Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Исаия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 13104 Все тексты автора Мэтью Генри
48 глава
В предыдущей главе Бог рассчитался с вавилонянами, показал им их грехи и опустошение, которое настигнет их за эти грехи, показал, что Он ненавидит грех и не будет смотреть на него сквозь пальцы, где бы Он ни нашел его, даже среди Своего народа. В этой главе Он показывает дому Иакова их грехи, но в то же время и милость, которую хранит для них, несмотря ни на что; Он показывает им их грехи, чтобы с помощью покаяния и реформации они могли быть подготовлены к милости. I. Он обвиняет их в лицемерном отношении к добру и упорстве во зле, особенно в идолопоклонстве, несмотря на многие приведенные Им убедительные доказательства того, что Он единственный Бог (ст. 1-8). (II) Он заверяет их в том, что их освобождение будет совершено только ради Божьего имени, а не за какие-либо их заслуги (ст. 9-11). (III) Он ободряет их уповать только на Божью силу и Его обетование об этом избавлении (ст. 12-15). IV. Он показывает им, что как из-за своего греха они оказались в плену, так лишь благодаря благодати Божьей получат необходимые средства для избавления (ст. 16-19). V. Он провозглашает их освобождение, тем не менее с оговоркой, что нечестивцы не получат от этого выгоды (ст. 20-22).
Стихи 1-8. В этих стихах мы можем обратить внимание:
I. На лицемерное исповедание многими евреями своей религии и своих взаимоотношений с Богом. Именно к таковым пророку велено обратиться для их обличения и смирения, чтобы они признали справедливость Бога в том, что Он навлек на них. Здесь обратите внимание:
1. Как высоко вознеслось их исповедание религии, какое плотское представление они устраивали, как высоко они вознеслись к небесам, какое красивое облачение они носили и каким благообразным лицом прикрывали очень плохое сердце.
(1) Они были домом Иакова: имели место и имя в видимой Церкви. Иакова Я возлюбил. Иаков был Божьим избранником; они были не только слугами Его семьи, но и происходили от Него.
(2) Они назывались именем Израиля, славным именем; они были частью народа, которому был дан закон и обетование. Израиль означает «царствующий с Богом», и они гордились тем, что происходили из царского рода.
(3) Они произошли от источника Иудина и поэтому были названы иудеями; они происходили от царского колена, колена, из которого должен был прийти Силом, колена, которое осталось верным Богу, когда остальные восстали.
(4) Они клялись именем Господа и тем самым признавали Его истинным Богом, своим Богом. И воздавали Ему славу как праведному Судье всего сущего. Они клялись имени Господа (можно и так прочитать), то есть давали Ему клятву верности как своему Царю и заключили с Ним завет.
(5) Они исповедовали Бога Израилева в своих молитвах и хвале; они часто говорили о Нем, хранили в памяти и притворялись, что много размышляют о Нем.
(6) Они называли себя происходящими от святого города, находясь в плену в Вавилоне, только из принципа чести и ревности по родине; они ценили себя соответственно своей части в ней. Многие, оставаясь нечестивыми, гордятся своим отношением к Церкви, к святому городу.
(7) Они опирались на Бога Израилева и хвалились Его обетованиями и заветом, заключенным с ними; они опирались на Господа (Мих 3:11). И если их спрашивали об их Боге, то они могли сказать: «Господь Саваоф имя Ему, Господь всего сущего». Поэтому блаженны мы и очень счастливы, имея отношение к Нему!
2. Как низко пало их исповедание религии, несмотря на это. Все было напрасно, ибо было насмешкой не по истине и не по правде. Их сердца не были истинными и правыми в их исповедании. Отметьте: религиозное исповедание приносит пользу лишь в том случае, если совершается по истине и по правде. Если же мы неискренни в нем, то упоминаем имя Господа, нашего Бога, тщетно.
II. На средства, используемые Богом, и метод, предпринятый Им, чтобы держать их поближе к Себе и не дать им увлечься идолопоклонством. Он дал им много прекрасных законов с их одобрения, поставил вокруг них ограду, но, похоже, это не смогло оградить их от того греха, который легко овладевал ими. Поэтому Бог ко всему добавляет замечательные пророчества и поразительные провидения, исполняющие эти пророчества, которые должны были убедить их в том, что их Бог единственный истинный Бог, и поэтому их долг и выгода служить Ему.
1. Он отличил и облагодетельствовал их замечательными пророчествами (ст. 3): «Прежнее Я задолго объявлял». С этим народом не происходило ничего существенного, о чем ему не было бы сказано заранее: их рабство в Египте, их выход оттуда, расположение их колен в Ханаане и т.д. Все это из уст Божьих выходило, Он возвещал это. Тем самым им было оказано почестей больше, чем любому другому народу, даже их любопытство было удовлетворено. Эти пророчества были надежными, на них можно было положиться, они касались их народа; они также получили заверения в том, что они исполнятся. «Я делал их внезапно, когда они или другие меньше всего этого ожидали, поэтому никто не мог их предвидеть, кроме божественного предвидения. Я внезапно делал и все сбывалось», ибо то, что Бог делает, всегда сбывается. О трудностях, от которых они сейчас страдали, находясь в Вавилоне, Бог возвестил их через Моисея, как об определенных последствиях их отступничества от Бога (Лев 26:31 и далее; Втор 28:36 и далее; 29:28). Он также заявил, что они вернутся к Богу и на свою родную землю (Втор 30:4 и далее; Лев 26:44,45). Так Он показал им, как будет обращаться с ними, задолго до того, как все произошло. Пусть сравнят свое нынешнее положение и освобождение, которого они сейчас ожидали, с тем, что было написано в законе, и тогда они увидят, что Писание точно исполнилось.
2. Он также отличил их и облагодетельствовал поразительным провидением (ст. 6): «А ныне возвещаю тебе новое». Помимо общего видения, данного с самого начало Божьего общения с ними, Он показывал им новое через пророков, живших в их время, которое Он творил. Это было сокровенное то, чего они в противном случае не знали бы, как пророчество о Кире и точное время их освобождения из Вавилона. Это Бог сотворил ныне (ст. 7). Их восстановление фактически было их творением, и они получили обетование об этом не от начала, а недавно, ибо для того, чтобы предотвратить их отступничество от Бога и исцелить их, это пророчество поддерживалось среди них. Тем не менее это было сказано им, когда они не могли узнать об этом другим способом, помимо божественного откровения. «Подумайте, говорит Бог, как бы много об освобождении ни говорили среди вас сейчас и как бы вы ни ожидали его, но о нем было сказано вам через пророков, когда вы меньше всего об этом думали, когда вы об этом не слышали и не знали, и у вас было меньше всего поводов надеяться на освобождение. Тогда ваше ухо не было открыто (ст. 7,8), чтобы разуметь, тогда это казалось почти невозможным, и вы с трудом могли слушать, когда ктото говорил вам об этом». Бог показал им сокровенное, что было за пределами их понимания, и соделал для них великие дела, выходящие за пределы их возможности. «Теперь (ст. 6), говорит Он, ты слышал, посмотри на все это. Ты слышал пророчество; посмотри, как оно исполняется, и проследи, соответствуют ли полностью дела и слово Бога. И неужели вы не признаете этого: что видели то, о чем слышали? Неужели вы не признаете, что Господь единственный истинный Бог, что Он имеет знание и силу, которых не имеет ни одно творение и ни один из богов языческих? Неужели вы не признаете, что ваш Бог был для вас добрым Богом? Возвестите об этом, чтобы Его прославить и постыдить себя, если вы были так неискренни к Нему и предпочитали иных».
III. На основание, почему Бог, воздействуя на них, воспользуется этим методом.
1. Ибо Он предвидит, что они будут хвалиться собой и своими идолами.
(1) Бог через Своих пророков заранее говорил им об их избавлении, чтобы они не приписывали его совершение своим идолам. Он видел, что подобным образом необходимо сохранить Свою славу, которая, в противном случае, будет отдана некоторыми из них истуканам. «Я возвещал тебе об этом, говорит Бог, чтобы ты не сказал: «Мой идол сделал это… или повелел этому быть» (ст. 5)». Окажутся люди, склонные говорить это, тем самым они могут укрепиться в идолопоклонстве с помощью того, что должно исцелить их от него. Но теперь это помешает им говорить подобное, ибо если бы идол сделал это, то пророк идола предсказал бы это вначале. Но предсказали эти события пророки Господа, и поэтому, без сомнений, сделала это сила Божья.
(2) Бог предсказал это через Своих пророков, чтобы они не присвоили себе предвидение этого. Даже если люди не были настолько нечестивы, чтобы приписывать совершение события идолу, тем не менее находились настолько гордые, хвалящиеся собственной дальновидностью, которые претендовали бы на предвидение, если бы Бог заранее первым не сказал об этом: «…чтобы ты не сказал: «Вот! Я знал это»» (ст. 7). Подобным образом тщеславные люди, желая обрести репутацию мудрых, недооценивают то, что действительно величественно и поразительно, внушая, что именно этого они ожидали и знали, что так все закончится. Чтобы предотвратить и навсегда исключить подобное хвастовство, Бог говорит им заранее, когда они об этом даже не мечтают. Бог сказал и сделал достаточно, чтобы предотвратить самовосхваление и чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом; и если это не достигло желаемого результата, то усугубит грех и погубит гордых; и рано или поздно затворятся всякие уста и замолчит всякая плоть.
2. В таком случае их упрямство останется непростительным. Он прилагал усилия, потому что знал, что они упрямы (ст. 4). Бог знал, что они настолько своенравны и испорчены, что если бы Он не поддержал доктрину провидения пророчеством, то у них хватило бы наглости отвергнуть ее и сказать, что их идол сделал то, что сделал Бог. Он знал очень хорошо, (1) как они упрямы и как сильно их привлекало зло: «Я знал, что ты упорен». Видя их жестокосердие, Бог дал им определенные пророчества и заповеди: «В шее твоей жилы железные, не позволяющие тебе покориться и подчиниться под ярмо Божьих заповедей, не позволяющие оглянуться и посмотреть назад, как Он обращался с тобой, или взглянуть вверх, чтобы увидеть, как Он недоволен тобой. Ты не подстраиваешься под волю Божью, не соответствуешь Его намерениям, не руководствуешься Его словом или провидениями. Лоб твой медный’, ты дерзок, но не краснеешь, ты высокомерен, но не испытываешь страха и не отступаешь, желая поступать по желанию сердца своего». Бог использует средства, чтобы склонить грешников подчиниться Ему, хотя знает, что они упрямы.
(2) Насколько они лживы и как неискренни во всем, что хорошо (ст. 8). Бог посылал к ним Своих пророков, но они не слушали и не знали; и большего от них нельзя было ожидать, поразмыслив о том, какими они были. Ты прозван (и вполне заслуженно) отступником от самого чрева матернего. Как только они образовались в народ, так склонились к идолопоклонству; непонятную привязанность к этому греху они привезли с собой из Египта; и они начали роптать, как только направились к Ханаану. И поэтому Писание справедливо обвиняет их в этом (Втор 9:7,24). Поэтому Я знал, что ты поступишь вероломно. Бог предвидел их отступничество; Его мнение основывалось на том, что Он всегда убеждался в их лживости и ненадежности (Втор 31:16,27,29). Это применимо к отдельным людям. Мы все рождены сынами непокорности; мы названы отступниками от чрева матернего, и поэтому легко предвидеть, что мы будем вести себя весьма вероломно. Где присутствует первородный грех, там за ним будет следовать фактический грех. Бог знает это, но не обращается с нами так, как мы заслуживаем.
Стихи 9-15. Избавление народа Божьего из вавилонского плена было событием во всех смыслах настолько невозможным, что требовалось правило на правило для ободрения веры и надежды народа Божьего в него. Два фактора удручало их: они считали себя недостойными, чтобы Бог совершил это для них, и видели многие трудности на пути избавления. И здесь, в этих стихах, оба фактора опровергаются, ибо приводится:
I. Основание, почему Бог сделает это для них, хотя они недостойны избавления; не ради них самих (пусть знают об этом), а ради имени Своего, ради Себя (ст. 9-11).
1. Правда, что они вели себя очень вызывающе и Бог справедливо гневался на них. Их плен был наказанием за их беззаконие; и если бы Он оставил их в вавилонском плену изнемогать и погибать, а их страну навсегда сделал опустошенной, то поступил бы с ними соответственно их делам; именно этого греховный народ мог ожидать от разгневанного Бога. «Но, говорит Бог, Яотложу Мой гнев (или, скорее, сдержу и подавлю его);
Я покажу, что медлен на гнев; Я воздержусь и не пролью на тебя то, что Я справедливо мог сделать, чтобы истребить тебя и ты перестал существовать как народ». Так почему Бог остановил Свою руку? «Ради имени Моего»; этот народ был назван Его именем и исповедовал Его имя, и если бы он был уничтожен, то враги начали бы хулить Его имя. «Ради славы Моей»; если Он пощадит их и отсрочит приговор, то это возвеличит Его милость, а если Он оставит его в качестве Своего народа, то они смогут быть Его славою и хвалою.
1. Правда, что они были весьма порочны и недоброжелательны, но Бог улучшит их и сделает достойными милости, предназначавшейся им: «Я переплавлю тебя, чтобы ты мог стать сосудом в чести». Хотя Он считал их недостойными Его благоволения, но сделает их таковыми. Для этой цели Он навлек на них бедствие и оставлял в бедственном положении так долго. Это было сделано не для того, чтобы истребить их, а чтобы сделать лучше. Это должно было улучшить их, но не как серебро, или вместе с серебром: не так основательно, как люди очищают серебро, оставляя его надолго в печи, пока вся примесь не отделится; если бы Бог так обращался с ними, то они постоянно находились бы в печи, ибо все они примесь, и поэтому их справедливо можно было выбросить (Пс 118:119), как отверженное серебро (Иер 6:30). Поэтому Он берет их такими, как они есть, и частично очищает их, а не основательно. «Я испытал тебя в горниле страдания, то есть Я избрал тебя по благу, которое страдание совершит в тебе, а затем предназначил тебя для великих дел». Многие были приведены в дом Отца как избранные сосуды, и работа благодати началась в них со страданий в горниле. Страдания не являются препятствием для Божьего выбора, а подчиняются Его цели.
3. Правда, что, ссылаясь на свои заслуги, они не могли притязать на такое великое благоволение из Божьей руки, как освобождение из Вавилона, которое было бы для них великой честью и принесло много радости; поэтому Бог говорит: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это» (ст. 11). Посмотрите, какое на этом ставится ударение; такое основание не может быть недостаточным, и поэтому основанное на нем решение не останется неисполненным. Бог совершит это, но не потому что обязан оказать эту услугу, а чтобы сохранить славу Своего имени и оно не осквернялось дерзким ликованием язычников, которые, торжествуя над Израилем, воображали, что одержали победу над Богом Израиля и что их боги слишком сильны для Него. Это открыто говорилось на пирушках Валтасара, когда он осквернил сосуды храма Божьего в то самое время, когда славил своих идолов (Дан 5:2,4);
это следует из требований вавилонян (Пс 136:3): «Пропойте нам из песней Сионских». Бог освободит Свой народ для того, чтобы Его слава не досталась другому. Моисей, общаясь с Богом, часто ссылался: «Что скажут египтяне?» Отметьте: Бог ревнует по славе Своего имени и не допустит, чтобы гнев человеческий распространялся дальше дозволенного и препятствовал Его славе. Народ Божий может утешить следующее: что бы ни случилось с ним, Бог сохранит Свою славу; и раз это необходимо, то Он избавит их от плена.
II. Доказательство того, что Бог может сделать это, хотя они не могут помочь себе и ситуация кажется безнадежной. Пусть Иаков и Израиль послушают, поверят и утешатся сказанным. Они призваны Богом, призваны по Его изволению, вызваны Им из Египта (Ос 11:1), а теперь из Вавилона; они народ, которого Он Своим отличительным благоволением называет по имени и к которому взывает. Они Его призванные, ибо призваны к Нему, названы Его именем и названы Его народом, поэтому Он будет заботиться о них, и они могут быть уверены, что Он освободит их ради Самого Себя и Своей силой. Они не должны бояться своих врагов, ибо (1) Он единственный и вечный Бог (ст. 12): «Я Тот, Кто делает, что хочет, и делает наилучшее, Тот, с Кем никто не может сравниться, тем более соперничать; Я первый и Я последний». Кто может быть слишком стремительный для Него, если Он первый, или кто может опередить Его? Кто может быть слишком могущественным для Него, если Он последний и будет защищать поле от всех угнетателей, кто будет царствовать, пока все они не станут подножием для Его ног? Так неужели еще остались сомнения в том, что они будут освобождены, если такое решение принял Тот, Чьи планы всегда осуществляются, ибо Он первый, и совершаются хорошо, ибо Он последний. Раз Он Бог, то Его работа совершенна.
2. Он Бог, сотворивший мир, и Он может делать, что Ему угодно (ст. 13). Смотрим ли мы вниз? Мы видим и ощущаем землю под нами; именно Его рука основала землю. Посмотрим ли мы вверх? Мы видим распростертые небеса, как навес над нашими головами; это Его рука распростерла, раскинула их и отмерила определенное их количество, как иногда рабочий отмеривает свое произведение пядями. Это подразумевает, что Он имеет огромную сферу влияния и может осуществить величественные замыслы. Если Его десница простерлась так далеко, что достигла небес, то что может сделать Его вытянутая рука? Но это еще не все: Он не только сотворил небеса и землю, и в Нем наше упование и помощь, ибо Он всесилен (Пс 123:8), но в Его распоряжении воинства и того, и другого. Когда Он призывает их служить Себе и выполнять Его поручения, то они встают, приходят по вызову и отзываются на свои имена: «Вот мы, что повелишь нам делать?» Они предстают не только в благоговении перед Своим Творцом, но и готовые исполнять Его повеления: «Они предстают вместе», единогласно и одновременно, помогая друг другу служить своему Творцу. Поэтому, если Бог будет освобождать Свой народ, то у Него не будет недостатка в инструментах для их освобождения.
3. Он уже предсказал его и, имея безграничное знание, предвидел его, и Он несомненно обладает всемогущей властью, чтобы совершить его: «Вы, дом Иакова, соберитесь все и слушайте Мои слова для вашего утешения; кто между ними, между богами языческими или их мудрецами, предсказал это или мог предсказать?» (ст. 14). Они не предвидели ничего подобного, а их советники были очень уверены в том, что Вавилон будет госпожою вечно, а Израиль вечным рабом; их пророки не дали им ни малейшего намека на противоположное, чтобы они не верили лжи. В то же время Бог через Своих пророков известил евреев заранее об их плене и разрушении Иерусалима, и сейчас подобным образом сообщает им об их освобождении (ст. 15): «Я, Я сказал»; а Он не говорил бы, если бы не мог этого сделать; никто не может превзойти Его в предвидении, и поэтому мы можем быть уверены, что никто не сможет победить Его.
4. Выбран человек, который совершит это служение, и все средства содействуют неизменным божественным советам. Кир должен был освободить народ Божий; а раз мы детально информированы о том, кто и каким образом совершит дело, то наша вера в то, что это будет сделано, должна значительно усилиться. Мы не оставлены в неизвестности относительно того, кто совершит это, а вопрос уже решен.
(1) Это человек, к которому благоволит Бог, и именно поэтому он определен для этого служения: «Господь возлюбил его (ст. 14)»; Он оказал ему благоволение и честь, сделав инструментом для искупления Своего народа, и тем самым прообразом великого Искупителя, возлюбленного Сына Божьего, в Котором Его благоволение. Бог оказывает великую милость и имеет великую милость для тех, кого делает годным для служения Своей Церкви.
(2) Этому человеку Бог даст власть и поручение: «Я призвал его, дал ему достаточные полномочия и поэтому буду подкреплять его.
(3) Это тот, которого Бог с помощью череды провидений подведет к этому служению: «Я привел его из далекой страны, привел, чтобы он выступил против Вавилона, Я вел его шаг за шагом, не взирая на его личные желания». Кого Бог призывает, того Он приведет (побудит прийти, дословно) по призыву.
(4) Этому человеку Бог дарует успех. Он исполнит волю Божью над Вавилоном; Его воля должна быть исполнена и Он будет доволен ее исполнением, хотя Кир преследует собственные цели, не стараясь исполнить волю Божью или обрести Его благоволение, исполняя ее. Его мышца (армия Кира и в ней мышца Бога) явится над халдеями, чтобы сломить их (ст. 14), ибо если Бог призвал его и сломил его, то, несомненно, сделает путь его благоуспешным (ст. 15). Мы можем надеяться, что будем процветать на своем пути лишь в том случае, если следуем божественному призыву и водительству.
Стихи 16-22. Эти стихи, как и ранее, призывают Иакова и Израиль послушать пророка, говорящего во имя Бога, или, скорее, Бога, говорящего через пророка, который был прообразом великого пророка, через которого Бог в эти последние дни обращается к нам, и этого достаточно: «Приступите ко Мне и послушайте это». Отметьте: кто желает слушать и понимает, что Бог говорит, те должны подойти поближе и приблизиться к Нему; пусть подойдут как можно ближе. Пусть те, которые раньше слушали искусителя, сейчас приблизятся и послушают Его слова, чтобы утвердиться в своем решении служить Богу. Приблизившиеся к Нему могут положиться на то, что Его тайна будет с ними. В этих стихах:
I. Бог ссылается на то, что говорил и делал для них раньше; и если они вспомнят Его слова и дела, то из них смогут почерпнуть великое ободрение, чтобы уповать на Бога в их время.
1. Он всегда открыто говорил им с начала через Моисея и пророков: «Я и с начала говорил не тайно, а открыто возвещал с вершины горы Синай, на главных местах собраний и тожественных собраниях их колен». Он не передавал Свои пророчества невразумительно или двусмысленно, они были доступны для понимания (Авв 2:2). Он всегда хорошо обращался с ними: «С того времени, когда они впервые образовали народ, Я был там, Я проживал среди них и руководил их делами (Он посылал им пророков, ставил им судей, часто выступал на их стороне), и поэтому и ныне Я там». Тот, Кто был со Своим народом до сих пор, будет с ним до конца.
II. Сам пророк, как прообраз великого пророка, заявляет о своем поручении передать это послание: «И ныне послал меня Господь Бог (Тот же, Который говорил с начала и не говорил тайно) и Дух Его» (ст. 16). Здесь говорится о Духе Божьем как о Личности, отличной от Отца и Сына, имеющей божественную власть посылать пророков. Отметьте: кого Бог посылает, того посылает и Дух. Тех, кому Бог дает поручение исполнить какое-либо служение, Дух Божий в определенной степени делает годными для этого; те, кого послал Бог и Его Дух, могут говорить дерзновенно, а остальные должны послушно слушать их. Как слова, сказанные пророком для той же цели в главе 61 ст.1 применимы ко Христу (Лук 4:21), так и эти; Господь Бог послал Его, и поэтому Он имел Дух без меры.
III. Бог через пророка посылает им милостивое послание, чтобы поддержать и утешить их в страдании. Предисловие к этому посланию и вызывает ужас, и ободряет (ст. 17): «Так говорит Господь (Иегова), вечный Бог, Искупитель твой, Который был, есть и будет верен этому служению, ибо Он Святой Израилев, Который не может лгать и не обманет тебя». Те же слова, которые предваряют закон и дают ему власть, предваряют обетование и дают ему законность: «Я Господь, Бог твой, на Которого ты можешь уповать благодаря родству с тобой и завету, заключенному с тобой».
1. Бог принимает решение совершить в них добрую работу. Тот, Кто является их Искупителем, чтобы исполнить Свое служение, будет (1) научать их полезному, то есть учить тому, что будет полезно для них: тому, что содействует их миру. Точно так Бог показывает, что Он в завете с нами: Он учит нас (Евр 8:10,11) и никто не учит лучше Его, ибо Он дает разумение. Кого Бог искупил, тех Он и учит; кого Он предназначил избавить от страданий, тех Он вначале научит, чтобы они получили пользу от своих страданий, и сделает сопричастниками Своей святости, ибо ради этой пользы Он наказывает нас (Евр 12:10).
(2) Их водителем: Он ведет их по тому пути, по которому должно им идти. Он не только просвещает их глаза, но и направляет их шаги. Своей благодатью Он ведет их путем долга, а Своим провидением Он ведет их по пути избавления. Блаженны те, кто находится под таким водительством!
2. В этих стихах Бог заявляет о Своей доброжелательности к ним, ибо желал им самого хорошего (ст. 18,19). Безусловно, Он послал их в плен, но в этом они сами были виноваты; Он не поражал их умышленно.
(1) Как, дав им закон, Он ревностно желал, чтобы они были послушны: «О, если бы сердце их было у них таково (Втор 5:29). О, если бы они уразумели» (Втор 32:29), так и, наказав их за нарушение закона, хотел, чтобы они были послушными: «О, если бы ты внимал заповедям Моим» (ст. 18). О, если бы народ Мой слушал Меня (Пс 80:14). Это подтверждает то, что Бог говорил и в чем клялся: Он не хочет смерти грешника.
(2) Он заверяет их в том, что если бы они были послушными, то не только предотвратили бы свой плен, но и процветали еще больше. Он имел изобилие благ, готовых, чтобы отдать им, при условии, что их грехи не отвратят их (Ис 59:1,2). [1] Они бы неслись в постоянном непрерывном потоке процветания: «Тогда мир твой был бы как река; ты насладился бы многочисленными милостями, которые следовали бы одна за другой, как потоки неиссякаемой реки». Labitur, et labetur in omne volubilis aevum она течет и будет течь вечно, а не так, как воды прилива, которые быстро уходят. [2] Их добродетель, честь и справедливость их дела во всех ситуациях преодолевали бы оппозицию своими собственными силами, как волны морские. Их праведность должна быть такой, чтобы ничто не смогло устоять перед ней, хотя в настоящее время они были непослушны, поток их процветания был прерван и их праведность подавлена. [3] Подрастающее поколение было бы очень многочисленным и благополучным, тогда как в настоящее время их было мало, что следует из незначительного количества вернувшихся пленников (Ездр 2:64) не больше одного колена, когда они вышли из Египта. Согласно обетованию, они должны быть многочисленными, как песок морской (Быт 22:17), но были лишены его привилегий: «Происходящие из чресл твоих были бы неисчислимы, как песчинки, если бы твоя праведность была неодолимой и непобедимой, как волны морские». [4] Честь Израиля была бы незапятнанной и неприкосновенной: «Не изгладилось бы имя его, как сейчас в земле израильской, которая либо опустошена, либо населена пришельцами, и не истребилось бы имя его пред Богом». Мы не можем считать имя семьи или царства изглаженным, пока оно не истребится перед Богом, пока оно не перестанет быть именем в Его святом месте. Так Бог говорит, что Он сделал бы для них, если бы они были постоянны в своем послушании. Во-первых, они больше смирялись бы за свои грехи, из-за которых лишились многих щедрых милостей. Отметьте: это должно побудить нас противостать (я бы сказал с яростью) греху, так как он не только лишает нас всех благ, которыми мы наслаждались, но и является препятствием для благ, хранящихся для нас у Бога. Осознание того, какими счастливыми они могли бы быть, сделает страдания непокорных более невыносимыми. Во-вторых, Его милость явилась бы более прославленной, совершая их избавление, хотя они лишились ее и считали себя недостойными ее. Ничто, лишь исключительное право на милость могло спасти их.
3. Здесь звучат заверения в том, что Бог совершит это великое дело, которое задумал для них, и спасет их из плена, когда завершит Свою работу в них.
(1) Им дано повеление оставить Вавилон. Задолго до Кира Бог возвестил, что всякий сможет вернуться на родину (ст. 20): «Вам послано освобождение; выходите из Вавилона; двери темницы отворены, и трубит труба, возвещающая освобождение». Возможно, этим словом в качестве средства Дух Господень возбуждал дух тех, кто воспользовался привилегий провозглашения Кира (Ездр 1:5): «…бегите от халдеев, но не с позором и украдкой, как Иаков от Лавана, а со святым презрением как люди, считающие неприемлемым больше оставаться с ними; бегите, но не молчаливо и печально, а с громкими песнями, как выходили из Египта» (Исх 15:1).
(2) Эта весть послана во все части земли: «Возвещайте ее, говорите о ней, пусть о ней говорят, пусть ее услышат люди в самых отдаленных уголках и самые неэнергичные люди. Передавайте эту весть словами уст; рассылайте в письменном виде от города к городу, от царства к царству до самых отдаленных регионов, до пределов земли». Это прообраз оглашения Евангелия всему миру; но лишь тот приносит благую весть, касающуюся всего мира и заслуживающую внимания всех, кто приглашает оставить своих идолов и прийти служить Богу Израиля. Тогда пусть они все знают, [1] что Бог признает Своими лишь тех, кого Он дорого купил и за кого уплатил: «Господь искупил раба Своего Иакова». Он делал это раньше, когда выкупил его из Египта, и сейчас вновь собирается сделать это. Иаков был рабом Божьим, и поэтому Бог выкупил его, ибо какое отношение другие господа могут иметь к слуге Бога? Израиль сын Божий, поэтому фараон должен отпустить его. Бог выкупил Иакова, и поэтому он должен быть Его слугой (Пс 115:7);
узы, которые Бог ослабил, крепче привязали его к Нему. Искупивший нас имеет на нас неоспоримые права. [2] Что Бог позаботится о тех, кого задумал привести домой, к Себе; они не будут нуждаться и смогут покрыть необходимые расходы на свое путешествие. Когда Он вывел их из Египта и вел через пустыни, они не жаждали (ст. 21), ибо в их передвижениях вода из скалы следовала за ними; там Он источал им воду из камня, а раз вода из скалы самая чистая, то Бог рассекал скалы и воды лились, ибо Он может восполнять нужды Своего народа самым необычным способом. Это ссылка на то, что Он сделал для них, когда выводил из Египта и все это буквально исполнилось. Но теперь, когда они будут возвращаться из Вавилона, то же самое фактически нужно совершить вновь, ибо они и их близкие должны быть хорошо обеспечены всем необходимым во время возвращения. Бог совершает Свое дело эффективно и с помощью поразительных провидений и чудес, хотя на них, возможно, не все обращают внимание. Это можно применить к богатствам благодати, которые хранятся для нас в Иисусе Христе, от Которого все блага текут к нам, как вода к Израилю из скалы, ибо та скала Христос.
(3) Здесь приводится предупреждение нечестивым, которые продолжают ходить своими путями. Пусть не надеются иметь какие-то блага среди народа Божьего. Хотя по внешнему виду и исповеданию они относят себя к ним, но им не удастся разделить их участь (ст. 22). Хотя Бог в общем желал мира этому народу, тем не менее нечестивцам, живущим среди него, не желающим реформироваться, нет мира. Они не будут иметь мира с Богом или с собственной совестью, как и реальных благ, на которые претендуют. Какой мир могут иметь те, кто враждует с Богом? Их лжепророки обещали мир тем, кому он не принадлежал, но Бог говорит, что нечестивцам мира не будет, как и чего-либо подобного. Если грешники, враждующие с Богом, вовремя не прекратят и не покаются, то они будут враждовать всю вечность.