Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Исаия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 13189 Все тексты автора Мэтью Генри
Введение
Пророк это звание, которое звучит величественно для разумеющих, хотя в глазах мира многие из удостоившихся его казались весьма ничтожными. Пророк человек, пребывающий в очень близком общении с Небом и пользующийся там большим авторитетом, а следовательно облаченный властью на земле. Под пророчеством подразумевается любое откровение свыше (2Пет 1:20,21), потому что оно в снах и посредством голосов или видений сообщалось сначала пророкам, а ими сынам человеческим (Числ 12:6). В действительности же Бог однажды обратился ко всем тысячам Израилевым с вершины горы Синай, однако в результате израильтяне были охвачены столь сильным страхом, что умоляли Господа в будущем говорить с ними, как Он поступал прежде, через людей, подобных им, страх перед которыми не может смутить их, и рука которых не будет тяжела для них (Иов 33:7). Бог одобрил это предложение (Он сказал: «Все, что ни говорили они, хорошо», Втор 5:27,28), и тогда по согласию сторон было принято решение, что впредь нам предстоит слышать Бога не упомянутым выше образом, а через пророков, принявших непосредственно от Господа наставления и поручение передать таковые Его Церкви. Прежде чем начал слагаться священный канон Ветхого Завета, были пророки, заменявшие Церкви Библию. Наш Спаситель, по-видимому, причисляет к пророкам Авеля (Мат 23:31,35). И Енох был пророком через него прозвучало первое предсказание о событии, которому предстоит исполниться в последнюю очередь, а именно о суде великого дня: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» (Иуд.14). Ной был проповедником праведности. И об Аврааме Бог сказал, что он пророк (Быт 20:7). Грядущее предсказывал Иаков (Быт 49:1). Более того, все патриархи названы пророками: и пророкам Моим не делайте зла (Пс 104:15). Моисей вне сравнения, он самый выдающийся из всех ветхозаветных пророков, ибо с ним Господь говорил лицем к лицу (Втор 34:10). К тому же, он был первым писавшим пророком, его рукою заложена первооснова Святого Писания. И даже призванные быть его помощниками в управлении имели дух пророчества таким обильным было излияние этого духа в то время (Числ 11:25). Но после смерти Моисея на протяжении нескольких веков Дух Господень являлся и действовал в Церкви Израилевой в большей мере как дух воинствующий, чем как дух пророческий, и вдохновлял людей скорее на деяния, нежели на слова. Имею в виду время судей. Мы находим, что Дух Господень сходил на Гофониила, Гедеона, Самсона и других ради служения своей стране мечом, а не пером. Сообщения с небес посылались ангелами, например Гедеону и Маною, а также народу (Суд 2:1). Во всей Книге Судей Израилевых ни разу не упоминается пророк, и только Девора названа пророчицей. Слово Господа весьма ценилось; видения тогда были не часты (1Цар 3:1). В распоряжении народа имелся недавно записанный Моисеев закон пусть изучают. Но в Самуиле пророчество возродилось, и с ним началась замечательная эпоха, или период в истории Церкви, время великого света в постоянной и непрерывной последовательности пророков вплоть до некого момента немного спустя после пленения, когда канон Ветхого Завета был завершен на пророке Малахии, и затем пророчество прекратилось приблизительно на 400 лет до пришествия Великого Пророка и Его предтечи. Некоторые пророки вдохновлялись свыше на написание истории Церкви, но они не ставили своих имен на писаниях; они лишь ссылались для доказательства на подлинные летописи тех времен, которые, как известно, были написаны другими пророками, такими как Гад, Адда и др. Пророками были Давид и прочие псалмопевцы, писавшие для Церкви священные песни. После них часто упоминаются пророки, которым давались отдельные поручения или которые назначались на особые публичные служения, самыми известными из них в царстве Израилевом были Илия и Елисей. Однако никто из этих пророков не записывал своих пророчеств, все, что от них осталось, это упоминания в летописях тех времен; рукописей, принадлежавших перу этих пророков, не было, кроме (насколько я помню) одного послания Илии (2Пар 21:12). Однако ближе к концу царств Иуды и Израиля Богу было угодно распорядиться, чтобы Его слуги пророки писали и оглашали некоторые из своих проповедей или отрывки из них. Точными датами многих из пророчеств мы не располагаем, но самое ранее из них относится ко времени правления иудейского царя Озии и его современника израильского царя Иеровоама второго, то есть примерно за 200 лет до пленения и незадолго до того, как Иоас убил Захарию, сына Иодая, во дворе храма. Хотя и начали убивать пророков, их пророчеств не убьют, таковые останутся свидетелями против убийц. Первым из этих пишущих пророков был Осия; Иоиль, Амос и Авдий опубликовали свои пророчества примерно в то же время. Исайя начал писать несколько позже, хотя и не намного, однако его пророчество поставлено первым, потому что оно самое большое из всех и более всего сообщает о Том, о Ком свидетельствовали все пророки; действительно, в нем так много сказано о Христе, что писавший справедливо именуется Евангельским Пророком или, согласно некоторым богословам древности, Пятым Евангелистом. Мы еще обсудим общее заглавие данной книги (ст. 1), поэтому здесь рассмотрим лишь несколько моментов:
I. Относительно самого пророка. Он происходил (если верить преданиям иудеев) из царского рода, поскольку его отец (говорят) был братом царя Озии. Несомненно, он часто бывал при дворе, особенно во время Езекии, как мы находим в его повествовании, благодаря чему, по мнению многих, стиль его письма более доскональный и изысканный, чем у некоторых других пророков, и местами весьма возвышенный и высокопарный. Дух Божий подчас использует особую одаренность пророка на служение Своим собственным целям; ибо пророки были не говорящими трубами, через которые говорил Дух, а говорящими людьми, посредством которых говорил Дух, используя их природные способности, что касается как света, так и пламени, давая им превзойти самих себя.
II. Относительно его пророчества. Оно непревзойденное и чрезвычайно полезное; таковым оно было тогда для Церкви Божьей, служа обличению во грехе, руководству в служении и утешению в горе. Здесь говорится о двух больших бедах Церкви и о причитающемся в них утешении: о вторжении Сеннахирима, которое произошло при жизни пророка, и о пленении в Вавилон, случившемся много позже. В поддержке и ободрении, припасенных на каждое из этих времен нужды, мы находим изобилие евангельской благодати. В Евангелиях не найдешь так много цитат из какой-либо другой, возможно, даже из всех книг пророчеств Ветхого Завета, как из этой, тем более с таким явным свидетельством о Христе, сообщающем о Его рождении от Девы (гл.7) и о Его страданиях (гл.53). В самом начале данная книга изобилует обвинениями во грехе и угрозами суда; ближе к концу она полна добрых и утешительных слов. К такому приему Дух Христов прибегал прежде в пророках и до сих пор прибегает, чтобы сначала обличить, а потом утешить; кто желает благословения утешением, тот должен покориться обличениям. Несомненно, Исайя произнес много проповедей и сообщил людям немало истин, не записанных в данной книге, как было с Христом; и, вероятно, те проповеди были более полными и обстоятельными по сравнению с изложенным здесь, но записать надлежало именно столько, сколько Безмерная Мудрость сочла нужным передать нам, достигшим последних веков; и эти пророчества, равно как и истории о Христе, записаны, чтобы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его; ибо и нам Евангелие возвещено, как и тем, жившим тогда, причем яснее. О, пусть бы оно было растворено верою!