6 глава

Никакие события, имевшие место в тихие и спокойные времена в Израиле, не описаны; сорок лет покоя после победы над Иавином прошли тихо, а в данной главе начинается рассказ о еще одном бедствии, обрушившемся на Израиль, и о его избавлении Гедеоном четвертым судьей. В данной главе описывается:

(I) бедственное положение Израиля из-за вторжений моавитян (ст. 1-6). (II) Послание Бога, переданное через пророка и обличающее их во грехе, которое должно было подготовить их для избавления (ст. 7-10). (III) Гедеон поставлен быть их освободителем.

1. Через ангела Бог передает ему поручение и подтверждает его знамением (ст. 11-24).

2. Первые плоды его руководства проявляются в реформах, произведенных в доме его отца (ст. 25-32).

3. Он готовится к войне с мадианитянами и через знамение получает ободрение (ст. 3З40).

Стихи 1-6. I. Израиль вновь начал грешить: они стали опять делать злое перед очами Господа (ст. 1). Обжегшийся ребенок боится огня, но этот развращенный и безрассудный народ, который так часто сурово наказывали за идолопоклонство, вновь возвращается к нему после того, как Бог на короткое время отложил Свои суды. Но у народа сего сердце буйное и мятежное, и ужас перед судами Божьими не сохранил в них страха, равно как и великие дела, которые Он совершил для них, не побудили их почитать и благодарить Его, чтобы сохранить Его любовь. Провидения Божьи не изменят сердце и жизнь грешников.

II. На Израиль вновь обрушились бедствия. Так и должно быть; пусть все грешники готовятся к страданиям; пусть все, вернувшиеся к безрассудству, будут готовы к тому, что их постигнут несчастья. С лукавым по лукавству его (Пс 17:27);

Бог пойдет против тех, кто идет против Него (Лев 26:21,24). Что касается этого бедствия:

(1) оно пришло от весьма презренного врага. Бог предал их в руки мадианитян (ст. 1): не тех мадианитян, которые вместе с Иофором жили на юге (Числ 22:4), а проживавших на востоке и соединившихся с моавитянами (Числ 22:4), которых все презирали как народ грубый и невежественный. Мы не находим, чтобы у них был царь, владыка или военачальник; сила, которой они опустошали Израиль, представляла собой неорганизованную толпу; но особенно огорчало то, что ранее Израиль подчинил себе этот народ и в определенном смысле уничтожил его (Числ 31:7), но к тому времени (приблизительно 200 лет спустя) остатки этого бедного народа настолько умножились и возвеличились, что стали суровым бичом для Израиля. Так Бог раздражал их не народом, а бессмысленным племенем (Втор 32:21). Самые ничтожные творения могут послужить наказанием для тех, кто сделал великого Творца своим врагом. И когда те, кому мы дали возможность руководить, оказываются непокорными и восстают против нас, то нам следует задать себе вопрос, не являемся ли мы таковыми по отношению к нашему верховному Правителю.

(2) Оно достигло угрожающего размаха (ст. 2): тяжела была рука Мадианитян лишь из-за их многочисленности. Бог пообещал умножить Израиль как песок на берегу морском, но грех остановил их умножение и уменьшил их количество, и тогда враги, которые при другом положении дел занимали бы второстепенное положение, одолели их численностью. Они приходили в таком множестве, как саранча (ст. 5): не в виде регулярной армии, чтобы сразиться на поле битвы, а беспорядочной толпой, чтобы грабить страну, жить на этой земле и обогащаться за счет добычи. Это были банды грабителей. И греховный Израиль, отделенный грехом от Бога, не имел смелости поднять против них голову. Обратите внимание, какое опустошение нанесли Израилю эти банды грабителей мадианитян. И данные стихи повествуют:

(1) что израильтяне оказались заключенными, или, скорее, они сами заключили себя в ущельях и пещерах (ст. 2). Они делали это из робости и слабодушия: предпочитали прятаться, а не сражаться. Это было результатом воздействия виновной совести, которая заставляла их трепетать при шелесте листьев и была справедливым наказанием за отступничество от Бога, Который боролся с ними с помощью тех же ужасов, которые в противном случае сражались бы на их стороне. Если бы дело не обстояло таким образом, то мы могли бы полагать, что Израиль был достойным противником мадианитян и мог поднять против них голову, но сердце, оставившее Бога, является заблудшим: оно не способно не только на хорошие поступки, но и на великие дела. Грех лишил мужчин смелости и заставил прятаться в ущельях и пещерах. Настанет день, когда начальники и могучие мужи будут напрасно призывать скалы и горы, чтобы те спрятали их.

(2) Что израильтяне сильно обеднели (ст. 6). Мадианитяне и другие сыны востока объединились, чтобы жить за счет грабежа и добычи (как задолго до этого савеяне и халдеи расхитители грабили Иова);

они часто совершали набеги на землю Ханаанскую. Эта плодородная земля была для них большим искушением, а лень и роскошь, в которой погрязли израильтяне за сорок лет покоя, сделала их самих и их имущество легкой добычей. Они приходили к ним (ст. 3), разбивали свои лагеря (ст. 4) и приводили с собой свой скот, в частности огромное количество верблюдов (ст. 5);

они не нападали внезапно, чтобы сразу уйти, а преднамеренно прокладывали себе путь, проникали в самое сердце страны и доходили до Газы, расположенной в восточной части страны (ст. 4). Они позволяли израильтянам засевать свои поля, но когда приближалось время жатвы, то приходили, все отбирали, съедали и уничтожали: и траву, и хлеб, а когда уходили, то забирали с собой овец и рогатый скот, не оставляя израильтянам ничего, помимо того, что владельцам удавалось спрятать в ущельях и пещерах. Здесь можно обратить внимание: [1 ] на справедливость Бога при наказании их греха. Они не почитали Бога своим имуществом и не приносили Ему десятины и приношения, а готовили для Ваала то, что должно было служить Богу; и теперь Он справедливо послал армию, чтобы она взяла назад хлеб и вино в пору его (Ос 2:8,9). [2] На последствия удаления Бога от народа; когда Он уходит, то уходят все блага и врывается зло. Когда Израиль был с Богом, он пожинал то, что другие сеяли (Нав 24:13; Пс 104:44). А теперь, когда Бог оставил их, другие пожинали то, что они сеяли. Давайте же используем этот повод, чтобы благословить Бога за наш гражданский мир и покой, за то, что мы едим от трудов рук своих.

III. Наконец Израиль осознал воздействие Божьей руки. Семь лет, год за годом, мадианитяне совершали набеги; и мы можем предположить, что каждый из них был хуже предыдущего (ст. 1). И наконец, когда помощь остальных оказалась несостоятельной, возопили сыны Израилевы к Господу (ст. 6), ибо призывы к Ваалу погубили и не помогли им. Когда Бог судит, то побеждает, а грешникам придется либо склониться, либо пасть пред Ним.

Стихи 7-10. I. Бог обратил внимание на вопли Израиля, когда израильтяне наконец обратились к Нему. Хотя во время своего процветания они пренебрегали Им и оказывали внимание Его противникам, хотя они не обращались к Нему, пока необходимость не вынудила, тем не менее, услышав их жалобы и молитвы, Он решил помочь им. Тем самым Он хотел показать, что готов простить, что Он скор на милость и любит слышать молитвы, дабы это ободрило грешников вернуться и покаяться (Пс 129:4).

II. Бог определил метод для их освобождения.

1. Прежде чем послать ангела, который поставил бы им освободителя, Он посылает пророка, чтобы тот обличил их во грехе и привел к покаянию (ст. 8). Этот пророк не назван, но это был мужчина и пророк, а не ангел, как в гл 2:1. Неясно, то ли этот пророк использовал возможность передать свое послание сынам Израилевым, когда они встречались вместе во время общего собрания или какого-то другого важного события, то ли он ходил от города к городу, проповедуя об этом, но его задачей было обличить их во грехе, чтобы, взывая к Господу, они могли исповедать его со стыдом и позором, а не тратить свое дыхание только на жалобы о своем бедствии. Они взывали к Богу об освободителе, и Бог послал к ним пророка, чтобы наставить их и подготовить для освобождения. Отметьте:

(1) у нас есть основания надеяться, что Бог желает оказать нам милость в том случае, если мы видим, что Своей благодатью Он готовит нас для нее. Если для больного Бог посылает посланника, толкователя, через которого показывает человеку прямой путь его, то Он умилосердится над ним и дарует выздоровление (Иов 33:23,24).

(2) Когда Бог посылает народу пророков и обеспечивает землю верными служителями, то это знамение ко благу и является доказательством того, что Бог хранит для него милость. Таким образом Он заставляет нас повернуться к Нему, и тогда лицо Его воссияет (Пс 79:20).

2. Приводится заглавие послания, которое этот пророк передал Израилю во имя Господа.

(1) Он показывает им великие дела, которые Бог сделал для них (ст. 8,9): «Так говорит Господь, Бог Израилев». Они стали поклоняться богам языческим, словно у них не было своего Бога, Которому нужно поклоняться, и поэтому они могли выбирать тех, кто им нравится; но здесь пророк напоминает о Том, Кого они забыли и Кто был известен под именем Бога Израилева, и к Нему они должны вернуться. Они обратились к иным богам, словно их Бог неспособен или не хотел защитить их, и поэтому им напомнили, что Он сделал для их отцов, в чьих чреслах они находились, и о привилегиях, которые им передались и все еще принадлежали этому неблагодарному потомству. [1] Бог вывел их из Египта, где в противном случае они продолжали бы жить в постоянной бедности и рабстве. [2] Он избавил их из руки всех, угнетавших их. Это приводится как основание, почему они не были избавлены от рук угнетавших их мадианитян: не потому что у Бога не было силы или желания сделать это, а потому что своим беззаконием они продали себя, а Бог не хотел выкупить их, пока своим покаянием они не восстановят договор. [3] Он дал им во владение хорошую землю; это не только усугубляло их грех, но и добавляло к нему их низменную неблагодарность, а также оправдывало Бога и освобождало Его от обвинений в бедах, в которых они сейчас оказались. Они не могли сказать, что Он был жесток, ибо Он привел все возможные доказательства того, что хотел сделать им добро; если зло все равно обрушилось на них, то в этом они должны были винить только себя.

(2) Он показывает, насколько просты и справедливы были требования к ним Бога и Его ожидания (ст. 10): «Я Господь, Бог ваш, перед Которым у вас высочайшие обязательства; не чтите богов Аморрейских, то есть не поклоняйтесь им и не оказывайте им знаки своего уважения; не поклоняйтесь им из страха, что они причинят вам какое-то зло, ибо какое зло они могут причинить вам, пока я ваш Бог? Бойтесь Бога, и вам не нужно будет бояться их».

(3) Он обвиняет их в том, что они восстали против Бога, Который дал им это предписание: «Но вы не послушали гласа Моего». Обвинение кратко, но всеобъемлюще; пагубность их греха заключалась в том, что они не послушались Бога, и именно это навлекло на них бедствия, от которых они сейчас стенали, соответственно угрозам, добавленным к Его заповедям. Тем самым Он хотел привести их к покаянию; а наше покаяние только в том случае является правильным и искренним, если мы оплакиваем свой грех и непослушание Богу.

Стихи 11-24. Не сказано, какое воздействие проповедь пророка оказала на народ, но мы можем надеяться, что она оказала на него хорошее влияние и что, по крайней мере, некоторые из них покаялись и изменились, ибо сразу после этого настает рассвет дня их избавления благодаря действенному призыву, обращенному к Гедеону, чтобы он принял командование армией, которая выступит против мадианитян.

I. Для этого служения был определен Гедеон, сын Иоаса (ст. 14). Хотя его отец в то время был жив, но не отмечен вниманием, а честь была оказана сыну, ибо отец в своей семье поддерживал поклонение Ваалу (ст. 25), против которого (как мы можем предположить) сын восставал, насколько это было в его власти. Он был из той половины колена Манассии, которая проживала в Ханаане, из семьи Авиезера старшего племени этого колена (Нав 17:2). До сих пор судьями назначались представители колена, которое больше всех страдало от угнетения; возможно, так было и в данном случае.

II. Это поручение дал Ему Ангел Господень; скорее всего это был не сотворенный ангел, а сам Сын Божий, вечное Слово, Господь ангелов, Который в то время в человеческом облике являлся в чрезвычайных ситуациях в качестве предисловия к тому (говорит образованный епископ Патрик), что Он собирался совершить при полноте времени, когда Он окончательно облачится в нашу природу. Ангел здесь назван Иегова (Господь в рус.пер.) невыразимое имя Бога (ст. 14,16), и Он говорит: «Я буду с тобою».

1. Божественная Личность явилась Гедеону; при этом следует обратить внимание, как Он нашел его.

(1) Он был в уединении, никого не было рядом. Бог часто являет себя людям, когда они находятся вдали от шума и спешки этого мира. Тишина и уединение содействуют общению с Богом.

(2) Он молотил пшеницу посохом или палкою (означает данное слово), которые использовались при выколачивании чернухи и тмина (Ис 28:27), а теперь использовал Для пшеницы, возможно, потому что ее было мало и ему не нужен был вол для вытаптывания зерна. В то время земледелие не считалось унижением для мужчины, хотя он в определенном смысле был мужем сильным. У него было много рабов (ст. 27), но он не предавался безделью. Если мы заняты честным трудом, то открываем себя для божественных посещений. Новость о рождении Христа была доставлена пастухам, когда они охраняли свои стада. Дело, которым он в то время занимался, было эмблемой того великого дела, к которому он был призван, как и ловля рыбы учениками. Он был взят, когда молотил пшеницу, чтобы молотить мадианитян (Ис 41:15).

(3) Он был огорчен, ибо молотил пшеницу не на гумне самом подходящем для этого месте, а у точила неком частном, не вызывающем подозрения месте, из страха перед мадианитянами. Его самого коснулось общее бедствие, и теперь ангел пришел, чтобы вдохновить его в борьбе против мадианитян, когда он сам мог только с чувством говорить о тяжести их ярма. Когда настает день величайшего бедствия, тогда приходит время Богу оказать помощь Своему народу.

2. А теперь давайте посмотрим, что происходило между ангелом и Гедеоном, который не был уверен в том, что перед ним ангел, пока тот не ушел, а предполагал, что тот был пророком.

(1) Ангел почтительно обратился к нему и заверил в том, что с ним Господь (ст. 12). Он назвал его мужем сильным, возможно, потому что наблюдал, с какой силой тот молотил свою пшеницу. Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями. Кто верен в малом, тот будет управлять многими. Гедеон имел смелый и активный дух, но изза беззакония того времени живым был похоронен в безвестности; но в данной ситуации ангел вдохновляет его совершить великое дело, для которого он подходит, и обращается со словами: «Господь с тобою», или, как говорит халдейский парафра3: «Слово Господа твоя помощь». Бесспорно, что Господь был с ним, когда ангел был с ним. Произнеся эти слова: [1] он дает ему свое поручение. Если Бог с нами, то Его присутствие оправдает нас и поможет справиться с любым делом. [2] Он вдохновляет его и заверяет в том, что тот обладает всем необходимым для исполнения этого поручения. «Господь с тобою, чтобы вести и укреплять тебя, чтобы вдохновлять и поддерживать тебя». [3] Он заверяет его в успехе, ибо если Бог за нас, то кто одолеет нас? Если Он с нами, то мы ни в чем не будем нуждаться. Присутствие Бога с нами является самым главным фактором для нашего процветания, что бы мы ни делали. Гедеон был мужем сильным, но ничего не мог сделать, пока не было с ним Бога, а Его присутствия достаточно, чтобы сделать любого мужа сильным и дать ему смелость в любое время.

(2) И в этой весьма ободряющей ситуации Гедеон дает очень печальный ответ (ст. 13): «Господин мой! Если Господь с нами (это место в халдейском переводе звучит так: «Если елава Господа наша помощь», что согласуется со словом Господа), то отчего постигло нас все это\ все эти бедствия и страдания, связанные с набегами мадианитян, которые вынуждают меня молотить пшеницу здесь, у точила, все наши потери, скорби и страх; где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» Обратите внимание, что в своем ответе он не обращает внимание на прославление его личной доблести и что это ни в коей мере не превозносит и не одобряет его, хотя скорее всего ангел подстроил свои слова к тому, о чем он в то время думал; пока его трудолюбивые руки были заняты пшеницей, его размышляющая голова и отважное сердце были заняты мыслями о спасении Израиля и гибели мадианитян. Именно такие мысли своевременно зарождает в сердце Тот, Кто знает сердца, призывая мужа сильного осуществить его смелые планы и открывая ему путь для их осуществления. Но Гедеон, словно не осознавая, какое великое ободряющее воздействие оказывается на его дух, воспринимает только заверение ангела о Божьем присутствии с ним как факт, на котором основывается их утешение. Обратите внимание: ангел обратился лично к нему: «Господь с тобою'», а он обсуждает их, словно эти слова касались всех: «Если Господь с нами…», отождествляя себя с тысячами израильтян и допуская лишь то утешение, сопричастниками которого могут стать и они, настолько он далек от мысли присвоить права себе, хотя ему был предоставлен повод для этого. Отметьте: гражданский дух воспринимает для себя честь и славу лишь в том случае, когда ему предоставляется возможность послужить общим интересам Божьей Церкви. Гедеон был мужем сильным, но слабым в вере, поэтому ему трудно было согласовать заверения в том, что Бог с ним, [1] с бедствиями, которые в то время постигли Израиль: «Отчего постигло нас все это (довольно немало)?» Отметьте: иногда трудно, но не невозможно, согласовать суровые провидения с присутствием Бога и Его благоволением. [2] С отсрочкой их избавления: «Где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши? Почему та же сила, которая освободила наших отцов от ярма египтян, не избавляет нас от рук мадианитян?» Словно из-за того, что Бог немедленно не совершает чудеса для их освобождения (хотя они своими грехами лишили себя Его благоволения и помощи), появляется повод сомневаться в том, что Он вообще совершил чудеса, о которых рассказывали им отцы; или если Он и совершил их, то имеет ли сейчас ту же мудрость, силу и доброжелательность к Своему народу, как раньше. Это была его слабость. Мы не должны надеяться, что чудеса, которые совершались, когда Церковь формировалась и обосновывалась, будут продолжаться и повторяться, когда ее формирование и обоснование завершено, равно как и на то, что чудеса, которые Бог совершил для наших отцов, служивших Ему и близких к Нему, будут обновлены для нас, если мы деградируем и отходим от Него. Гедеон не должен был говорить, во-первых, что Бог предал их в руки мадианитян, ибо своими беззакониями они сами продали себя; во-вторых, что теперь, когда они были в руках мадианитян, Бог оставил их, ибо недавно Он послал им пророка (ст. 8), что четко указывало на то, что Он не оставил их.

(3) Ангел дал исчерпывающий ответ на его возражения, передав поручение избавить Израиль от рук мадианитян и заверив в успешности этого дела (ст. 14). В данном месте ангел назван Господом (Иеговой в англ.пер.), так как он говорит как власть имеющий, а не как посланник. [1] Что-то необычное присутствовало во взгляде, которым он одарил Гедеона. Это был милостивый, доброжелательный взгляд, который оживил упавший дух и заглушил его страхи, такой же взгляд, которым Бог смотрит на праведника (Пс 10:7). Он посмотрел на Гедеона и улыбнулся, услышав его возражения; Он не дал ему ответ на эти возражения, но препоясал и облачил такой силой, которая вскоре даст ему возможность самому ответить на них, а также заставит стыдиться того, что когда-то приводил их. Это был говорящий взгляд, каким Христос посмотрел на Петра (Лук 22:61), властный взгляд, который непонятным образом излучал новый свет и жизнь в груди Гедеона, вдохновив его щедро пылом, намного превосходившим тот, что он испытывал раньше. [2] Но в его словах было больше, чем он сказал. Во-первых, он поручил ему предстать и действовать как избавителю Израиля. Немногие думающие люди в народе, а среди них и Гедеон ожидали появления освободителя, методом, используемым Богом, в ответ на призывы угнетенного Израиля; и теперь Гедеону велено: «Иди с этою силою твоею с той силой, с помощью которой ты сейчас молотишь пшеницу; иди и примени ее для благородной цели; я сделаю тебя молотильщиком людей»; или, скорее, подразумевалось: «…с этою силою, которую теперь ты получил через этот взгляд». Бог дал ему это поручение, обеспечив всеми качествами, необходимыми для его совершения; это больше, чем может сделать самый могущественный правитель и владыка для тех, кому он дает поручение. То, что Бог делает людей годными для совершения работы, является надежным и постоянным доказательством того, что Он призвал их сделать ее. «Иди, но не со своею силою, которая является твоим естественным качеством, и не полагайся на свою доблесть, а иди с этою силою твоею, которую ты только что принял, иди в силе Господа Бога, то есть в той силе, которой ты должен укрепить себя». Во-вторых, он заверил его в успехе. Этого было достаточно, чтобы придать ему смелости; он может быть уверен, что его попытка не потерпит неудачу; она не станет его позором и не нанесет вреда его народу (к чему приводят неуспешные предприятия), а прославит его и сделает его народ счастливым: «Ты спасешь Израиля от руки Мадианитян, то есть ты не только будешь свидетелем этого события, но и славным орудием того, о чем рассказывали тебе отцьГ. Мы можем предположить, что Гедеон выглядел изумленным, когда ему была передана эта непонятная и поразительная сила, и сомневался, можно ли полагаться на то, что он услышал. Тогда ангел подтвердил его поручение те1р$о сославшись на свою власть; а большего и не нужно. «Я посылаю тебя имеющий всю власть на земле и на небе, обладающий здесь особой властью как Царь Израиля, непосредственно дающий поручения Я есмь Сущий, Тот, Который послал Моисея» (Исх 3:14).

(4) Гедеон очень сдержанно возразил против этого поручения (ст. 15): «Господи! Как спасу я Израиля?» Этот вопрос свидетельствует: [1] о его неверии в Бога и Его силу, словно, даже если Бог и будет с ним, все равно он не сможет спасти Израиль. Истинная вера часто оказывается слабой, тем не менее ее нельзя отвергать, а ободрять и укреплять. Или: [2] о любознательности относительно методов, которые он должен использовать. «Господи, я тружусь, несмотря на все вообразимые препятствия; если я должен сделать это, то Ты наставь меня». Отметьте: кто получает поручения от Бога, тот должен быть готов принять и искать наставлений от Него. Или, скорее: [3] о его смирении, неуверенности и самоотречении. Ангел почтил его, но посмотрите, как скромно Гедеон говорит о себе: «Племя мое в колене Манассиином самое бедное (возможно, обедневшее больше других семей из-за мадианитян), и я в доме отца моего младший, то есть мне достается меньше уважения и часть моя самая маленькая; что я могу сделать? Я абсолютно негоден для служения и недостоин чести». Отметьте: Бог часто избирает совершать великие дела людей незначительных, особенно в своих глазах. Ему нравится возвышать смиренных.

(5) Он очень скоро получил ответ на свое возражение, услышав еще раз обещание о том, что Бог будет с ним (ст. 16). «Не возражай, ссылаясь на свою бедность и незначительность; бесспорно, все это часто препятствовало людям совершать великие дела, но что они значат для человека, с которым присутствует Бог, Который восполнит отсутствие почестей и имущества. Я буду с тобою, чтобы направлять и укреплять тебя и обеспечу такой репутацией, что как бы ни был ты слаб, ты будешь иметь достаточно солдат, которые последуют за тобой, и обязательно поразишь мадианитян, как одного человека с такой же легкостью, словно это один человек, и так же основательно. Все тысячи мадианитян будут как одна шея, и ты отсечешь ее».

(6) Гедеон желает, чтобы его вера была укреплена для выполнения этого поручения, ибо он не будет чрезмерно доверчивым к тому, что содействует его славе, не будет чрезмерно рисковать в данном предприятии, к участию в котором он должен привлечь многих людей, а будет вполне удовлетворен своей властью и сможет удовлетворить других в вопросах о Том, Кто дал ему эту власть. Поэтому он смиренно просит эту божественную личность, кто бы это ни был, [1] чтобы он дал ему знамение (ст. 17). И так как поручение было ему дано не с помощью обычного провидения, то он вполне разумно мог ожидать, чтобы оно было подтверждено неким действием Бога, которое отличалось бы от обычного хода природы: «Покажи знамение, чтобы заверить меня в истинности того, что ты говоришь, чтобы я понял, что это не просто слова и что все это важно». Теперь, когда настала диспенсация Святого Духа, мы не должны ожидать что увидим своими глазами то, что хотел увидеть Гедеон, а ревностно молиться Богу, чтобы, если мы обрели в Его глазах благодать, Он показал знамение в нашем сердце могущественным воздействием на него Своим Духом, совершая дела веры и восполняя то, чего ему недостает. [2] Чтобы он не прерывал переговоры, и таким образом у него была возможность пообщаться с ним дольше (ст. 18). Кто знает, что такое общение с Богом, тот желает, чтобы оно продолжалось, и не хочет расставаться с Ним, молясь, как Гедеон: «Неуходи отсюда…» Уговаривая остаться, он хотел принести немного еды этому незнакомцу. Гедеон не пригласил его в дом, чтобы там угостить, возможно, потому что он сам и его друзья не любили бывать в доме его отца, или потому что хотел остаться с незнакомцем наедине, чтобы продолжить разговор (поэтому он и не позвал слугу, чтобы принести еду, а сам отправился за ней), или потому что его отец Авраам угощал ангелов, сам не догадываясь об этом, не в палатке, а под деревом (Быт 18:8). Услышав обещание ангела остаться и пообедать с ним, он поторопился принести ягненка, которого, скорее всего, уже приготовил себе на обед, и поэтому ему осталось только положить его в корзину и налить похлебку в горшок, ибо он не готовил себе приправу или гарнир; все это он и принес ангелу (ст. 19). Тем самым он хотел, во-первых, засвидетельствовать о своей признательности и великом уважении к этому незнакомцу, а в его лице и Богу, пославшему его; он поступил как человек, знающий, как нужно благодарить. Он ссылался на бедность своей семьи (ст. 15), чтобы извиниться за то, что был обычным человеком, но это не позволяло ему быть негостеприимным. Из того немногого, что ему оставили мадианитяне, он с радостью выделил достаточно еды, чтобы угостить друга, особенно посланника небес. Во-вторых, узнать, кем является эта необычная личность. То, что он принес, названо даром (ст. 18). То же слово используется для обозначения хлебного приношения. Возможно, используется это слово, имеющее два значения, потому, что Гедеон хотел предоставить этой божественной личности определить, что положено перед ним: то ли это угощение, то ли хлебное приношение, и по его поведению он сможет судить о нем: если он будет вкушать угощение как обычную еду, то это обычный человек, пророк, в противном случае окажется, что это ангел.

(7) С помощью еды, которую Гедеон любезно приготовил, ангел дал ему знамение. Ибо то, что мы приносим Богу для Его славы и в знак нашей благодарности Ему, посредством благодати Божьей принесет нам утешение и удовлетворение. Ангел повелел ему вынуть мясо и хлеб из корзины и положить на твердый холодный камень, а затем вылить на все это похлебку, которая если и была горячей, когда он принес ее, то скоро остыла. Гедеон так и сделан (ст. 20), веря, что ангел повелел это сделать не из презрения к его любезности, а желая дать ему знамение, что тот и сделал к его полному удовлетворению, ибо [1] он принес приношение во всесожжение, в приятное благоухание себе, показывая тем самым, что не был человеком, которому нужда пища, а Сыном Божьим, Которому нужно служить и почитать жертвой, Который при полноте времени сделает себя Жертвой. [2] Он высек из скалы огонь, который поглотил эту жертву; при этом он не бил по скале, как мы высекаем искру из кремня, а нежно прикоснулся к жертве концом своего жезла (ст. 21). Тем самым он дал Гедеону знамение, что тот обрел благодать в его глазах, ибо Бог подтверждает, что принял жертву, воспламенив ее публично огнем с небес, как в случае с Моисеем и Илией, или тайно, как в данном случае, огнем с земли, что по своей сути равнозначно, ибо и то и другое является действием божественной силы; а тот факт, что Он принял его жертву, свидетельствовал о том, что Он принял и Гедеона, подтвердил Его поручение и, возможно, хотел предсказать успешность в его осуществлении: что он и его армия вызовет ужас у мадианитян и поглотит их, как огонь, вышедший из скалы. [3] Ангел Господень сразу скрылся от глаз его; он не удалился, как человек, а пропал и исчез, как дух. Это также было знамением, которого он желал.

(8) Хотя благодаря данным ему знакам Гедеон получил подтверждение о божественности личности, с которой он разговаривал, но в то же время он сильно испугался, пока Бог любезно не успокоил и не удалил его страхи. [1] Гедеон решил, что должен погибнуть (ст. 22): когда увидел Гедеон, что это Ангел Господень (чего он не осознавал, пока тот не удалился, как и двое учеников не знали, что с ними разговаривал Иисус, пока он шел рядом, Лук 24:31), то воскликнул: «Увы мне, Владыка Господи! Будь милостив ко мне, я погиб, потому что видел ангела, как Иаков, который удивился, что ему сохранена жизнь, после того как увидел Бога» (Быт 32:30). Всякий раз, когда человек своим грехом подвергал себя гневу Божьему и проклятию, послание с небес вызывало в нем ужас, ибо он вряд ли надеялся получить оттуда хорошие вести; по крайней мере в этом мире чувств очень страшно иметь какое-либо разумное общение с миром духов, с которым мы абсолютно незнакомы. Теперь смелость Гедеона подвела его. [2] Бог желает ему мира (ст. 23). Это общение могло иметь для него фатальные последствия, но Бог заверяет, что этого не будет. Господь скрылся от глаз его (ст. 21). И хотя больше он не должен был жить видением, но должен был жить верой той верой, которая пришла от слышания, ибо Господь сказал ему внятным голосом (как полагает епископ Патрик) эти ободряющие слова: «Мир тебе; все хорошо, будь доволен, что все так произошло. Не бойся Тот, Кто пришел, чтобы задействовать тебя, не хочет убить тебя; ты не умрешь». Посмотрите, насколько Бог готов оживить сердца трепещущих Своим словом и присутствием, а благоговеющих перед Его величием заверить в Своей милости.

3. В память об этом видении Гедеон построил памятник в виде жертвенника, ибо, это действие, скорее, напоминало разновидность жертвоприношения на камне без торжественности жертвенника, которым ангел возвестил о том, что он был принят, а не говорило о необходимости жертвенника, ибо жезла ангела было достаточно, чтобы освятить дар и без него; но теперь он мог использоваться для сохранения памяти об этом видении благодаря имени, которое дал ему Гедеон: Иегова Шалом Господь мир (ст. 24). Эти слова означают:

(1) имя Господа, Который разговаривал с ним (сравните Быт 16:13). Также Господь правда наша означает мир наш (Еф 2:14), наш примиритель и наш Спаситель. Или:

(2) суть сказанного ему: «Господь сказал: «Мир тебе» и сотворил этот плод уст, повелел мне успокоиться, когда я был в смятении». Или:

(3) молитву, основанную на том, что Он сказал; то же написано на полях: «Господь посылает мир, то есть покой от нынешней беды, ибо интересы государственного благополучия близки Его сердцу».

Стихи 25-32. В данных стихах:

I. Гедеону дается повеление приступить к руководству с реформации дома своего отца (ст. 25,26). Между Богом и Гедеоном устанавливается общение с помощью явления к нему ангела, но поддерживалось оно другим способом. В ту же ночь, когда он увидел Бога и был все еще полон мыслей о происшедшем, о чем, возможно, еще никому не сообщил, сказал ему Господь во сне: «Сделай так и так». Отметьте: если с благодарностью принимать визиты Бога, то они повторятся. Просите Бога прийти, и Он вновь придет. Гедеону велено:

(1) разрушить жертвенник Ваала, который, похоже, имел его отец то ли для своей семьи, то ли для всего города. Посмотрите на силу Божьей благодати, проявившейся в том, что Он смог воздвигнуть реформатора, и на снисхождение Его благодати, проявившееся в том, что Он поставил освободителя из семьи предводителя идолопоклонников. Но теперь Гедеон не должен думать, что достаточно не поклоняться у этого жертвенника (чего, мы надеемся, он не делал), он должен разрушить его не посвятить тот же жертвенник Богу (обращает внимание епископ Холл), а полностью уничтожить его. Бог вначале повелел свергнуть памятники религиозных предрассудков, а затем принял его служение. Он также должен срубить священное дерево, которое при нем, рощу (в англ.пер.), посадку молодых деревьев, которые должны были украшать это место. Образованный епископ Патрик считает, что под рощей подразумевается истукан в роще, скорее всего истукан Астарте (АвЬегеЬ слово, обозначающее рощу), который стоял на жертвеннике или рядом с ним.

(2) Возвести жертвенник Богу Господу Богу твоему. Возможно, об этом нужно было поставить в известность надписью на жертвеннике: Иегове, Богу Гедеона или Израиля. Возможно, было бы нехорошо для него строить жертвенник Богу Израиля, особенно для всесожжений и жертв, ибо было бы истолковано как презрение к жертвеннику в Силоме, если бы Бог, который не связан с собственными законами, не повелел ему сделать это. Теперь же это был его долг, и ему была оказана честь, раз он был задействован в этом. Бог направил его к месту, где он должен быть построен: на вершину скалы сей, возможно, там, где ему явился ангел, недалеко от уже построенного жертвенника. Он не должен был торопиться при строительстве, а строить благопристойно, как и приличествует при религиозном действии: в определенном порядке, согласно древнему закону, по определенному поводу и сделан из земли, а не из тесаного камня. Слово, используемое для скалы, на которой должен быть построен жертвенник, означает крепость или твердыню, возведенную, как полагают некоторые, для защиты от мадианитян. Если так, то она не защищала, пока рядом с ней стоял жертвенник Ваалу, но стала эффективным укреплением, когда на ее вершине был поставлен жертвенник Господу, ибо он является наилучшей защитой для нашей славы. На этом жертвеннике: [1] он должен был принести жертву. Жертвой должны стать два тельца: телец из стада отца и другой телец семилетний похоже, именно так нужно читать. Мы можем предположить, что первого тельца он должен принести в жертву за себя, а второго за грехи народа, который он должен был освободить. Это было необходимо для его примирения с Богом, прежде чем начать воевать с мадианитянами. Пока грех не будет прощен через принесение великой жертвы, никаких благ не стоит ожидать. Предполагают, что тельцы предназначались в качестве жертвы для жертвенника Ваала, но теперь использовались для лучшей цели. Так, когда сильного с оружием побеждают и лишают имущества, то сильнейший делит добычу и забирает себе то, что было приготовлено для Ваала. Пусть придет Тот, Кому это принадлежит, и даст ему ее.

(2) Роща Ваала или истукан или что бы там ни предназначалось для освящения или украшения жертвенника, должно быть не только сожжено, но и использоваться в качестве топлива для Божьего жертвенника; это символизировало не только то, что все, противопоставившее себя Богу, будет уничтожено, но и то, что этим уничтожением будет прославлена справедливость Бога. Бог повелел Гедеону сделать это: [1 ] чтобы испытать его ревность к религии, доказательства о которой он должен был привести до того, как выйдет на поле боя, чтобы там доказать свою доблесть. [2] Чтобы благодаря этому были предприняты некоторые шаги для реформации Израиля, которые должны подготовить путь для их избавления. Причина бедствия, грех, должен быть уничтожен, в противном случае как может прекратиться бедствие, которое было его последствием? Тогда можно было бы надеяться, что примеру Гедеона, который вскоре предстанет великим мужем, последуют остальные города и колена, а уничтожением одного жертвенника Ваалу будут уничтожены многие.

II. Гедеон не воспротивился небесному видению (ст. 27). Тот, кто повелевает Израилю Божьему, должен, как прообраз Христа, подчиняться Богу Израиля без пререканий, должен вначале спасти свой народ от грехов, а затем от врагов.

1. У него были свои верные рабы, которые (мы можем предположить), как и он, сохранили свою непорочность и не преклонили колени перед Ваалом и поэтому были готовы помочь ему разрушить жертвенник Ваалу.

2. Он, не колеблясь, взял тельца из стада отца и, не получив его согласие, принес в жертву Богу, ибо у Бога, четко повелевшего ему сделать это, было больше прав на тельца, чем у его отца, и самая большая милость, которую он мог оказать своему отцу, предотвратить его грех.

3. Он был готов к тому, что его поступок вызовет недовольство его родственников и недоброжелательность соседей, но сделал это, помня, насколько прославился Левий, который, когда дело коснулось служения Богу, говорил об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю» (Втор 33:9). Пока он был уверен в том, что Бог благоволит к нему, он не боялся гнева людей; Кто повелел ему сделать это, Тот поможет справиться с этим поручением.

4. Тем не менее, хотя он не боялся их негодования после того, как дело будет сделано, но для того, чтобы предотвратить их сопротивление во время его совершения, Гедеон благоразумно решает сделать это ночью, чтобы никто не мешал ему совершать священные действия. Некоторые полагают, что он сделал это той же ночью, когда Бог разговаривал с ним и повелел ему это сделать, и что как только ему было дано повеление, он сразу приступил к его исполнению и к утру все закончил.

III. Своим поступком он подвергнул свою жизнь опасности (ст. 28-30).

1. Скоро обнаружилось, что он сделал. Совершив порученное дело, Гедеон не стремился скрыть его, да и не мог, ибо поутру встали жители города, чтобы вознести свои заутренние молитвы у жертвенника Ваалу и таким образом начать день со своим богом. Это должно постыдить тех, кто называет истинного Бога своим Богом, но тем не менее утром не направляет к Нему свои молитвы и не взирает на Него.

2. Скоро открылось, кто это сделал. Было проведено тщательное расследование. Гедеон был известен как человек, недовольный поклонением Ваалу; это навлекло на него подозрения и послужило доказательством его участия: «Бесспорно, Гедеон сделал это».

3. Виновным в содеянном был объявлен Гедеон; а эти деградировавшие израильтяне достигли такой глубины нечестия, что решили предать его смерти и потребовали у его отца (который, покровительствуя их идолопоклонству, дал им повод надеяться, что согласится с их требованиями) предать его в их руки: «Выведи сына твоего; он должен умереть». Подивитесь сему, небеса Трепещи, земля! Согласно закону Божьему, умирать должны были те, которые поклоняются Ваалу, но эти нечестивцы дерзко извратили закон и решили наказать тех, кто поклонялся Богу Израиля. Как безумно они любили своих идолов! Неужели недостаточно было приносить Ваалу своих наилучших тельцов, и они решили принести в жертву этому навозному божеству, вообразив, что оно было недовольно, самого смелого юношу в своем городе? Как быстро идолопоклонники становятся преследователями!

IV. Отец спас его от рук преследователей (ст. 31).

1. Среди недовольных поступком Гедеона были не только те, которые вначале выступили с требованием, но и такие, которые настаивали на его исполнении и хотели предать его смерти. Несмотря на суровые суды, которые обрушились на них в то время за идолопоклонство, они не желали исправляться и шли против Бога даже тогда, когда Он шел против них.

2. Но тогда Иоас заступился за него; он был одним из главных людей в городе. Обладающие властью могут много сделать для защиты честных людей и честных дел, и когда они именно так используют свою власть, то являются служителями Бога во благо.

(1) Иоас покровительствовал жертвеннику Ваалу, но в то время встал на защиту того, кто разрушил его. Причиной тому была: [1] природная любовь к своему сыну и, возможно высокая оценка его качеств как добродетельного, храброго и полезного молодого человека, который не стал хуже оттого, что не присоединился к их поклонению Ваалу. Многие, не имеющие достаточно смелости, чтобы сохранить свою непорочность, в то же время имеют достаточно совести, чтобы любить и ценить тех, кто это делает. Если Иоас и любил Ваала, то больше любил своего сына. Или: [2] забота о гражданском мире. Толпа становилась неуправляемой, и он боялся, чтобы ярость людей не возросла еще больше, и поэтому, как думают некоторые, он решил усмирить их ропот: «Предоставим это дело судьям; у вас нет прав выносить приговор человеку. Человек, сказавший: «Он должен умереть», не является идолопоклонником, а возмутителем мира и подстрекателем к мятежу». Под тем же предлогом Павел был спасен в Ефесе от тех, кто ревновал о Диане, как эти идолопоклонники о Ваале (Деян 19:40). Или: [3] убежденность в том, что Гедеон поступил правильно. Возможно, в этом убедил его сын; или Бог, Который держит в Своих руках сердца всех людей, тайно и эффективно воздействовал на него, чтобы он выступил против защитников Ваала, хотя ранее вместе с ними поклонялся ему. Отметьте: хорошо выступить на защиту Бога, когда нас призывают к этому, хотя лишь немногие (или вообще никто) не последуют за нами, ибо Бог может склонить на нашу сторону сердца тех, от кого мы ожидаем мало помощи. Давайте исполнять свой долг и верить, что Бог позаботится о нашей безопасности.

(2) Иоас убеждает их: [1] в том, что нелепо вступаться за Ваала. «Неужели вы, израильтяне, поклоняющиеся единственному истинному Богу, будете заступаться за Ваала ложного бога? Неужели вы так глупы и бессмысленны? Те, богом отцов которых был Ваал и которые не знали никого другого, заслуживают большего оправдания, когда заступаются за него, чем вы, состоящие в завете с Иеговой и наставленные в познании Его. Неужели вы, которые были так сурово наказаны за поклонение Ваалу и тем самым навлекли на себя это зло и бедствие, будете заступаться за Ваала?» Отметьте: плохо грешить, но еще хуже поступают защищающие грех, особенно заступающиеся за Ваала этого идола или кем он там является, который завладевает в сердце местом, принадлежащим Богу. [2] В том, что им не нужно заступаться за Ваала. Если он не является богом, как считалось, то им нечего сказать в его защиту; если же он бог, то заступится за себя сам, как это часто делал Бог Израиля с помощью огня, сошедшего с небес, или какого-нибудь другого суда, направленного против тех, кто оказал Ему презрение. Эта ситуация призывала Ваала сделать добро или зло, а результат убедил поклоняющихся ему в безрассудстве, когда они молились о помощи тому, кто не может отомстить за самого себя. После этого Гедеон стал поразительным образом преуспевать, и благодаря этому открылось, что Ваал был абсолютно неспособен защитить свое дело.

(3) В связи с этим отец Гедеона дал ему новое имя (ст. 32);

он стал называть его Иероваалом: «Пусть Ваал защищается; пусть защищается от него, если сможет; если может сказать что-то против того, кто уничтожил его, то пусть скажет». Это имя бросало дерзкий вызов Ваалу: «Теперь, когда Гедеон поднял оружие против мадианитян, поклонявшихся Ваалу, пусть защитит своих поклонников, если может». Значительно прославило Гедеона, который был заклятым врагом великого узурпатора и победил его, а также ободрило солдат то, что они сражались под предводительством человека, сражающегося за Бога против этого великого врага, соперничавшего с Ним за престол. Богословы приводят весьма разумное предположение, что Иеромбалом, о котором Санхониатон (один из самых известных языческих писателей) говорит как о священнике бога Иао (искаженное имя Иеговы) и о человеке, перед которым он находится в большом долгу за то, что тот поделился с ним своими знаниями, был данный Иероваал. Он назван Иеробешет (2Цар 11:21, англ.пер.), где слово Ваал господин вполне уместно заменено на Бешет позор.

Стихи 33-40. Данные стихи описывают:

I. Нападение врагов на Израиль (ст. 3З). Огромная армия мадианитян, амаликитян и арабов перешла Иордан; никто не позаботился о том, чтобы охранять от них этот важный и выгодный проход, и в результате они расположились станом в долине Изреельской в сердце колена Манассии, недалеко от города Гедеона. Некоторые полагают, что они обратили внимание на разрушение жертвенника Ваалу и это побудило их к действию; тем самым они хотели заступиться за Ваала и сделать это событие предлогом для ссоры с Израилем. Но скорее это было время сбора урожая, когда они по обыкновению совершали подобные налеты (ст. 3), и их уже ожидали, когда Гедеон молотил зерно (ст. 11). Бог поставил Гедеона, чтобы он подготовился отразить этот ужасный удар. Успех, сопутствовавший им в течение многих лет во время вторжений, слабое сопротивление, с которым они сталкивались, и огромная добыча, которую они захватывали, сделали их очень энергичными и самоуверенными. Но оказалось, что мера их беззаконий наполнилась и настал год возмездия; теперь они должны были закончить грабить и сами подвергнуться грабежу, ибо были собраны, как снопы на гумно (Мих 4:12,13), чтобы Гедеон молотил их.

II. Как Гедеон приготовился напасть на их стан (ст. 34,35).

1. Бог Своим Духом вдохнул в него жизнь: «ДухГосподень объял Гедеона»‘, он покрыл его, как одежда, чтобы облачить почестью, и как кольчуга, чтобы защитить его. Очень хорошо облачены те, которые имеют такое покрытие. «Дух стойкости от Господа объял Гедеона», пишет халдейский перевод. Сам по себе он был мужественным и доблестным воином, но личной силы и смелости, как бы энергично они ни проявлялись, было бы недостаточно для Такого великого предприятия; он должен был облечься во всеоружие Божие, и именно на него он должен был полагаться. Дух Господень объял Гедеона сверхъестественным образом, ибо, кого Бог призывает совершить Его дело, того Он вдохновляет и обеспечивает необходимыми для этого качествами.

2. Своей трубой Гедеон вдохнул жизнь в своих соседей; Бог был с ним; он вострубил трубою, чтобы призвать добровольцев, и людей пришло больше, чем ожидалось.

(1) Мужи Авиезеровы, которые недавно разгневались на него за то, что он разрушил жертвенник Ваала, и приговорили его к смерти как преступника, теперь убедились в своей ошибке; они смело пришли к нему на помощь и подчинились как своему генералу: созвано было племя Авиезерово идти за ним (ст. 34). Так быстро Бог может обратить сердца даже идолопоклонников и преследователей.

(2) Даже отдаленные племена, такие как Асир и Неффалим, которые были расположены дальше всех и не знали Гедеона, повиновались его призыву и послали свои наилучшие войска (ст. 35). Хотя их уделы находились дальше всех от опасности, но эти колена с готовностью присоединились к войску Гедеона в борьбе против общего врага, понимая, что если их соседи будут завоеваны мадианитянами, то они будут следующими.

III. Знамения, которыми Бог порадовал его, чтобы укрепить его веру и веру его последователей; скорее, он желал получить их для них, а не для себя. Или, возможно, благодаря им он хотел узнать, настало ли время победить мадианитян или нужно ожидать другой возможности. Обратите внимание:

(1) на его просьбу о знамении (ст. 36,37): «Дай мне знать: если Ты спасешь Израиля рукою моею, то пусть стриженая шерсть, расстеленная на открытом воздухе, покроется росою, а на всей земле сухо будет». Смысл этого таков: «Верую, Господи! помоги моему неверию». Он увидел, что его вера слаба и колеблется, и поэтому просит Бога этим знамением восполнить его в том, чего ему не хватало. Мы можем предположить, что Бог, Который хотел дать ему эти знамения, чтобы прославить Свою силу и милость, вложил в его сердце желание попросить об этом. Когда Гедеон попросил о втором знамении, то изменил прежние условия; за это он принес смиренные извинения, опасаясь вызвать недовольство Бога, ибо его просьба могла выглядеть как капризное недоверие Богу и недовольство многими, уже полученными им, заверениями (ст. 39): «Не прогневайся на меня». Набравшись смелости попросить о еще одном знамении, он сделал это со страхом и трепетом, которые свидетельствовали о том, что хотя Бог милостиво позволил ему быть таким фамильярным с Ним, но это не породило в нем презрения к Божьей славе или уверенности в получении Божьей милости. Примером тому может послужить ситуация с Авраамом, когда Бог позволил ему быть настойчивым (Быт 18:30,32): «Да не прогневается Владыка, что я скажу». Мы должны искать Божьего благоволения с величайшим благоговением, соблюдать должную дистанцию и испытывать религиозный страх перед Его гневом.

2. Бог милостиво ответил на эту просьбу. Посмотрите, как нежно обращается Бог с истинными верующими, даже если они слабы, насколько Он готов снизойти к их слабостям, чтобы надломленный тростник не надломился и лен курящийся не угас. Гедеон хотел, чтобы шерсть покрылась росой, а земля осталась сухой; а затем он хочет, чтобы следующей ночью земля была мокрой, а шерсть сухой. Это делалось для того, чтобы никто не мог возразить, что для шерсти естественно впитывать и сохранять влагу, как бы мало ее ни было, и поэтому в данной ситуации не было ничего сверхъестественного, хотя количества выжатой из нее жидкости было достаточно, чтобы опровергнуть подобное возражение. Так и было, ибо Бог желает дать наследникам обетования твердое утешение (Евр 6:17,18) даже благодаря двум непреложным вещам. Он не только позволяет им своей назойливостью одолевать Его, но и своими сомнениями и неудовлетворенностью предписывать Ему, что делать. Эти же знамения были: (действительно чудесными, и поэтому они в полной мере подтвердили его поручение. О росе сказано, что она от Господа, не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых (Мих 5:7), тем не менее Бог в данной ситуации услышал глас человеческий, как в случае с Иисусом Навином, когда Он направил ход солнца; так и в данной ситуации Он направил росу, из чего следует, что она выпадает не случайно, а по провидению. Второе знамение было противоположно первому, и для того, чтобы удовлетворить просьбу Гедеона, было сделано наоборот, из чего д-р Фуллер сделал вывод, что небесные чудеса претерпят изменение и будут внутри и снаружи похожими.

(2) Весьма значительными. Гедеон со своими воинами собирался выступить против мадианитян; мог ли Бог провести различие между незначительным количеством шерсти Израилем и огромным гумном мадианитянами? Да, тем самым Он показал, что может. Хотел ли Гедеон, чтобы роса божественной благодати сошла на него определенным образом? Да, он увидел шерсть, мокрую от росы, которая должна была заверить его в этом. Хотел ли он, чтобы Бог был как роса для Израиля? Посмотрите, вся земля стала сухой. Некоторые полагают, что шерсть это символ иудейского народа, который, когда пришло время, стал мокрым от росы слова Божьего и Его постановлений, в то время как остальной мир оставался сухим. Но, отказавшись от Христа и Его Евангелия, они стали сухими, как обнаженное дерево в пустыне, в то время как окружающие народы стали похожи на напоенный водою сад.