11 глава

В данной главе:

(I) Бог через пророка напоминает народу о завете, который Он заключил с их отцами, а также о послушании Ему как главном условии завета, на котором Он постоянно настаивал (ст. 1-7). (II) Господь обвиняет народ в том, что вслед за своими отцами и в сговоре между собой они упрямо отказывались покоряться Ему (ст. 8-10). (III) Он грозит им наказанием в виде полного краха за непослушание, особенно за идолопоклонство (ст. 11,13), и говорит, что идолы их не спасут (ст. 12), а пророку велит не молиться о них (ст. 14);

Господь также обосновывает Свои действия тем, что народ сам навлек на себя все эти несчастья собственной глупостью и своеволием (ст. 15-17). (IV) Здесь также приводится описание заговора против Иеремии со стороны его соотечественников, мужей Анафофа: Бог сообщает о нем пророку (ст. 18,19), который молится против заговорщиков (ст. 20) и предсказывает им Божий суд за их замысел (ст. 21-23).

Стихи 1-10. Пророк, выступая здесь в роли обвинителя от имени Бога, выдвигает иудеям обвинение в сознательном непослушании повелениям своего законного Суверена. Чтобы к обвинению отнеслись со всей серьезностью:

I. Он заявляет о порученной ему миссии выдвинуть данное обвинение. Пророк не находил удовольствия в осуждении детей своего народа, но Бог повелел Ему сказать мужам Иуды (ст. 1,2). Согласно подлиннику, глагол употреблен во множественном числе: скажите. Ибо Господь поручил всем Своим рабам пророкам сказать слова, звучащие здесь из уст Иеремии. Никто из них не произносил ничего иного, кроме сказанного Моисеем в законе; поэтому именно к нему они должны обращаться сами и направлять народ: «Слушайте слова завета сего; обратитесь к Библии, пусть она вас рассудит». Иеремии надлежит теперь провозгласить это в городах Иуды и на улицах Иерусалима, чтобы услышали все, ибо касается каждого. Все слова обличения и осуждения, произнесенные пророками, основаны на словах завета сего и согласуются с ним, а посему: «Слушайте слова — и они помогут вам понять, на каких условиях изначально строились ваши отношения с Богом; и тогда, сверяясь с заветом, вы быстро увидите состояние ваших отношений с Богом теперь».

II. Он открывает хартию, обусловливающую основание их государства и сохранение привилегий. Они забыли ее содержание и жили так, как будто бы пожалованные им привилегии были безусловными и разрешалось делать все, что заблагорассудится, не рискуя при этом лишиться обещанного Богом; или же они думали, что соблюдение церемониальных обрядов было единственным, чего требовал от них Господь. Поэтому пророк предельно ясно показывает народу, что Бог настаивал на послушании, которое лучше жертвы. Он сказал: слушайтесь гласа Моего (ст. 4 и снова, ст.7). «Признайте Бога своим Господином; предайте себя Ему в подданные и в слуги; внимайте каждому возвещению Его решений и воли и сознательно подчиняйтесь им. Исполняйте заповеди Мои не только в некоторых случаях, но и делайте все, что Я заповедаю вам; особенно добросовестно отнеситесь к моральному долгу, не останавливайтесь лишь на обрядах, но слушайте слова завета и исполняйте их».

1. Таким был изначальный договор Бога с ними, когда Он впервые образовал их в народ. Именно это Господь заповедал отцам, как только вывел их из земли Египетской (ст. 4 и 7). У Бога никогда не было намерения вести их и защищать на каких-то иных условиях. Именно этого Господь требовал в благодарность за великие чудеса, которые Он совершил, когда выводил их из печи железной. Он выкупил народ из служения египтянам (которое было совершенным рабством), чтобы взять на служение к Себе, которое является совершенной свободой (Лук 1:74,75).

2. Данное условие было изложено не только тогда, но и весьма настойчиво напоминалось иудеям впоследствии (ст. 7). Бог не просто потребовал послушания, но и увещевал постоянно их отцов, когда заключил с ними завет. И Моисей снова и снова внушал эту мысль, как заповедь на заповедь, правило на правило.

3. Послушание стало условием, на котором строились отношения между ними и Господом, и являлось честью и привилегией израильтян: «…будете Моим народом, и Я буду вашим Богом; Я признаю вас Своими, и вы сможете призывать Меня как Своего Бога»; это подразумевает, что если они откажутся слушаться, то не смогут больше притязать на преимущества отношений с Богом.

4. Именно на таких условиях израильтянам дана во владение земля Ханаана: слушайтесь гласа Моего… чтобы (Мне) исполнить клятву, которою Я клялся отцам вашим дать им землю, текущую молоком и медом (ст. 4,5). Бог готов исполнить обетование, но тогда и они должны выполнить условие; в противном случае обетование не имеет силы, и Бог на законном основании может лишить их владений. Хорошее поведение являлось условием вхождения в землю, поэтому вполне справедливо выдворить их оттуда по причине плохого поведения. Послушание служило своего рода арендной платой за пользование землей, причем за неуплату предусматривалось выселение.

5. Послушание было не только условием для благословения, но и требованием, невыполнение которого наказывалось проклятием. Первое упоминание об этом здесь приводится в стихе 3, чтобы людей по возможности пробудил страх Господень: проклят человек (даже если тот в единственном числе), который не послушает слов завета сего, тем более проклят народ в целом, если он взбунтовался. Наряду с благословениями, завет предусматривал и проклятия; Моисей предложил народу не только жизнь и добро, но и смерть и зло (Втор 30:1 5), так что они получили честное предупреждение о фатальных последствиях непослушания.

6. Чтобы упомянутый завет не был забыт и чтобы по причине забвения его не сочли устаревшим, Богу приходилось время от времени напоминать о нем народу и через рабов Своих пророков требовать арендной платы, чтобы иудеи не приводили в качестве оправдания за неуплату тот факт, что от них никогда ее не требовали; с того дня, как вывел их из земли Египетской, до сего дня (что составляет приблизительно 1000 лет) Господь так или иначе, многократно и многообразно заверял их в необходимости послушания. Бог ведет счет тому, как долго в нашем распоряжении находятся средства благодати и сколь мощными эти средства являются, как часто нам не только говорили о долге, но и призывали к нему.

7. Народ выразил свое согласие с заветом: «И отвечал я, сказав: аминь, Господи!» (ст. 5). Данные слова пророка означают либо (1) его собственное согласие с заветом и желание располагать преимуществами такового. Бог обещал Ханаан покорным: «Господи, говорит пророк, я полагаюсь на Твое слово и буду послушным; да будет у меня наследие в земле обетованной, прообразом которой является Ханаан». Либо (2) благоволение, доброе пожелание пророка, чтобы его народ располагал преимуществами завета. «Аминь, Господи, позволь им и далее владеть этой доброй землей и не оказаться выдворенными оттуда; исполни обещанное им». Либо (3) согласие народа с заветом: «И отвечал я от имени народа: да будет так». Если принять эту точку зрения, то данные слова являются ссылкой на согласие с заветом, о котором заявил народ, причем не только относительно заповедей, когда они произнесли: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны, но и проклятий, когда говорили Аминь на все проклятия, прозвучавшие на горе Гевал. Чем торжественнее мы посвятили себя на служение Богу, тем больше у нас оснований надеяться, что служение будет вечным; однако здесь все оказалось иначе.

III. Он обвиняет их в нарушении завета, причем в таком нарушении, которое ведет к утрате данной хартии (ст. 8). Бог неоднократно повторял и посредством закона, и через пророков: «Слушайтесь гласа Моего, поступайте, как вам велено, и все будет хорошо». Но они не слушались; и поскольку они были полны решимости не подчинять свои души Божьим заповедям, то и не проявляли особой склонности прислушиваться к ним и удалялись от призыва как могли: ходили каждый по упорству злого сердца своего, ходили вслед собственных домыслов; каждый шел туда, куда вела его фантазия и капризы, верно ли неверно ли, законно ли незаконно ли, причем это касалось как поклонения, так и поведения (см. Иер 7:24). На что же они могли рассчитывать, если не подчинялись повелениям и условиям завета? Только на то, чтобы попасть под его проклятие. Поэтому Я навел на них все сказанное в завете сем, то есть все содержащиеся в нем угрозы, ибо они не исполняли того, что заповедано им исполнять. Следует заметить: слова завета не останутся неисполнившимися. Если мы не пожелали благодаря своему послушанию стать достойными его благословений, то своим непослушанием мы подводим себя под его проклятия. Отягчающим обстоятельством отступничества иудеев и бунта против Бога послужил всеобщий характер этих поступков и единодушие в их совершении (ст. 9,10). Иеремия и сам видел, что образ жизни многих людей являл открытое непослушание Богу, Господь же ему сказал, что дела обстоят намного хуже, чем он думал: есть заговор между ними, который обнаружил Тот, чьи очи видят сокрытые дела тьмы. Речь идет о союзе против Бога и религии, об опасном замысле о свержении Божьего правления и о воздвижении самозванцев, ложных божеств. Подразумевается, что нечестие людей было умышленным и упорным (взбунтовались против Бога не по безрассудству, а дерзко и намеренно), что они в своем нечестии проявили хитрость и изобретательность и составили свой заговор против религии с огромной долей умения и находчивости, что они объединились в своем замысле и, как это обычно бывает у заговорщиков, обязались стоять друг за друга, вместе жить и вместе умереть; они полны решимости довести дело до конца. О, проклятый заговор! О, если бы не было подобных в наши дни! Примите во внимание:

(1) в чем состоял заговор. Они замышляли низвести с пьедестала откровение свыше и убедить народ не слушать и не внимать Божьим словам. Они делали все возможное, чтобы умалить достоинство Пиеания и уменьшить его ценность; они замышляли повести людей вослед чужих богов, служа им, обращаться к таковым, как к оракулам, и обхаживать их, как своих благодетелей. Их богом станет человеческое рассуждение, внутреннее озарение, непогрешимый судья, святые и ангелы, бог того или иного народа; таким образом под разными масками они объединились в одном заговоре против Господа и против Помазанника Его.

(2) Кто входил в заговор. Хотелось бы предположить, что его зачинщиками были некие иноземцы. Но нет: [1] жители Иерусалима вступили в заговор с мужами Иуды; и город, и деревня пришли к согласию в этом вопросе, невзирая на все их различия в других отношениях. [2] Похоже, что нынешнее поколение состояло с предшествующими в заговоре о продолжении переходящей из века в век войны с религией: они опять обратились к беззакониям праотцев своих, и вместо отцов их восстало племя злодеев и отродье грешников (Числ 32:14). В правление Иосии имело место преобразование, но после смерти царя народ вернулся к идолопоклонству, от которого прежде отрекся. [3] Иуда и Израиль (царство двух и царство десяти колен), которые зачастую «были на ножах» друг с другом, тем не менее вступили в заговор и нарушили завет Господа, который Он заключил с отцами их, с главами всех двенадцати колен. Бунт начался с дома Израилева, но вскоре к нему присоединился дом Иудин. На что же им теперь рассчитывать? Только на то, что Бог прибегнет к строгим мерам для наказания заговорщиков и для расстройства заговора; ибо никому еще не удавалось ожесточить свое сердце против Господа и при этом преуспеть. Кто катит камень, тот вскоре увидит, как камень катится на него.

Стихи 11-17. Данный отрывок, свидетельствующий о силе Божьего гнева, вполне может следовать за предшествующим, сообщающем о силе греха Его народа. Когда Бог обнаружил у иудеев так много зла, то нам не покажутся странными идущие вслед за этим слова: вот, Я наведу на них зло (в русск. пер. бедствие, ст.11), зло наказания за зло греха; и не будет ни помощи, ни спасения: указ вышел, приговор подлежит исполнению.

I. Помочь себе сами иудеи не в силах, они окажутся слишком немощными в состязании с Божьими судами: это бедствие, от которого они не могут избавиться, или избежать его при помощи каких бы то ни было ухищрений. Следует заметить: кто не желает подчиняться Божьему управлению, тому не спастись от гнева Всевышнего. От Божьего правосудия скрыться невозможно, равно как и избежать судебного расследования. Зло преследует грешников и ставит им сети, из которых им не выбраться.

II. Их Бог не желает помогать им; Его провидение никоим образом не благосклонно к народу: и когда воззовут ко Мне, не услышу их. В своей скорби они будут искать Господа, Которым раньше пренебрегали, и воззовут к Тому, с Кем прежде не снисходили заговорить. Но как они могут рассчитывать на содействие? Ибо Господь ясно сказал нам, что если кто отклоняет ухо свое от слушания закона (как поступали они, ибо не приклоняли уха своего, ст.8), то даже молитвы таковых будут мерзостью для Него, подобно тому как слово Господа было для них тогда поношением.

III. Их идолы не помогут им (ст. 12). Иудеи пойдут и воззовут к богам, которым они кадят сейчас, и напомнят им, каким пышным служением они их почитали, рассчитывая на их помощь, но тщетно. Иудеев направят к богам, которым они служили (Суд 10:14; Втор 32:37,38), и что они от этого выиграют? Они нисколько не помогут им, ничего не предпримут для спасения иудеев и даже не дадут никакой надежды на это; они не принесут людям ни малейшего утешения, ни помощи, ни облегчения в страданиях. Только Бог является настоящим другом в беде и оказывает своевременную помощь во время бедствия. Идолы не в силах помочь самим себе, как же они смогут помочь своим поклонникам? Кто сотворит себе кумира из мира и плоти, тот напрасно будет просить его о помощи в день бедствия своего. Если бы идолы были способны оказать какую-то любезность своим поклонникам, то оказали бы ее этому народу, который отрекся от истинного Бога ради угождения им и умножал их по числу своих городов (ст. 13), более того, по числу улиц в Иерусалиме. Надеясь на способность и готовность идолов помогать, люди сотворили множество кумиров, чтобы не случилось так, что нескольких окажется недостаточно; они расставили их по всем углам, чтобы те всегда были на месте в случае необходимости. В Иерусалиме, в городе, избранном Богом, чтобы там пребывало имя Его, в открытую на улицах Иерусалима, на каждой улице, у них были жертвенники постыдному, жертвенники для каждения Ваалу, которых надлежало стыдиться, которыми они позорили Бога и наводили на себя погибель. Теперь же, во время бедствия, множество богов и множество жертвенников не принесут им никакой пользы. Следует заметить: кто не стыдится совершения греха, не считая его позорным деянием, тому предстоит устыдиться своих упований на грех, ибо таковой пользы не приносит.

IV. Им не помогут молитвы Иеремии (ст. 14). Бог снова говорит пророку сказанное ему прежде (Иер 7:16): ты же не проси за этот народ. Здесь подразумевается не приказание пророку, а скорее угроза народу, что они не будут располагать благами, которые приносят молитвы их друзей. Бог не желает поощрять пророков, чтобы те молились за народ, не желает возбуждать дух молитвы, но подавляет его, чтобы склонить их сердца к молитве не за народ в целом, а за остаток среди него, чтобы молились за спасение в вечности, а не за избавление от грядущих на них временных судов; другие же молитвы о них не должны быть услышаны. Поистине несчастен тот, кто лишился преимуществ молитвы. «Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне, поэтому и ты не молись о них». Следует заметить: кто удалился от Божьей благосклонности так сильно, что Бог не услышит его молитвы, тот не вправе рассчитывать на помощь от молитв за него других людей. V. Им не помогут заверения в собственной религиозности (ст. 15). Изначально они были Божьим возлюбленным, Его невестой, с которой Господь сочетался браком по завету избранности; даже неверующие иудеи названы возлюбленными Божиими ради отцов (Рим 11:28). По этой причине они располагали местом в Божьем доме; они были допущены к поклонению во дворах Его храма; они брали долю от Божьего жертвенника; они вкушали мясо мирной жертвы, названной здесь священным мясом, которым чтили Бога и которым наслаждались сами. Этим они гордились и на это уповали. Какая пагуба может постичь того, кто был Божьим возлюбленным и находился под защитой Всевышнего? Даже делая зло, они радовались и гордились, во весь голос хвалясь этим. И, когда их постигло зло (читаем на полях), когда пришла беда, они радовались, уповая на свою религиозность. Но это упование их подведет, ибо его отвергнул Бог, и они сами лишились привилегий, которыми так много хвалились. Они совершали многие непотребства, будучи виновными в духовном блуде и в поклонении множеству идолов, и поэтому:

(1) Божий храм не даст им защиты; прелюбодейка, особенно если она столь часто повторяла свои блудодеяния и стала в них слишком дерзкой и неисправимой, заслуживает удаления и выдворения: «Что возлюбленному Моему в доме Моем? Он опозорил его, и поэтому дом больше не будет служить ему кровом».

(2) Божий жертвенник не даст им удовлетворения, равно как и не смогут они рассчитывать на какие-то блага от него: «И священные мяса не помогут тебе, то есть твоему жертвоприношению вскоре придет конец, когда храм будет лежать в руинах; и где тогда окажется твое священное мясо, которым ты так гордился?» Когда от нас отойдет священное мясо, тогда нашим утешением станет святое сердце; внутренний принцип благодати восполнит недостаток внешних средств благодати. Но горе нам, если отход священного мяса будет сопровождаться уходом Святого Духа! VI. Былые милости Господа к иудеям не помогут им (ст. 16,17). Воспоминания о таковых не принесут утешения в бедах, и Божья память о них не послужит поводом для облегчения страданий.

1. Верно то, что Бог совершил для иудеев великие деяния; этот народ пользовался благосклонностью Всевышнего более любого другого народа под солнцем. Они были любимцами небес. Бог назвал Израиля зеленеющею маслиною, и сделал его таковым, потому что Господь всему дает верные имена; Он насадил израильтян (ст. 17), образовал их в народ и дал им все преимущества, чтобы стать плодотворным и преуспевающим народом так хорош был их закон и так хороша была их земля. Было бы логично предположить лишь то, что народ, который с такой заботой насадили, поливали и возделывали, станет вечнозеленым, как маслина, в том, что касается благочестия и преуспевания (Пс 51:10). Бог назвал их маслиною, красующеюся приятными плодами, пригодными для еды и радующими глаз, прекрасными и полезными для Бога и человека, которых маслина чествует своим туком и зеленью (Суд 9:9).

2. Верно и то, что иудеи творили злые дела против Бога. Он посадил их зеленеющей маслиной, доброй маслиной, а они переродились в дикую маслину (Рим 11:17). И дом Израилев, и дом Иудин делали зло и подвигли Господа на гнев каждением Ваалу, поставив иных посредников между собой и Владыкой Богом, помимо обетованного Мессии; более того, поставили других богов соперниками истинному и живому Богу, ибо у них было много богов и господ много.

3. Поскольку они вели себя так плохо, то могли рассчитывать лишь на то, что, несмотря на все добро, задуманное и совершенное для них Богом, Господь теперь наведет зло, которое изрек на них. Насадивший зеленеющую маслину и Ждавший от нее плодов, найдя ее бесплодной и одичавшей, воспламенил огонь вокруг нее, чтобы сжечь на месте; ибо, не принеся плода, она является дважды умершей, исторгнутой (Иуд.12), ее срубают и бросают в огонь самое подходящее место для деревьев, которые загромождают землю (Мат 3:10). Ветви ее, высокие и надмевающиеся (дословно), сокрушились: как князья, так и священники истреблены. Таким образом оказывается, что зло, совершенное против Бога, чтобы подвигнуть Его на гнев, на самом деле они обратили на себя, нанесли вред душе своей; Бог для них недосягаем, они же погубили себя (см. Иер 7:19). Следует заметить: любой грех против Бога это грех против самих себя, рано или поздно мы в этом убедимся.

Стихи 18-23. Пророк Иеремия в своих писаниях сообщает о себе многое (намного больше, чем писал о себе Исайя), поскольку он жил в очень тревожное время. Здесь мы (по-видимому) становимся свидетелями начала его страданий, которые ему причинили жители его города Анафофа, города священников, тем не менее полного злобы. Здесь примите во внимание:

I. Заговор против пророка (ст. 19). Они составляют замыслы против него. Совещаются о том, как бы изобрести самый благовидный и действенный способ его умерщвления. Злоба находчива в своих замыслах и старательна в их осуществлении. Заговорщики сказали в отношении Иеремии: давайте уничтожим дерево вместе с его плодами (англ.пер., ст.19);

это поговорка, означающая: «Давайте полностью уничтожим его корни и ветви. Уничтожим и отца, и семейство (подобно тому как вместе с Навуфеем, приговоренным к смерти за измену, были казнены его сыновья) или, скорее, уничтожим и пророка, и пророчество; давайте убьем первого и сделаем недействительным второе. И отторгнем его от земли живых, как лжепророка, заклеймим его бесчестьем и позором, чтобы и имя его более не упоминалось с уважением. Давайте запятнаем его репутацию и таким образом вызовем недоверие к его предсказаниям». В этом состоял заговор, и (1) он был жесток; но такими жестокими были гонители Божьих пророков. Они искали погубить (ни много ни мало) драгоценную жизнь, а жизни людей, на которых они охотились, были поистине драгоценными. Но (2) заговор был расстроен. Заговорщики решили положить конец дням пророка, но он пережил большую часть своих врагов; они замышляли очернить его память, но она жива и по сей день и будет благословенной на протяжении веков.

II. Сведения относительно упомянутого заговора против Иеремии, которые сообщил ему Бог. Сам пророк ничего не знал так искусно этот заговор скрывали; Иеремия пришел в Анафоф без всякого злого умысла для его жителей, а посему не ожидая никакого вреда от них, как кроткий агнец, думающий, что его, как обычно, ведут на пастбище, тогда как его вели на заклание; в таком неведении пребывал бедный Иеремия относительно замысла, который ненавидевшие его жители города вынашивали против него. Никто из его друзей не мог и никто из его врагов не пожелал известить пророка об этой опасности, чтобы он удалился ради собственного спасения (подобные сведения о засаде, которую готовили Павлу иудеи, апостол получил от сына своей сестры). Иеремию от смерти отделял лишь шаг, и тогда Господь открыл ему заговор во сне или в видении или же внушил его духу, чтобы пророк берег себя, подобно тому как поступил израильский царь, получив извещение от Елисея (4Цар 6:10). Таким образом пророк узнал о заговоре. Бог показал ему деяния их; а замыслы их были таковы, что их разоблачение стало их поражением. Если бы Бог не сообщил пророку об опасности, то этим воспользовались бы безрассудные люди, очернив репутацию предсказаний пророка: якобы предсказавший разрушение страны не смог предвидеть собственной гибели и избежать ее. Видите, как Бог заботится о Своих пророках: Он никому не позволяет обижать их; вся ярость врагов не способна одолеть и устранить Божьих пророков, пока они не завершили свое свидетельство. Бог знает о всех тайных замыслах Своих врагов и врагов Своих людей и, если Ему угодно, поставит их в известность. Птица небесная может перенести слово.

III. Воззвание пророка к Господу, последовавшее сразу за сообщением (ст. 20). Его глаза обращены к Богу Господу Саваофу, Судии праведному. Утешением нам служит тот факт, что, когда люди поступают с нами несправедливо, у нас есть Бог, к Которому мы можем обратиться и Который защищает дело оскорбленной невинности и выступает против обидчиков. Божье правосудие, вселяющее ужас в нечестивцев, является утешением для благочестивых. Глаза пророка обращены к Богу, испытующему сердца и утробы, который превосходно видит, что там внутри человека и каковы его мысли и намерения. Господь знал о непорочности сердца Иеремии, знал, что он не таков, каким его представляют люди. Господь знал нечестие их сердец, как бы умело они его ни скрывали и ни притворялись. Итак:

(1) Иеремия молится о суде над ними: «Дай увидеть мне мщение Твое над ними, то есть рассуди справедливо между мною и ними, как Тебе угодно». Некоторые находят в данной молитве признаки человеческой слабости; по крайней мере, Христос преподал нам иной урок, дал иную заповедь и иной образец, призывая молиться за своих гонителей. Согласно другому мнению, молитва пророка продиктована исключительно ревностью о Божьей славе и святым пророческим негодованием на людей, называвшихся священниками, служителями Господа, но тем не менее являвшихся столь безнадежно нечестивыми, что собирались напасть на человека, не причинившего им никакого вреда, просто из-за его служения Богу. Данная просьба служила предсказанием о том, что пророк станет свидетелем Божьего мщения им.

(2) Пророк полностью передает свое дело на Божье усмотрение: «Ибо Тебе вверил я дело мое; передал его в Твои руки, не желая и не рассчитывая привлекать к нему кого-то иного». Следует заметить: когда нам причиняют обиду, мы находим утешение в том, что у нас есть Бог, Которому можно передать свое дело, причем наш долг состоит в том, чтобы вверить его Господу, приняв решение подчиниться Его окончательному приговору, подписаться под ним, а не предписывать что-либо Богу.

IV. Суд над гонителями Иеремии, мужами Анафофа. Пророку не было смысла обращаться в суды Иерусалима он не нашел бы там справедливого правосудия: иерусалимские священники поддержали бы священников Анафофа, скорее помогли бы им, чем осудили; и поэтому Бог Сам принимает дело к рассмотрению, а мы знаем, что суд Божий по истине. Здесь (1) излагается преступление, на основании которого вынесен приговор (ст. 21). Заговорщики покушались на жизнь пророка, ибо они запретили ему пророчествовать под страхом смерти; они решили либо заставить его замолчать, либо умертвить. Их раздражало именно то, что он пророчествовал во имя Господа, не получив разрешения правителей города, представителем которого он являлся, кроме того, он не пророчествовал об умиротворении, которое постоянно провозглашали они. Запрет на пророчество фактически означал покушение на жизнь Иеремии, потому что был направлен на уничтожение конечной цели дела всей его жизни и лишал пророка связанного с его служением утешения. Заставить верного служителя Божия замолчать все равно что запретить ему дышать. В особенности следует учесть, что было принято решение: если Иеремия продолжит пророчествовать (что, несомненно, произошло бы, несмотря на воспрещение), то ему надлежит умереть от их рук; они желали быть обвинителями, судьями, палачами кем угодно. Раньше говорили: не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима, ибо там заседал большой совет; но мужи Анафофа были столь злы на Иеремию, что желали взять его умерщвление на себя. В то время пророки не находили в своем отчестве не только чести, но и милости.

(2) Приговор, вынесенный заговорщикам за их преступление (ст. 22,23). Бог говорит: Я накажу их (англ. пер., ст.22), предоставь Мне Самому с ними разобраться. Я посещу их за это (дословно). Бог проведет расследование и воздаст по заслугам. Разрушению города послужат две из четырех тяжких казней Божьих: меч погубит юношей, несмотря на то что речь идет о молодых священниках, а не о воинах (положение в обществе не защитит их);

и голод погубит их детей, сыновей и дочерей, оставшихся дома, что является более мучительной смертью, чем смерть от меча (Плач 4:9). Истребление будет полным: и остатка не будет от них (ст. 23), не останется семени для следующего поколения. Они покушались на жизнь Иеремии и поэтому должны умереть; они хотели уничтожить его корень и ветви, чтобы имя его более не упоминалось, и поэтому остатка не будет от них; и в этом Господь являет справедливость. Таким образом Бог наведет бедствие на мужей Анафофа в год посещения их, бедствие достаточно сильное, полученное ими по заслугам. И тогда Иеремия будет смотреть на врагов своих. Следует заметить: поистине печально положение тех, против кого молятся добрые служители и благочестивые люди.