеется в виду, что он уже когда-то расхваливал им себя. Его обвиняли в этом вновь и вновь, и здесь он старается развеять их заблуждения на этот счет. Почему же он тогда так пространно защищал свое служение? Павел отвечает так: «…даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем».
Он не был заинтересован в том, чтобы расхваливать себя. Но он понимал, что лжеучителя резко критикуют его в присутствии коринфских святых. Он хотел, чтобы верующие знали, как отразить нападки на него, а потому давал им сведения, чтобы они могли защитить его от обвинений, выдвигаемых в их присутствии.
Он говорит, что его критики хвалятся лицом, а не сердцем (Ср. 1 Цар. 16,7). Другими словами, они больше стремились показать себя, свою наружность, а не внутреннюю искренность, чистоту и честность. Физическая внешность, или красноречие, или же кажущееся рвение означали для них все.
«Для людей, которых заботит внешнее, поверхностное является всем, а искренность сердца не значит ничего» («Избранное»).
5,13 На основании этого стиха можно подумать, что апостола обвиняли в безумстве, в фанатизме или различных формах расстройства рассудка. Он не отрицает, что живет в состоянии, которое Денни назвал «духовным напряжением». Он просто говорит, что если выходит из себя, то это для Бога. Все, что его критикам могло показаться безумием, на самом деле было глубокой, сердечной преданностью Богу. Его поглощала страсть к Божьему. Если же, с другой стороны, он был скромен, или в полном рассудке, то это ради коринфян. Короче говоря, в стихе сказано, что все в поведении Павла объясняется либо рвением ради Бога, либо заботой о благополучии ближних – верующих. В обоих случаях им движут вовсе не эгоистические побуждения. Могли ли сказать то же о себе его критики?
5,14 Никто из изучающих жизнь апостола не мог не изумиться: что же заставляло его служить так безустанно и самоотверженно? Здесь, в одном из лучших стихов во всех своих посланиях, он дает ответ: это любовь Христова.
Что здесь означает любовь Христова: Его любовь к нам или нашу любовь к Нему? Нет сомнения в том, что это Его любовь к нам. Единственная причина, благодаря которой мы вообще любим, в том, что Он первый возлюбил нас. Именно Его любовь объемлет нас, движет нами точно так же, как увлекает человека за собой окружающая его толпа покупателей в переполненном магазине. Павел, созерцая поразительную любовь, которую проявил к нему Христос, не может остаться в стороне от служения своему прекрасному Господу.
Умирая за всех, Иисус был нашим Представителем. Когда Он умер, все мы умерли в Нем. Как грех Адама стал грехом его потомства, так и смерть Христа стала смертью тех, кто верует в Него (Рим. 5,12-21; 1 Кор. 15,21-22).
5,15 На доводы апостола ничего нельзя возразить. Христос умер за всех. Почему Он умер за всех? Для того чтобы живущие верой в Него уже не для себя жили, но для Него. Спаситель умер за нас не для того, чтобы мы продолжали жить своей мелкой, эгоистичной жизнью так, как нам того хочется. Нет, Он умер за нас для того, чтобы отныне мы могли охотно, с радостной преданностью посвятить свою жизнь Ему.
Денни поясняет:
«Умирая нашей смертью, Христос проявил к нам такую безмерную любовь, что мы должны принадлежать Ему, и только Ему навсегда. Сделать нас Своими – вот цель Его смерти». (Denney, Second Corinthians, p. 199.)
5,16 Возможно, этот стих перекликается со стихом 12, где Павел говорил, что его критики хвалятся лицом, а не сердцем. Сейчас он снова поднимает этот вопрос, уча, что, когда мы приходим к Христу, рождается новое творение. Отныне мы не судим людей поземному, по-плотски, по внешности, руководствуясь рекомендациями людей или национальным происхождением. Мы видим в них драгоценные души, за которые умер Христос. Он также добавляет, что хотя знал Христа по плоти, то есть просто как человека, больше он Его так не знает. Другими словами, одно дело – знать Христа как своего соседа в деревне Назарет или даже как земного Мессию, и совсем другое дело – знать Христа в Его славе, сидящего сейчас одесную Бога. Сегодня мы знаем Господа Иисуса более близко и более истинно, чем те, кто знал Его, когда Он был на земле. Он более полно явил нам Себя через Слово, посредством Духа.
Дэвид Смит комментирует:
«Хотя когда-то апостол и разделял веру в иудейский идеал светского Мессии, сейчас он пришел к более возвышенной концепции. Христос для него был воскресшим и прославленным Спасителем, истинно узнаваемым не по плоти, а по духу, не через исторические предания, а через непосредственное и жизненно важное общение». (David Smith, более полных данных нет.)
5,17 Итак, кто во Христе, то есть спасен, тот новая тварь. До обращения о людях можно было судить по человеческим стандартам. Но сейчас все изменилось. Старые оценочные критерии ушли, теперь все новое. Этот стих особенно любят те, кто недавно родился свыше, также его часто цитируют в личных свидетельствах. Иногда при таком цитировании создается ложное впечатление. Слушателю может показаться, что старые привычки, дурные мысли, похотливые взгляды навсегда ушли в прошлое и все в жизни человека стало новым в буквальном смысле слова. Мы знаем, что это не так. В стихе описываются не дела верующего, а его положение. Обратите внимание на выражение «кто во Христе». Слова «во Христе» – ключ ко всему отрывку. Во Христе древнее прошло, теперь все новое. К сожалению, «во мне» не все это еще верно. Но я движусь вперед в христианской жизни, я хочу, чтобы мои дела все больше соответствовали моему положению. Однажды, когда вернется Господь Иисус, и то, и другое будет в полном согласии.
5,18 Все же от Бога. Он – Источник и Автор всего. Человеку нечем хвалиться. Все это от Бога, Который Иисусом Христом примирил нас с Собою и дал нам служение примирения.
Это великолепное изложение доктрины примирения можно найти в «Новом кратком библейском словаре»:
«Смертью Господа Иисуса на кресте Бог в Своей благодати уничтожил то расстояние, которым грех отделил от Него человека, для того чтобы через Христа всe могло предстать перед Ним угодным Ему. Верующие уже примирены через смерть Христову, чтобы предстать святыми, непорочными и незаслуживающими осуждения (новое творение). Бог был во Христе, когда Христос находился на земле, примиряя мир с Собою, а не вменяя людям в вину их преступления; но сейчас, когда любовь Божья была полностью явлена на кресте, свидетельство разошлось по миру, умоляя людей примириться с Богом. Конечная его цель – сделать человека угодным Богу». (A New and Concise Bible Dictionary, p. 652.)
5,19 Служение примирения объясняется здесь как весть о том, что Бог во Христе примирил с Собою мир. Это утверждение можно понять двояко, и оба толкования будут правильны с точки зрения Писания. Во-первых, мы можем подумать, что Бог был во Христе в том смысле, что Господь Иисус единосущ Богу. Это, конечно, верно.
Но мы можем понять это и так, что Бог во Христе примирил с Собою мир.
Другими словами, Он примирил с Собою мир, но сделал это в лице Господа Иисуса Христа.
Какое бы толкование мы ни приняли, истина остается ясной: решая проблему греха, Бог активно устранял причину разобщения, вставшего между Ним и человеком. Богу не требовалось примирения, однако человеку нужно было примириться с Ним.
Не вменяя людям преступлений их. При первом чтении может показаться, будто стих учит, что спасение всеобщее, что все люди спасаются благодаря свершенной Христом работе. Но такое учение полностью противоречило бы всему остальному Слову Божьему. Бог нашел способ, как не вменять людям их преступления, и хотя этот способ доступен всем, он эффективен только для тех, кто во Христе. Несомненно, преступления неспасенных будут им вменены, но с того момента, как эти люди доверятся Христу как Спасителю, они считаются праведными и грехи их стираются.
Помимо Своего дела примирения, Бог дал Своим людям слово примирения. Иначе говоря, Он доверил им великую честь идти и всюду, всем людям проповедовать эту славную весть примирения. Не ангелам Он доверил такое священное дело, а жалким, немощным людям.
5,20 В предыдущих стихах апостол сказал, что ему была дана весть примирения. Он был послан проповедовать эту весть человечеству. Мы можем предположить, что стихи с 5,20 по 6,2 содержат краткое изложение слова примирения. Другими словами, Павел дает нам услышать весть, которую он проповедовал неспасенным, странствуя по разным странам и частям света.
Важно увидеть вот что. Здесь Павел не предлагает коринфянам примириться с Богом. Они уже верят в Господа Иисуса. Но он говорит коринфянам, что эту весть он проповедует неспасенным, куда бы он ни шел.
Посол – это посланник государства, представляющий свое правительство в чужой стране. Павел всегда говорит о христианском служении как о возвышенном и исполненном достоинства призвании. Здесь он уподобляет себя посланнику, которого Христос прислал в мир, где мы живем. Он – глашатай Божий, и Бог увещевает через него. Это выражение кажется довольно-таки странным применительно к послу. Для нас необычно представить себе посла увещевающим, просящим, но в том и слава Евангелия, что в нем Бог в самом деле, преклонив колена, со слезами на глазах умоляет людей примириться с Ним. Если вражда продолжается, то это вражда со стороны человека. Бог уничтожил все преграды, препятствовавшие полному общению между Ним и человеком. Господь сделал все, что только мог. Сейчас человек должен сложить оружие сопротивления, прекратить свой упорный бунт и примириться с Богом.
5,21 Этот стих закладывает доктринальные основания для примирения. Как Бог сделал примирение возможным? Как Он может принять виновных грешников, приходящих к Нему с раскаянием и верой? Ответ такой: Господь Иисус успешно справился с проблемой наших грехов в целом, так что теперь мы можем примириться с Богом.
Другими словами, Бог сделал Христа для нас жертвой за грех – Христа, незнавшего греха, – чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом.
Мы должны остерегаться всякой мысли о том, что на кресте Голгофы Господь Иисус Христос стал в самом деле грешным. Такая мысль ложна. Наши грехи были возложены на Него, но в Нем их не было. На самом деле Бог сделал Его жертвой за грех от нашего имени. Когда мы доверяемся Ему, Бог считает нас праведными. Требования закона полностью удовлетворены принесением в жертву нашей Замены.
Как благословенна та истина, что не знавший греха был сделан для нас жертвой за грех, чтобы мы, не знающие праведности, в Нем сделались праведными перед Богом. Никаким языком смертных не выразить достаточной благодарности Богу за такую безграничную благодать.