12 глава

Даная глава более подробно описывает царствование Ровоама, чем Книга Царств, хотя его описание весьма печально. Кажется, что мы вновь вернулись к Книге Судей, ибо (I) Ровоам и его народ делали злое пред очами Господа (ст. 1). (II) За это Бог предал их в руки Сусакима, царя Египта, который сильно угнетал их (ст. 2-4). (III) Бог послал им пророка, чтобы рассказать о суде и призвать к покаянию (ст. 5). (IV) Узнав об этом, они смирились (ст. 6). (V) Так как они покаялись, то Бог отвратил Свой гнев (ст. 7,12), хотя и не лишил их знаков Своего недовольства (ст. 8-11). И наконец, здесь показан общий характер правления Ровоама и его заключительный период (ст. 13-16).

Стихи 1-12. Израиль опозорился и значительно ослабел из-за разделения на два царства; тем не менее, так как царство Иудеи имело храм и царский город дом Давидов и дом Ааронов, то оно могло бы существовать вполне благополучно, если бы оставалось на пути своего долга; но данные стихи говорят, что все в нем пришло в беспорядок.

I. Ровоам и его народ оставили Бога: он оставил закон Господень (и тем самым фактически оставил Бога), и весь Израиль с ним (ст. 1). Три года он успешно царствовал, когда ходил путем Давида и Соломона (2Пар 11:17), но они истекли, и он стал недобросовестным в поклонении Богу. Нам не приводятся примеры его отступничества, но он отпал, а вместе с ним Иудея, здесь названная Израилем, потому что пошла теми же злыми путями, на которые Иеровоам увлек царство Израиля. Он начал так поступать, когда царство его утвердилось, и он сделался силен. Он исполнял свой долг до тех пор, пока ему казалось, что его престол шатается, чтобы Бог оставался его другом, но когда увидел, что тот стоит довольно прочно, решил, что больше ему не нужна религия; и без нее он был достаточно защищен. Так процветание глупцов губит их (в англ.пер.);

утучнел Израиль, и стал упрям. Когда люди процветают и не предчувствуют беду, то готовы сказать: «Отойди от нас». П. Бог сразу же навлекает на них бедствия, чтобы пробудить и побудить к покаянию, пока их сердца не ожесточились. Они начали предаваться нечестию в четвертый год царствования Ровоама, а в следующем году против них выступил царь Египта со своей огромной армией, взял укрепленные города в Иудее и пришел к Иерусалиму (ст. 2,3,4). Это великое бедствие обрушилось на них сразу, как только они начали оставлять служение Богу, и пришло оно от руки царя Египта, от которого они меньше всего ожидали зла, так как во время последнего длительного царствования установили с ним хорошие отношения. Беда обрушилась на них с такой силой, что все укрепленные города в Иудее, которые Ровоам недавно построил и укрепил, обеспечив гарнизоном, и на которые он сильно полагался в вопросе безопасности своего царства, сразу перешли в руки врага, не оказав никакого сопротивления. Это четко показывало, что все случившееся было от Господа, ибо они согрешили против Него.

III. Чтобы они не ошиблись и правильно поняли значение данного провидения, Бог словами объяснил его (ст. 5). Когда все князья Иудеи собрались в Иерусалиме, возможно, на военный совет, чтобы вместе позаботиться о собственной безопасности в критической ситуации, Он послал им пророка того же пророка, который принес им указ от Бога не воевать против десяти колен (2Пар 11:2). Его звали Самей, и он четко сказал им, почему Сусаким победил их: не потому что они неразумно управляли государством (возможно, в то время князья изучали этот вопрос), а потому что оставили Бога. Бог никого не оставляет, пока не оставят Его.

IV. Так порицание слова и наказание объединились; царь и князья смирились перед Богом за свое беззаконие, признали свой грех и терпеливо приняли наказание, говоря: «Праведен Господь!» (ст. 6). «Нам некого винить, кроме самих себя; Бог должен быть оправдан, когда Он судит». И мы должны вести себя так же, когда испытываем на себе порицания провидения: оправдывать Бога и судить себя. Даже царям и князьям придется либо склониться, либо сокрушиться перед Богом смириться или погибнуть. V. Так как они признали свою вину и покаялись, то Бог оказал им милость и спас от гибели, хотя и оставил их в страхе перед судом, чтобы предотвратить повторное отступничество.

1. Бог из милости предотвратил гибель, на краю которой они оказались. Огромная и победоносная армия Сусакима завладела всеми укрепленными городами, и поэтому все приготовились к тому, что вся страна вместе с Иерусалимом вскоре тоже будет принадлежать ему. Но когда Бог сказал: «Здесь предел надменным волнам», то самая грозная армия непонятным образом уменьшилась и стала бессильной. И в данной ситуации вновь ангелу-губителю запрещено Уничтожить Иерусалим, когда он приступил к нему: «Не прольется гнев Мой на Иерусалим-, не сейчас и не этой рукой; не погублю его до конца» (ст. 7,12). Отметьте: кто в страдании признает Бога праведным, тот убедится в том, что Он милостив. Кто смиряется перед Ним, тот обретет в Нем благоволение. Бог настолько любит миловать, что использует для этого первую же возможность. Если мы смирили сердца под воздействием смиряющего провидения, то страдание совершило свое дело и либо будет удалено, либо его качество изменится.

2. Он пообещал им избавление, но не полное, а частичное; Он дал им некоторое преимущество против врага, в результате чего они немного приободрились, и избавил их на некоторое время (читают некоторые). Они изменились, но частично и на незначительное время и вскоре стали прежними; какой была их реформация таким было и их избавление. Тем не менее сказано (ст. 12), что в Иудее все шло хорошо (в англ.пер.) и они начали выглядеть лучше:

(1) в плане благочестия. «В Иудее было нечто доброе», написано на полях и в русском переводе: благочестивые служители, благочестивые люди и семьи, ставшие лучше благодаря бедствиям, обрушившимся на их страну. Отметьте: во времена великой порочности и деградации несколько утешает то, что там пребывает остаток, в котором можно найти нечто доброе; это основание для надежды в Израиле.

(2) В плане процветания. В Иудее дела обстояли плохо, раз враг завладел всеми укрепленными городами (ст. 4), но когда они покаялись, то их ситуация изменилась и все пошло хорошо. Отметьте: если дела не идут так хорошо, как нам хотелось бы, то у нас есть основание отметить это с благодарностью, если все-таки они идут лучше, чем ожидалось, лучше, чем прежде, лучше, чем раньше, и лучше, чем мы того заслуживаем. Мы должны признать милость Бога, если Он дарует нам даже незначительное избавление.

3. Тем не менее Он позволил, чтобы их сурово поражала рука Сусакима, посягая на их свободу и богатство.

(1) На их свободу (ст. 8): «Они будут слугами его (т.е. зависеть от его милости и обязаны платить ему дань, а некоторых из них, возможно, сделают узниками и уведут в плен), чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным». Возможно, они жаловались на строгие уставы своей религии и оставили закон Господень (ст. 1), так как считали, что это иго слишком тяжкое для них. «Хорошо, отвечает Бог, пусть попробуют справиться сами, если смогут; пусть пока над ними царствуют иноземные правители, раз они не желают, чтобы Я руководил ими. Посмотрим, понравится ли им это. Они могли служить Господу с веселием и радостью сердца, но не захотели; так пусть служат врагу своему в голоде и жажде (Втор 28:47,48), пока не решат вернуться к первому Господину своему; ибо тогда лучше было им» (Ос 2:7). Некоторые считают, что именно это подразумевается в Иез 20:24,25: «За то, что они постановлений Моих не исполняли, Я попустил им учреждения недобрые». Отметьте: [1] чем больше мы сравниваем служение Богу с другими служениями, тем более разумным и легким оно представляется. [2] Каким бы трудным и полным лишений нам ни представлялся путь послушания, но в тысячу раз лучше преодолеть его, чем подвергнуть себя наказанию за непослушание. Разве трудны законы воздержания? Последствия невоздержания намного тяжелее. Служение добродетели это совершенная свобода, а служение похоти абсолютное рабство.

(2) На их богатство. Царь Египта разграбил храм и казну, сокровищницы которых Соломон оставил наполненными до отказа. Все взял он все, до чего могла дотянуться его рука (ст. 9). Именно для этого он пришел. Давид и Соломон, ходившие путем Божьим, наполнили сокровищницы: один за счет войны, другой за счет торговли, а Ровоам, оставивший закон Божий, опустошил их. О том, как унесли золотые щиты и вместо них были изготовлены щиты медные (ст. 911), мы читали ранее (3Цар 14:25-28).

Стихи 13-16. Данные стихи продолжают описывать историю Ровоама, которая заканчивается так же, как истории других царствований. Здесь особого внимания заслуживают два факта:

(1) он наконец-то хорошо утвердился в своем царстве (ст. 13). Построенные им укрепленные города в Иудее не оправдали его ожиданий, и поэтому теперь он утвердился в Иерусалиме, сделав своей основанной задачей укрепление этого города. В городе, который избрал Господь, чтобы там пребывало имя Его, он царствовал семнадцать лет. То, что царский престол находился в святом городе, свидетельствовало о его славе и привилегиях, но в то же время усугубляло его нечестие: близко к храму, но далеко от Бога. Между подданными его и Иеровоама часто происходили столкновения, которые названы войнами во все дни его (ст. 15). Но Ровоам сохранил то, что у него осталось, и царствовал, похоже, особенно не отступая от закона Божьего, как раньше (ст. 1), в четвертый год своего царствования.

(2) Он так никогда и не утвердился в своей религии (ст. 14). Ровоам никогда основательно не отступал от Бога, но тем не менее делал зло, ибо не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа. Посмотрите, в чем заключалась его ошибка:

(1) он не служил Господу, потому что не взыскал Его. Он не молился, как Соломон, о мудрости и благодати. Если мы молимся, чтобы стать лучше, то обязательно станем лучше. Он не обращался за советом к слову Божьему, как к своему пророку, и не получал от него наставления.

(2) Религия ничего не значила для него, потому что он не расположил к ней своего сердца, никогда не размышлял о ней в уединении, никогда искренне не стремился к ней и не принимал в ее отношении серьезных решений. Все хорошее в нем было недолговечно и скоро прошло, как утреннее облако. Он делал зло, так как никогда не принимал решения делать добро. Сатана легко увлекает к злым делам тех, кто колеблется и непостоянен в добрых делах, кто так и не принял решение сделать религию своим самым важным делом.