35 глава

В данной главе мы сопроводим Иосию: (!) в храм, где увидим, с какой заботой он следит за правильным религиозным соблюдением Пасхи согласно закону (ст. 1-19). (II) На поле боя, где увидим, что он неосмотрительно вступил в сражение с царем Египта; это дорого стоило ему (ст. 20-23). (III) К могиле, где увидим его горько оплакиваемым (ст. 24-27). На этом мы распрощаемся с Иосией.

Стихи 1-19. Более подробно о том, как Иосия уничтожал идолов и идолопоклонство, рассказывается в Книге Царств, а в данной книге об этом лишь немного упоминается в предыдущей главе (ст. 3З);

но здесь очень детально рассказывается о торжественном совершении Пасхи, о чем лишь сообщается там (4Цар 23:21). Церемониальный закон определил много праздников Господних, но Пасха была главным. Ее начали совершать в ночь, когда Израиль вышел из Египта, и ею подвели итог в ночь, когда предали Христа; и, совершая Пасху, Езекия и Иосия два великих реформатора возрождали религию в свое время. Постановление о Вечере Господней имеет сходство с Пасхой больше, чем любой другой еврейский праздник; и должное соблюдение этого постановления, согласно правилу, является примером и средством возрастания чистоты и красоты церквей, равно как и возрастания благочестия и набожности отдельных христиан. Религия не может процветать там, где Пасхой то ли полностью пренебрегают, то ли не должным образом совершают. Верните эту традицию, возродите этот праздник, торжественно отпразднуйте это волнующее, обязывающее постановление, и тогда можно надеяться, что реформация коснется и других сторон жизни. При описании Пасхи, совершенной во времена Езекии, обращалось внимание на великую ревность народа и на вознесение благоговейных чувств во время ее празднования; но данный случай нельзя охарактеризовать такой атмосферой. Все участвовали в совершении Пасхи в угоду царю (ст. 17,18), а не из личного сильного побуждения. Они немного гордились видом благочестия, но получили мало удовольствия от его силы. И если народу чего-то недоставало в духовном плане при исполнении долга, то гражданские власти и служители со своей стороны исполнили свои обязанности и позаботились, чтобы внешняя часть служения совершалась с должной торжественностью.

I. Царь убеждал и наставлял, побуждал и ободрял священников и левитов совершать свое служение торжественно. Возможно, он заметил их недобросовестность и безразличие, их нежелание сворачивать с привычной дороги или менять свой путь. Если служители таковы, то гражданские власти не совершат ошибки, а поступят наилучшим образом, если будут побуждать их служить. «Скажите Архиппу: «Смотри, чтобы тебе исполнить служение»» (Кол 4:17). Давайте посмотрим, как благочестивый Иосия руководил духовенством в данной ситуации.

1. Он ограничил их служение обязанностями, которые были определены для них по закону Моисея (ст. 6), и порядком, утвержденным Давидом и Соломоном (ст. 4). Поставил он священников на местах их (ст. 2). Он не определил для них новую работу и не навязал какой-то новый метод, а призвал вернуться к прежним постановлениям. Их порядок был утвержден в письменном виде, поэтому им было велено обратиться к написанному и стать по разделению поколений (ст. 5). Наше правило утверждено в написанном слове; так пусть гражданские власти позаботятся, чтобы служители поступали по этому правилу и исполняли свой долг.

2. Он велел поставить ковчег на свое место. Похоже, в последнее время нечестивые цари убрали его оттуда, чтобы освободить место для идолов в Святом-святых, или же его убрал Езекия, чтобы освободить место для рабочих, занимавшихся восстановлением храма. Как бы ни было, но Иосия велел левитам поставить ковчег святой в храм (ст. 3), а не носить его с места на место, как, похоже, делали в последнее время, оправдывая себя тем, что так поступали, пока не построили храм. Теперь, когда священники освобождались от обязанности носить ковчег, они должны быть более внимательными к другим служениям в храме.

3. Он велел им служить Господу и народу Его Израилю (ст. 3). Служители должны считать себя слугами Христа и Его Церкви, которой они служат ради Него (2Кор.4 :5). Они должны заботиться, прилагать усилия и делать все возможное (1) для славы Бога и распространения влияния Его царства среди людей. Так Павел считал себя рабом Божиим (Тит 1:1).

(2) Для благополучия и выгоды Его народа, но не как имеющие власть над их верой, а как помощники их святости и радости; и тогда им не будет трудно в силе Бога честно служить этим Двум господам.

4. Он велел им освятиться и приготовить своих братьев (ст. 6, англ.пер.). Труд служителей должен начинаться у них дома, и прежде всего они должны освятить себя: очистить от греха, отделиться от мира и посвятить себя Богу; но он не должен там заканчиваться. Служители должны делать все возможное, дабы приготовить своих братьев предостережением, наставлением, увещеванием, побуждением и утешением. Безусловно, что приготовление сердца от Господа, но служители должны быть инструментом в Его руке.

5. Он ободрял их на служение (ст. 2), говорил по сердцу их, как Езекия (2Пар 30:22). Он обещал им Его благоволение. Отметьте: мы должны ободрять тех, кому даем повеления. Большинство людей любит похвалу, и на них можно больше воздействовать ободрением, а не угрозами.

II. Царь и князья под воздействием его примера добровольно согласились нести расходы, связанные с совершением Пасхи. Церемониальные служения стоили больших затрат, и это, возможно, послужило причиной, почему ими пренебрегали. У людей не было достаточно ревности, чтобы тратиться на них, и поэтому они их не любили.

1. Тогда Иосия за свой счет обеспечил собрание пасхальными агнцами и другими жертвами, которые следовало приносить в течение семи дней празднования Пасхи. Он разрешил взять из своего стада 30000 агнцев для жертвы пасхальной, которыми должны были пиршествовать участвующие, и 3000 волов (ст. 7), которых нужно было приносить в жертву в течение семи дней. Отметьте: кто серьезно относится к религии, тот, убеждая других совершить благочестивый поступок, должен стараться, чтобы это им стоило как можно меньше. А где Бог щедро сеет, там Он надеется щедро пожинать. Есть повод опасаться, что люди обычно не приходили всем обеспеченные, и если бы Иосия не позаботился о них, то дело Божье осталось бы несделанным.

2. Начальствующие священники, обладавшие значительным состоянием, также сделали пожертвования для священников, как Иосия для народа. Князья (ст. 8), то есть начальники священников и князья святого колена, начальствующие в доме Божием, взяли на себя расходы священников. А некоторые богатые и влиятельные люди из левитов обеспечили их большими и малыми животными для жертвоприношений (ст. 9);

ибо для тех, кто искренно желает быть найденным на пути долга, Провидение иногда посылает людей, которые помогают им справиться с трудностями более, чем они ожидают.

III. Священники и левиты очень хорошо подготовились для совершения своего служения (ст. 10). Они убили пасхальных агнцев во дворе храма, священники окропили кровью жертвенник, левиты при этом помогали им, а потом раздали мясо людям по отделениям поколений (ст. 11,12): по одному агнцу не менее чем для десяти и не более двадцати человек. Они брали его в свои отдельные комнаты и пекли согласно уставу (ст. 13). Что же касается других жертв, которыми причащались, то их мясо варили согласно закону о мирной жертве и поспешно раздавали всему народу, чтобы те могли пиршествовать им в знак своей радости за совершенное искупление и примирение с Богом, приобретенное благодаря ему. И наконец, священники и левиты позаботились и приготовили Пасху для себя, чтобы прославить Бога (ст. 14). Пусть служители не думают, что забота о душах других оправдает их пренебрежение собственной душой или что большая занятость в публичном поклонении заменяет религиозное поклонение наедине и в своих семьях. Левиты приготовили пасху для себя и для священников, так как священники были полностью поглощены служением у жертвенника; поэтому, чтобы им не пришлось разделывать агнца, когда следовало уже есть его, левиты приготовили его ко времени вечери. На этом примере служители должны научиться помогать друг другу в работе, как братья и соработники одного и того Господина.

IV. Певцы и привратники заняли свои места и совершали свое служение (ст. 15). Певцы священными песнями и музыкой выражали и вызывали радость у собравшихся, тем самым делая служение приятным, а привратники у ворот заботились, чтобы никто не осквернил или не побеспокоил собрание, не ушел и не ускользнул до окончания служения. И пока братья были занятым своим служением, левиты приготовили пасхальных агнцев и для них. V. Все торжество совершалось в точном соответствии с законом (ст. 16,17);

и в этом смысле подобного ему не было от дней Самуила (ст. 18), ибо во время совершения Пасхи Езекией присутствовали некие отклонения. Епископ Патрик обращает внимание, что Иосия не был таким богатым, как Давид, Соломон и Иосафат, но тем не менее за свой счет обеспечил все собрание животными для жертвоприношения и для совершения Пасхи и для причастия; в этом плане он сделал больше, чем любой его предшественник, и данное празднество превзошло другие Пасхи.

Стихи 20-27. С момента известной Пасхи, совершенной Иосией, и до его смерти прошло тринадцать лет. И можно было надеяться, что в течение этого времени все обстояло благополучно в его царстве: он и религия процветали; но данные стихи не развлекают нас приятным описанием этих лет, а обходят их молчанием, ибо люди за все это время не перестали любить свои грехи и Бог не отвратил ярость Своего гнева. Далее об Иосии мы узнаем, что он был убит в расцвете сил, не дожив до сорока лет, когда был очень полезен для своей страны. Эта печальная история изложена в 4Цар 23:29,30. Вопрос, более подробно рассматриваемый в данной Книге, порицает Иосию и прославляет народ, чего вряд ли мы ожидали.

I. Иосия был очень благочестивым правителем, тем не менее его следует обвинить в поспешности и самонадеянности, когда он выступил с войной против царя Египта, который не давал для этого повода и не начинал войны. Из Книги Царств следует, что он поступил плохо, вступив в сражение, которое не предназначалось для него, но в данной Книге дело выглядит намного хуже, ибо, похоже, царь Египта отправил к нему послов, чтобы предупредить о своих действиях (ст. 21).

1. Царь египетский поступил с Иосией (1) справедливо. Он известил, что не собирается причинять ему зло, и поэтому Иосия поступил нечестно, вопреки законам народов и справедливости, подняв против него оружие. Если праведный муж участвует в неправедном деле, то пусть не надеется на успех. Бог нелицеприятно судит каждого по делам (см. Прит 3:30; 25:8).

(2) Согласно законам религии; он сказал: «Бог со мною; более того, Он повелел мне поспешать, и поэтому тебе придется иметь дело с Богом, если ты будешь препятствовать моим передвижениям». Очевидно, что царь Египта не притворялся (как сделал Сеннахирим в похожей ситуации, 4Цар 18:25), надеясь тем самым заставить Иосию отказаться от своих попыток, ибо он знал, как тот благоговеет перед словом Божьим, и поэтому сказано, что слова Нехао были от лица Божия (ст. 22). Мы можем предположить, что во сне или под влиянием сильного воздействия на его дух (давая основание полагать, что это от Бога), через Иеремию или какого-то другого пророка ему было велено развязать войну с царем Ассирии.

(3) Согласно принципам благоразумия: «Чтоб Он не погубил тебя; ты подвергнешь себя опасности, если вступишь в сражение с царем, который имеет не только лучшую армию, но и более справедливый повод для войны, ибо Бог на его стороне».

2. Не из гнева на Иосию, чье сердце было непорочно перед Господом, Богом его, а из гнева на лицемерный народ, который недостоин такого хорошего царя, Бог допустил, чтобы он повел себя безрассудно, не прислушался к благоразумным увещеваниям и не отказался от своих планов. Но Иосия не отстранился от него, а лично отправился сразиться с египетской армией на равнине Мегиддо (ст. 22). Даже если он не поверил царю Египта, что тот получил повеление от Бога совершить этот поход, то, услышав его ссылку на это повеление, должен был спросить совета у пророка Бога, прежде чем выступить против него. Не сделав этого, он совершил большую ошибку, имевшую фатальные последствия. В этом вопросе он не шел путями Давида, отца своего, ибо тот на его месте спросил бы у Господа: «Идти ли мне против них? Предашь ли их в руки мои?» Как мы можем надеяться быть успешными на своих путях, если не признаем в них руку Бога?

II. Народ был очень нечестивым, тем не менее все единодушно оплакивали смерть Иосии. Неудивительно, что Иеремия оплакивал его: он был плачущим пророком и четко предвидел гибель своей страны после смерти этого благочестивого царя, но странно, что Иудея и Иерусалим, этот тупой и бездушный народ, оплакали Иосию (ст. 24);

более того, они продумали, как возбудить скорбь с помощью поющих мужчин и женщин, как распространить ее по всему царству (в Израиле постановили, чтобы траурные песни, сочиненные по этому печальному поводу, изучили и пели все люди) и как увековечить память о нем. Эти элегии собраны в коллекции государственных поэм и записаны в Книге Плач Иеремии. Из этого следует:

(1) что они все-таки уважали своего благочестивого правителя и хотя не полностью содействовали его благочестивым планам, но не могли не воздать ему великие почести. Благочестивые и полезные люди будут почтены в совести даже тех людей, на которых не воздействовал их пример; и многие из тех, которые сами не подчинились принципам трезвого благочестия, не смогут обойти добрым словом и не дать высокую оценку ей в других людях. Возможно, после смерти Иосию оплакивали те, которые не благодарили Бога за него, когда он был жив. Израильтяне роптали на Моисея и Аарона, пока они были с ними, и иногда грозили побить камнями, но когда те умерли, то скорбели о них много дней. Мы часто учимся ценить милость, когда ее теряем, а когда наслаждаемся ею, то не оцениваем должным образом.

(2) Что теперь, когда он ушел, они осознали некую опасность, грозившую им. Похоже, Иеремия сказал, что теперь они должны приготовиться к некоторому испытанию, а Иосия был взят, чтобы избежать этого; и они настолько верили его словам, что оплакивали смерть того, кто был их защитой. Отметьте: многих легче убедить оплакивать грядущие бедствия, чем стать на верный путь всеобщей реформации, чтобы предотвратить их; они будут проливать слезы о бедствии, постигшем их, но не согласятся расстаться со своими грехами. Но благочестивая скорбь приводит к покаянию, а покаяние ведет к спасению.