Введение

На еврейском языке эта книга называется Книга Судей. Ее подробно описывают сирийская и арабская версии, в которых она называется Книга судей сынов Израилевых. Так как суды этого народа были особенными, то и его судьи были особенными, ибо их служение значительно отличалось от служения судей других народов. Септуагинта называет ее одним словом Книга Судьи. Это история общества Израилева в течение правления судей от Гофониила до Илия в том объеме, в котором Бог посчитал приемлемым передать ее нам. Согласно подсчетам д-ра Лайгфута, она включает в себя историю 299 лет: 40 лет правления Гофониила из колена Иуды, восемьдесят лет правления Аода из колена Вениамина, сорок лет правления Варака из колена Неффалимова, сорок лет правления Гедеона из колена Манассии, три года правления Авимелеха его сына, двадцать три года правления Фолы из колена Иссахарова, двадцать два года правления Иаира из колена Манассии, шесть лет правления Иеффая из колена Манассии, семь лет был судьей Есевон из колена Иуды, десять лет Елон Завулонянин, восемь лет Авдон из колена Ефремова, двадцать лет Самсон из колена Данова. Всего 299 лет. Что же касается лет рабства, где говорится, что Еглон угнетал их в течение восемнадцати лет, Иавин в течение двадцати лет, а также о некоторых других, то они относятся ко времени правления тех или иных судей. Судьями были представители различных восьми колен; эта честь была распределена между ними, пока, наконец, не была отдана Иуде. Илия и Самуил двое судей, которые не упоминаются в этой книге, были из колена Левия. Похоже, не было судей из колен Рувима, Симеона, Гада и Асира. В данной книге до конца главы 16 изложена история этих судей в том порядке, как они появлялись. В последних пяти главах приводится описание отдельных памятных событий, имевших место в то время: таких, как, например, история Руфи в те дни, когда управляли судьи (Руф 1:1), но не ясно, какой именно судья. Они поставлены в конце книги вместе, чтобы нить общей истории не была прервана. Что касается положения общества Израилева на протяжении этого периода, то (I) оно не предстает здесь ни великим, ни благочестивым, чего можно было бы ожидать от такого особенного народа, который руководствовался мудрыми законами и был обогащен щедрыми обетованиями. Мы видим, что в то время он был ужасно порочен и сильно угнетался соседними народами. Нигде во всей книге не говорится, что в военных действиях или совещаниях израильтяне играли такую же важную роль, как при их славном вступлении в Ханаан. Что сказать на это? Всем этим Бог хотел нам показать плачевное несовершенство всего, что существует под солнцем, чтобы мы жаждали совершенной святости и блаженства в ином мире, а не в этом. Тем не менее (II) мы можем надеяться, что хотя историк в данной книге особенно подробно описывает провокации с их стороны и скорби, но в этой земле всетаки сохранилась религия. Хотя некоторые из них отступили и погрязли в идолопоклонстве, но служение в скинии, учрежденное согласно закону Моисея, поддерживалось и многие участвовали в нем. Историки не описывали общий ход справедливости и связи между событиями, принимая его таким, как он был, а только касались войн и волнений того времени, но читатель должен задуматься об этом, чтобы сбалансировать мрак того времени. (III) Похоже, в то время каждое колено имело свое руководство и поступало поодиночке, не имея общего органа и совета. Это привело к возникновению многих отличий между ними и не позволяло осуществить какие-либо значительные действия. (IV) Управление судей не было постоянным; они руководили время от времени. Когда говорится, что после победы Аода покоилась земля восемьдесят лет, а после победы Варака сорок лет, то это не означает, что они жили и тем более правили такое длительное время. Но они и остальные были поставлены и вдохновлены Духом Божьим для совершения определенного служения для народа, когда предоставлялась возможность отомстить врагам Израиля и очистить Израиль от идолопоклонства. Именно эти два момента имеются в виду, когда говорится о судах Израиля. Тем не менее к Деворе как к пророчице приходил за судом весь Израиль до того, как появилась возможность для нее участвовать в войне (Суд 4:4). (V) На протяжении правления судей Бог особым образом был Царем Израиля; об этом говорил Самуил, когда народ решил отказаться от этой формы правления (1Пар 12:12). Бог хотел испытать, что смогут сделать Его закон и постановления, чтобы удержать их в учрежденном порядке, но оказалось, что в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. Поэтому ближе к концу этого периода Он делает правление судей более постоянным и всеобщим по сравнению с начальным периодом и в конце концов дает им Давида царя по сердцу Своему. И лишь тогда, а не ранее Израиль начинает процветать. Это должно побудить нас быть очень благодарными за гражданские власти, верховные и второстепенные, ибо они Божьи слуги, нам на добро. Четверых судей Израильских канонизировали (Евр 11:32): Гедеона, Варака, Самсона и Иеффая. Образованный епископ Патрик полагает, что эту книгу написал пророк Самуил.