Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Исаия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 13314 Все тексты автора Мэтью Генри
45 глава
В предыдущей главе Кир был назначен Божьим пастырем. В этой главе больше сказано для него, как и о нем, не только потому, что ему предстояло стать инструментом освобождения евреев из плена, но и потому что при этом он должен был выступить в роли прообраза великого Искупителя, а данное освобождение было прообразом великого искупления от греха и смерти, ибо об этом спасении свидетельствовали все пророки. Эта глава рассказывает (I) о великих вещах, которые Бог совершит для Кира, чтобы он имел возможность освободить народ Божий (ст. 1-4). (II) О доказательстве, с помощью которого Бог еще раз подтвердит Свою вечную власть и божественную природу, Свое вездесущее и неоспоримое владычество (ст. 5-7). (III) О молитве ускорить освобождение (ст. 8). (IV) Об обуздании неверующих евреев, которые были недовольны Богом за продление их плена (ст. 9,10). (V) Об ободрении верующих евреев, которые верили Богу и были постоянны в молитве; заверения в том, что Бог в должное время исполнит это дело рукой Кира (ст. 11-15). (VI) О вызове, брошенном идолопоклонникам: им зачитан их смертный приговор; а поклоняющимся истинному Богу обещано удовлетворение и утешение со ссылкой на Посредника, Который сотворен Богом и станет для нас праведностью и оправданием (ст. 16-25). Здесь, как и во многих других частях этого пророчества, говорится много о Христе и евангельской благодати.
Стихи 1-4. Кир был мидянином, происходившим (как говорят некоторые) из рода Мидийского царя Астиагеса. Языческие исследователи не пришли к согласию в вопросе о его происхождении. Некоторые рассказывают, что в младенчестве он был изгнанником, лишенным всякой защиты, и спасся благодаря жене пастуха. Однако (и с этим все соглашаются) благодаря своей необычной одаренности он вскоре стал весьма значительной личностью, особенно когда Крез, царь Лидии, предпринял попытки захватить его страну. Он не только отразил эти попытки, но и, используя преимущества, которые имел по сравнению с Крезом, отомстил с такой энергией, что вскоре захватил Сардис и стал правителем богатого царства Лидийского и многих принадлежавших ему провинций. Это весьма возвеличило его (ибо богатство Креза вошло в поговорку) и дало возможность одержать победы во многих странах. Но около десяти лет прошло после этих событий, прежде чем Кир в союзе со своим дядей Дарием и войсками Персии захватил Вавилон. Здесь предсказывается это известное нападение, описанное к Книге Даниила, гл.
5. К тому времени Вавилон стал чрезвычайно богатым и укрепленным городом. Он простирался на сорок пять миль (некоторые говорят, что больше): окружавшие его стены были толщиной тридцать два фута и высотой 100 локтей. Одни говорят, что их толщина позволяла шести колесницам ехать в ряд по ним; другие утверждают, что их толщина была 50 локтей, а высота 200 локтей. Похоже, Кир имел огромное желание стать правителем этого места и долго готовился к его захвату; и наконец он совершил его. И в данной главе, за 210 лет до того, как это произошло, нам говорится:
I. Какие великие дела совершит для него Бог, чтобы он обладал достаточной силой для освобождения Его народа. Чтобы сделать это, он должен быть могущественным завоевателем и богатым монархом, а народы должны платить ему дань, предоставлять мужчин и деньги. То, что здесь Бог обещает сделать для Кира, Он мог бы сделать для Зоровавеля или других евреев, но Бог не хотел вверять богатство и власть этого мира Своему собственному народу, ибо им сопутствуют многие сети и искушения; и если ради блага Церкви была возможность использовать их, то Он предпочитал отдать их в руки других, чтобы они действовали ради блага Его народа, а не рисковать, передавая их в его руки. Здесь Кир назван помазанником Бога, ибо был предопределен и обеспечен необходимыми качествами для совершения этого великого служения волей Бога, а потому стал прообразом Мессии. Бог не только будет держать его за правую руку, не только укрепит и поддержит, но направит его движения и намерения, как Елисей наложил свои руки на руки царя, когда тот собирался выстрелить стрелой против Сирии (4Цар 13:16). Находясь под таким руководством:
1. Он расширит свои завоевания очень далеко и ничего не оставит от противостоящей ему оппозиции. Вавилон был слишком укрепленным городом для такого молодого героя, чтобы с него начинать свою карьеру, поэтому, чтобы в дальнейшем справиться с этой задачей, он должен был окрепнуть в других завоеваниях.
(1) Ему покорятся царства, населенные большим количеством людей. Бог покорит ему народы, когда его успешность достигнет пика, то он в одно мгновение не оставит ничего от народов, к которым был послан; тем не менее не он покорял их, а Бог покорял их ему, Господь сражался, поэтому и победа принадлежала Ему.
(2) Могущественные цари падут перед ним: «Я сниму поясы с чресл царей» то ли снимет пояса, расположенные на их чреслах, тем самым лишая их власти и почестей, то ли лишит их чресла силы; это буквально исполнилось с Валтасаром, когда он испугался надписи на стене и связи чресл его ослабели (Дан 5:6).
(3) Большие города сами сдадутся ему в руки, не предоставляя ни ему, ни себе никаких проблем. Бог склонит стражников города отворить перед ним двери и ворота; но они сделают это не из страха, поступая как предатели, а после того, как убедятся в том, что соперничать с ним нет никакого смысла; и поэтому перед ним ворота не будут закрыты, как перед врагом, а откроются, чтобы принять его как друга.
(4) Самые длинные и опасные переходы для него будут легкими и необременительными: «Я пойду перед тобою, чтобы расчистить путь и вести тебя по нему, и тогда кривые дороги станут прямыми (англ.пер.), или горы станут ровными (рус.пер.)». Для тех путь будет легким, перед кем идет Бог.
(5) Никакая оппозиция не устоит перед Ним. Давший Киру поручение сокрушит медные двери, которые закрыты перед ним, и сломает запоры железные, которыми они заперты. Это исполнилось буквально, если Геродот писал правду о том, что город Вавилон имел 100 медных ворот с запорами и перекладинами из того же металла.
2. Он значительно пополнит свою казну (ст. 3′ «Я отдам тебе хранимые во тьме сокровища, золото и серебро, которые долго хранились запертыми и в течение многих лет не видели света», или подразумеваются богатства, закопанные жителями из страха перед захватом города. Богатства многих народов были привезены в Вавилон, и Кир завладел ими. Сокрытые богатства, принадлежавшие то ли венцу, то ли частным лицам, станут добычей Кира. Так Бог, желая, чтобы он исполнил служение для Его Церкви, заранее щедро заплатил ему, а Кир, искренне признав оказанную ему Божью милость и поразмыслив о ней, освободил пленников (Ездр 1:2): «Все царства земли дал мне Господь Бог небесный, тем самым обязав меня построить Ему дом в Иерусалиме».
II. Что Бог планировал, делая все это для Кира. Мы можем легко догадаться, к чему стремился Кир, участвуя в этих войнах, но здесь нам говорится о том, к чему стремился Бог, даровав ему такой поразительный успех в войнах.
1. Чтобы был прославлен Бог Израиля: «Чтобы ты познал, благодаря этим событиям, что Я Господь, Бог Израиля, ибо Я назвал тебя по имени задолго до того, как ты был рожден». Когда Киру принесут и покажут это пророчество Исайи, говорящее о нем, и он найдет там свое имя и собственные достижения, детально описанные задолго до их свершения, то он должен осознать, что Бог Израиля есть Господь Иегова, единственный живой и истинный Бог, и что Он продолжает владеть Израилем, хотя тот находится в плену. Хорошо, когда подобным образом процветание человека приводит его к познанию Бога, ибо чаще всего оно побуждает забыть Его.
2. Чтобы Божий Израиль был освобожден (ст. 4). Кир не знал Бога как Бога Израиля. Так как он был научен поклоняться идолам, то истинный Бог был для него неизвестным Богом. И хотя он не знал Бога, но Бог не только знал его, когда тот появился на свет, но заранее предузнал его и говорил о нем, как о Своем пастыре. Он назвал его по имени Кир, более того, что особенно прославляло его, назвал Своим помазанником. Но почему Бог сделал все это для Кира? Не ради него самого (да будет это ему известно);
вопрос не в том, был ли он добродетельным человеком или нет. Ксенофонт, описывая в своей книге «Воспитание Кира» героические добродетели превосходного правителя, использовал имя Кира и многие детали из его истории, но другие историки представляют его высокомерным, жестоким и кровожадным. Бог предпочел его ради Иакова, раба Своего. Отметьте:
(1) во всех переворотах стран и царств, когда внезапно падает великий и сильный, а слабый и неизвестный добивается поразительных успехов, Бог действует ради блага Своей Церкви.
(2) Поэтому те, кому Бог дал богатство и власть, поступят мудро, если используют их для Его славы, совершая милость для Его народа. Кир был продвинут, чтобы Израиль освободился из плена. Он будет иметь царство лишь для того, чтобы народ Божий мог получить свободу, ибо царство народа Божьего не от этого мира, но оно настанет. Во всем этом Кир был прообразом Христа, одержавшего победу над начальствами и властями; Ему были вверены неисследимые богатства для использования и ради блага рабов Божьих, Его избранных. Он, восшед на высоту, пленил плен, взял в плен тех, которые имели других пленников, и узникам открыл темницы.
Стихи 5-10. В этих стихах Бог заявляет о Своем исключительном и полновластном владычестве, желая доказать и возвестить о нем миру во всех великих делах, которые Он сделал для Кира и через него. Обратите внимание:
I. Как изложена доктрина о всемогуществе великого Иеговы.
1. Он единственный Бог и кроме Него нет Бога. В этих стихах насаждается эта фундаментальная истина, и если бы ей твердо верили, то идолопоклонство было бы упразднено. С каким нагоняющим ужас, повелевающим величием и властью, бросая вызов всем притворщикам, великий Бог возвещает миру: «ЯГосподь, Господь Иегова, и нет Бога кроме Меня. Нет другой такой же самосуществующей и самодостаточной Личности,такой же безграничной и вечной». И вновь (ст. 6): «…нет никого кроме Меня. Все, кто соперничает со Мной, обманщики; все они суета и ложь, ибо Я Господь, и нет иного». Эти слова сказаны Киру не только для того, чтобы исцелить его от греха предков, поклонявшихся идолам, но чтобы предотвратить грех, которому были подвержены некоторые его предшественники, одержавшие победы и ставшие полновластными монархами, которые выставляли себя богами и делали из себя идолов; именно этому греху приписывают происхождение идолопоклонства. Пусть Кир, став богатым и великим, помнит, что Он всего лишь человек и что кроме Бога нет никого иного.
2. Он Господь всего сущего, и без Него ничего не происходит (ст. 7): «Я образую свет, приятный и полезный, и творю тьму, несущую печаль и вызывающую неприятные чувства. Я делаю мир (имеются в виду все блага) и произвожу бедствия, но не грех (Бог не может быть творцом греха), то есть наказываю. Я, Господь, повелеваю и направляю и делаю все это». Обратите внимание:
(1) на противоположные по сути события, которые происходят с сынами человеческими. Свет и тьма противоположны друг другу, но в ходе провидения они иногда перемешиваются, как утренние и вечерние сумерки, ни день, ни ночь (Зах 14:7). В одной чаше перемешаны радость и печаль, которые ослабляют друг друга. Иногда они полностью замещают друг друга, как полуденный свет и полночная тьма. В природе при смене дня у каждого есть своя очередь и каждому предшествует короткий переходный период, как свидетельствует ситуация Иова.
(2) Все существует за счет одной и той же причины, и это Первопричина всего сущего: Я, Господь, источник всего живого, источник всей силы. Тот, Кто сотворил природный свет (Быт 1:3), продолжает творить предопределенный свет. Тот, Кто вначале сделал мир между сорящимися потомками и силами природы, творит мир в делах человеческих. Тот, Кто позволил существовать природной тьме, которая была обычным отсутствием света, продолжает творить предопределенную тьму, ибо что касается бедствий и страданий, то Он учреждает положительный порядок. Отметьте: мудрый Бог располагает в определенном порядке все наши утешения и все наши трудности в этом мире.
II. Как эта доктрина доказывается и оглашается.
1. Она доказывается тем, что Бог сделал для Кира: «Нет Бога кроме Меня, ибо (ст. 5) Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня. Не твой собственный идол, которого ты знал и которому поклонялся, препоясал тебя для выполнения этого поручения, не он дал тебе власть и возможность совершить это. Нет, Я препоясал тебя, Я, Которого ты не знал и не искал». Из этого следует, что Бог Израиля единственный истинный Бог, что Он все устраивает и использует так, как Ему угодно, даже тех, кто не знает Его, и воздает почести другим богам.
2. Возвещено всему миру с помощью слова Божьего, Его провидения и свидетельства страдающих евреев в Вавилоне, что все от востока до запада, от восхода и до захода солнца должны знать, что Господь есть Бог, и нет никого другого. О чудесном избавлении Израиля возвещено всему миру: «Нет подобного Богу Израилев>, Который по небесам принесся на помощь тебе».
III. Как данная доктрина здесь применяется:
1. Для утешения тех, кто ревностно жаждал, но в то же время тихо ожидал искупления Израиля (ст. 8): «Кропите, небеса, свыше». Некоторые воспринимают эти слова как молитву святых об избавлении. Я считают, что это, скорее, указание, касающееся их, ибо Писание говорит, что Он дарует спасение (Пс 43:5). Это повеление обращено к небесам и земле, ко всем воинствам того и другого как царский указ, повсеместно выполняемый, всем должностным лицам, гражданским и военным. Все творения на своих местах должны способствовать совершению этой великой работы, когда Бог будет ее совершать. Если люди не будут помогать и содействовать, то Бог сделает все без них, как Он поступает с росой небесной и земной травой, которые не зависят от человека и не полагаются на сынов Адамовых (Мих 5:7). Обратите внимание:
(1) на метод этого великого избавления, которое должно совершиться для Израиля. Вначале в них должна выработаться праведность; они должны прийти и покаяться в своих грехах, отказаться от идолопоклонства, вернуться к Богу, изменить свою жизнь и тогда спасение совершится, но не раньше. Мы не должны ожидать спасение, не имея праведности, ибо они возникают вместе, и вместе Бог сотворил их; то, что Он объединил, мы не должны разъединять (Пс 84:10-12). Христос умер, чтобы спасти нас от грехов, и стал искуплением, являясь для нас праведностью и освящением.
(2) На средства, используемые для этого великого избавления. Скорее небеса свыше прольют правду и земля принесет спасение, способствуя реформации и восстановлению народа Божьего, чем это избавление потерпит неудачу, когда придет установленное для него время. Именно с небес, расположенных выше неба, прольется праведность, ибо всякая благодать и добрый дар нисходят свыше. Более того, раз именно сейчас особо изобильно проливается Дух, то, если наши сердца открыты, чтобы принять Его, результатом этого будет праведность и великое спасение.
2. Для порицания тех врагов Церкви, которые противятся этому спасению, или тех ее друзей, которые отчаялись получить его (ст. 9): «Горе тому, кто препирается с Создателем своим» Бог Создатель всего сущего, а следовательно, и наш Создатель; это является основанием, почему мы всегда должны подчиняться Ему и не бороться против Него.
(1) Пусть гордые угнетатели, когда их дух возносится, не противостоят Божьим планам, касающимся избавления Его народа; пусть не стараются отсрочить его на позднее время, если настал час освобождения. Горе дерзким вавилонянам, оказавшим неповиновение Богу (как сделал это фараон) и не позволявшим Его народу уйти!
(2) Пусть бедные не унывают и не падают духом, пусть не ропщут и не ссорятся с Богом за то, что Он продляет их плен, словно Он несправедлив и жесток с ними; пусть не думают проложить свой путь до того, как настанет Божье время. Отметьте: кто препирается со своим Создателем, тот скоро окажется в бедственном положении, ибо никогда не процветал человек, ожесточивший свое сердце против Бога. Греховный человек несомненно вздорное творение, но пусть черепок препирается с черепками земными (англ.пер. ст.9). Люди являются лишь земными горшками, более того, лишь разбитыми черепками, такими они стали из-за своих взаимных разногласий. Они разбились на черепки, сражаясь друг с другом, и если они расположены соперничать, то путь сражаются друг с другом, пусть имеют дело с подобными себе. Но пусть не осмеливаются соперничать с Тем, Кто безгранично выше их, ибо это так же бессмысленно и глупо, [1] как если бы глина обвиняла в ошибке горшечника: «Скажет ли глина горшечнику: «Что ты делаешь? Почему ты сделал меня этой формы, а не той?»» Более того, это так же глупо, как если бы глина в ярости сказала горшечнику, что У него нет рук или что он работает неуклюже, словно безрукий. «Может ли глина считать себя умнее горшечника и поэтому давать ему советы; или считать себя могущественнее его и поэтому контролировать его?» Давший нам жизнь, давший нам эту жизнь, может иметь планы относительно нас и распоряжаться нами, как Ему угодно; а мы ведем себя дерзко и самонадеянно, если предписываем Ему, как поступить. Можем ли мы обвинять мудрость Бога или сомневаться в силе Того, Кто так искусно и чудесно сотворил нас? Можем ли говорить: «У Него нет рук» Тому, Кто сотворил нас и в Чьих руках мы находимся? Доктрина Божьего всемогущества имеет в себе достаточно доказательств, чтобы заглушить наше недовольство и возражения против методов Его провидения и благодати (Рим 9:20,21). [2] Ненормально, если ребенок ищет ошибку у родителей и говорит отцу: «Зачем ты произвел меня на свет!» или говорит матери: «Зачем ты родила меня! Почему я не был зачат и рожден ангелом, лишенным слабостей, присущих человеческой природе, и бедствий, сопутствующих человеческой жизни?» Не должны ли сыны человеческие полагать, что им придется разделить обычный жребий и участь других людей? Если Бог наш Отец, то где почести, которые мы должны оказывать Ему, подчиняясь Его воле?
Стихи 11-19. Эти стихи заверяют находящийся в плену народ Божий, который в своих страданиях примирился с волей Бога и согласился терпеливо ожидать Его время для своего избавления, что он ожидает не напрасно.
I. Им предложено задать вопрос о результате их страданий (ст. 11). Хотя Святый Израиля и Создатель его не позволяет им препираться с Собой,тем не менее ободряет их (1) обратиться к Его слову: «Спросите Меня о будущем; обратитесь к пророкам и их пророчествам и посмотрите, что они говорят обо всем этом. Спросите у стражника: «Сколько ночи? Как долго еще?»» События, касающиеся нас и наших детей, происходят по мере того, как они явлены нам, и мы не должны быть несведущи в них.
(2) Искать Его в молитве: «О будущем сыновей Моих и о деле рук Моих, которые, как и приличествует им, подчинились воле Своего Отца воле своего горшечника, указывайте Мне, но не в качестве предписания, а прошением. Будьте ревностны в своих просьбах и уверены в своих ожиданиях, если и те и другие основаны и направлены обетованием». Мы не должны препираться со своим Создателем яростными жалобами, но можем сражаться с Ним верной и ревностной молитвой. «Сыновья Мои и дело рук Моих указывают Мне (читают некоторые) привести их ко Мне и оставить у Себя». Посмотрите на силу молитвы, как она превозмогает Бога: «Ты возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Что хотите, чтобы Я сделал вам!» Некоторые читают эти слова с оттенком вопроса, несущего в себе упрек (ст. 9,10): «Вы спрашиваете Меня о будущем! И Я обязан дать вам ответ? Неужели о сыновьях Моих и о деле рук Моих хотите мне указывать! Как вы осмелились? Бога ли учить мудрости и давать Ему закон?» Жалующиеся на Бога фактически полагают, что над Ним есть власть.
II. Их ободряют уповать на силу Бога, когда сами они унижены и абсолютно неспособны помочь себе (ст. 12). Помощь их — в имени Господа, сотворившего небо и землю, о чем Он упоминает здесь не только ради собственной славы, но и для их утешения. Если Ему угодно, то небеса и земля внесут свой вклад в избавление Церкви (ст. 8), ибо Он сотворил их и поэтому может повелевать ими.
1. Он создал землю и сотворил на ней человека, ибо она предназначалась быть жилищем для человека (Пс 113:24). Поэтому Он имеет не только власть, но мудрость и достаточную силу, чтобы управлять человеком здесь, на земле, и использовать его так, как Ему угодно.
2. Его руки распростерли небеса, и всему воинству их Он дал закон в самом начале, поэтому Он и сейчас продолжает руководить их движением и влиянием. Благая весть для Израиля Божьего заключалась в том, что их Бог Творец и руководитель всего мира.
III. Им детально рассказывается, что Бог сделает для них, чтобы они знали, на что им уповать. Это должно привести их к ожиданию более прославленного Искупителя и искупления, прообразами которых были Кир и принесенное им избавление.
1. Им будет возвещена свобода (ст. 13). Кир будет тем человеком, который возвестит ее, и для этого Бог даст власть в его руки: «Я воздвиг его в правде, то есть чтобы он стремился исполнить Мои обетования и отстаивал праведное, но ущемленное дело Моего народа». Он дарует ему успех во всех его предприятиях, особенно в войне против Вавилона: «Яуровняю все пути его»; следовательно, Бог дарует ему процветание, ибо дела тех, кто находится под божественным руководством, должны быть успешными. Бог сделает прямым путь тех, кого Он собирается занять Своим служением. Кир должен сделать для Бога две вещи.
(1) Иерусалим город Бога, но сейчас он лежит в руинах, и поэтому Кир должен отстроить его, то есть должен дать приказ, чтобы его отстроили, и необходимые средства для этого.
(2) Израиль народ Бога, но сейчас находится в плену, и он должен добровольно и щедро освободить его, не требуя какого-либо выкупа и не договариваясь о цене или награде. Христос помазан совершить то же для бедных пленных душ, что должен был совершить Кир для пленных евреев: открыть темницы узникам (Ис 61:1) и освободить от худшего рабства, по сравнению с вавилонским.
2. Они должны быть обеспечены. Они вышли бедными и не смогут нести затраты, необходимые для их возвращения и восстановления, и поэтому обещано, что труд египтян и других народов перейдет к ним и будет их (ст. 14). Завоевав эти страны, Кир из своей добычи выделил средства для возвращения евреев и повелел своим подчиненным обеспечить их всем необходимым (Ездр 1:4);
и поэтому из Вавилона, как и из Египта, они вышли не с пустыми руками. О тех, кто выкуплен Христом, не только будут заботиться, но и обогащать их. Те, чей дух Бог побудил идти в небесный Сион, могут быть уверены, что Он покроет их расходы. Мир принадлежит им, как и добр для них.
3. К ним будут приведены прозелиты: «Люди рослые… в цепях придут, и повергнутся пред тобою… говоря: «У тебя только Бог»». Это частично исполнилось, когда многие народы земли сделались иудеями (Есф 8:17) и сказали: «Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (3ах 8:23), смиренно умоляя позволить им сделать это. Восстановление будет средством, которое обличит многих и обратит некоторых. Возможно, многие халдеи, которые в то время были побеждены Киром, увидев евреев, возвращающихся с триумфом, пришли и просили прощения за нанесенные им оскорбления и причиненный ущерб, признавая, что Бог с ними и что Он единственный Бог, и поэтому они желают присоединиться к ним. Но это обетование полностью исполнится в евангельской Церкви: когда язычники словом и делом будут послушны вере во Христа (Рим 15:18) как добровольные узники Церкви (Пс 109:3), с радостью носящие ее узы; когда язычник, увидев публичное поклонение христиан, признает под воздействием обличений, что истинно с ними Бог (1Кор 14:24,25), и пожелает присоединиться к ним; когда те, кто принадлежал сатанинскому сборищу, придут и поклонятся пред ногами Церкви и познают, что Бог возлюбил ее (Отк 3:9), а цари земные и народы принесут свою славу в евангельский Иерусалим (Отк 21:24). Отметьте: хорошо быть с теми, с кем Бог, даже если они в узах.
IV. Они научены доверять Богу не только в тех случаях, когда могут видеть Его. Пророк вкладывает это слово в их уста и идет перед ними, говоря (ст. 15): «Истинно Ты Бог сокровенный».
1. Бог сокрыл Себя, когда они оказались в беде, Он скрывал лице и негодовал (Ис 57:17). Отметьте: хотя Бог является Богом и Спасителем Своего народа, тем не менее иногда, когда они раздражают Его, Он скрывает Себя от них в недовольстве, лишает Своих благоволений и демонстрирует Свое недовольство, но пусть они надеются на Господа, сокрывшего лице Свое (Ис 8:17).
2. Он сокрыл Себя, когда выводил их из беды. Отметьте: когда Бог действует как Бог и Спаситель Израиля, тогда, чаще всего, Его путь в море (Пс 76:20). Спасение Церкви совершается таинственным образом благодаря Духу Господа воинств, воздействующему на дух человека (Зах 4:6), с помощью слабых и непривлекательных инструментов, маленьких и случайных эпизодов, пока не достигнет последней крайности. Хотя Бог скрывает Себя, но наше утешение в том, что мы уверены, что Он Бог Израилев, Спаситель (см. Иов 35:14). V. Им сказано, что они одержат победу над идолопоклонниками и всеми, кто поклоняется иным богам (ст. 16): «Делающие идолов не только те, которые изготавливают их, но и делают их богами, молясь им, будут постыжены и посрамлены, когда будут обличены в своих ошибках, и им придется признать, что Бог Израилев единственный истинный Бог, когда они разочаруются в своих идолах, на чью защиту надеялись». Им станет стыдно, когда они поймут, что не могут ни оправдать свой грех, ни избежать наказания за него (Пс 96:7). Это не будут единичные случаи, когда более боязливые, чем остальные, будут отказываться от идолопоклонства, а все они сделают это; более того, хотя они являются в теле, держатся за руки и делают все возможное, чтобы внешне поддержать друг друга, тем не менее все вместе с ними со стыдом пойдут. Свяжите их в снопы, чтобы сжечь. VI. Они получили заверения в том, что верующие в Бога никогда не постыдятся своего упования на Него (ст. 17). Сейчас, собираясь освободить их из вавилонского плена, Бог велит им через Своего пророка (1) взирать на Него как на творца их спасения: «Израиль же будет спасен в Господе». Это означает не только то, что их спасение совершится Его силой, оно будет храниться для них в Его благодати и обетовании и таким образом сохранится для них. Они спасутся в Нем, ибо Его имя будет их крепкой башней, куда они будут бежать и где спасутся.
(2) Взирать дальше этого временного на духовное избавление со ссылкой на иной мир, думать о спасении, которое совершит Мессия, являющийся вечным спасением, спасением души, избавлением от вечного бедствия и восстановлением для вечного блаженства. «Будь усерден, стараясь обрести эту уверенность, ибо ее можно обрести и быть уверенным, что вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков. Вы не только будете избавлены от вечного поругания и посрамления, которые будут участью идолопоклонников (Дан 12:2), но будете иметь вечную честь и славу». [1] Существует мир, не имеющий конца, и, будем ли мы благополучны или несчастны, зависит от того, что будет с нами в том мире. [2] Кто спасен вечным спасением, тот никогда не постыдится своих дел или страданий в надежде на него, ибо оно намного превзойдет их ожидания и будет более щедрой компенсацией. Возвращающиеся пленники признали, что у них стыд на лицах (Дан 9:7,8), тем не менее Бог говорит им, что они не будут постыжены, а будут иметь вечную уверенность. Кто, как раскаявшийся грешник, стыдится своего греха, тот, как верующий, не постыдится Божьего обетования и силы. VII. Их побуждают навсегда прилепиться к Богу, никогда не оставлять Его и не разуверяться в Нем. То, что часто навязывалось ранее, здесь вновь повторяется для ободрения народа Божьего, чтобы он продолжал верить Ему и надеяться, что именно так все произойдет с ними: «ЯГосподь, и нет иного». То, что Бог, Которому мы служим и в Которого верим, является единственным Богом, проливают два великих света: свет природы и свет откровения.
1. Это следует из света природы, ибо Он сотворил мир и может справедливо требовать от него почестей (ст. 18): «Так говорит Господь, сотворивший небеса и образовавший землю: «Я Господь, и нет иного»». Боги языческие не делали этого и даже не притворялись в том. Здесь Бог упоминает о сотворении небес, но более подробно говорит о сотворении земли, ибо она та часть сотворения, которая ближе всего расположена к нам и с которой мы часто имеем дело. Здесь обращается внимание, (1) что Он образовал ее. Она не представляет собой бесформенный, неупорядоченный хаос, а Безграничная Мудрость придала ей определенную форму и размер.
(2) Что Он утвердил ее. Сотворив, Он утвердил ее, Он на реках утвердил ее (Пс 23:2), Он повесил ее ни на чем (Иов 26:7) так же, как вначале создал ее из ничего; тем не менее Он сотворил ее прочной и крепко подвешенной и ponderibus librata suis уравновешенной своим собственным весом.
(3) Он сделал ее пригодной для использования и для служения человеку, которому решил отдать ее. Он не напрасно сотворил ее, чтобы она служила лишь доказательством Его силы, а образовал ее для жительства, чтобы на ней могли жить сыны человеческие, и для этой же цели Он отделил воду, которой она была покрыта вначале, и сделал ее сухой (Пс 103:6,7). Здесь также стоит обратить внимание на славу Божьей мудрости: Он ничего не сделал напрасно, а все созданное Им имеет свое предназначение и соответствует цели сотворения. Если оказывается, что какой-либо человек был сотворен напрасно, то он сам в этом виновен. Также следует обратить внимание, воздавая славу Божьей милости и Его благоволению к человеку, что Он считал не напрасно сотворенным то, что служит для Его использования и выгоды, что является обиталищем и поддержкой для Него.
2. Об этом свидетельствует свет откровения. Не только дела Божьи убедительно доказывают, что Он является единственным Богом, но и Его слово, с помощью которого Он раскрывает Себя, Свои мысли и Свою волю. Его пророчества, как и Его влияние, намного превосходят пророчества языческих божеств (ст. 19). Предпочтение отдается трем вещам: все, что Бог говорит, просто, приносит удовлетворение и справедливо.
(1) Манера, в которой передаются Его слова, проста и открыта: «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли». Языческие божества изрекали свои пророчества неопределенными выражениями из рвов и пещер низким и глухим голосом; так вызывающие умерших шептали и чревовещали (Ис 8:19), а Бог изрек Свой закон с вершины горы Синай перед тысячами израильтян четкими внятными и разумными словами. Мудрость возглашает в главных местах собраний (Прит 1:20,21; 8:1-3). Видение записано и сделано доступным, чтобы читающий мог прочитать его, а если для кого-то оно непонятно, то он сам в этом виноват. Защищая Себя, Христос ссылается на сказанные здесь слова Бога: «Я тайно не говорил ничего» (Иоан.1 8:20).
(2) Используя слова Бога, мы получаем выгоду и удовлетворение: «Не говорил Я племени Иакова, которое обращалось к этим пророчествам и руководствовалось ими: «Напрасно ищете Меня «, как говорили ложные боги своим поклонникам, которые спрашивали мертвых о живых» (Ис 8:19). Это включает все положительные ответы, которые Бог дал тем, кто спрашивал у Него (Его слово для них верный водитель) и молился Ему. Семя Иакова молящийся народ; это род ищущих Его (Пс 23:6). А раз в Своем слове Он советовал им искать Его, то никогда не откажет их молитвам, вознесенным с верой, и не разочарует их ожиданий. Он не говорил ни одному из них: «Напрасно ищете Меня», ибо если Он считает неблагоразумным дать именно то, о чем они молятся, то, тем не менее, даст столько благодати и утешения, чтобы в равной степени удовлетворить душу. То, что мы говорим о зиме, истинно в отношении молитвы: она никогда не гниет в небесах. Бог не только даст положительный ответ тем, кто ищет Его, но и щедро наградит их.
(3) По своей сути Его слова неопровержимо справедливы, в них нет никакого зла: «ЯГосподь, изрекающий правду, открывающий истину, согласующуюся с вечными принципами о добре и зле». Языческие божества велели своим поклонникам совершать поступки, порочащие человеческую природу и уничтожающие добродетель, а Бог изрекает правду, говорит то, что истинно по своей сути, и делает людей праведными. Поэтому Он Бог, и, кроме Него, нет иного.
Стихи 20-25. То, что здесь сказано, как и ранее предназначено:
I. Для обличения идолопоклонников. Эти слова должны показать им, как безрассудно поклоняться богам, которые не могут помочь, и как безрассудно пренебрегать Богом, Который может помочь. Пусть все, уцелевшие из народов, не только евреи, но и другие народы, освобожденные Киром из вавилонского плена, придут и послушают, что Он хочет сказать против поклонения идолам: они могут исцелиться от идолопоклонства так же, как евреи, а Вавилон, который был колыбелью идолопоклонства, станет его могилой. Пусть беженцы соберутся и придут вместе; Бог хочет что-то сказать для их блага, а именно, что поклоняться идолам глупо и безрассудно по двум причинам:
1. Тем самым люди возводят прибежище лжи для самих себя: они носят своего деревянного идола, ибо такова его основа. Хотя сверху они обкладывают его золотом и украшают орнаментом, делая из него бога, тем не менее он так и остается деревом. Они молятся богу, который не спасает, ибо он не может слышать, не может помочь и вообще ничего не может. Как же позорят себя те, кто воздает почести, как богу, тому, что не может, как бог, сделать для них благо! Как обманывают себя те, кто молится о помощи тому, что по своим возможностям не может помочь им! Безусловно, не имеют разума или глупы в своих знаниях те, кто прилагает так много усилий и несет так много лишений, стремясь обрести благоволение бога, не имеющего силы.
2. Тем самым они вступают в соперничество с Богом, единственным живым и истинным Богом (ст. 21): «Созовите их всех; скажите, что великое дело вновь будет испытано, хотя однажды, когда рассматривался спор между Богом и Валаамом, приговор уже был вынесен. Приблизьтесь и объявите, посоветовавшись между собою, что вы можете сказать в свою защиту и защиту своих идолов». Как и раньше, будет рассматриваться следующий вопрос: пусть покажут, может ли какой-либо из их богов с определенной уверенностью предсказать будущее, как это сделал Бог Израиля; и тогда будет признано, что они имеют некий повод для своих притязаний. Но никто из них не сделал этого; их пророки были лжепророками. «Я, Господь, наперед сказал это, задолго до того, как это произошло, и поэтому вы должны признать, что нет иного Бога, кроме Меня».
(1) Никто, кроме Бога, не достоин господствовать. Он Бог праведный и царствует по правде, Он поступит справедливо с теми, кто угнетен.
(2) Никто, кроме Него, не способен помочь. Он не только Бог праведный, но и спасающий, Который может спасти без посторонней помощи, но без помощи Которого никто не сможет спасти. Поэтому соперничающие с Ним не могут распознать истину и ложь, добро и зло, как не могут содействовать личным интересам.
II. Для утешения и ободрения всех верных поклонников истинного Бога, кем бы они ни были (ст. 22). Поклоняющиеся идолам молятся богам, которые не могут спасти, а Бог Израиля обращается ко всем концам земли, к Своему народу, хотя он рассеян по самым дальним уголкам земли, и, кажется, забыт и заброшен в своем рассеянии: «Ко Мне обратитесь верой и молитвой, смотрите выше инструментов и вторичных причин; отвернитесь от притворщиков и посмотрите на Меня и будете спасены». Похоже, здесь подразумевается более отдаленное время, когда обратятся язычники, живущие на концах земли, самые отдаленные народы, когда вознесется знамя Евангелия. Обратятся язычники. Когда Христос вознесется от земли, как медный змей на жезле, тогда Он привлечет к Себе глаза всех людей. Им всем предложено посмотреть на Него, как укушенные змеями израильтяне смотрели на медного змея; и глаз веры будет настолько силен, что через божественную благодать он достигнет Спасителя и получит спасение через Него даже на концах земли, ибо Он Бог, и нет иного. Здесь дается два обещания для обильного удовлетворения всех, кто верой ищет Спасителя:
1. Что слава Бога, Которому они служат, весьма возвысится; а благая весть для всего народа Божьего заключается в том, что как бы они сами и их имена ни были угнетены, имя Бога превознесется (ст. 23). Это подтверждается клятвой, чтобы мы могли иметь твердое утешение: «Мною клянусь (и Бог не может поклясться чем-то более великим, Евр 6:13), из уст Моих исходит слово, которое не будет отозвано или возвратится тщетным»; оно исходит в праведности (англ.пер.), ибо является самым благоразумным и беспристрастным, что есть в мире, и гласит, что Сотворивший все должен быть Господом всего, что раз все сущности произошли от Него, то они должны посвятить себя Ему. Он сказал: «Буду превознесен» (Пс 45:11) и это исполнится. Он заверяет нас, (1) что Ему подчинится вся вселенная, что царства мира станут Его царством. Они будут воздавать Ему почести — предо Мною преклонится всякое колено; они свяжут себя с Ним клятвой верности Мною будет клясться всякий язык. Эти слова применимы ко владычеству нашего Господа Иисуса (Рим 14:10,11): «Все мы предстанем на суд Христов и дадим Ему отчет, ибо написано: «…живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога»; похоже, это также ссылка на Псалом 2:9,10. Если сердце станет послушно Христу и будет готово в день Его силы, тогда колено преклонится перед Ним в смиренном восхищении и обращении, в радостном повиновении Его заповедям, в подчинении Его руководству и согласии с Его волей. Язык будет клясться Им, будет накладывать узы на душу, чтобы побудить ее вечно держаться Его, ибо Тот, Кто честен в Своем разуме, не откажется от Своих заверений.
(2) Что Его будут повсеместно искать, и со всех концов земли к Нему будут обращаться люди: «К Нему придут люди из дальних стран, чтобы обрести Его благоволение. К Тебе прибегает всякая плоть со своими просьбами» (Пс 64:3). И когда Иисус вознесся от земли, то всех привлек к Себе.
(3) Что нет никакого смысла противостоять Ему. Все враждовавшие против Него и недовольные Его узами народы, недовольные тем, что Он присвоил Себе великую силу и царствовал, разгневанные строгостью Его законов, успехом Его Евангелия и духовной природой Его царства, -устыдятся этого. Одни раскаются и устыдятся, а других постигнет безнадежная гибель. Тем или иным образом, раньше или позже все недовольные правлением Христа и Его победами постыдятся своего безрассудства и упрямства. Благословен Бог за данные нам в этих стихах заверения в том, что Господь будет царствовать во веки, что бы ни случилось с нами и нашими интересами.
2. Что души, о которых они беспокоятся, будут благополучны и в безопасности: «Один скажет» (англ.пер.), а другой научится на его примере и скажет то же самое; и так все семя Израиля под воздействием Духа скажет и будет крепко держаться истины, гласящей, (1) что их Бог вседостаточный и что во Христе имеют достаточно, чтобы восполнить свои нужды: «В Господе правда и сила (написано на полях), Он праведный и сильный. Он может сделать все, но делает лишь то, что неоспоримо справедливо и беспристрастно». Он также обладает всем, чтобы восполнить нужды ищущих Его и уповающих на Него, на Его провидение и на сокровища Его благодати. Более того, мы можем сказать не только «Он имеет это», но и «в Нем мы имеем это», ибо Он сказал, что будет для нас Богом. В Господе пленные евреи имели праведность (т.е. благодать, которая для них освящала их страдания и делала достойными избавления) и силу для поддержки и выхода. В Господе Иисусе мы имеем праведность, которая одобрительно представит нас благоволению Бога, и силу, которая начнет и совершит добрый труд Бога в нас. Он источник и того, и другого, и на Него мы должны уповать, чтобы иметь их; мы должны войти в Его силу и вспоминать Его правду (Пс 70:16).
(2) Что в этом они будут иметь полное блаженство и удовлетворение. [1] Еврейский народ в Господе будет оправдан перед людьми и открыто прославлен в их Боге. Угнетатели порицали их, клеветали на них и хвалились, что справедливо угнетали их, как оставленных своим Богом. Но освободив, Бог тем самым оправдает их от суровых обвинений, и поэтому они прославятся этим избавлением. [2] Все истинные христиане, уповающие на Христа, Его силу и праведность, в Нем будут оправданы и прославятся. Обратите внимание: во-первых, все верующие это семя Израиля, праведное молящееся семя. Во-вторых, великая привилегия, которой они наслаждаются благодаря Иисусу Христу, заключается в том, что в Нем и ради Него они оправданы перед Богом; Бог сделал Его их праведностью. Все оправданные признают, что они оправданы во Христе, а не кем-либо иным; а кто оправдан, тот будет прославлен. И поэтому, в-третьих, великий долг верующих, обязанных Христу, славиться в Нем и хвалиться Им. Он стал всем во всем для нас, чтобы хвалящийся хвалился в Господе; так давайте осуществим это желание.