Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Иеремия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 9937 Все тексты автора Мэтью Генри
38 глава
В этой главе, как и в предыдущей, Иеремия, вызвав недовольство князей, испытывает унижения, но в то же время он значительно почтен благоволением царя: те обращаются с ним как с преступником, а он как с тайным советником.
1. За преданность Богу князья вновь бросают его в темницу (ст. 1-6). II. По ходатайству Авдемелеха Ефиоплянина и согласно особому указу царя он освобожден из темницы и ограничен только тюремным двором (ст. 7-13). III. Он имеет личную встречу с царем по поводу нынешнего состояния дел (ст. 14-22). IV. Предприняты меры предосторожности, чтобы эта встреча осталась в тайне (ст. 24-28).
Стихи 1-13. 1. Иеремия упорствует в своем четком пророчестве и продолжает говорить то же, что говорил много раз (ст. 3): «Непременно будет предан город сей в руки царя Вавилонского»’, хотя он долго будет держаться, но в конце будет захвачен. Он часто повторял это неприятное послание лишь для того, чтобы поставить людей на правильный путь, ибо хотя им не удастся спасти город, но они спасут самих себя: если люди последуют этому совету, то каждому будет дана его жизнь в качестве добычи (ст. 2). Пусть не остаются в городе в надежде защитить его, ибо это будет бессмысленно, а идут к халдеям и сдадутся им на милость, пока их положение не дошло до крайности, и тогда они останутся живы. Враг не предаст их мечу, а выделит место для жизни (satis estprostrasse leoni льву достаточно повергнуть противника ниц), и они избегут меча, голода и моровой язвы, в то время как толпы оставшихся в городе постигнет такая смерть. Отметьте: те поступают во благо себе, кто подчиняется упрекам провидения, а не соперничает с ними. И если мы не можем обрести свободу, то должны считать милостью, если сохранили свою жизнь, а не безрассудно бросили ее ради своей чести; она может быть сохранена для лучшего времени.
2. Князья упорствуют в своем недоброжелательстве к Иеремии. Он был верен своей стране и оказанному ему, как пророку, доверию, хотя часто страдал из-за своей верности; и хотя в то время он ел хлеб царя, но это не затворило его уста. Его же преследователи все еще гневались на него и жаловались, что он злоупотребляет свободой передвижения по двору тюрьмы, ибо хотя он не мог пойти в храм, чтобы там проповедовать, тем не менее осмелился говорить те же слова в частной беседе тем, кто приходил навестить его. Поэтому (ст. 4) они представили его царю как человека опасного, у которого отсутствует любовь к родине и правительству: «Этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия». Это были несправедливые измышления, ибо никто не жертвовал собой ради блага Иерусалима больше, чем он. Они говорили, что его проповедь имеет нехорошую тенденцию. Он стремился лишь к тому, чтобы привести людей к покаянию и обратить к Богу, что в значительной мере укрепило бы руки воинов и городских жителей; они же говорили, что он ослабляет руки воинов и угашает их дух; а если это и было так, то они сами были в этом виновны. Отметьте: очень часто нечестивые люди считают Божьих служителей своими врагами только потому, что те показывают им, какими врагами они будут самим себе, если не покаются.
3. В связи с этим Иеремию с позволения царя сажают в яму, надеясь, что там он погибнет. Хотя Седекия ощущал обличения в том, что Иеремия был пророком, посланным Богом, но у него не было смелости признать это и он покорился насилию его преследователей (ст. 5): «Вот, он в ваших руках»; царь не мог вынести ему худшего приговора. Мы узнаем, что во время правления Иоакима князья лучше относились к пророку, чем сам царь (Иер 36:25);
а теперь они были больше разгневаны на него, и это было знаком, что они созрели для гибели. Если бы вопрос касался его личной чести или прибыли, то он дал бы им понять, что является царем, который может делать все, что ему угодно, хотят они того или нет; но так как дело касалось Бога и Его пророка, к которому он относился довольно прохладно, то он позорно увиливает от ответственности и подчиняется им: «Царь ничего не может делать вопреки вам». Отметьте: тем придется за многое ответить, кто, имея тайное благоволение к хорошим людям, не осмеливается признаться в этом во время нужды и не делает того, что в его силах, чтобы предотвратить замышляемое против них зло. Князья, получив позволение от царя, сразу же бросили бедного Иеремию в яму Малхии, которая была во дворе стражи (ст. 6);
это была глубокая яма, ибо они опустили его туда на веревках, и наполненная грязью, ибо в яме той не было воды, а только грязь; и он погрузился в грязь по шею, говорит Джозеф (•ГоверЬив). Посадившие его туда, несомненно, желали ему смерти, чтобы он умер от голода и холода, умер презренной смертью, в забвении и страхе; если бы они открыто предали его смерти, то люди могли бы оказаться под впечатлением сказанных им слов и разгневаться на них. Многие верные Божьи свидетели были подобным образом тайно уничтожены и умерли в тюрьмах, но в день явления их кровь многое расскажет. Нам не говорится, что делал Иеремия, оказавшись в беде, но он сам сообщает (Плач 3:55,57):