14 глава

Царство разделилось на Иудею и Израиль, и с этого момента нам придется отдельно прослеживать историю наследования их царей и наблюдать за делами царств, записанными для ясности. В данной главе приводится:

(1) пророчество об уничтожении дома Иеровоама (ст. 7-16). Поводом послужила болезнь его ребенка, а смерть ребенка его залогом (ст. 17,18), равно как и заключительная часть его царствования (ст. 19,20).

(11) История ослабления и упадка дома и царства Ровоама (ст. 2128), а также последних лет его правления (ст. 29-31). Мы также читаем о гибельных последствиях греха и бедствиях, которые он навлекает на царства и семьи.

Стихи 1-6. В заключительной части предыдущей главы мы прочли о том, как Иеровоам упорствовал в своем презрении к Богу и религии. И здесь нам рассказывается, как Бог действовал, противостоя ему, ибо когда Бог судит, то побеждает, и грешникам придется либо склониться, либо пасть сокрушенными перед Ним.

I. Заболел сын Иеровоама (ст. 1). Возможно, это был старший сын и наследник венца, ибо после его смерти все царство скорбело о нем (гл.13). Его царское достоинство, его юный возраст и его часть на небесах как благочестивого правителя не избавили его от опасной болезни. Никто не должен быть уверен в том, что долго будет здоровым, а использовать время, когда здоров, для достижения хороших целей. Господи! Вот, кого Ты любишь, Твой любимец, которого любит Израиль, его возлюбленный, болен. В то время, когда Иеровоам развращал и осквернял священство (3Цар 13:33), его сын заболел. Когда болезнь приходит в наши семьи, мы должны спросить, не приютился ли в нашем доме какой-то определенный грех, а страдание послано, чтобы обличить нас в нем и исправить.

II. Он посылает свою жену переодетой, чтобы спросить пророка Ахию, что будет с отроком (ст. 2,3). Болезнь ребенка затронула его самое больное место. Угасание семьи для него, скорее всего, было суровым наказанием, как и одеревенение части его тела (3Цар 13:4). Такова сила природной любви; наши дети это мы сами, но однажды отделенные.

1. Подвергнувшись этому наказанию, Иеровоам прежде всего захотел узнать, что будет с отроком: будет ли он жить или умрет.

(1) Было бы более благоразумно, если бы он захотел узнать, какие средства они должны использовать для исцеления ребенка, что следует ему дать и что нужно дeлать для него, но на данном примере, а также примере Охозии (4Цар 1:2) и Венадада (4Цар 8:8) видно, что их безрассудное представление о фатальности мешало им использовать все средства, ибо если они были уверены, что больной выживет, то считали все средства ненужными; а если он должен умереть считали их бесполезными. Они не задумывались о том, что должны исполнить свой долг и что все события в руке Бога, что Тот, Который предопределил конец, предопределил и средства. Зачем пророку показывать то, что вскоре станет явно?

(2) Он поступил бы более благочестиво, если бы захотел узнать, почему Бог соперничает с ним, если бы просил пророка молиться и освободить его от идолов. Возможно, тогда сын его был бы исцелен и возвращен ему, как и его рука. Но большинство людей, скорее всего, захотело бы узнать свое будущее, а не свои ошибки или свой долг.

2. Чтобы узнать, как сложится судьба ребенка, он послал к пророку Ахии, который жил неприметно и уединенно в Силоме; он был слепым в своем преклонном возрасте, но благословлен видениями Всевышнего, для получения которых не нужны телесные глаза, а их отсутствие дает преимущество; самое главное иметь глаза разума и меньше отвлекаться. Иеровоам не послал к нему, чтобы получить совет относительно учреждения двух тельцов или посвящения его священников, но обратился в беде, когда боги, которым он служил, не смогли помочь. Господи! В бедствии он искал Тебя, хотя раньше пренебрегал Тобою. Некоторым через болезнь напоминают о забытых служителях и молящихся друзьях. Он послал к Ахии, потому что тот предсказал, что он будет царем (ст. 2). «Однажды он был посланником, принесшим хорошие новости, наверняка таким же будет и сейчас». Кто своим грехом лишает себя утешения, но в то же время надеется, что служители принесут ему мир и утешение, потому что они благочестивые люди, тот сильно заблуждается в отношении себя и своих служителей.

3. Он послал свою жену спросить пророка, потому что ей было легче задать вопрос, не называя имен, или так описать создавшуюся ситуацию: «Господин, мой сын заболел; выздоровеет он или нет?» Сердце ее мужа твердо верило, что она честно исполнит поручение: передаст послание и принесет ответ; похоже, среди всех его советников не нашлось ни одного, на кого бы он мог положиться; в таком случае больному ребенку не пришлось бы обходиться без нее, ибо матери являются наилучшими сиделками и ей было бы намного лучше остаться дома и ухаживать за ним, чем идти в Силом, чтобы спросить, что с ним будет. Если она пойдет, то должна быть incognito неузнаваемой,, должна переменить свою одежду, покрыть лицо и идти под другим именем не только для того, чтобы никто при дворе и во всей стране, через которую ей придется проходить, не догадался об этом (словно отправиться с подобным поручением было ниже ее достоинства и у нее были основания стыдиться этого, как у Никодима, который пришел к Иисусу ночью, в то время как для величайших людей не было унижением встречаться с Божьими пророками), но и для того, чтобы скрыть, кто она такая, от самого пророка и получить от него только ответ на вопрос о сыне, но не вступать в разговор, касающийся неприятной темы отступничества мужа. Некоторые люди подобным образом предписывают своим служителям говорить только приятные вещи и не заботиться, чтобы возвещать им всю волю Божию, дабы не оказалось, что пророчество пророчествует о них не доброе, а только худое. Но какое странное представление о Божьих пророках имел Иеровоам, если верил, что пророк может и обязательно скажет, что будет с отроком, но не догадается, кто является его матерью! Разве мог он видеть через плотную тьму будущего и не видеть через тонкую завесу ее одежды? Неужели Иеровоам думал, что Бог Израиля такой же, как его тельцы, которые ему так нравились? Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает.

III. Бог известил Ахию о приближении жены Иеровоама и сказал, что она изменила свою внешность; Он полностью наставил его, что ей сказать (ст. 5), и это дало ему возможность назвать ее по имени, когда она вошла, что ее очень удивило и раскрыло всем окружающим, кто она такая (ст. 6): «Войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться?» Он не проявил уважения (1) к ее высокому социальному положению. Она была царицей, но что это значило для того, кто должен был передать ей послание непосредственно от Бога, для Которого все сыны человеческие стоят на одном уровне?

(2) К ее подарку. Обычно отправлявшиеся за советом к пророкам приносили с собой знак уважения, который те принимали, хотя не считались служителями, нанятыми за плату. Она принесла с собой ценный подарок (ст. 3), но из-за этого он не считал себя обязанным разговаривать с ней более учтиво, чем того требовало содержание послания.

(3) К ее тщательным усилиям скрыть себя. Вежливо поступает тот, кто не обращает внимания на людей, стремящихся остаться незамеченными, но пророк не был придворным и не привык говорить льстивые слова; во взаимоотношениях лучше оставаться простым, и с первого слова она должна была знать, что может верить его словам: «Ягрозный посланник к тебе». Отметьте: кто думает благодаря маскировке скрыться от Бога, тот будет сильно огорчен, увидев себя разоблаченным в день, когда все откроется. Сейчас грешники предстают в облачении святых, и их принимают за таковых, но как им придется краснеть и трепетать, когда с них сорвут их лживые наряды и назовут по имени: «Яникогда не знал тебя; для чего было тебе переодеваться?» Новости об участи вместе с лицемерами грозные новости. Бог будет судить людей соответственно тому, какими они являются на самом деле, а не какими кажутся.

Стихи 7-20. Когда те, кто поставил идолов и поддерживает их, приходят, чтобы спросить Господа, то Он отвечает им не на тот вопрос, который они задали, а соответственно множеству их идолов (Иез 14:4). Так и ответили Иеровоаму в данной ситуации.

I. Цророк предвидел вопрос об отроке и предсказал гибель дома Иеровоама за процветавшее в нем нечестие. Никто другой не осмелился бы передать такое послание: слуга смягчил бы его содержание, а жену нельзя было подозревать в недоброжелательности к нему.

1. Бог называет себя Господом Богом Израилевым. Хотя Израиль оставил Бога, но Бог не отказался от Своего народа и не дал ему разводную за его блудодеяние. Он Бог Израилев, и поэтому Он отомстит тому, кто причинил ему величайшее зло, какое только мог сделать: развратил его и увел прочь от Бога.

2. Он упрекает Иеровоама в том, что ему было оказано величайшее благоволение, когда его сделали царем, превознесли выше всех остальных обычных людей, поставили владыкой над избранным Израилем Божьим, отторгли царство от дома Давидова и дали ему. Независимо от того, храним ли мы в памяти Божьи милости, оказанные нам, но Он все помнит; и если мы являемся неблагодарными, то Он выставит их перед нами в определенном порядке к нашему величайшему смущению; в противном случае Он дает и не порицает.

3. Он обвиняет его в непочтительности и отступничестве, в частности в идолопоклонстве: «Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя» (ст. 9). Саул, который был отвернут, никогда не поклонялся идолам; Соломон поклонялся им изредка, когда им овладела безрассудная привязанность, но в грех Израиля не вводил никогда. Хотя Иеровоам делал вид, что его тельцы поставлены во славу Бога Израилева, Который вывел их из Египта, но здесь они названы иными или чужими богами, потому что через них он поклонялся Богу так, как язычники поклонялись своим богам, и через них он заменил истину Божию ложью, представив Его не таким, каким Он был на самом деле, ибо многие невежественные поклонники ограничивали свое поклонение истуканами и вообще не почитали Бога Израилева. Хотя эти тельцы были сделаны из золота, но высокая цена металла не делала их приемлемыми для Бога; они разгневали Его и умышленно оскорбили, якобы для того, чтобы угодить Ему. Поступая таким образом:

(1) он не брал пример с Давида (ст. 8): «Ты не таков, как раб Мой Давид», который хотя и совершал ошибки, и иногда довольно серьезные, но никогда не оставлял поклонение Богу и не охладевал к нему. Верность в поклонении приобрела ему почетную репутацию человека, который последовал за Богом всем сердцем своим’, в этом он был примером для всех своих наследников. Кто не поступает, как Давид, тот не делает хорошо.

(2) Он не поставил Бога перед собой (ст. 9): «Ты Меня же отбросил назад: Мой закон и страх передо Мною; ты пренебрег Мною, забыл Меня и отдал предпочтение своей хитрости, а не Моим заповедям».

4. Он предсказал полную гибель дому Иеровоама (ст. 10,11). Царь думал благодаря идолопоклонству утвердить свое руководство, но из-за этого не только потерял его, но и навлек гибель на свою семью на всех особей мужского пола, заключенных и оставшихся, женатых и неженатых. Это будет (1) позорное истребление. Они будут сметены, как мусор, вызывающий отвращение, от которого все стараются избавиться. Он поклонялся навозным божествам, и Бог сметет его семью, как большую навозную кучу. В глазах Бога благородные царские семьи не лучше обычных, если они нечестивые.

(2) Необычное истребление. Их мертвые тела станут пищей для уличных собак или хищных птиц полевых (ст. 11). Такое зло преследует грешников. Прочтите, как это исполнилось (3Цар 15:29).

5. Он предсказал быструю смерть больного отрока (ст. 12,13).

(1) Это было сделано из милости к нему, чтобы в случае, если он останется в живых, не заразился грехом, процветавшим в отцовском доме, и не погиб. Обратите внимание: какая ему дается характеристика: «В нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым». Ему нравилось поклоняться Богу и не нравилось поклоняться тельцам. Отметьте: [1] благочестивыми можно назвать тех, в ком присутствует нечто доброе перед Господом Богом Израилевым: добрые наклонности, добрые намерения и желания в Его адрес. [2] Бог видит, где присутствует нечто доброе, которое Он разыскивает; Он находит его, как бы мало его ни было, и доволен этим. [3] Незначительная благодать сопровождает всю дорогу великих людей. Очень редко встречаются правители, которые любят религию, а поэтому, если они таковы, то заслуживают двойных почестей. [4] Благочестивый характер особенно привлекателен, когда обнаруживается у молодых людей. Божественный образ в миниатюре особым образом красив и несет в себе сияние. [5] Кто живет благочестиво в плохие времена и в плохих местах, тот очень ярко сияет в глазах Бога. Благочестивый отрок в доме Иеровоамовом это чудо божественной благодати; остаться незапятнанным в такой обстановке все равно что выйти необожженным и неповрежденным из раскаленной печи. Посмотрите, какая о нем проявлена забота: только он один из всей семьи Иеровоама умрет с почестями, будет погребен и оплакан как человек, проживший благочестиво. Отметьте: кто отмечен божественной благодатью, тот будет отмечен божественным провидением. Этот подающий надежды отрок умер первым из всей семьи, ибо Бог часто в первую очередь забирает тех, кого больше всех любит. Небеса наиболее подходящее место для них, а эта земля недостойна их.

(2) Во гневе на эту семью. [1] Это был знак, что скоро семья будет истреблена, раз был забран тот, благодаря которому она могла бы реформироваться. Бог забирает праведников от зла, грядущего в этот мир, ко благу, ожидающему их в лучшем мире. Для семьи плохой знак, когда наилучших ее представителей приходится хоронить, в то время как следовало бы забрать остальных для огня. [2] Это событие заставило страдать семью и царство, что должно было улучшить и то и другое; оно усугубило страдания бедной матери, которой было предсказано, что она не успеет добраться до дома, чтобы увидеть своего сына живым: «Как скоро нога твоя ступит в город, так сразу умрет дитя». Это должно быть знаком для нее, что все остальные угрозы также исполнятся (как в 1Цар 2:34).

6. Он предсказывает, что будет поставлена другая семья править в Израиле (ст. 14). Это исполнилось, когда воцарился Вааса из дома Иссахарова, который устроил заговор против Навата, сына Иеровоамова, во второй год его царствования, убил его и всю его семью. «И что? Даже теперь. Почему я говорю об этом так, словно это не скоро случится? Все это близко, даже теперь». Иногда Бог быстро разделывается с грешниками; так Он поступил и с домом Иеровоама. Не прошло и двадцати четырех лет с момента его возвышения до полного исчезновения его семьи.

7. Он предсказывает суды, которые обрушатся на народ Израиля за то, что он последовал примеру Иеровоама и начал поклоняться идолам. Если слепой ведет слепого, то есть слепы и вожди и их последователи, то оба упадут в яму. Здесь предсказано (ст. 15), что (1) они никогда не обретут покоя и не смогут мирно жить на своей земле, а постоянно будут как тростник, колеблемый в воде. После того как они оставили дом Давида, царство не будет долго пребывать в руках одной семьи: одна семья будет разрушать и уничтожать другую, что будет причинять большое беспокойство и беспорядки среди народа.

(2) Вскоре они будут полностью изгнаны из своей земли этой доброй земли и истреблены (ст. 16). Это исполнилось, когда царь ассирийский взял в плен десять колен. Грех губит семьи и царства, их уничтожает нечестивость их глав. Иеровоам сам сделал грехи и ввел в грех Израиля. Если люди, занимающие высокое положение, поступают нечестиво, то своим примером вовлекают многих в сеть и делают преступниками; многие последуют их разврату. Они идут в ад длинной вереницей, и их осуждение будет особенно невыносимым, ибо им придется отвечать не только за собственные грехи, но и за грехи других, которых они втянули и удерживали в них своим влиянием. И. Жена Иеровоама ничего не могла сказать против слова Господнего и отправилась с тяжелым сердцем к себе домой в Фирцу, что означает восхитительное и очаровательное место, так названное за его красоту (Песн 6:4). Но смерть, которая пятнает красоту и наполняет горечью все ее наслаждения, невозможно было оградить от нее. Она пришла туда, и там мы оставим ее, присутствующую на похоронах своего сына, а сами посмотрим, как сложилась судьба ее семьи.

1. Дитя умерло (ст. 17), весь Израиль скорбел из-за этого, но не только из-за потери подающего надежды правителя, которого они были недостойны, а потому что смерть разрушила ворота шлюза и сделала брешь, через которую хлынет поток судов.

2. Вскоре умер сам Иеровоам (ст. 20). Писание говорит (2Пар 13:20), что поразил его Господь некой страшной болезнью, так что он умер презренной смертью, после того как царствовал двадцать два года и оставил венец сыну, который два года спустя потерял его, а вместе с ним свою жизнь и жизнь всех членов своей семьи. Для дальнейшего описания его жизни читателя отсылают к летописи его царствования, которую вели его секретари, или к гражданским записям, подобным тем, что хранятся в Тауэре, здесь названным Книга или Летопись царей Израильских, где она могла бы быть описана; но так как эти записи не вдохновлены божественным образом, то спустя какое-то время были утеряны.

Стихи 21-31. В данной книге перемешаны истории Иудеи и Израиля. Иеровоам жил на четыре или пять лет дольше Ровоама, тем не менее его история изложена первой, чтобы описание царствования Ровоама, которое является весьма печальным, стояло рядом.

1. Ничего не сказано о царе. Сообщается лишь, что (1) ему был сорок один год, когда он начал царствовать; исходя из этого можно подсчитать, что он родился в последний год царствования Давида, а получил образование и сформировал образ мышления в наилучшие дни правления Соломона, тем не менее он не жил соответственно имевшимся преимуществам. Отступничество Соломона в последние годы царствования больше растлило его, чем мудрость и благочестие отца, давшие ему добрые жизненные принципы.

(2) Он царствовал семнадцать лет в Иерусалиме городе, который избрал Господь, чтобы пребывало там имя Его, и где он имел достаточно возможностей узнать о своем долге, если бы только приложил к этому свое сердце.

(3) Его матерью была Наама Аммонитянка; об этом упоминается дважды (ст. 21,31). Странно, что Давид женил своего сына Соломона на аммонитянке (ибо это произошло при его жизни), но, возможно, Соломон полюбил ее, потому что она была красивой (ибо Наама означает красавица), и отец не хотел перечить ему; но, как видим, это оказало плохое влияние на потомство. Возможно, она была дочерью Сови Аммонитянина, который оказал милость Давиду (2Цар 17:27), и Давид хотел отплатить добром, заключив брак сына с его семьей. Никто не может представить, какими длительными и фатальными могут быть последствия неравного брака с неверующими.

(4) Он постоянно воевал с Иеровоамом (ст. 30), что, безусловно, постоянно беспокоило его.

(5) После семнадцати лет царствования он умер и оставил престол своему сыну. Его отец, дед и правнук, которые царствовали благочестиво, оставались на престоле в течение сорока лет, но грех часто укорачивает жизнь людей и лишает их утешений.

II. Много плохого говорится о его подданных: об их характере и образе жизни.

1. Посмотрите, какими они были нечестивыми и мирскими. В данных стихах приводится самое печальное описание их отступничества от Бога (ст. 22-24). Иуда, единственный народ в мире, исповедующий Бога, делал неугодное пред очами Господа, презирая и бросая вызов Ему и знакам Его особого присутствия с ними. Они раздражали Его до ревности (в англ.пер.), как прелюбодейная жена раздражает своего мужа, нарушая брачный завет. Их отцы были достаточно плохими, особенно во времена судей, а это поколение совершало омерзительные поступки более того, что сделали отцы их. Ни величие храма, ни помпезность священства и все мирские преимущества, сопутствовавшие их религии, не могли убедить их в необходимости хранить ее. До тех пор, пока не излиется на них Дух свыше, они не смогут быть верными Богу Израилеву. Описанное в данных стихах нечестие иудеев вполне соответствует нечестию языческого мира, описанному апостолами (Рим 1:2 1,24), и поэтому как Иудеи, так и язычники, все под грехом (Рим 3:9).

(1) Они осуетились в умствованиях своих относительно Бога и славу нетленного Бога изменили в образ, ибо устроили у себя высоты и статуи и капища (ст. 23), оскверняя имя Бога, добавляя его к своим истуканам, равно как и Божьи постановления, служа с их помощью своим идолам. Они глупо вообразили, что превозносят Бога, поклоняясь Ему на высотах, и угождают Ему, поклоняясь под тенью прекрасных зеленых деревьев.

(2) Они предались низменным порокам (как и идолопоклонники Рима, Рим 1:26,27), ибо содомляне также были в земле той (ст. 24 в англ.пер.), мужчины на мужчинах делая срам, о чем нельзя думать, тем более упоминать без отвращения и негодования. Они бесчестили Бога одним грехом, и тогда Бог дал им возможность бесчестить друг друга. Они осквернили привилегии святого народа, поэтому Бог предал их похотям своего сердца, чтобы они подражали и делали те же мерзости, что и проклятые хананеи; и Бог был праведен, поступив так. А когда они начали поступать подобно тем народам, которых Господь прогнал, то как могли надеяться, что Он не прогонит и их?

2. Посмотрите, какими слабыми и бедными они были; это было следствием предыдущих грехов. Грех подвергает опасности, делает бедным и ослабляет любой народ. Сусаким, царь Египта, выступил против них; он силой подчинил их, сам стал хозяином Иерусалима, забрал сокровища храма и казны, богатства дома Господнего и царского дома, накопленные Давидом и Соломоном (ст. 25,26). Скорее всего, положение дел в Израиле побудило его совершить этот набег; и для того, чтобы спасти остаток, Ровоам, похоже, покорно сдался им, как и Ахав (3Цар 20:4). Фараон также забрал золотые щиты, сделанные во время правления Соломона (ст. 26). Все это царь египетский унес в качестве трофеев своей победы, и вместо них Ровоам сделал щиты медные, которые телохранители несли перед ним, когда он величественно выходил в дом Господень (ст. 27,28). Это было символом угасания его славы. Грех делает золото тусклым, ухудшает наилучшее золото и превращает его в медь. Мы хвалим Ровоама за то, что он ходил в дом Господень (несмотря на то что был порицаем), а не осуждаем, что он ходил туда с помпезностью. Великие люди должны почитать Бога своей славой, и за это они будут особо почитаемы.