Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Колоссянам
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 1304 Все тексты автора Уильям МакДональд
1 глава
I. УЧЕНИЕ О ВСЕСОВЕРШЕНСТВЕ ХРИСТА (Гл. 1 – 2)
А. Приветствие (1,1-3)
1,1 В те дни, когда был написан НЗ, было принято начинать письмо с имени пишущего. Так, Павел называет себя волею Божьей апостолом Иисуса Христа. Апостолом назывался человек, посланный Господом Иисусом возвещать о Нем. Для подтверждения Благой Вести, которую несли апостолы, они были наделены способностью творить чудеса (2 Кор. 12,12). Кроме того, мы читаем, что в некоторых случаях через возложение рук апостолов верующим был дарован Дух Святой (Деян. 8,15-20; 19,6). В современном мире нет апостолов в строгом смысле этого слова, и безумны люди, которые заявляют, что они – преемники первых двенадцати. Многие считают, основываясь на Ефесянам 2,20, что миссия людей, наделенных ярко выраженным апостольским и пророческим даром, заключалась главным образом в основании церкви, в отличие от задач проповедников, пастырей и учителей, труд которых продолжается в течение всей христианской эры.
Павел говорит о том, что стал апостолом волею Божьей (см. также Деян. 9,15; Гал. 1,1). Апостольство его не было профессией, которую он выбрал для себя сам или к которой он был подготовлен людьми. Не было оно и должностью, на которую он был назначен человеком через рукоположение. Люди не были ни источником, ни средством передачи этого дара. Скорее всего его служение проходило в торжественном сознании того, что Сам Господь избрал его Своим апостолом. В то время, когда было написано это Послание, с Павлом находился
Тимофей брат. Здесь интересно заметить полное отсутствие официальности в отношении Павла к Тимофею.
Оба принадлежали к одному братству, и не возникало и мысли о церковной иерархии с помпезными титулами и особыми одеяниями.
1,2 Послание адресовано находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе. Здесь мы встречаем два прекрасных эпитета, которые употребляются в НЗ применительно ко всем христианам. Слово «святые» означает, что они отделены от мира и приближены к Богу, а значит, должны жить в святости. Слова «верные братия» указывают на то, что все они дети одного Отца благодаря вере в Господа Иисуса; они братья и сестры по вере. В других книгах НЗ христиане также называются учениками и верующими.
Выражение «во Христе» указывает на их духовное местоположение. Когда они были спасены, Бог поместил их во Христа, принял в возлюбленном Сыне Своем. С этого момента они получили Его жизнь и Его природу. С этого момента Бог не будет больше смотреть на них, как на детей Адама или как на невозрожденных духовно людей, а примет их так же, как он принимает Своего Сына. Выражение «во Христе» предполагает большую близость, благоволение и чувство защищенности, чем может понять человеческий разум. На географическое местоположение этих христиан указывают слова «находящимся в Колоссах». Сомнительно, что мы когда-либо услышали бы об этом городе, если бы там не провозглашалась Благая Весть и не были спасены души.
1,3 Далее Павел обращается к христианам с красивым приветствием: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Нет других таких двух слов, которые бы полнее заключали в себе то, что дает человеку христианство, чем благодать и мир. Благодать (греч. haire – «радуйся») было распространенным греческим выражением, в то время как пожелание мира было общепринятым еврейским приветствием; оба эти слова использовались при встрече или расставании. Павел соединил их и сделал их значение и употребление более возвышенными. Благодать символизирует то, что Бог снизошел до погрязшего в грехе, погибшего человечества с любовью и нежным состраданием. Мир выражает все, что происходит в жизни человека, когда он принимает дар благодати Божьей. Р. Дж. Литл говорил: «Благодать может означать многое, ее можно сравнить с незаполненным чеком. Мир же определенно является частью наследства, получаемого христианином, и мы не должны позволять сатане лишить нас его». Существенен порядок, в котором употребляются эти слова: сначала благодать, затем – мир. Если бы Господь первым не простер нам Свою любовь и милосердие, мы все еще пребывали бы во грехе. Благодаря тому, что Он Сам сделал шаг нам навстречу, послав Своего Сына умереть за нас, сегодня мы можем жить в мире с Богом, в мире с людьми и с миром Божьим в душе. Даже сказав все это, автор приходит в отчаяние от невозможности адекватно истолковать эти великие слова.
Б. Павел благодарит Господа и молится о христианах (1,3-14)
1,3 Поприветствовав верующих словами, которые стали девизом для всех христиан, апостол совершает еще одно характерное для него действие – преклоняет колена, чтобы возблагодарить Господа и помолиться. По-видимому, апостол всегда начинал молитву с прославления Господа, являясь примером для всех нас. Его молитва адресована Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа. В молитве человек познает невыразимое наслаждение и счастье личного общения с Властелином вселенной. Но может возникнуть вопрос: «Как может простой человек осмелиться предстать перед бесконечно великим Богом?» Ответ на него – в нашем тексте. Прославленный и великий Господин вселенной – Отец нашего Господа Иисуса Христа. Тот, Кто был бесконечно далек, стал столь же бесконечно близок. Поскольку мы, как верующие во Христа, разделяем с Ним Его жизнь, Бог также и наш Отец (Ин. 20,17). Мы можем приблизиться к Нему с помощью Христа. Всегда молясь о вас. Само по себе это выражение не кажется примечательным, но оно получает новый смысл, если вспомнить, что оно свидетельствует об отношении Павла к людям, которых он никогда не встречал. Часто, когда мы предстаем перед престолом благодати, нам кажется трудным вспомнить всех наших родственников и друзей. Представьте же, о скольких людях должен был помнить апостол Павел! Он молился не только о тех, кого знал лично, но также о христианах из самых отдаленных мест, чьи имена ему упоминали другие. Поистине, неустанная молитвенная жизнь Павла помогает нам лучше понять его.
1,4 Он слышал о вере колоссян во Христа Иисуса и о их любви ко всем святым. Он упоминает их веру в Христа Иисуса. Это то, с чего мы всегда должны начинать. Сейчас в мире немало религиозных людей, которые постоянно твердят о своей любви к ближним. Но, поговорив с ними, вы обнаружите , что у них нет веры в Господа Иисуса. Такая любовь пуста и бессмысленна. С другой стороны, есть и те, кто заявляет, что веруют в Иисуса Христа, но едва ли вы найдете в их жизни хоть одно доказательство любви. Так же и Павел усомнился бы в искренности их веры. Должна быть истинная вера в Спасителя, которая подтверждается жизнью, полной любви к Богу и ближнему.
Павел говорит о вере как о пребывании во Христе Иисусе. Это очень важное замечание. В Писании Господь Иисус Христос всегда предстает как Объект веры. Человек может безгранично доверять какому-либо банку, но его доверие имеет смысл лишь до тех пор, пока банк надежен. Сама по себе вера не будет гарантировать сохранность чьих-либо денег, если в банке плохой управляющий. Так происходит и в духовной жизни. Веры самой по себе недостаточно. Центром этой веры должен быть Господь Иисус Христос.
Так как Он никогда не может потерпеть поражения, доверившийся Ему никогда не будет разочарован. Тот факт, что Павел и ранее слышал об их вере и любви, показывает, что они, несомненно, не держали свою веру в тайне. В действительности НЗ не одобряет тех, кто скрывает, что он христианин. Характер учения Слова Божьего таков, что если человек искренне принял Спасителя, он неизбежно будет исповедовать веру в Христа публично.
Любовь колоссян распространялась на всех святых. Эта любовь не знала территориальных границ, не ограничивалась она и своей общиной. Они любили не только тех, кто принадлежал к их общине, но всюду, где находили истинно верующих, они щедро делились с ними своей любовью. Это должно послужить нам уроком: наша любовь не должна ограничиваться рамками нашей собственной христианской общины или миссионерами из нашей страны. Мы должны узнавать христиан, где бы они ни были, и при каждой возможности проявлять нашу любовь к ним.
1,5 Не вполне ясно, как этот стих связан с предшествующими. Связан ли он со стихом3: благодарим Бога …в надежде на уготованное вам на небесах. Или он связан со второй частью стиха 4: о вашей любви ко всем святым в надежде на уготованное вам на небесах.
Возможна любая из этих интерпретаций. Апостол мог благодарить Господа не только за их веру и любовь, но также и за то, что станет их достоянием в будущем. С другой стороны, верно также и то, что веру в Иисуса Христа и любовь ко всем святым мы проявляем, принимая во внимание то, что предстоит нам. В любом случае очевидно, что Павел перечисляет здесь три основные добродетели христианской жизни: веру, любовь и надежду. Они также упомянуты в 1 Коринфянам 13,13 и 1 Фессалоникийцам 1,3; 5,8. Лайтфут говорит: «Вера опирается на прошлое; любовь действует в настоящем; надежда смотрит в будущее». (J. B. Lightfoot, Saint Paul’s Epistles to the Colossians and to Philemon, p. 134.)
В этом стихе надежда не означает состояние радостного или спокойного ожидания; скорее это слово означает то, на что человек надеется, в данном случае – наше спасение, когда мы будем взяты на небо и вступим в права владения нашим вечным наследием.
Колоссяне слышали об этой надежде и раньше, возможно, когда им благовествовал Епафрас. То, что они слышали тогда, описывается как истинное слово благовествования. Благовествование здесь определяется как сообщение истинной Благой Вести. Возможно, Павел писал эти слова, думая о лжеучении гностиков. Кто-то определил истину как то, что Бог говорит о чем-либо (Ин. 17,17). Благовествование истинно, поскольку оно является Словом Божьим.
1,6 Истина евангельского учения пребывала в Колоссах, как и во всем тогда известном мире. Это выражение нельзя понимать буквально. Оно не могло означать, что каждый мужчина и каждая женщина в мире к тому времени уже слышали Благую Весть. Частично оно может означать, что Благую Весть о спасении слышали представители всех народов (Деян. 2). Также оно может означать, что Евангелие предназначено всем людям и распространяется повсюду, не взирая на границы.
Павел также описывает неизбежные результаты благовествования. В Колоссах и во всех других частях мира, где осуществлялась проповедь Евангелия, она приносила плоды и возрастала. Это утверждение подчеркивает сверхъестественную природу Благой Вести. В природе растение обычно не может плодоносить и расти одновременно.
Для того чтобы оно плодоносило, его нужно периодически обрезать, так как, если позволить растению расти свободно, все его жизненные силы будут потрачены на формирование листьев и ветвей, а не плодов. Но Благая Весть может и приносить плоды, и расти одновременно. Она приносит свои плоды, спасая души и укрепляя христиан, и распространяется от города к городу и от народа к народу.
Именно таково было воздействие Благой Вести на колоссян с того дня, как они услышали и познали благодать Божью в истине. Церковь в Колоссах росла численно, и в жизни верующих этого города наблюдался духовный рост.
Очевидно, в первом веке были достигнуты большие успехи, и Евангелие действительно было принесено в Европу, Азию и Африку, проникнув дальше, чем предполагают многие. Тем не менее нет оснований считать, что благовествование охватывало всю землю. Выражение «благодать Божья» – прекрасное описание Благой Вести. Какие слова могут передать эту радостную весть лучше, чем прекрасная истина о Божьей благодати, дарованной грешным людям, заслуживающим Божий гнев.
1,7 Апостол прямо утверждает, что именно благодаря Епафрасу Благая Весть была принесена верующим и стала частью их жизни. Павел хвалит Епафраса, называя его возлюбленным сотрудником и верным для них служителем Христовым. Апостол Павел не питал зависти или ревности. Его не задевало то, что другой проповедник получал похвалы. Напротив, он первым воздавал должное другим служителям Господа.
1,8 Именно от Епафраса сам Павел узнал о любви в духе колоссян. Это была не просто человеческая привязанность, а та подлинная любовь к Господу и Его народу, которая возникает, когда на человека снисходит Дух Божий. Это единственное упоминание о Духе Святом в данном Послании.
1,9 Возблагодарив Господа, Павел переходит непосредственно к молению о святых. Мы уже упоминали о том, как разнообразна тематика молитв апостола. Необходимо сказать, что он всегда молился о том, в чем нуждались христиане в каждом конкретном месте. Его молитвы не были слишком общими. Молясь за колоссян, он, как кажется, формулирует четыре отдельные просьбы: 1) духовное просвещение; 2) достойная жизнь; 3) сила в избытке; 4) благодарный дух.
В своих молитвах Павел был щедр. Это особенно очевидно из стихов 9, 10 и 11, где он употребляет слова «всякий», «во всем». (1) Во всякой премудрости и разумении духовном (ст. 9). (2) Во всем угождая Ему (ст. 10). (3) Во всяком деле благом (ст. 10). (4) Укрепляясь всякою силою (ст. 11). (5) Во всяком терпении и великодушии (ст. 11).
Слово «посему» связывает этот стих с предыдущими. Оно означает «благодаря рассказу Епафраса» (ст. 4, 5, 8).
С того момента, как апостол в первый раз услышал о возлюбленных братьях в Колоссах и их вере, любви и надежде, он регулярно молился о них. Прежде всего он молился о том, чтобы они исполнялись познанием воли Божьей во всякой премудрости и разумении духовном. Он не просил даровать им хваленую мудрость гностиков. Он хотел, чтобы они во всей полноте познали волю Господа для их жизни, которая открывается через Его Слово. По своей природе это познание не мирское или материальное; оно характеризуется духовной премудростью и разумением духовным – премудростью, которая позволяет наилучшим образом употребить это знание, и разумением, позволяющим понимать, что согласуется с волей Божьей и что ей противоречит.
1,10 Между стихами 10 и 9 очень важная связь. Почему апостол Павел хотел, чтобы колоссяне были исполнены познанием воли Божьей? Для того ли, чтобы они могли стать великолепными проповедниками или выдающимися учителями? Для того ли, чтобы они могли привлечь к себе большое количество последователей, как пытались сделать это гностики? Нет, истинная цель духовной премудрости и разумения – помочь христианину поступать достойно Бога, во всем угождая Ему. В этом заключается важный для нас урок, касающийся водительства Божьего. Бог раскрывает нам Свою волю не для того, чтобы удовлетворить наше любопытство. И не для того также, чтобы польстить нашему честолюбию или гордыне. Скорее Господь открывает нам, какова Его воля в отношении нашей жизни, чтобы мы могли угождать Ему во всем, что делаем.
Принося плод во всяком деле благом. Эти слова – полезное напоминание о том, что, хотя человек спасается и не благодаря благим делам, он спасен для благих дел. Иногда, подчеркивая полную бесполезность добрых дел для спасения души, мы можем создать впечатление, что христиане не верят в благие дела. Ничего подобного! В Ефесянам 2,10 читаем: «…мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела…» Также и Титу Павел пишет: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам» (Тит. 3,8).
Павел хотел, чтобы они не только приносили плод во всяком деле благом, но и возрастали в познании Бога. Каким образом? Прежде всего усердно изучая Слово Божье. Это знание можно также обрести, соблюдая Его заповеди и верно служа Ему. Последнее, по-видимому, является основной мыслью данного отрывка. Поступая таким образом, мы глубже познаем Господа. «Итак познаем, будем стремиться познать Господа» (Ос. 6,3).
Обратите внимание на повторение слов, связанных с идеей знания в главе 1, а также на то, что с каждым использованием такого слова наблюдается определенное развитие мысли. В стихе 6 они познали благодать Божью. В стихе 9 они приобрели познание воли Его.
В стихе 10 они возрастают в познании Бога. Возможно, первое обозначает спасение, второе – изучение Писания, а третье – служение и жизнь во Христе. Здравое учение должно привести к правильному поведению, которое выражается в послушном служении.
1,11 Третья просьба апостола состоит в том, чтобы верующие укреплялись всякой силой по могуществу славы Его. Заметьте последовательность: исполняться (ст. 9); приносить плод (ст. 10); укрепляться (ст. 11). Для христианской жизни нужно больше, чем просто человеческая энергия. Она требует сверхъестественной силы. Вот почему Павел просит, чтобы христианам дано было познать силу воскресшего Сына Божьего; более того, он молит о том, чтобы они познали ее по могуществу славы Его. Он просит не о части Его могущества, а по нему. Могущество славы Его безгранично, и об этом безграничном могуществе и молится апостол. Пик пишет: «Сила даруется не просто соразмерно с нуждой того, кто ее получает, но и соразмерно с Божественным предложением». (A.S. Peake, «Colossians», The Expositor’s Greek Testament, III:499.)
Зачем, по мнению Павла, христианам нужна эта сила? Для того ли, чтобы они могли выходить на улицу и совершать эффектные чудеса? Для того ли, чтобы они могли воскрешать мертвых, исцелять больных, изгонять бесов? И вновь ответ: «Нет». Эта сила нужна, чтобы дитя Божье могло пребывать во всяком терпении и великодушии с радостью. Это заслуживает особого внимания. Сегодня среди части христиан большое внимание уделяется так называемым чудесам, таким как дар языков, исцеление больных и другие столь же сенсационные действия.
Но в эпоху, в которую мы живем, есть большее чудо, чем все перечисленные, – дитя Божье, терпеливо переносящее страдания и благодарящее Бога среди испытаний.
В 1 Коринфянам 13,4 долготерпение связано с милосердием, здесь – с радостью. Мы страдаем, потому что не можем не разделять мук всего творения. Постоянно поддерживать радость в душе и быть милосердным к другим, что невозможно без Божественной силы, – в этом победа христианина.
Различие между терпением и великодушием определяется как различие между способностью терпеть без жалоб и способностью терпеть без желания отомстить. Благодать Божья наиболее ярко проявляется в жизни христианина, который может терпеливо страдать и воздавать хвалу Господу даже в горниле огненных испытаний.
1,12 Слова «благодаря Бога» в этом стихе относятся к колоссянам, а не к Павлу (в оригинале здесь множественное число). Павел молится о том, чтобы они не только укрепились всякой силою, но также преисполнились благодарным духом и всегда выражали свою благодарность Отцу, Который призвал их к участию в наследии святых во свете. Как сыновья Адама, мы были не готовы к райскому блаженству. Действительно, если бы неспасенные люди каким-либо образом попали в рай, они ощутили бы не радость, а глубочайшее страдание. Для того чтобы понять всю прелесть небес, нужно быть готовым к этому. Даже будучи верующими в Господа Иисуса, сами по себе мы также не обладаем тем, что необходимо на небесах. Единственный, Кто дает нам право на райское блаженство, – Сам Господь Иисус Христос:
На подвиг Его всей душой уповаю,Опоры другой я нигде не найду,Даже там, где царит все блаженство раяВ прекрасном Эммануила саду.
(Энн Рос Казн)
Когда Бог спасает кого-либо, Он сразу же делает этого человека пригодным к небесам. И пригодность эта – Христос. Большее сделать невозможно. И даже долгая жизнь, проведенная в смирении и служении, не делает человека более пригодным для рая, чем в тот день, когда он был спасен.
Залог нашего права на райское блаженство – в Его Крови. В то время как наследство – во свете и ждет нас на небесах, на земле мы, верующие, исполнены Духа Святого, Который является «гарантией нашего наследования». Таким образом, мы можем не только радоваться тому, что ждет нас впереди, но уже сейчас наслаждаться первыми плодами Духа.
1,13 Делая нас призванными «к участию в наследии святых во свете», Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего» (ср. 1 Ин. 2,11). Это можно показать на примере того, что пережили дети Израиля, согласно описанному в книге Исход. Они жили в Египте, стеная под кнутами надсмотрщиков. Вмешавшись и сотворив чудо, Бог освободил их из этого ужасного рабства и провел через пустыню к земле обетованной. Подобным же образом мы, как грешники, в рабстве у сатаны, но благодаря Христу мы избавлены из его когтей и стали подданными Царства Христова. Царство сатаны – это царство тьмы, отсутствие света, тепла и радости, в то время как Царство Христа – это Царство любви, которая подразумевает присутствие всех этих трех элементов.
Царство Христово предстает в Писании в нескольких различных аспектах. Когда Он пришел на землю в первый раз, Он предложил народу израильскому царство в буквальном смысле этого слова. Евреи желали освобождения от римского владычества, но не хотели покаяться в своих грехах. Христос мог воцариться только над народом, с которым имел бы соответствующий духовный контакт. Поняв это, они отвергли своего Царя и распяли Его. С тех пор Господь Иисус вновь пребывает на небесах, и Царство Его существует в невидимой для нас форме (Мф. 13). Царь отсутствует. Но все уверовавшие в Иисуса Христа признают Его своим полноправным Властителем и, таким образом, являются подданными Его Царства. Придет день, когда Господь Иисус вновь вернется на землю, чтобы основать Свое Царство со столицей в Иерусалиме и править тысячу лет. В конце этого периода Христос повергнет всех врагов Своих к ногам Своим, а затем передаст Царство Богу Отцу. Это будет началом вечного, никогда не скончаемого Царства.
1,14 Вслед за упоминанием о Царстве возлюбленного Сына Божьего начинается один из прекраснейших отрывков о Личности и деяниях Господа Иисуса. Нам трудно определить, закончил ли Павел уже свою молитву или продолжает ее в стихах, которые мы собираемся рассмотреть. Но это не столь важно, поскольку, если следующие стихи и не являются собственно молитвой, они, без сомнения, прославляют Бога.
Стурц отмечает, что «в этом восхитительном отрывке, который восхваляет Иисуса более, чем любой другой, Его имя ни разу не упоминается ни в какой форме». Хотя на это и стоит обратить внимание, тем не менее ничего удивительного здесь нет. Кому еще, кроме нашего благословенного Спасителя, могло бы соответствовать данное здесь описание? Этот отрывок напоминает нам просьбу, с которой Мария обратилась к садовнику: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20,15). Она не называла Его по имени. Она имела в виду только одного Человека.
Прежде всего о Христе говорится как о Том, в Котором мы имеем искупление и прощение грехов. (Слова «Кровию Своею» определенно встречаются в параллельном отрывке из Ефесянам 1,7, но их нет ни в старейших (NU), ни в большинстве греческих рукописей.)
Словом «искупление» обозначается акт, посредством которого мы были выкуплены на рабском торжище греха. Господь Иисус, в некотором смысле, назначил за нас цену. Насколько высоко Он оценил нас? Фактически Он сказал: «Я оцениваю их так высоко, что готов пролить Свою Кровь, чтобы выкупить их». Выкупленные за такую огромную цену, мы должны понимать, что больше не принадлежим самим себе – за нас была назначена цена, и мы были куплены. Следовательно, мы не можем прожить нашу жизнь так, как того захотим. Борден из Йеля указывает, что, распоряжаясь нашей жизнью по своей воле, мы берем то, что нам не принадлежит, а следовательно, являемся ворами.
Он не только выкупил нас; Он даровал нам прощение грехов. Это означает, что Бог аннулировал долги, в которые мы залезли из-за наших грехов. Господь Иисус Христос оплатил наш долг на кресте, и больше платить по нему не потребуется. Счет оплачен и закрыт, и Бог не только простил, но и удалил от нас беззакония наши так далеко, как далеко восток от запада (Пс. 102,12).
В. Прославление Христа, Главы Церкви (1,15-23)
1,15 В следующих четырех стихах Господь Иисус описывается: 1) в Его отношении к Богу (ст. 15); 2) в Его отношении к творению (ст. 16-17) и 3) в Его отношении к Церкви (ст. 18).
Господь описывается здесь как образ Бога невидимого. Слово «образ» несет, по крайней мере, две идеи. Во-первых, оно говорит о том, что Господь Иисус дал нам возможность увидеть, как выглядит Бог. Бог – Дух и потому невидим. Но в Лице Христа Бог явил Себя глазам смертных. В этом смысле Господь Иисус – образ Бога невидимого. Тот, кто увидел Его, увидел Отца (см. Ин. 14,9). Но слово «образ» говорит также о представителе. Первоначально Бог поместил на землю Адама, чтобы тот представлял Его интересы, но Адаму это не удалось. Поэтому Бог послал в мир Своим представителем единственного Сына, чтобы Он представлял Его интересы и открывал Его любящее сердце человеку. В этом смысле Он – образ Божий. В том же значении слово «образ» используется в 3,10, где о верующих говорится, что они образ Христа.
Христос также является рожденным прежде всякой твари, или «первородным всей твари». Что это означает?
Некоторые лжеучителя предполагают, что Господь Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил.
Некоторые из них готовы даже признать, что Он является величайшим творением из всех, когда-либо вышедших из рук Творца. Но это прямое противоречие учению, содержащемуся в Слове Божьем.
В Писании слово «первенец» имеет, по крайней мере, три различных значения. В Ев. от Луки 2,7 слово «первенец» используется в прямом значении, так как речь там идет о том, что Мария родила своего перворожденного Сына. Слово «первенец» означает здесь, что Господь Иисус был первым ребенком, которого она родила. В Исход 4,22, напротив, слово «первенец» используется в переносном значении: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой». В этом стихе речь не идет о настоящем рождении, но Господь использует это слово для точного обозначения той роли, которая была уготовлена Израилю в Его планах. Наконец, в псалме 88,28 слово «первенец» используется для передачи идеи первенства, превосходства и уникальности. Здесь Бог обещает сделать Давида Своим первенцем, превыше царей земли. В действительности Давид был последним сыном Иессея. Но Бог определил ему положение единоличного верховного властителя.
Не это ли является точным значением выражения из Колоссянам 1,15: рожденный прежде всякой твари, или первенец? Господь Иисус Христос – единственный Сын Божий в том смысле, в котором это утверждение не является истинным ни о ком другом. Он существовал прежде любого творения и занимает положение несравнимо выше его. Он занимает высочайшее положение и обладает верховной властью. Выражение «рожденный прежде всякой твари» не имеет здесь никакого отношения к рождению. Оно просто означает, что Он – Сын Божий по вечному родству. Это титул, говорящий о первенстве по положению, а не по времени.
1,16 Лжеучителя ссылаются на стих 15 (особенно на Библию короля Иакова), утверждая, что Господь Иисус был сотворенным существом. Обычно любое заблуждение можно опровергнуть, основываясь на том же отрывке Писания, который используют представители культов. Верно это и в данном случае. Стих 16 убедительно доказывает, что Господь Иисус – не творение, а Сам Творец. Из стиха мы узнаем, что все – то есть вся вселенная – создано не только Им, но и для Него. Первое и второе Им в этом стихе передают разные идеи. Сначала мы читаем, что Им создано все. Это означает, что Он был источником созидательной силы. Он был Архитектором. Позднее в этом же стихе мы читаем, что все Им …создано.
Здесь о Нем говорится как о Действующем Лице творения. Он был Божественной Личностью, которая осуществила акт творения. Также все было создано для Него. Он Тот, для Кого все было создано,- цель творения.
Павел старается подчеркнуть, что все создано Христом, говорим ли мы о том, что на небесах, или о том, что на земле. Это не оставляет никаких лазеек тем, кто утверждает, что, хотя Он и создал некоторые вещи, Он Сам был первым творением.
Апостол продолжает, утверждая, что творения Господа включали и видимое, и невидимое. Слово «видимое» не требует никаких объяснений, но апостол Павел понимал, что слово «невидимое» возбудит наше любопытство. Поэтому далее он подробно перечисляет, что он подразумевает под этим словом. Сюда входят престолы, господства, начальства и власти. Мы считаем, что эти термины описывают ангельских существ, хотя и не можем отличить один ранг этих разумных существ от другого. Гностики учили, что между Богом и материей существует иерархия разных классов духовных существ и что Христос принадлежит к одному из этих классов. В наши дни спиритисты заявляют, что Иисус Христос – очень развившийся дух шестой сферы. Свидетели Иеговы утверждают, что прежде чем прийти в мир, Господь был сотворенным ангелом, причем не кем иным, как архангелом Михаилом! В этом отрывке Павел энергично опровергает такие абсурдные идеи, насколько возможно ясно утверждая, что Господь Иисус Христос в действительности – Творец ангелов и всех существ, видимых и невидимых.
1,17 И Он есть прежде всего, и все Им стоит. Павел говорит: «Он есть прежде всего», а не «Он был прежде всего». Настоящее время часто используется в Библии для обозначения вневременной природы Бога. Господь Иисус, например, говорил: «Прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ» (Ин. 8,58).
Господь Иисус не только существовал ранее любой твари, но также все Им стоит. Это означает, что Он – стабилизирующее Начало вселенной и Источник ее вечного движения. Он управляет звездами, солнцем и луной. Даже когда Он был на земле, Он был Тем, Кто контролировал законы, упорядочивающие функционирование вселенной.
1,18 Власть Господа Иисуса простирается не только на природную вселенную, но и на духовную сферу.
Он есть Глава Тела Церкви. Все верующие в Господа Иисуса в течение всей нашей эры составляют то, что известно как Тело Христово, или Церковь.
Точно так же, как человеческое тело является для человека средством самовыражения, так и Тело Христово – средство, которое Он имел на земле и с помощью которого пожелал явить Себя миру. И Он Глава этого Тела.
Слово «глава» предполагает руководство, власть, контроль. Он обладает первенством в Церкви.
Он – начаток. Мы понимаем это в том смысле, что Он – начаток нового творения (см. Откр. 3,14), источник духовной жизни. Далее это разъясняется словами «первенец из мертвых».
И снова здесь необходимо обратить внимание на следующее: «первенец из мертвых» не означает, что Господь Иисус первым воскрес из мертвых. Как в ВЗ, так и в НЗ описываются случаи воскрешения из мертвых. Но Господь Иисус был первым, Кто воскрес из мертвых, чтобы никогда больше не умирать. Он первый воскрес в прославленном теле, и Он воскрес как Глава нового творения. Его воскресение уникально; оно залог того, что все верующие в Него также воскреснут. Оно провозглашает Его высшим в духовном творении.
Альфред Мейс хорошо формулирует:
«Христос ни в чем не может быть вторым. Он «рожден прежде всякой твари», поскольку создал все (Кол. 1,15-16). Он также первенец из мертвых в искупленной, небесной семье. Таким образом, творение и искупление передают Ему верховную власть благодаря тому, Кто Он есть и что Он сделал, «дабы иметь Ему во всем первенство». Он первый везде». (Alfred Mace, более полных данных нет.)
Таким образом, Господь Иисус обладает двойным первенством: прежде всего в творении, а затем в Церкви. Бог предопределил, что во всем Он будет иметь первенство. Это прекрасный ответ тем, кто во времена Павла (и в наши дни) пытался лишить Христа Его Божественной природы и превратить Его в одно, хоть и великое, из созданий Божьих.
Когда мы читаем о том, что Он имеет первенство во всем, стоит задать себе вопрос: «Имеет ли Он первенство в моей жизни?»
1,19 Дарби так переводит стих 19: «Потому что в Нем вся полнота Божества с радостью пребывает». В традиционных переводах Библии эту фразу можно понять так, что в какой-то момент времени Отцу (заметьте: слово «Отцу» выделено курсивом, так как его нет в греческом оригинале) было угодно даровать всю полноту Сыну. Истинное значение этой фразы в том, что полнота Божества всегда пребывала во Христе.
Еретики-гностики утверждали, что Христос был чем-то вроде «гостиницы на полпути» к Богу, необходимым звеном в цепи. Но впереди другие, лучшие звенья. «Продолжайте идти вперед, от Него, – убеждали они, – и вы достигните полноты». «Нет, – отвечает Павел, – Христос Сам абсолютная полнота».
Всякая полнота обитает во Христе. Обитает – значит пребывает постоянно, а не снисходит на время. (Используемая здесь усиленная форма oikeo (katoikeo) предполагает поселение, пребывание в доме.)
1,20 Стих 19 связан со стихом 20 следующим образом: «Поскольку Отцу было угодно посредством Его (Христа) примирить с Собою все, умиротворив…
Кровию креста Его». Другими словами, воля Божья была не только на то, чтобы в Христе обитала вся полнота (ст. 19), но также и на то, чтобы Христос примирил все с Ним.
В этой главе упомянуты два примирения: 1) примирение всего (ст. 20) и 2) примирение людей (ст. 22). Первое – все еще дело будущего, в то время как второе – уже в прошлом для всех, кто уверовал в Христа.
ПРИМИРЕНИЕ
Примириться – значит восстановить правильные взаимоотношения, или нормы, или заключить мир с тем, с кем враждовал. Библия нигде не говорит о том, что Бог нуждается в примирении с человеком; человек нуждается в примирении с Богом. Плотские помышления враждебны Богу (Рим. 8,7), и потому человек нуждается в примирении с Ним.
Когда грех вошел в мир, человек стал чуждым Богу. Он занял враждебную позицию по отношению к Богу. Поэтому он нуждался в примирении. Но грех поразил все сотворенное, а не только род человеческий.
1. В прошлом некоторые ангелы согрешили. Однако в Слове Божьем нет никаких указаний на то, что они когда-либо восстановят свои прежние отношения с Богом. Господь соблюдает их «в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). В Иова 4,18 Елифаз утверждает, что Бог и в ангелах Своих усматривает недостатки.
2. Животный мир также был затронут приходом греха: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, – потому что тварь покорилась суете… Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8,19-22). Тот факт, что животные испытывают боль, болеют и умирают, подтверждает, что и они не избежали проклятия греха.
3. После грехопадения Адама почва также была проклята Богом (Быт. 3,17). Об этом свидетельствуют сорняки, колючки и чертополох.
4. В Книге Иова Вилдад говорит нам, что даже звезды не чисты перед очами Его (Иов 25,5); очевидно, грех затронул и мир небесных светил.
5. В Евреям 9,23 сказано, что сами небеса нуждались в очищении. Мы не знаем всего, что подразумевается под этим, но, возможно, данная фраза предполагает, что небеса были осквернены присутствием сатаны, который представал перед Богом как обвинитель братии (Иов 1,6-7; Откр. 12,10). Некоторые богословы считают, что в этих отрывках имеется в виду Божья обитель, другие допускают, что имеется в виду мир звезд. Последнее предполагает, что именно в мире звезд сатана предстает перед Богом. В любом случае все согласны с тем, что сам престол Божий ни в коей мере не осквернен грехом.
Одна из целей смерти Христа – сделать возможным примирение людей и всего мира с Богом. Для этого Он должен был устранить причину вражды и отчуждения. Он прекрасно справился с этой задачей, разрешив проблему греха к полному удовлетворению Бога.
Пределы примирения указаны в Колоссянам 1 следующим образом: (1) все верующие в Господа Иисуса Христа уже примирились с Богом (ст. 21). Хотя примирительный труд Христа искупил грехи всего человечества, это искупление действительно только для тех, кто сам решает воспользоваться им. (2) В конечном итоге с Господом примирится все – небесное и земное (ст. 20). Это относится к животному миру и к неодушевленным предметам, которые были осквернены грехом. Однако это не относится к сатане и другим падшим ангелам, а также к неверующим людям. Писание ясно говорит об их вечном проклятии.
Ничего не говорится о том, что примирение распространяется на преисподнюю. Существует различие между примирением и подчинением. Последнее описано в Филиппийцам 2,10: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Или как переводит это Дарби: «…райских, земных и адских существ». Все сотворенные существа, даже падшие ангелы, в конечном итоге будут вынуждены преклониться перед Господом Иисусом, но это не означает, что Он примирит их с Собой. Мы подчеркиваем это, поскольку Колоссянам 1,20 использовали как подтверждение лжеучения о всеобщем спасении: якобы в конечном итоге Бог примирит с Собой и самого сатану, и падших ангелов, и неверующих людей. Наш отрывок ограничивает границы примирения фразой «земное и небесное». То, что под землей, или мир преисподней, он не включает.
1,21 Павел напоминает колоссянам, что для них примирение – уже свершившийся факт. До своего обращения колоссяне были грешными язычниками, отчужденными от Бога и врагами Ему в своих умах из-за злых дел (Еф. 4,17-18). Они отчаянно нуждались в примирении, и Господь Иисус Христос, проявив несравненное милосердие, взял на Себя инициативу.
1,22 Он примирил их в теле плоти Его, смертью Его. Примирение состоялось не жизнью Христа, а Его смертью. Выражение «тело плоти Его» означает, что Господь Иисус осуществил примирение, приняв смерть на кресте в обычном человеческом теле (а не как духовное существо, как утверждали гностики). Сравните с Евреям 2,14-16, где воплощение Христа объявляется необходимым для искупления. Теория гностиков это отрицала.
Великолепный результат примирения выражается словами: чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою. Как милосерден Господь, освобождая грешников от оков их прошлой греховной жизни и ведя в обитель благодати.
Прекрасно сказал Ч. Р. Эрдман: «В Христе мы обретаем Бога, Который рядом с нами, заботится о нас, слышит нас, жалеет и спасает нас». (Charles R. Erdman, Epistle of Paul to the Colossians and Philemon, p. 46.)
В полной мере примирительная роль Христа по отношению к Его народу проявится в тот грядущий день, когда мы предстанем перед Богом Отцом незапятнанные грехом, свободные от любого обвинения против нас; тогда как христиане мы радостно признаем Христа единственно достойным (Откр. 5).
1,23 Это один из отрывков, начинающихся с «если», который, как оказалось, очень смущает многих детей Божьих. [( В греческом языке есть два слова для «если» (ei и ean) и несколько грамматических конструкций для обозначения типа условия, который имеет в виду пишущий или говорящий. Здесь ei с индикативом epimenete обозначает первый тип условия (реальное условие). (Павел считает само собой разумеющимся, что они будут продолжать.)]
На первый взгляд может показаться, что в стихе утверждается зависимость спасения от твердости нашей веры. Если это так, то как согласуется этот стих с другими отрывками Слова Божьего, такими как Ев. от Иоанна 10,28-29, где сказано, что ни одна из овец Божьих не может погибнуть?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, нам с самого начала хотелось бы подчеркнуть, что уверенность христианина в вечном будущем – благословенная истина, ясно провозглашаемая на страницах НЗ. Однако Писание также учит, как, например, в этом стихе, что истинной вере присуще постоянство и что тот, кто действительно рожден свыше, будет верен Богу до конца. Постоянство – доказательство реальности. Конечно, всегда существует опасность падения, но христианин падает только затем, чтобы подняться снова (Притч. 24,16). Он не отрекается от веры.
Дух Божий счел целесообразным поместить в Слове Божьем много подобных, так называемых «если»-отрывков, чтобы проверить подлинность обращения тех, кто заявляет, что уверовал во имя Христа. Мы не хотели бы сказать ничего такого, что сгладило бы острые углы этих отрывков. Некто сказал: «Эти «если» в Писании обращены к исповедующим христианство здесь, в этом мире; они, как контрольные работы для души».
Придхэм комментирует эти сложные стихи так:
«Тщательно изучив Писание, читатель обнаружит, что Дух имеет обыкновение сопровождать самые глубокие и наиболее абсолютные истины о благодати предупреждениями, которые подразумевают сокрушительное поражение тех, кто лишь номинально верующий… Предупреждения, режущие слух тем, кто заявляет о своей вере неискренне, – целительный бальзам для души глубоко верующего… Цель этого поучения – ободрить в вере и заранее вынести приговор безрассудным и самоуверенным лжехристианам». (Pridham, более полных данных нет.)
Несомненно, имея в виду прежде всего гностиков, апостол убеждает колоссян не отпадать от надежды, которая сопутствует благовествованию, или вдохновляется благовествованием. Они должны твердо и непоколебимо пребывать в вере, которой научились от Епафраса.
И снова Павел говорит о том, что Благая Весть возвещена всей твари (или всему творению) поднебесной. Благая весть распространяется на все творение, но она еще не достигла всех без исключения созданий. Павел считает всемирную проповедь Евангелия свидетельством его подлинности. Он видит в этом доказательство того, что оно отвечает нуждам всего человечества. Стих не подразумевает, что к тому времени каждый человек в мире уже слышал Благую Весть. Это был не свершившийся факт, а продолжающийся процесс. К тому же благовествование действительно распространилось на весь библейский мир, то есть на Средиземноморье.
Павел называет себя служителем, используя латинское слово minister, которое означает просто «слуга». Это слово (ср. в русском языке «министр») не имеет никакого отношения к чиновничеству и подразумевает не роскошный кабинет, а главным образом смиренное служение.
Г. Миссия, возложенная на Павла (1,24-29)
1,24 Последние шесть стихов главы 1 описывают служение Павла. Прежде всего, оно проходило в атмосфере страдания. Трудясь над своими посланиями в тюрьме, Павел может сказать, что ныне он радуется в страданиях своих за христиан, то есть ради них. Как служитель Господа Иисуса Христа, он был призван переносить неописуемые тяготы, преследования и скорби. Для него это было честью, честью восполнить недостаток скорбей Христовых. Что апостол хочет этим сказать? Прежде всего, его слова не могут относиться к искупительным страданиям Господа Иисуса на кресте.
Они были перенесены лишь один раз, и ни один человек никогда не смог бы их разделить. Но в определенном смысле Господь Иисус все еще страдает. Когда Савл из Тарса был повержен на землю на пути в Дамаск, он услышал обращенный к нему с неба голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Савл не сознавал, что преследует Господа, он всего лишь участвовал в гонениях на христиан. Однако он узнал, что, преследуя верующих, он преследует их Спасителя.
Глава на небесах чувствует страдания тела на земле.
Таким образом, апостол Павел считает страдания, через которые должны пройти христиане ради Господа Иисуса, частью все еще продолжающихся страданий Христа. Они терпят страдания за праведность, за Него (неся Его позор) и за благовествование.
Но выражение «скорби Христовы» относится не только к страданиям за Христа. Оно также описывает страдания, подобные тем, которые претерпел Спаситель на земле, хотя и не столь сильные.
Страдания, которые перенес апостол в плоти, он претерпел за Тело Христово, а именно Церковь. Страдания неспасенных людей в каком-то смысле бесцельны. В них нет величия. Они – лишь предвкушение адских мук, которые продлятся вечно. Не таковы страдания христиан. Когда они страдают ради Христа, Он вполне реально страдает вместе с ними.
1,25 Которой сделался я служителем. Павел уже использовал это выражение, завершая стих 23. Теперь он повторяет его. Однако между ними есть различие. Служение апостола было двояким: во-первых, на него была возложена миссия благовествования (ст. 23), а во-вторых, он был послан, чтобы проповедовать о великой тайне Церкви (ст. 25). В этом урок для каждого истинного служителя Христова. Мы должны не просто приводить людей ко Христу, благовествуя им, а затем предоставлять их самим себе. Нет, мы должны направлять наши усилия в деле евангелизации на создание поместных новозаветных церквей, где новообращенные смогут укрепляться в вере, включающей и истину о Церкви.
Господь желает, чтобы новорожденных детей Его направляли в «пункты питания», где они получат пищу и смогут расти.
Таким образом, в Колоссянам 1 мы видим: 1) двоякое превосходство Христа, 2) двоякое примирение Христа и 3) двоякое служение Павла. Здесь, в стихе 25, говоря «которой сделался я служителем», Павел имеет в виду свое служение Церкви, а не делу благовествования. Это ясно из последующей фразы: по домостроительству Божьему, вверенному мне для вас. Домостроитель (управляющий) – это человек, заботящийся о собственности другого.
Павел был управляющим в том смысле, что ему особым образом была вверена великая церковная истина. Хотя тайна Тела Христова была открыта не только ему одному, тем не менее именно он был избран нести эту драгоценную истину язычникам. Она включает уникальное положение Церкви по отношению к Христу, законы ее строительства, ее надежды и предназначение и многие другие истины, касающиеся жизни Церкви и того порядка, который Христос завещал Павлу и другим апостолам.
Говоря «вверенному мне для вас», он думает о колоссянах как об уверовавших язычниках. Апостол Петр был послан благовествовать иудеям, тогда как на Павла была возложена подобная миссия среди язычников.
Одно из самых сложных выражений в этой главе – чтобы исполнить слово Божье. Что именно имеет в виду Павел?
Прежде всего, исполнить может означать провозгласить, сделать известным. Так Павел возвещал всю волю Божью. Во-вторых, мы предполагаем, что он завершил Слово Божье с точки зрения доктрины. Великая истина о таинстве – венец откровения НЗ. Она в прямом смысле завершает круг тем, которые затрагивает НЗ. Хотя другие книги были написаны позднее, чем книги апостола Павла, они, тем не менее, не содержат каких-либо великих тайн веры, которых мы не могли бы найти в сочинениях апостола Павла.
В самом прямом смысле откровения, касающиеся тайны Церкви, дополняют и завершают Слово Божье. Все добавленное позже не было новой истиной.
1,26 Согласно этому стиху, исполнение Павлом Слова Божьего связано с тайной, а именно с тайной, сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым Его. В НЗ тайна – это истина, ранее скрытая, а теперь дарованная сынам человеческим через апостолов и новозаветных пророков. Это истина, к которой человек никогда не смог бы прийти собственным умом, истина, которую Господь соблаговолил открыть ему.
Данный стих – один из многих в НЗ, утверждающих, что истина о Церкви не была известна во времена ВЗ. Она была сокрыта от веков и родов (Еф. 3,2-13; Рим. 16,25-27). Таким образом, неверно утверждение, что Церковь основана еще во времена Адама или Авраама.
Начало Церкви – день Пятидесятницы, и истина о Церкви была открыта через апостолов. Церковь НЗ не то же, что Израиль ВЗ. Подобного ей никогда раньше не существовало.
Начало дома Израилева было положено, когда Господь призвал Авраама из города Ур в Халдее, выделив его из всех остальных народов, которые оставил пребывать в грехах и идолопоклонстве. Из семени Авраама Он создал народ, отличный от всех других и отделенный от них. Церковь же, наоборот, – объединение верующих всех рас и национальностей в одно тело, морально и духовно отделенное от всех остальных. В том, что Церковь не является продолжением Израиля, можно убедиться на ряде примеров, один из которых – образ «маслины», который Павел использует в Римлянам 11, чтобы показать, что народ израильский сохраняет свою самобытность, хотя каждый конкретный иудей, уверовавший в Христа, становится частью Церкви (Кол. 3,10-11).
1,27 Суть этой тайны можно свести к следующему: (1) Церковь – Тело Христово. Все истинно верующие – члены этого Тела, и им суждено разделить вечную славу Христа. (2) Господь Иисус – Глава Тела, обеспечивающая его жизнь, питание и руководство. (3) Присоединяясь к Церкви, иудеи не имеют никакого преимущества, равно как и язычники не находятся в невыгодном положении. И иудей, и язычник становятся членами Тела, уверовав, и создают одного нового человека (Еф. 2,15; 3,6). То, что язычники могут обрести спасение, не было в ВЗ скрытой истиной, но то, что обращенные язычники будут равноправными членами Тела Христова, чтобы разделить с Ним Его славу и царствовать вместе с Ним, – истина, ранее не известная.
Один из аспектов тайны, который Павел подчеркивает в стихе 27, таков: Господь Иисус желает пребывать в сердцах язычников. Христос в вас, упование славы. Это сказано колоссянам, которые не были иудеями. Ф. Б. Мейер восклицает: «То, что Он будет пребывать в сердцах детей Авраамовых, считалось великой милостью и снисхождением, но то, что Он найдет обитель в сердцах язычников, было невероятным». Тем не менее именно это и составляло тайну: «…чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф. 3,6). Желая подчеркнуть важность этой истины, апостол говорит не просто «тайна сия» или «слава тайны сей», а богатство славы в тайне сей. Он нанизывает слово за словом, усиливая воздействие на читателя и подчеркивая, что эта великая истина заслуживает самого пристального внимания.
Которая есть Христос в вас, упование славы. Постоянное пребывание Христа – упование славы для христианина. У нас нет никакого другого пропуска на небеса, кроме Самого Спасителя. Его пребывание в нас делает для нас небеса столь же доступными, как если бы мы уже были там.
1,28 Выражение «Которого мы проповедуем» весьма важно. Местоимение «Который», разумеется, относится к Господу Иисусу Христу (ст. 27). Павел говорит, что проповедует о Личности.
Он не тратил время на политику или философию, а сосредоточивался на Самом Господе Иисусе, поскольку понимал, что христианство – это Христос. Вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Здесь мы еще глубже можем проникнуть в суть служения возлюбленного апостола. Это служение от человека к человеку. Он предупреждал неверующих о грядущем гневе Божьем и наставлял христиан в великих истинах христианской веры.
Мы также видим, какое внимание Павел уделял заботе о новообращенных. Он чувствовал ответственность за тех, кому указал путь к Спасителю. Он не довольствовался тем, что спасал души, а затем шел дальше. Он хотел представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Павел говорит о себе как о священнике, приносящем жертвы Богу. Жертвы здесь – мужчины и женщины. Какими он предлагает их Господу – слабыми или вовсе младенцами во Христе? Нет, он хочет, чтобы они были твердыми в истине.
Разделяем ли мы подобную ответственность за тех, кого привели к Христу?
1,29 Именно ради достижения этой цели и трудился апостол Павел наряду с другими апостолами. Однако он понимал, что делает это не своими силами, а силою Его, которая действовала в нем могущественно. Другими словами, он понимал, что может служить Господу лишь благодаря силе, которой Тот наделил его. Он осознавал, что Господь действовал в нем могущественно, когда он переходил из города в город, основывая церкви и питая христиан.
Стихи 28 и 29 особенно понятны в переводе Филлипса:
«Итак, естественно, мы проповедуем о Христе. Мы предупреждаем каждого встречного и рассказываем всем, кому можем, все, что знаем о Нем, для того чтобы, если это возможно, довести каждого человека до полной зрелости во Христе. Вот над чем я тружусь все время, используя всю силу, которую дает мне Бог».