17 глава

В данной главе повествуется о двух событиях:

(I) обеспечение водой воинства Израилева.

1. В пустыне народу недоставало воды (ст. 1).

2. В своей нужде люди распекали Моисея (ст. 2,3).

3. Моисей воззвал к Богу (ст. 4).

4. Бог повелел Моисею ударить по скале и извлечь оттуда воду; Моисей сделал это (ст. 5,6).

5. Место получило свое название в связи с этим происшествием (ст. 7).

(II) Поражение войска Амалика.

1. Победа завоевана молитвой Моисея (ст. 8-12).

2. Мечом Иисуса Навина (ст. 13).

3. Запись об этом (ст. 14,16). Все, что произошло с израильтянами, записано нам в наставление во время нашего духовного путешествия и брани.

Стихи 1-7. В этих стихах описаны:

I. Стесненные обстоятельства, в которых пребывали израильтяне из-за нехватки воды; они уже однажды побывали в подобном затруднении, теперь сие случилось во второй раз (ст. 1). Они путешествовали по повелению Господню под водительством столпа облачного и огненного и тем не менее пришли к месту, где у них не было питьевой воды. Следует заметить, что мы можем пребывать на пути нашего служения и все же сталкиваться с трудностями, которые преподносит нам провидение, чтобы испытать нашу веру и дабы прославился Господь, принеся нам облегчение.

II. Недовольство и недоверие израильтян в стесненных обстоятельствах. Сказано: жаждал там народ воды (ст. 3). Если у них не было питьевой воды, то они непременно возжаждали; однако сие подразумевает, что они не только хотели воды и испытывали неудобства от недостатка таковой, но и что их страсти обострили потребности, и были они грубы и невоздержанны в своем желании; жажда сделала их неистовыми. Естественные желания, тем более страстные желания, необходимо смирять и держать под контролем религии и разума. Обратите внимание на язык этого неумеренного желания.

1. Они призвали Моисея, чтобы тот их обеспечил: дайте нам воды пить (ст. 2), требуя сие, как долг, и сильно сомневаясь при этом, что он способен такое осуществить. Поскольку их снабжали хлебом, израильтяне настаивали на том, чтобы их обеспечивали также и водой; и на самом деле: для тех, кто верою и молитвою живет, полагаясь на Господа, одна благодать становится залогом другой, и о таковой можно смиренно просить; однако неблагодарные и неверующие имеют основание полагать, что злоупотребление предшествовавшими милостями ведет к утрате будущих милостей: да не думает такой человек получить что-нибудь (Иак 1:7), и тем не менее они готовы требовать все.

2. Израильтяне ругали Моисея за то, что он вывел их из Египта, как будто вместо освобождения он задумал погубить их. Что может быть гнуснее и возмутительнее (ст. 3)? Наилучшее служение многих, кто не только замышлял благо, но и творил его для своих современников, бездумные и неблагодарные люди толковали превратно, испытывая тем самым терпение своих благодетелей. Злость израильтян на Моисея накалилась до такой степени, что они чуть не побили его камнями (ст. 4). Много добрых дел показал он им; за какое из них хотели побить его камнями (Иоан 10:32)? Неуправляемые страсти, распаленные необузданными желаниями, подчас толкают людей на величайшие глупости, они ведут себя, как помешанные, которые бросают в лучших друзей огонь, стрелы и смерть.

3. Израильтяне стали сомневаться а был ли с ними Бог: они искушали Господа, говоря: «Есть ли Господь среди нас, или нет? (ст. 7). Есть ли среди нас Иегова, открывшийся нам под этим именем в Египте?» Они ставили под сомнение саму суть Его существования есть ли Бог вообще, Его провидение для всех этот ли Бог правит миром, и Его особое обетование будет ли Он так же благ, как Его слово к ним. Именно сие подразумевается под искушением Господа, что означает не только недоверие Богу вообще, но и недоверие Ему после того, как израильтяне получили столько доказательств Его силы и благости в подтверждение Его обетования. В сущности, они действительно предполагали, что Моисей был самозванцем, Аарон обманщиком, столп облачный и огненный простым мошенничеством и иллюзией, введшей в заблуждение их органы чувств; целая серия чудес, благодаря которым они спаслись, которые служили им и кормили их не иначе как надувательства, а обетование о Ханаане шутка над ними; так бы оно и было, если бы Господа не было среди них. Следует заметить, что мы бросаем дерзкий вызов Богу, если ставим под сомнение Его присутствие, провидение или обетование, тем паче когда сомневается Его Израиль, который связан особым обязательством доверять Господу.

III. Действия, которые предпринял Моисей, когда на него так напали и оскорбили.

1. Он упрекнул ропщущих: что вы укоряете меня? (ст. 2). Обратите внимание, как мягко он им ответил; хорошо, что Моисей был человеком исключительной кротости, иначе из-за бунтарского поведения народа он мог бы утратить самообладание; неразумно отвечать на вспышку гнева гневом, от этого бывает только хуже, а кроткий ответ отвращает гнев. Моисей показал людям, на Кого они бросили тень своим ропотом, и что упреки, брошенные в его адрес, пали на Самого Бога: искушаете Господа; то есть: «Не доверяя Его силе, вы испытываете Его терпение и возбуждаете Его гнев».

2. Со своей жалобой он обратился к Богу: Моисей возопил к Господу (ст. 4). Возвратившись, раб тот донес о сем Господину своему (Лук 14:21). Когда люди незаслуженно нас осуждают и ругают, то мы получим великое облегчение, если пойдем к Господу, в молитве изложим перед Ним свое дело и оставим его у Господа; и если люди не желают нас слышать, Бог желает; когда их плохое по отношению к нам поведение тревожит наш дух, Божье утешение успокоит его. Моисей умоляет Господа наставить его в том, как ему поступить, ибо он пребывал в совершеннейшем недоумении; сам по себе Моисей не мог ни обеспечить израильтян водой, ни смирить их бунт; только Богу это под силу. Моисей ссылается на риск для себя самого: «Еще немного, и побьют меня камнями; Господи, если тебе небезразлична жизнь твоего бедного раба, вмешайся».

IV. Милостивое явление Господа в помощь народу (ст. 5,6). Бог велит Моисею пойти перед народом и отважно продолжать свое служение, несмотря на разговоры израильтян о том, чтобы побить его камнями. Моисею надлежит взять с собой жезл, но не для того, чтобы навлечь на них какую-либо язву или другое наказание (как вполне справедливо мог бы приказать Господь) за их недоверие и ропот, но чтобы добыть им воды. О, как дивны терпение и снисходительность Бога по отношению к раздражающим Его грешникам! Господь осыпает благами тех, кто затрудняет Его своими грехами, хранит воюющих с Ним и протягивает руку со щедрыми дарами тем, кто поднял на Него пяту. Таким образом Господь учит и нас накормить врага, если тот голоден, и если жаждет, как сейчас Израиль, напоить его (Рим 12:20; Мат 5:44,45). Подведет ли Он тех, кто доверяет Ему, если был столь великодушен даже с искушавшими Его? Если бы только Бог показал Моисею в пустыне колодезь с водой, как Он поступил с Агарью недалеко от этого места (Быт 21:19), сие было бы великой милостью; но дабы явить, наравне с состраданием, Свою силу и сделать сие чудом милосердия, Господь дал людям воду из скалы. Бог направил Моисея, куда идти, и поручил взять с собою некоторых из старейшин Израилевых, чтобы те стали свидетелями сего деяния, дабы удостовериться самим и удостоверить других в присутствии Господа с народом. Бог пообещал Моисею встретить его там в облаке славы (для ободрения) и приказал ударить по скале; Моисей послушался, и тотчас же вода в великом изобилии хлынула из скалы, так что потоки ее, как реки, потекли через стан (Пс 77:15,16) и следовали за израильтянами, куда бы те ни шли в этой пустыне: сие названо источником вод (Пс 113:8). Господь показал, как Он заботится о Своем народе, дав ему воды, когда люди захотели ее; Он показал Свою силу, добыв воду из скалы; Бог облек славою Моисея, определив, что вода потечет, после того как Моисей ударит по скале. Чистая вода, полившаяся из скалы, названа медом и елеем (Втор 32:13), ибо жажда сделала ее для людей вдвойне приятной; появившись в момент крайней нужды, вода была для них, словно мед и елей. Вероятно, люди выкапывали каналы для прохождения воды и бассейны для ее сбора, подобным же образом и много позже, проходя долиною плача, открывали в ней источники (Пс 83:7; Числ 21:18). Пусть же сие побудит нас жить, полагаясь (1) на Божье провидение даже в величайшей нужде и затруднениях. Бог способен открыть источники для обеспечения нас там, где мы меньше всего ожидаем, дать нам воду в пустынях (Ис 43:20), потому что Он прокладывает дорогу в степи (Ис 43:19). Те, кто в этой пустыне придерживается Божьего пути, могут уповать на то, что Господь усмотрит для них. Пока мы следуем за столпом облачным и огненным, за нами непременно будут следовать благость и милость, подобно воде из скалы.

(2) На благодать Христову: камень же был Христос (1Кор 10:4). Благодати и утешения Духа сравниваются с реками воды живой (Иоан 7:38; 39 4:14). Они текут от Христа Скалы, по Которой ударил закон Моисеев, ибо Он подчинился закону. Ничто, кроме воды из Этой Скалы, этого открытого колодезя, не восполнит нужды и не удовлетворит желания души. Плотские наслаждения вода из грязной лужи; духовные желания вода из скалы, чистая и освежающая, это реки наслаждения.

V. По этому случаю сему месту было дано новое название, дабы сохранить память, но не о милости снабжения (вода, следовавшая за народом, служила достаточным напоминанием), а о грехе ропота Масса, искушение потому что израильтяне искушали Господа, и Мерива, раздор потому что они препирались с Моисеем (ст. 7). Такое воспоминание о грехе сохранили и к позору самих грешников (грех оставляет пятно на имени), и для предупреждения потомкам, дабы остерегались грешить, подобно их преступлению.

Стихи 8-16. Здесь повествуется от войне с Амаликом, которая, предположительно, была первой из записанных в книге браней Господних (Числ 21:14). Амалик стал первым из народов, с которыми воевал Израиль (Числ 24:20). Примите во внимание:

I. Покушение было со стороны Амалика: пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами (ст. 8). Амаликитяне были потомками Исава, ненавидевшего Иакова за первородство и благословение, и это нападение было продиктовано наследственной враждой, злобой, которая была в крови и, возможно, возмутилась из-за того, что обетование было близко к исполнению. Сие можно считать (1) бедою Израиля. То израильтяне спорили с Моисеем (ст. 2), а теперь Господь послал амаликитян, дабы те поспорили с ними; войны вне дома всего лишь наказание за раздоры и недовольство дома.

(2) Грехом Амалика, согласно Писанию (Втор 25:17,18). Амаликитяне не выступили смело навстречу, как поступил бы благородный враг, но, без какой-либо провокации или вызова со стороны Израиля, подло напали сзади и поразили слабых и немощных, которые не могли ни дать отпор, ни убежать. При этом они бросили вызов силе, которая совсем недавно погубила египтян; но напрасно амаликитяне напали на стан, охраняемый и снабжаемый самым дивным образом: истинно, они не знали, что творят.

II. Израиль вступил в схватку с Амаликом в связи с возникшей необходимостью защититься от агрессора. Обратите внимание:

1. Позиция, на которую направили Иисуса Навина, о котором здесь упоминается впервые: он назначен главнокомандующим этой военной операции, дабы обучиться служению, к которому он, по замыслу, должен приступить после смерти Моисея и стать воином от юности своей. Ему приказано повести отряд мужчин, выбранных из тысяч израильтян, и оттеснить амаликитян (ст. 9). Когда Израиля преследовал Египет, народу надлежало спокойно стоять и смотреть, что сделает Господь; теперь же от израильтян требуется энергично приступить к действиям. Следует заметить, что в использовании средств нужно уповать на Бога.

2. Позиция, которую занял Моисей: я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей (ст. 9). Видите, как Бог оценивает Своих людей и к каким различным служениям на благо Церкви призывает: Иисус Навин сражается, Моисей молится, и оба служат Израилю. Моисей взошел на вершину холма и расположился таким образом, чтобы его видел весь Израиль; там он держал жезл Божий в руке своей тот чудотворный жезл, которым он навел казни на Египет и под которым Израиль вышел из дома рабства. Сей жезл Моисей держал поднятым перед Израилем, дабы воодушевлять народ; жезл был поднят как знамя, чтобы ободрять воинов, которые, взглянув вверх, могли сказать: «Вон то знамя и вон та рука, что держала его, когда для нас совершались такие славные дела». Следует заметить, что большим утешением в вере служит размышление о великих делах, сотворенных Господом для нас, и обозрение памятников Его милостям. Кроме того, Моисей держал свой жезл перед Богом, взывая к Нему: «Разве это не брань Господа? Разве Он не сможет и не возьмется помочь? Вот сей высоко поднятый жезл говорит: «…облекись крепостью, мышца Господня! …Не ты ли сразила Раава?» (Ис 51:9,10). Моисей был не только знаменосцем, но и ходатаем, умоляя Господа об успехе и о победе. Следует заметить: когда войско выступает вперед навстречу врагу, надлежит усердно молиться Богу сил о Его присутствии с воинами. Именно здесь молитва многих оказывается голосом громов сильных. Там, в Салиме, на Сионе, где совершались молитвы и завоевывались победы, там сокрушил Он стрелы лука (Пс 75:3,4). Обратите внимание:

(1) как Моисей утомился: руки его отяжелели (ст. 12). Самая сильная рука ослабеет, будучи долго вытянутой; это только у Бога рука еще будет простерта. Мы не найдем упоминания о том, чтобы руки Иисуса Навина отяжелели в битве, но руки Моисея отяжелели в молитве. Чем больше духовности в служении, тем больше мы склонны ослабевать и падать духом. Дело молитвы, когда оно совершается с надлежащим напряжением ума и силою чувств, является трудной работой, и, хотя дух бодр, плоть немощна. Наш великий Ходатай на небе не утомляется и не изнемогает, хотя сим самым постоянно занят.

(2) Какое влияние оказал на ход битвы жезл Моисеев: когда Моисей поднимал руки свои в молитве (согласно халдейскому парафразу), одолевал Израиль, но, когда опускал руки свои от молитвы, одолевал Амалик (ст. 11). Дабы убедить израильтян, что рука Моисея (с которым они только что ругались) способствует безопасности более, чем их собственные руки, а его жезл более, чем их мечи, успех в битве возрастал и убывал по мере того, как Моисей поднимал и опускал руки. Похоже, что чаша весов некоторое время колебалась, прежде чем склонилась на сторону Израиля. Даже в самом благом деле могут присутствовать разочарования, как примесь к успеху такового; и хотя брань была Господня, Амалику удавалось временами превозмогать, из-за того, что Моисей опускал руки. Следует заметить, что часто делу Церкви сопутствует успех в большей или меньшей мере в зависимости от того, насколько сильны в вере и усердны в молитве ее друзья.

(3) Какую заботу проявили, дабы поддержать Моисея. Когда не смог больше стоять, он сел, но не на судейское место, а на камень (ст. 12);

когда не смог держать руки поднятыми, ему их поднимали. Моисей, человек Божий, рад помощи Аарона, брата его, и Ора, который, существует мнение, приходился ему зятем, будучи мужем Мариам. Нам не следует стесняться просить других о помощи и предлагать помощь самим, потому что мы члены друг другу. Так руки Моисея оставались подняты до захождения солнца; и, хотя ему стоило больших усилий сие выдержать, его усердие было принято. Несомненно, народ весьма воодушевлялся, видя перед собою Иисуса Навина на поле битвы, а над собою Моисея на вершине холма; Христос же воплощает для нас обоих: Он наш Иисус Навин, вождь спасения, который ведет войны наши, и наш Моисей, живущий вечно в горнем мире, ходатайствуя, дабы наша вера не ослабела.

III. Поражение Амалика. В течение некоторого времени победа колебалась между двумя станами. Порою одолевал Израиль, порою Амалик, но верх взял Израиль (ст. 13). И, хотя преимущество было отнюдь не на стороне Иисуса Навина его воины были необученными, плохо вооруженными, привыкшими к долгому рабству и склонными к ропоту, тем не менее именно посредством их Господь совершил великое спасение и заставил Амалика дорого заплатить за свою дерзость. Следует заметить, что оружие, сделанное против Божьего Израиля, не долго будет успешным и в конечном счете будет сломлено. Дело Бога и Его Израиля победит. И, хотя победу дал Господь, тем не менее сказано: низложил Иисус Амалика, потому что Иисус Навин был прообразом Христа, который носит то же имя, и именно в Нем мы преодолеваем все. Только Его мышца отняла силы у начальств и властей и разгромила все их силы.

IV. Возведение памятных знаков в честь этой победы.

1. Моисей позаботился о прославлении Господа (ст. 15);

вместо возведения триумфальной арки в честь Иисуса Навина (хотя инициатива удостоить чести этого человека была бы достойна похвалы), он строит жертвенник в честь Бога, и мы вправе предположить, что алтарь не остался без жертвоприношения; но Писание обращает особое внимание на надпись на жертвеннике: Иегова Нисси Господь знамя мое, что, вероятно, имеет отношение к вознесению жезла Божьего как знамени во время сего деяния. Присутствие и сила Иеговы были знаменем, под которым израильтяне шли в бой, которое воодушевляло и сплачивало их и которое поэтому они воздвигли в день своего триумфа. Нам надлежит всегда поднимать знамена во имя нашего Бога (Пс 19:6). И подобает воздавать всю хвалу Тому, кто совершает всю работу. 2. Бог позаботился об утешениях и благах сей победы для потомства: «напиши сие для памяти не на отдельных листах бумаги, но в книгу напиши сие и потом внуши Иисусу, поручи ему передать эту память грядущим поколениям». Теперь Моисею предстояло начать вести дневник, или летопись, о происходящем; это первое в Библии упоминание о записях, и, возможно, повеление об этом было дано лишь после записи закона на каменных скрижалях: «Напиши сие in perpetuam rei memoriam дабы хранить вечную память о событии; ибо написанное остается».

(1) «Напиши о том, что было сделано, что амаликитяне сотворили против Израиля; желчью напиши об их горькой злобе, кровью напиши об их жестоком нападении, да не будут они никогда забыты, как и не будет забыто то, что Господь совершил для Израиля, когда спас его от Амалика. Пусть грядущие века знают, что Бог борется за Своих людей и что касающийся их касается зеницы ока Его.

(2) Напиши, что будет сделано:

[1] что с течением времени Амалик будет полностью уничтожен и искоренен (ст. 14), что от него останется лишь память в истории». Амалик желал истребить Израиля, чтобы не вспоминалось более его имя (Пс 82:5,8), и поэтому Бог не только расстроил его планы, но и истребил его. «Напиши сие для утешения Израиля, что, как бы ни досаждали ему амаликитяне, в конечном счете Израиль, несомненно, восторжествует при падении Амалика». Сей приговор отчасти был приведен в исполнение Саулом (1Цар.15) и полностью исполнен Давидом (1Цар.30; 2Цар 1:1; 8:12), после правления которого имени Амалика уже не упоминали.

[2] Тем временем Богу было угодно вести с ним непрерывный спор: рука на престоле Господа (ст. 16), то есть против стана Израилева, в котором правил Господь и который был местом святилища Его, а посему назван престолом славы, возвышенным от начала (Иер 17:12);

поэтому-то брань у Господа против Амалика из рода в род. Сие было записано как указание Израилю: никогда не вступать ни в какие союзы с амаликитянами, но смотреть на них, как на непримиримых врагов, осужденных на погибель. Поражение Амалика стало прообразом поражения всех врагов Христа и Его царства. Кто бы ни вел брань с Агнцем, Агнец победит их.