7 глава

В данной главе приводится ответ Бога на молитву Соломона. I. Он ответил видимым образом огнем с небес, который поглотил жертвы (ст. 1);

это очень впечатлило священников и людей (ст. 2,3). Знак того, что Бог доволен, ободрил их продолжать торжество в течение четырнадцати дней, а Соломон был ободрен продолжать осуществление Своих планов во славу Бога (ст. 4-11). II. Он ответил ему лично словами уст Своих во сне или в ночном видении (ст. 1222). Мы читали об этом ранее в 3 Книге Царств, гл.8 и 9.

Стихи 1-11. I. Бог сразу дал положительный ответ на молитву Соломона: сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы (ст. 1). Так Он свидетельствовал о том, что принял жертвы Моисея (Лев 9:24), Гедеона (Суд 6:21), Давида (1Пар 21:26) и Илии (3Цар 18:38);

в общем, в еврейском языке принять жертву означает превратить ее в пепел (Пс 19:4). И в данном месте огонь сошел не тогда, когда убили жертвы, а когда вознесли молитву.

1. Этот огонь подразумевал, что Господь (1) прославился, ибо Бог наш есть огонь поядающий, вызывающий страх даже тогда, когда находится на Своем святом месте. Он ниспал (скорее всего) из плотной тьмы, и это сделало его еще более страшным, как на горе Синай (Исх 24:16,17). У грешников на Сионе был повод устрашиться при виде этого явления и сказать: «Кто из нас может жить при огне пожирающем!» (Ис 33:14).

(2) Был милостив к Израилю, ибо огонь, который вполне справедливо мог поглотить их, пал на жертвы, принесенные вместо них, и поглотил их; это символизировало, что Бог принял жертвы и Его гнев отвратился от них.

2. Давайте посмотрим, что у этого явления общего (1) со страданиями Христа. Когда Господу стало угодно поразить Христа и предать скорби, то в этом Он проявил благосклонность к человечеству, возложив на Него беззакония всех нас. Его смерть была нашей жизнью, Он стал грехом и проклятием, чтобы мы могли наследовать праведность и благословение. Эта жертва была поглощена, дабы мы могли спастись. Это Я; оставьте их, пусть идут.

(2) С освящением Духа, Который сошел, как огонь, пожирая наши похоти и пороки те твари, которые должны стать жертвой, или в противном случае мы погибнем, зажигая в нашей душе святой огонь ревности и благоговейных чувств, которые будут постоянно гореть на жертвеннике сердца. Самым надежным доказательством того, что Бог принял наши молитвы, является схождение на нас святого огня. Не горело ли в нас сердце наше? (Лук 24:32). В качестве еще одного доказательства того, что Бог принял молитву Соломона, слава Господня наполнила дом. Безусловно, живым храмом является сердце, подобным образом наполненное святым благоговением и почтением к божественной славе, которому Бог явил себя во всем Своем величии и (что также является Его славой) благости.

II. Соломон поблагодарил Бога за этот милостивый знак Его благоволения.

1. Люди поклонились и славословили Господа (ст. 3). Когда они увидели огонь Божий, сходящий с небес, то не убежали напуганные, а остались на месте, во дворах Господних, и использовали эту возможность, чтобы (1) с благоговением выразить свое восхищение славой Божьей. Они пали лицем на землю и поклонились; тем самым они выразили свое почтение и благоговейный страх перед божественным величием, свою готовность с радостью подчиниться божественной власти и осознание того, что они недостойны находиться в присутствии Бога и неспособны устоять перед силой Его гнева.

(2) С благодарностью признать благость Бога; даже когда огонь Божий сошел с небес, они прославляли Его, говоря: «Он благ, ибо вовек милость Его». Эта песнь никогда не будет несвоевременной, и наши сердца и уста должны быть постоянно настроены на нее. Как бы ни было, но Бог благ. Когда Он являет себя грешникам в качестве огня поедающего, то Его народ может радоваться Ему, как своему свету. Более того, у них есть основание говорить, что в этом Бог был благ. «По милости Господа мы не поглощены огнем, а вместо нас поглощены жертвы, и за это мы должны быть благодарны Ему».

2. Царь и весь народ принесли обильные жертвы (ст. 4,5). Ими они питали этот святой огонь и приглашали сойти на жертвенник. Они и раньше приносили жертвы, но теперь умножили их. Отметьте: знаки благоволения Бога к нам должны расположить наше сердце больше служить Ему и все больше пребывать в нем. Пример царя ободрил людей. Доброе дело тогда будет успешным, когда лидеры народа будут его инициаторами. Жертв было так много, что жертвенник не вмещал их, и, чтобы ни одна из жертв не была возвращена (хотя мы можем предположить, что весь жертвенник был покрыт их кровью), всесожжения и тук мирных жертв сжигались во внутренней части двора (ст. 7), которую Соломон освятил для этого служения или которую данное жертвоприношение освятило. В случае необходимости жертвенником может стать и тротуар.

3. Священники совершали служение и были заняты своим делом, а певцы и музыканты своим (ст. 6);

они были обеспечены инструментами, которые сделал Давид, и псалмами, которые Давид дал им для славословия (ссылаясь на 1Пар 16:7), или, как написано в английском переводе, когда Давид славил Бога через их служение. Он задействовал их в этом служении, направлял и ободрял в прославлении Бога; поэтому их служение было принято как его дело, и сказано, что он славил через их служение.

4. Все собрание выразило великую радость и удовлетворение. Народ праздновал посвящение жертвенника семь дней со второго по девятый день; на десятый назначили день искупления, когда их души должны были страдать из-за греха, и это не было несвоевременным посреди веселья. На пятнадцатый день начался праздник кущей, продолжавшийся до двадцать второго дня; и они не расставались до двадцать третьего дня. Мы никогда не должны жалеть времени, потраченного на поклонение Богу и общение с Ним; не должны считать, что оно длилось слишком долго, и уставать от этого.

5. Соломон сделал свое дело и успешно закончил все работы, запланированные для украшения дома Божьего и его собственного (ст. 11). Кто начал дело со служения Богу, тот, скорее всего, благополучно справится с личными делами. Соломон заслуживает похвалы за то, что выполнил все, взятое на себя; и он был успешен благодаря благодати Божьей.

Стихи 12-22. Огонь с небес подтвердил, что Бог принял молитву Соломона. Молитва может быть принята, но на нее не дан ответ, поэтому Бог явился Соломону ночью (как делал это раньше, 2Пар 1:7) после дня жертвоприношений, как и в тот раз, и особым образом ответил на его молитву. Мы раньше уже рассматривали ее содержание (3Цар 9:2-9).

I. Он пообещал признать этот дом домом жертвоприношения и домом молитвы для всех людей (Ис 56:7): «Имя мое будет там вовеки» (ст. 12,16), то есть «Там Я буду являть себя, и там будут призывать Меня».

II. Он пообещал отвечать на молитвы Своего народа всякий раз, когда они будут возноситься на этом месте (ст. 13-15).

1. Здесь подразумеваются государственные бедствия (ст. 13), голод, эпидемии и, возможно, война, ибо под саранчой, поедающей землю, подразумеваются враги, такие же прожорливые, как саранча, и все опустошающие.

2. Требуется, чтобы весь народ покаялся, молился и реформировался (ст. 14). Бог говорит, что если Его народ, называющийся Его именем, будет бесчестить это имя своими беззакониями, то ему все-таки придется прославить его, приняв наказание за свои беззакония. Они должны смириться под Его рукой, молиться, чтобы Он отменил наказание, искать лица и благоволения Божьего. Но все это будет напрасно, если они не отвратятся от своих злых путей и не вернутся к Богу, от Которого отступили.

3. Обещано, что народ будет помилован, что Бог простит их грех, за который они наказаны, и затем исцелит их землю и возместит весь ущерб. Прощающая милость открывает путь для исцеляющей милости (Пс 102:3; Мат 9:2).

III. Он пообещал сохранить царство Соломона при условии, что тот будет неизменно исполнять свой долг (ст. 17,18). Если он надеется получить пользу от завета, который Бог заключил с Давидом, то должен следовать примеру Давида. Бог предложил ему смерть и жизнь, проклятие и благословение.

1. Он предположил, что хотя они и построили этот храм во славу Бога, но, возможно, увлекутся поклонением другим богам (ст. 19), зная их склонность впадать в этот грех.

2. Он твердо угрожает, что, если они будут поклоняться другим богам, это приведет к гибели Церкви и государства.

(1) Это уничтожит их государство (ст. 20). «Хотя они хорошо укоренились и долго живут на этой хорошей земле, но Я исторгну с корнем весь народ исторгну, как человек выдергивает сорняки в своем саду, которые затем бросает на мусорную кучу».

(2) Это уничтожит их церковь. Данное святилище не будет для них святилищем и не защитит от судов Божьих, как они воображают, говоря: «Мы храм Бога» (Иер 7:4). Этот высокий дом является не только величественным зданием; он построен для определенных целей и использования, но он необыкновенно унизится (Плач 1:9), вызвав изумление всех соседей.