10 глава

В данной главе подробно описывается завет, решение о заключении которого было принято в предыдущей главе; они решили ковать железо, пока горячо, и немедленно, пока находились в добром расположении, приступили к исполнению хорошего решения, чтобы откладывание не привело к отказу. В данной главе:

(I) названы имена тех, кто приложил руку и печать к завету (ст. 1-27). (II) Описаны те, кто выразил свое согласие с ним (ст. 28,29). (III) Приводится текст самого завета и его главные статьи, в которых они, в общем, обещают исполнять все заповеди Бога (ст. 29), в частности: не заключать браки с язычниками (ст. 30), не осквернять субботу, не быть строгими со своими должниками (ст. 31), усердно платить церковную десятину для поддержания служения в храме (ст. 32-39).

Стихи 1-31. Когда Израиль впервые вступил в завет с Богом, это сопровождалось жертвоприношением и кроплением кровью (Исх.24). А в данной ситуации он подтверждался более обычным и естественным способом с помощью печати и подписи под статьями договора, который обязывал их выполнять то, что и так было их обязанностью. В данных стихах:

1. Приводятся имена государственных лиц, которые в качестве глав собрания приложили свои руки и поставили печати под заветом, ибо дело затянулось бы надолго, если бы это делал каждый человек в отдельности; и раз лидеры исполнили свои обязанности для заключения этого завета, то их пример оказал хорошее влияние на весь народ. Обратите внимание:

(1) первым завет подписал Неемия, который был губернатором, чтобы показать свое усердие в этом деле и дать пример другим (ст. 1). Кто по положению и власти превосходит других, тот должен идти впереди них по пути Божьему.

(2) После него документ подписали двадцать два священника, среди которых, к моему удивлению, нет Ездры, который принимал активное участие в торжественном событии (Неем 8:2), имевшем место первого числа того же месяца; поэтому трудно представить, что он отсутствовал; но, исполнив свой долг в качестве книжника, теперь он предоставил другим исполнять их долг.

(3) После священников завет подписали семнадцать левитов, среди которых мы находим всех, или почти всех, служителей, которые были устами собрания в молитве (Неем 9:4). Это показывает, что они сами были под впечатлением ими сказанного и не хотели возлагать на других бремена, которые сами отказывались носить. Кто ведет в молитве, тот должен вести во всяком добром деле.

(4) После левитов документ подписали главы народа (всего 44 человека) от своего имени и от имени всех остальных в основном тех, на кого они имели влияние, подтверждая, что они будут исполнять все заповеди Бога. Их имена записаны здесь для их славы, как людей, которые ревностно и активно возрождали религию и прилагали усилия, чтобы сохранить ее в своей стране. Память таковых да будет благословенна. Следует отметить, что большинство из тех, которые ранее (Неем 7:8) были упомянуты в качестве глав домов или кланов, здесь перечисляются среди первых глав народов, подписавших завет; кто бы ни был нынешним главой, он носил имя главы, руководившего домом во время их выхода из Вавилона, и эти люди больше всего подходили для того, чтобы подписать документ от имени всего отцовского дома. Здесь перечислены Парош, Пахаф-Моав, Елам, Заффу, Вания (ст. 14), Азгад, Бевай, Бигвай, Адин, Атер, Хашум, Бецай, Хариф, Анафоф, и в следующих стихах некоторые другие, находившиеся в том списке. Кто имеет влияние на других, тот должен использовать его для Бога.

II. Сообщается, что народ согласился с действиями глав народов, со священниками и левитами, засвидетельствовавшими о своем согласии с начальниками. К ним присоединились:

(1) их жены и дети, ибо они тоже согрешили и поэтому должны были измениться. Всякий, имеющий знание и разумение, должен заключить завет с Богом. Как только молодежь достаточно выросла и в состоянии отличить добро от зла, как только молодые люди могут действовать разумно, они должны совершить поступок и присоединиться к Господу.

(2) Прозелиты из других народов все, отделившиеся от народов иноземных, их богов, их поклонения, присоединившиеся к закону Божию и ставшие исполнять его. Посмотрите, что такое обращение: это отделение от пути и обычаев этого мира, посвящение себя и стремление соответствовать слову Божьему. Есть один закон, один завет и одно крещение для иноплеменника и рожденного на этой земле. Обратите внимание, как выражено согласие народа (ст. 29). [1] Они пристали к братьям своим все как один. Кого благословил царский двор, того благословила и страна! В этом добром деле простые люди согласились с действиями знати. Знатные люди выглядят особенно великими, когда ободряют религию и подают пример верности ей; тем самым они сохранят свое влияние на самых ценных своих подданных. Пусть благородные люди искренно поддерживают религию, и тогда, возможно, они убедятся, что народа присоединилось к ним больше, чем они ожидали. Обратите внимание: почтеннейшие названы их братьями, ибо в глазах Бога богатый и бедный, знатный и презренный одинаковы. [2] Они вступили в обязательство с клятвою и проклятием. Почетнейшие подтвердили завет руками и печатями, а простой народ клятвой и проклятием, торжественно заявляя Богу о своей искренности и призывая Его справедливую месть в том случае, если они обманут Его. Каждая клятва содержит условное проклятие для души, и это делает ее крепкими узами для души, ибо если наши языки окажутся лживыми, то станут для нас тяжким бременем.

III. Изложена главная суть этого завета. Они обременили себя лишь тем обязательством, которое и так должны были исполнять наряду с другими требованиями долга для собственной выгоды и из благодарности поступать по закону Божию и исполнять все заповеди Его (ст. 29). Подобным образом Давид клялся хранить праведные суды Божьи (Пс 118:106). Наш завет обязывает к этому если не сильнее, то более ощутимо, чем раньше, и поэтому мы не должны считать, что нам не нужно подобным образом обременять себя. Обратите внимание: если мы клянемся соблюдать заповеди Бога, то обязываем исполнять все Его заповеди и взираем на Него как на нашего Господа.

IV. Приводятся некоторые отдельные статьи этого завета, касающиеся их нынешних искушений. Они не должны (1) заключать браки с язычниками (ст. 3О). Многие из них были виновны в этом (Ездр 9:1). В наших заветах с Богом мы должны настраивать себя против тех грехов, которые особенно часто одолевают нас и причиняют ущерб. Кто решил хранить заповеди Бога, тот должен сказать беззаконным: «Удалитесь от меня» (Пс 118:115).

(2) Заниматься бизнесом в день субботний или в какой-либо другой день, о котором закон сказал: «Никакого дела не делайте». Они не только не должны продавать в тот день ради собственной прибыли, но и ободрять язычников продавать в этот день, покупая у них провизию под видом необходимости, а покупать у них продукты для семьи накануне (ст. 31). Отметьте: кто обещает хранить все заповеди Бога, тот особенно должен обещать хранить субботу, ибо несоблюдение этой заповеди открывает путь для других мирских пороков. Суббота это прибыльный день для нашей души, а не для тела.

(3) Быть чрезмерно суровыми, требуя возвращения долга, а соблюдать, согласно закону, седьмой год, год прощения (ст. 31). Они заблуждались в этом вопросе (гл.5) и поэтому пообещали измениться. Благоугодным является тот пост, когда развязывают узы ярма и угнетенных отпускают на свободу (Ис 58:6). В конце дня искупления звучала юбилейная труба. Иудеи пренебрегали этим постановлением и не соблюдали седьмой год как год покоя; за это Бог дал возможность земле наслаждаться субботами в течение семидесяти лет (Лев 26:35);

поэтому они пообещали соблюдать этот закон. Упрямыми называют детей, не исправляющих ошибки, за которые были наказаны.

Стихи 32-39. Связав себя обязательствами не совершать грехов, в которых ранее были виновны, они пошли дальше и обязали себя возродить и соблюдать обязанности, которыми пренебрегали. Мы должны не только перестать делать зло, но и научиться делать добро.

I. Решили, в общем, что служение в храме должно тщательно поддерживаться, а служение в доме Божьем совершаться своевременно согласно закону (ст. 3З). Не следует какому-либо народу ожидать благословений от Бога, если он не будет усердно и сознательно соблюдать Его постановления и поддерживать публичное поклонение Ему. Скорее всего, наши дома будут благополучны в том случае, если мы будем заботиться, чтобы служение в доме Божьем совершалось хорошо. Также было решено никогда не оставлять дома Бога их (ст. 39), как это делали их отцы: не оставлять его ради дома какого-либо другого бога или ради высот, как делали идолопоклонники; не оставлять его ради своего хозяйства и торговли, как поступали атеисты и мирские люди. Кто оставляет поклонение Богу, тот оставляет Бога.

II. Чтобы исполнить это, было решено обильно обеспечивать всем необходимым служение в храме, дабы оно не угасало. Священники выразили готовность совершать свое служение в храме Бога, если народ будет совершать свое служение обеспечивать их материалом, над которым они должны трудиться. Пришли к выводу и согласились:

(1) собрать запас, за счет которого Божий стол и жертвенник были бы в избытке обеспечены всем необходимым. Раньше для этой цели в доме Божьем выделили сокровищницы, но теперь их не было, равно как и запасов для восполнения нужд. Постоянные расходы требовали обеспечивать храм хлебами предложения для стола, двумя агнцами для ежедневной жертвы, четырьмя для суббот, многими более дорогими жертвами для других праздников, случайными жертвами за грех, хлебными приношениями и возлияниями для них. У иудеев не было богатого царя, который обеспечивал бы их всем этим, как делал Езекия; священники были не в состоянии обеспечить храм, ибо их содержание было маленьким, и поэтому народ согласился давать от себя по трети сикля в год около десяти пенсов с каждого для покрытия этих расходов. Если каждый будет действовать и давать хотя бы немного на доброе дело, то получится довольно внушительное количество. Тиршафа не навязывал этот налог, народ сам принял постановление и обязался выполнять его (ст. 32,33).

(2) Особым образом заботиться о дровах для жертвенника, чтобы поддерживать на нем постоянно горящим огонь, на котором варилась мирная жертва. Священники и левиты, а также весь народ решили приносить свою часть дров и бросили жребий, в каком порядке они должны это делать: какая семья будет первой и какая следующей, чтобы запас дров постоянно пополнялся и не было нехватки в одно время и избытка в другое (ст. 34). Так они решили обеспечивать храм огнем и дровами, а также агнцами для всесожжении.

(3) Должным образом оплачивать содержание священников и левитов, как того требовал закон, для их ободрения: чтобы они любили свое служение и не испытывали искушений пренебрегать им ради обеспечения всем необходимым своих семей. Дело в доме Божьем будет успешным в том случае, если служащие у жертвенника будут жить в достатке за счет жертвенника. Начатки плодов и десятины были в то время основными статьями дохода служителей, и было решено: [1] честно приносить начатки плодов земли и начатки плодов деревьев (Исх 23:19; Лев 19:23), приводить первенцев из сыновей (или установленную сумму денег для их выкупа) и из скота (Исх 13:2,11,12). Это отдавалось священникам (Числ.1 8:15,16). Также решили отдавать начатки теста (Числ 15:21);

относительно этого вопроса было дано особое повеление в пророчестве о втором храме (Иез 44:30). [2] Приносить также десятины, предназначавшиеся левитам (ст. 37), и десятую часть этой десятины отдавать священникам (ст. 38). Таков был закон (Числ 18:21-28), но эти десятины удерживались, в результате чего Бог через пророка обвинил людей в том, что они обкрадывают Его (Мал 3:8,9);

в то же время Он ободрил их быть более честными перед Ним и Его служителями, пообещав, что если они будут приносить десятины в дом хранилища, то Он изольет на них благословения до избытка (ст. 10). Поэтому народ решил следить, чтобы был хлеб в доме Божьем и изобилие в хранилищах храма, где находились сосуды святилища (ст. 39). Они сказали: «Мы будем делать это во всех городах, где у нас земледелие» (ст. 37), «во всех городах нашего рабства», написано в Септуагинте, ибо они были рабами на собственной земле (Неем 9:36). Но, как замечает г-н Пул, хотя они платили большие налоги царю Персии и находились в стесненных обстоятельствах, но не использовали этот факт в качестве оправдания, чтобы не платить десятины, а отдавали Богу то, что Ему принадлежало, равно как и кесарю его часть. Мы должны делать все, что в наших силах, в делах благочестия и благотворительности, несмотря на налоги, которые платим правительству, и радостно исполнять свой долг перед Богом, находясь в рабстве, ибо это самый надежный путь получить облегчение и свободу во время, определенное Богом.