12 глава

Обещанное в предшествующей главе спасение сравнивалось со спасением Израиля, «когда он выходил из земли Египетской»; этими словами заканчивается та глава. Теперь же, подобно тому как Моисей вместе с сынами Израилевыми пел песнь хвалы Божьей славе (ИсхД5:1), так же поступит народ Божий в тот день, когда корень Иессеев станет знаменем для народа Божия, а также предметом стремлений и радости для всех народов. В тот день (I) каждый верующий лично будет петь песнь хвалы за обретенное им в этом спасении благо: «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи» (ст. 1-3). Дело благодарения будут совершать в уединении. (II) Многие дружно соберутся воздать Господу хвалу за всеобщее благо, которое несет это спасение: «И скажете в тот день: славьте Господа» (ст. 46). Дело благодарения будут совершать сообща; и в собраниях праведных все вместе воспоют Богу хвалу.

Стихи 1-3. Это первая часть гимна хвалы, предназначенного для воспевания в Церкви, в иудейской Церкви, когда Бог совершил для нее великое избавление, и в христианской Церкви, когда в мире установится Царство Мессии вопреки сопротивлению сил тьмы: и скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи. Церковь, собранная из рассеяния в одно тело, будет все как один единодушно и единогласно славить таким образом Бога, Который един, и имя Его едино. В тот день, когда Господь совершит для тебя эти великие деяния, ты скажешь: славлю Тебя, Господи. То есть:

I. «У тебя будет причина сказать это». Обетование надежно, и заключающиеся в нем благословения весьма щедры, и, когда они будут дарованы, у Церкви появится множество поводов для радости, а значит множество поводов для благодарения. Средствами выражения ветхозаветных пророчеств, относящихся ко времени Евангелия, зачастую являются радость и хвала, сопутствующие благовестию. Ибо неоценимые преимущества, которые мы имеем в Иисусе Христе, требуют самого возвышенного и величественного благодарения. П. «У тебя будет желание сказать это от всего сердца». Речь идет о даре, который будет венчать все остальные Божьи дары Его народу. Господь наградит людей свойством воздавать Ему всю славу и всегда говорить о Его дарах с благодарностью и хвалой. И скажешь, то есть тебе следует сказать это. В тот день, когда многие люди придут домой к Иисусу Христу и соберутся у Него, как голуби у своих окон, ты не будешь (подобно иудеям, выражавшим свое недовольство по поводу милости, явленной язычникам) завидовать оказанному им Христом гостеприимству, но вместо этого скажешь: славлю Тебя, Господи. Следует заметить: нам надлежит радоваться и благодарить за благодать, дарованную Господом другим, так же как и за дарованную нам самим.

1. Верующих здесь учат благодарить Бога за то, что Он отвратил от них Свое недовольство и вернул им Свое расположение: «Славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня…» (ст. 1). Следует заметить: даже Божье недовольство не должно лишать нас настроения хвалить Его. Пусть Он и гневается на нас, пусть убивает нас, тем не менее мы должны довериться Ему и поблагодарить. У Бога часто возникают законные основания гневаться на нас, у нас же нет и никогда не будет ни малейшего основания гневаться на Него или говорить о нем иначе, чем только хорошее; даже когда Господь обвиняет нас, мы должны хвалить Его. Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Следует заметить:

(1) Бог подчас гневается на Свой собственный народ, и появляются плоды этого гнева, на которые людям надлежит обращать внимание, чтобы смириться под крепкую руку Господа.

(2) Хотя Бог может некоторое время гневаться на Своих, тем не менее в конечном счете Он отвратит Свой гнев: на мгновение гнев Его, и не вечно Он ведет тяжбу. Бог отвратил Свой гнев против человечества благодаря Иисусу Христу, корню Иессееву, ибо Он мир наш.

(3) С кем Бог примирился, тех Он утешает; даже сам факт отвращения гнева — уже для них утешение; но это еще не все: кто имеет мир с Богом, тот может хвалиться надеждою славы Божией (Рим 5:1,2). Более того, подчас Господь приводит Свой народ в пустыню, чтобы там говорить к сердцу его (Ос 2:14).

(4) Отвращение от нас Божьего гнева и возвращение утешения должно стать предметом нашей радостной и благодарной хвалы.

2. Верующих учат ликовать о Господе и о преимуществах, которые Он им дает: «Вот, смотрите и изумляйтесь; Бог спасение мое (ст. 2);

не только мой Спаситель, благодаря которому я спасен, но и само спасение, при котором я в безопасности. Я полагаюсь на Него в своем спасении, ибо убедился, что Он — спасение. Ему принадлежит слава за всякое спасение, совершенное для меня, и только от Него, а не от гор и холмов, я жду спасения, когда необходимость в нем возникнет в дальнейшем; и если Бог будет моим спасением, если Он возьмется за мое вечное спасение, то я уповаю на Него в том, что Он подготовит меня к таковому и сохранит меня для него. Я уповаю на Него во всех моих быстротечных заботах, не сомневаясь, что Господь все обратит мне на благо. Я стану уверенным, то есть у меня всегда будет спокойно на душе». Следует заметить: у кого Бог — спасение, тот может радоваться со святой уверенностью и безмятежностью в душе. Пусть вера в Бога, как в наше спасение, будет действенной, чтобы (1) заглушить наши страхи. Мы должны уповать и не бояться, не бояться, что Бог, на Которого мы уповаем, подведет нас; нет, такой опасности не существует; не бойтесь никакой твари, даже самой устрашающей и грозной. Следует заметить, что вера в Бога главное средство против тревожных и мучительных страхов.

(2) Поддержать нашу надежду. Не Господь ли Иегова наше спасение? Тогда Он будет нашей силой и пением. У нас есть работа, которую нужно делать, и искушения, которым нужно противостоять; и мы можем полагаться на Бога в том, что Он даст нам силы для того и другого, равно как и даст крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, потому что Он наша сила; Его благодать так же наша сила, и этой благодати довольно для нас. Нам предстоит перенести много бед, много печалей ждет нас в долине слез, и мы можем положиться на Господа в том, что Он утешит нас во всех скорбях, ибо Он наше пение; Господь дает песни в ночи. Если мы захотим, чтобы Бог был нашей силой, и станем на Него полагаться, то Он будет нашей силой; если мы захотим, чтобы Бог был нашим пением, и станем Им утешаться, то Он будет нашим пением. Для многих добрых христиан Бог их сила, но не пение, они ходят во мраке, хотя свет сияет на них. Для кого Бог сила, тот должен позаботиться, чтобы Господь был и его пением, то есть должен воздать Богу всю славу за то, что Он — его сила (см. Пс 67:36), и найти в этом утешение, ибо Господь станет его спасением. Примите во внимание звание, которым величают здесь Бога: Иах, Иегова (англ.пер., ст.2). Иах сокращенное от Иегова, и то и другое символизирует вечность и неизменность Господа — качества, которые являются большим утешением для людей, полагающихся на Него как на свою силу и пение. Существует мнение, что Иах обозначает «Сын Божий, ставший человеком», Он Иегова, и мы можем хвалиться Им как своей силой, пением и спасением.

3. Верующих учат находить для себя утешение в Божьей любви и во всех знаках этой любви: «А посему, так как Господь Иегова ваша сила и пение, в радости будете почерпать воду…» (англ.пер., ст.3). Следует заметить: тот факт, что Бог заверил нас в Своей любви и мы на собственном опыте познали благо и утешение от Его благодати, должен сильно ободрить нас в вере в Него и в уповании на Него: «Из источников спасения в Боге, Который является источником всякого добра для Своего народа, в радости будете почерпать воду. Божья милость потечет к вам, и вы испытаете от нее утешение и воспользуетесь ее благословенными плодами». Следует заметить:

(1) Божьи обетования, открытые, утвержденные и данные нам в Его установлениях, являются источниками спасения, источниками Спасителя (есть и такое чтение), ибо через них мы узнаем о Спасителе, о спасении и получаем его.

(2) Наш долг — верою черпать воду из этих источников, извлекать из них припасенные для нас благо и утешение, признавая, что там находятся все наши чистые источники и все наши чистые ручьи текут оттуда (см. Пс 86:7).

(3) Черпать воду из источников спасения надлежит с большим прилежанием и удовольствием. Такова воля Бога, чтобы мы веселились пред Ним и в Нем (Втор 26:11), радовались в доме молитвы (Ис 56:7) и соблюдали Его праздники в веселии (Деян 2:46).

Стихи 4-6. Это вторая часть евангельской песни, которая имеет такое же предназначение, как и предшествующая. Там верующие побуждали себя славить Господа, а здесь приглашают к этому и ободряют друг друга, помышляя о том, чтобы песнь хвалы разносилась повсюду, привлекая других присоединиться к ним в славословии. Примите во внимание:

I. Кого здесь призывают славить Бога: жителей Сиона и Иерусалима, которых Бог особым образом защитил от жестокости Сеннахирима (ст. 6). Кому Бог явил исключительную милость, тому надлежит проявить наибольшее усердие и ревность в прославлении Всевышнего. Евангельская Церковь это Сион. Христос Царь Сиона. Имеющие в Церкви имя и место должны посвятить себя распространению знания о Христе и привести к Нему многих. Жительница Сиона слово употреблено в женском роде. Пусть слабый пол будет сильным в Господе, и из их уст Господь устроит хвалу.

II. Они должны хвалить Господа (1) молитвой: призывайте имя Его. Подобно тому как благодарение за прошлые милости является достойным способом прошения о будущих милостях, так и прошение о будущих милостях благосклонно принимается в качестве благодарной признательности за обретенные милости. Призывая имя Господа, мы воздаем надлежащую Его имени славу Всевышнему, как своему могущественному и щедрому благодетелю.

(2) Проповедью и письмом. Мы должны не только говорить с Богом, но и говорить о Нем с другими, не только призывать Его имя, но и (как написано на полях) провозглашать Его имя; пусть другие узнают от нас еще больше уже известного им о Боге и о Его делах, посредством которых Он сообщил о Себе. Возвещайте дела Его, Его предопределения (существует такое чтение);

дело искупления соответствует предопределению Его воли, в этом и в других чудесных делах мы должны замечать помышления Его, которые о нас (Пс 39:6). Возвещайте это в народах, среди язычников, чтобы они приобщились к Израилю и к Богу Израилеву. Когда апостолы благовествовали всем народам, начав с Иерусалима, тогда исполнилось написанное здесь о возвещении дел Господа всем народам и о том, что о Его деяниях узнают по всей земле.

(3) Святым ликованием и радостью: «Веселись и радуйся:; принимай Благую Весть сам и сообщай ее другим с криками «Ура!» и с громкими восклицаниями, подобными крику побеждающих (Исх 32:18) или трубному звуку при венчании на царство» (Числ 23:21).

III. Почему должны славить Господа.

1. Потому что Он прославил Себя. Помните сами и напоминайте другим о том, что велико имя Его и становится все ярче и заметнее; этому порадуется каждый благочестивый человек.

2. Потому что Бог возвеличил Свой народ: Он соделал великое для них, благодаря чему они выглядят великими и важными.

3. Потому что Бог был, есть и будет великим среди них: велик Святый, ибо Он славен святостью; потому-то и велик, что свят. Истинное благочестие является истинным величием. Он велик, будучи Святым Израилевым посреди славящего Его народа (Пс 75:2), Он являет Себя у них, блистательно выступая на их стороне. Слава и счастье Израиля заключаются в том, что Бог, состоящий с ними в завете и пребывающий среди них, бесконечно велик.