25 глава

Хотя Израилю удалось избежать проклятий Валаама, но в этой главе ему наносится значительный урон и бесчестье, благодаря совету пророка, данному Валаку. Похоже, перед тем, как покинуть его страну, пророк посоветовал царю более эффективный путь положить разделение между израильтянами и Богом, чем задуманный самим Валаком. «Бога нельзя убедить погубить этот народ заклинаниями Валаама. Испытай, не одолеет ли их красота дочерей Моава, которая сможет погубить их». Более всех пагубно подвергаются власти чар те, кто очарован собственными похотями. Эта глава описывает (I) грех Израиля: дочери Моава соблазнили израильтян к блуду и идолопоклонству (ст. 1-3).

(II) Наказание этого греха от руки гражданских властей (ст. 4,5) и непосредственно от руки Бога (ст. 9).

(III) Благочестивую ревность Финееса, убившего Зимри и Хазву – двух дерзких грешников (ст. 6,8,14,15).

(IV) Бог одобряет ревность Финееса (ст. 10-13).

(V) Зарождение вражды между израильтянами и мадианитянами, их искусителями, подобной той, которая в первое время была между женщиной и змеем (ст. 16 и далее).

Стихи 1-5. Эти стихи описывают:

I. Грех Израиля, к которому его совратили дочери Моава и Мадиама; они были виновны в телесном и духовном блуде, ибо прилепился Израиль к Ваал-Фегору (ст. 3). Не все и не большинство, но многие были втянуты в эту сеть. Здесь обратите внимание, (1) что Валак по совету Валаама ввел в соблазн сынов Израилевых (Отк 2:14). Отметьте: самыми большими нашими врагами являются те, которые втягивают нас в грех, ибо это самое большое зло, которое может нам причинить человек. Если бы Валак выступил со своими армиями и сразился с Израилем, то Израиль смело защищался бы и несомненно оказался победителем; но теперь, когда он послал к ним своих красивых женщин и пригласил на свои пиршества, устраиваемые в честь идолов, израильтяне подло согласились и были позорно побеждены. Блудницы поражают тех, кого не мог поразить меч. Отметьте: мы подвергаемся большей опасности, когда нас очаровывает улыбающийся мир, чем когда недовольный мир пугает нас своими ужасами.

(2) Что дочери Моава были их искусителями и победителями. С того момента, как Ева согрешила первой, прекрасный пол, хотя и более слабый, стал сетью для многих; более того, сильные мужи были поражены и убиты устами чужой жены (Прит 7:26), как свидетельствует Соломон, чьи жены стали для него сетью и западней (Еккл 7:26).

(3) Что блуд и идолопоклонство всегда рядом. Вначале они совратили и осквернили свою совесть, вступив в распутные отношения с женщинами, а затем в них было легко подобным образом поселить презрение к Богу Израиля и склонить к идолам. Как чаще всего предполагают, их особо легко было совратить к этому, так как те и другие действия были объединены и совершаемая ими нечистота была частью обряда поклонения и служения Ваал-Фегору. Кто разрушил ограду благопристойности, тот никогда не будет удержан узами благочестия, а кто опозорил себя плотскими похотями, тот не будет колебаться, чтобы обесчестить Бога поклонением идолам, и за это таких людей Бог вполне справедливо предает дальнейшим низменным похотям.

4. Что, вкушая жертвы, принесенные идолам, они прилепились к Ваал-Фегору, которому они приносились; и апостол выдвигает это как основание, почему христиане не должны есть принесенное идолам, ибо тем самым они имеют общение с бесами, которым они приносились (1Кор 10:20). Писание называет этот обряд «есть жертвы бездушным» (Пс 105:28) не только потому, что идол сам по себе мертвая вещь, но и потому, что представляемая им личность была выдающейся и после смерти обожествлена, как канонизируются святые в римской церкви.

5. В значительной мере этот грех усугублялся тем, что жил Израиль в Ситтиме, в то время как перед ними лежала земля Ханаанская и им предстояло войти и овладеть ею. Они поступили в высшей степени предательски и неблагодарно по отношению к своему Богу, в верности которого много раз убеждались, вкушая идоложертвенное, когда им предлагалось щедрое пиршество Божьего благоволения.

II. Недовольство Бога, вызванное их грехом. Блуд Израиля сделал то, чего не могли сделать все волхвования Валаама: он восстановил Бога против Израиля; теперь Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них. Слишком много людей, более того, много начальников были виновны в этом грехе, и он стал национальным; и из-за него Бог сражался со всем сообществом.

1. За ним сразу последовало поражение, ибо далее мы читаем о том, что оно прекратилось (ст. 8) и о количестве умерших от него (ст. 9), но нигде не говорится, когда оно началось, хотя начало поражения подразумевается в словах (ст. 3): «И воспламенился гнев Господень на Израиля». Писание четко говорит (Пс 105:29): «…и вторглась к ним язва». Отметьте: эпидемии – плоды гнева Божьего и справедливое наказание всеобщей греховности; одна инфекция следует за другой. Язва, несомненно, прилипала к тем, кто был особо виновен в грехе, и им вскоре пришлось дорого заплатить за свои запретные наслаждения. И хотя в наше время Бог не всегда наказывает таких грешников, как в данном случае, тем не менее исполнится слово Божье: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1Кор 3:17).

2. Зачинщиков велено предать смерти от руки гражданской справедливости; это был единственный путь остановить поражение (ст. 4): «Возьми всех начальников народа (т.е. ту часть народа, которая вышла из стана Израильского и пошла в страну Моав, чтобы присоединиться к их идолопоклонству) – возьми и повесь их перед солнцем, как жертвы Божьей справедливости, чтобы вызывать ужас у оставшихся людей». Судьям было велено вначале убить их мечом (ст. 5), а затем повесить мертвые тела, чтобы глупые израильтяне, видя своих начальников и князей сурово наказанными за блуд и идолопоклонство, невзирая на должности, осознали, какое зло причиняет грех, и испытали ужас перед гневом Божьим. Зачинщики греха должны стать примером справедливости.

Стихи 6-15. Эти стихи говорят о поразительном состязании, дерзком и решительном, между порочностью и праведностью; в результате праведность побеждает; так несомненно будет в конце.

I. Никогда еще порок не выглядел более вызывающим, чем в поведении Зимри. Он был начальником поколения Симеонова. Его порочность достигла такой степени, что он публично появился, ведя с собой мадианитянскую блудницу (которая занимала такое же положение и была дочерью начальника Мадианитянского) на виду у Моисея и всего благочестивого Израиля. Для него было недостаточно уходить к своей блуднице, чтобы поклониться богам Моава – он привел ее с собой, чтобы обесчестить Бога Израиля. Он не только публично признал ее своим другом и отличил своим благоволением больше любой дочери Израиля, но и открыто привел в свою спальню (ст. 8). Это слово подразумевает палатку или место отдыха, предназначенное специально для распутства. Тем самым он о грехе своем рассказал открыто, как Содомляне; он не только не стыдился, а скорее гордился и прославлял себя своим грехом. Все сопутствующие этому обстоятельства делали этот грех чрезмерно порочным и позорным.

1. Это был вызов справедливому порядку народа. Судьям было велено предать преступников смерти, но он считал себя слишком значительной личностью, чтобы наказание коснулось его, и фактически предложил им тронуть его, если они посмеют. Кто не благоговеет перед властью от Бога, которая должна вызывать страх у злодея, тот не имеет страха Божьего.

2. Это был вызов религии народа, и его поведение породило презрение к ней. Моисей и главные представители сообщества, сохранившие свою непорочность, рыдали у входа скинии собрания, оплакивая совершенный грех и начало поражения; они назначили пост на торжественном собрании, плакали между притвором и жертвенником, чтобы отвратить гнев Божий от общества. И в это время среди них появляется Зимри, ведя за руку свою блудницу, чтобы посмеяться над ними, а фактически, чтобы сказать, что он решил наполнять чашу греха по мере того, как они будут опорожнять ее.

II. Никогда еще добродетель не была такой дерзновенной, как в Финеесе в то время. Осознав оскорбительное высокомерие Зимри, на которое, скорее всего, обратило внимание все сообщество, исполненный святого негодования при виде преступников, он оставляет свои молитвы, встает, берет меч или копье, входит за обнаглевшими грешниками в их палатку и убивает обоих (ст. 7,8). Несложно оправдать Финееса в том, что он сделал, ибо, являясь наследником первосвященника, несомненно, он был одним из судей Израиля, которым Моисей повелел, согласно божественному постановлению, убить всех, кто прилепился в Ваал-Фегору; но это не позволяло отдельным людям под видом ненависти ко греху предавать смерти преступников, которых нужно было преследовать по закону. Гражданские власти являются мстителем в наказание делающему злое, и ни один человек не может взять это дело в свои руки. Бог засвидетельствовал о Своем благоволении к благочестивой ревности Финееса двумя путями:

(1) Он немедленно остановил поражение (ст. 8). Их плач и молитвы не достигали своей цели до тех пор, пока не был совершен этот необходимый акт справедливости. Если гражданские власти не наказывают грех, то это сделает Бог; но исполненная ими справедливость наилучшим образом предотвратит Его суд, как в случае с Аханом (ИНав 7:13).

(2) Он облачает почестями Финееса. Хотя тот сделал не более, чем требовали его обязанности судьи, но так как он совершил это, движимый необычной ненавистью ко греху ради славы Бога и Израиля и сделал это в то время, когда другие судьи из уважения к положению Зимри, как начальника, испугались и устранились, то Бог, показывая, что особо доволен им, вменил это ему в праведность (Пс 105:31). Мы ничего не теряем, рискуя ради Бога. Если бы родственники Зимри высказали свое недовольство его поведением, а друзья осудили в недостойном и необдуманном поступке, то в чем он нуждался бы, пока Бог принимал его? В хороших поступках мы должны быть ревностны и настойчивы.

(1) В данной ситуации Финеес объявляется патриотом страны и наилучшим другом (ст. 11), несмотря на молодость. Он отвратил ярость Мою от сынов Израилевых. Богу нравится быть милостивым к тем, кто угождает Ему и является инструментом, отвращающим Его ярость. Это наилучшая услуга, которую мы можем оказать своему народу; мы также можем послужить ему своими молитвами и усилиями положить конец нечестию нечестивых.

(2) Священство принадлежит ему по праву завета, заключенного с его семьей. Оно было предопределено для него раньше, но теперь это право подтвердилось; особенно утешал его и прославлял священство тот факт, что это было вознаграждением за Его благочестивую ревность (ст. 12,13). Оно названо здесь священством вечным, так как продолжалось до конца ветхозаветной диспенсации, а затем должно было обрести совершенство и вечность в неизменном священстве Христа, на веки совершенным. Под словами «завет мира» некоторые понимают в общем данное ему обетование о долгой жизни, процветании и всяких благах; но, похоже, здесь имеется в виду именно завет священства, ибо он назван заветом жизни и мира (Мал 2:5) и был заключен для сохранности мира между Богом и Его народом. Обратите внимание, насколько вознаграждение соответствует исполненному служению. Совершив акт справедливости, он заступил сынов Израилевых (ст. 13), и поэтому он и его потомство с этого момента будут заняты служением принесения искупительных жертв. Он показал ревность по Богу, и поэтому с ним будет заключен завет вечного священства. Отметьте: необходимо, чтобы служители не только отстаивали Бога, но и были ревностны по Богу. Необходимо, чтобы они делали больше других для поддержания и продвижения интересов царства Божьего среди людей.

Стихи 16-18. Бог наказал израильтян за их грех поражением как Отец, наказывающий Своих детей жезлом. Но мы не находим, чтобы во время этого поражения умер кто-либо из мадианитян; Бог по-иному обращался с ними и наказал их мечом врага, а не жезлом отца.

1. Хотя Моисей был кротчайшим из людей и далек от духа мести, тем не менее ему было велено враждовать с Мадианитянами (ст. 17). Отметьте: мы должны противиться всему, что дает нам повод грешить, даже если это правый глаз или правая рука, которые соблазняют нас (Мат 5:29,30). Благочестивая печаль производит в нас святое негодование и ревность (2Кор 7:11).

2. Основанием для мести является тот факт, что они враждебно поступили с вами (ст. 18). Отметьте: все, что привлекает нас ко греху, должно раздражать нас, как жало во плоти. Зло, которое мадианитяне причинили Израилю, соблазнив их к блуду, должно было остаться в памяти и быть строго наказано, подобно амаликитянам, выступившим сражаться против них, когда они вышли из Египта (Исх 17:14). Бог несомненно взыщет с тех, кто совершает работу дьявола, искушая людей ко греху. Посмотрите другие повеления, данные в связи с этой ситуацией (Числ 31:2).