Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 3-Царств
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 4436 Все тексты автора Мэтью Генри
7 глава
В повествовании о Давиде одна за другой шли главы, посвященные войнам и победам, так и в истории Соломона отчет об одном строительстве сменяется сообщением о другом. В данной главе мы узнаем:
(I) как Соломон приспособил несколько строений лично для себя и своих нужд (ст. 112). (II) Как он позаботился о храме, который уже построил для Бога.
1. Украсил его двумя столбами (ст. 13-22).
2. Сделал литое море (ст. 23-26).
3. Снабдил десятью медными подставами (ст. 27-37), на которые поместили умывальницы (ст. 38-39).
4. Доставил остальные храмовые принадлежности (ст. 40-50).
5. Принес в храм все посвященное его отцом (ст. 51). Подробное описание всего упомянутого в то время было просто необходимым, а для нас сейчас является полезным.
Стихи 1-12. Никогда еще человек не обладал таким духом строительства, который был у Соломона, особенно если учесть, какие высокие цели он при этом преследовал; он начал с храма, строившегося для Бога, и лишь затем занялся обустройством остальных зданий. Самое надежное основание для длительного преуспевания это заложенное еще в ранние годы благочестие (Мат 6:33).
1. Соломон построил дом для себя (ст. 1), где он жил (ст. 8). У его отца был хороший дом, но Соломон никоим образом не умалил достоинство Давида, когда построил лучший дом, соответственно богатству, которым его благословил Господь. Удобство в этой жизни во многом связано с пристойным домом. На строительство ушло тринадцать лет, тогда как храм Соломон построил всего за семь с лишним; но причина не в небрежном отношении к дому Божию, а в том, что при строительстве собственного у Соломона было меньше энтузиазма. Он не торопился обзавестись дворцом, зато с нетерпением ждал окончания строительства и обустройства храма. Подобным же образом и нам следует в первую очередь думать о Божьей чести, и лишь потом о собственном комфорте и удовлетворении.
2. Соломон построил дом леса Ливанского (англ. пер., ст.2) в качестве загородного поместья неподалеку от Иерусалима, названного так из-за живописного расположения и благодаря окружавшим его деревьям. Я склонен думать, что дом был построен в самом Ливанском лесу, куда (несмотря на удаленность от Иерусалима) Соломон (в распоряжении которого было так много коней и колесниц, включая и тех, которые содержались в конюшнях разных городов и, вероятно, принадлежали ему) мог часто и без особого труда удаляться. Не похоже, чтобы его престол (упомянутый в ст.7) находился в доме леса Ливанского, а вот выставить в нем щиты, как в хранилище, было вполне уместно. Есть четкие упоминания о домах Соломона, которые находились не только в Иерусалиме, но и в Ливане (гл 9:19);
кроме того, мы читаем о Ливанской башне, обращенной в сторону Дамаска (Песн 7:5), которая, вероятно, была частью этого дома. Здесь приводится подробное описание здания, строившегося в Ливане месте, славившемся своими кедрами: его столбы, бревна и крыша были из кедра (ст. 2,3), а чтобы любоваться красивыми пейзажами, с каждой стороны сделали по три ряда окон: окно против окна (ст. 4,5), или, как можно прочесть, панорама напротив панорамы. Если кто-то чувствует себя в деревне забытым и брошенным, то сможет смириться с жизнью за городом, вспомнив, что некоторые из величайших правителей считали самым приятным временем своей жизни дни, проведенные ими в уединении в деревне.
3. Перед.одним из своих домов то ли в Иерусалиме, то ли в Ливане Соломон построил крытую галерею, ставшую очень известной: притвор из столбов (ст. 6), который, возможно, служил местом размещения караула или приемной, где ждали своей очереди на аудиенцию пришедшие к Соломону по делам; или же притвор придавал зданию солидность и величие. Соломон сам говорил, что когда Премудрость строила свой дом, то вытесала семь столбов его (Прит 9:1), чтобы там могли укрыться те, о ком говорилось на три стиха выше: кто бодрствует каждый день у ворот ее и стоит на страже у дверей ее (Прит 8:34).
4. В своем доме в Иерусалиме Соломон сделал огромный зал, или притвор, для судилища, где поставил свой престол, или царскую скамью, для слушания дел, с которыми обращались к нему лично (placita coram ipso rege tenenda дела, которые подлежат улаживанию в присутствии царя);
и это помещение имело богатую внутреннюю обшивку из кедра от пола до потолка (ст. 7). Кроме того, в доме, где он жил, был другой двор позади притвора… такого же устройства (ст. 8), куда входили слуги.
5. Соломон построил дом своей жене, где она содержала свой двор (ст. 8). Здесь сказано: такой же притвор, потому что он был сделан из кедра, хотя имел другую форму. Этот дом, вне всякого сомнения, находился рядом с дворцом Соломона, хотя и не так близко, как следовало бы, иначе Соломон не умножал бы себе жен. Особо отмечена удивительная роскошь построенных Соломоном зданий (ст. 9 и след.). Для них использовались наилучшие материалы. Камни фундамента были дорогими из-за своих размеров: четыре-пять квадратных ярдов или, по крайней мере, четыре-пять ярдов в длину (ст. 10);
камни, из которых сложены здания, были дорогостоящими из-за обработки их умело вытесали и соединили работа была превосходной во всех отношениях (ст. 9,11). Двор Соломонова дома напоминал двор храма (ст. 12, ср. гл 6:36), а значит, Божьи дворы царь сделал отлично, если они послужили ему образцом для собственного.
Стихи 13-47. Здесь приводится отчет о медных изделиях храма. В нем не было железа, хотя мы находим упоминание, что Давид заготовил для дома Божия железо для железных вещей (1Пар 29:2). Там не сказано, о каких именно вещах идет речь, здесь же описываются некоторые из медных изделий, а остальные просто упоминаются.
I. Медника, которого Соломон нанял возглавлять этот участок работы, звали Хирам или Хурам (англ. пер., 2Пар 4:11);
по матери он был израильтянином из колена Неффалимова, а по отцу тирянином (ст. 14). Если он унаследовал мастерство, присущее уроженцам Тира, и свойственную израильтянам любовь к дому Божию (имел голову тирянина и сердце израильтянина), то смешение крови двух народов оказалось благоприятным, сделав его пригодным для выполнения предназначенного ему дела. Скиния была изготовлена за счет сокровищ Египта, аналогичным образом и при создании храма прибегли к мастерству Тира. Богу угодно ставить Себе на службу природные дары сынов человеческих.
II. В этом деле использовалась наилучшая медь, которую только можно достать. Все медные сосуды были из полированной меди (ст. 45), или хорошей меди (в халдейском парафразе), то есть из самой прочной и красивой на вид. Богу, Который лучше всех, надлежит служить самым лучшим, почитая Его.
III. Место, где отливались все медные изделия, находилось в долине Иордана, потому что почва там была плотной и глинистой, пригодной для создания форм, в которые заливалась медь (ст. 46);
кроме того, Соломон не желал, чтобы такая грязная и чадная работа выполнялась в Иерусалиме или рядом с ним.
IV. О количестве не отчитывались. Сосуды не считали (так можно прочесть ст.47, равно как и не взвешивали), по причине чрезвычайного их множества; иначе подсчеты превратились бы в бесконечный процесс; и вес меди не определен, то есть его не устанавливали, когда выдавали рабочим материалы, не расследовали и не спрашивали; работники проявляли такую честность и меди было так много, что не рисковали недосчитаться. Следует похвалить Соломона за заботу, ибо он обеспечил обильно, а не ругать за беззаботность, якобы он не вел счет. V. Некоторые изделия из меди описаны более подробно.
1. Два медных столба, которые были поставлены к притвору храма (ст. 21);
правда, не ясно под покрытием или на открытом воздухе, но находились они между храмом и двором священников. Эти столбы не служили опорой ни для ворот, ни для какой-либо части здания, но были установлены исключительно с целью украшения и придания символического значения.
(1) О том, каким великолепным украшением они были, мы можем судить по перечислению их изысканных деталей: плетеные сетки, венцы, цепочки, лилии и расположенные рядами гранатовые яблоки, причем все они были сделаны из полированной меди, имели правильные пропорции и радовали глаз.
(2) О символическом значении медных столбов мы узнаем по данным им названиям: Иахин Он утвердит; и Воаз в Нем сила (ст. 21). Существует мнение, что они служили памятниками столпу огненному и облачному, который вел Израиля по пустыне; я же склонен полагать, что их предназначение заключалось в том, чтобы напоминать священникам и остальным людям, приходившим к дверям Божьего дома на поклонение, о необходимости: [1] полагаться только на Бога, а не на собственные силы, чтобы Он укреплял и утверждал их в религиозном поклонении. Когда мы приходим служить Господу, а наше сердце где-то далеко, тогда вера поможет нам получить помощь с небес: Иахин Бог поможет этому блуждающему разуму сосредоточиться. Ибо хорошо благодатью укреплять сердца. Мы убеждаемся, что сами по себе мы немощны и не способны исполнять святые обязанности, но у нас есть ободрение: Воаз в Нем наша сила, ибо Господь производит в нас и желание и действие. Войду в силу Господа Бога. Духовную силу и стойкость мы должны обрести у дверей Божьего храма, где нам надлежит ждать дары благодати, если мы прибегаем к средствам благодати. [2] Укрепления и утверждения храма Божия среди Его народа. Пусть люди хранят верность Богу и своему долгу, и тогда они никогда не утратят свое достоинство и привилегии, но получат подтверждение и продление таковых. Бог утвердит и укрепит именно Евангельскую Церковь, которую не одолеют врата ада. Об уничтожении этих столбов, когда храм был разрушен, сказано с должным почтением к последнему (4Цар 25:13,17), ибо они служили знаком его прочности и оставались бы таковыми, если бы народ не оставил Бога.
2. Медное море очень большая емкость свыше пяти ярдов в диаметре, вмещавшая более 500 баррелей воды и служившая нуждам священников для омовения себя и жертвенных животных и для поддержания чистоты во дворах храма (ст. 23 и след.). Его подняли на постамент из двенадцати вылитых из меди фигур волов такой высокий, что либо имелась лестница, по которой взбирались вверх, либо краны у днища сосуда, чтобы брать из него воду. За наполнение медного моря отвечали гаваонитяне или нефинеи, черпавшие воду для дома Божия. Существует мнение, что Соломон сделал статуи волов, служивших опорой для этого огромного резервуара, чтобы выразить презрение к золотому тельцу, которому некогда поклонялся Израиль, и чтобы (как говорит об этом епископ Патрик) люди видели: в этих фигурах нет ничего достойного восхищения, им больше подходит роль подставок, а не богов. Однако даже это не смогло помешать появлению в Иерусалиме тельцов как объектов поклонения. Во дворе скинии был всего лишь один медный умывальник для омовения, тогда как во дворе храма появилось целое море из меди; и это означало, что Евангелие Христово, в отличие от Моисеева закона, имеет намного больше возможностей омыть нас. У закона был умывальник, а у Евангелия море, открытый источник (3ах 13:1).
3. Десять медных подстав, или опор, или подножий, на которые поставили десять умывальниц, заполнявшихся водой для нужд служения в храме, потому что в литом море могло не оказаться места для всего подлежащего омовению. Подставки, на которые помещали умывальницы, описаны здесь очень детально (ст. 27 и след.). Они были затейливо украшены и имели колесики, чтобы умывальницы могли перемещаться по мере надобности; но обычно они стояли в два ряда: пять с одной стороны двора и пять с другой (ст. 39). Каждая умывальница вмещала сорок батов воды, то есть около десяти баррелей (ст. 38). Носящим сосуды Господни надлежит быть очень чистыми. Духовные священники и духовные жертвы должны омыться в умывальнице с Кровью Христа банею возрождения. Нам следует часто омывать руки и очищать сердца, поскольку мы ежедневно сталкиваемся с осквернением. Господь сполна позаботился о нашем очищении, так что если мы навсегда разделим участь с нечистыми, то исключительно по собственной вине.
4. Кроме того, в храме было огромное множество медных котлов для варки мяса мирной жертвы, которую священникам и приносящим надлежало съесть перед Господом (см. 1Цар 2:14), а также лопаток, которыми убирали пепел с жертвенника. Существует мнение, что речь идет о вилках, которыми доставали мясо из котла. Чаши, в которые собирали кровь жертвы, тоже были медными. Здесь названы лишь некоторые из принадлежностей медного жертвенника (Исх 38:3). Таковые были в изобилии, причем их изготовили с большим запасом, чтобы заменять прохудившиеся от долгого употребления. Таким образом Соломон, располагая необходимыми средствами, обеспечил потомков. Стихи 48:51 Здесь мы узнаем (1) об изготовлении золотых изделий для храма, что, по-видимому, имело место в последнюю очередь, ибо на этом работы в доме Божьем завершились. Все внутренние двери были золотыми, и все (за исключением ковчега, его крышки и херувимов) было новым, а старое золотой жертвенник, стол, светильник и принадлежности либо переплавили, либо вообще не использовали. Жертвенник курения по-прежнему был один, ибо Христос единственный Ходатай, тогда как столов сделали десять (2Пар 4:8), хотя здесь упоминается только один, на котором хлебы предложения (ст. 48) и который, предположительно, был больше остальных, а те приставлены к нему по бокам; и золотых светильников сделали десять (ст. 49), подразумевая, что Евангелие, по сравнению с Моисеевым законом, намного обильнее благословляет нас духовной пищей и небесным светом. Даже петли дверей были золотыми (ст. 50), чтобы все в равной степени поражало своим великолепием и свидетельствовало о щедрости Соломона. Предполагалось, что каждая деталь Божьего храма будет производить незабываемое впечатление, чтобы удержать народ от идолопоклонства, ведь ни один из языческих храмов не восхищал своим богатством и красотой так, как этот, но жизнь показала, насколько малоэффективным оказался данный прием.
(2) О внесении в храм вещей, которые Давид посвятил Господу (ст. 51). То, что не использовали в строительстве и украшении, поместили в сокровищницу на случай ремонта или крайней необходимости и для покрытия постоянных издержек на служение в храме. Дети ни в коем случае не должны присваивать себе посвященное их родителями Богу, но пусть они охотно отдают это на благочестивые и благотворительные цели, согласно предназначению, чтобы вместе с имением могли унаследовать и благословение.