Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Евреям
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3814 Все тексты автора Уильям МакДональд
5 глава
5,1 Первой характерной чертой священника по чину Аарона было то, что он должен быть избираем из людей.
Другими словами, он сам должен быть человеком.
Ему предписывалось действовать для людей перед Богом. Он принадлежал к особой касте людей, служивших посредниками между человеком и Богом.
Одна из его главных обязанностей – приносить дары и жертвы за грехи. Дары – это все жертвы, которые приносились Богу. Под жертвами же здесь подразумеваются те особые жертвы, когда кровь лилась как искупление за грех.
5,2 Он должен был сострадать людской немощи и обращаться с невежами и заблуждающимися мягко и снисходительно. Его собственная немощная плоть наделяла его способностью понимать те проблемы, с которыми сталкивался его народ.
То, что в этом стихе говорится о невежествующих и заблуждающихся, напоминает нам, что жертвы ВЗ совершались за грехи, совершенные непредумышленно. В законе нет положений, которые предусматривали бы жертвоприношения за произвольный грех.
5,3 В то время как обладание человеческой природой было для священника преимуществом, поскольку позволяло ему отождествлять себя со своим народом, его греховная человеческая природа ставила священника в невыгодное положение. Он должен был приносить жертвы и за себя, и за грехи народа.
5,4 Служение священника было отнюдь не профессией, избираемой человеком по своему желанию. К этому труду он должен быть призван Богом, как и Аарон. Бог призвал лишь Аарона и его потомков. Никто из тех, кто не принадлежал к этой семье, не мог служить в скинии собрания или в храме.
5,5 Теперь автор обращается к Христу и показывает, что Он в состоянии быть священником, так как был призван к этому Богом, обладает человеческой природой и всеми необходимыми качествами.
Что касается Его назначения, то исходило оно от Самого Бога. Это призвание было суверенным, не имеющим никакого отношения к человеческой генеалогии. Оно уходило корнями в родственные отношения, превосходящие все, какими когда-либо обладали земные священники. Наш Первосвященник – уникальный Сын Божий, рожденный прежде вековых времен, рожденный в воплощении и рожденный в воскресении.
5,6 Священство Христа более высокого порядка, потому что в Псалме 109,4 Бог объявил Его священником вовек по чину Мелхиседека. Это превосходство Христа подробнее будет объяснено в главе 7. Важно отметить, что, в отличие от священства Ааронова, это священство – вовек.
5,7 Христос не только безгрешный Сын Божий, Он еще и истинный Человек. В качестве доказательства автор ссылается на разнообразные человеческие переживания, через которые Он прошел во дни плоти Своей. Обратите внимание на слова, описывающие Его жизнь и особенно пережитое в Гефсиманском саду: молитвы и моления, с сильным воплем и со слезами. Они говорят о Нем как о Человеке зависимом, живущем в послушании Богу, разделяющем все человеческие эмоции, не связанные с грехом.
Христос молил не о спасении от смерти; в конце концов, единственной целью Его прихода в мир было умереть за грешников (Ин. 12,27). Он молился об избавлении из смерти, чтобы Его душа не осталась в долине смерти. Бог ответил на эту молитву, воскресив Его из мертвых. Он был услышан за Свое благоговение.
5,8 Опять перед нами предстает великая тайна воплощения – как Бог мог стать Человеком для того, чтобы умереть за людей.
Хотя Он и Сын – не просто какойто сын, один из многих, а единородный Сын Божий. Несмотря на это, Он страданиями научился послушанию.
Вступив в этот мир как Человек, Он должен был пережить то, чего никогда не познал бы, останься на небесах. Каждое утро Господь пробуждал Его ухо, чтобы Он мог принять указания Отца на этот день (Ис. 50,4). Он учился послушанию на практике, как Сын, всегда покорный воле Своего Отца.
5,9 И совершившись. Это не может относиться к Его личному характеру, потому что Господь Иисус был совершенен. Его слова, Его дела и пути были абсолютно безупречны. В чем же Он тогда мог стать совершенным? Ответ: в Своей роли нашего Спасителя. Он никогда бы не смог стать нашим совершенным Спасителем, оставаясь на небесах. Но через Свое воплощение, смерть, погребение, воскресение и вознесение Он довел до конца дело, необходимое для нашего спасения от грехов, и теперь обрел славу совершенного Спасителя мира.
Вернувшись на небеса, Он сделался для всех послушных Ему автором спасения вечного. Он – источник спасения для всех, но спасены лишь те, кто Ему послушен.
Здесь условием для спасения названо послушание Ему. Во многих других стихах в качестве условия для спасения называется вера. Как же нам разрешить возникшее, казалось бы, противоречие? Прежде всего это послушание веры (Рим. 1,5; 16,25-27); «послушание, требуемое Богом, – это вера в Его Слово». Однако несомненно и то, что спасающая вера обязательно приносит плод послушания.
5,10 По славном завершении основополагающего труда священства Господь Иисус был наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
Здесь необходимо отметить, что, хотя священство Христа и было по чину Мелхиседека, Его священнические функции аналогичны функциям священников по чину Аарона. Более того, служение иудейских священников было предзнаменованием, или же символом, того труда, который совершит Христос.
5,11 Здесь автор вынужден сделать отступление. Он бы с удовольствием и дальше развивал тему священства Христа по чину Мелхиседека, но сделать этого не может. По повелению свыше он должен укорить своих читателей за их незрелость и в то же время строго предупредить их об опасности отступления от истины.
Печально, но факт: наша способность понимать Божественные истины непосредственно зависит от нашего духовного состояния. Уши, не способные слышать, не в состоянии воспринимать глубокие истины! Как часто Господь хочет о многом сказать нам, мы же не можем вместить всего этого (Ин. 16,12).
5,12 Автор напоминает евреям, что они так долго внимали наставлениям, что уже и сами должны были бы учить других. Вся трагедия в том, что им до сих пор нужен был кто-то, кто обучал бы их азам Слова Божьего.
Вам надлежало быть учителями. Бог хочет, чтобы каждый верующий достигал той степени зрелости, когда мог бы учить других. Учить должен каждый! Да, несомненно, у некоторых есть особый дар наставничества, но так же несомненно и то, что каждый верующий должен каким-то образом участвовать в служении наставления. Попытки ограничить круг совершающих этот труд немногими избранными противоречат намерениям Бога.
Для вас нужно молоко, а не твердая пища. В физическом мире ребенок, который не перешел в определенном возрасте от молока к твердой пище, отстает в развитии. Это отставание в развитии есть и в мире духовном (1 Кор. 3,2).
5,13 Тот, кто называет себя верующим, но не в состоянии расстаться с «молочной диетой», несведущ в слове правды. Он слушает Слово, но по нему не живет. Все, чем он не пользуется, он теряет и бесконечно долго остается в младенческом состоянии.
Такие люди не обладают особой проницательностью в духовных вопросах, они колеблются и увлекаются «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4,14).
5,14 Твердая духовная пища – для взрослых, для тех, у кого чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Послушные свету, получаемому ими от Слова Божьего, эти люди становятся способными судить обо всем духовно и обходить стороной капканы в вопросах морали и учения.
В этом конкретном контексте призыв к читателям различать добро и зло относится главным образом к христианству и иудаизму. Не потому, что иудаизм был сам по себе злом; систему левитов учредил Сам Бог. Но ее главная цель заключалась в том, чтобы указывать на грядущего Христа. В Нем исполнились прообразы и предзнаменования. Теперь, когда Христос уже пришел, грешно возвращаться к Его прообразам. Зло здесь – все то, что пытается оспорить у Христа хоть малую часть привязанности и преданности людей. Верующие, достигшие духовной зрелости, способны различить, что священство по чину Аарона стоит неизмеримо ниже священства Христа.