Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Исход
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 7879 Все тексты автора Мэтью Генри
15 глава
В данной главе (I) Израиль, обернувшись, взирает на Египет с песнью хвалы за свое освобождение. Здесь (1) изложена сама песнь (ст. 1-19),
(2) описывается торжественное исполнение песни (ст. 20,21).
(II) Израиль продвигается вперед по пустыне (ст. 22), и здесь описывается (1) недовольство народа водою Мерры (ст. 23,24) и ниспосланная ему помощь (ст. 25,26);
(2) удовлетворение народа водами Елима (ст. 27).
Стихи 1-21. Прочитав о том, как была одержана полная победа Израиля над египтянами, нам предстоит узнать, как ее отпраздновали; те, кому надлежало сохранять спокойствие, пока совершалось избавление (Исх 14:14), не должны сохранять спокойствие теперь, когда оно свершилось; чем меньше активности от них требовалось тогда, тем больше требуется сейчас. Если Бог совершает избавление непосредственно Своими собственными силами, сие тем паче способствует Его славе. Вне сомнения, Моисей сочинил эту песнь по Божьему вдохновению и передал ее сынам Израилевым, чтобы те спели, прежде чем тронуться в путь с того места, где увидели египтян мертвыми на берегу. Обратите внимание:
(1) народ выразил свою радость в Господе и благодарность Ему пением; для нас естественно давать выход радости и ликованию духа таким образом. На этом примере становится очевидным, что к пению псалмов, как к деянию религиозного поклонения, прибегали в Церкви Христовой еще до введения обрядового закона, а посему песнопения не были его частью и не были упразднены вместе с ним. Пение это язык святой радости, подобно тому как молитва язык святого желания.
(2) Моисей, который шел впереди, ведя людей через море, теперь предшествует им в песне сочинив ее. Следует заметить: кто активен в публичном служении, тот не должен быть пассивным в публичном славословии.
(3) Когда милость была еще свежа и люди находились под весьма сильным ее влиянием, тогда они и спели сию песнь. Следует заметить: когда мы обретаем особую милость от Господа, нам следует незамедлительно поблагодарить Его славословием, прежде чем время и лукавость собственного сердца не изгладят благоприятных впечатлений, произведенных милостью. Давид пел свою песнь ликования именно в тот день, когда Господь избавил его (2Цар 22:1). Bis dat qui cito dat вдвойне дает тот, кто дает быстро.
(4) Когда народ поверил Господу (Исх 14:31), тогда и воспели сию песнь; это была песнь веры такая связь прослежена: и поверили они словам Его, воспели хвалу Ему (Пс 105:12). Если человек верует сердцем, он должен сие исповедать. Здесь приводится:
I. Сама песнь; и:
1. В отношении этой песни мы можем отметить, что (1) это древняя песнь, самая древняя из тех, о которых нам известно.
(2) Ее композиция достойна всякого восхищения: стиль возвышенный и величественный, образы живые и точные, и в целом весьма волнующая.
(3) Это святая песнь, призванная воздать честь Господу, возвысить Его имя и вознести Ему хвалу только Ему, никоим образом не возвеличивая кого-либо из людей; святость Господа запечатлена в ней, и чтобы воспеть Ему, слагали мелодии.
(4) Сия песнь служит прообразом. Ликование евангельской Церкви при свержении ее врагов выражено в исполненных вместе песнях Моисея и Агнца, которые, как сказано, будут петь на стеклянном море, как это было и на Чермном море (Отк 15:2,3).
2. Давайте рассмотрим, к чему главным образом стремился Моисей в данной песни.
(1) Он воздает славу Господу и ликует в Нем это первое из его намерений: «Пою Господу…» (ст. 1). Следует заметить, что всю свою радость мы должны устремлять к Богу и приносить всю свою хвалу Ему, Отцу светов и Отцу милосердия, ибо Он высоко превознесся. Следует заметить: всякий любящий Бога ликует Его ликованию; то, что является честью Господа, должно стать нашей радостью. Израиль возрадовался о Боге,
[1] как о своем собственном Боге, а следовательно о своей крепости, славе и спасении (ст. 2). А посему блажен народ, у которого Господь есть Бог! Им ничего более для счастья не нужно. У них есть работа, которую нужно сделать, искушения, которые нужно преодолевать, скорби, которые нужно переносить, и хотя люди эти сами по себе немощны, Господь укрепляет их: Его благодать их сила. Они часто скорбят по многим причинам, но в Нем находят утешение, Он их пение; и грех, и смерть, и ад угрожают им, но Господь есть и будет их спасением (см. Ис 12:2).
[2] Как о Боге своих отцов. Они особо отмечают это, ибо, зная о собственной никчемности и недовольствах, имеют основания считать, что сделанное сейчас Богом для них Он сделал ради их отцов (Втор 4:37). Следует заметить, что детям завета надлежит совершенствовать отношение их отцов к Богу, как к своему Богу, для утешения, защиты и оживления.
[3] Как о Боге безмерной силы: Господь муж брани (ст. 3), то есть способен расправиться со всеми, борющимися против своего Создателя и, конечно, будет для них весьма крепок.
[4] Как о Боге бесподобного и непревзойденного совершенства (ст. 11). Об этом говорится, во-первых, в общем: «Кто, как Ты, Господи, между богами?» Это безупречная хвала и возвышенное изъявление смиренного благоговения. Сравниться с Ним это вызов, брошенный всем другим богам: «Пусть они выйдут вперед и покажут все, на что способны; никто из них не осмеливается проводить такое сравнение». За Египтом закрепилась дурная слава из-за целого множества его богов, однако Бог евреев был весьма крепким для них и разгромил их всех (Втор 32:23-39). Правителей и сильных мира сего называют богами, но они немощны и смертны, никто из них не может сравниться с Иеговой, всемогущим и вечным Богом. Это признание Его безмерного совершенства, превосходного и бесподобного. Следует заметить, что Господу надлежит поклоняться и почитать как обладателя такого безмерного совершенства, которым никто и ничто не обладает, равно как никто и ничто не может сравниться с Ним; Ему надлежит поклоняться и почитать как Того, кто во всем имеет и должен иметь первенство (Пс 88:7). Во-вторых, говорится более конкретно:
(1) Господь величествен святостью, Его святость это Его слава. Именно перед этим неотъемлемым свойством Бога благоговеют ангелы (Ис 6:3). Его святость проявилась в уничтожении фараона, в Его ненависти ко греху и в Его гневе на упрямых грешников. Она проявилась в освобождении Израиля, в Его радости в святом семени и в Его верности собственному обетованию. Бог богатый милостью, это Его сокровище, величествен святостью это Его честь. Так давайте же всегда будем благодарить Его, вспоминая о Его святости.
(2) Господь досточтим хвалами. Это то, что является сутью нашего славословия, которое доставляет радость служителям Господа, тогда как враги Его боятся и весьма ужасаются (Пс 65:1-3). Или же здесь звучит наставление о том, как нам следует хвалить Бога: мы должны славить Его в смиренном святом благоговейном страхе и служить Господу со страхом. Даже наша духовная радость должна быть уравновешена религиозным страхом.
(3) Господь Творец чудес, Он изумляет всех, обладая сверхъестественной силой и действуя вне законов природы. Особенно Он изумляет нас, ради кого сии чудеса совершаются, и кто так недостоин, что едва ли имеет основания на них уповать. То были чудеса силы и чудеса благодати, и тем и другим предстояло побудить народ к смиренному благоговению перед Богом.
(2) Моисей описывает избавление, которому народ теперь ликовал, потому что песнь была задумана не только для выражения благодарности и побуждения к таковой в настоящем, но и для сохранения и увековечения памяти о сотворении сего чуда в грядущих веках. Надлежало обратить внимание на два момента:
[1] Уничтожение врага; воды разделились: влага стала, как стена (ст. 8). Фараон и все его войско погрузилось в воду. Конь и всадник его не смогли спастись (ст. 1): колесницы…и избранные военачальники (ст. 4). Они сами вошли в море и были сокрушены (ст. 19). Пучины и море покрыли их, гордые воды превзошли гордых грешников, они погрузились, как камень, как свинец (ст. 5,10), под тяжестью собственной вины и Божьего гнева. Грех сделал их твердыми, как камень, и теперь они, подобно камню, заслуженно тонут. Более того, поглотила их земля (ст. 12);
их мертвые тела погрузились в песок, на котором они были построены и который их же и поглотил. Против тех, с кем борется Творец, воюет все творение. Все сие содеяно Господом, и только Господом. Это было деянием Его силы: десница Твоя, Господи, а не наша сразила врага (ст. 6). Сие было содеяно от дуновения Твоего (ст. 8), духом Твоим (ст. 10) и простертой десницей Твоею (ст. 12). Это стало примером превосходящей все силы Господа величием славы Твоей, и было исполнением Его правосудия: Ты послал гнев Твой (ст. 7). Уничтожение египтян стало более знаменательным из-за их гордости и дерзости, из-за их странной убежденности в успехе: «враг сказал: погонюсь» (ст. 9).
Это говорит, во-первых, о большой уверенности. Погнавшись, египтяне не сомневаются, что настигнут, а настигнув, не сомневаются, что одолеют и одержат такую решительную победу, что разделят добычу. Следует заметить, что людям свойственно более всего возбуждать надежды на успех, когда они на грани краха, что делает их падение еще более болезненным (см. Ис 37:24,25).
Во-вторых, о большой жестокости только убить, умертвить, уничтожить, ничто иное не удовлетворит их похоти, похоти варварской, для ублажения которой нужно так много крови. Следует заметить, что Церковь ненавидят лютой ненавистью; ее враги кровожадные люди. Здесь этому уделяется особое внимание, дабы показать, (1) что Бог противится гордым и любит смирять тех, кто превозносится сам. Тому, кто говорит: «Хочу то-то и то-то, хочет того Бог или нет», придется узнать, что где бы он ни поступал по гордости своей, над ним Бог.
(2) Те, кто жаждет крови, получат ее сполна. Любящий уничтожать будет сам уничтожен, ибо мы знаем Того, Кто сказал: «Мне отмщение, Я воздам».
[2] Защита и водительство Израиля: Ты ведешь милостью Твоею народ сей (ст. 13), ведешь его вперед от египетского рабства, ведешь его вперед от гибели в Чермном море. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря (ст. 19). Следует заметить, что уничтожение нечестивых служит контрастом, на котором отчетливо видно спасение Израиля, делая таковое тем более знаменательным (Ис 45:13-15).
(3) Моисей намеревается обратить сие дивное явление Господа на благо народа,
[1] дабы оживить людей в служении Богу. Принимая сие во внимание, он говорит: «…я приготовлю Ему обитель» (ст. 2, англ.пер.). Господь, защитив израильтян, приготовил им укрытие, под которым они были в уюте и безопасности, теперь и они полны решимости не жалеть ни средств, ни усилий для возведения скинии в Его честь там они превознесут Господа и в хвалу Ему помянут славу Его, которую Он показал на фараоне. Господь вознес Свой народ, сделав его великим и высоким, а посему и народ вознесет Его, возвещая о Его безмерной высоте и величии. Следует заметить, что нам надлежит постоянно и прилежно превозносить Господа, славя Его имя и служа Его интересам; такое занятие означает для нас продвижение.
[2] Дабы побудить народ доверять Господу. Псалмопевец настолько уверен в счастливом исходе спасения, которое так славно началось, что смотрит на таковое, как если бы оно уже на самом деле свершилось: «Ты… народ сей… сопровождаешь… в жилище святыни Твоей (ст. 13). Ты поставил народ на путь к нему и в нужное время приведешь его к цели сего пути», ибо Божьи дела совершенны; или же: «Ты… народ сей… сопровождаешь, дабы он посетил жилище святыни Твоей на небе своим славословием». Следует заметить: кого Бог берет под Свое руководство, тех Он поведет к жилищу святыни Своей в вере сейчас, и скоро желанная цель будет достигнута. Сие великое избавление вдохновляло народ двояким образом:
во-первых, Господь явил такой пример Своей силы, чтобы навести ужас на врагов народа и сломить их волю (ст. 14-16). Сама весть о низвержении египтян могла стать половиной дела поражения всех других врагов; она была призвана сломить их дух, что весьма способствовало бы падению их силы и интересов; филистимляне, моавитяне, идумеи и хананеи (с каждым из этих народов израильтянам предстояло сразиться) должны были встревожиться от такой вести, упасть духом и сделать вывод, что сражаться с Израилем бесполезно, когда за него борется Бог такой силы. Сие возымело действие: израильтян боялись идумеи (Втор 2:4), а также моавитяне (Числ 22:3) и хананеи (ИНав 2:9,10). Так Господь послал Свой ужас перед израильтянами (Исх 23:27) и сломил дух правителей.
Во-вторых, Господь явил такое начало Своего расположения к народу, чтобы дать ему залог полного совершения Своей милости. Сие началось лишь для того, чтобы иметь продолжение: введи его (ст. 17). Если Господь таким образом вывел его из Египта, невзирая на никчемность людей и на трудности, лежавшие на пути их бегства, вне всякого сомнения, Он введет их в Ханаан, ибо начавши (так начавши), неужели не доведет до конца? Следует заметить: явление нам Божьей силы и расположения должно способствовать нашему утверждению в упованиях. «Ты вывел, а значит, не только сможешь, но, мы верим, и введешь», хорошее рассуждение. «… И насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе…». Следует заметить: хорошо обитать там, где обитает Господь, в Его Церкви на земле (Пс 26:4) и в Его Церкви на небе (Иоан 17:24). Там, где Господь говорит: «Это покой Мой на веки», нам надлежит сказать: «Пусть он будет нашим». И наконец, весьма веским основанием для вдохновения, которое народ извлек из сего чуда, стало то, что Господь будет царствовать во веки и в вечность (ст. 18). Народ уже увидел конец царствования фараона, но даже время не положит срок царствованию Иеговы, которое как и Он Сам вечно и не подвержено переменам. Следует заметить, что для верных подданных Господа невыразимым утешением служит не только то, что Бог действительно царствует над всем мирозданием, обладая абсолютной и неоспоримой властью, но и то, что Он будет царствовать вечно, и Его владычеству нет конца.
II. Торжественное исполнение сей песни (ст. 20,21). Мариам (или Мария, это одно и то же имя) возглавила собрание женщин, которые (по кротости своего пола и по обычаю того времени выражали радость с тимпанами и танцем) воспели сию песнь. Моисей запел этот псалом, и его подхватили мужчины, а затем запела Мариам, и ей подпевали женщины. По обыкновению дочери Израилевы рукоплескали знаменательным победам (1Цар 18:6,7);
так было и в этот раз. Когда Бог вывел Израиля из Египта, согласно Писанию, Он послал перед народом Моисея, Аарона и Мариам (Мих 6:4), хотя мы не прочтем о каких-либо других памятных деяниях Мариам, кроме этого. Но тех, кто помогает людям и идет впереди них, хваля Бога, надлежит почитать великим благословением для народа.
Стихи 22-27. Похоже, что Моисею не без усилий удалось убедить Израиля покинуть берег своего торжества, на котором пели упомянутую выше песнь. Люди были настолько увлечены то ли зрелищем, то ли пением, то ли грабежом трупов, что не торопились идти вперед, однако Моисей с большим трудом вывел их от Чермного моря в пустыню. Удовольствия на пути в Ханаан должны не тормозить продвижение, а ускорять таковое, даже если перед нами пустыня. Итак, здесь повествуется о том:
I. Что в пустыне Сур не было воды (ст. 22). Сие стало тяжким испытанием для начинающих путешественников и убавило их радость; таким образом Богу было угодно приучить народ к трудностям. Давид, пребывая в земле пустой, иссохшей и безводной, устремляется к Господу (Пс 62:2).
II. Что в Мерре была вода, но такая горькая, что, хотя люди и страдали три дня без воды, эту они пить не смогли из-за ее совершенно отвратительного вкуса или, вероятно, потому, что она была вредной для здоровья, или же такой соленой, что не утоляла жажду, а лишь усугубляла (ст. 23). Следует заметить, что Бог может сделать для нас горьким то, от чего мы рассчитываем получить наибольшее удовольствие, и зачастую делает это в пустыне мира сего, дабы нужда и разочарование в твари влекли нас к Творцу, в чьей милости, и только в ней, можно найти истинное утешение. Итак, в этом бедственном положении (1) люди выражали недовольство и ругались с Моисеем, словно по отношению к ним он плохо поступил. Их ропот сводился к тому: «Что нам пить?» (ст. 24). Следует заметить, что величайшие радости и надежды вскоре оборачиваются величайшими скорбями и страхами для тех, кто живет только чувствами, а не верою.
(2) Моисей молился: он возопил к Господу (ст. 25). Жалобы, которые народ предъявил Моисею, тот изложил Господу, на которого, несмотря на свое высокое положение, постоянно полагался. Следует заметить, что великим облегчением в заботах правителей и служителей, когда их подопечные доставляют им хлопоты, становится возможность взывать в молитве к Господу, ибо Он руководитель руководителей церкви, и к Нему, как к Пастыреначальнику, подначальные пастыри должны обращаться во всех случаях.
(3) Господь щедро обеспечил народ. Он направил Моисея к дереву, которое тот бросил в воду, вследствие чего вода вдруг стала сладкою. Существует мнение, что сама древесина обладала особыми свойствами для этой цели, потому что сказано: «Господь показал ему дерево». Следует признавать власть Бога не только в сотворении полезных для человека вещей, но и в обнаружении полезности таковых. Или, возможно, сие служило только знамением попечения, а отнюдь не средством, как и медный змей, или брошенная Елисеем в воды Иерихона чаша соли. Существует мнение, что это дерево служило прообразом креста Христова, делающего для всех верных сладкими горькие воды невзгод и наделяющего их способностью радоваться во время скорби. Иудейское предание гласит, что древесина этого дерева сама по себе была горькой, но тем не менее подсластила воды Мерры; горечь страданий и смерти Христа изменяет природу наших страданий и смерти.
(4) После этого случая Бог пришел к соглашению с израильтянами и просто сказал им, что теперь, когда они избавились от египтян и вошли в пустыню, им следует вести себя пристойно и от их поведения зависит, хорошо или плохо им будет: там Бог дал народу устав и закон и уладил с ним дела. И там испытывал его, то есть там Он подвергал израильтян испытаниям, принял их в качестве испытуемых на предмет своего расположения. Короче говоря, Господь сообщает им (ст. 26):
[1] чего Он от них ждет; и если выразить сие одним словом, то послушания. Израильтяне должны прилежно слушаться гласа Господа… и внимать заповедям Его, дабы знать, в чем состоит их долг и не нарушать таковой по неведению; во всем, что бы ни делали, им надлежит следить, правильно ли сие в очах Господа, и соблюдать все уставы Его. Израильтянам не следует думать, что раз они избавились от египетского рабства, то над ними теперь нет господина и они сами себе хозяева; нет, именно потому они должны считать себя слугами Бога, что Он разрешил узы их (Пс 115:7; Лук 1:74,75).
[2] Чего они тогда вправе ждать от Него: не наведу на тебя ни одной из болезней, то есть: «Я не наведу на тебя ни одной из казней египетских». Сие подразумевает, что если израильтяне проявили бы своенравие и непокорность, то те же язвы, которые на их глазах постигли их врагов, должны постигнуть и их; такая прозвучала угроза (Втор 28:60). Божьи суды над Египтом, будучи милостью для Израиля ибо открыли путь к его избавлению, в равной мере служили Израилю и предостережением и имели целью внушить народу трепет ради послушания. Да не думает никто из израильтян, что, коли Бог так высоко почтил их свершенными для них великими делами и объявил их перед всем миром своими возлюбленными, Он будет потворствовать их грехам и позволит поступать, как им заблагорассудится. Нет, у Бога нет лицеприятия; непокорный израильтянин преуспеет не больше, чем непокорный египтянин; в этом народ на горьком своем опыте убедился, прежде чем попал в Ханаан. «Но если ты проявишь послушание, то пребудешь в безопасности и блаженстве»; и если угроза только подразумевается, то обетование выражено явно: «Ибо Я Господь, целитель твой, и позабочусь о твоем благополучии, куда бы ты ни шел». Следует заметить, что Господь великий врач. И если с нами все в порядке, то значит Он поддерживает нас; если мы выздоравливаем, то именно Он восстанавливает нас; Он наша жизнь и долгота дней наших.
III. Что в Елиме у народа было вдосталь хорошей воды (ст. 27). Несмотря на то, что Бог, возможно на время, приказывает Своему народу разбить стан у вод Мерры, сие не всегда будет его жребием. Смотрите, как непостоянно наше положение в этом мире: оно изменяется то от лучшего к худшему, то от худшего к лучшему. Так давайте же научимся жить как в нужде, так и в достатке, радоваться, как не радующиеся, при изобилии и плакать, как не плачущие, в нищете. Здесь в распоряжении людей было двенадцать источников, по одному на каждое колено, дабы им не бороться за воду, как это подчас бывало с их отцами; и было им для услады семьдесят пальмовых деревьев, в тени которых могли отдохнуть их великие люди. Следует заметить: Бог даже в пустыне может найти места, где бы Его народ восстанавливал силы, источники в долине плача, дабы не пасть духом от беспрерывного утомления, однако какие бы прелести мы ни находили в земле странствия нашего, нам надлежит помнить, что возле них мы можем лишь на время разбить стан, что постоянного города у нас здесь нет.