3 глава

Подобно тому как пророчество прекратилось на многие века перед пришествием Христа, дабы Его возрождение и совершенство в том Великом Пророке было весьма знаменательным, так и видения прекратились (насколько кажется) среди патриархов на несколько веков перед пришествием Моисея, чтобы явление ему Господа ради спасения Израиля стало весьма желанным; данная глава повествует о первом явлении ему Господа из горящего куста и о беседе Господа с Моисеем при этом видении. Здесь (I) Богу угодно открыть Свою славу Моисею у горящего куста, к которому Моисею было запрещено подходить слишком близко (ст. 1-5).

(II) Бог в общих чертах заявляет о Своей благодати и доброй воле к Своему народу, который Он возлюбил ради его отцов (ст. 6).

(III) Бог сообщает о своих конкретных целях в отношении вывода Израиля из Египта.

(1) Господь убеждает Моисея в том, что это следует делать сейчас (ст. 7-9).

(2) Господь дает Моисею поручение исполнять обязанности Его посланника как перед фараоном (ст. 10), так и перед Израилем (ст. 16).

(3) Господь отвечает на возражение Моисея по поводу его непригодности (ст. 11,12).

(4) Господь дает Моисею полное наставление о том, что сказать фараону и что сказать Израилю (ст. 13-18).

(5) Господь заранее говорит Моисею, каким будет результат (ст. 19 и далее).

Стихи 1-6. Годы жизни Моисея замечательно делятся на три периода по сорок лет: первые сорок он прожил принцем во дворе фараона, вторые пастухом в земле Мадиамской, третьи царем Израиля; так переменчива жизнь человеческая, особенно жизнь благочестивых людей. И вот подошли к концу вторые сорок лет, когда Моисею дается поручение вывести Израиля из Египта. Следует заметить, что иногда проходит много времени, прежде чем Господь отзовет своих служителей от дела, которое предназначил для них раньше, и милостиво к таковому готовил. Моисей родился, чтобы стать избавителем Израиля, однако ему об этом не было сказано ни слова, пока он не достиг восьмидесятилетнего возраста. Теперь примите во внимание:

I. За каким занятием застало Моисея сие явление Господа. Он пас стадо (заботился об овцах) возле горы Хорив (ст. 1). Это занятие было незавидным для человека такой судьбы и с таким образованием, тем не менее он остается им удовлетворен и таким образом учится быть в высочайшей степени кротким и довольным, причем этим он знаменит в Священном Писании более, чем всей своей ученостью. Отметьте:

(1) нам надлежит держаться того призвания, к которому мы призваны, и не метаться.

(2) Даже тот, кто подготовлен к более великим делам и служению, не должен почитать странным, если его держат в неведении; таким был прежде жребий Моисея, который не предвидел для себя ничего иного, кроме того, что ему надлежит умереть, ибо пожил он долго, бедный презренный пастух. Пусть те, кто считает себя похороненным заживо, будут довольны, что могут гореть, подобно свече, в своем склепе и ждать наступления Божьего времени, когда их поместят на светильнике. Таким было занятие Моисея, когда его почтили сим видением. Заметьте:

[1] Бог поощрит трудолюбие. Пастухи пасли свои стада, когда услышали весть о рождении Спасителя (Лук 2:8). Сатана любит находить нас праздными; Богу же весьма угодно находить нас занятыми.

[2] Уединение наш добрый друг в общении с Господом. Когда мы одни, с нами Отец. В пустыне Моисей узнал о Боге больше, чем когда-либо при дворе фараона.

II. Каким было видение. К своему величайшему удивлению, Моисей увидел горящий куст, понимая, что ни с неба, ни от земли не было огня, чтобы зажечь его, и что еще более странно куст не сгорал (ст. 2). Ему явился не кто иной, как Ангел Господень. Существует мнение, что это сотворенный ангел, говорящий на языке пославшего его; согласно другому мнению Вторая Ипостась, Ангел завета, Сам Иегова. Это было экстраординарным проявлением Божьего присутствия и славы; видимое было представлено служением ангела, но Моисей слышал в том голос говорившего с ним Бога.

1. Он увидел пламя огня; ибо Господь, Бог наш, есть огонь поядающий. Когда освобождение Израиля из Египта было обещано Аврааму, он увидел пламя светильника, символизировавшего свет радости, которую принесет освобождение (Быт 15:17);

но теперь горение ярче, как пламя огня, ибо в этом освобождении Господь принес ужас и гибель Своим врагам, свет и тепло Своему народу и явил Свою славу перед всеми (см. Ис 10:17).

2. Сей огонь был не в высоком и величавом кедре, но в кусте, терновом кусте, согласно Слову, ибо Господь выбирает немощное и презренное мира (как и Моисея, ныне бедного пастуха), чтобы посрамить им мудрое; Он находит радость в том, чтобы украшать и венчать смиренных.

3. Куст горел огнем, но все же не сгорал, будучи символом находящейся ныне в египетском рабстве Церкви, горящей в печах для обжига кирпича, но не сгорающей; растерянной, но не отчаявшейся; угнетенной, но не погибшей.

III. Любопытство Моисея, побудившее его исследовать это необычное зрелище: пойду и посмотрю (ст. 3). Он говорит как человек любознательный и смелый в своем исследовании; что бы это ни было, он хотел, если возможно, узнать, что сие значит. Следует заметить: открытия принадлежат нам, и мы должны прилежно исследовать их.

IV. Приглашение приблизиться, хотя и с предостережением не подходить слишком близко и не суетиться.

1. Господь дал Моисею благодатный призыв, на который тот вернул готовый ответ (ст. 4). Когда Бог увидел, что Моисей обратил внимание на горящий куст и свернул посмотреть на него, оставив свое занятие, тогда Он призвал его. Если бы Моисей беззаботно пренебрег зрелищем, как ignis fatuus вводящим в заблуждение атмосферным явлением, тем, что не достойно внимания, то, вероятно, Господь удалился бы и ничего ему не сказал; но, когда Моисей пошел посмотреть, Господь призвал его. Следует заметить: те, кто желает иметь общение с Богом, должны сопровождать Его и приближаться к Нему в тех постановлениях, где Господу угодно проявить Себя и Свою силу и славу, даже если это куст; они должны приходить к сокровищу, даже если оно в глиняном сосуде. Те, кто прилежно ищет Господа, найдут Его, и найдут, что Он щедро воздает. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Бог позвал его по имени: «Моисей! Моисей!» То, что Моисей услышал, не могло не удивить его намного сильнее того, что он увидел. Слово Господа всегда сопровождало славу Господа, ибо каждое божественное видение было предназначено для божественного откровения (Иов 4:16 и далее; 32:14-15). Божьи призывы действенны в том случае, (1) когда Дух Божий делает их личными и называет нас по имени. Слово зовет: «Эй, все!» Дух же, обращая эти слова, зовет: «Эй, та-кой-то Я знаю тебя по имени» (Исх 33:12).

(2) Когда мы отвечаем послушанием, как здесь Моисей: «Вот я, что Господин мой скажет рабу Своему? Вот я не только, чтобы слушать, что сказано, но и делать то, что мне приказано».

2. Бог дал Моисею необходимое предостережение от суеты и непочтительности при приближении.

(1) Он должен держаться на расстоянии, подойти, но не слишком близко; достаточно близко, чтобы слышать, но не так близко, чтобы подглядывать. Удовлетворена должна быть его совесть, но не любопытство; и нужно позаботиться о том, чтобы знание не породило презрения. Следует заметить: всякий раз приближаясь к Господу, мы должны испытывать глубокое изумление от бесконечной дистанции между нами и Богом (Еккл 5:1). Или же сие можно принять за специфическую ветхозаветную заповедь, заповедь тьмы, рабства и ужаса, от которой Евангелие, к счастью, нас освобождает, даруя дерзновение входить во святилище и приглашая нас приблизиться.

(2) Моисей должен выразить свое благоговение и готовность подчиниться: сними обувь твою с ног твоих, как слуга. Снять обувь тогда значило то же самое, что снять шляпу в наше время уважение и покорность. «Это место в данное время земля святая, ставшая святой благодаря особому проявлению Божьего присутствия, на всем протяжении которого она должна оставаться святой; поэтому не ступай по этой земле грязной обувью». Наблюдай за ногою твоею (Еккл 4:17). Следует заметить: перед тем как приближаться к Господу, нам надлежит сделать торжественную паузу и подготовиться; и хотя одно лишь телесное упражнение мало полезно, тем не менее мы должны славить Господа своим телом и выражать внутреннее благоговение серьезным и благочестивым поведением в поклонении Богу, тщательно избегая всего, что выглядит легкомысленно и грубо и не приличествует величию нашего служения.

V. Торжественное объявление Богом Своего имени, по которому Его будет знать Моисей: Я Бог отца твоего (ст. 6).

1. Господь дает Моисею знать, что это Он, Бог, говорит с ним, дабы возбудить его благоговение и внимание, веру и послушание, ибо достаточно приказать им: «Я Господь». Так будем же всегда слышать Слово как слово Божие (1Фес 2:13).

2. Господь будет известен как Бог его отца, его благочестивого отца Амрама, и Бог Авраама, Исаака и Иакова, его прародителей и прародителей всего Израиля, которому Бог теперь собирается явить Себя. Тем самым Господь хотел (1) наставить Моисея в познании иного мира и укрепить его веру в будущее состояние. Толкование сему дал наш Господь Иисус Христос, наилучший толкователь Писания, который на основании этого места доказывает воскресение из мертвых, во что не верили саддукеи. «Моисей говорит Он показал при купине…» (Лук 20:37), то есть Бог показал это там ему, а в нем нам (Мат 22:31 и далее). Авраам умер, но тем не менее Бог является Богом Авраама, поэтому душа Авраама живет, и с нею Бог поддерживает добрые отношения; и чтобы полностью осчастливить эту душу, телу Авраама предстоит ожить в должное время. Это обетование, данное отцам и заключавшееся в том, что Бог будет их Богом, должно подразумевать будущее блаженство, ибо Господь никогда для них в этом мире не делал чего-либо, что могло бы в достаточной мере соответствовать масштабности и грандиозным возможностям этого великого слова, но приготовив для них город, он не стыдится называться их Богом (Евр 11:16, см. также Деян 26:6; 7 24:15).

(2) Убедить Моисея в исполнении всех частных обетований, данных отцам. Он вправе с уверенностью этого ожидать, ибо на основании сих слов очевидно, что Бог помнил Свой завет (Исх 2:24). Следует заметить:

[1] по завету отношение к нам Бога как нашего Бога можно объяснить так: Он дает наилучшую поддержку в наихудшие времена, и весьма воодушевляет нашу веру в частные обетования.

[2] Когда мы осознаем свою собственную полнейшую никчемность, то можем найти утешение в отношении Бога к нашим отцам (2Пар 20:6).

VI. Сильное впечатление, произведенное на Моисея: он закрыл лице свое, стыдясь и боясь взглянуть на Бога. Теперь, когда он знал, что это был Божий свет, его глаза были ослеплены им; Моисей не боялся горящего куста, пока не уразумел, что в нем был Бог. Даже несмотря на то, что Господь назвал Себя Богом его отца и Богом завета с ним, Моисей боялся. Следует заметить:

(1) чем больше мы узнаем о Боге, тем больше мы увидим причин поклоняться Ему в святом благоговении и благочестивом страхе.

(2) Даже явления Божьей благодати и любви завета должны усиливать наше смиренное благоговение перед Господом.

Стихи 7-10. Теперь, когда Моисей снял обувь (ибо, вне всякого сомнения, он исполнил данные ему повеления, ст.5) и закрыл свое лицо, Господь приступает к конкретному делу, о котором предстоит сейчас договориться и которое заключается в выводе Израиля из Египта. Итак, после сорока лет рабства Израиля и ссылки Моисея, когда, надо полагать, и тот и другой начал отчаиваться: народ в том, будет ли вообще освобожден, а Моисей в том, выведет ли людей, наконец-то время пришло и год искупленных настал. Следует заметить, что Бог часто приходит на спасение своему народу, когда тот перестает Его искать. Найдет ли веру? (Лук 18:8).

I. Бог обращает внимание на скорби Израиля: Я вижу, и не только Я увидел, но и пристально наблюдал и рассмотрел данное дело (ст. 7,9). Господь принимает к сведению три момента:

(1) страдание народа (ст. 7). Вероятно, израильтянам не позволяли обращаться с жалобами к фараону, а также искать управу на начальников работ в каком-либо из его судов, и едва ли они осмеливались жаловаться друг другу; однако Господь заметил их слезы. Примите во внимание, что даже самые тайные печали Божьего народа известны Господу.

(2) Вопль народа: и услышал вопль его (ст. 7), вопль… дошел до Меня (ст. 9). Следует заметить, что Бог не глух к плачу Своего страждущего народа.

(3) Деспотизм гонителей народа: Я вижу угнетение (ст. 9). Следует заметить: подобно тому как наименьший из угнетаемых не слишком низок, чтобы быть незамеченным Богом, так и самый великий из угнетателей не слишком высок, чтобы быть неучтенным, и Господь непременно посетит Его за все содеянное.

II. Бог обещает вскоре избавить и умножить Израиль: и иду избавить его (ст. 8).

1. Сие подразумевает решимость Господа избавить народ таково было намерение Его сердца, поэтому все должно быть сделано скоро и результативно, методами, которые отличаются от обычных; когда Господь совершает нечто экстраординарное, то говорится, что Он сошел, чтобы сделать это, как, например, в Книге Исайи 64:1.

2. Это избавление было прообразом нашего искупления Христом, когда вечное Слово действительно сошло с неба, чтобы избавить нас, таково было Его задание в мире. Господь также обещает благополучное поселение народа в земле Ханаана и то, что люди поменяют рабство на свободу, нищету на изобилие, труд на покой, а нестабильные условия бессрочных арендаторов на удобство и почет землевладельцев. Следует заметить: кого Господь избавляет Своей благодатью от духовного Египта, того Он приведет в небесный Ханаан.

III. Поручение, которое Господь дает Моисею с этой целью (ст. 10). Он не только отправлен к Израилю пророком, дабы заверить людей, что их ждет скорое избавление (даже только это было бы великой милостью), но также отправлен послом к фараону, дабы вести с ним переговоры, а вернее, парламентером, дабы потребовать освобождения Израиля и объявить войну в случае отказа; кроме того, он отправлен к Израилю как правитель, чтобы вести народ и командовать им. Таким образом Господь от доящих привел его пасти народ Свой, как и Давида, к более благородному пастырскому служению (Пс 77:71).

Следует заметить, что Бог источник власти, и существующие власти поставлены Им, как Ему угодно. Та же рука, что сейчас вытащила пастуха из пустыни, дабы ему стать сажальщиком Иудейской Церкви, впоследствии вытащит рыбаков из их лодок, дабы те стали сажальщиками христианской Церкви, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу.

Стихи 11-15. Господь, поговорив с Моисеем, дает ему также свободу слова, которую здесь улучшает, и:

I. Моисей возражает, ссылаясь на собственную непригодность для служения, к которому призван: «кто я?» (ст. 11). Он считает, что не достоин чести и что он par negotio не соответствует заданию. Моисей думает, что ему недостает храбрости, и поэтому он не вправе идти к фараону с требованием, которое может стоить истцу головы; он считает, что ему не хватает мастерства и поэтому не удастся вывести сынов Израилевых из Египта; они не вооружены, недисциплинированны, сильно угнетены, совершенно беспомощны; фактически, их невозможно вывести.

1. Моисей, несомненно, был для этой работы самым подходящим из всех живущих, знаменитый своей ученостью, мудростью, опытом, доблестью, верою, святостью; тем не менее он говорит: «кто я?» Следует заметить: чем больше человек подходит для служения, тем, как правило, у него меньше самомнение (см. Суд 9:8 и далее).

2. Работа эта на самом деле была достаточно сложной, чтобы испугать отважного и поколебать веру самого Моисея. Следует заметить, что даже мудрые и верные орудия могут весьма отчаяться, когда на пути спасения Церкви лежат трудности.

3. Раньше, когда Моисей убил египтянина, он был очень храбрым, но теперь у него сердце в пятки ушло, ибо благочестивые мужи не всегда одинаково смелы и ревностны.

4. И все же Моисей был именно тем человеком, который в конечном счете выполнит эту работу, ибо Господь смиренным дает благодать. Скромное начинание хорошее предзнаменование.

II. Господь отвечает на это возражение (ст. 12).

1. Он обещает Моисею Свое присутствие: «Я буду с тобою, и этого достаточно». Следует заметить: кто сам по себе слаб, тот все же способен творить чудеса, будучи сильным в Господе, во власти могущества Его; и самые неуверенные в себе могут быть самыми уверенными в Господе. Божье присутствие приносит честь недостойному, мудрость и силу слабому и неразумному, превращает в ничто самые большие трудности и способно ответить на все возражения.

2. Он заверяет Моисея в успехе и в том, что израильтянам предстоит совершить на этой горе служение Господу. Следует заметить:

(1) самое ценное освобождение именно то, которое открывает нам дверь к свободе служения Господу.

(2) Если Бог дает нам возможность и склонность служить Ему, сие станет счастливым и ободряющим залогом будущих милостей, которые нам уготованы.

III. Моисей умоляет о наставлениях в том, как ему исполнить поручение, и получает таковые, дабы быть тщательно подготовленным. Он желает знать, под каким именем теперь Господу будет угодно дать о Себе знать (ст. 13).

1. Моисей предполагает, что сыны Израилевы спросят его: «Как Ему имя?» Об этом они могли спросить (1) для того, чтобы сбить Моисея с толку; он предвидел трудности не только в общении с фараоном, которого предстояло убедить в необходимости расстаться с евреями, но и в общении с самими евреями, которых предстояло убедить в необходимости ухода. Они будут щепетильными и придирчивыми, попросят его подтвердить свое поручение и, вероятно, сие станет испытанием: «Знает ли он имя Бога? Знает ли он пароль?» Однажды его уже спросили: «Кто поставил тебя… судьею над нами?» Тогда он не был готов к ответу и теперь не желает еще раз оказаться в таком же замешательстве, но хочет быть способным сказать, во Чье имя он пришел.

(2) Либо для того, чтобы знать самим. Следует опасаться того, что они стали в Египте весьма невежественными по причине тяжкого своего рабства, отсутствия учителей, утраты субботы, а посему им нужно было рассказать первые начала Слова Божия. Или же этот вопрос: «Как Ему имя?» означал бы исследование природы того, что с ними по воле Божьей должно сейчас произойти: «Как в этом Господь откроется нам, и на что нам в Нем полагаться?»

2. Моисей желает получить наставления в том, какой ответ дать людям: «Что сказать мне им? Каким именем мне заручиться для подтверждения моей власти? У меня должно быть нечто великое и необычное, чтобы им сказать, что именно? Если мне надлежит идти, пусть у меня будет полное наставление, дабы я не тщетно подвизался». Следует заметить:

(1) очень важно, чтобы те, кто выступает перед людьми во имя Господа, были заблаговременно тщательно подготовлены.

(2) Те, кто желал бы знать, что говорить, должны идти за наставлениями к Господу, к слову Его благодати и к престолу Его благодати (Иез 2:7; 3:4,10,17).

(3) Когда бы нам ни предстояло делать что-либо вместе с Господом, желательно знать, и наш долг учесть, как Ему имя.

IV. Господь охотно дает Моисею полное наставление по этому вопросу. Теперь известны два имени Бога:

1. Имя, указывающее на то, Кем Он является в Себе: «Я есмь Сущий» (ст. 14), это объяснение Его имени Иегова, которое обозначает, (1) что Господь самосущий; Его бытие в Нем самом, Он ни от кого не зависит; самые великие и лучшие люди мира должны говорить: «благодатью Божией я существую»; но Бог говорит безусловно это больше, чем кто-либо из сотворенных (ангел ли, человек ли) может произнести: «Я есмь Сущий». Будучи самосущим, Господь не может не быть самодостаточным, а посему вседостаточным, а также неисчерпаемым источником бытия и блаженства.

(2) Что Господь вечный и неизменный, Он всегда тот же вчера, сегодня и навеки. Он будет тем, кем желает быть и кем является (см. Отк 1:8).

(3) Что мы не можем раскрыть Господа исследованием. Это такое имя, которое препятствует всем дерзким и любопытным вопросам о Боге и в сущности говорит: «что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно» (Суд 13:18; Прит 30:4). Спрашиваем ли мы: кто есть Бог? Давайте будем довольствоваться тем, что знаем Он есть тот, кто есть, был и будет всегда. Как мало мы слышали о Нем! (Иов 26:14).

(4) Что Господь истинен и верен всем Своим обетованиям, неизменен в Своем слове, равно как и в Своей природе, и не человек, чтобы Ему лгать. Пусть Израиль знает это: СУЩИЙ послал меня к вам.

2. Имя, указывающее на то, кем Он является для Своего народа. Дабы имя сие Сущий не озадачило людей, Господь дает дальнейшие наставления воспользоваться другим, более знакомым и понятным Божьим именем: «Господь, Бог отцов ваших… послал меня к вам» (ст. 15), именно так Господь открылся Моисею (ст. 6), и под этим именем Моисей должен открыть Бога народу, (1) чтобы оживить среди людей религию их отцов, которая, следует опасаться, весьма угасла и почти была утеряна. Сие было необходимо, дабы подготовить народ к освобождению (Пс 79:20).

(2) Чтобы Моисей смог воскресить чаяния народа на скорое исполнение обетований, данных его отцам. Конкретно названы имена Авраама, Исаака и Иакова, потому что впервые завет был заключен с Авраамом, а затем часто и определенно обновлялся с Исааком и Иаковом; эти трое были выделены среди своих братьев и избраны, дабы стать доверенными лицами завета, когда их братья были признаны негодными. Бог желает, чтобы это было Его имя навеки, и оно было, есть и будет Его именем, по которому поклоняющиеся Ему будут Его знать и отличать от всех лжебогов (см. 3Цар 18:36). Следует заметить, что связь Господа с его народом через завет это то, о чем Бог будет помнить всегда, в чем прославляется, о чем никогда не даст забыть нам, но побудит воздавать Ему славу: если сие должно служить Ему памятником во всех поколениях, то у нас есть все причины в мире, чтобы он был таковым и для нас, ибо это ценный памятник.

Стихи 16-22. Здесь Моисей получает более детальное наставление в своей работе, и Господь заблаговременно сообщает ему об успехе.

1. Ему предстоит иметь дело со старейшинами Из-раилевыми и возбудить в них упование на скорый переход в Ханаан (ст. 16,17). Моисей, как верный посланник, должен повторить им то, что сказал ему Бог. Следует заметить: принятое от Господа служители должны передавать Его народу и не утаивать ничего полезного. Особое ударение нужно сделать на следующем: «И сказал: Я выведу вас; этого достаточно, дабы их удовлетворить. Я сказал сие» (ст. 17);

Он сказал, и разве не сделает хорошо? У нас, людей, сказанное и сделанное две разные вещи, у Бога не так, ибо Он тверд, и кто отклонит Его? «Я сказал это, и целый мир не сможет этого отрицать. Мой совет стоит». Моисей будет иметь успех у старейшин Израилевых, так ему сказал Господь: «И они послушают голоса твоего и не оттолкнут тебя, как сорок лет назад» (ст. 18). Тот, Кто Своей благодатью склоняет сердца и отверзает уши, вправе сказать заранее: «И они послушают голоса твоего», определив расположить их в этот день силы.

2. Ему предстоит иметь дело с царем Египта (ст. 18), ему и старейшинам Израилевым, и здесь они должны начинать не с требования, но со скромного прошения; сначала должен быть испробован вежливый и смиренный метод даже с тем, на кого, в чем не было сомнения, таковой не подействует: отпусти нас в пустыню. Более того, они должны просить фараона отпустить их всего лишь к горе Синай, чтобы поклониться там Господу, и ничего не говорить о своем походе прямо в Ханаан, в чем было бы сразу же отказано; но первая просьба была весьма скромной и обоснованной, поэтому отказ фараона был совершенно непростительным и оправдывал их в том, что они совсем покинули его царство. Если фараон не пожелал отпустить израильтян пойти и совершить жертвоприношение у Синая, то они были правы, когда ушли без разрешения, чтобы поселиться в Ханаане. Следует заметить, что призывы и повеления, которые Господь посылает грешникам, сами по себе настолько обоснованны и переданы самым вежливым и притягательным образом, что рот непокорного должен навеки умолкнуть. Что же касается успеха у фараона, то здесь Господь говорит Моисею, (1) что на него не подействуют прошения, убеждение и смиренные увещевания, но могучая рука, простертая, дабы явить знамения и чудеса: Я знаю, что Он не позволит вам идти (ст. 19). Следует заметить, что Господь посылает своих вестников к тем, о чьей жесткости и упрямстве Он, несомненно, знает и таковые предвидит, дабы было очевидно, что Он и их может обратить и оживить.

(2) Что принудить фараона к согласию должны казни: и поражу Египет, и тогда он отпустит вас (ст. 20). Следует заметить: несомненно, будет сломлен силою Божьей руки тот, кто не преклонится перед силою Его Слова; мы можем быть уверены, что Бог побеждает в суде Своем.

(3) Что подданные фараона будут более добры к евреям и снабдят их перед уходом множеством серебра и драгоценностей к их великому обогащению: и дам народу сему милость в глазах Египтян (ст. 21,22). Следует заметить:

[1] подчас Господь делает так, что враги Его народа не только мирятся с таковым, но и проявляют любезность.

[2] У Господа есть много способов выровнять счет между пострадавшими и обидчиками, восстановить справедливость по отношению к угнетенным и принудить тех, кто поступал неправедно, возместить ущерб, ибо Он сидит на престоле, Судия праведный.