Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Песни Песней
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 2010 Все тексты автора Мэтью Генри
3 глава
В данной главе (I) Церковь повествует о тяжелом испытании, через которое ей довелось пройти по причине удаления от нее Возлюбленного; муки сменились утешением от обретенной вновь милости, и она принимает решение никогда больше не терять ее из-за собственной беззаботности (ст. 1-5).
(II) Дщери Иерусалимские восхищаются прелестями Церкви (ст. 6).
(III) Церковь восхищается Иисусом Христом в облике Соломона, Его ложем и стражами, его окружающими (ст. 7,8), Его колесницей (ст. 9,10). Она призывает восхищавшихся ею дочерей Сиона восхищаться Возлюбленным, особенно в день Его венчания и в день Его бракосочетания (ст. 11).
Стихи 1-5. Господь не имеет обыкновения говорить племени Иакова: «напрасно ищете Меня», и, хотя здесь мы видим, как долго Невеста тщетно искала Возлюбленного, в конце концов к своей невыразимой радости она Его находит. Ветхозаветной Церкви было очень трудно обнаружить в законе Христа, а также прообразы и символы будущих благ. Как долго ждал Израиль утешения! Страж Церкви тех дней не очень-то помогал вопрошавшим о Нем; но наконец Симеон взял на руки Того, которого любила душа его. Это применимо и верно в отношении верующих, которые зачастую довольно долго бродят во мраке: лишь в вечернее время явится свет; и тот, кто ищет Христа, в конечном счете найдет Его. Обратите внимание:
I. Как невеста тщетно ищет Жениха на ложе своем (ст. 1). Когда она бодрствовала и смотрела вокруг, благодать действовала и проявлялась, и хотя Возлюбленный был далеко, невеста видела Его на расстоянии (Песн 2:8), теперь же все по-иному. Она продолжает любить Его, Он все еще – тот, которого любит душа ее, данное обязательство по завету остается в силе. «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; вот, Он покидает меня, но я буду любить. Когда Его нет в моих объятиях, Он в моем сердце». Но невеста хотела общения, которое было между ними раньше, подобное испытал и Давид, когда душа его жаждала к Богу крепкому, живому. Невеста искала Возлюбленного, но (1) это было ночью на ложе ее; поиски были поздними и не слишком усердными. Ее разумение затмилось; это было ночью, во мраке. Чувства невесты охладились, это было ночью в полусне. Мудрые девы дремали в отсутствие Жениха. Для верующего это было темное время; невеста не видела знаков, но все же искала их. Тот, чья душа любит Иисуса Христа, будет продолжать искать Его даже в безмолвии и одиночестве: собственные внутренности побуждают его поступать так даже ночью.
(2) Старания невесты не увенчались успехом. Подчас Господа находят не искавшие Его (Ис 65:1), но здесь не нашла искавшая: либо в наказание за свою порочность, лень и инертность (мы не находим утешения, потому что не ищем его надлежащим образом), либо для проявления благодати, веры и терпения Невесты, дабы испытать – станет ли она продолжать поиски. Женщина Хананеянка искала Христа и нашла Его отнюдь не сразу, но в конечном счете то, как она Его нашла, послужило к ее чести и утешению.
II. Как невеста тщетно искала Жениха повсюду (ст. 2). Она испробовала тайное поклонение, прошла через служение в уединении, помнила о Нем в постели своей и размышляла о Нем в ночные стражи (Пс 62:7), но не нашла утешения. Рука моя простерта ночью, и тогда вспоминаю о Боге и трепещу (Пс 76:3,4). Тем не менее неудача не удерживает Невесту от дальнейших поисков; она принимает решение: «Встану же я, не буду лежать, если не могу найти здесь своего Возлюбленного, и не смирюсь с Его удалением. Встану же я без промедления и тотчас начну Его искать, чтобы Он не удалился от меня еще больше». Тот, кто ищет Христа, не должен терять времени, если хочет Его найти. «Встану я из теплой постели и выйду на улицу холодной темной ночью в поисках моего Возлюбленного». Тот, кто ищет Христа, не должен пугаться трудностей. «Встану же я, пойду по городу, святому городу, по улицам и площадям»; ибо Невеста знала, что не найдет Возлюбленного в глухих переулках. Мы должны искать в городе, в Иерусалиме, который был прообразом Новозаветной Церкви. Место, где скорее всего найдешь Христа, – храм (Лук 2:46), улицы евангельской Церкви, святые таинства, где дети Сиона проводят все свое время. У Невесты было хорошее намерение, когда она сказала: «Встану же я…», но все зависело от хорошего исполнения. Она поднялась и искала Возлюбленного (тот, кто ищет Христа, стремится Его познать и с Ним общаться, должен перевернуть каждый камень, должен искать Его везде), однако она не нашла его. Невеста оставалась неудовлетворенной и беспокойной, подобно Иову, ходившему во все стороны, но так и не узревшему знаков Божьего расположения (Иов 23:8,9);
так было и с псалмопевцем, когда он сетовал на то, что Господь скрывает от него Свое лицо (Пс 87:15). Бывает, что мы исполняем свое служение, но не обретаем утешения, ибо Дух дышит, где хочет. Как мучительно слышать снова и снова: «искала его и не нашла его» и как это похоже на слова Марии Магдалины: «…унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его»! (Иоан 20:13).
III. Как невеста спрашивала о Возлюбленном стражей (ст. 3). Ночью стражи обходят город, чтобы беречь его покой и безопасность, сопровождать и помогать добропорядочным и мирным гражданам, равно как и останавливать буйных. Стражи встретились невесте на пути, и она их спросила, нет ли у них каких-либо новостей о Возлюбленном. На улицах и площадях Иерусалима она могла бы встретить достаточно всего, что увело бы ее от поисков и развлекло, хотя тогда бы она Его не встретила; но ничто в глазах невесты не может сравниться с Ним. Благодатные души протискиваются сквозь множество других восторгов и наслаждений, следуя за Христом, которого почитают своею наивысшей радостью. Мария Магдалина видит возле гроба ангелов, но этого ей недостаточно, если только она не увидит Иисуса. «Не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Заметьте: свою любовь ко Христу мы должны доказывать настойчивыми расспросами о Нем. Сыны чертога брачного будут поститься, когда отнимется у них жених (Мат 9:15), особенно за грех, побудивший Его удалиться. И если поступаем так, то непременно будем беспокоиться о том, чтобы вернуть ощущение Его благосклонности, прилежно и непрестанно прибегая к надлежащим средствам для достижения этой цели. Мы должны исследовать Писания, много молиться, твердо держаться таинств, в сердце своем вопрошая: «Не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Только тот, кто сам видел Христа, способен помочь другим увидеть Его. Когда эллины пришли на поклонение в праздник, то обратились к Филиппу с той же просьбой, что и здесь невеста обращается к стражам: «Господин! нам хочется видеть Иисуса» (Иоан 12:21).
IV. И вот – наконец невеста находит Его (ст. 4). Она отошла от стражей, как только поняла, что у них нет никаких вестей о ее Возлюбленном. Она не пожелала оставаться со стражами, ибо среди тех Его не было, но продолжила поиски, потому что (как заметил Эйнсворт) ни общество братьев, ни церковь, ни духовные служители не смогут облегчить угрызений совести, если только сама душа не постигла Христа верою. Но стоило невесте отойти от стражей, как она нашла Того, Кого искала и сказала о Нем: «…которого любит душа моя». Радость была столь же великой, сколь сильным прежде было желание. Заметьте: тот, кто настойчиво ищет Христа, в конечном счете Его найдет, возможно, именно тогда, когда чуть не потеряет надежду (см. Пс 41:8,9; 76:10,11; Ис 54:7,8). Разочарование не должно уводить нас от благочестивых стремлений. Будьте стойкими, храните веру и терпение; ибо видение относится еще к определенному времени, и, хотя стражи не могут нам ничего о нем сказать, оно говорит о конце и не обманет, и утешение, которое последует за долгим ожиданием, в конечном счете окажется тем более приятным.
V. Как крепко держала невеста Возлюбленного, после того как нашла Его. Теперь она беспокоится о том, чтобы не потерять Его, так же сильно, как прежде заботилась о том, чтобы Его найти: ухватилась за него и держалась крепко, как и женщины, встретившие Христа после Его воскресения, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мат.28: 9). «Я не отпущу Его, более того, никогда не совершу поступка, который заставил бы Его уйти, но буду верою и молитвой убеждать Его остаться, а проявлением благодати сохраню внутренний мир». Тот, кто знает, с каким трудом приходит утешение и какой дорогой ценой оно куплено, будет бояться лишиться такового и не допустит легкомысленного к нему отношения, но любой ценой постарается сохранить. «Non minor est virtus quam quaerere parta tueri – Сохранение достижений подразумевает не меньше усилий, чем обретение таковых». Кто приобрел мудрость, тот должен сохранить ее (Прит 3:18). Кто ухватился за Христа руками веры и любви, тот не должен отпускать Его, и тогда Он будет с ним.
VI. Как сильно невеста желает, чтобы и другие познакомились с Возлюбленным: «…привела его в дом матери моей, чтобы все мои родственники, дорогие мне люди были облагодетельствованы общением с Ним». Когда Закхей нашел Христа, а вернее – был найден Им, пришло спасение дому его (Лук 19:9). Где бы мы ни нашли Христа, мы должны привести Его к себе в дом, а особенно – к себе в сердце. Церковь – наша мать, и нам надлежит заботиться о ее интересах, дабы с ней всегда был Христос, а также следует усердно молиться, чтобы Он всегда был со Своим народом и служителями. Душе, которая обрела знаки благосклонности со стороны Христа, подобает желать, чтобы и Церковь, и все собрания верующих в своем публичном статусе могли также обрести знаки Его благосклонности.
VII. Какую заботу невеста проявила о том, чтобы Возлюбленного не побеспокоили7 (ст. 5);
она настойчиво повторяет прозвучавшую ранее просьбу к дщерям Иерусалимским не будить и не тревожить Возлюбленного (Песн 2:7). Когда невеста привела Его в дом матери своей, где обитают ее сестры, то дала последним строгий приказ соблюдать спокойствие и порядок, быть к Нему очень внимательными, стараться Ему угодить и никоим образом Его не оскорбить. Объяснение сему находим в предписании, которое было дано Церкви в пустыне и касалось Ангела завета, пребывавшего среди народа: «блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него» (Исх 23:21). Следите, чтобы никто из вас не вскакивал с места и не беспокоил Его, но работал в безмолвии, занимался своим делом и не шумел; да будут удалены от вас всякое раздражение и крик, ибо таковые оскорбляют Святого Духа Божия (Еф 4:30,31). Существует мнение, что здесь звучит приказ Христа к дщерям Иерусалимским, чтобы они не тревожили и не беспокоили Его Церковь, не возмущали разум Его учеников, ибо Христос весьма трепетно относится к миру своей Церкви и всех ее членов, даже самых малых, а тот, кто смущает их, понесет на себе осуждение (Гал 5:10).
Стих 6. Здесь звучат слова дочерей Иерусалимских, к которым был обращен приказ (ст. 5). Ранее они смотрели на невесту с подозрением, ибо она была черна (Песн 1:6);
теперь же – восхищаются и говорят о ней с большим почтением: «Кто эта? Как она прекрасна! Кто бы предположил, что такая миловидная и очаровательная девушка может восходить от пустыни»? Точно так же говорили, когда Христос с триумфом входил в Иерусалим: «Кто Сей?» И о доступе незнакомцев в Церковь она сама говорит с удивлением: «Кто мне родил их?» (Ис 49:21).
1. Речь может идти об Иудейской Церкви, когда, после сорока лет хождения по пустыне, народ Божий вышел из нее, дабы блистательно завладеть землей обетованной, пояснением чему могут послужить слова Валаама, прозвучавшие в то время, когда народ взошел от пустыни как бы столбы дыма, а он стоял и восхищался: «С вершины скал вижу я его… Как прекрасны шатры твои, Иаков!» (Числ 23:9; 24:5).
2. Речь может идти о любом публичном освобождении Церкви, как, в частности – из Вавилонского плена, ветхозаветного и новозаветного Вавилона; тогда Церковь уподобляется столбам дыма, возносясь ввысь в благоговейной любви, и курению хвалы, от которой Господь обоняет приятное благоухание, как от жертвоприношения Ноя. Тогда Церковь становится милой взору своих друзей, а враги ее не смогут удержаться от благоговения пред нею и поклонятся пред ногами ее, и познают, что Господь возлюбил ее (Отк 3:9). Подчас страх перед иудеями нападает на их соседей (Есф 8:17), когда видят, что истинно с таковыми Бог.
3. Речь может идти о возвращении благодатной души из состояния забвения и отчаяния.
(1) Она восходит от пустыни, сухой и бесплодной земли, где нет никакого пути, где нет никакой воды, где путники всегда пребывают в нужде и в весьма затруднительном положении. Здесь благодатная душа может быть надолго оставленной блуждать, но, наконец, непременно выйдет под водительством Утешителя.
(2) Она восходит как бы столбы дыма, подобно облаку курения, поднимающемуся от жертвенника, или дыму от всесожжения. Сие подразумевает пламя благочестивой и благоговейной любви в душе, откуда восходит дым, а также восхождение в этом пламени души к небу (Суд 13:20). Сердце вознеслось к Богу на небо, как искры, устремившиеся вверх. Возвращение Христа к душе вдыхает жизнь в благоговейное поклонение, и более всего оживляет душу, восходящую от пустыни, именно общение с Богом.
(3) Она окуриваема миррою и фимиамом. Она обогащена благодатями Божьего Духа, которые подобны душистому халвану, или, будучи вновь зажженной благодатью, источает весьма приятное благоухание. Ее поклонение теперь особенно живо, она не только угодна Господу, но и мила в глазах других людей, готовых с восхищением восклицать: «Кто эта?» Какой памятник милости! Благодати и утешения, которыми она окуриваема, названы всякими порошками мироварника, ибо куплены дорогой ценой и доставлены издалека нашим Господом Иисусом, благословенным мироварником, предпринявшим далекое путешествие с огромными затратами, не меньшими по сравнению с ценой Его собственной Крови, дабы приобрести сие для нас. Это не растет на нашей почве и не производится в нашей стране, но ввозится из небесного Ханаана – лучшей страны.
Стихи 7-11. Дщери Иерусалимские с восхищением смотрели на невесту и хвалили ее, однако она не придала значения их похвале и не возгордилась, но отдает всю славу Христу, побуждая их перевести свой взор с нее на Него и советуя оказать Ему почтение, и сама принимается рукоплескать Возлюбленному. Здесь Он три раза назван Соломоном, причем, кроме данной главы, данное имя встречается еще всего лишь три раза во всей Книге Песни Песней (Песн 1:4; 8:11,12). Речь здесь идет именно о Христе – более великом, чем Соломон, который служил ярким прообразом Его мудрости и богатства, в особенности – в возведении храма.
У невесты вызывают восхищение три момента:
I. Надежность ложа Возлюбленного (ст. 7): «Вот одр его» – одр Соломона, очень богатый и изысканный; ибо такими были завесы Соломоновы. «Вот одр его – лучше Соломонова», – существует и такое чтение. Одр Христа – хотя Он и не имел, где приклонить голову, – лучше самого превосходного ложа Соломона. Одр Христа – Его Церковь, ибо Он сам сказал об этом: «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь…» Сердца верующих – одр Христа, ибо Он всю ночь лежит у них на груди (Еф 3:17). Небо – Его одр, покой, в который Он вошел, выполнив Свою работу. Или же сие может означать приятный отдых и удовлетворение, которое благодатные души обретают в общении с Христом. Об этом говорится как о Его одре, поскольку, хотя мы и допущены к таковому, и поэтому оно названо и нашим ложем (Песн 1:15), тем не менее нашим покоем является именно Его мир (Иоан 14:27). «Я успокою вас» (Мат 11:28). Это – одр Соломона, чье имя означает «мир», потому что именно в дни его правления жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею. В отношении одра Возлюбленного у невесты вызывает восхищение окружающая его охрана. Тот, кто нашел покой во Христе, не только поселился в тихой обители (многие все же подвержены величайшей опасности), но и обитает в надежном месте. Святая безмятежность верующих обеспечивается святой защитой. Одр окружают шестьдесят сильных, наподобие телохранителей царя или офицеров почетного эскорта; они – из сильных Израилевых – многих смелых и отважных мужей, взращенных во время правления Давида. Телохранители хорошо вооружены: все они держат по мечу и умеют им владеть; они опытны в бою и весьма искусны во всех видах брани. Они поставлены вокруг одра на необходимом расстоянии и находятся в позиции обороны; у каждого меч при бедре его, и руку они держат на мече, готовые к действию в случае малейшей тревоги; все это – ради страха ночного, по причине возможной опасности, ибо жизнь правителей, даже самых мудрых и наилучших, именно ввиду того, что они – самые ценные, подвержена большей опасности; таковые нуждаются в более сильной охране по сравнению с обычными гражданами. Или же ради страха и предчувствия, что опасность грозит невесте, телохранители поставлены специально для нее, дабы она не страшилась зла, которому сами верующие подвержены, особенно – ночью, когда все покрыто мраком, либо по причине их духовного состояния, либо по причине чрезвычайного беспокойства извне. Сам Христос, исполняя Свою миссию, постоянно находился под особой защитой Своего Отца. «…Тенью руки Своей покрывал Меня…» (Ис 49:2);
в Его распоряжении находились легионы ангелов. Церковь хорошо охраняема: тех, кто с ней, больше, чем тех, кто против нее. Дабы никто не нанес вред Его винограднику, Господь Сам ночью и днем стережет его (Ис 27:2,3). Верующий, если он находит покой во Христе и с Ним, даже в самое мрачное время, когда его одолевает ночной страх, находится в безопасности точно так же, как и Соломон в окружении своих телохранителей. Ангелы имеют особое поручение в отношении верующих, служители поставлены попечителями их душ, им надлежит быть сильными людьми, опытными в духовной брани, и держать меч духовный, который есть Слово Божие, при бедре в постоянной готовности усмирять страхи Божьего народа в ночи. Все атрибуты Божьи задействованы в охране безопасности верующих; сила Всевышнего соблюдает их, как крепкая башня (1Пет 1:5), их безопасность – в имени Господа (Прит 18:11), мир Божий защищает тех, в ком он воцарился (Фил 4:7), а плод правосудия для них – спокойствие и безопасность (Ис 32:17). Угроза исходит от мироправителей тьмы века сего, но мы в безопасности, если облачимся в оружия света.
II. Великолепие носильного одра Возлюбленного (ст. 9,10). Христос и верующие пребывают в безопасности под надежной охраной, поэтому, когда они появляются в обществе, подобно царям в их парадных каретах, сие явление величественно. Носильный одр был собственным изобретением и изделием Соломона; материалы весьма ценные: серебро и золото, ливанский кедр и пурпуровая ткань. И хотя Соломон изготовил его для себя, он был сделан ради дочерей Иерусалимских. Некоторые толкователи придерживаются мнения, что под носильным одром, или каретой, или легким экипажем (эти слова нигде более в Писании не упоминаются) подразумевается человеческая природа Христа, божественная же Его природа уподобляется открытой колеснице. Речь идет о творении Божьих рук (тело уготовал Мне);
устройство носильного одра было весьма изящным, но в основе лежала любовь, чистая любовь к детям человеческим. Существует также мнение, что речь идет о прообразе вечного Евангелия, в котором Христос являет Себя в открытой колеснице и с триумфом правит военной колесницей как победоносный и чтобы победить. Столпцы его, семь столбов (Прит 9:1), сделаны из серебра, ибо слова Господни – серебро очищенное (Пс 11:7), более того, они лучше тысяч серебра и золота. Носильный одр отделан пурпуровой тканью, а пурпурный – королевский цвет. Все украшения пропитаны драгоценной Кровью Христа, которая и придала им этот цвет. Но что делает славу носильного одра совершенной, так это – любовь. Внутренность его убрана с любовью, наполнена любовью, но не любовью чужих, как это было с Соломоном в дни его отступничества, а любовью дочерей Иерусалимских, святой любовью. Серебро лучше кедра, золото лучше серебра, но любовь лучше золота – лучше всего, она упомянута последней, ибо ничто не способно с ней сравниться. Евангелие целиком состоит из любви. По мнению Дерхема, под носильным одром подразумевается завет искупления, путь нашего спасения, как было задумано непреходящей волей Господа и явлено нам в Его Писаниях. Это именно та работа Христа, в которой наиболее ярко проявилась слава Его благодати и любви к грешникам, то, что делает Его привлекательным и достойным восхищения в глазах верующих. В этом завете им передается любовь Христа, и в нем их, образно говоря, с триумфом несут к совершенной любви. Он восхитителен по строению и замыслу – как во славу Христа, так и для утешения верующих. Он твердый и непреложный (2Цар 23:5);
у него есть столпцы, дабы быть непоколебимым, и сделан он из дерев Ливанских, не подверженных гниению; в его основании – золото, самый прочный металл. Кровь завета, эти насыщенно пурпуровые ткани, служит покрытием носильного одра, под которым верующие могут укрыться от ветра и бурь Божьего гнева и невзгод мира сего. А внутри носильного одра находится то, что являет саму его суть, а именно – любовь, та превосходящая разумение любовь Христова, величина которой неизмерима.
III. Великолепие царского сана Возлюбленного, когда Он является во всей роскоши (ст. 11). Здесь обратите внимание:
1. На призыв к дщерям Сионским, дабы они лично узнали о лучезарном сиянии царя Соломона: Пойдите и посмотрите на него. Присутствие множества зрителей делает великолепный парад еще прекраснее. Христос в Своем Евангелии являет Себя. Так пусть же каждый из нас присоединится к числу воздающих Ему честь, предавшись весьма приятному созерцанию Его явления. Кто почтит Сионского царя, если не дочери Сиона? У них есть причина для великой радости по поводу Его прихода (Зах 9:9).
(1) Итак, посмотрите на Него. Насладитесь созерцанием Христа во славе Его. Смотрите на Него глазами веры, не отрываясь. Это стоит видеть: посмотрите и восхищайтесь Им, посмотрите и возлюбите Его, взгляните на Него и познайте Его снова.
(2) Пойдите и посмотрите на Него; уйдите от мира, подобно тем, кто не видит в мире ни красоты, ни превосходства по сравнению с тем, что можно увидеть во Христе. Отрекитесь от себя, и пусть свет Его непревзойденной красоты избавит вас от заносчивости. Пойдите, как Закхей, в то место, где сможете увидеть Его, на улицу, по которой надлежит проходить Христу.
2. На указание для дщерей Сиона обратить особое внимание на то, что они не каждый день увидят, а именно – на венец: либо венец из золота, украшенный драгоценными камнями, который был на нем в день коронации (мать Соломона Вирсавия, хотя и не раздобыла венец для сына сама, но благодаря своевременному вмешательству помогла уберечь таковой, когда на него покушался Адония), либо – на венок или гирлянду из цветов и зелени, перевязанных лентами, которые сделала ему мать для украшения церемонии бракосочетания. Возможно, день коронации Соломона совпал с днем свадьбы, днем бракосочетания его, когда гирлянды из цветов, сплетенные его матерью увенчали Соломона вдобавок к венцу, которым его короновал народ. Применительно ко Христу здесь говорится (1) о многих оказанных Ему почестях, о силе и власти, на Него возложенных: пойдите, и вы увидите царя Иисуса в венце, которым увенчал Его Отец, когда провозгласил, что Сей есть Сын Его возлюбленный, в Котором Его благоволение, когда помазал Его Царем над Сионом, святою горою Своей, когда возвысил Его, посадив одесную Себя и наделив наивысшей властью как на небе, так и на земле, и все положил под ноги Его.
(2) О бесчестии, которым покрывали Христа гонители. Существует толкование, что здесь идет речь о терновом венце, который Его мать, иудейская Церковь, надела на Христа в день смерти, который стал днем бракосочетания Его со Своей Церковью, когда Он возлюбил и предал Себя за нее (Еф 5:25);
стоит обратить внимание на то, что, когда Иисуса вывели с венцом из терна на голове, Пилат сказал, обращаясь к дщерям Сиона: «Се, Человек!»
(3) Кажется особенно вероятным, что здесь речь идет о чести, оказанной Христу Его матерью Церковью и всеми истинными верующими, в сердцах которых Он образовался и о которых сказал: «…тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мат 12:50). Они воздали Ему славу за Его подвиг; Ему слава в Церкви (Еф 3:21). Когда Христос принимает верующих как Своих и вступает с ними в вечный завет, то [1] этот день становится днем Его коронации в душах верующих. До обращения они короновали самих себя, но затем стали короновать Христа и продолжают это делать по сей день. Они назначили Его своим главой; они пленяют всякое помышление в послушание Христу; они воздвигли Ему престол в своих сердцах и бросили все свои венцы Ему под ноги.
[2] Именно в день бракосочетания его Христос обручает верующих Себе навсегда в милости и сострадании, принимает их к Себе в вере и любви, отдает им Себя Самого в обетованиях, и все, что у Него есть, отдает им во владение. «…Не будь с другим; так же и я буду для тебя» (Ос 3:3). И Ему они предстали чистыми девами.
[3] Этот день – радостный для сердца Его; Христу угодна честь, оказанная Ему Его народом, Он доволен развитием Своего интереса среди людей. Падет ли сатана пред ними? В тот час возрадуется духом Христос (Лук 10:18,21). Когда грешники каются – на небе радость; семья рада возвращению блудного сына. Пойдите и посмотрите благодать Христа по отношению к грешникам – это Его венец, Его ярчайшая слава.