Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Ефесянам
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 2221 Все тексты автора Уильям МакДональд
1 глава
I. ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО ВО ХРИСТЕ (Гл. 1- 3)
А. Приветствие (1,1-2)
1,1 Имя Павел означает «маленький». Хотя по своим физическим данным он, возможно, и подходил под это описание, его духовное влияние было огромным. Представляясь, он называет себя апостолом Иисуса Христа. Это значит, что от вознесшегося Господа он получил особое поручение. Павлу было поручено проповедовать Евангелие язычникам и учить о великой тайне – о Церкви (3,8-9). Так как в этом Послании речь идет прежде всего о Церкви – истине, которая была открыта лишь пророкам и апостолам (3,5), то вполне закономерно, что Павел называет себя апостолом. Это было отнюдь не проявление его гордыни, а объяснение того, на каком основании он имеет власть говорить на данную тему. На источник этой власти он указывает словами «волею Божиею». Павел не сам выбрал для себя это занятие. И никто из людей не поручал ему это. От начала и до конца это было призванием Божьим (Гал. 1,1).
Данное письмо адресовано находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе. Святые – это люди, отделенные от мира для Бога. Так НЗ называет всех возрожденных верующих. В своей основе это слово характеризует положение верующего во Христе, а отнюдь не то, что он собой представляет.
Во Христе все верующие – святые, хотя сами по себе они далеко не всегда святы. Так, например, Павел, обращаясь к коринфянам, называет их святыми, хотя из последующих строк ясно видно, что живут они далеко не свято. И тем не менее, Бог хочет, чтобы наше поведение соответствовало нашему положению, чтобы святые были святы.
И верным во Христе Иисусе. Слово «верный» означает «верующий» и поэтому служит описанием всех истинных христиан. Верующие, конечно же, должны быть верными и в смысле надежности, заслуживать доверия. Но основная мысль здесь другая: они признали Христа Иисуса своим единственным Господином и Спасителем.
В двух самых старых манускриптах слово «в Ефесе» опущено, хотя в большинстве рукописей оно присутствует.
Многие богословы считают, что это было циркулярное письмо, написанное христианским общинам в общем и передававшееся для чтения от одной общины к другой, а церковь в Ефесе была среди них самой известной. К счастью, это разночтение никак не влияет ни на вопрос о подлинности письма, ни на его ценность.
1,2 Далее следуют приветствия апостола. В отличие от приветствий в наши дни, каждое слово здесь наполнено глубоким духовным смыслом.
Благодать означает Божью помощь в повседневной жизни. Читатели этого письма уже были спасены благодатью Божьей, Его незаслуженной милостью к погибшим. Но теперь, сталкиваясь с жизненными проблемами, трудностями и скорбями, они нуждались в силе от Бога. Именно этого апостол и желает им здесь.
Мир означает покой духа во всех изменчивых жизненных обстоятельствах. В момент обращения святые уже обрели мир с Богом. Но изо дня в день они нуждались в мире от Бога, уравновешенности и покое, не зависящих от внешних обстоятельств и приходящих, когда мы все приносим Богу в молитве (Флп. 4,6-7).
Обратите внимание, что сначала следует благодать, а потом мир. Эта последовательность неизменна. Лишь после того, как благодать разрешила вопрос греха, можно обрести мир. Только благодаря силе, которую Бог незаслуженно дает верующему, он день за днем может познавать мир, мир совершенный при любых переменах в его жизни.
Слово «благодать» (charis) было типичным для греческого языка. Евреи использовали слово «мир» (евр.: shalom) в качестве приветствия. Соедините их в одно целое, и вы получите в миниатюре Евангелие для всего мира. Поставив их рядом друг с другом, мы получим и истину о новозаветной Церкви, которую Павел так ясно излагает в этом Послании: в Христе евреи и христиане слились в одно целое.
Благодать и мир приходят от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Павел, не колеблясь, ставит Господа Иисуса на один уровень с Богом Отцом: Сына он чтит так же, как Отца. Мы должны делать то же самое (Ин. 5,23). Давайте повнимательней присмотримся к замечательному сочетанию слов: «Бог, Отец наш». Первое из них – «Бог», взятое само по себе, заставляет нас думать о Том, Кто непостижимо высок и недоступен. Второе же – «Отец», наоборот, говорит о Том, Кто очень близок к нам и доступен. Добавьте к ним местоимение «наш», и вы получите изумительную истину: Бог, высокий и превознесенный, обитающий в вечности, становится любящим Отцом каждому, кто рождается свыше через веру в Господа Иисуса. Полное имя нашего Спасителя звучит так: Господь Иисус Христос. Как Господь, Он является полновластным Хозяином и Господином всего, что мы собой представляем и что у нас есть. Как Иисус, Он стал нашим Спасителем от греха. Как Христос, Он стал нашим помазанным Богом Пророком, Священником и Царем. Как много говорит Его имя каждому внимательному слушателю!
Б. Павел прославляет Бога за благословения благодати (1,3-14)
1,3 Вслед за кратким приветствием апостол возвышает голос в изумительном гимне хвалы, ставшем одной из величественнейших вершин среди новозаветных песен поклонения. Его слова идут от сердца, переполненного восторгом и благодарностью Богу за благословения благодати. В этих стихах (3-14) Павел описывает Божью деятельность по спасению людей, начиная с прошедшей вечности через время и до вечности будущей. При этом нельзя обойти молчанием и тайну Божьей воли – верующие евреи и язычники стали участниками этого славного наследия.
Павел начинает с призыва ко всем, кто знает Бога, благословить Его, то есть доставить Ему радость своей хвалой, любовью и поклонением. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа». Иногда Иисус, обращаясь к Богу, называл Его Богом (Мф. 27,46). Иногда же Он говорил о Нем, как об Отце (Ин. 10,30). Бог благословляем, но одновременно и благословляет. Мы благословляем Его, восхваляя; Он благословляет нас и несет радость нашим сердцам, осыпая богатствами Своей благодати.
Он благословил нас во Христе всяким духовным благословением в небесах. Рассмотрим пирамиду благодати:
благословение;духовное благословение;всякое духовное благословение;всякое духовное благословение;в небесах;всякое духовное благословение;в небесах во Христе.
Обратите внимание прежде всего на то, сколь щедры и сердце Его, и рука – всякое духовное благословение, а также на то, что это духовные благословения. Нам будет легче понять их сущность, если мы сравним их с благословениями Израиля под законом. В ВЗ наградой верному еврею была долгая жизнь, большая семья, обильный урожай и защита от врагов (Втор. 28,2-8). Благословения же христианства, напротив, духовные, то есть они относятся к ценностям нематериальным, невидимым и непреходящим.
Да, святые ВЗ тоже наслаждались некоторыми духовными благословениями, но, как мы увидим, сегодня христианам доступны благословения, неведомые раньше.
Наши благословения – в небесах. Это не материальные благословения на земле, а духовные и в небесах. Слово «небеса» встречается в Ефесянам пять раз:
1,3 – Сфера нашего духовного благословения.
1,20 – Место, где Христос сидит на престоле.
2,6 – Место, где мы сидим на престоле во Христе.
3,10 – Место, откуда Ангелы созерцают Божью мудрость, явленную в Церкви.
6,12 – Область, из которой исходят злые духи, с которыми мы ведем борьбу.
Объединив все это, мы получим истинно библейское определение, что такое небеса. По словам Унгера, они – «сфера, где положение верующего и все, что встречается ему на жизненном пути, обусловлено его союзом с Христом через крещение Духом». Все духовные благословения – во Христе.
Именно Он обеспечил их нам Своим делом, завершенным на Голгофе. Через Него они стали доступны нам. Все, что у Бога есть для верующего, сокрыто в Господе Иисусе. И для того чтобы получить благословения, мы должны верою соединиться со Христом. В тот самый момент, когда человек начинает пребывать во Христе, он становится их обладателем. Чафер пишет: «Быть во Христе, а это удел всех спасенных, означает иметь часть во всем, что Христос совершил, во всем, что Он есть, и во всем, чем Он когда-либо будет». (Lewis Sperry Chaffer, The Ephesian Letter, p. 74.)
«Во Христе» – одно из ключевых слов Послания к Ефесянам. В НЗ есть две тесно взаимосвязанные истины – истина о положении верующего и истина о его образе жизни.
Сначала – о положении верующего. Все, живущие в этом мире, находятся или в Адаме, или во Христе. В Адаме – значит во грехе, поэтому над такими людьми тяготеет осуждение Божье. Сами по себе они не в состоянии угодить Богу, заслужить Его благосклонность. С Богом их ничего не связывает, и, получи они то, что заслуживают, они погибли бы навеки.
Когда человек рождается свыше, Бог уже не смотрит на него как на заслуживающее осуждения дитя Адама. Вместо этого Он видит его во Христе и на этом основании принимает.
Это очень важно. Верующий грешник получает доступ к Богу не за свои заслуги, а потому, что он – во Христе.
Находясь во Христе, он предстает перед Богом облеченный в совершенство Самого Христа. И он будет пользоваться благосклонностью и одобрением Бога до тех пор, пока ими пользуется Христос, то есть вечно.
Итак, положение верующего – это то, каков он во Христе. Но у медали есть и обратная сторона – его образ жизни. Это то, каков он сам по себе. Его положение совершенно, но его образ жизни далек от совершенства. Бог же хочет, чтобы образ жизни верующего все больше соответствовал его положению. Это соответствие будет полным лишь тогда, когда он уйдет на небеса. Но процесс освящения, духовного роста, когда верующий все больше и больше походит на Христа, не должен прекращаться все время, пока он живет на земле.
Поняв разницу между положением верующего и его образом жизни, нам уже нетрудно согласовать такие, казалось бы, противоречащие друг другу утверждения:
Верующие совершенны (Евр. 10,14) | Верующие должны быть совершенны (Мф. 5,48) |
Верующие умерли для греха (Рим. 6,2) | Верующие должны почитать себя мертвыми для греха (Рим. 6,11) |
Верующие – святой народ (1 Пет. 2,9) | Верующие должны быть святы (1 Пет. 1,15) |
Первая колонка говорит о положении, вторая – об образе жизни. Послание Павла к ефесянам можно разделить на две части, отражающие эту истину: наше положение – какие мы во Христе (гл. 1-3); наш образ жизни – какими мы должны быть сами по себе (гл. 4-6). В первой половине излагается вероучение, во второй – наши обязанности. В первых трех главах наше положение часто описывается словами «во Христе», «во Христе Иисусе», «в Нем» и «в Котором». В последних трех главах слово «в Господе» часто используется для описания наших обязанностей перед Христом, как нашим Господином. Кто-то сказал, что в первой части читатель видит верующего на небесах во Христе, во второй – созерцает его на кухне.
Теперь мы готовы рассмотреть некоторые духовные благословения в небесах, которые принадлежат нам во Христе.
1,4 Первое – так называемое избрание. «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви».
Обратите внимание, что сначала об избрании говорится как о неоспоримом факте: «Он избрал нас». Потом идет позиционный аспект этой истины: «в Нем», а именно в Личности и деле Господа Иисуса были осуществлены все планы Бога для Своего народа. О времени этого избрания говорят слова «прежде создания мира». Цель его: чтобы мы были святы и непорочны пред Ним
в любви. Эта цель будет достигнута лишь тогда, когда мы придем к Нему на небеса (1 Ин. 3,2), но постоянно продвигаться к ней мы должны уже здесь, в этом мире.
Молитва: «Господи, сделай меня святым сейчас, поскольку это и есть Твоя конечная цель. Аминь».
БОЖЬЕ ИЗБРАНИЕ
Человеческий разум не в состоянии полностью понять доктрину об избрании, а поэтому мы должны более подробно рассмотреть, что говорит по этому поводу Библия (и чего она не говорит).
С одной стороны, она учит, что Бог действительно избирает людей к спасению (2 Фес. 2,13). К верующим она обращается как к «избранным по предведению Бога» (1 Пет. 1,2). О том, избраны они или нет, люди могут судить по своему отклику на Евангелие: избраны все, кто его слышит и ему верит (1 Фес. 1,4-7).
С другой стороны, Библия нигде не говорит, что Бог избирает людей к погибели. То, что Он избирает одних к спасению, еще не означает, что других Он по Своему произволу посылает в погибель. Он никогда не осуждает на смерть тех, кто заслуживает спасение (ибо таковых нет), но спасает некоторых из тех, кто заслужил осуждение.
Описывая избранных, Павел говорит о них как о сосудах милосердия, которые Бог приготовил к славе (Рим. 9,23); о погибших же он говорит просто: «сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим. 9,22). Бог готовит сосуды милосердия к славе, но Он не готовит людей к уничтожению, они сами делают это своим неверием.
Доктрина об избрании позволяет Богу быть Богом. Он суверенен, то есть может поступать так, как Ему угодно, хотя любая несправедливость Ему отвратительна. Если бы Бог оставил людей в покое, они бы все погибли. Есть ли у Него право проявить милосердие к некоторым из них?
Но это еще не все. Та же самая Библия, которая говорит о суверенности избрания, говорит и об ответственности человека. Никто не сможет, отвергая спасение, искать оправдание в доктрине об избрании. Бог честно предлагает спасение всем людям повсюду (Ин. 3,16; 3,36; 5,24; Рим. 10:9,13). Любой может спастись, покаявшись в своих грехах и уверовав в Господа Иисуса Христа. Следовательно, если человек идет в погибель, то только потому, что сам ее выбирает, а не потому, что этого хочет Бог.
Дело в том, что одна и та же Библия учит и об избрании, и о спасении, которое дается всем принимающим его. Обе доктрины ясно изложены в одном стихе: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6,37). В первой половине стиха говорится о Божьем суверенном избрании; во второй же Иисус всем предлагает спасение.
Как может Бог избирать кого-то, при этом предлагая всем спасение даром? Это действительно великая тайна. Но тайна для нас, а не для Бога. Самым разумным для нас будет верить в обе доктрины, поскольку Библия учит обеим. Нам не найти истины где-то между избранием и свободной волей человека, она – лишь в обеих крайностях. У. Дж. Блэйки так суммирует вышесказанное:
«И Божественный суверенитет, и ответственность человека, и благодать, предложенная всем и даром, – все это есть в Писании. Хотя наша логика и бессильна привести их к гармонии, в нашем разуме для каждого из них должно быть место». (W.G. Blaikie, «Ephesians», Pulpit Commentary, XLVI:3.)
1,5 Второе духовное благословение из сокровищницы Божьей благодати – предопределение. Оно хоть и связано с избранием, но далеко не то же самое. Избрание говорит о выборе Богом людей к спасению. Предопределение же стоит на ступеньку выше: оно говорит, что Бог решил усыновить всех, кто будет спасен. Он мог бы просто спасти нас, не усыновляя, но решил сделать и то, и другое.
Многие переводы соединяют последнее слово стиха 4 со стихом 5: «в любви предопределив».
Это напоминает нам о той уникальной любви, которая побудила Бога поступить с нами так милостиво. Во фразе «предопределив усыновить нас» говорится об усыновлении. В НЗ «усыновить» означает принять верующего в Божью семью в качестве взрослого сына, обладающего всеми соответствующими правами и обязанностями (Гал. 4,4-7). Дух усыновления влагает в сердце верующего желание, обращаясь к Богу, называть Его Отцом (Рим. 8,15).
Наше усыновление – через Иисуса Христа. Пока мы были в грехе, Бог никоим образом не мог дать нам эту близость к Себе. Тогда в этот мир пришел Иисус; Своей смертью, погребением и воскресением Он решил вопрос греха, полностью удовлетворив Бога. Именно на основе непостижимой ценности Его жертвы на Голгофе Бог может нас усыновить.
И все это – по благоволению Его воли. Это суверенный мотив, кроющийся за нашим предопределением. Это ответ на вопрос: «Почему Он так сделал?» Просто потому, что на это было Его благоволение. Он не мог познать удовлетворения до тех пор, пока не окружил Себя сыновьями, преображенными в образ Его единородного Сына и подобными Ему навечно.
1,6 «В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном». Указав на благодать Бога сначала в нашем избрании, а потом в предопределении к усыновлению, Павел прерывает свои размышления рефреном, который является одновременно восклицанием, объяснением и призывом. Это восклицание – дух захватывает при виде необыкновенной славы такой благодати. Это объяснение того, что цель и результат благодати, проявленной Богом по отношению к нам, – это Его собственная слава. За такую непревзойденную милость Ему по праву причитается поклонение во всей вечности. На каких условиях она нам оказана? Он (даром) облагодатствовал нас. Кто получатель этой благодати? Мы. Канал Его благодати? В Возлюбленном. Это, наконец, и призыв. Павел говорит: «Будем хвалить Его и славить за славную благодать!» Давайте же сделаем это, прежде чем пойдем дальше!
Великий Бог чудес! Все Твои путиОтражают Твои Божественные качества,Но блистающая слава Твоей благодатиСияет ярче других Твоих чудес.Кто так же милостив, как Ты?И чья благодать столь же щедра и доступна?
(Сэмюел Дэвис)
1,7 Следя за развитием Божьего предвечного плана для Своего народа, мы подошли теперь к факту искупления. Под этим мы подразумеваем тот аспект дела Христа, благодаря которому мы были освобождены от оков греха и гнета вины и вступили в свободную жизнь. Господь Иисус – Искупитель. Мы – искупленные. Его Кровь – уплаченная за это цена; чего-то менее ценного было бы недостаточно.
Один из результатов искупления – прощение грехов. Прощение – не то же самое, что искупление; оно – один из его плодов. Прежде, чем грехи могли быть прощены, Христос должен был заплатить за них полную цену. Это было сделано на кресте. В тот момент самая требовательная справедливость была удовлетворена, и милосердие могло распахнуть свои объятия.
О размере нашего прощения говорят слова «по богатству благодати Его».
Если нам под силу измерить богатства Божьей благодати, то мы можем измерить и сколь полно Его прощение. Его благодать безгранична! Таково же и Его прощение!
1,8 Именно в благодати Он избрал нас, предопределил и искупил. Но это еще не все. Эту же благодать Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении. Это означает, что Он милостиво открыл нам Свои планы и цели. Он хочет, чтобы мы обрели мудрость и постигли суть Его планов для Церкви и вселенной. Поэтому Он доверил нам Свои тайны, показал ту великую цель, к которой движется вся история.
1,9 Павел теперь объясняет, как именно Бог дал нам всякую премудрость и разумение, – Он открыл нам тайну Своей воли. Именно это и является основной темой данного Послания – славная истина о Христе и Церкви. Эта истина названа тайной не потому, что она так загадочна, но потому, что она – священный секрет, раньше никому не доступный, но теперь открытый святым. Этот славный план берет свое начало в суверенной воле Бога, и внешние факторы не играют здесь абсолютно никакой роли: все было по Его благоволению. И главное действующее Лицо этого плана – Господь Иисус Христос; на это указывают слова «которое Он прежде положил в Нем».
1,10 Теперь Павел начинает более подробно объяснять тайну Божьего плана, и в этой главе он особое внимание уделяет аспекту тайны, имеющему отношение к будущему. Главы 2 и 3 прольют больше света на тот ее аспект, который связан с настоящим. На время, которое имеет в виду Павел, указывает фраза «устроение («распределение», греч. «оikonomia») полноты времен». Как мы понимаем, это относится к Тысячелетнему Царству, когда Иисус вернется, чтобы царствовать на земле как Царь царей и Господь господствующих. Для последней эры в истории человечества на этой земле у Бога есть особый план управления делами. Этот план – соединить все под главою Христом.
В Тысячелетнем Царстве Христос будет стоять над совокупностью всего земного и небесного. Спаситель, ныне отвергнутый и непризнанный, станет Господином всего, вся вселенная преклонится перед Тем, Кто стоит превыше всех. Это и есть Божья цель – поставить Христа в Его Царстве Главой над всем земным и небесным.
О том, насколько велика будет власть Христа, говорят слова «все небесное и земное». Беллетт пишет:
«Это тайна, неведомая раньше никому. У пророка Исаии мы читаем о том, как прекрасна будет земля в Тысячелетнем Царстве; но разве кто-нибудь описал небеса Тысячелетнего Царства под главенством Христа? Сказал ли Исаия хоть слово о том, что все небесное и земное соединится под главенством Сына Человеческого?» (John G. Bellett, Brief Notes on the Epistle to the Ephesians, pp. 6-7.)
Стих 10 иногда кладут в основу лжеучения о всеобщем спасении, так как он якобы говорит, что в конце концов все и вся будут возрождены и примирятся во Христе. Но это не имеет никакого отношения к стиху. Павел говорит о господстве над вселенной, а не о вселенском спасении!
1,11 Один из немаловажных аспектов этой тайны тот, что и верующие евреи, и верующие язычники участвуют в грандиозной программе Бога.
Апостол говорит об этой тайне по отношению к иудейским верующим в стихах 11-12, по отношению к верующим из язычников в стихе 13 и затем соединяет их вместе в стихе 14.
Что касается христиан еврейского происхождения, то, как пишет Павел, в Нем мы и сделались наследниками. Их право на долю в наследстве проистекает не из бывших привилегий израильского народа, а исключительно из их единства со Христом. Наследство здесь указывает на тот момент, когда они и все истинные верующие будут явлены изумленному миру как Тело Христа, как Невеста Агнца.
От самой вечности этим христианам из иудеев суверенной волей Бога было определено занять это почетное место, они были предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей.
1,12 Бог предназначил их к этому, дабы они могли послужить к похвале славы Его. Другими словами, они – трофеи Его благодати, на своем примере показывающие, что Бог может сделать из такого непривлекательного исходного материала, и этим воздающие Ему славу!
О себе и других верующих иудеях апостол говорит, как о тех, кто ранее уповал на Христа. Это верующий остаток иудеев, откликнувшийся на призыв Евангелия на заре христианства.
Первыми Благую Весть услышали иудеи. Большая часть народа израильского категорически ее отвергла. Но праведный остаток уверовал в Господа Иисуса. В его числе был и Павел.
Когда Иисус вновь придет на эту землю, все будет по-другому. Тогда народ израильский будет смотреть на Него, Которого пронзили, и рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне (Зах. 12,10). «И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11,26).
Павел и его современники – христиане из иудеев – уверовали в Мессию раньше, чем весь остальной народ израильский. Поэтому апостол и говорит, что они ранее всех начали уповать на Христа.
Те, кто предуповал на Христа, будут вместе с Ним царствовать над этой землей. Все остальные люди будут земными подданными в Его Царстве.
1,13 Теперь от христиан – иудеев по рождению – Павел переходит к тем, кто родился язычниками; на это указывает местоимение «вы», сменившее «мы». Те из язычников, кто обрел спасение, имеют часть в тайне Божьей воли наравне с иудеями. Поэтому апостол и прослеживает здесь шаг за шагом путь, по которому ефесяне и другие язычники были приведены в единство со Христом.
Они услышали Евангелие. Они уверовали в Христа. Они были запечатлены обетованным Святым Духом.
Прежде всего они услышали слово истины, благовествование своего спасения. В сущности это относится к Благой Вести спасения по вере в Господа Иисуса. В более широком смысле это включает все учения Христа и апостолов.
Услышав эту весть, они полностью отдали себя в руки Христа через решающий акт веры. Единственно истинным объектом веры является Господь Иисус. Спасение можно обрести лишь в Нем.
Уверовав, они тут же были запечатлены обетованным Святым Духом. Это означает, что каждый истинно верующий получает Духа Божьего в знак того, что он принадлежит Богу и что Бог будет хранить его вплоть до момента получения верующим прославленного тела.
На небесах, как и в мире юристов, печать свидетельствует о нахождении предмета в чьей-то собственности и в безопасности. Живущий в нас Дух ставит на нас клеймо «собственность Бога» (1 Кор. 6,19-20) и гарантирует нашу сохранность вплоть до дня искупления (Еф. 4,30).
Наша печать носит имя обетованного Святого Духа. Прежде всего Он – Дух Святой, и таков Он Сам по Себе.
Потом Он – Дух обетованный. Он был обещан Отцом (Иоил. 2,28; Деян. 1,4) и Господом Иисусом (Ин. 16,7). К тому же Он – гарант того, что все Божьи обещания верующим будут исполнены.
Стих 13 завершает первое из многих упоминаний Троицы в этом Послании: Бог Отец (ст. 3), Бог Сын (ст. 7), Бог Дух (ст. 13).
1,14 Снова Павел меняет местоимение. Соединив «мы» (стихи 11 и 12) с «вы» (стих 13), он получает «наш» (стих 14). Этот искусный литературный прием намекает на то, что будет полностью объяснено в главах 2 и 3 – объединение верующих иудеев и верующих язычников для образования нового организма – Церкви.
Святой Дух – залог нашего наследия. Это как первый взнос, заверяющий, что будет выплачена вся сумма полностью. От полного взноса он отличается не по качеству, а по количеству. Как только мы обретаем спасение, Дух Святой начинает открывать те богатства, которые принадлежат нам во Христе. Он дает нам предвкушение грядущей славы. Но как мы можем быть уверены, что однажды получим все наследство полностью? Залог этого – Сам Святой Дух.
Как печать, Он гарантирует, что мы, ожидая наследства, находимся в полной безопасности. Как залог, Он гарантирует, что ожидающее нас наследство находится в полной безопасности.
Дух – залог искупления удела. Залог указывает на грядущее полное искупление, подобно как первые плоды указывают на грядущий урожай. Дух перестанет играть роль залога, когда удел будет искуплен. Но что Павел подразумевает под уделом?
1. Он может подразумевать наше наследство. Все, что есть у Бога, через Господа Иисуса принадлежит нам: мы – наследники Бога и сонаследники со Христом (Рим. 8,17; 1 Кор. 3,21-23). Вся вселенная была осквернена вошедшим в нее грехом и нуждается в очищении и примирении (Кол. 1,20; Евр. 9,23). Когда Христос придет на эту землю, чтобы царствовать, стенающее творение будет освобождено от рабства тлению в славную свободу детей Божьих (Рим. 8,19-22).
2. Под уделом Павел может иметь в виду тело верующего. Наши дух и душа были искуплены в тот момент, когда мы уверовали, искупление же тела – дело будущего. То, что мы страдаем, стареем и умираем, доказывает, что наши тела еще не искуплены. Когда Христос вернется (1 Фес. 4,13-18), наши тела преобразятся и станут сообразны Его славному телу (Флп. 3,21). Тогда они будут искуплены полностью и навеки (Рим. 8,23).
3. Наконец, удел может относиться и к Церкви (1 Пет. 2,9: «…люди, взятые в удел»). В этом случае ее искупление указывает на грядущее восхищение, когда Христос представит ее Себе славной Церковью, без пятна, без порока и чего-нибудь подобного (Еф. 5,27). Некоторые считают, что здесь в удел могли быть включены и ветхозаветные святые.
Какого бы взгляда мы ни придерживались, конечный результат искупления все тот же – похвала Его славы. Тогда изумительный Божий план для Своего народа будет полностью завершен и отовсюду будет постоянно звучать хвала Его имени. Трижды в этой главе Павел напоминает нам, что главная цель и неизбежный результат всех действий Бога – Его прославление.
В похвалу славы благодати Своей (ст. 6).
Дабы нам послужить к похвале славы Его (ст. 12).
В похвалу славы Его (ст. 14).
В. Павел благодарит за святых и молится о них (1,15-23)
1,15 В стихах с 3 по 14 (как и в греческом оригинале, одно предложение) апостол проследил захватывающее развитие плана Божьего от предвечности до вечности будущей. Он коснулся некоторых из внушающих наибольшее благоговение мыслей, которые могут занять наш ум, мыслей столь возвышенных, что Павел делится с читателями своей молитвой о даровании им духовного просвещения в этих вопросах. Он искренне желает, чтобы они по достоинству оценили свои славные преимущества во Христе и ту непостижимую власть, которая была нужна, чтобы дать Христа Церкви как Главу всего творения.
Вступительное «поэтому» – мостик, перекинутый от приведенного в стихах 3-14 описания всего, что Бог уже сделал и еще сделает для тех, кто стал членами Тела Христа.
«…Я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым». Лишь получив эту информацию, Павел мог быть уверен, что его читатели обладают только что описанными благословениями; это и побудило его молиться о них. Вера во Христа Иисуса привнесла в их жизнь чудо спасения. Любовь ко всем святым показала преобразующую реальность их обращения.
Те из богословов, кто сомневается, что это Послание было адресовано только ефесянам, усматривают в этом стихе подтверждение своих взглядов.
Павел пишет, что услышал о вере своих читателей, как если бы никогда не был знаком с ними лично. Но в Ефесе он провел, по крайней мере, три года (Деян. 20,31). Поэтому некоторые приходят к выводу, что это письмо адресовалось нескольким поместным церквам и ефесская была лишь одной из них.
К счастью, эти разногласия никак не влияют на те уроки, которые мы можем извлечь из этого стиха. Мы, например, видим, что Христос представлен здесь как истинный объект веры: ваша вера во Христа Иисуса. Павел не говорит, что мы должны верить в кредо, в церковь или христиан. Спасающая вера – вера в воскресшего и вознесшегося Христа, сидящего по правую руку от Бога.
Следующий урок заключен во фразе «любовь ко всем святым». Наша любовь не должна ограничиваться рамками нашей деноминации, но течь полноводным потоком ко всем, кто был очищен Кровью Христа, ко всем братьям по вере.
Третий урок мы находим в сочетании веры и любви. Некоторые люди говорят, что у них есть вера, но любви в их жизни днем с огнем не найти. Другие очень любвеобильны, но не видят необходимости верить в Христа. В истинном христианстве правильное учение сочетается с правильным образом жизни.
1,16 Вера и любовь верующих побудили Павла воздать за них хвалу Господу и непрестанно о них молиться. Об этом очень хорошо сказал Скрогги:
«Благодарность – за уже заложенное основание, моление – о продолжающемся строительстве. Благодарность – за прошлые достижения, моление же – об успехах в будущем. Благодарность – за все, что у них есть сейчас, моление – о возможностях, приготовленных для них Богом».
1,17 Это великая привилегия – получить возможность заглянуть в молитвенную жизнь человека Божьего. В этом Послании такая возможность предоставляется нам дважды – здесь и в 3,14-21. Здесь он молит о духовном просвещении, там – о духовной силе.
Здесь молитва адресуется Богу, там – Отцу. Но в обоих случаях молитва Павла была непрестанна, конкретна, отражала актуальные нужды людей.
Здесь молитва обращена к Богу Господа нашего Иисуса Христа, Отцу славы.
Выражение «Отец славы» может означать, что Бог:
1. Источник всей славы.
2. Тот, Кому принадлежит вся слава.
3. Отец Иисуса Христа, Который является проявлением Божьей славы.
Далее Павел просит, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его. Святой Дух – Дух мудрости (Ис. 11,2) и откровения (1 Кор. 2,10). Так как Он живет в каждом верующем, то молиться о даровании Его Личности нет нужды; принять они должны особую меру просвещения от Него.
Откровение имеет отношение к передаче знаний, мудрость – к правильному их использованию в жизни. Апостол пишет не о знании вообще, а о конкретном познании (греч. еpignosis) Его. Он хочет, чтобы у верующих было глубокое, духовное и основанное на опыте познание Бога – то знание, которое приобретается не усилиями разума, а благодаря милостивому служению Святого Духа.
Дэйл поясняет:
«У христиан из Ефеса уже было духовное просвещение, иначе бы они не были христианами; но Павел молится, чтобы Божественный Дух, живущий в них, сделал их зрение еще лучше, еще острее, так чтобы Божья сила, любовь и величие могли открыться им намного полнее. Может быть, в наши дни, когда человек делает множество открытий в менее важных областях, открытий столь захватывающих и потрясающих, что даже у христиан они вытесняют интерес к проявлению Бога во Христе, церкви как никогда надо молиться, чтобы Бог даровал ей Духа премудрости и познания. Если Он ответит на эту молитву, то мы уже не будем ослеплены блеском знания о вещах видимых и преходящих, ибо его затмит не знающая пределов слава вещей невидимых и вечных». (R.W. Dale, The Epistle to the Ephesians; Its Doctrines and Ethics, p. 133.)
1,18 Мы видели, что источник духовного просвещения – Бог, его канал – Святой Дух, а главная цель – полное познание Бога. Теперь мы переходим к органам просвещения – «просветил очи сердца вашего».
Это образное выражение учит нас, что правильное понимание истин о Боге зависит не от остроты ума, а от чуткости сердца. Любовь здесь стоит на одном уровне с логикой. Бог открывает Себя тем, кто Его любит. Это дает прекрасные возможности каждому верующему, ведь даже если у нас не у всех острый интеллект, у нас у всех могут быть любящие сердца.
Затем Павел называет три области духовного познания, о которых он просит для святых:
1) надежда призвания Его;
2) богатство славного наследия Его для святых;
3) безмерное величие могущества Его в нас, верующих.
Надежда Его призвания указывает в будущее, имея в виду тот конечный удел, который Он уготовил нам, когда призвал нас. Это включает и тот факт, что мы вечно будем с Христом и уподобимся Ему. Мы будем представлены вселенной как сыны Бога и будем царствовать вместе с Ним как Его Невеста без пятна и порока. Это – наша надежда, но не в том смысле, что у нас есть хоть какие-то сомнения в этом, а в том, что данный аспект нашего спасения относится к будущему и мы еще ждем его исполнения.
Богатство славного наследия Его для святых – еще одна необозримо огромная область, ждущая исследователей-христиан. Обратите внимание, в какой последовательности Павел располагает слова, стремясь создать впечатление необъятности и величия:
наследие Его;
наследие Его для святых;
славное наследие Его для святых;
богатство славного наследия Его для святых.
Есть два толкования этой фразы, а поскольку значение их одинаково важно, мы приведем их оба. Согласно первому, Его наследие – это святые, и именно их Он считает бесценным сокровищем. О верующих в НЗ говорится, как о людях, взятых Им в удел (Тит. 2,14; 1 Пет. 2,9). И то, что отвратительные, недостойные грешники, спасенные во Христе, вообще смогли занять в сердце Бога такое место, что Он назвал их Своим наследием, – не что иное, как непостижимая благодать.
Вторая точка зрения такова: под наследием имеется в виду все, что мы унаследуем, а это, коротко говоря, вся вселенная, которой будет править Христос, а вместе с Ним и мы, Его Невеста. Если мы действительно по достоинству оценим богатство славы того, что Он приготовил для христиан, все прелести и удовольствия этого мира превратятся для нас в ничто.
1,19 Третье, о чем просит Павел: чтобы святые по достоинству оценили то могущество, которое проявил Бог, чтобы это все осуществилось: как безмерно величие могущества Его в нас, верующих.
Ф. Б. Мейер пишет: «Это – могущество. Это – Его могущество. Это – великое могущество, чего-то меньшего было бы недостаточно. Это – безмерно великое могущество, недосягаемое ни для какого, даже самого смелого, полета мысли». (F.B. Meyer, Key Words of the Inner Life, p. 93.)
Это то могущество, которое Бог пустил в ход для нашего искупления, которое Он использует для нашей сохранности и которое Он еще использует для нашего прославления. Льюис Сперри Чафер пишет:
«Павел хочет, чтобы верующий застыл, пораженный величием могущества, задействованного для достижения всего, что наметил для него Бог в соответствии со Своим делом избрания, предопределения и суверенного усыновления». (Chafer, Ephesian Letter, p. 57.)
1,20 Для того чтобы еще раз подчеркнуть необъятность этого могущества, апостол описывает самое великое из его проявлений, когда-либо виденное этим миром. Именно эта сила воскресила Христа из мертвых и посадила одесную Бога. Мы бы, наверное, решили, что самым ярким проявлением Божьего могущества было сотворение мира. Или то, как Он спас Свой народ, проведя его через Чермное море. Но нет! НЗ учит, что больше всего Божественной энергии понадобилось именно для воскресения и вознесения Христа.
Почему? Сатана бросил в бой все свои легионы, пытаясь помешать осуществлению Божьего плана, замуровав Христа в гробнице или же препятствуя Ему, воскресшему, вознестись.
Но Бог восторжествовал над всяким сопротивлением. Воскресение и прославление Христа нанесли сокрушительное поражение сатане и легионам ада, явив вселенной изумительное зрелище всепобеждающей силы.
Никто не в состоянии описать это могущество. Павел, чтобы передать мощь силы, пущенной в ход ради нас, заимствует несколько понятий из словаря динамики: по действию силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых. Кажется, что слова сгибаются под тяжестью этой идеи. Вряд ли нам стоит рассматривать их по отдельности; достаточно просто восхищаться огромностью этой силы и славить Бога за Его всемогущество!
Мейер восклицает:
«Это возвышение было изумительно! Из могилы смерти – к престолу вечного Бога, Кто один лишь бессмертен. Из тьмы гробницы – к ослепительному свету. Из этого маленького мира – к центру жизни вселенной. Пусть ваша вера, переступая все границы, оценит размеры этой неизмеримо огромной пропасти. И тогда склонитесь в восхищении перед этой силой, которая перенесла нашего Господа через эту пропасть». (Meyer, Key Words, p. 93.)
Что касается Писаний, то воскресение Христа было первым событием такого рода в истории человечества (1 Кор. 15,23). И другие воскресали из мертвых, но они снова умирали. Господь Иисус был первым, Кто воскрес в силе бесконечной жизни. После того как Христос воскрес и вознесся, Бог посадил Его одесную Себя на небесах.
Место по правую руку от Бога говорит о великой привилегии (Евр. 1,13), власти (Мф. 26,64), превосходстве (Евр. 1,4), блаженстве (Пс. 15,11) и господстве (1 Пет. 3,22).
Далее это место описывается как находящееся на небесах, а значит в эту фразу включено и место обитания Бога. Именно здесь находится сегодня Господь Иисус в теле из плоти и костей в буквальном смысле слова, в прославленном теле, которое уже не может умереть. Там, где сегодня Он, скоро будем и мы.
1,21 Затем положение прославленного Искупителя описывается, как находящееся превыше всякого Начальства и Власти, и Силы и Господства, и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем. Господь Иисус стоит выше всех правителей и властей, человеческих и ангельских, сейчас и вовеки.
На небесах есть ангелы различного ранга, и злые, и добрые. Все они имеют определенную власть. Кого-то из них можно сравнить, например, с президентом страны, кого-то с губернатором области или мэром города. Но как бы ни были велики их власть, сила, авторитет и господство, Христос стоит превыше их всех.
Это относится не только к тому веку, в котором мы живем, но и к веку грядущему, то есть к Тысячелетнему правлению Христа на земле. Тогда Он будет Царем над всеми царями и Господином над всеми господами. Он будет вознесен над всеми сотворенными существами, абсолютно всеми, без единого исключения.
1,22 Более того, Бог все покорил под ноги Его. Это значит, что господствовать Он будет не только над людьми и ангелами, но и над всем остальным творением, живым и неживым. Автор Послания к Евреям напоминает нам, что ныне «еще не видим, чтобы все было Ему покорено» (Евр. 2,8). Это действительно так. Хотя господство над вселенной и находится в руках Христа, Он все еще не начал осуществлять Свое право. Люди, например, до сих пор восстают против Него, противятся Ему и отвергают Его. Но Бог постановил, что Его Сын будет безраздельно править миром, и мы можем быть в этом уверены так же, как если бы видели это собственными глазами уже сейчас.
То, что следует дальше, просто невероятно. Именно Его, Того, в чьих израненных гвоздями руках сосредоточена неограниченная власть над вселенной, Его, прославленного, Бог дал Церкви! Здесь Павел открывает нам совершенно поразительный аспект тайны Божьей воли; шаг за шагом подводил он читателя к этому решающему заявлению. Он очень наглядно описывает воскресение, вознесение и господство Христа. И когда наши сердца еще замирают от благоговения при мысли об этом прославленном Господе, апостол говорит: «Именно в этом качестве Господина всего Христос и был дан Церкви».
При поверхностном чтении может показаться, что в этом стихе речь идет о Христе как о Главе Церкви. Хотя это и правда, на самом деле смысл стиха намного глубже. Павел говорит, что Церковь тесно связана с Тем, Кому дана власть над всем миром.
Из стиха 21 мы узнали, что Христос стоит намного выше всех земных и небесных созданий в этом веке и в будущем. В первой половине стиха 22 говорится, что все живое и неживое покорено под Его ноги. Теперь же мы узнаем, что Церковь уникальным образом призвана быть тесно связанной с Ним в Его не знающем границ владычестве. Церковь будет править вместе с Ним. Все остальное творение будет под Его господством.
1,23 Из заключительного стиха главы 1 мы узнаем, насколько тесно это взаимоотношение Христа и Церкви. Нам дано два образа: 1) Церковь есть тело Его; 2) она – полнота Наполняющего все во всем.
В мире нет взаимоотношений теснее, чем взаимоотношения головы с телом. В жизненно важном союзе они стали одним целым, в них живет один Дух. Церковь – это группа людей, призванных из мира в промежутке времени между днем Пятидесятницы и восхищением, людей, спасенных изумительной благодатью, получивших уникальную привилегию быть Телом Христа. Никакая другая группа верующих ни в какие времена не была и не будет удостоена такой чести. Церковь описывается еще и как полнота Наполняющего все во всем. Это значит, что Церковь – дополнение Христа, присутствующего одновременно повсюду. Дополнение – это то, что завершает или же восполняет. Под этим подразумевается, что две части, соединенные вместе, составляют целое. Так же как тело дополняет собой голову, так и Церковь дополняет собой Христа.
Но чтобы ни у кого не сложилось впечатление, что Христос не обладает полным совершенством, или полнотой, Павел поспешно добавляет: полнота Наполняющего все во всем. Господь Иисус не только не нуждается ни в чем, что могло бы заполнить пробел в полноте, Он Сам наполняет все во всем, заполняя вселенную и восполняя ее нужды.
Откровенно говоря, понять это нам не под силу. Мы можем лишь восхищаться безграничной мудростью и планом Божьим, признавая собственную неспособность их постичь.