Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Псалтирь
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 27279 Все тексты автора Мэтью Генри
135 глава
Предназначение данного псалма такое же, как и предыдущего, но в его построении есть одна уникальная деталь: на протяжении всего псалма в последней части каждого стиха повторяются слова: «ибо вовек милость Его». Такое повторение не случайно и имеет смысл. Данный стилистический прием, названный «рефреном», делает песнь красивой, взывающей к чувствам. Никакие слова, кроме тех, что повествуют о вечной милости Всевышнего, не придали бы весомости стихам псалма и не были бы достойны повторения. Данные слова, произнесенные двадцать шесть раз, подразумевают, (1) что милости Господа по отношению к Своему народу с таким же постоянством повторяются от начала и до конца и возрастают до бесконечности.
(2) Что в каждом конкретном проявлении благосклонности мы должны видеть милость Всевышнего; и чтобы получить что-либо от Бога, нам надлежит видеть Его милость, которая была, есть и всегда будет неизменной.
(3) Что постоянство милости Господа – это Его честь, в которой Он прославляется, а святые находят утешение и торжествуют. Это то, что должно наполнять наши сердца радостью и любовью, и частое повторение слов о вечной милости Всевышнего не вызывает пресыщения, а, наоборот, вдохновляет нас, ибо будет предметом хвалы в вечности. «Божья милость вовек» – это самые прекрасные слова, они превосходят все истины о Боге, и не только потому, что повторяются здесь, но и потому, что сопровождаются выдающимися знамениями Божьей благосклонности. Так было во времена Соломона (2Пар 5:13), когда народ воспевал вовек милость Его – и дом наполнило облако, и во времена Иосафата – при пении этих слов Господь даровал Своему народу победу (2Пар 20:21,22). Поэтому и нам следует привить себе любовь к пению: «Его милости, несомненно, пребывают сейчас и пребудут в вечности». Мы должны хвалить Господа,
(I) ибо Он сам по себе благ и велик (ст. 1-3).
(II) Ибо Он – Творец вселенной (ст. 5-9).
(III) Ибо Он – Бог и Спаситель Израиля (ст. 10-22).
(IV) Ибо Он – наш Искупитель (ст. 23, 24).
(V) Ибо Он – покровитель всего творения и Бог над всем, благословенный навеки (ст. 25, 26).
Стихи 1-9. Здесь нас снова и снова призывают к долгу благодарения и приношения Богу жертвы хвалы – не плодов земли и не скот, но плод уст, прославляющих имя Его (Евр 13:15). Нас никогда не призывали молиться и каяться так усердно, как призывают славить, ибо это воля Божья, чтобы мы более всего преуспевали в самой приятной части поклонения – в той, что будет нашим основным делом на небе. Здесь мы обращаем внимание на то, (1) Кого мы должны славить – того, от кого принимаем всякое благо – Господа, Иегову, Бога Израилева (ст. 1), Бога богов, пред которым преклоняются ангелы, который наделяет властью судей и который побеждает и свергнет всех ложных богов (ст. 2), Господа господствующих, Владыку над всеми правителями, опору и поддержку всех сторонников (ст. 3). Преклоняясь пред Господом, мы должны восхищаться Его превосходством над всем сущим, Его силой и верховной властью, абсолютной и непреложной.
(2) За что мы должны славить – не так, как фарисей, который свел благодарение Господа к собственному прославлению: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков…», но воздавая за все славу Всевышнему.
[1] Мы должны славить Господа за Его благость и милость (ст. 1): славьте Господа не только за то, что Он творит благо, но и за то, что Он благ (все потоки берут свое начало из источника), не только за то, что Он милостив к нам, но и за то, что Его милость вовек и будет распространяться на тех, что придут после нас. Мы должны славить Господа не только за то, что Он даровал милость нам здесь на земле, но и за то, что она будет продолжаться в вечности в великолепии и радости небес.
[2] Мы должны славить Господа за проявления Его власти и мудрости. В общем: Он творит чудеса великие (ст. 4). Дивен их замысел, плод безмерной мудрости; дивно их осуществление – ибо оно достигается безмерной силой. Господь один творит чудеса, никто, кроме Него, не способен на это, и творит Он их без посторонней помощи и советов. В частности:
во-первых, Господь сотворил небо и простер его; и в нем мы видим не только мудрость и силу Всевышнего, но и вкушаем Его милость, когда небо оказывает на нас благотворное влияние. Поскольку небеса пребудут, на них пребудет и Божья милость (ст. 5).
Во-вторых, Господь при сотворении суши утвердил землю на водах, чтобы она была пригодной для жизни человека, и в этом – проявление Его милости к людям вовек (ст. 6), ибо землю и все, что она производит, Он отдал сынам человеческим. В-третьих, сотворив небо и землю, Господь привел их в соответствие друг другу, несмотря на расстояние между ними; Господь создал солнце, луну и звезды, поместил их на тверди небесной, чтобы они светили и влияли на землю (ст. 7-9). Они названы великими светилами, потому что таковыми представляются нам, хотя астрономы утверждают обратное, а именно то, что луна намного меньше многих звезд, но она, находясь ближе к земле, кажется нам большой. Здесь также говорится, что светила управляют, и не только потому, что они влияют на смену времен года, но и потому, что они полезны для мира, а благодетели – самые лучшие правители (Лук 22:25). Их владычество разделено: одно управляет днем, другие – ночью (по крайней мере, звезды), тем не менее все они подчиняются Господу и находятся в Его распоряжении. Следовательно, данные правители, которых язычники превратили в идолов, являются служителями мира и Божьими подчиненными. И остановилось солнце, и луна стояла.
Стихи 10-22. Великие деяния Божии для Израиля, когда Господь впервые образовал его в народ и установил среди него Свое царство, упоминаются здесь, как зачастую и в других псалмах, как проявления Божьей власти и особой милости к Израилю (например, Пс 114:8).
1. Господь вывел Израиль из Египта (ст. 10-12). Это была долговременная милость, как и искупление верующих Христом, прообразом которого послужило упомянутое событие, которое тоже пребудет, ибо оно вечное. Из всех казней египетских не упомянута ни одна, кроме смерти первенцев, потому что данная казнь принесла победу. Именно посредством ее Господь, который во всех казнях отделял Израиль от египтян, наконец вывел Свой народ из их среды не какой-то хитростью, но крепкою рукою и мышцею, простертой далеко и способной творить великие дела. Эти чудеса милости подтвердили право Моисея дать Израилю закон и в то же время наложили на Израиль долговременное обязательство этот закон соблюдать (Исх 20:2).
2. Господь проложил народу путь через Чермное море, ставшее преградой, стоило ему только выйти. Своей властью управлять природными явлениями Всевышний разделил Чермное море на две части, между которыми проложил тропу и дал Израилю пройти по ней, ибо теперь народу надлежало войти в завет с Господом (Иер 34:18). Бог не только разделил море, но и дал людям мужество пройти через него, что является примером власти Господа над человеческим сердцем, равно как и над водами. Это было чудом не только милости, но и справедливости: то же Чермное море, послужившее дорогой израильтянам, стало могилой для их преследователей. Там Господь избавился от фараона и его войска.
3. Господь провел народ через громадную, унылую пустыню (ст. 16). Он не только вел людей, но и кормил их. Всевышний питал и укреплял стан Израилев на протяжении сорока лет, постоянно творя чудеса. И, несмотря на то что люди отставали и блуждали, они не потерялись. Милость же Божья и ее постоянство были явлены по-особому, если учесть, что народ часто раздражал и огорчал Господа в пустыне.
4. Бог поразил перед израильтянами царей, чтобы освободить Своему народу место (ст. 17,18). Он не просто прогнал или сместил правителей, но поразил и убил их, чем явил им Свой гнев, в то время как Израилю явил милость, Свою непреходящую милость. Величие чуда обусловлено тем, что поражению подверглись цари великие, цари сильные, Господь же подчинил их без труда, как если бы те были наименьшими, самыми немощными и ничтожными из сынов человеческих. Цари эти были порочными, и ни величие, ни блеск не защитили их от Божьего правосудия. Чем более великими и знаменитыми они были, тем сильнее явлена Божья милость по отношению к Израилю в том, что Господь сдал таких царей Своему народу. Отдельно упомянуты Ог и Сигон, потому что они были первыми побежденными по ту сторону реки Иордан (ст. 19,20). Предпочтительно подробно рассмотреть каждое проявление Божьего расположения, а не все вместе, и в каждом конкретном случае увидеть и признать, что Божья милость вовек.
5. Господь дал Израилю во владение хорошую землю (ст. 21,22). Тот, кому принадлежит земной шар во всей его полноте – и мир, и населяющие его, – забрал землю у одного народа и отдал другому, ибо так Ему было угодно. Мера беззаконий Аморреев уже наполнилась, и поэтому Господь отнял у них землю. Израиль был Его рабом, и, хотя люди раздражали Господа в пустыне, Он не отказался от намерения иметь среди них рабов, ибо им принадлежит богослужение. Подобно тому как Бог сказал египтянам: «Отпусти народ Мой», Он повелел и хананеям: «Впусти народ Мой», чтобы он служил Мне. Потому-то и вечна милость Божья, что она является прообразом небесного Ханаана, милость от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни.
Стихи 23-26. Здесь звучит славословие в адрес вечной Божьей милости, (1) явленной в искуплении Церкви (ст. 23,24). Это касается многих случаев освобождения Иудейской Церкви от рук угнетателей: когда во время рабства народ занимал очень низкое положение, Господь вспоминал о нем и посылал ему спасителей, ставил над ним судей и Давида и, в конечном счете, избавил народ от всех врагов. Но в особенности это касается великого искупления вселенской Церкви, прообразом которого служат упомянутые события, и у нас есть все основания сказать: «Вспомнил нас, сынов человеческих, в унижении нашем, в заблуждении нашем, ибо вовек милость Его, и послал Господь Сына, дабы искупить нас от греха, смерти и ада, избавить от всех духовных врагов, ибо вовек милость Его; Он был послан, чтобы спасти нас, а не падших ангелов, ибо вовек милость Его».
(2) Явленной в заботе о всякой твари (ст. 25): дает пищу всякой плоти. Примером милости Божьего провидения может послужить тот факт, что, где Господь дает жизнь, там Он дает достаточно подходящей пищи, Он – хороший хозяин, обеспечивающий такое большое семейство.
(3) Явленной в славе и всех дарах Всевышнего (ст. 26): славьте Бога небес. Это означает, что Господь полон славы и мы должны упоминать в своей хвале о славе милостей Всевышнего. Богатство славы Господа явлено в сосудах милосердия (Рим 9:23). Это также означает, что Бог – великий благотворитель, ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, Отца небес; мы должны признавать источник, в котором берет начало каждый поток. Та или иная конкретная милость, возможно, и продлится некоторое время, но милость от Бога – вовек; Он – неиссякаемый источник.