Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Иисус Навин
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 5139 Все тексты автора Мэтью Генри
12 глава
Данная глава подводит итог завоеваниям Израиля. I. Завоевания под началом Моисея на другом восточном берегу Иордана (если предположить, что сейчас мы находимся в Ханаане), история которых была описана прежде (Числ 21:24 и след.). Здесь приводится краткое изложение исторических фактов (ст. 1-6). II. Завоевания под предводительством Иисуса Навина на этом западном берегу Иордана.
1. Страна, которую покорили израильтяне (ст. 7,8).
2. Цари, которых они поразили, общим числом тридцать один (ст. 9-24). Данная информация приводится здесь не только в качестве итога битв за Ханаан (чтобы мы сразу увидели достижения), но и как предисловие к истории разДеления Ханаана, чтобы свести воедино все, что подлежало теперь распределению.
Стихи 1-6. Иисус Навин или кто-то другой из летописцев, прежде чем подвести итоги новым завоеваниям Израиля, в данных стихах отдает дань уважения былым победам, одержанным во времена Моисея, под началом которого израильтяне стали хозяевами огромных и сильных царств Сигона и Ога. Следует заметить: новые милости не должны стирать воспоминания о прежних, равно как и слава нынешних тружеников на благо Церкви не должна затмевать честь и преуменьшать заслуги их предшественников, которые в свое время тоже были благословением и украшением Церкви. Служение и достижения Иисуса Навина по общему признанию велики, но не будем пренебрегать и забывать о заслугах и успехах Моисея, поскольку один и тот же Бог произвел таковые в обоих Своих служителях, и вместе они свидетельствуют, что Он Альфа и Омега великого спасения Израиля.
1. Здесь приводится описание завоеванных земель, их общие размеры и границы: от потока Арнона на юге до горы Ермона на севере (ст. 1). И, в частности, мы находим описание царства Сигона (ст. 2,3) и Ога (ст. 4,5). Моисей поведал об этих землях очень обстоятельно (Втор 2:36; 3:4 и след.), и его описание совпадает с этим. О царе Ога говорится, что он проживал в Астарофе и в Едреи (ст. 4), вероятно, потому, что оба города были царскими и в обоих были его дворцы: он жил то в одном, то в другом из них; возможно, один был летней резиденцией, а другой зимней. Но Израиль отнял у него и тот и другой и предоставил довольствоваться одной могилой тому, которому было мало одного дворца.
2. Описание распределения земли. Моисей предназначил ее для двух с половиной колен по их просьбе и разделил между ними (ст. 6), о чем подробно повествуется в Книге Числа (гл.32). Упоминание о разделении земли по завоеванию ее Моисеем приводится здесь в качестве примера для Иисуса Навина что ему надлежит делать теперь, когда покорили земли на этом берегу Иордана. Моисей в свое время дал одной части Израиля весьма богатую и плодородную землю, но она находилась за Иорданом, а Навин дал всему Израилю святую землю, гору святилища Господня при Иордане: подобным образом и закон пожаловал немногим из духовного Израиля Божия внешние и преходящие благословения, которые были залогом грядущих благ; но наш Господь Иисус истинный Иисус Навин дает всем детям обетования духовные благословения привилегии святилища и небесного Ханаана. Триумфы и дары закона были славными, но их намного превзошли в своей славе триумфы и дары Евангелия.
Стихи 7-24. Здесь приводятся краткие сведения о завоеваниях Иисуса Навина.
1. Пределы завоеванной страны. Она простиралась от Иордана на востоке до Средиземного моря на западе, от Ваал-Гада, возле Ливана на севере до Халака, возвышавшегося над страной Едома, на юге (ст. 7). Более подробно границы описаны в Книге Числа (34:2 и след.). Но сказанного здесь достаточно, чтобы показать, что Бог сдержал Свое слово и дал во владение израильтянам все обещанное через Моисея, им оставалось лишь сохранить это.
II. Разнообразие ландшафтов в пределах этой страны, благодаря которому она была и прекрасна, и плодородна (ст. 8). Там были горы, причем не отвесные, не скалистые и не голые, которые пугают странников и не приносят пользы местным жителям, но плодородные холмы с их вожделенными дарами (Втор 33:15), радующие взор смотрящего и наполняющие руку своего владельца. И долины не болотистые и мшистые, а покрытые хлебом (Пс 64:14). Там были равнины с орошающими их родниками; кроме того, даже в этой богатой стране встречалась дикая местность, или леса, не столь густо заселенные, как другие места с их городами и домами, но служившие прекрасным фоном для живописных и плодородных угодий.
III. Разные народы, владевшие ранее этой землей хеттеи, аморреи, хананеи и другие, все они были потомками Ханаана, проклятого сына Хама (Быт 10:15-18). Здесь упоминаются только шесть народов, из семи названных ранее (именно столько их и насчитывалось, Втор 7:1), гергесеи же либо забыты, либо не включены в список, хотя о них и говорится в других местах (Быт 10:16 и 15:21). Возможно, они смешались с какими-то другими из этих народов или, согласно иудейскому преданию, все вместе убежали в Африку, узнав о приближении Израиля во главе с Иисусом, и оставили свою землю, чтобы ею завладели израильтяне, с которыми, как они понимали, бороться бессмысленно; поэтому они и не названы в числе народов, покоренных Иисусом.
IV. Список царей, которые были побеждены и поражены мечом Израилевым: одни на поле брани, другие в собственных городах, общим числом тридцать один; все они названы индивидуально и перечислены, по видимому, в порядке их покорения, ибо список начинается с царей Иерихона и Гая, затем назван царь Иерусалима и состоявшие с ним в заговоре правители с юга, а затем говорится о заговорщиках с севера.
1. Итак, это показывает, какой плодородной землей был тогда Ханаан, если кормил большое число царств, и столь многие цари предпочли сосредоточиться там, нежели рассеяться по другим землям, пока еще, надо полагать, незаселенным, где нашлось бы больше места, но не было такого изобилия и красоты, как на этой земле, которую Бог присмотрел для Израиля. Однако в наши дни эта земля является одной из самых неплодородных, презренных и бесполезных в мире таково следствие довлеющего над ней проклятия, поскольку владевшие ею отвергли Христа и Его Евангелие, как и предсказывал Моисей (Втор 29:23).
2. Это показывает, сколь ограниченными были тогда человеческие амбиции. Упомянутые цари довольствовались властью каждый над своим городом и прилежащими к нему поселками и деревнями, и ни один из них, по-видимому, не стремился завладеть остальными, но при случае все они объединялись ради общей безопасности. Хотя, похоже, владение недостаточно большими территориями компенсировалось абсолютной властью, ибо все подданные являлись арендаторами земли и вассалами и находились в полном распоряжении своих царей.
3. Это показывает, сколь благ был Бог к Израилю, даровав ему победу над всеми упомянутыми царями и дав во владение все эти царства, а значит, на израильтян возлагались соответствующие обязательства, чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его (Пс 104:44,45). Итак, предстояло разделить между девятью с половиной коленами Израилевыми тридцать одно царство, или феодальное владение. Из этих царств в удел Иуды попали Хеврон, Иармуф, Лахис, Еглон, Давир, Арад, Ливна и Одоллам, итого восемь, помимо части Иерусалима и части Гадера. Вениамин получил Иерихон, Гай, Иерусалим, Макед, Вефиль и пределы Галгала, итого шесть. У Симеона было царство Хорма и часть Гадера. Ефрему достались Газер и Фирца. Манассии (половине колена) Таппуах, Хефер, Фаанах и Мегиддон. Асир обрел царства Афек и Ахсаф. Завулон царства Шарон, Шимрон-Мерон и Иокнеам. Неффалим получил Мадон, Асор и Кедес. Иссахар царство Дор. Некогда ими правили великие и знаменитые цари, которых поразил Бог, ибо вовек милость Его… и отдал землю их в наследие… в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его (Пс 135:17 и след.).