Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Исаия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 13189 Все тексты автора Мэтью Генри
52 глава
Большая часть этой главы посвящена той же теме, что и предыдущая: освобождению евреев из Вавилона; тем не менее она применима к великому спасению, совершенному Христом для нас; а три последних стиха посвящены той же теме, что и следующая глава: Личности Искупителя, Его уничижению и превознесению. Обратите внимание (I) на ободрение, предназначенное для евреев, находящихся в плену, чтобы они надеялись на то, что Бог освободит их из плена определенным Им способом и в определенное Им время (ст. 1-6). (II) На радость и ликование служителей и народа по этому поводу (ст. 7-10). (III) На призыв к тем, кто остался в рабстве, произвести перемены ради собственного освобождения, когда свобода уже возвещена (ст. 11,12). (IV) На краткое упоминание о Мессии, о Котором подробно рассказывает следующая глава (ст. 1315).
Стихи 1-6. В данной главе:
I. Бог побуждает Свой народ стать энергичным ради собственного освобождения (ст. 1,2). Они хотели, чтобы Бог восстал и облекся силою (Ис 51:9), а теперь Он призывает их восстать и облечься силою, приступить к действиям; пусть пробудятся от своего уныния и соберутся с духом, пусть ободряют себя и друг друга, что все будет хорошо, пусть не поддаются отчаянию и не падают под тяжестью своего бремени. Пусть пробудятся от своего неверия, пусть смотрят выше и дальше, пусть вспомнят обетования и провидения, которые Бог совершил для них, и пусть вновь ожидают великих дел от Бога. Пусть пробудятся от своей тупости, медлительности, пусть не прячутся, а умножат свои усилия, но не для того, чтобы воспользоваться незаконными средствами для избавления, а наоборот, чтобы, согласно закону народов о пленных, использовать все подходящие средства, вызвать одобрение и благоволение завоевателя и заинтересовать его. В этих стихах Бог заверяет их в том, (1) что благодаря своему плену они изменятся: «…не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый» (ст. 1);
обычаи идолопоклонников не будут больше внедряться к ним или, по крайней мере, одобряться ими, ибо из-за браков с чужими женщинами во времена Ездры и Неемии к ним вползла нечистота, но очень скоро, благодаря бдительности и ревности властей, от нее избавятся и будут прилагаться усилия, чтобы Иерусалим был святым городом. Подобным образом евангельский Иерусалим был очищен Кровью Христа и благодатью Бога, и он стал несомненно святым городом.
(2) Что они будут освобождены и избавлены от плена, что цепи с их шеи будут сняты и больше они не будут угнетенными, более того, на них не будут больше нападать, как раньше: «…не будет более выступать против тебя необрезанный и нечистый (можно и так прочитать)». Язычник больше не войдет во святилище, и безбожник в Его храм (Пс 78:1). Это нужно понимать с определенным условием. Если они будут держаться близко к Богу, то Бог будет охранять их и держать их врагов вдалеке. Но если они вновь развратят себя, то Антиох осквернит их храм и римляне разрушат его. Тем не менее какое-то время у них будет мир, и к этой блаженной перемене, которая сейчас приближается, Бог призывает их приноровиться. [1] Пусть приготовятся радоваться: «Облекись в одежды величия твоего, не являйся больше во вдовьем трауре, какой обычно ты носил в своем вдовстве. Придай своему лицу новое, улыбающееся выражение теперь, когда тебя ожидают приятные события». Красивые одежды были спрятаны тогда же, когда они свои арфы повесили на ивах, но теперь появился повод использовать и то и другое, поэтому пусть достанут их вместе. «Облекись в силу твою, облекись в одежду величия твоего в доказательство своего ликования и радости». Отметьте: радость пред Господом — подкрепление для вас (Неем 8:10), а наша красивая одежда послужит кольчугой против стрел искушения и беды. Обратите внимание: Иерусалим должен облачиться в красивую одежду, когда станет святым городом, ибо красота святости самая привлекательная красота; и чем мы святее, тем у нас больше повода радоваться. [2] Пусть приготовятся к свободе: «Отряхни с себя прах, в котором ты лежал и в который гордые притеснители втоптали тебя (Ис 51:23), или в который ты сам облек себя из-за крайней скорби». Встань и двигайся (можно и так прочитать). «О Иерусалим! Приготовься освободиться от всех признаков рабства, которые были на тебе так долго, и измени свое место жительства. Сними цепь с шеи твоей; вдохновись благородными принципами и решимостью отстоять собственную свободу». Евангелие провозглашает свободу тем, кто был связан узами страха, и обязывает их держаться своей свободы. Пусть те, кто устал и был тяжко обременен грехом, найдут освобождение во Христе. Стряхните с себя прах сомнений и страхов и снимите с себя эти цепи, ибо если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
II. Бог побуждает Себя ревностно выступить на защиту Своего народа. В этих стихах Он перед Собой защищает их дело и даже побуждает Себя прийти и спасти их, ибо основания для Своей милости Он черпает из самого Себя. Здесь Он размышляет о том:
1. Что угнетавшие их халдеи никогда не признавали, что Бог дал им силу одержать победу над Его народом, как и Сеннахирим, которого Бог использовал в качестве инструмента для наказания и изменения Своего народа (Ис 10:6,7). «За ничто были вы проданы, благодаря этому вы ничего не приобрели, как и Я» (ст. 3). (Бог размышляет о том, что когда они своим грехом продали себя, то Он, обладавший исключительным правом на них, не умножил Свое богатство ценой за них (Пс 43:13, англ.пер.). Тем самым они не уплатили Ему свои долги; вавилоняне не поблагодарили Его за это, а скорее, в связи с этим, порицали и хулили Его имя). Поэтому они, так долго владея вами и ничего не заплатив, скоро отдадут вас даром: «…без серебра будете вы выкуплены», как обещалось в гл 45:13. Кто ничего не дает, должен быть готов, что ничего не получит; хотя Бог не является должником ни для одного человека.
2. Что и раньше они часто оказывались в подобной беде и в течение какого-то времени были побиваемы своими начальниками, и поэтому жаль, что им снова пришлось оказаться в руках притеснителей (ст. 4): «Народ Мой ходил прежде в Египет с дружественными намерениями, чтобы там поселиться, но египтяне поработили их и с жестокостью руководили ими». Затем они были освобождены, несмотря на гордость, силу и хитрость фараона. Так почему нам не думать, что Бог освободит Свой народ и теперь? В другой раз Ассур теснил его ни за что, когда десять колен были взяты в плен царем Ассирийским; вскоре Сеннахирим, другой царь Ассирийский, своей опустошительной армией победил и сделался хозяином всех укрепленных городов Иудеи. Вавилонян вполне уместно можно было называть ассирийцами, так как их монархия являлась ветвью ассирийской монархии, и теперь они ни за что теснили народ Божий. Хотя Бог поступил праведно, предав его в их руки, но они были неправы, обращаясь жестоко с народом Божьим, и не могли претендовать на владычество над ними, как над своими подчиненными, как фараон, когда они поселились в Гесеме части его царства. Когда мы страдаем от рук нечестивых и безрассудных людей, то в утешение можно сказать то же, что и им: что они страдают ни за что и с их стороны не было сделано ни одной провокации (Пс 7:4-6 и далее).
3. Что Божья слава пострадает из-за оскорблений, нанесенных Его народу (ст. 5): «И теперь что у Меня здесь, когда народ Мой взят даром?» Теперь Богу не поклонялись, как раньше в Иерусалиме, Его жертвенник был унесен, а храм лежал в руинах; но если бы вместо этого Ему больше и лучше поклонялись в Вавилоне, то ли пленники, то ли коренные жители, то это было бы другое дело: тогда можно было бы считать, что в какомто смысле благодаря этому Богу оказаны некие знаки почести, но увы, все обстояло наоборот.
(1) Пленники были настолько удручены, что не могли славить Его; вместо этого они постоянно рыдали, что огорчало Бога и побуждало к состраданию; властители их неистовствуют и заставляют рыдать, как египтяне, от которых они вздыхали (Исх 2:23). Так и теперь вавилоняне, обращаясь с ними с особой жестокостью, вынуждали их громко жаловаться и рыдать. Это дает нам весьма непривлекательное представление о настроении, царившем среди пленников в то время; теперь их жалобы не были такими благоразумными и благочестивыми, как раньше, а довольно глупыми: они вопили (Ос 7:14). Тем не менее Бог услышал их и пришел, чтобы освободить, как раньше из Египта (Исх 3:7,8).
(2) Местные жители были настолько высокомерными, что не славили Его, а постоянно хулили, что оскорбляло Бога и возбуждало Его гнев. Они хвалились, что были слишком сильными для Бога, так как оказались непреодолимыми для Его народа; тем самым они выражали Ему свое презрение как неспособному освободить Свой народ; и так всякий день имя Его бесславилось среди них. Когда они славили своих идолов, то возносились против Господа небес (Дан 5:23). «Теперь, говорит Бог, Я не допущу этого. Я спущусь, чтобы освободить их, ибо какую славу, благодарение и дань хвалы Я имею от этого мира, когда Мой народ, который должен быть Мне славою и хвалою, позорит Меня? Их притеснители не будут славить Бога, и им не позволят». Апостол цитирует эти слова, применяя их к нечестивой жизни евреев, из-за чего Бог тогда бесчестился среди язычников, как и в то время из-за их страданий (Рим 2:23,24).
4. Что их освобождение значительно возвеличит Его славу (ст. 6): «Раз Мое имя подобным образом хулится, то Я восстану, и народ Мой узнает имя Мое; имя Мое Иегова». Под этим именем Он явил Себя Своему народу, когда избавлял его из Египта (Исх 6:3). Бог что-то совершит, чтобы отстоять Свою честь и Свое великое имя, а Его народ, который почти растерял знания о Нем, узнает его для собственного утешения и увидит, что оно крепкая башня. Они узнают, что Божье провидение управляет миром и всеми его делами, что именно Он избавляет их словом Своей силы, что Он единственный, кто может вначале изречь и все свершится. Они узнают, что слово Божье, которым Израиль благословлен превыше всех других народов, исполняется в должное время, что именно Он говорит через пророков; это говорит именно Он, а не они, ибо ни одна йота из сказанного ими не останется неисполненной.
Стихи 7-12. О переселении евреев из Вавилона на собственную землю здесь говорится как о милости и долге, а применение ст.7 в проповеди Евангелия апостолом (Рим 10:15) четко говорит о том, что это избавление было прообразом искупления человечества, совершенного Иисусом Христом, и слова, сказанные об их искуплении из Вавилона, следует приспосабливать именно к нему.
I. Об этом здесь говорится как о великом благословении, которое нужно приветствовать с большой радостью и благодарением.
1. Тех, кто приносит весть об освобождении, будут встречать с радостью (ст. 7): «Как прекрасны на горах, окружающих Иерусалим, через которые будут переходить эти посланники, чье приближение будет видно издалека, ноги благовестника, когда узнают, какие новости он несет!» Здесь не столько идет речь об обычной почте или вестниках, посланных срочно правительством для распространения воззвания, а скорее подразумеваются некоторые евреи, которые, будучи источником ведения, заранее заметили его и немедленно отправились или послали вестников во все части, чтобы распространить новость; послали даже в Иерусалим, чтобы известить немногих оставшихся там братьев, с которыми вскоре им предстоит увидеться; ибо об этом возвещалось не как о новости, а как о доказательстве того, что Божий Сион царствует; именно таким языком это написано: «Они говорят Сиону: «Воцарился Бог твой»». Те, кто принес весть о мире и спасении, о том, что Кир дал повеление освободить евреев, весть, которую так долго ждали те, кто жаждал утешения Израилю, благую весть (благую весть о благе, как можно прочитать в оригинале, пренебрегая тавтологией нашего перевода), так изложили ее: «О Сион! Воцарился Бог». Отметьте: когда плохая весть распространена, то это хорошая весть, а когда хорошая весть распространена повсюду, то это наилучшая весть, гласящая о том, что Бог Сиона царствует, что Господь это Бог Сиона, состоящий с ним в завете, и что Он безусловно царствует (Пс 145:10; Зах 9:9). Господь утвердил Сион (Ис 14:32). Все события пребывают под руководством царства провидения Божьего и зависят от своей тенденции способствовать царству Его благодати. Это можно применить к проповеди Евангелия, которое возвещает о мире и спасении; безусловно, это Евангелие, благая весть, радостная новость, новость о победе над духовными врагами и о свободе от духовного рабства. Благая весть заключается в том, что Господь Иисус царствует и Ему отдана вся власть. Вначале Сам Христос принес эти новости (Лук 4:18; Евр 2:3), и именно о Нем говорит этот отрывок: «Как прекрасны ноги благовестника Его ноги, которые были прибиты ко кресту, как прекрасны они на горе Голгофе! Как прекрасны Его ноги, когда Он пришел, перепрыгивая через горы (Песн 2:8)! Как прекрасны они для тех, кто знает Его голос и знает, что это голос их возлюбленного! Его служители возвещают эту благую весть; они должны хранить свои ноги в чистоте от скверн этого мира, и тогда они смогут быть прекрасными в глазах тех, для кого посланы, кто сидит у их ног, или, скорее, у ног Христа, живущего в них, слушая Его слово. Их должны почитать преимущественно с любовью за дело их (1Фес 5:13), за их послание, которое заслуживает одобрения.
2. Те, кому будет передана эта весть, испытают прилив радости.
(1) Тогда стражники Сиона возрадуются, так как прозреют поразительным образом (ст. 8). Стражники иерусалимских стен будут руководить этим ликующим хором. Нам сказано, кто это такие (Ис 62:6). Это те, которых Бог поставил на стены Иерусалима, чтобы они произносили Его имя и постоянно молились Ему до тех пор, пока Он вновь не сделает Иерусалим славой всей земли. Эти стражники стоят на своих сторожевых башнях, ожидая ответа на свои молитвы (Авв 2:1), и поэтому, когда приходит благая весть, они первые слышат ее; и чем дольше они ее ожидают, чем настойчивее они в своих молитвах, тем большее ликование они испытают, когда она придет: «Они возвысили голос, и все вместе ликуют, воспевая песни, чтобы пригласить других присоединиться к их хвале. Особо превознесет и наполнит их радостью то, что они увидят своими глазами, то есть лицом к лицу. Когда Бог скрывал Свое лицо, то они с трудом могли различить Его благоволение через темное облако своих страданий, а теперь, когда облако рассеялось, они четко увидели его. Они увидят Царя Сиона своими глазами это пророчество исполнилось, когда Слово стало плотью и обитало среди нас; тогда были люди, которые видели Его славу (Иоан 1:14) и рассматривали ее (1Иоан 1:1). Они увидят точную согласованность и соответствие между пророчеством и событием, обетованием и его исполнением; своими глазами они увидят, как те согласуются друг с другом, и будут удовлетворены тем, что один и тот же Бог сказал одно и сделал другое. Когда Бог вновь освободит Сион из плена, тогда пророки примут откровение и полностью разъяснят, насколько Бог доброжелателен к Своему народу. Применяя этот, а также предыдущий стих ко временам Евангелия, его можно воспринять как обетование об излиянии Святого Духа на служителей Евангелия как духа мудрости и откровения, который будет вести их к истине, и они своими глазами увидят Божью благодать более четко, чем видели ее ветхозаветные святые: они будут единогласны; они будут иметь общее мнение в истинах, касающихся общего спасения, как и в своих песнях. Более того, похоже, именно на это место ссылается св. Павел, когда говорит, как о привилегии нашего будущего состояния, о том, что мы будем видеть лицом к лицу.
(2) Опустошенные места Сиона тогда возрадуются, так как будут поразительным образом утешены (ст. 9): «Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, то есть все части Иерусалима (ибо он весь лежал в руинах);
даже те части города, которые были особенно разорены, присоединятся к общей радости; и они, менее всего ожидавшие ее, восторжествуют с радостью, как человек, видящий во сне (Пс 125:1,2). Пусть воспоют вместе. Отметьте: кто разделяет с другими милости, тот должен присоединиться к их хвале. Вот повод для радости и хвалы: [1] народ Божий получит утешение от этого спасения; а то, что является поводом для нашей радости, должно быть основанием для нашего благодарения. Он искупил Иерусалим (жителей Иерусалима, которые были проданы в руки своих врагов) и тем самым утешил Свой народ, находившийся в печали. Искупление Иерусалима является поводом для радости всего народа Божьего, который ожидал этого искупления (Лук 2:38). [2] Благодаря этому Бог будет прославлен (ст. 10). Обнажил Господь святую мышцу Свою (являя и демонстрируя Свою силу) пред глазами всех народов. Божья мышца, святая мышца, простерлась, чтобы очистить и оправдать, защищая святость и исполняя Его обетование. [3] Весь мир получит от этого выгоду. Когда Господь Иисус совершал великое спасение, тогда мышца Господа явилась и все концы земли увидели спасение Бога нашего. Они были не только наблюдателями, как при освобождении евреев из Вавилонского плена, но и участниками его; представители всех народов, даже самых удаленных, станут сопричастниками привилегий искупления. Это можно применить к нашему спасению, совершенному Христом (Лук 3:6): «Иузрит всякая плоть спасение Божие великое спасение».
II. Здесь об этом говорится как о великом деле, которое должно совершаться с большой осторожностью и обрезанием. Когда свобода будет возвещена, тогда (1) пусть народ Божий поспешит покинуть Вавилон как можно скорее; как бы хорошо они там ни устроились, пусть даже не думают укорениться в Вавилоне, а идут, идут (ст. 11) из среды его: не только живущие на границах, но и в середине, в самом центре страны; пусть уходят. Вавилон не место для израильтян. Как только им будет позволено выйти, пусть не теряют времени. Этим словом Бог побуждает дух тех, кто принял решение уйти (Ездр 1:5). Это также призыв всем тем, кто все еще находится в рабстве греха и сатаны, воспользоваться свободой, которую им возвестил Христос. И если Сын сделал их свободными, то они несомненно свободны.
(2) Пусть остерегаются, чтобы не вынести с собой скверн вавилонских: «Не касайтесь нечистого. Теперь, когда Бог обнажил Свою святую мышцу за вас, будьте святы, как Он свят, и берегись всего худого». Выходя из Египта, они вынесли с собой обычаи идолопоклонников Египта (Иез 23:3), которые погубили их; пусть же теперь остерегаются поступить так же, выходя из Вавилона. Отметьте: когда мы получаем какую-либо особую милость от Бога, то должны быть особо бдительны, более обычного, против нечистоты. Особо чистыми должны быть носящие сосуды Господни, то есть священники, которые отвечали за сосуды святилища (когда они были восстановлены особым актом дарения) и должны были нести их в Иерусалим (Ездр 1:7; 8:24 и далее). Пусть не только избегают прикасаться к нечистой вещи, но и будут усердны, очищая себя для очищения освященного. Христиане духовные священники нашего Бога (Отк 1:6). Они должны носить сосуды Господа; им вверены на хранения постановления Бога, чистые и совершенные; их попечению вверены хорошие вещи, и поэтому они должны быть чистыми, омывать свои руки в невинности, чтобы быть достойными окружать Божий жертвенник, носить Его сосуды и хранить себя в чистоте.
(3) Пусть уповают на присутствие с ними Бога и Его защиту во время возвращения (ст. 12): «Вы выйдете неторопливо». Они должны были выйти с усердной поспешностью, не теряя времени и не задерживаясь, как Лот в Содоме, но не со скрытной торопливостью, словно боятся преследований (как это было при выходе из Египта) или отмены указа об их освобождении. Нет, они увидят, что Бог и все Его дела совершенны, и поэтому им не нужно торопиться больше положенного. Кир с почетом освободил их, и они должны вернуться с честью, а не крадясь, потому что впереди вас пойдет Бог как ваш генерал и главнокомандующий, и Бог Израилев будет стражем позади вас или тем, кто собирает отставших. Бог будет и предводительствовать и завершать их шествие; Он защитит их от врагов, которые встретятся или будут преследовать их, ибо окружит их Своим благоволением. Когда они вышли из Египта, то столб облачный и огненный иногда следовал за ними, чтобы защитить их тыл (Исх 14:19), и Божье присутствие с ними сейчас будет для них тем же знамением, чем был тогда столб. Кто стоит на пути своего долга, тот находится под особой защитой Бога; и кто верит в это, тот не будет торопиться.
Стихи 13-15. Здесь, как и в других местах, для утверждения веры народа Божьего и ободрения их надежды на обетование о временном избавлении, пророк переходит к другой теме и начинает говорить о великом спасении, которое при полноте времени будет совершено Мессией. Как пророчество о воплощении Христа предназначалось для подтверждения обетования об их избавлении от ассирийской армии, так и данное пророчество о смерти Христа и Его воскресении должно подтвердить обетование об их возвращении из Вавилона, ибо оба эти спасения были прообразами великого искупления, как и пророчества на них ссылались на него. Данное пророчество, которое начинается в этих стихах и продолжается до конца следующей главы, очень четко указывает на Иисуса Христа. Древние евреи понимали его как пророчество о Мессии, хотя нынешние евреи прилагают максимальные усилия, чтобы извратить, и некоторые из наших толкователей (которых на этом основании нельзя назвать друзьями христианской религии) понимают его как пророчество об Иеремии, хотя Филипп, проповедовавший Христа евнуху, утверждал, что о Нем пророк говорил это, именно о Нем, а не о каком-либо другом человеке (Деян 8:34,35). В этих стихах:
I. Бог подтверждает, что дал поручение Христу и обеспечил Его необходимыми качествами для его исполнения.
1. Он назначен для этого дела. «Он раб Мой, которого Я нанял, и поэтому Я буду поддерживать Его». Исполняя это поручение, Он исполняет волю Своего Отца, ищет славы Отца и служит интересам Царства Отца.
2. Он обеспечен необходимыми качествами для исполнения этого дела. Он будет благоуспешен (благоразумен в англ.пер.), ибо почиет на нем дух премудрости и разума, (Ис 11:2). Это же слово используется в адрес Давида, когда он поступал благоразумно (1Цар 18:14). Христос Сам по Себе мудрость, и, замышляя и исполняя дело нашего искупления, Он явил премудрость Божию, тайную (1Кор 2:7). Христос, пребывая здесь, на земле, был очень благоразумен, вызывая восхищение других.
II. Он кратко описывает Его уничижение и превознесение. Посмотрите:
(1) насколько Сам Он смирен: «Многие изумлялись, смотря на Него, как удивлялись, смотря на Давида, когда из-за своих скорбей и бед он стал для многих как бы дивом (Пс 70:7). Многие удивлялись, с каким ничтожным обращением Ему приходилось сталкиваться, какими озлобленными и бесчеловечными были к Нему люди, как они Его оскорбляли: «Был обезображен паче всякого человека лик Его, когда Его хлестали плетью, били по щекам и надели терновый венец; но и тогда Он лица Своего не закрывал от поруганий и оплевания. Лицо Его побагровело от плача, ибо Он был мужем скорбей. Лицо Того, Кто был прекраснее сынов человеческих, было обезображено нанесенными Ему оскорблениями. Никогда еще с человеком так жестоко не обращались. Его вид, когда Он принял образ раба, был более жалким и презренным, чем вид любого из сынов человеческих. Видевшие Его говорили: «Действительно, никогда еще человек не выглядел таким жалким, это червь, а не человек» (Пс 21:7). Народ поносил Его (Ис 49:7), обращался с Ним, как с прахом, всеми попираемом. Не было такой скорби, как Его скорбь.
(2) Как высоко Бог превознес Его на том основании, что Он смирил Себя. Для этого использованы три слова (ст. 13): «Он возвысится, вознесется и возвеличится». Бог превознесет Его, люди вознесут Его, и Он значительно вознесется, выше наивысшей точки, выше небес. Он благополучно исполнит Свое дело, и Ему будет способствовать успех, и это вознесет Его очень высоко. [1] Многие народы станут лучше благодаря Ему, ибо Он окропит (англ.пер.) их, а не только евреев; кровь кропления коснется их совести и очистит ее. Он пострадал и умер, тем самым окропив много народов, ибо в Его смерти откроется источник (3ах 13:1). Он окропит много народов Своей небесной доктриной, которая будет падать, как дождь, и сочиться, как роса. Моисей сделал то же, но лишь для одного народа (Втор 32:2), а Христос для многих народов. Он сделает это с помощью крещения, которое представляет собой омытие чистой водой (Евр 10:22). Поэтому это обетование исполнилось, когда Христос послал Своих апостолов учить все народы, крестя (или кропя) их. [2] Знатные люди будут оказывать Ему уважение: «Цари закроют пред Ним уста свои», то есть не будут открывать их против Него, как делали раньше, чтобы противоречить или хулить Его святые пророчества. Более того, они будут соглашаться и довольны методами, с помощью которых Он будет учреждать Свое царство в этом мире. Они будут с великим смирением и благоговением принимать Его пророчества и законы, как те, которые, услышав мудрые изречения Иова, после слов его удерживались от речи (Иов 29:9,22). Цари увидят и встанут (Ис 49:7). [3] Тайна, которая хранилась от начала сотворения мира, благодаря Ему будет явлена всем народам для послушания веры, как говорит апостол (Рим 16:25,26, англ.пер.). Они увидят то, о чем не было говорено им-, Евангелие выведет на свет новое, о чем они не слышали, оно обратит внимание людей и вызовет благоговение царей и царств. Это применимо к проповеди Евангелия в языческом мире (Рим 15:21). Цитируемые здесь слова в Септуагинте переведены так: «Они увидят Того, о Ком им не было сказано, и поймут то, чего не слыхали». Им откроются истины, которые долго были сокрыты от них, и они увидят личности, которые от них долгое время были во мраке сокрыты. Но теперь в лице Христа, о Котором им раньше не говорилось, они увидят славу Божьего сияния, о которой они не слыхали. С помощью Евангелия Христа им будет открыто то, что не могли им сказать все самые образованные философы, что не могло раскрыть им искусство прорицателей или какой-либо из языческих пророков. В Ветхом Завете много говорится о Мессии, и они слышали это, но, как обнаружила царица Савская в Соломоне, Его пришествие намного превзошло то, что о Нем говорили. Христос разочаровал ожидания тех, кто ожидал Мессию соответственно своему воображению, как плотские евреи, но превзошел ожидания тех, кто ждал Мессию такого, Каким Он был обещан. Он соответствовал их вере, более того, превзошел ее.