Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Исаия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 13330 Все тексты автора Мэтью Генри
60 глава
Вся эта глава посвящена той же цели и настроена на ту же струну; это часть завета Бога с Его Церковью, о котором говорится в последнем стихе предыдущей главы, а обещанные благословения являются плодами слова и Духа. В той главе было обещано, что Церковь будет существовать долго, до кончины века, а здесь что она распространится на огромное расстояние и достигнет самых отдаленных районов земли. Все это прославит Искупителя. Здесь обещано, (I) что Церковь будет просвещена и воссияет (ст. 1,2). (II) Что она возрастет и к ней добавится много народа, что многие присоединятся служить Богу (ст. 3-8). (III) Что новообращенные будут совершать большое служение ради интересов Церкви (ст. 9-13). (IV) Что Церковь пребудет в великой чести и будет иметь хорошую репутацию среди людей (ст. 14-16). (V) Что она насладится глубоким миром и спокойствием (ст. 17,18). (VI) Что все ее члены будут праведными, а ее слава и радость пребудут вечно (ст. 19-22). Это ссылка на мирное и процветающее состояние евреев некоторое время спустя после их возвращения из плена на родину; но, безусловно, это обетование касается более отдаленного времени и полностью исполнится во время царства Мессии, когда оно увеличится за счет прихода в него язычников и через Иисуса Христа обогатится духовными благословениями божественных благ; все это будет залогом вечной радости и славы.
Стихи 1-8. В этих стихах обещано, что евангельский храм будет очень ярким и очень большим.
I. Он будет очень светлым: «…пришел свет твой». Когда евреи вернулись из плена, было тогда освещение и радость, и веселье, и торжество; тогда они познали Господа и возрадовались Его великой милости; и в связи с этим пришел их свет. Когда Искупитель пришел на Сион, то принес с Собой свет, Он пришел, чтобы Самому быть светом. Теперь обратите внимание:
(1) что это за свет и откуда он исходит: «Над тобою воссияет Господь (ст. 2), слава Господня взошла над тобою (ст. 1)». Бог отец и источник света, и именно в Его свете мы видим свет. Пока мы имеем в себе познание Бога и Его благоволение к нам, наш свет приходит. Когда Бог является нам и мы получаем утешение от Его благоволения, тогда слава Господа восходит над нами, как утренний свет; когда Он вступается за нас и мы имеем доказательство Его благоволения, когда Он являет нам некие знамения во благо и возвещает нам Свое благоволение, тогда Его слава видна на нас, как на Израиле в столбе облачном и огненном. Когда Христос восходит как солнце правды и в Нем посещает нас утренний свет, тогда слава Господня видна на нас, слава первородного от Отца.
(2) Что служит контрастом для этого света: тьма покроет землю; хотя это будет полная тьма, которую можно будет осязать, как тьма в Египте, и она накроет народ, тем не менее Церковь, как Гесем, в то же самое время будет иметь свет. Когда положение народов, не имеющих Евангелие, будет совсем печальным и наполнятся все мрачные места земли жилищами насилия над бедными душами, тогда положение Церкви будет очень благоприятным.
(3) К какому долгу призывает это восхождение света: «Восстань, светись; не только принимай этот свет и (как написано на полях) просвещайся им, но отражай его; восстань, светись лучам, позаимствованными от него». Дети света должны сиять, как светила в мире. Если Божья слава будет видна на нас к нашей чести, то мы должны не только своими устами, но и своей жизнью возвратить хвалу Его славе (Мат.5616; Фил 2:15).
II. Он будет очень большой. Когда евреи вновь поселились на своей земле после возвращения из плена, тогда многие люди, проживающие на ней, присоединились к ним, но не видно, чтобы их присоединение было таким многочисленным, чтобы соответствовать полноте этого пророчества. Поэтому мы должны сделать вывод, что оно говорит о более отдаленном событии, когда язычники придут в евангельскую Церковь, не будучи привязанными к какому-нибудь определенному месту, хотя его образ здесь описывается. Сейчас нет места, которое было бы центром церковного единства, а обетование говорит о том, что они будут собраны ко Христу, придут с верой, надеждой и святой любовью в общество, объединенное хартией Его Евангелия, центром единства которого является Он Сам та семья, которая именуется от Него (Еф 3:15). Евангельская Церковь четко названа Сионом и Иерусалимом, и именно в таком понимании все верующие, по словам Писания, придут к нему (Евр 12:22): «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму»; эти слова служат ключом к этому пророчеству (Еф 2:19). Обратите внимание:
1. Что привлечет такие толпы людей в Церковь: «Они придут к свету твоему и к восходящему над тобой сиянию (ст. 3). Они присоединятся к тебе, ибо будут очарованы (1) светом, сияющим над тобой» светом прославленного Евангелия, который будут хранить церкви, из-за чего их будут называть золотыми светильниками. Этот свет, который открывает очень много о Боге и Его доброй воле к человеку, благодаря которому жизнь и бессмертие выведены на свет, привлечет всю благоразумную, взволнованную часть человечества прийти и присоединиться к Церкви, чтобы воспользоваться выгодой этого света, раскрывающего истину и долг.
(2) «Светом, которым ты сияешь». Чистота и любовь первых христиан, их стремление к небесам и презрение к этому миру, их терпение в страданиях были сиянием восходящей Церкви, которое привлекло многих. Красота святости была той могущественной силой, с помощью которой Христос привел готовый народ в день силы Своей (Пс 109:3).
2. Какие народы придут в Церковь. Великое множество язычников (или народов) спасенных будут ходить, как это выражено со ссылкой на данное место в Книге Откровение 21:24. Народы будут научены (Мат 28:19), даже цари, равно как и люди, занимающие важное положение, обладающие властью и влиянием, приложатся к Церкви. Они придут со всех уголков (ст. 4): «Возведи очи твои и посмотри вокруг, как они идут, люди набожные, из всякого народа под небом (Деян 2:5). Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Иоан 4:35). Посмотрите, что они приходят вместе, как один человек, единогласно: все они собираются, чтобы укреплять руки друг друга и ободрять друг друга. Придите, и взойдем… (Ис 2:3). Они приходят из самых удаленных уголков: идут издалека, услышав весть о тебе, как царица Савская, или увидев звезду на востоке, как мудрецы; и они не будут огорчены из-за того, что путешествие к тебе будет длительным. Придут представители обоих полов. Вид пришедших сыновей и дочерей будет очень покорным, как у тех, кто решил быть с тобой одной семьей, подчиниться законам твоей семьи и учиться у нее. Они приходят, чтобы напитаться от тебя (англ.пер.), чтобы от самой колыбели воспитываться с тобой». Дети Церкви должны питаться от нее, их не нужно посылать, чтобы они питались среди чужестранцев; лишь там, где пребывает чистое словесное молоко, должны питаться новорожденные младенцы, дабы от него возрасти (1Пет 2:1,2). Чтобы наеладиться высоким званием и привилегиями христианской семьи, мы должны подчиниться ее дисциплине.
3. Что они принесут с собой и какие преимущества получит Церковь благодаря их приходу. Кого привела в Церковь благодать Божья, те безусловно принесут с собой все свои достоинства, которые, равно как и самих себя, посвятят славе и служению Богу и с помощью которых они будут творить добро на своих местах.
(1) Купцы напишут «святыня Господня» на своем товаре и на прибыли, как в гл 23:18: «Богатство моря, то ли богатство, добываемое в море (рыба и жемчуг), то ли то, что перевозится морем, обратится к тебе для твоего использования». Богатство состоятельных купцов будет тратиться на дела милосердия и благотворительности.
(2) Обладающие властью мужи будут применять свою власть для служения Церкви: «Силы, или войска, народов придут к тебе (англ.пер.), чтобы охранять твои границы, укреплять твои интересы и, если представится возможность, сражаться за тебя». Войска язычников часто выступали против Церкви, но теперь они выступят на ее стороне, ибо Бог, когда Ему угодно, может даже наших врагов примирить с нами (Прит 16:7);
когда Христос победит сильного вооруженного воина, тогда Он разделит Его добычу и заставит служить Своим интересам то, что выступало против Церкви (Лук 11:22).
(3) Богатство, перевозимое по земле, равно как и по морю, будет использоваться для служения Богу и Его Церкви (ст. 6): «Множество верблюдов, дромадеры из Мадиама и Савы принесут золото и ладан (золото, чтобы сделать золотой жертвенник, ладан и воскурения чтобы сжигать на нем);
они принесут богатства своей страны не для того, чтобы торговать с вами, а чтобы почтить ими Бога, и принесут не в маленьких количествах, а привезут верблюдов, нагруженных ими». Это частично исполнилось, когда мудрецы с востока (возможно, из перечисленных здесь стран), привлеченные яркостью звезды, пришли ко Христу и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мат 2:11).
(4) Множество жертв будет принесено на жертвенник Бога, благоугодных жертв; и хотя они будут принесены язычниками, но тем не менее будут благоугодны (ст. 7). Кидар славился стадами скота, и, возможно, самыми тучными были овны Неванофские они взойдут на жертвенник Божий жертвою благоугодною. Богу нужно служить и чтить Его тем, что мы имеем, соответственно тому, чем Он благословляет нас, и наилучшим из того, что мы имеем. Это исполнилось, когда по указу Дария правителям, проживающим по ту сторону рек (возможно, в некоторых из этих стран), было велено обеспечить Иерусалимский храм тельцами, овнами и агнцами на всесожжения Богу небесному (Ездр 6:9). Это пророчество исполнилось позднее и, мы верим, исполнится, когда полнота язычников войдет в Церковь, что будет названо жертвой, т.е. приношением, язычников Богу (Рим 15:16). Тельцы и овны это драгоценные души, ибо сказано, что они будут служить Церкви и придут, как живые жертвы, представляя себя Богу для разумного служения на Его жертвеннике (Рим 12:1).
4. Как Бог будет почтен умножением Церкви и приходом в нее такого большого количества народа.
(1) Их желанием будет прославить в ней имя Бога. Они принесут свое золото и ладан не для того, чтобы показать богатства своей страны, не для того, чтобы получить похвалу за свое благочестие и набожность, а чтобы возвестить славу Богу (ст. 6). Наши самые значительные служения и дары Церкви приемлемы лишь в том случае, если ими мы хотим воздать славу Богу. Участвуя в публичных обрядах, мы должны стремиться воздать Богу славу, достойную имени Его, ибо, как в данном случае, мы призваны от тьмы к свету, дабы возвещать совершенства Призвавшего (1Пет 2:9).
(2) Благодаря ему Бог прославит Свое имя; Он сказал (ст. 7): «Я прославлю дом славы Своей». Церковь это дом славы Божьей, где Он являет Свою славу Своему народу и принимает воздаваемые Ему почести. И ради славы этого дома и Того, Кто хранит его, язычники приносят свои приношения, и там они принимаются.
5. Как на саму Церковь повлияет ее умножение (ст. 5).
(1) По этому поводу она возрадуется: «Тогда увидишь и возрадуешься, довольная и взволнованная, удивленная и очень обрадованная этому».
(2) К этой радости примешается страх: «Затрепещет сердце твое, сомневаясь, могут ли по закону необрезанные приходить есть с ними». Петр был настолько поражен таким страхом, что ему необходимо было видение и глас с небес, чтобы преодолеть его (Деян 10:28). Но (3) «когда ты победишь этот страх, расширится сердце твое в святой любви настолько, что в нем будет достаточно места для всех новообращенных язычников. Теперь твоя душа не будет такой маловместительной, как раньше, когда в тебе не было любви и твоя любовь распространялась только на евреев». Когда Бог хочет, чтобы Его Церковь была красивой и процветала, тогда Он расширяет сердца и побуждает к благотворительности.
(4) Новообращенным, прилепившимся к Церкви, будут очень рады (ст. 8): «Кто это летят, как облака?» Обратите внимание, [1] как здесь описывается обращение душ. Это полет ко Христу и Его Церкви, ибо туда они направлены; он напоминает полет облаков: хотя их очень много и они покрывают все небо, тем не менее среди них наблюдается такое единодушие, словно это одно облако. Они будут лететь быстро, как облако, летящее на крыльях ветра; они придут открыто, на виду у всех, и будут смотреть на них враги их (Отк 11:12), но не смогут воспрепятствовать. Они будут лететь, как голуби к голубятням своим, большими стаями, все вместе; они прилетят на крыльях безобидной голубицы, летающей низко, что подразумевает их невинность и смирение. Они летят ко Христу, к Церкви, к слову и заповедям, как голубицы инстинктивно летят в свои голубятни, к себе домой; туда они летят, чтобы укрыться, когда их преследуют хищные птицы, чтобы отдохнуть после долгих блужданий, когда устали, подобно голубице Ноя, вернувшейся в ковчег. [2] Какое восхищение вызовет обращение душ. Об этом говорится с удивлением и радостью: «Кто это?» У нас есть основания удивляться, что так много людей приходит ко Христу, и поэтому, видя всех их вместе, можем удивиться, откуда они пришли. У нас есть основания с радостью и любовью восхищаться теми, кто приходит ко Христу: «Кто это? Как они прекрасны и привлекательны!» Как приятно видеть бедные души, которые торопятся ко Христу, полные решимости пребывать с Ним!
Стихи 9-14. В этих стихах повторяются, утверждаются и подробно излагаются обетования, данные Церкви в предыдущей главе, предназначенные для утешения и ободрения евреев после их возвращения из плена; но, несомненно, они касаются более позднего времени умножения и распространения евангельской Церкви, а также изобилия духовных благословений, которыми она обогатится.
1. Бог будет очень милостив и благосклонен к ним. Мы должны начать с этого обетования, так как из него вытекают все остальные. Святилище, которое было опустошенным, начнет восстанавливаться, когда Бог воззрит светлым лицем Своим на него (Дан 9:17). Все одолжения, оказываемые народу Божьему, исходят от света лица Божьего и Его благоволения к ним (ст. 10): «Теперь все будут угождать тебе, ибо во гневе Моем Я поражал тебя, пока ты находился в рабстве (так как страдания Церкви, причиной которых была ее порочность, ее угасание и разделение, от чего освободят ее эти обетования, были печальными доказательствами Божьего недовольства), но теперь в благоволении Моем буду милостив к тебе».
II. Многие придут в Церковь, даже из дальних стран (ст. 9): «Ждут Меня острова, которые будут с радостью приветствовать Евангелие, готовые подчиниться ему и славить за него Бога». Корабли Фарсисские, перевозящие грузы, будут стоять, готовые перевозить в Церковь ее членов из самых отдаленных уголков. Или (что равносильно) будут готовы перевозить служителей Церкви в самые далекие уголки, чтобы проповедовать Евангелие и приводить души, дабы они присоединились к Господу. Обратите внимание:
(1) кто будет приведен сыны твои, то есть те, которые предопределены быть твоими сыновьями рассеянные чада Божьи (Иоан 11:52).
(2) Что они принесут с собой. Они живут так далеко, что не смогут привести с собой свои стада и своих овнов, но подобно тем, кто жил далеко от Иерусалима и, приходя поклониться Богу на праздник, превращал свои десятины в деньги, так как не мог принести их в натуральном виде, они привезут с собой серебро их и золото их. Отметьте: когда мы отдаем себя Богу, то вместе с собой должны отдавать Ему все, что имеем. Если мы почитаем Его своим духом, то должны чтить Его и своим состоянием.
(3) Кому они посвятят себя и все, чем обладают: они принесут во имя Господа Бога своего Богу, как Господу всего, Богу и Царю Церкви, Святому Израилеву (Которому Израиль поклонялся как Святому Богу в благолепии святости), потому что Он прославил тебя. Отметьте: слава, которой Бог облачил Свою Церковь и Свой народ, должна побуждать нас не только почитать их, но и присоединиться к ним. Мы пойдем с тобою, ибо… с вами Бог (3ах 8:23).
III. Пришедшим в Церковь будет оказан радушный прием, ибо святой город настолько вместителен, что хотя все исполнено, как приказал ты, но еще есть место. «И будут всегда отверсты врата его (ст. 11), не только потому, что нет оснований бояться врагов, но есть повод ожидать друзей». Для нас обычно держать двери открытыми или оставлять кого-либо на ночь, кто отворил бы их, если мы ожидаем ребенка или позднего гостя. Отметьте: Христос всегда готов принять пришедшего к Нему, Он не может быть далеко, и вы не можете быть несвоевременно; врата милости всегда открыты, днем и ночью, и скоро отворятся для тех, кто стучит. Служители, привратники, всегда должны быть готовы впустить тех, кто предлагает себя Господу. Бог не только содержит хороший дом в Своей Церкви, но и хранит его открытым, чтобы проповедью слова, во время и не вовремя, приносимо было к тебе достояние народов, а цари и главнокомандующие их армий могли прийти в Церковь. Поднимите, врата, верхи ваши! И пусть эти желанные гости войдут.
IV. Все, пришедшие в Церковь, тем или иным образом будут полезны. Хотя владычество не присуще человеческой благодати, но оно присутствует в Божьей благодати; и Сотворивший низших тварей, полезных для человека, сделает народы полезными для Церкви. Земля помогла жене. Ибо всё для вас. Так и здесь (ст. 10): «Даже сыновья иноземцев, которые не знают тебя и не добры к тебе, которые всегда были отчуждены от общества Израильского, будут строить стены твои, а их цари тем или иным способом будут служить тебе и не считать это для себя унижением». Это исполнилось, когда царь Персии и управляющие провинциями по его приказу помогали Неемии строить стену вокруг Иерусалима. Скорее сыновья иноземцев придут, чтобы строить стены Иерусалима, чем они останутся лежать в руинах. Даже те, кто не принадлежит Церкви, могут быть ее защитниками. А величайшие мужи не должны считать ниже своего достоинства служить Церкви, а возрадуются, что у них есть такая возможность и их сердце расположено делать это. Более того, все обязаны делать то, что в их силах, на своих местах, чтобы способствовать интересам Царства Божьего среди людей; они подвергают себя опасности, если не делают этого, ибо (ст. 12) народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут; это не значит, что они погибнут от меча или человеческого проклятия; это также не означает, что позволительно использовать внешнюю силу для проповеди Евангелия или склонять людей прийти в Церковь с помощью наказаний; ни в коей мере. Но те, кто добровольно верой не подчинится Иисусу Христу, Царю Церкви, и не будет служить Ему, тот погибнет навечно (Пс 2:12). Кто не подчинится золотому скипетру Христа и руководству Его слова и Духа, кто не будет приведен или удержан дисциплинированностью Его семьи,тот будет сокрушен Его железным жезлом. Приведите их сюда и избейте предо мною (Лук 19:27). Такие народы будут полностью и навсегда уничтожены, когда Христос придет, чтобы отомстить не покоряющимся благовествованию Господа (2Фес 1:8). V. Изобилие красоты будет добавлено к постановлениям о божественном поклонении (ст. 13): «Слава Ливана, крепкие и величественные кедры, которые растут там, придет к тебе, как в древние времена к Соломону, когда он строил храм (2Пар 2:16)». Вместе с ними привезут другие деревья, подходящие для резьбы, которая была уничтожена врагами (Пс 73:5,6). Храм, святилище Бога, будет не только восстановлен, но и станет намного красивее. Это подножие Его ног, где Он пребывает и отдыхает (Иез 43:7). Ковчег назван подножием Его ног, так как он находился под крышкой престолом благодати (Пс 131:7). Он сделает его прославленным в глазах Своего народа и всех его соседей. Слава сего последнего храма, на который ссылается это место, хотя и будет в некотором смысле ниже, тем не менее она будет больше, нежели прежнего, так как в этот храм придет Христос (Мал 3:1). Он был также украшен дорогими камнями и вкладами (Лук 21:5), на что, возможно, ссылается это обетование; но так как Христос говорит о них с пренебрежением, то мы можем предположить, что оно полностью исполнится в благолепии святости, в благодатях и утешениях Духа, которыми украшены и обогащены евангельские постановления. VI. Церковь предстанет воистину великой и прославленной (ст. 14). Еврейский народ после возвращения из плена постепенно станет более значительным (чем можно было бы ожидать после такого значительного сокращения), по сравнению с другими восстановленными народами, которые подобным образом были подавлены халдеями. Возможно, многие из тех, кто угнетал их в Вавилоне, подвергнувшись вторжению персов, сами искали расположения евреев, чтобы обрести прибежище и подкрепление, а также завязать с ними знакомство. Это пророчество исполнилось позднее, когда благодать Божья совершила работу над врагами Церкви, чтобы они увидели свою ошибку, пришли и присоединились к ней: «Сыновья угнетавших тебя, если не они сами, то их дети, припадут к тебе, будут просить прощения за свое безрассудство и умолять, чтобы иметь часть и допуск в твою семью» (1Цар 2:36). Обетование, подобное этому, дано Филадельфийской Церкви (Отк 3:9). Это должно (1) смирить гордых притеснителей Церкви, которые угнетали и презирали ее, получая от этого удовольствие. Оли будут свержены, их дух сокрушен, а положение, в котором они окажутся, таким презренным и ничтожным, что они будут рады подчиниться тем, кого больше всего научили притеснять. Отметьте: рано или поздно Бог изольет презрение на тех, кто презирал Его народ.
(2) Превознести бедную, притесняемую Церковь; это прославит народ Божий, и они получат возможность делать добро тем, кто причинял им зло, и спасать, чтобы остались в живых те, кто попирал и презирал их. Благочестивый человек почитает славой и получает удовольствие, проявляя милость к тем, в ком он сам не нашел милости. Но это еще не все. «Они не только будут просить у тебя помощи, но и воздадут тебе почести: назовут тебя городом Господа; в конце концов они убедятся в том, что ты являешься любимцем небес и божественное провидение особым образом заботится о тебе». Этот город воистину велик и славен, он силен, богат, надежен, красив; это самое желанное место для проживания город Господа, который Он признает, в котором Он пребывает, в котором господствует религия. Таков Сион; это место Бог избрал, чтобы там возвещать Свое имя; это Сион Святого Израилева, поэтому мы можем быть уверены, что это святой город, в противном случае Святой Израилев никогда не назвался бы его покровителем.
Стихи 15-22. Эти стихи продолжают предсказывать блаженное и славное положение Церкви; они главным образом касаются христианской Церкви и ее духовного мира, но в качестве прообраза приводится незначительный проблеск внешнего мира, которым наслаждались евреи некоторое время после возвращения из плена. Здесь об этом говорится:
I. В качестве сравнения с ее прежним положением. То, что ее положение было абсолютно противоположным совсем недавно, особым образом сделало ее мир и славу приятными.
1. Она была презираема, а теперь будет почитаема (ст. 15,16). Иерусалим был оставлен и ненавидим: покинут своими друзьями и ненавидим своими врагами; ни один человек не проходил через этот опустошенный город, а обходил его, как жалкое зрелище; он стал ужасом и посмеянием. Но теперь он станет вечным непревзойденным городом, отвергнувшим идолопоклонство и восстановившим знаки Божьего благоволения. Он будет радостью для благочестивых людей в роды родов. Тем не менее, размышляя о том, каким недолговечным оказалось превосходство Иерусалима и как он лишился великих привилегий этого обетования, нам следует ожидать его полного исполнения в вечных превосходствах христианской Церкви, которые намного превосходили превосходства ветхозаветной Церкви и славные привилегии и преимущества христианской религии, которые, несомненно, составляют радость для многих поколений. Здесь приводятся две вещи, составляющие ее превосходство и радость в противовес тому положению, когда он был оставлен и ненавидим:
(1) его соседи будут искать его расположения. Народы и их цари, пришедшие, чтобы принять христианство, будут тратиться ради блага Церкви и содействовать ее интересам с нежностью и привязанностью кормилицы к грудному младенцу (ст. 16): «Ты будешь насыщаться молоком народов: не сосать их кровь (дух Евангелия не таков), а груди царские сосать будешь, и цари будут твоими кормилицами».
(2) Он увидит, что Бог благоволит к нему: «Ты узнаешь, что Я Господь Спаситель твой и Искупитель твой, ты узнаешь это на собственном опыте, ибо спасение и искупление, совершенное для тебя, четко покажет, что это дело Господа, дело, совершенное могущественной Личностью; это великое спасение Сильного Иаковлева, ибо оно хранит благополучие для всех истинных израильтян». Они и раньше знали, что Господь их Бог; теперь они узнали, что Он их Спаситель и их Искупитель. Теперь их Святой Израилев предстал как Сильный Иаковлев.
2. Он обнищал, но теперь станет богат, и все изменится ему во благо (ст. 17). Когда поднятые из праха посажены среди вельмож, тогда вместо медных денег в их кошельках появятся золотые, а вместо железных сосудов в их домах появятся серебряные и произойдут другие улучшения: так значительно духовная слава новозаветной Церкви превосходит внешнюю помпезность и великолепие еврейского общества, которое вообще не имело славы по сравнению с тем, которое значительно превзошло его (2Кор 3:10). Когда у нас имеется крещение вместо обрезания и Вечеря Господня вместо Пасхи, а евангельское служение вместо левитского священства, тогда вместо меди мы имеем золото. Грех превратил золото в медь, когда Ровоам сделал медные щиты вместо золотых, обещанных им; но когда Божье благоволение возвращается, тогда медь превращается в золото.
3. Он был притесняем своими же правителями, на что с печалью жаловался, но не как на свой грех, а как на беду (Ис 59:14). Но теперь все его подобные скорби были возмещены (ст. 17): «Я поставлю правителем твоим мир миротворцы будут твоими правителями; они будут вершить правосудие, а не покровительствовать несправедливости, будут хранить мир, а не будут инструментами беды и недовольства. Они будут мир, то есть будут искренно искать твоего благополучия и благодаря их усилиям ты насладишься благом». Они будут мир, ибо будут праведными, и тогда мир будет, как река, если праведность это волны этого моря. Хотя надзиратели, чья обязанность требовать уплаты государственных налогов, и будут исполнять свой долг, но не будут требовательны, а справедливы не только к подданным, но и к правителям, и, соответственно наставлению Иоанна Крестителя, данному мытарям, они не должны требовать более определенного им (Лук 3:1 3).
4. Его соседи нападали, опустошали, грабили и разоряли его, но теперь этого не будет (ст. 18): «Не слышно будет более насилия на земле твоей: ни угроз и ликования тех, кто совершал насилие, ни воплей и жалоб тех, кто страдал от насилия, а каждый человек будет мирно радоваться тому, что имеет. Не будет ни опустошения, ни разорения в пределах твоих (и люди и их имущество будут в сохранности);
будешь называть стены твои спасением (они будут надежным средством твоей безопасности) и врата твои славою: славою твоею (каждый похвалит тебя за хорошие условия, которые ты поддерживаешь) и славою твоего Бога, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих (Пс 147:2). Когда Божье спасение на стенах, тогда приличествует, чтобы хвала была во вратах месте скопления народа.
II. В каком виде он предстанет, когда будет завершен. Похоже, что в заключение данной главы автор направляет нас смотреть дальше на славу и блаженство небес, прообразом чего служит процветающее положение Церкви на земле, которое тем не менее так и не приблизилось к предсказанному. Некоторые из использованных здесь образов и выражений мы находим в описании Нового Иерусалима (Отк 21:23; 22:5). Как пророки иногда незаметно переходят от благословений для еврейской Церкви к духовным благословениям христианской Церкви(которые являются вечными), так иногда они начинаются в воинствующей Церкви и переходят к Церкви торжествующей единственному месту, где обещанный мир, радость и слава будут во всем совершенстве.
1. Бог будет всем во всем в обещанном здесь блаженстве; таковым Он всегда является для истинных верующих (ст. 19): «Не будет уже солнце и сияние луны светить тебе». Когда народ Божий возрадуется Его благоволению и будет ходить во свете лица Его, тогда он не будет придавать значение солнцу, луне и другим светилам этого мира. А будет чувствовать себя уютно во свете Господа, даже если они удалят свое сияние. На небесах не будет больше необходимости в солнце или свете, ибо свет будет наследием святых, и этот свет поглотит свет солнца с такой же легкостью, как солнце поглощает свет свечи. «Идолопоклонники поклонялись солнцу и луне (которые некоторые считают самым древним и правдоподобным идолопоклонством), но они не будут уже светить тебе, не будут объектом идолопоклонства, а Господь будет для тебя постоянным светом днем и ночью в ночь бедствия и в день процветания». Кто делает Бога своим единственным светом, для того Он будет вседостаточным светом их солнцем и щитом. Бог твой будет славою твоею. Отметьте: Бог является славою тех, чьим Богом Он является, и Он будет таковым до вечности. Их слава в том, что они имеют Его своим Богом, и они хвалятся этим; для них это вместо красоты. В этом смысле народ Божий славный народ, ибо он имеет часть в Боге, как в завете, покрывающем грех.
2. Обещанное в этих стихах блаженство не будет знать перемен, оно будет вечным и не уменьшится (ст. 20): «Не зайдет уже солнце твое, а настанет вечный день, и солнце будет постоянно сиять тебе. Оно не будет похоже на то солнце, которое временами затемнено, часто закрыто облаками и хотя сияет ярко и греет, но обязательно опустится за горизонт и оставит тебя во тьме и холоде на несколько часов; Господь будет для тебя солнцем и источником света, ибо Он Отец светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). Мы читали о том, что однажды солнце остановилось и не торопилось опуститься к концу дня, это был славный день, подобного которому не было, но что это за день, который не имеет ночи? Или если и имеет, то светлую ночь, ибо и луна твоя не сокроется, которая не будет убывать, изменяться, а всегда будет оставаться полной. Утешения и радости на небесах, слава, которой обеспечивается душа, как, например, свет солнца, и слава, приготовленная для прославленного тела, как, например, свет луны, никогда не прекратятся и не прервутся; как это возможно, если Сам Господь будет для тебя вечным светом светом, который никогда не истощится и не погаснет? Окончатся дни сетования твоего и никогда вновь не вернутся, ибо слезы твои будут вытерты, а их источник грех и страдания высохнет, и поэтому печаль и воздыхание удалятся навсегда.
3. Кто имеет право на это блаженство, кто должным образом подготовлен и достоин его, тот никогда не лишится его (ст. 21): «Народ твой, который будет населять Новый Иерусалим, весь будет праведный; все будут оправданы праведностью Мессии, все освящены Его Духом». Весь народ и Иерусалим будут праведны и будут иметь святость, без которой никто не увидит Господа. Все они праведны, ибо мы знаем, что неправедные Царства Божия не наследуют. Нет народа на земле, который бы полностью состоял из праведников; даже в наилучших обществах по эту сторону небес присутствует немного плохих людей, но на небесах нет такой примеси. Весь народ будет праведный, то есть все люди будут абсолютно праведные; так как среди них не будет ни одного порочного, то в них не будет порочности; духи праведных людей достигнут совершенства. Все населяющие Новый Иерусалим будут праведными; они названы собранием праведных (Пс 1:5). А так как они праведны, то на веки наследуют землю, ибо ничто, кроме греха, не сможет лишить их ее. Совершенство святости святых обеспечит вечность их блаженства.
4. Слава Церкви будет способствовать славе Бога Церкви: «Они явятся, как отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, и Я признаю их таковыми». Благодатью Бога они были предуставлены для этого блаженства; они отрасль насаждения Божьего; Он отсек их от дикой оливы и привил к хорошей оливе, пересадил их с поля, где они росли, как нежные отрасли, в Свой рассадник, чтобы сейчас, будучи посаженными в саду земном, они вскоре смогли бы переместиться в рай небесный. Подобным образом Его благодатью они были подготовлены и стали достойными этого блаженства. Они Его творения (Еф 2:10) и созданы для того же (2Кор 5:5). Эта работа занимает время, и когда она будет окончена, то окажется, что совершено чудо; будет прославлен Бог, начавший и совершивший его, ибо Господь Иисус явится дивным в день оный во всех веровавших. Бог прославит Себя в прославившемся Им избранном народе.
5. Они явятся более прославленными, и Бог еще больше прославится в них, если мы сравним, какими они были тогда и какими стали теперь: сравним блаженство, которого они достигли, с незначительностью их начала (ст. 22): «От малого произойдет тысяча, а от самого слабого сильный народ». Вернувшиеся из Вавилона пленники поразительным образом умножились и стали сильным народом. Христианская Церковь была маленький, очень маленькой вначале: их насчитывалось лишь 120 человек, тем не менее она стала тысячной. Камень, отвалившийся от горы без усилия рук человеческих, увеличился и покрыл всю землю. Торжествующая Церковь и каждый прославленный святой будут тысячью, произошедшей от малого, сильным народом от самого слабого. Благодать и мир святых в самом начале были похожи на горчичное зерно, но они возросли и умножились, и от малого произошла тысяча; слабые стали похожи на Давида. Когда они придут на небеса и посмотрят, насколько незначительным было их начало, то удивятся, что смогли попасть туда. Таким же поразительным было данное обетование, и поэтому оно нуждалось в подтверждении, которым и заканчивается данная глава: «Я, Господь, ускорю совершить это в свое время». Эти слова касаются еврейской и христианской Церкви, воинствующей и торжествующей Церкви, а также каждого отдельного верующего.
(1) Кажется, что это очень сложно совершить, и поэтому можно отчаяться, но Бог Своей всемогущей властью исполнит это: «Я, Господь, совершу это, ибо Я могу и принял решение сделать это». Это будет совершено силой Того, Чья сила непреодолима и Чьи цели неизменны.
(2) Кажется, что это дело будет откладываться до тех пор, пока мы не потеряем последнюю надежду, но Бог не только совершит его, но и ускорит совершить его, то есть исполнит с максимальной подходящей скоростью; хотя, возможно, пройдет много времени, пока это совершится, но время не будет потеряно. Он ускорит совершить это в свое время, в должное время, когда это будет выглядеть прекрасно; Он совершит это во время, определенное Его мудростью, а не во время, предписанное нашей безрассудностью. Он действительно ускорит его, ибо хотя кажется, что оно медлит, но совершится в определенное Богом время, ибо мы уверены, что Его время наилучшее, которого верующий в Него будет терпеливо ожидать.