7 глава

7,1 Мелхиседек был таинственной фигурой, лишь на короткое время появившийся на подмостках человеческой истории (Быт. 14,18-20). Спустя столетия его имя было упомянуто Давидом (Пс. 109,4). Потом, опять же по прошествии многих веков, оно вновь появляется в Послании к Евреям. Несомненно одно: Бог так организовал детали его жизни, что он смог стать замечательным прообразом нашего Господа Иисуса Христа.

В трех первых стихах главы 7 изложены исторические факты о Мелхиседеке. Нам напоминают, что он одновременно занимал должности царя и священника. Он был царем Салима (позже названного Иерусалимом) и священником Бога Всевышнего. Он был политическим и духовным руководителем своего народа. Это, конечно, Божий идеал – чтобы мирское не отделялось от духовного. Когда страной правит греховный человек, отделение церкви от государства совершенно необходимо. Их объединение станет возможным лишь тогда, когда будет во всей праведности править Христос (Ис. 32:1,17).

Мелхиседек встретил Авраама, когда тот возвращался домой, одержав военную победу, и благословил его. Вся значительность этого события описана в стихе 7. Будь у нас только ВЗ, мы никогда не осознали бы всей значимости этих, казалось бы, незначительных подробностей.

7,2 Авраам отделил десятину от военной добычи и отдал этому загадочному царю-священнику. Нам опять придется подождать до стихов 4, 6, 8-10, прежде чем мы узнаем скрытое значение десятины Авраама.

В Писании имя человека описывает его сущность. Мы узнаем, что имя Мелхиседек означает «царь правды», а его звание (царь Салима) — «царь мира».

Отнюдь не случайно праведность упоминается перед миром. Мира не будет до тех пор, пока не восторжествует праведность.

Это мы ясно видим на примере труда Христа. На кресте милость и истина встретились, правда и мир облобызались (Пс. 84,11). Так как Спаситель исполнил все справедливые требования Бога, направленные против наших грехов, мы можем обрести мир с Богом.

7,3 Личность Мелхиседека становится еще загадочнее, когда мы читаем, что у него не было ни отца, ни матери, ни родословия, ни рождения, ни смерти. Если мы вырвем эти слова из их контекста, то сам собою напрашивается вывод, что он был гостем с небес или другой планеты или же особым творением Божьим.

Но ключ к пониманию лежит в анализе этих слов в их контексте. Главная тема здесь – священство. Автор описывает разницу между священством Мелхиседека и Аарона. Для того чтобы получить право быть священником по чину Аарона, человек должен быть родом из колена Левия, из семьи Аарона. Генеалогия была очень важна. Его право занять эту должность, опять же, начиналось с рождения и заканчивалось со смертью.

Священство Мелхиседека было совсем другим. Оно не перешло к нему по наследству от предков-священников.

Бог просто выделил его из общей массы и назначил священником. В том, что касается его священства, какие-либо сведения о его отце, матери или родословии отсутствовали. В его случае все это не имело никакого значения; что касается письменных упоминаний, то нигде ничего не говорится о его рождении или смерти, поэтому его священство не обусловлено временными рамками.

Нам не стоит приходить к заключению, что у Мелхиседека не было родителей, что он никогда не был рожден и никогда не умирал. Не в том здесь дело. Стих, по сути, свидетельствует, что во всем, что касается его священства, записи об этих важных данных отсутствуют, поскольку его служение священника от них не зависело.

Он не был Сыном Божьим, как ошибочно думают некоторые, но уподобился Сыну Божьему в том отношении, что пребывает священником навсегда.

Теперь автор собирается показать, что священство Мелхиседека стоит выше священства Аарона. Это доказательство включает три аргумента: аргумент о десятине и благословении, аргумент, касающийся изменения, происшедшего при замещении Ааронова священства, и аргумент о вечности священства Мелхиседека.

7,4 Первый аргумент изложен в стихах 4-10. Открывает его довольно необычное восклицание, призывающее читателя оценить величие Мелхиседека. Даже патриарх Авраам дал ему десятину из военной добычи. Так как Авраам был одной из ярчайших звезд на еврейском небосклоне, то Мелхиседек, следовательно, был звездой еще большей величины.

7,5 Что касается левитских священников, то закон давал им право собирать десятину с братьев-евреев. И священники, и народ вели свою родословную от Авраама, отца всех верующих.

7,6 Но то, что Мелхиседек получил десятину от Авраама, было делом необычным и нетрадиционным. Авраам, призванный стать отцом народа, из среды которого придет Мессия, платил дань почтения человеку, никак с избранным народом не связанному.

Никакие родовые барьеры не были преградой священству Мелхиседека.

Немаловажен и тот факт, что Мелхиседек благословил Авраама. Он сказал: «Благословлен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли» (Быт.

14,19).

7,7 Когда один человек благословляет другого, принято считать, что вышестоящий благословляет нижестоящего. Благословляемый стоит ниже благословляющего не по своим личным или моральным качествам, а лишь по занимаемому им положению.

Читая эти аргументы, основывающиеся на ВЗ, постараемся представить себе реакцию еврейских читателей. Они всегда почитали Авраама как одного из своих величайших национальных героев, и не без основания. Теперь же они узнают, что Авраам почитал «нееврейского» священника стоящим выше себя. Подумать только! Все время это было написано в их Библии, а они этого никогда не замечали.

7,8 В священстве по чину Аарона десятину собирали люди, которые и сами были смертными. На смену умершему священнику приходил другой, служил своему поколению и потом тоже умирал. В случае же с Мелхиседеком нигде не говорится, что он умер.

Таким образом, он может быть представителем священства, уникального тем, что оно вечно.

7,9 Принимая десятину от Авраама, Мелхиседек фактически принимал ее и от Левия. Так как Левий был главой колена священников, это равнозначно заявлению, что священство по чину Аарона дало десятину Мелхиседеку, признавая тем самым его превосходство.

7,10 Какова же цепочка рассуждений, позволяющая заявить, что Левий отдал десятину Мелхиседеку? По сути, эту десятину отдал Авраам. Он был прадедом Левия. Хоть Левий тогда еще не родился, он был в чреслах Авраама, то есть ему было предопределено стать потомком патриарха. Отдавая десятину Мелхиседеку, Авраам действовал как представитель всего своего потомства. Таким образом, Левий и все произошедшее от него священство стояли на ступень ниже Мелхиседека и его священства.

7,11 В стихах 11-20 изложен еще один аргумент в пользу превосходства священства Мелхиседека над священством Аарона. Он заключается в том, что в священстве произошла смена.

Священство Иисуса сменило левитское священство. В этом не было бы нужды, достигни последнее поставленной перед ним цели совершенным и окончательным образом.

Но в действительности совершенство не достигалось посредством левитской системы. Она не могла покончить с грехом, поклонявшийся никогда не мог познать, что такое спокойная совесть. Священство, установленное законом Моисея, поставить последнюю точку было не в состоянии.

Но отныне начало действовать священство другого рода. Теперь пришел совершенный Священник, и Его священство именовалось не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека.

7,12 Факт перемены священства неизбежно приводит к заключению, что переменилась и вся совокупность законов, на которых священство основывалось. Это очень радикальное заявление! Подобно бою часов, оно возвещает уход старого порядка и наступление порядка нового. Мы уже не под законом.

7,13 О переменах в законе свидетельствует тот факт, что Господь Иисус принадлежал к колену, левитским законом к священническому служению не допускавшемуся.

7,14 Наш Господь был родом из колена Иудина. Закон Моисея никогда никому из этого колена не давал права быть священником. Но Иисус тем не менее Священник. Почему это могло произойти? Потому что закон был изменен.

7,15 У автора есть еще одно свидетельство, подтверждающее, что в законе о священстве произошли огромные перемены. Священник иного рода восстал по подобию Мелхиседека, и Его право занять эту должность отличается от права сыновей Аарона.

7,16 Право занять эту должность левитские священники получали благодаря выполнению требований закона, касающихся физической принадлежности к определенному роду. Они должны были родиться в колене Левия и в семействе Аарона.

Но Господу право быть Священником подобно Мелхиседеку дает Его жизнь непрестающая. Это вопрос не родословия, а личной, присущей Ему власти и силы. Он живет вечно.

7,17 Подтверждением этому служат слова Псалма 109,4, где Давид указывает на священство Мессии: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».

Ударение здесь сделано на слово «вовек». Его служение никогда не прекратится, потому что Его жизнь никогда не закончится.

7,18 Закон, установивший левитское священство, был отменен по причине его немощи и бесполезности. Аннулирован он был приходом Христа.

В каком же смысле был немощен и бесполезен закон? Не дан ли он Самим Богом? Может ли Бог дать что-нибудь слабое и никчемное? Ответ на это таков: по замыслу Бога этот закон и не должен был стать окончательным законом священства. Он был подготовительной ступенью к приходу идеального священства Христа. Он был временной, неполной иллюстрацией окончательного и совершенного.

7,19 Закон был немощен и бесполезен и в том смысле, что он ничего не довел до совершенства. Люди никогда не были в состоянии войти в присутствие Бога во Святое святых. Эта вынужденная дистанция между Богом и человеком постоянно напоминала о том, что вопрос греха еще не решен раз и навсегда.

Теперь же вводилась лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. Эта лучшая надежда – Сам Господь Иисус; все, для кого Он стал единственной надеждой, в любой момент имеют доступ к Богу.

7,20 Изменение произошло не только в порядке священства и законе о нем, но, как мы сейчас увидим, и в способе «официального введения в должность». В центре аргументации здесь то, что в связи со священством Христа Бог прибег к клятве. Клятва символизирует введение чего-то неизменного и вечного. Рейнсбери говорит: «Действенность и вечность священства нашего благословенного Господа Иисуса гарантируется не чем иным, как клятвой всемогущего Бога». (A. W. Rainsbury, «Able to Save to the Uttermost», The Keswick Week, 1958, p. 78.)

7,21 Священники по чину Аарона назначались без клятвы. Под этим подразумевается, что их священство изначально замышлялось как временное, а не вечное.

Назначая же священником Христа, Бог обратился к Нему с клятвой. Эта клятва приведена в Псалме 109,4: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Хендерсон говорит: «В качестве поручительства при назначении Христа Бог ссылается на вечные истины Своего престола и неизменные качества Своей природы. Если они могут измениться, может измениться и новое священство. Иначе это невозможно». (George Henderson, Studies in the Epistle to the Hebrews, p. 86.)

7,22 Из этого следует, что Иисус сделался поручителем лучшего завета. Священство по чину Аарона было частью Ветхого завета. Священство Христа связано с Новым заветом. Завет неразрывно связан со священством.

Новый завет – это не выдвигающее никаких условий соглашение благодати, которое Бог заключит с домом Израиля и домом Иуды, когда Господь Иисус установит на земле Свое Царство (Иер. 31,33-34). Верующие уже сегодня наслаждаются некоторыми из благословений Нового завета, но полностью он не исполнится до тех пор, пока Израиль как нация не будет восстановлен и искуплен.

Иисус – поручитель Нового завета в том смысле, что Он Сам по Себе Гарант. Своей смертью, погребением и воскресением Он заложил праведное основание, позволяющее Богу исполнить условия завета. Его не знающее конца священство неразрывно связано и с несомненным исполнением условий завета.

7,23 Теперь мы подходим к третьему, заключительному, аргументу в пользу превосходства священства по чину Мелхиседека.

Священников в Израиле было много. Говорят, что за всю историю нации в Израиле было 48 первосвященников и, конечно, огромное множество простых священников. Эта должность периодически переходила от одного к другому по причине смерти священника. Эти неизбежные приостановки наносили служению ущерб.

7,24 Что касается священства Христа, то здесь ничего подобного быть не может, потому что Он живет вечно. Его священство никогда ни к кому не переходило, никакие перерывы не снижали его эффективность. Оно неизменно и непреходяще.

7,25 Он живет вечно, поэтому и может всегда спасать приходящих через Него к Богу. Обычно это понимают как указание на Его труд по спасению грешников от наказания за грех, на самом же деле автор говорит о труде Христа по спасению святых от власти греха. Здесь Его роль не столько Спасителя, сколько Первосвященника. Ни одному из верующих не грозит опасность погибнуть. Их вечная безопасность основывается на Его непрестанном ходатайстве за них. Он всегда может спасти их, потому что служение, которое Он совершает для них по правую руку от Бога, никогда не будет прервано смертью.

7,26 Священство Христа превосходит священство Аарона и по причине Его личного превосходства. Он свят в Своем положении перед Богом. Он непричастен злу в Своих отношениях с людьми. Его характер непорочен. Находясь по правую руку от Бога, Он отделен от грешников. В Своем нынешнем и грядущем великолепии Он превознесен выше небес.Т аков и должен быть у нас Первосвященник.

7,27 В отличие от левитского священства, наш Первосвященник не имеет нужды ежедневно приносить жертвы; Он сделал это один раз и навсегда. Ему не нужно приносить жертвы за Свои грехи, потому что Он абсолютно безгрешен. Третье, что отличает Его от бывших ранее священников, это то, что Он принес в жертву за грехи народа Себя Самого. Священник принес в жертву Самого Себя. Изумительная, не имеющая себе равных благодать Иисуса!

7,28 Закон назначает священниками людей, которые сами по себе несовершенны и немощны, святы они только ритуально.

Божья клятва, данная после закона, поставила Сына как Священника навеки совершенного. На эту клятву автор уже ссылался в стихе 21, цитируя Псалом 109,4.

В только что рассмотренном нами материале есть немаловажный для нас подтекст. На смену человеческому священству пришло священство Божественное и вечное. Насколько же глупо пытаться устанавливать священнические системы, скроенные по образу ветхозаветной, и вмешиваться в функции нашего великого Первосвященника!

Б. Превосходство служения Христа над служением Аарона (Гл. 8)