Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Иов
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 8682 Все тексты автора Мэтью Генри
19 глава
В данной главе приводится ответ Иова на рассуждения Вилдада, изложенные в предыдущей главе. Хотя дух его скорбел и сильно разгорячился (ибо Вилдад был раздражен), но он позволил ему сказать все, что тот хотел, и не прервал его речи. Когда же тот закончил, то Иов дал ему честный ответ, в котором (I) жалуется на несправедливое отношение, очень болезненно его воспринимая:
(1) утешители добавили ему страданий (ст. 2-7).
(2) Бог был творцом его страданий (ст. 8-13).
(3) Родственники и друзья сторонились и стыдились его с тех пор, как беды обрушились на него (ст. 20-22). (II) Утешает себя надеждой на блаженство в ином мире, хотя в этом мире имеет мало утешения. Тем самым он торжественно исповедует свою веру и желание, чтобы это было отмечено и записано как доказательство его искренности (ст. 23-27). (III) Заканчивает свое рассуждение предостережением в адрес друзей, чтобы они не упорствовали в суровых осуждениях его (ст. 28,29). Если протест Иова против обрушившихся на него скорбей может иногда оправдывать наши жалобы, то его радостное предвидение своего будущего состояния в то же время может постыдить нас, христиан, и стать средством, которое способно заглушить наши жалобы или, по крайней мере, сбалансировать их.
Стихи 1-7. Друзья Иова выдвинули против него очень суровые обвинения и осудили как человека нечестивого на том основании, что он жестоко страдал; и в данной главе он говорит, как больно ему было выслушивать их осуждения. Свои обращения Вилдад дважды начал со слов «Долго ли… Когда же…» (Иов 8:2; 1 8:2), и поэтому Иов, детально отвечая ему, также начинает со слов «Доколе…» (ст. 2). То, что не нравится, часто кажется чрезмерно длительным, но у Иова было больше оснований считать чрезмерно затянувшимися их обличения, чем у его друзей его оправдания. Лучшее основание имеют те, кто защищает себя, если правда на их стороне, чем те, кто обижает своих братьев, даже если правда на их стороне. Обратите внимание:
1. Как он описывает их недоброжелательность к себе и как объясняет ее.
1. Они мучили душу его, а это доставляет больше страданий, чем потрясение костей (Пс 6:3,4). Они были его друзьями и пришли утешить, делая вид, что их советы будут ему во благо; но на самом деле, притязая на мудрость и благочестие, демонстрируя серьезность ситуации, они решили лишить его последнего утешения от осознания благости Бога, своей чистой совести и доброго имени; и это терзало его сердце.
2. Они терзали его речами, ибо очень жестокими и безжалостными являются слова, которые терзают человека. Они огорчали и терзали его; поэтому всем позднее придется ответить за все оскорбительные речи в адрес Христа и Его народа (Иуда 15).
3. Они срамили его (ст. 3), осуждали как человека, имеющего плохой характер, и обвиняли в том, чего он не делал. Для искреннего человека порицания весьма мучительны.
4. Они стали чужими для него (ст. 4, англ.пер.) и стыдились его теперь, когда он оказался в беде; они вели себя так, словно раньше не знали его (Иов 2:12);
не были открыты перед ним, как раньше, когда он процветал. Кто начинает сторониться своих или Божьих друзей, когда они попадают в беду, тот руководствуется духом этого мира, а не принципами истинной чести и любви. Истинный друг любит во всякое время.
5. Они не только стали сторониться его, но и хотели повеличаться над ним (ст. 5): не только стыдились, а смотрели свысока и оскорбляли, возвеличивая себя, дабы еще больше огорчить его. Подло и низко поступают те, которые подобным образом попирают людей, оказавшихся в униженном положении.
6. Они упрекали его позором его, то есть использовали его страдания в качестве аргументов, подтверждавших их мнение о том, что он человек нечестивый. Они должны были ссылаться на его непорочность и помогать ему получать утешения от этого теперь, когда беды обрушились на него; тогда они выступили бы против порицаний в его адрес (как св. Павел, 2Кор 1:12);
но вместо этого они ссылались на его позор, опровергая его непорочность; это было не только некрасиво, но и несправедливо, ибо разве сможем мы найти честного человека, если будет разрешено позорить его?
II. Как он усугубляет их недоброжелательство.
1. Они часто подобным образом оскорбляли его (ст. 3): «Вот, уже раз десять вы срамили меня, то есть очень часто» (как в Быт 31:7; Числ 14:22). Пять раз они обращались к нему с речью, и в каждой дважды срамили его. Он говорил так, словно вел усердный подсчет их порицаниям и в любой момент мог сказать, сколько их было. Так поступают только раздражительные и недружелюбные люди, которые хотят отплатить или отомстить. Мы сможем сохранить мир, забыв обиды и недоброжелательство других, а не храня в памяти и подсчитывая их.
2. Они продолжали оскорблять его и, похоже, решили упорно придерживаться этой линии: