6 глава

Первые семь стихов данной главы вполне можно было добавить к предыдущей, так как они являются продолжением главы о жертве повинности и приводят другие ситуации, в которых она должна приноситься. С этой же целью Бог дает наставления о различных видах жертв, которые должны были приноситься. Далее, со стиха 8 (который в оригинале начинает новый раздел закона), Он переходит к описанию различных обрядов и церемоний этих жертвоприношений, не упомянутых ранее.

I. Всесожжение (ст. 8-13).

II. Хлебное приношение (ст. 14-18), особенно приношение священников (ст. 19-23).

III. Жертва за грех (ст. 24 и далее).

Стихи 1-7. Здесь приводится вторая часть закона о жертве повинности, а первая, которая касалась согрешения против посвященного Господу, изложена в заключительной части предыдущей главы. Эти же стихи касаются обычных согрешений. Обратите внимание на:

I. Рассматриваемые грехи (ст. 2,3). Хотя все приведенные примеры касаются наших ближних, в то же время они называются преступлением пред Господом, ибо хотя вред причинен непосредственно ближнему, в то же время тем самым нанесено оскорбление его Творцу и Господину. Писание говорит: «Кто злословит брата… тот злословит закон» и соответственно законодателя (Иак 4:11). Даже если человек, которому нанесен вред, ничтожен и презираем и во всех смыслах ниже нас, но обида наносится Богу, давшему повеление любить своего ближнего как самого себя. Детально описываются грехи:

(1) отказ от порученного, то есть если кто запрется пред ближним своим в том, что ему было поручено или у него положено, или, хуже того, было одолжено ему для пользования. Если мы назовем своим то, что было нам одолжено, отдано на хранение или поручено нашему попечению, то это преступление пред Господом, который для благополучия человеческого общества поддерживает истину и собственность человека.

(2) Обман партнера: если человек обманет ближнего своего, присвоив себе всю прибыль в деле, где был лишь соучастником.

(3) Отказ признать явное зло: если у человека хватает наглости и он запрется в том, что им похищено, что чаще всего невозможно скрыть.

(4) Обман в торговле или (как считают некоторые) обман с помощью ложных обвинений: если человек обманом притесняет своего ближнего (как читают некоторые), удерживая его часть или вымогая то, что ему не принадлежит.

(5) Укрывание найденного и отказ вернуть его (ст. 3): если человек найдет потерянное, то не должен называть его своим, а постараться найти владельца, которому оно должно быть возвращено; мы хотим, чтобы именно так поступали с нами. Но тот, кто запрется в том, кто лживо говорит, что ничего не знает об этом, особенно если он поддерживает свой обман лживой клятвой, тот делает преступление пред Господом, который является свидетелем каждому слову, а при даче клятвы является стороной, к которой взывают, и чрезвычайно оскорбляется, когда Его призывают свидетельствовать о лжи.

II. Учрежденные жертвы повинности.

1. В день приношения жертвы повинности он должен был принести возмещение своему брату. Это нужно было сделать в первую очередь; если твой брат что-то имеет против тебя, так как согрешил и соделался виновным (ст. 4,5), то есть его совесть обличила его во грехе и поэтому он испытывает угрызения совести, считая себя виновным перед Богом, то пусть честно возместит то, что было добыто мошенничеством или насилием, добавив пятую часть, чтобы возместить владельцу за потерю и беспокойство, испытанное в трудное время. Пусть отдаст должное и возместит ущерб. Отметьте: там, где было причинено зло, должны быть возмещены убытки. И пока не сделано все, что в наших силах, или пострадавшая сторона не получила равноценное возмещение, мы не сможем иметь утешения от прощения греха, ибо сокрытие несправедливо добытого открыто признает захват, а оба эти действия являются одним продолжительным действием неправедности. Покаяться – значит исправить то, что было сделано неверно, о чем (как бы мы ни лукавили) нельзя утверждать, пока мы не отдадим то, что было нечестно добыто (как в случае с Закхеем, Лук 19:8), и не принесем удовлетворение за причиненный ущерб.

2. Затем он должен прийти и принести дар свой – жертву повинности Господу, которого он оскорбил, а священник должен принести за него искупительную жертву (ст. 6,7). Эта жертва повинности сама по себе не могла принести удовлетворение за грех, как и примирить Бога и грешника, но она символизировала искупительную жертву, принесенную нашим Господом Иисусом, когда Он сделал Свою душу жертвой за грех – жертвой повинности; то же самое слово используется здесь (Ис 53:10). Упомянутые здесь грехи являются преступлениями против закона Христа, который в той же мере настаивает на справедливости и истине, как закон природы или закон Моисея. И хотя сейчас мы можем получить прощение грехов без жертвы повинности, но при этом обязательно должны присутствовать истинное покаяние, возмещение убытков, реформация и смиренная вера в праведность Христа. И если кто-либо становится более дерзновенным в этих грехах, так как сейчас ему не нужно тратиться на жертву повинности за них, то тем самым он обесценивает Божью благодать и навлекает на себя быструю гибель. Господь — мститель за все это (1Фес 4:6).

Стихи 8-13. До этого момента приводились наставления о жертвах, которые Моисей должен был передать народу, а в этих стихах изложены наставления, которые он должен был передать священникам. Он должен был заповедать Аарону и сынам его (ст. 9). Священники были начальниками в доме Божьем, но этими начальниками нужно было управлять, а тот, кто повелевает другими, нуждается, чтобы повелевали им самим. Пусть служители помнят, что не только полномочия, но и повеления были даны Аарону и его сыновьям, и они должны были подчиняться им. В этих стихах изложен закон о жертве всесожжения, так как это было основной заботой священников. В основном здесь рассматривается ежедневное принесение в жертву овцы, которое совершалось утром и вечером за все сообщество.

I. Священник должен был позаботиться, чтобы пепел от всесожжения благопристойно убирался (ст. 10,11). Каждое утро он должен был очищать жертвенник от него и складывать у восточной стороны жертвенника, которая находилась дальше всех от святилища. Он должен был совершать это в льняной одежде, которую надевал всякий раз, совершая служение у алтаря. Затем он должен был переменить одежды, облачившись либо в свою обычную, либо (как считают некоторые) в менее почетную одежду священника, и вынести пепел вне стана на чистое место.

1. Бог хотел, чтобы это делалось ради почтения к Его жертвеннику и жертвам, которые на нем сжигались. Даже пепел жертвы должен был сохраняться в подтверждение уважения Бога к ней; Ему было оказано почтение жертвой всесожжения, а таким образом ей оказывалось почтение. Некоторые считают, что подобная забота о пепле жертвы символизировала погребение нашего Спасителя; Его мертвое тело (пепел Его жертвы) было аккуратно положено в саду, в новой гробнице, которая была чистым местом. Также требовалось, чтобы и жертвенник поддерживался в чистоте, насколько это было возможно; тогда огонь на нем горит лучше, а дом считается более приличным, если место около камина в нем поддерживается в чистоте.

2. Бог хотел, чтобы сами священники занима¬лись этой работой, дабы научить их и нас снисходить до самых презренных служений ради славы Бога и Его жертвенника. Священники должны были не только разводить огонь, но и очищать жертвенник и место под ним и выносить пепел. Слуги Божьи должны считать только грех ниже своего достоинства.

II. Священник должен был заботиться об огне жертвенника, чтобы огонь непрестанно горел на жертвеннике. Писание особо настаивает на этом (ст. 9,12), и в стихе 13 четко определяется закон: «Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает». Мы можем предположить, что ни один день не проходил без каких-либо особенных жертвоприношений, которые всегда приносились между утренним и вечерним принесением в жертву агнца, поэтому с утра до вечера огонь на жертвеннике постоянно горел. Но чтобы сохранить его всю ночь до утра (ст. 9), требовались некоторые усилия. Кто содержал хорошие дома, тот никогда не допускал, чтобы огонь на кухне погас, поэтому Бог этим требованием дает пример хорошего управления Своим домом. Первый огонь на жертвенник сошел с небес (Лев 9:24);

поэтому, постоянно поддерживая огонь и добавляя горючие материалы, обо всех жертвах на протяжении всех поколений можно сказать, что они были поглощены тем же самым огнем с небес в доказательство Божьего благоволения. Если бы из-за беспечности они допустили, чтобы огонь погас, то не могли бы надеяться, что он вновь зажжется. Соответственно иудеи говорят, что огонь на жертвеннике никогда не угасал до вавилонского пленения. Это ссылка на Писание (Ис 31:9), где Бог сказал, что Его огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. Этот закон учит нас всегда быть расположенными к благочестивым поступкам и поклонению, иметь привычную привязанность к божественным истинам и всегда быть готовыми на всякое доброе дело и слово. Мы не только не должны угашать Дух, но и возгревать дар, присутствующий в нас. Хотя мы не всегда готовы принести жертву, но постоянно должны поддерживать горящим огонь святой любви и постоянно молиться.

Стихи 14-23. Хлебные приношения приносились либо простым народом, либо священниками при их помазании. Рассмотрим:

I. Обычное хлебное приношение.

1. Из этого приношения на жертвеннике сжигалась лишь горсть, остальную часть разрешалось священникам употреблять в пищу. Закон о жертве всесожжения обязывал священников быть внимательными и совершать много работы, но также позволял иметь немного прибыли, ибо плоть должна была полностью сгореть и священникам доставалась лишь шкура. Но чтобы исправить это, большая часть хлебных приношений принадлежала им. Повеление о сожжении горсти хлебных приношений на жертвеннике (ст. 15) было дано ранее (Лев 2:2,9), а здесь напоминание о нем предназначено для священников, слуг в доме Божьем: «Сие даю Я им в долю из жертв моих» (ст. 17). Отметьте:

(1) воля Божья состоит в том, чтобы Его служители были хорошо обеспечены качественной пищей, а то, что отдано им, Он воспринимает как принесенное Ему, если это делается от всего сердца.

(2) Все христиане, являясь духовными священниками, участвуют в духовных жертвах, которые они приносят. Бог не получал выгоду от этого; о сжигании горсти на жертвеннике не стоило и говорить по сравнению с долей священников; так и мы получаем выгоду от своего религиозного служения. Пусть Богу достанется весь ливан, а священники будут иметь муку и елей. Мы можем утешаться и иметь выгоду от славы и хвалы, которую возносим Богу.

2. Законы о том, как вкушать его.

(1) Хлебное приношение нужно было есть пресным (ст. 16). То, что приносилось Богу, не долж¬но содержать квасное, а священники должны были есть только в том виде, в каком приносилось на жертвенник. Подобным образом и мы должны праздновать с опресноками чистоты и истины.

(2) Его нужно было съесть во дворе скинии (здесь названном святым местом), в определенной комнате, построенной при дворе для этой цели. Большим проступком считалось, если какая-нибудь его часть выносилась за пределы двора. Сам процесс вкушения хлебного приношения считался священным обрядом, которым они должны были почтить Бога, и поэтому его нужно было совершать в религиозной манере и со святым благоговением, что сохранялось благодаря тому, что действие ограничивалось святым местом.

(3) Есть его могли только мужчины (ст. 18). Менее святые приношения, такие как начатки плодов, десятины, плечевую и грудную часть мирной жертвы могли есть дочери священников, ибо их можно было выносить за пределы двора, но данная жертва считалась очень святой, так как ее можно было есть только в скинии, и лишь потомки Аароновы мужеского пола могли ее есть.

(4) Лишь те священники, которые чисты, могли есть ее (ст. 18): «Все, прикасающиеся к ним, освятятся» (англ.пер.). Святыни – для святых. Некоторые читают так: «Все, прикасающееся к ним, освятится» (рус.пер.), то есть вся посуда на столе, которая использовалась для этих святынь, соответственно должна быть определена только для этого использования и не могла использоваться для других целей.

II. Что касается хлебного приношения, которое приносилось за самих священников, то оно все да будет сжигаемо, а не съедаемо (ст. 23). Оно представляет собой исключение из предыдущего закона. Похоже, что этот закон о хлебном приношении посвящения не только обязывал первосвященника принести его в тот день, когда он был помазан, но и за его потомков в день, когда они были помазаны. Но иудейские исследователи говорят, что согласно этому закону каждый священник в день, когда он впервые приступил к своему служению, был обязан принести свое хлебное приношение, а первосвященник был обязан приносить его каждый день на протяжении всей жизни от дня, когда был помазан, и его нужно было приносить помимо хлебного приношения, которое сопутствовало утренней и вечерней жертве, ибо здесь говорится, что эта жертва постоянная (ст. 20). Джозеф (Josephus) говорит: «Дважды в день первосвященник приносил жертву за его собственный счет, и это была его жертва». Отметьте: те, кого Бог возвысил в почестях и власти больше других, должны понимать, что Он ожидает от них больше, чем от других, и должны следить за каждым указанием о служении, совершаемом для Него. Хлебное приношение от священников нужно было приготовить, чтобы оно годилось в пищу, но при этом его нужно было полностью сжечь. Хотя священнику, совершающему это служение для людей, нужно было платить, в то же время не было оснований платить за служение первосвященнику, который был отцом семьи священников, а каждый священник считал за удовольствие служить даром. Также считалось неприемлемым для священников есть приношения священника, ибо как грехи людей образно переходили на священников, что символизировал факт вкушения ими их жертв (Ос 4:8), так и грехи священников образно переходили на жертвенник, который на этом основании должен был поедать их приношения. Мы все погибли бы – и священники, и народ, если бы нам пришлось нести на себе свои грехи. Мы не имели бы ни утешения, ни надежды, если бы Бог не возложил на Своего возлюбленного Сына беззакония всех нас, так как Он является и священником, и алтарем.

Стихи 24-30. Здесь изложено очень много информации о законе о жертве за грех в той степени, насколько это касалось священников, приносивших ее.

1. Она должна быть убита на том месте, где закалается всесожжение (ст. 25), то есть на северной стороне жертвенника (Лев 1:11), что, как считают некоторые, было прообразом распятия Христа на горе Голгофа, расположенной к северу от Иерусалима.

2. Священник, приносивший жертву за грешника, с сыновьями или другими священниками (ст. 29) должен был съесть ее мясо после того, как ее кровь и тук были отданы Богу во дворе скинии (ст. 26). Тем самым они должны были снимать грехи с общества, как поясняет глава 10:17.

3. Кровь жертвы за грех нужно было с большим благоговением смыть с одежды, если она забрызгана ею (ст. 27). Это символизирует великое уважение, которое мы должны иметь к Крови Христа, не считая ее заурядной вещью; эта Кровь должна окроплять совесть, а не одежду.

4. Сосуд, в котором варилось мясо жертвы за грех, должно было разбить, если он был сделан из глины; если же он был сделан из меди, то его нужно было хорошо отмыть (ст. 28). Это подразумевало, что осквернение не было полностью смыто жертвоприношением, а, скорее, прилипло к сосуду. В этом заключалась слабость и недостаточность этих жертв, но Кровь Христа абсолютно омывает от всех грехов, и после нее не нужно очищение.

5. Все это не касалось жертв за грех, которые приносились за священника или за все сообщество, а лишь жертв случайных или приуроченных ко дню очищения, ибо ранее было велено, а сейчас подтверждалось, что если кровь жертвы была принесена на святое место, как было в тех исключительных случаях, то плоть ее нельзя было есть, а она должна была сжигаться вне стана (ст. 30). Отсюда апостол делает вывод о преимуществе, которое мы имеем, живя во время Евангелия, по сравнению со временем, когда жили под законом, ибо хотя Кровь Христа была внесена в скинию собрания для очищения во святилище, тем не менее мы имеем право верой питаться у жертвенника (Евр 13:10-12) и таким образом иметь утешение от великого умилостивления.