3 глава

II. ДОЛГ ХРИСТИАНИНА ПЕРЕД ВСЕСОВЕРШЕННЫМ ХРИСТОМ (Гл. 3 – 4)

А. Новая жизнь христианина: совлечение ветхого человека и облачение в нового (3,1-17)

3,1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. «Если» в этом стихе не означает, что у апостола Павла были какие-либо сомнения. Это то, что называется «если» аргумента и может быть переведено «так как»: так как вы воскресли со Христом…

Как упоминалось в главе 2, верующий рассматривается умершим с Христом, погребенным с Ним и воскресшим с Ним из мертвых. Духовный смысл всего этого заключается в том, что мы распрощались с прежним образом жизни и начали совершенно другую, новую жизнь, жизнь воскресшего Господа Иисуса Христа. Поскольку мы воскресли со Христом, мы должны искать горнего. Мы еще на земле, но должны стремиться жить по небесным законам.

3,2 Христианин не должен быть приземленным в своих взглядах. Он должен смотреть на все вещи не с точки зрения обычного человека, а соизмеряя их важность для Бога и вечности. Винсент предполагает, что словом «ищите» в стихе 1 обозначаются практические шаги, а слово «помышляйте» в стихе 2 описывает внутренние побуждения и склонности. Слово «помышляйте» здесь то же, что и в Филиппийцам 3,19: «они мыслят о земном».

А. Т. Робертсон пишет: «Христианская жизнь означает, что христианин ищет небесного и думает о небесном. Его ноги ступают по земле, но голова среди звезд. Он живет на земле как гражданин небес». (Robertson, Intellectuals, p. 149.)

Во время Второй мировой войны один молодой христианин с восторгом написал зрелому служителю Христову: «Я узнал, что прошлой ночью наши бомбардировщики опять бомбили вражеские города». На это старший верующий ответил: «Я не знал, что у Церкви Христовой есть бомбардировщики». Он явно смотрел на мир с точки зрения Бога и не мог радоваться гибели женщин и детей.

Ф. Б. Хоул ясно объясняет нашу позицию:

«Нашему отождествлению с Христом в Его смерти соответствует наше отождествление с Ним в Его воскресении. Цель первого – оторвать нас от человеческого мира, человеческой религии, человеческой мудрости. Цель второго – соединить нас с Божественным миром и всем, что там находится. Первые четыре стиха главы 3 открывают нам блаженство, к которому мы приобщаемся». (F.B. Hole, Paul’s Epistles, Volume Two, p. 105.)

3,3 Когда Павел говорит, что верующие умерли, он имеет в виду наше положение, а не действия. Благодаря нашему отождествлению с Христом в Его смерти, Бог хочет, чтобы мы считали себя умершими с Христом. Наши сердца всегда готовы оспорить этот факт, поскольку мы ощущаем себя весьма живыми для греха и искушения. Но когда мы, благодаря своей вере, начинаем считать себя умершими с Христом, это чудесным образом становится моральной реальностью нашей жизни. Если мы живем, как если бы мы умерли, то наши жизни все больше будут соответствовать жизни Господа Иисуса Христа. Разумеется, на земле мы никогда не достигнем совершенства, но этот процесс должен совершаться в душе каждого верующего.

Мы не только умерли, но и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге. То, что заботит и интересует мирского человека, принадлежит планете, на которой мы живем. Но то, что больше всего заботит верующего, связано с Личностью Господа Иисуса Христа. Наше предназначение неотделимо от Его предназначения. Мысль Павла такова: поскольку наша жизнь сокрыта со Христом в Боге, мы не должны увлекаться мелочами этого мира и в особенности религиозным миром вокруг нас.

Но с выражением «жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» связана и другая мысль. Мир не видит нашу духовную жизнь. Люди не понимают нас. Они находят странным то, что мы живем не так, как они. Они не понимают наших мыслей, мотивов наших поступков и самих поступков. Точно так же, как о Святом Духе сказано, что мир и не видит Его и не знает Его, то же можно сказать и о нашей духовной жизни – она сокрыта со Христом в Боге. В 1 Иоанна 3,1 читаем: «Мир потому не знает нас, что не познал Его». Истинное отделение от мира основано на том, что мир не понимает, скорее даже неправильно понимает христианина.

3,4 Желая довести до кульминации свое описание удела христиан во Христе, апостол теперь обращается ко второму пришествию Христа: когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. В настоящее время мы воскресли с Ним и наслаждаемся жизнью, которую люди не могут увидеть или понять. Но приближается день, когда Господь Иисус вернется за верующими в Него. Тогда мы явимся с Ним во славе. Тогда люди поймут нас и осознают, почему мы вели себя так, а не иначе.

3,5 В стихе 3 было сказано, что мы умерли. Здесь нам говорят, что мы должны умертвить земные члены наши. Эти два стиха представляют ясную иллюстрацию различия между положением и состоянием верующего. Особенность его положения заключается в том, что он умер. Его же состояние таково, что он должен считать себя мертвым для греха, умерщвляя свои земные члены. Наше положение – то, чем мы являемся во Христе. Наше состояние – то, чем мы являемся в себе самих. Наше положение – дар Божий, полученный нами по вере в Господа Иисуса Христа. Наше состояние – это наш ответ на Божью милость.

Здесь также нужно отметить различие между законом и благодатью. Бог не говорит: «Если ваша жизнь будет свободна от греха, то Я удостою вас чести умереть с Христом». Это был бы закон. Наше положение зависело бы от наших собственных усилий, не говоря уж о том, что никто никогда не достиг бы этого положения. Вместо того Бог говорит: «Всем, кто верует в Господа Иисуса, Я дарую Мое благорасположение. А теперь идите и живите в соответствии со столь высоким призванием». Это – благодать!

Когда апостол говорит, что мы должны умертвить наши земные члены, он не имеет в виду, что мы буквально должны уничтожить какой-либо член нашего физического тела. Это образное выражение, и оно объясняется в последующих фразах. Слово «члены» используется для обозначения различных форм похотей и мерзостей, перечисленных далее.

Блудом обычно называется незаконная физическая близость или распущенное поведение, особенно между неженатыми людьми (Мф. 15,19; Мк. 7,21). Иногда это понятие расширяется и переводится как сексуальная распущенность. Нечистота подразумевает нечистоту помыслов, слов или действий. Здесь имеется в виду нравственная, а не физическая грязь. Страсть указывает на сильное и необузданное вожделение. Злая похоть говорит о сильных и часто неистовых желаниях.

Любостяжание в целом означает алчность или желание иметь больше, но, возможно, здесь под этим словом подразумевается главным образом нечестивое желание удовлетворить свою похоть, что является идолослужением.

Список начинается действиями и заканчивается мотивами. Описаны различные формы сексуального греха, которые затем прослеживаются до самых истоков – алчного сердца человека. Слово Господне ясно учит, что сами по себе половые отношения не являются чем-то дурным. Бог создал человека, наделив его способностью к размножению. Грех появляется там, где то, что Бог столь милостиво даровал Своему творению, используется в низких и нечестивых целях. Прелюбодеяние было основным грехом языческого мира во времена Павла и, без сомнения, все еще сохраняет за собой первое место. Когда христиане не повинуются Духу Святому, грехи прелюбодеяния часто проникают в их жизни и обнаруживают их падение.

3,6 Люди полагают, что могут совершать эти возмутительные грехи и избежать наказания. Небеса, как им кажется, безмолвствуют, и человек становится все более дерзким. Но Бог поругаем не бывает. Гнев Божий покарает сынов противления. Такие грехи не проходят бесследно уже в этой жизни: последствия половой распущенности люди пожинают в собственных телах. К тому же они пожнут страшный урожай осуждения в будущем.

3,7 Павел напоминает колоссянам, что и они до своего обращения предавались этим грехам. Но благодать Божья снизошла на них и освободила от нечистоты. Эта глава их жизни теперь уже завершилась благодаря Крови Христовой. Теперь у них новая жизнь, которая дает им силу жить для Бога. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5,25).

3,8 Поскольку за их выкуп была уплачена столь огромная цена, теперь они должны отложить все это, как грязную одежду. Апостол относит это не только к разным формам нечистого сладострастия, перечисленным в стихе 5, но также к различным видам нечестивой ненависти, которые он перечисляет ниже.

Гнев, разумеется, это сильное чувство неприязни или злобы, мстительность, стойкое чувство ненависти. Словом «ярость» описывается сильный гнев, возможно, выражающийся во вспышках неистовства. Злоба – это злобное поведение по отношению к другому человеку или его репутации.

Это ничем не обоснованная неприязнь, при которой вид страдания других доставляет удовольствие. Злоречие здесь означает оскорбление, то есть грубые, несдержанные выражения в адрес другого человека, брань в резкой, оскорбительной манере. Сквернословие – бесстыдная манера выражаться, постыдный, грязный язык; такая речь непристойна и неприлична. В этом перечне грехов апостол от мотивов переходит к действиям. Ожесточенность рождается в сердце человека и затем проявляется различными выше описанными способами.

3,9 В стихе 9 апостол фактически говорит: «Пусть ваши поступки соответствует вашему положению». Совлекшись ветхого человека, теперь отрекитесь от него в своих делах, воздерживаясь от лжи. Ложь – одна из характерных черт ветхого человека, и ей нет места в жизни чада Божьего. Каждый день нашей жизни мы подвергаемся искушению исказить правду. Это может выражаться в желании утаить информацию при заполнении налоговой декларации, списать на экзамене или даже преувеличить детали какой-либо истории. Ложь становится вдвойне серьезной, если задевает другого человека сама по себе или создавая ложное впечатление.

3,10 Мы не только совлеклись ветхого человека, но и облеклись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его. Так же как ветхий человек – это то, чем мы все были как сыновья Адама с необновленной натурой, так новый человек обозначает наше новое положение детей Божьих.

Произошло новое творение, и мы – новые создания. Цель Бога состоит в том, чтобы этот новый человек все больше уподоблялся Господу Иисусу Христу. Никогда не следует довольствоваться тем, чего мы достигли к настоящему моменту, надо всегда продолжать двигаться вперед, к цели – все большему сходству со Спасителем. Он пример для нас и мерило нашей жизни. В грядущий день, когда мы предстанем перед судилищем, на котором будет восседать Христос, нас будут судить не по тому, насколько лучше наша жизнь выглядела по сравнению с жизнью других, а по тому, насколько наша жизнь соответствовала жизни Самого Господа Иисуса.

«Образ Божий проявляется не в наших телах, а в красоте обновленного разума и сердца. Благочестие, любовь, смирение, кротость, милость и великодушие – все эти черты составляют Божественный характер». (Ежедневные заметки Библейского общества)

3,11 В новом творении, о котором говорит апостол, нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Национальные, религиозные, культурные и социальные различия не имеют значения. Если речь идет о статусе человека перед Богом, все верующие равны, и это правило должно соблюдаться в поместной общине.

Это не означает, что среди членов церкви нет никаких различий. Некоторые обладают даром евангелиста, другие наделены способностью быть пастором, третьи имеют талант наставника. Одни выполняют в церкви служение пресвитеров, другие – диаконов. Таким образом, рассматриваемый стих не принижает присущие людям различия.

Равным образом этот стих не следует понимать так, что все перечисленные различия в мире больше не существуют. Это не так. Все еще есть еллин и иудей. Здесь под еллином подразумеваются все языческие народы. Все еще есть обрезание и необрезание. Эти два выражения обычно используются в НЗ для обозначения соответственно иудеев и язычников. Однако здесь они могут обозначать собственно ритуал, соблюдаемый иудеями и не соблюдаемый язычниками.

Все еще есть варвар (некультурный человек) и скиф. Здесь эти два слова не противопоставляются. Скифы были варварами, но обычно их относили к самой крайней из форм варварства: они были самыми дикими и свирепыми. Последнее – противопоставление свободного и раба. Слово «свободный» относится к тем, кто никогда не был в рабстве, кто был рожден свободным.

Для христианина эти мирские различия более не важны. Имеет значение лишь Христос. Для верующего Он все и во всем. Он представляет центр и периферию жизни христианина.

Епископ Райл смело формулирует эту истину:

«Эти слова – Христос во всем – сущность и субстанция христианства. Если наши сердца действительно с нами соглашаются, это хорошо для наших душ… Многие отводят Христу определенное место в своей религии, но это не то место, которое предназначил для Него Бог! Для их душ Христос не является «все во всем». Нет! Их души уповают либо на Христа и церковь, либо на Христа и таинства, либо на Христа и Его рукоположенных служителей, либо на Христа и собственное покаяние, либо на Христа и собственную добродетель, либо на Христа и свои молитвы, либо на Христа и собственную искренность и благотворительность». (J.C. Ryle, Holiness, pp. 436, 455.)

3,12 В стихе 10 Павел сказал, что мы облеклись в нового человека. Теперь он указывает несколько практических путей, позволяющих сделать это в нашей повседневной жизни. Прежде всего он обращается к колоссянам, как к избранным Божьим. Эти слова означают, что они были избраны Богом во Христе еще прежде создания мира. Избирательная благодать Божья – одно из таинств Божественного откровения. Мы верим, что в Писании ясно сказано, что Бог в Своем всемогуществе избирает людей, которые будут принадлежать Христу. Мы не считаем, что Бог когда-либо избирал кого-либо для проклятия. Такое учение прямо противоположно Писанию. Мы верим в милость Божью, которая избирает людей, но верим и в то, что человек несет ответственность за свой выбор. Бог не спасает людей против их воли. Та же Библия, которая говорит «избраны по предведению Божьему», также говорит: «Тот, кто призовет имя Господне, спасется».

Далее Павел обращается к колоссянам: святые и возлюбленные. Святые означает очищенные от грехов или избранные Богом из мира. Мы – святые по своему статусу и должны проявлять практическую святость в нашей жизни. Поскольку на нас распространяется Божья любовь, она позволяет нам угождать Ему во всем, что мы делаем.

Теперь Павел описывает добродетели христианина, в которые мы должны облечься. Милосердие рождается в сердце, полном сострадания. Благость – это бескорыстное стремление делать добро другим. Она заключается в любви или доброжелательном отношении к людям. Смиренномудрие означает скромность, готовность смириться и оценивать других выше, чем себя. Кротость означает не слабость, а скорее силу, делающую человека способным к самоотречению и милостивому отношению ко всем людям.

Вайн говорит:

«Принято считать, что кроткий человек ведет себя так, потому что не может за себя постоять; но Господь был кроток, потому что в Его распоряжении находились несметные силы Бога. Если описывать кротость с помощью антонимов, то она является качеством, противоположным наглости и своекорыстию. Это невозмутимость духа, который не превозносится, но и не принижает себя просто потому, что вообще не задумывается о своем «я». (W.E. Vine, Expository Dictionary of New Testament Words, p. 56.)

Если смиренномудрие – это отсутствие гордыни, то кротость – это отсутствие вспышек гнева. Проявлять долготерпение – значит терпеть, сохранять спокойствие, не поддаваясь на провокации, и уметь длительное время выносить оскорбления. В нем соединяются радость и доброе отношение к другим со стойкостью в страданиях.

3,13 Выражение «снисходя друг другу» описывает то терпение, с которым мы должны относиться к ошибкам и странностям наших братьев. Живя рядом с другими людьми, мы неизбежно будем узнавать об их недостатках. Нам часто требуется Божья благодать, чтобы смириться с некоторыми чертами характера других людей, так же точно, как и им она будет нужна, чтобы смириться с нашими недостатками. Но мы должны терпеливо относиться друг к другу. Прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу. Немного найдется споров между христианами, которые не могли бы быстро разрешиться, если бы на эти требования обращали внимание. Прощение должно распространяться на других, когда они обидели вас. Мы часто слышим жалобу: «Но это он меня оскорбил…»

Это именно та ситуация, в которой апостол призывает нас прощать. Если нас не обидели, то нет нужды и в прощении. Если же мы сами нанесли оскорбление, нам следовало бы пойти и попросить прощения. Снисходительность предполагает, что мы не обижаемся на других, прощение же означает, что мы не держим зла на обидчика.

Вряд ли можно найти лучшее побуждение к прощению, чем приведенное в этом стихе: как Христос простил вас, так и вы. Как простил нас Христос? Он простил нас без всякого на то основания. Так следует поступать и нам. Он простил нас полностью. Так должно делать и нам. Он простил и забыл. К этому призваны и мы. И в том, как Он это сделал, и в том, в какой степени Он простил нас, мы должны следовать великолепному примеру, который подает нам наш благословенный Господь.

3,14 О любви здесь говорится, как о верхнем одеянии или о поясе, который связывает все остальные добродетели воедино, чтобы создать совершенство. Она удерживает в гармонии все черты характера христианина. Возможно, человек может проявлять некоторые из перечисленных выше добродетелей, в действительности не имея в своем сердце любви. Поэтому Павел подчеркивает, что все, что мы делаем, мы должны делать в духе искренней любви к своим братьям. Наши поступки не должны быть вынужденными, а должны проистекать из искренней, от всего сердца любви. Гностики считали совокупностью совершенства знание, но Павел поправляет их, настаивая на том, что совокупностью совершенства является любовь.

3,15 Мир Божий должен выступать в роли третейского судьи в наших сердцах. Если мы сомневаемся в чем-либо, мы должны задать себе вопрос: «Будет ли это способствовать душевному миру?» или: «Будет ли мир в моем сердце, если я сделаю это?»

Данный стих поможет нам, когда мы стремимся получить совет от Господа. Если Господь действительно хочет, чтобы вы предприняли те или иные действия, Он, несомненно, даст вам душевный мир. Если в вашей душе нет покоя и мира, вы не должны приступать к делу. Как говорится: «Если неясно, идти или нет, ясно, что надо остаться».

Христос призвал нас наслаждаться Его миром и в личной жизни, и в церкви. Обратите внимание на важность последней части этого стиха: к которому вы и призваны в одном теле. Одним из способов добиться покоя была бы жизнь в отрыве от всех других христиан.

Но не этого хочет от нас Бог. Он объединяет одиноких людей в семьи. По замыслу Божьему мы должны объединяться в поместные церкви. Хотя жизнь с другими христианами временами будет испытанием нашего терпения, тем не менее Бог таким образом может развивать в христианине добродетели, которые Он не смог бы выработать каким-либо иным путем. Поэтому мы не должны ни уклоняться от своих поместных церквей, ни бросать их, когда раздражены или раздосадованы. Скорее мы должны стараться жить в согласии с нашими братьями по вере и помогать им всем, что делаем и говорим.

И будьте дружелюбны (в отличие от Синодального, в английских и некоторых русских переводах – «будьте благодарны»). Эти слова вновь и вновь повторяются в посланиях Павла. Вероятно, на то было серьезное основание: Дух Божий счел благодарный дух очень важным. И мы считаем, что это так, причем важен он не только для духовной жизни человека, но и для его физического состояния. Медики обнаружили то, о чем на протяжении многих веков говорится в Писании, – что жизнерадостное, благодарное отношение к жизни благотворно влияет на организм, а беспокойство, депрессия и недовольство в душе определенно вредны для здоровья человека. Обычно мы считаем, что благодарность – чувство, определяемое непосредственно обстоятельствами, в которых мы находимся, но Павел здесь показывает, что это добродетель, которую необходимо развивать. Мы должны быть благодарны. Из всех народов мира у нас больше всего оснований быть благодарными (ср. Втор. 33,29). И в нашей неблагодарности виноваты не какие-то обстоятельства, а только наши эгоистичные сердца.

3,16 Пунктуация стиха 16 вызывает разногласия. В оригинале НЗ не было знаков препинания, а смысл такой строфы, как эта, в большой степени определяется знаками препинания. Мы предлагаем следующий вариант: слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью научайте и вразумляйте друг друга; псалмами, славословием и духовными песнями во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Таким образом, стих делится на три части. Прежде всего мы должны позволить слову Христа вселиться в нас обильно. Слово Христово – это учение Христа, представленное в Библии.

Когда мы насыщаем наши сердца и умы Его святым словом и стараемся жить сообразно ему, тогда слово Христово действительно укореняется в наших сердцах.

Вторая мысль заключается в том, что со всякою премудростью мы должны научать и вразумлять друг друга.

Каждый христианин ответственен за это перед своими братьями и сестрами во Христе. Слово «научать» связано с доктриной, в то время как «вразумлять» имеет отношение к долгу. Наш долг перед братьями – делиться с ними нашим знанием Писания и стараться помочь им дельным и благочестивым советом. Когда наставления даются с премудростью, они скорее найдут отклик, чем если мы будем говорить убедительно, но неблагоразумно или без любви.

Третья мысль такова: псалмы, славословие и духовные песни мы должны петь Господу в благодати в наших сердцах. Псалмы – это богодухновенные стихи, которые помещены в одноименную книгу и исполнялись как часть иудейского богослужения. Под славословием обычно подразумеваются песни поклонения и восхваления, адресованные Богу Отцу или Господу Иисусу Христу. Например:

Иисус! Сама мысль о ТебеНаполняет мое сердце радостью,Но гораздо прекрасней увидеть Твой ликИ обрести покой рядом с Тобой.

(Приписывают Бернару Клервоскому)

Эти славословия не являются богодухновенными в том же смысле, что и псалмы. Духовными песнями называется религиозная поэзия, описывающая переживания христианина. Иллюстрацией этому могут послужить слова:

Как часто покой мы теряемИ терпим ненужную боль,Когда Господу не поверяемВ молитве поступок любой.

(Джозеф Скривен)

Используя различные песнопения, мы должны петь Господу во благодати, или с благодарностью, в наших сердцах.

Здесь, возможно, будет уместно сказать, что христианин должен проявлять разборчивость в музыке, которую он использует. Многая так называемая современная христианская музыка легкомысленна и пуста. Немалая часть такой музыки в высшей степени не согласуется с духом Писания, а еще большая – так похожа на мирские поп и рок, что дискредитирует само имя Христа. Стих 16 очень близок к Ефесянам 5,18-19, где читаем: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Основное различие между ними заключается в том, что вместо слов «исполняйтесь Духом» Павел использует в Колоссянам 3,16 слова «Слово Христово да вселяется в вас обильно». То есть и исполненность Духом, и исполненность Словом Божьим – необходимые условия полной радости, полезной и плодотворной жизни. Мы не исполнимся Духом, пока не насытимся Словом Божьим, а изучение Слова не будет эффективным, если мы не уступим контроль над глубинами своей души Духу Святому. Можно ли в таком случае не прийти к заключению, что быть исполненным Духом означает быть исполненным Словом Божьим? Исполнение Духом происходит в нашей жизни не в результате некоего мистического кризиса, но скорее благодаря ежедневному чтению Писания, размышлению над ним, повиновению ему и жизни в согласии с ним.

3,17 Стих 17 – это всеобъемлющий закон, по которому судится наше христианское поведение. Сегодня молодым людям особенно трудно решить, правильны или нет некоторые поступки. Этот стих, если его заучить наизусть, может оказаться ключом к решению многих таких проблем. Проверка должна заключаться в следующем: «Могу ли я сделать это во имя Господа Иисуса Христа? Послужит ли это к Его славе? Могу ли я ожидать Его благословения на это? Хотел бы я, чтобы Его пришествие застало меня за этим делом?» Заметьте, что этой проверке должны подвергаться слова, которые мы произносим, и дела, которые мы совершаем. Повиновение этой заповеди облагораживает все в жизни. Драгоценным секретом христианина является то, что он все делает так, будто делает это для Господа и ради славы Его. И еще раз апостол добавляет слова: «благодаря чрез Него Бога и Отца». Благодарить! Благодарить! Благодарить! Это вечный долг тех, кто спасен благодатью и кому уготованы райские чертоги.

Б. Подобающее христианину поведение в семье (3,18 – 4,1)

В этом отрывке Павел дает ряд наставлений членам христианской семьи. Эти наставления продолжаются до 4,1. У него есть советы для жен и для мужей, для детей и родителей, для слуг и хозяев. На первый взгляд переход от тем, которые занимали Павла, к такому прозаическому предмету, как семейная жизнь, может показаться довольно резким. Но в действительности это в высшей степени символично.

ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ

Бог считает, что семья – это очень важная составляющая жизни христианина. Хорошо известное утверждение: «Рука, качающая колыбель, правит миром» содержит истину, выходящую за пределы того, что лежит на поверхности. Институт семьи был учрежден Богом для сохранения многого из того, что имеет истинную ценность в жизни. По мере того как семье уделяется все меньше и меньше внимания, наша цивилизация быстро деградирует. Павел в 1 Тимофею особо учит, что семейная жизнь предназначена Богом быть средством развития духовных качеств; по тому, как человек ведет себя дома, можно определить, годится ли он на роль церковного лидера. В последующих стихах формулируются некоторые фундаментальные принципы, которыми нам следует руководствоваться при создании христианской семьи. Изучая этот раздел, мы должны принимать во внимание следующие непременные требования:

1. В доме должен быть семейный алтарь – время, когда вся семья ежедневно собирается для чтения Священного Писания и молитвы.

2. В семье должен главенствовать отец, причем пользоваться своей властью с мудростью и любовью.

3. Жена и мать должна понимать, что дом – средоточие главной ее ответственности перед Богом и семьей. Обычно жене не стоит работать вне дома. Разумеется, существуют исключительные обстоятельства.

4. Жена и муж должны подавать своим детям пример благочестивого поведения. Они должны быть заодно во всех делах, включая наказание детей, когда оно необходимо.

5. Семье требуется постоянное внимание. Слишком велика возможность целиком уйти в работу, в общественную жизнь или даже христианское служение, так что дети будут страдать от недостатка любви, общения, наставления и дисциплины. Наблюдая за своим своенравным сыном или дочерью, многие родители вынуждены с прискорбием признать: «Когда раб твой занялся теми и другими делами, его не стало» (3 Цар. 20,40).

6. Есть три главных правила, касающихся наказания детей. Никогда не наказывай в гневе. Никогда не наказывай несправедливо. Никогда не наказывай без объяснения причины.

7. Детям полезно научиться «нести иго в юности своей» (Плач 3,27), научиться трудиться, принимать на себя ответственность и узнать цену деньгам.

8. Кроме того, родители-христиане должны избегать стремления реализовать в детях свои мирские амбиции, а напротив, постоянно показывать им, что служение нашему Господу – лучшее, что они могут сделать в своей жизни. Для некоторых это может быть профессиональное служение делу евангелизации; для других – служение Господу в рамках светской профессии.

Но и в том, и в другом случае на первом месте должен быть труд для Господа. Дома, на работе и везде, где бы мы ни были, следует помнить о том, что мы представляем нашего Спасителя, и в каждом нашем слове и деле должны быть достойны Его и руководствоваться Его заповедями.

3,18 Первое наставление апостола адресовано женам. Им предписывается повиноваться мужьям, как прилично в Господе. В соответствии с замыслом Божьим, муж – глава семьи. Женщине предназначено подчиняться своему мужу. Она должна не доминировать и руководить, а подчиняться его руководству всегда, когда она может это делать, не подвергая риску свою верность Христу. Разумеется, бывают случаи, когда женщина не может быть покорной своему мужу и при этом сохранять верность Христу. В таких случаях ее долг перед Христом на первом месте. Если же христианке достался слабовольный муж, она, как указывает этот стих, должна помочь ему занять подобающее место в доме, а не узурпировать это место самой, поскольку она умнее.

3,19 В Слове Божьем все прекрасно уравновешено. Апостол не останавливается, дав такой совет женам; он продолжает, утверждая, что у мужей также есть обязанности. Они должны любить своих жен и не быть к ним суровыми. Если бы эти простые правила соблюдались, многие проблемы, возникающие в супружеской жизни, исчезли бы и семьи были бы счастливее в Господе. Действительно, скорее всего ни одна жена не стала бы возражать против подчинения мужу, который по-настоящему ее любит. Следует заметить, что муж не должен заставлять свою жену повиноваться ему. Если она не повинуется, он должен обратиться с этим к Господу. Подчинение с ее стороны должно быть добровольным, «как прилично в Господе».

3,20 Детям звучит увещание: будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Во все века семьи строились и укреплялись на двух простых принципах: авторитет и подчинение. Здесь перед нами пример последнего. Заметьте: подчинение должно быть во всем, не только в приятных делах, но и в тех, которые сами по себе далеко не приятны.

Дети-христиане неверующих родителей часто оказываются в трудном положении. Они хотят быть верными Господу, но в то же время должны считаться с требованиями, предъявляемыми родителями. Нам кажется, что если в целом они будут чтить своих родителей, Господь, в Свою очередь, будет чтить их. До тех пор, пока они живут в родительском доме, у них есть совершенно определенные обязательства. Разумеется, они не должны делать то, что противоречит учению Христа, но обычно этого от них и не требуют. Часто они будут вынуждены делать то, что может показаться неприятным, но до тех пор, пока это не будет совершенно определенно неправильным или грешным, они могут делать его, как для Господа. Таким образом они могут послужить хорошим свидетельством для родителей и попытаться привести их к Господу.

3,21 Отцы не должны раздражать своих детей, дабы они не унывали. Интересно, что этот совет адресован отцам, а не матерям. Не значит ли это, что отцы скорее склонны совершать подобную ошибку, чем матери. Келли предполагает, что матери, вероятно, более склонны баловать детей.

3,22 Со стиха 22 до конца главы Дух Божий обращается к рабам. Интересно отметить, что в НЗ рабам уделяется много места. Это не случайно. Такое внимание показывает, что каким бы низким ни был общественный статус человека, он может достичь вершин в христианской жизни, будучи преданным Слову Божьему. Возможно, это также отражает предвидение Богом того, что большинство христиан будет слугами, а не властителями. Так, например, в НЗ очень мало наставлений, обращенных к правителям народов, но есть важные советы для тех, кто посвящает свою жизнь служению другим. Обычно во времена Павла на рабов почти не обращали внимания, и, без сомнения, первых христиан поражало, сколько внимания уделялось им в этих посланиях. Но это показывает, как милость Господня снисходит на людей, независимо от занимаемого ими положения. Ч. Г. Макинтош замечает: «Раб не лишен служения Господу. Верно исполняя свои обязанности перед лицом Бога, он может служить украшением учению и принести славу Господу».

Рабам апостол советует во всем повиноваться тем, кто является их господами по плоти. Здесь содержится мягкое напоминание о том, что для них хозяева – лишь господа по плоти. У них есть другой Господин, Который превыше всех и Который видит все, что происходит с самым незначительным из Его детей. Рабы не должны служить на глазах только как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. (Хороший пример такого служения можно увидеть в Бытие 24,33.) Когда человека угнетают, у него особенно появляется соблазн увильнуть от работы, когда хозяин за ним не наблюдает. Но слуга-христианин будет осознавать, что Господь всегда видит его, и хотя условия его жизни на земле могут быть очень тяжелыми, он будет трудиться, как для Господа. В простоте сердца означает, что у него будут чистые побуждения – быть угодным Господу Иисусу.

Интересно, что в НЗ нет определенных высказываний о запрещении рабства. Евангелие не ниспровергает социальные институты революционным путем. Однако всюду, куда приходила Благая Весть, рабство искоренялось и ликвидировалось. Это не означает, что теперь эти наставления не имеют для нас значения. Все, что сказано здесь, прекрасно применимо к отношениям служащих и работодателей.

3,23 Все, что мы делаем, мы должны делать от души, как для Господа, а не для человеков. В любой форме христианского служения, как и в любой области жизни, есть много дел, которые люди считают неприятными. Нет нужды говорить, что мы стараемся избегать такой работы. Этот стих содержит очень важный урок, заключающийся в том, что самая простая работа может быть возвеличена и облагорожена, если делается она для Господа. В этом смысле нет различия между мирской и духовной работой. Любой труд священен. Награда на небесах будет дарована не за выдающееся положение или видимые успехи, не за таланты или возможности, а скорее за верность. Таким образом, в тот день будут вознаграждены и незаметные люди, если они исполняли свои обязанности добросовестно, как для Господа. Два девиза, которые часто висят над кухонными раковинами, гласят: «Не как попало, а с ликованием» и «Здесь три раза в день совершается служение Господу».

3,24 В настоящее время Господь наблюдает за всем происходящим, и все, что делается как для Него, заслуживает Его внимания. «Божья доброта вознаградит за доброту человека». Те, кому мало что достанется на земле, получат в воздаяние наследие на небесах. Давайте помнить это, когда в следующий раз мы будем вынуждены делать что-то вопреки своему желанию, в церкви ли, дома ли, или на работе. Выполнять эту работу безропотно и как можно лучше – значит свидетельствовать о Христе.

3,25 Павел не уточняет, кого он имеет в виду в стихе 25. Возможно, самым естественным было бы подумать о несправедливом хозяине, который угнетает своих рабов. Может быть, слуга-христианин устал от того, что вынужден повиноваться его несправедливым требованиям. «Неважно, – говорит Павел, – Господь знает все об этом, и Он не забудет о несправедливостях».

Но хотя это предупреждение может касаться и хозяев, в первую очередь оно адресовано слугам. Небрежность в работе, обман, праздность или другие формы нечестности не останутся незамеченными. У Бога нет лицеприятия.

Он – Господин всех, и различия, существующие между людьми, для Него ничто. Если рабы обкрадывают своих хозяев (что, очевидно, делал Онисим), они должны будут ответить за это перед Господом.