31 глава

В предшествующей главе мы увидели Давида победителем, и не просто победителем. В этой же главе мы увидим поражение Саула, с которым обошлись хуже, чем с пленником. Провидение распорядилось таким образом, что оба события произошли одновременно. В один и тот же день. Возможно, когда Давид торжествовал над амаликитянами, филистимляне восторжествовали над Саулом. Один противопоставляется другому, чтобы люди увидели результат доверия Богу и следствие ухода от Него. Мы «оставили» Саула готовым выступить против филистимлян, с трясущимися руками и с больным сердцем, после того как он услышал прочитанный ему из ада приговор, которому он не придавал значения, когда тот произносился с небес. Теперь посмотрим, что с ним стало. Здесь говорится:

(I) о поражении армии Саула (ст. 1). (II) Об умерщвлении трех его сыновей (ст. 2). (III) О ранении самого Саула (ст. 3) и о его смерти от собственной руки (ст. 4). О смерти оруженосца (ст. 5) и всех людей Саула (ст. 6). (IV) О том, что его страной завладели филистимляне (ст. 7). О разорении Саулова стана и о том, что мертвое тело царя осталось брошенным (ст. 8). О ликовании противников по поводу его падения (ст. 9). О выставлении тела Саула напоказ (ст. 10) и о заботе, которую проявили о нем, невзирая на трудности, жители Иависа Галаадского (ст. 11-13). Таково падение человека, отверженного Богом.

Стихи 1-7. И вот настал день возмездия, когда Саул даст отчет за кровь амаликитян, которых он пощадил, вопреки Божьему повелению, и за кровь священников, которую он пролил, и в этом согрешил еще больше; нужно учесть и кровь Давида, которую он также хотел пролить. Теперь пришел день его падения, и, как предвидел Давид, Саулу предстоит пойти на войну и погибнуть (гл 26:10). Пойдите и увидите праведный суд от Бога.

I. Саул видит, как рядом с ним погибают его воины (ст. 1). Здесь конкретно о преимуществах филистимлян не говорится: то ли их войско было более многочисленным, то ли они заняли лучшую позицию, то ли ими лучше руководили, то ли что-либо еще мы не знаем. Но по-видимому, они выступили более энергично, ибо напали первыми; они сражались с Израилем, а израильтяне бежали и погибали. В лучших отрядах отсутствовал порядок, и многие воины были убиты вероятно, те, которых Саул задействовал в погоне за Давидом. Таким образом, гибель последовавших за царем и служивших его греховным намерениям предшествовала его падению, и сами они разделили его участь в постигшей Саула каре.

II. Саул видит перед собой гибель своих сыновей. Победоносные филистимляне с особым напоро’м преследовали царя Израилева и его окружение. Рядом с ним находились три его сына, и, вероятно, все три погибли у него на глазах, к огромной его скорби (ибо они были надеждой семьи) и к великому ужасу, потому что в то время они являлись его телохранителями, и следующий на очереди никто иной, как он сам, ведь именно такой вывод напрашивался. Сыновья Саула названы по именам (ст. 2), и мы с печалью узнаем, что среди них был Ионафан мудрый, доблестный и благочестивый человек, который стал не только другом Давида, но и врагом Саула, тем не менее он погибает вместе с остальными. Долг перед отцом не позволил ему оставаться дома или ретироваться, когда армии готовы к бою; и Провидение распорядилось таким образом, что Ионафана постигла общая участь его семьи, хотя он никогда не был причастен к ее грехам. А значит, замечание Елифаза не подтверждается: погибал ли кто невинный? (Иов 4:7). Здесь говорится именно о таковом. Что же скажем на это?

1. Так Богу было угодно усугубить предсмертные муки Саула и суд, готовый открыться на его дом. Если семье предстоит погибнуть, то Ионафан, как ее член, должен умереть с остальными.

2. Таким образом Богу было угодно очистить и открыть Давиду путь к престолу. Ибо, несмотря на то что сам Ионафан с готовностью отрекся бы от своего права и привилегий (у нас нет оснований подозревать его в обратном), тем не менее весьма вероятно, что многие из народа захотели бы использовать его имя в поддержку Саулова дома, по крайней мере, переходили бы на сторону Давида очень медленно. А если бы у Иевосфея (который в это время оставался дома, будучи негодным к участию в войне, и таким образом спасся) было так же много друзей, как и у Ионафана (народного любимца, который попрежнему пользовался благосклонностью)? Народ, пожелавший, чтобы у него был царь, очень ревностно относился к прямому престолонаследию и забеспокоился бы, слети корона с такой головы, как Ионафанова. Это смутило бы и Давида; и если бы Ионафану удалось пожертвовать своими интересами в пользу Давида, тогда сказали бы, что Ионафан поставил Давида царем, тогда как вся слава должна принадлежать Богу. Это от Господа. Поэтому, хотя смерть Ионафана и стала для Давида большим горем, напоминая ему о собственной недолговечности, тем не менее она облегчила ему восхождение на престол, являясь для него преимуществом.

3. Таким образом Богу было угодно показать, что различие между худом и добром следует проводить с точки зрения иного мира, а не этого. Всему и всем одно. Мы не можем судить о духовном или о вечном состоянии какого-либо человека по тому, какая его постигла смерть; поскольку в этом отношении одна участь праведнику и нечестивому.

III. И сам Саул получил серьезное ранение от филистимлян и убил себя собственноручно. Саула поразили стрелки из лука (ст. 3), поэтому он не мог ни бежать, ни сражаться и неизбежно попал бы в руки врага. Таким образом, чтобы довести его до еще более жалкого состояния, погибель приближается к нему постепенно и ему суждено прочувствовать свою смерть. Состояние Саула было настолько тяжелым, что (1) он предпочел бы умереть от руки собственного слуги, нежели от рук филистимлян, чтобы те не издевались над ним, как в свое время над Самсоном. Несчастный человек! Он находится при смерти и беспокоится лишь о том, чтобы его тело не попало в руки филистимлян, вместо того чтобы постараться предать свою душу в руки Бога, Который ее дал (Еккл 12:7). Он умирает так же, как и жил, исполненным гордости и ревности, внушая страх себе самому и всем вокруг. Кто это разумеет, тот не беспокоится, какой будет его смерть, но считает более важным, чтобы все было хорошо после смерти. Поистине плачевно состояние людей, которые огорчены душею и ждут смерти, и нет ее (Иов 3:20,21), в особенности если таковые, как Иуда, отчаялись в получении Божьей милости и устремились в ад, лежащий перед ними, чтобы избежать ада внутри.

(2) Когда Саул не смог получить такую услугу от своего оруженосца, то стал сам себе палачом, думая таким образом избежать позора, но совершая при этом более отвратительный грех, навеки закрепивший за ним бесславное имя самоубийцы. Ионафан, получивший смертельную рану от рук филистимлян и отважно покорившийся судьбе на поле боя, погиб с почестями; Саул же умер как безумец и как трус как гордый безумец и ничтожный трус. Он умер как человек, не имевший ни страха перед Богом, ни надежды на Него, ни человеческого рассуждения, ни религии израильтянина, не говоря уже о достоинстве правителя и решительности воина. Давайте все мы будем молиться: Господи, не введи нас в искушение, в такое искушение. Оруженосец Саула отказался пронзить того мечом и правильно сделал, потому что никто из слуг не должен превращаться в раба похотей и страстей своего господина, какими бы те ни были. Здесь приводится причина, что он очень боялся, однако не смерти, потому что сразу же после этого оруженосец сам добровольно заколол себя; но, испытывая глубокое почтение к своему господину царю, он не смог решиться на причинение ему вреда; или, возможно, он опасался, что дрожь помешает ему нанести сильный удар, отчего он доставит Саулу еще больше страданий.

IV. Оруженосец Саула, отказавшийся его убить, тем не менее не отказался умереть вместе с ним и сам пал на свой меч (ст. 5). Это послужило отягчающим обстоятельством смерти Саула, ведь, подав своему слуге нечестивый пример самоубийства, он втянул его в такое же нечестие и не один он умер за свое беззаконие. Иудеи говорят, что оруженосцем Саула был Доик, которого тот удостоил такой чести за убийство священников; и если это правда, то вполне заслуженно злодейство его упало на его темя. Давид предсказывал в отношении этого человека, что Бог сокрушит его вконец (Пс 51:7). V. С поражением Сауловой армии вся страна пришла в такое замешательство, что жители соседних городов по ту сторону Иордана (возможно и такое чтение), оставили свои города, и филистимляне временно завладели ими (ст. 7), пока ситуация в Израиле не наладилась, к такому прискорбному состоянию привел страну своим нечестием Саул, и она так и осталась бы в руках необрезанных, не будь Давид поставлен ликвидировать прорывы. Видите, какого царя получили израильтяне в лице Саула, ради которого отвергли Бога и Самуила. Есть опасения, что они до сих пор делали зло, равно как и их царь, поэтому и они и их царь погибли, как и предсказывал пророк (гл 12:25). На это обстоятельство ссылались и намного позже: «Где судьи твои, о которых говорил ты: ‘дай нам царя и начальников? ‘ И Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем (Ос 13:10,11);

то есть царь стал карой для тебя при жизни и в смерти. Поэтому на что-либо иное ты рассчитывать и не мог».

Стихи 8-13. Писание говорит только о телах Саула и его сыновей и ничего о том, что стало с их душами после смерти (нам неведомо тайное).

I. Как подло издевались над ними филистимляне. На следующий день после сражения, восстановив силы, филистимляне вышли на поле, чтобы грабить убитых, и среди остальных обнаружили тела Саула и трех его сыновей (ст. 8). Оруженосец Саула, наверно, хотел почтить своего хозяина, последовав его примеру и совершив самоубийство, и таким образом показать свою любовь; но если бы он доверял рассудку больше, чем страстям, то не стал бы оказывать столь глупую любезность не только по справедливости к собственной жизни, но и по милости к своему господину, которому он смог бы оказать более ценную услугу, если бы выжил и позаботился об умершем надлежащим образом. Например, он мог бы ночью унести тело царя и его сыновей и предать их достойному погребению. Но тщеславные люди имеют ложные и неразумные (даже если считаются мудрецами) представления о чести и достоинстве. Более того, по-видимому, Саул мог бы отказаться от фатального падения на меч и убежать, ибо его преследователи (в страхе перед которыми он и заколол себя) явились в то место, где он находился, не раньше следующего дня. Но кого Бог задумал погубить, того Он лишает разума и окружает ужасами (см. Иов 18:5 и след.). Обнаружив тело Саула (которое, находясь на пропитанной кровью земле, отличалось своей длиной, как и при жизни оно выделалось среди других ростом, когда Саул стоял и смотрел свысока на окружавшую его толпу), филистимляне восторжествовали над израильским царством и удовлетворили жажду мести самым варварским и грубым образом оскорбляя оставленные трупы людей, которые вселяли в них ужас при жизни.

1. Филистимляне отрубили ему голову. Если бы они замышляли отомстить за отсеченную голову Голиафа, то скорее отрубили бы голову Давиду, совершившему подобную казнь на территории их страны. В общем же их замысел сводился к тому, чтобы опозорить Израиля, который надеялся, что помазанная на царство и коронованная голова спасет их от филистимлян, и чтобы опозорить лично Саула, который был на голову выше любого другого человека (и, наверно, любил похвастаться этим), теперь же он стал на голову короче.

2. Они сняли с Саула оружие (ст. 9), чтобы выставить его в качестве победных трофеев в капище своей богини Астарты (ст. 10);

в другом месте Писания также говорится (хотя и не упоминается здесь), что голову Саула воткнули в капище Дагона (1Пар 10:10). Таким образом они приписали заслугу в победе не истинному Богу, позаботившемуся, чтобы восторжествовала справедливость (ведь именно так им и надлежало бы поступить), а мнимой силе лжебогов и отдали дань уважения божествам самозванцам, пристыдив тем самым людей, не воздавших 5кивому Богу хвалу за свои достижения. Теперь над израильтянами восторжествовала Астарта идол, вслед за которым Израиль неоднократно блудил в прошлом.

3. Они по всей стране отправили нарочных с приказом, чтобы в капищах богов публично известили об одержанной победе, и тогда всенародное ликование послужит их богам благодарением. Давид горько скорбел по этому поводу: не рассказывайте в Гефе (2Цар 1:20).

4. Они повесили тела Саула и его сыновей (как явствует из ст.12) на стене Беф-Сана города, который находился недалеко от Гелвуя и очень близко к реке Иордан. Они притащили туда мертвые тела, чтобы приковать их цепями и в подвешенном состоянии оставить на съедение хищным птицам. Саул убил себя, чтобы избежать издевательств со стороны филистимлян, но вряд ли труп какого-либо другого царя подвергался таким издевательствам, как Саулов; наверно, они проявили особое рвение, поняв, по какой причине Саул убил себя. Кто замышляет спасти свою честь посредством греха, тот непременно потеряет ее. Видите, до какой дерзости дошли филистимляне перед восхождением на престол Давида, который потом полностью покорит их. Теперь, когда Саул и его сыновья убиты, филистимляне подумали, что земля Израиля будет принадлежать им навеки, но вскоре они убедятся, что заблуждались. Когда Бог завершит свое дело, использовав их, то он покончит и с ними (см. Ис 10:6,7).

II. Как смело их спасли жители Иависа Галаадского. Беф-Сан отделяла от Иависа Галаадского река Иордан и немного суши, причем в таком месте, где реку можно перейти вброд; поэтому доблестные жители города решились на смелое предприятие и ночью перешли через реку, сняли мертвые тела и похоронили их надлежащим образом (ст. 11-13). Их действия были продиктованы:

(1) в общем заботой о чести Израиля или земли Израилевой, которая, по их мнению, не должна оскверняться выставленными напоказ мертвыми телами, кому бы те ни принадлежали, и в особенности коронованному лицу, подвергшемуся такому бесчестию от необрезанных.

(2) В частности чувством личной благодарности к Саулу за его усердие и решительность, проявленную в освобождении жителей города от аммонитян сразу же по восхождении на престол (гл.11). Когда люди хранят воспоминания о добром деле и готовы благодарить за него в столь экстремальной ситуации, то это свидетельствует о благородном духе и о склонности к благотворительности. Хотя если бы доблестные жители Иависа Галаадского пришли раньше и стали подкреплением в борьбе с филистимлянами, то оказали бы Саулу еще лучшую услугу. Однако наступил день его падения, а значит это все, что они могли для него сделать, чтобы почтить его память. Мы не находим упоминания о том, чтобы по Саулу устраивали всеобщий плач, как это было, когда умер Самуил (гл 25:1), только эти галаадитяне из Иависа оказали ему посмертные почести, ибо [1] они приготовили каждение для тел, чтобы придать им аромат, существует такое толкование слов «сожгли их». Над телами сожгли благовония (ст. 12). Такие почести обычно оказывали умершим друзьям, по крайней мере, так поступали с правителями, что следует из описания погребения Асы: и сожгли их (благовония) для него великое множество (2Пар 16:14). Или же (согласно другому мнению) сожгли плоть, потому что она начала разлагаться. [2] Они похоронили тела, после того как придали им аромат каждением (или же, если тела все-таки сожгли, то похоронили прах и кости), под деревом, которое послужило могильной плитой и памятником. [3] И они постились семь дней, то есть постились каждый из семи дней до вечера; таким образом они оплакали смерть Саула и нынешнее бедственное состояние Израиля и, возможно, не только постились, но и молились о восстановлении своего раздробленного государства. Хотя при погибели нечестивых бывает торжество (то есть появляется надежда на лучшее, которая и становится причиной радости), тем не менее милосердие обязывает нас почтительно относиться к телам умерших, особенно если это правители. Данная книга начиналась повествованием о рождении Самуила, а теперь заканчивается описанием погребения Саула; и если сопоставить оба события, то они научат нас предпочитать исходящие от Бога почести любым почестям, которые может дать этот мир, претендуя на то, что они находятся в его распоряжении.