Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Иеремия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 9851 Все тексты автора Мэтью Генри
5 глава
Обличения в грехе и угрозы о суде в данной главе чередуются между собой и сопоставляются: угрозы о суде звучат, чтобы обличения в грехе с большей силой побудили людей к покаянию; грех разоблачается, чтобы показать правоту Бога в грозящих иудеям судах. (I) Грехи, вменяемые иудеям в вину, весьма серьезны: несправедливость (ст. 1), лицемерие в религии (ст. 2), неисправимость (ст. 3), развращенность и невоздержанность как бедных, так и богатых (ст. 4,5), идолопоклонство и прелюбодеяние (ст. 7,8), вероломное отступничество от Бога (ст. 11) и дерзкое противление Ему (ст. 12,13), а также (что лежит в основе всего упомянутого) отсутствие страха Господня, несмотря на то что иудеев часто призывали бояться Бога (20-24). В заключение данной главы иудеев обвиняют в жестокости и угнетении (ст. 26-28);
люди, которым следовало бы активно работать над преобразованием народа, сообща развращали его. (II) Суды, грозящие иудеям, весьма ужасны. В общем, их ждет возмездие (ст. 9,29). На них наведут чужеземного врага (ст. 15-17), поставят ограничители (ст. 6), разрушат их укрепления (ст. 10), уведут их в плен (ст. 19) и удержат от них добро (ст. 25). В этом исполнятся слова пророка Божия (ст. 14). Но (III) дважды Господь дает понять, что в разгар гнева Он помнит о милости и не истребит иудеев полностью (ст. 10,18). Таковы были масштабы и суть проповеди Иеремии в самом конце правления Иосии и в начале царствования Иоакима; однако результат не соответствовал ожиданиям.
Стихи 1-9. В данных стихах:
I. Перед иудеями поставлена задача найти в Иерусалиме достойных людей или хотя бы одного честного и справедливого (ст. 1). Иерусалим уподобился древнему миру, в котором всякая плоть извратила путь свой. Возможно, были люди, обольщавшие себя надеждой, что в Иерусалиме еще много благочестивых, которые примут на себя главный удар, чтобы отвратить гнев Господа; возможно, были и другие, хвалившиеся, что Иерусалим святой город, и полагавшие, что именно это его и спасет. Но Бог предлагает провести в городе поиски и дает понять, что вряд ли в нем найдут человека, поступающего справедливо, и добросовестного в своих словах и делах: «Посмотрите на улицах, где вы собираетесь вместе и общаетесь, и на площадях, где вы устраиваете торговлю, не найдете ли человека, судью (существует такое мнение), соблюдающего правду и отправляющего правосудие нелицеприятно, исполняющего законы против порока и нечестия». Когда такие верные перевелись, самое время кричать: «Горе мне!» (Мих 7:1,2), самое время кричать: «Спаси, Господи!» (Пс 11:2). Если в том или ином месте нашелся бы человек истинно добросовестный, который, по крайней мере, говорит правду (англ. пер., ст.1), то не на улицах и площадях: таковой не осмелится показаться на людях, чтобы его не оскорбили и не унизили. Истина преткнулась на площади (Ис 59:14) и вынуждена прятаться по углам». Богу было бы весьма приятно найти людей, ради которых Он смог бы простить город; если бы в Содоме нашлось хотя бы десять праведников, а в Иерусалиме хотя бы один на тысячу или один на десять тысяч, то город пощадили бы. Видите, с какой готовностью Господь прощает, как скор Он на милость. Мы вправе спросить: «Как поступить с жителями Иерусалима, которые непрестанно заявляют о своей религии и отношении к Богу? Разве это не те люди, ради которых стоит пощадить Иерусалим? Нет, потому что они неискренни в своем исповедании; хотя и говорят они: «Жив Господь!» и желают клясться только Его именем, но клянутся ложно (ст. 2), то есть:
(1) они неискренни, когда заявляют о своем почтении к Богу, но лгут перед Ним. Люди сии чтут Господа устами, сердце же их далеко отстоит от Него.
(2) Хотя они и взывают только к Богу, тем не менее беззастенчиво призывают Его в свидетели своей лжи. Хотя они и не клянутся идолами, тем не менее лжесвидетельствуют, что является не меньшим вызовом, брошенным Богу, Богу правды, чем признание кого-либо другого единственным истинным Богом.
II. Пророк жалуется Господу на упрямство и своеволие этих людей. Ранее Бог призывал их, чтобы посмотрели (ст. 1), здесь же пророк взывает к Господу, чтобы Он посмотрел: «О Господи! Очи Твои не к истине ли обращены? Разве Ты не видишь истинный характер каждого человека? И разве не верно в отношении характера иудеев, что лица свои сделали они крепче камня?» Или: «Вот, Ты возлюбил истину в сердце, но где ее найти у людей этого поколения? Ибо хотя они и говорят жив Господь, тем не менее никогда не взирают на Него; Ты поражаешь их одной скорбью за другой, а они не чувствуют боли, реагируют на нее, как бревна и камни, и еще меньше они печалятся по поводу греха, которым навлекли на себя скорбь. Ты пошел еще дальше и истребляешь их, наказываешь их строже, а они не хотят принять вразумления, приноровиться к Твоему замыслу и поддаться исправлению. Они не желают внять вразумлению, которое совершается посредством наказания. Зная о Божьем приговоре, они держатся дерзко и упрямо противостоят его исполнению, потому что лица свои сделали они крепче камня (ст. 3);
они не могут изменить выражения лица, не могут ни покраснеть от стыда, ни побледнеть от страха; невозможно отбить у них охоту к удовлетворению похотей, как бы их ни пытались обуздать; потому что, несмотря на частые призывы, они не хотят обратиться и рвутся вперед без разбора, как конь, бросающийся в сражение».
III. Проводится расследование относительно бедных и богатых: и тем и другим дана плохая характеристика.
1. Бедные были невежественны, а посему нечестивы. Иеремия увидел, что многие не хотят обратиться, причем он готов представить для них наилучшее оправдание, подходящее их случаю: «Это, может быть, бедняки; они глупы (ст. 4). У них никогда не было возможности получить хорошее образование и теперь нет средств, необходимых, чтобы помочь самим себе в наставлении. Они вынуждены тяжелым трудом зарабатывать на хлеб и не располагают ни временем, ни возможностью читать или слушать, так что не знают пути Господня, закона Бога своего не разумеют ни пути, по которому Богу угодно их вести к Себе посредством Своих заповедей, ни пути, по которому Господь Сам идет к ним посредством Своего провидения». Следует заметить:
(1) преобладание невежества прискорбная причина изобилия нечестия и беззакония. Чего, кроме дел тьмы, можно ожидать от грубых и отупевших людей, ничего не знающих о Боге и о религии и предпочитающих сидеть во тьме1
(2) Этот грех обычно господствует среди бедного люда. Наряду с Божьими нищими есть еще и нищие дьявола, которые, несмотря на нищету, могли бы знать путь Господень, чтобы ходить по нему и исполнять свой долг, даже не будучи начитанными; но они сознательно хотят оставаться невежественными, поэтому незнание не послужит им оправданием.
2. Богатые были высокомерны и заносчивы, а посему нечестивы: «Пойду я к знатным (ст. 5) и посмотрю, не окажутся ли они более податливыми Слову и провидению Господа. Поговорю с ними, стану проповедовать при дворе в надежде произвести некоторое впечатление на знатоков изящной словесности. Но все напрасно, ибо, хотя они и знают путь Господень, закон Бога своего, тем не менее слишком непреклонны, чтобы покориться Его правлению: они все сокрушили ярмо, расторгли узы. Они знают волю своего Господина, но решили исполнять собственную волю и ходить по путям сердца своего и по видению очей своих. Они считают себя слишком благообразными, чтобы их сдерживали, и слишком важными, чтобы их исправляли, даже если это делает Сам Верховный Владыка всего сущего. Они за то, чтобы расторгнуть даже Его узы (Пс 2:3). Бедные слабы, богатые своевольны, и поэтому никто не исполняет свой долг».
IV. Названы конкретные грехи, которыми печально славились иудеи и которые весьма громко взывали к небесам о возмездии. На самом деле умножились преступления их, разнообразные и неоднократно повторяемые, усилились отступничества их; возросло число таковых, и люди совершали их все с большей и большей дерзостью (ст. 6). Но два греха в особенности заслуживали того, чтобы считаться непростительными преступлениями:
(1) духовный блуд оказание идолам чести, причитающейся исключительно Богу. «Сыновья твои оставили Меня, Которому они были рождены и посвящены и под началом Которого были воспитаны, и клянутся теми, которые не боги, взывая к ним, как будто бы те всеведущи и могут быть достойными судьями». Это относится ко всем деяниям религиозного поклонения, причитающегося исключительно Богу, но которыми, тем не менее, иудеи почитали своих идолов. Они клянутся им (возможно и такое чтение), прилепились к ним и заключили завет. Оставляющие Бога совершают неудачный обмен, отказываясь от Господа ради тех, которые не боги.
(2) Плотской блуд. Из-за того что иудеи оставили Бога и служили идолам, Господь предал их порочным страстям; не воздавшим Ему должной чести Бог попустил обесчестить себя самих и собственные семьи. Они прелюбодействовали самым позорным образом, не испытывая ни чувства стыда, ни страха перед наказанием, потому что толпами ходили в домы блудниц и не краснели, когда видели друг друга в самых предосудительных местах. Их похоть была столь дерзкой и неистовой, столь нетерпимой к обузданию и с такой охотой удовлетворяемой, что люди совсем превратились в зверей: подобно откормленным коням, каждый из них ржет на жену другого (ст. 8). Необузданные страсти уподобляют человека бессловесным животным, водимым природою, такими ужасно отвратительными они становятся. Отягчающим обстоятельством этого греха было злоупотребление Божьей благосклонностью: похоти иудеев достигли такого неистовства тогда, когда Господь насыщал их. Изобилие хлеба послужило топливом и для огня похотей Содома. Sine Cerere et Bacchio friget Venu роскошная жизнь питает пламя похоти. Укрощать неудержимое зло, исполненное смертоносного яда, призван пост, кроме того, он помогает усмирить и поработить тело. V. За нечестие иудеев и повсеместное развращение страны им грозит Божий гнев.
1. Угроза о конкретном суде (ст. 6). На Иудею нападет чужеземный враг, завладеет народом и разорит страну; она будет выглядеть так, как будто бы полностью попала во власть диких зверей. Враг сравнивается:
(1) со львом из леса, ибо так же силен, яростен и неодолим; он поразит людей.
(2) С волком вечерним (англ. пер., ст.6), который выходит ночью, когда голоден, в поисках добычи; он весьма зол и прожорлив; и рычание льва, и вой волка наводит жуть.
(3) С барсом, очень быстрым и жестоким, к тому же бдительным, чтобы не упустить добычу. Войско врага будет подстерегать у городов их так тщательно, что жители попадут в весьма затруднительное положение: если останутся внутри, то будут голодать; если выйдут наружу, то подвергнутся нападению. Кто выйдет из них, будет растерзан, а это значит, что многие города не дождутся от врага пощады. Кровопролитием же иудеи обязаны исключительно множеству преступлений своих. Именно грех производит величайшую резню.
2. Воззвание к иудеям, чтобы убедились в справедливости суда: «Неужели Я не накажу за это? (ст. 9). Как вы могли подумать, что Бог, чье имя Ревнитель, позволит подобному идолопоклонству остаться безнаказанным, или что Бог безграничной непорочности закроет глаза на такую омерзительную нечистоту?» За такие вещи расплата неминуема, иначе невозможно поддерживать честь Божьего правления и уберечь Его законы от презрения; тем не менее у грешников появится искушение думать, что Он такой же, как они, вопреки убеждению собственной совести относительно Божьего суда, что делающие такие дела достойны смерти (Рим 1:32). Примите во внимание: когда Бог наказывает грех, то об этом сказано, что Он посещает (англ.пер., ст.9), или проводит расследование, ибо, прежде чем вынести приговор, Господь тщательно взвешивает факты. У грешников есть основания ожидать наказания, учитывая Божью святость, для которой грех весьма оскорбителен, а также учитывая Божью справедливость, перед лицом которой грех делает нас незащищенными, к такому выводу мы приходим на основании вопроса: не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Не только Божье Слово, но и Его душа мстит. И когда Господь имеет дело с грехом национального масштаба, то Он производит суд национального масштаба. Такие народы, как этот, не могут долго оставаться безнаказанными. «Как же Мне простить тебя за это?» (ст. 7). Не то чтобы повинные в упомянутых грехах не нашли милость у Господа относительно их вечного состояния (как в случае с Манассией, который был помилован, несмотря на свое активное участие в беззакониях тех времен), но если народы, как этот, получают наказание или награду только в этой жизни, то Божьей славе не будет способствовать тот факт, что Он позволил столь нечестивому народу обойтись без явных знаков Своего недовольства.
Стихи 10-19. В данных стихах, как и выше, мы увидим:
I. Грех народа, послуживший основанием для выступления против него. Бог отрекается от народа и обрекает его на гибель (ст. 10). Но разве нет на то причины? Есть, ибо:
(1) народ оставил закон Божий: дом Израилев и дом Иудин (ст. 11), несмотря на разногласия между ними, сошлись во взглядах на то, чтобы поступить с Богом очень вероломно. Они перестали поклоняться Ему и таким образом нарушили завет с Господом; они отступили от Него и лицемерили перед Ним.
(2) Не придавали значения Божьим судам и считали ложью угрозы, вложенные в уста Божьих пророков (ст. 12,13). Людей часто предупреждали, что их непременно постигнет зло и что им следует ожидать сокрушительного суда меча или голода; они же чувствовали себя уверенно и говорили: «У нас будет мир, даже если мы и далее будем вести себя так же». Ибо: [1] они не боялись Бога как такового. Их представление о Нем было искаженным, и они противились даже тем Его предписаниям, которые носили природный характер, ибо говорили: «Нет Его, то есть Он не таков, в какого нас заставляли верить, Он не видит или не обращает внимания и не желает требовать, и поэтому беда не придет на нас». Многие погибают из-за того, что их заставили поверить, что Бог не будет с ними так строг, как говорит об этом Его Слово; мало того, этой уловкой сатана погубил нас всех: «Нет, не умрете». Так и здесь говорят: мы не увидим ни меча, ни голода. Тщетные надежды на безнаказанность вероломная поддержка всякого нечестия. [2] Они не боялись того, что говорил Бог. Пророки давали им справедливые предостережения, люди же с насмешкой их отклоняли: «Пророки говорят так лишь потому, что это их ремесло; слова словами, но слова всего лишь ветер. В пророках нет слова Господня, сказанное ими всего лишь плод их мрачных фантазий и недоброжелательного отношения к собственной стране, потому что они не удостоились высокого положения». Следует заметить: нераскаявшиеся грешники не желают признавать Божьим словом что-либо обличающее их, потому что это либо призывает их расстаться со своими грехами, либо вселяет тревогу, когда они грешат. Поэтому и звучит угроза в адрес пророков: «Они станут ветром, пройдут незамеченными, над ними самими пусть это будет; то, чем они угрожают нам, мы наведем на них. Они угрожают нам голодом? Пусть их кормят скудно хлебом». Так было с Михеем (3Цар 22:27). «Они говорят нам о мече? Пусть сами от меча и погибнут» (Иер 2:30). Насмехаясь и унижая таким образом Божьих посланников, народ наполнил меру своих беззаконий.
II. Наказание народа за его грех.
1. Угрозы, над которыми иудеи посмеивались, исполнятся: за то, что вы говорите такие слова (ст. 14), полные презрения к пророкам и к слову их уст, Бог удостоит чести пророков и их слова, ибо ни одна йота, ни одна черта из них не останется неисполнившейся (1Цар 3:19). Здесь Господь обращается к пророку Иеремии; над которым подтрунивали и которому, возможно, было от этого немного не по себе: Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем. Бог признает произнесенные Иеремией слова Своими (хотя люди не захотели их слушать) и непременно сделает так, что слова эти возымеют действие, подобное действию огня, сжигающего на своем пути воспламеняемые материалы. Слово будет огнем, а этот народ дровами. Грешники своими грехами превращают себя в топливо для Божьего гнева, открывающегося с неба на всякое нечестие и неправду человеков, согласно Писанию. Божье Слово, несомненно, будет строгим по отношению к противящимся ему. Кто не желает преклониться перед Словом, тот сломается под ним.
2. На иудеев будет наведен враг, который, как они думали, не представлял для них никакой угрозы. Свое поручение он получит от Бога: «Восходите на стены его (ст. 10), взбирайтесь на них, попирайте их, подавляйте их. Стены из камня в свете Божьего поручения станут как стены из глины. Завладев стенами, вы вправе разрушить их, если хотите. Вы можете уничтожить зубцы и оставить укрепленные ранее города открытыми; потому что зубцы не от Господа, Он не признает их Своими и поэтому не желает ни защищать, ни укреплять их». Они были возведены не в страхе Божьем и без упования на Господа; люди доверяли им больше, чем Богу, и поэтому зубцы не Божьи. Когда город полон греха, Бог не желает заботиться о его укреплениях, и тогда таковые не более чем бумажные стены. Что защитит нас, когда Тот, Кто является нашей защитой и защитником защитников, отошел от нас? (Числ 14:9). То, что не от Бога, выстоять не сможет, долго не продержится и не принесет нам никакой пользы. Здесь описывается, какое ужасное дело совершат захватчики: вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека (ст. 15). Следует заметить, что в распоряжении Бога находятся все народы, и Он использует их, как Ему угодно. Подчас Ему угодно превращать народы земли, языческие народы, в бич для дома Израилева, когда тот становится лицемерным народом. Халдеи здесь названы дальним народом; они наведены на иудеев издалека, а посему нанесут больший ущерб и задержатся надолго, чтобы воины могли хорошо вознаградить себя за долгий переход. «Это народ, с которым ты не торговал по причине его удаленности, и поэтому не можешь рассчитывать на то, чтобы снискать его благосклонность». Бог может навести на нас беду из мест весьма удаленных. Кроме того, этот народ народ сильный, ему невозможно противостоять; народ древний, который гордится своей историей и поэтому держится надменно и властолюбиво. Это народ, которого языка ты не знаешь; халдеи говорили на восточно-арамейском диалекте, с которым иудеи в то время, очевидно, не были знакомы (4Цар 18:26). Различия в языках будут затруднять переговоры о мире. Сравните данные слова с угрозой, прозвучавшей в Книге Второзаконие (28:49);
похоже, что именно на нее здесь ссылка, потому что между Законом и Пророками существует точное соответствие. Халдеи хорошо вооружены: колчан его как открытый гроб; выпущенных ими стрел много, они точно попадают в цель и ранят так глубоко, что, несомненно, не несут ничего, кроме смерти и кровопролития; халдеи ловкие, сильные и храбрые люди (ст. 6). И когда они завладеют страной, тогда истребят всех, стоящих перед собою, и будут считать своим все, что им удалось прибрать к рукам (ст. 17).
(1) Враг ограбит сельское хозяйство, причем не только для подкрепления воинов, но вплоть до пресыщения богатыми произведениями этой плодородной земли. «Они не будут делать запасов (в таком случае можно было бы что-то вернуть), но съедят они жатву твою в поле и хлеб твой в доме, съедят предназначавшееся сыновьям твоим и дочерям». Следует заметить: все, что у нас есть, предназначается нашим семьям, и мы получаем большое утешение, видя, как сыновья и дочери едят плоды наших забот и трудов. Но как тяжело видеть, что это поедают чужие или враги и что нашими запасами кормится вражеский стан, тогда как дорогие нам люди умирают от голода; и это тоже согласно проклятию закона (Втор 28:33). «Съедят овец твоих и волов твоих, которых ты раньше приносил в жертву идолам; тебе не оставят ничего из винограда твоего и смокв твоих».
(2) Враг уморит голодом города: «Доведут до обнищания укрепленные города твои (англ. пер., ст.17). И какие укрепления спасут от нищеты, когда она придет как человек вооруженный? Речь идет о городах, на которые ты надеешься, что они защитят страну». Следует заметить: со стороны Бога справедливо лишить нас того, на что мы всецело полагались. Города потерпят лишения от меча, который пресечет поступление пищи в город и прервет ремесленничество и торговлю, от чего обнищают даже укрепленные города.
III. Сообщение о нежном сострадании к народу, которое все-таки есть у Бога. Врагу дано поручение разрушить и опустошить, но не до конца (ст. 10). Хотя прольется много крови, кто-то должен остаться в живых; хотя страна будет сильно разграблена, что-то должно остаться на пропитание; ибо так сказал Господь, поп obstante вопреки нынешнему разорению: «Даже и в те дни, какими бы мрачными они ни были, не истреблю вас до конца» (ст. 18). А если Бог не желает истреблять, то и враг не истребит. У Господа припасена милость для Своего народа, и поэтому Он поставит пределы этому опустошительному суду. Доселе дойдешь и не перейдешь.
IV. Обоснованность действий Бога, направленных против иудеев. Господь являет Свою милость в том, что не покончит с народом раз и навсегда, подобным же образом Он являет и Свою праведность в том, что так близко подойдет к полному уничтожению, желая, чтобы иудеи признали, что никаких неправильных действий с Его стороны по отношению к ним не было (ст. 19). Примите во внимание:
(1) этот народ требует, дерзко требует объяснений по поводу суда. Иудеи спросят: «За что Господь, Бог наш, делает нам все это? Чем мы не угодили Ему, что Он с нами так состязается?» Как будто бы грешный народ, как этот, не явил достаточно оснований для подобных действий. Следует заметить: нераскаявшиеся сердца готовы обвинять Господа в несправедливости постигших их скорбей и притязают на поиски причин, тогда как последние написаны у них на лбу. Но:
(2) основание для суда определяется сразу же. Пророку дается наставление, что именно следует отвечать народу, ибо Бог праведен в приговоре Своем, хотя приговор Его ужасен. Иеремии надлежит сказать людям, что Бог поступает с ними так строго за их поступки против Него, чтобы они, если им это будет угодно, прочитали в наказании свой грех. Разве они не знают, что оставили Бога? Прекрасно знают. Так почему же находят странным то, что Он оставляет их? Разве они забыли, как часто служили чужим богам в земле своей, доброй земле, изобилием плодов которой им надлежало бы служить Господу с радостью сердца? А посему: разве не справедливо со стороны Бога заставить их служить чужим в чужой земле, где они ничто не смогут назвать своим, как и угрожал им Господь (Втор 28:47,48). Кто преклоняется перед чужими, тот пусть и отправляется к чужим.
Стихи 20-24. После обличения иудеев в грехе и предупреждения о грозящих им Божьих судах пророк снова послан к ним уже с другим заданием, а именно возвестить в Иудее; при этом преследуется цель: убедить людей, чтобы боялись Бога, что станет действенным началом их преобразования, ибо именно отсутствие страха Господня лежало в основе их отступничества.
I. Он сетует на постыдную глупость своего народа и на его склонность к отступничеству от Бога. При этом говорит так, как будто бы не знает, как с ними поступить. Ибо:
1. Людей постигло помрачение ума, и они не способны воспринимать лучи Божьего света: они народ глупый и неразумный; им не постичь мыслей Бога, как бы просто Он ни излагал их в Своем написанном Слове, через пророков и посредством Своего провидения, ибо они народ, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит (ст. 21), как у идолов, которых они изготовили и которым поклонялись (Пс 113:13,14,16). Можно было бы предположить, что они что-то замечают, но на самом деле это не так; у них есть умственные способности, но они не пользуются ими, не развивают их надлежащим образом. В этом отношении они разочаровали ожидания всех своих соседей, которые, наблюдая за тем, какие отличные средства познания есть у израильтян, пришли к выводу, что этот великий народ есть народ мудрый и разумный (Втор 4:6), на самом же деле они народ глупый и неразумный. Следует заметить: мы не можем судить о людях по преимуществам и возможностям, которыми они располагают, потому что есть и сидящие во тьме в стране света, и живущие в грехе даже в святой земле, и скверные даже в наилучших местах.
2. Люди проявляли упрямое своеволие и неспособность подчиняться правилам Божьего закона: у народа сего сердце буйное и мятежное (ст. 23), поэтому неудивительно, что иудеи были глупыми и неразумными (см. также Пс 81:5). Более того, именно порочное своеволие льстило разуму и притупляло его: никто не слеп так, как не желающий видеть. Характер этого народа является истинным характером всех людей по природе, пока Божья благодать не произвела в них перемены. Мы глупы, медленны на разумение и склонны ошибаться и забывать. Но это не худшее. У нас сердце буйное и мятежное, плотской ум, что есть вражда против Бога и непокорность Его законам; мы не только отступаем от Него из-за укоренившейся неприязни к добру, но и бунтуем против Него изза сильной привязанности к злу. Примите во внимание: сердце отступника это сердце бунтаря, ибо отступивший от верности Богу на том не остановится, но встанет на сторону греха и сатаны и поднимет оружие против Господа. Они отступили и пошли. Отступившее сердце приводит к жизни в отступничестве. Они пошли и будут идти (возможно и такое чтение), и теперь не отстанут они от того (Быт 11:6).
II. Причину описанного он видит в отсутствии страха Божия. Сделав наблюдение, что люди лишены разумения, он задает вопрос: «Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? (ст. 22) Если бы вы хранили благоговение перед Богом, то проявляли бы больше внимания к тому, что Он вам говорит; если бы вы только понимали, в чем состоит ваше преимущество, вы больше руководствовались бы страхом Божьим». Придя к выводу, что иудеи отступили и пошли, пророк приводит в качестве первопричины отступничества то, что они не сказали в сердце своем: «Убоимся Господа Бога нашего» (ст. 24). Именно потому так много худых мыслей приходит людям в голову, подталкивая их на злодеяния, что они не допускают и не принимают добрые мысли, в частности такую добрую мысль: «Убоимся Господа Бога нашего». Верно и то, что вселить в наши сердца страх Божий дело Самого Господа, но это не освобождает нас от обязанности пробудить в себе страх Божий и приучить себя к размышлениям, которые способны поддерживать в нас святое благоговение перед Богом; именно из-за того что мы не поступаем так, наши сердца лишены надлежащего страха, а посему склонны к отступничеству и бунту.
III. Он предлагает достойные способы, как нам обрести святой страх Божий.
1. Мы должны благоговеть перед Господом и Его величием (ст. 22). По причине Своего величия Бог требует страха: не вострепещем ли пред Ним? Не убоимся ли открыто противиться или относиться несерьезно к Тому, Кто предоставляет такие неопровержимые доказательства Своего могущества и верховного владычества в царстве природы и провидения? Здесь приводится лишь один из очень многих примеров: Бог определил границы морю. И даже если по два раза на день мы наблюдаем сильные приливы и нам кажется, что волны могут затопить мир, а во время шторма поднимается целая лавина и со страшной силой и неистовством обрушивается на берег, тем не менее волны под контролем, они возвращаются назад, убывают и не причиняют никакого вреда. Это от Господа, и если не было бы столь распространенным явлением, то было бы дивно в очах наших. Он положил песок границею морю, не только как межевой знак, чтобы отметить, как далеко может выйти вода и где ей остановиться, но и как насыпь, или заграждение, чтобы остановить ее. Песчаный вал будет столь же надежен для обуздания потока волн, как и металлическая стена, когда Богу угодно, чтобы песок сослужил такую службу; более того, песку отдано предпочтение, чтобы показать нам, что кроткий ответ, подобно кроткому песку, отвращает гнев и укрощает разбушевавшуюся стихию, тогда как оскорбительное слово, подобно твердому камню, лишь сильнее приводит в ярость и заставляет воды моря с большей силой выбрасывать ил и грязь. Границы морю определены решением вечным (англ.пер., ст.22), постановлением издревле (существует такое чтение), и поэтому мы оглядываемся назад в далекое прошлое на сотворение мира, когда Бог отделил море от суши и провел между ними границы (Быт 1:9,10, что также весьма изящно описано в Пс 103:6 и след., Иов 38:8 и след.), или же на Ноев потоп, когда Бог дал обещание никогда более не губить мир водой (Быт 9:11). В постановление вечное так это звучит в нашем переводе. Речь идет о решении навеки: оно имело силу все время вплоть до сегодняшнего дня и будет в силе, пока не прейдут день и ночь. Воды моря не могут ни переступить этот вечный предел, ни прорваться через него. И, хотя волны его устремляются, поскольку море взволнованно и не может успокоиться, тем не менее превозмочь не могут, даже если они бушуют и неистовствуют, как будто им досаждает поставленный над ними контроль, но переступить его не могут. Итак, мы видим веское основание, чтобы бояться Бога, ибо:
(1) мы убедились, что Он Бог всемогущей силы и вселенского владычества, и поэтому нужно Его бояться и благоговеть перед Ним.
(2) Этот пример показывает нам, как легко может Господь потопить мир снова и с каким постоянством нам надлежит полагаться на Его милость, а значит опасаться сделать Его своим врагом.
(3) Даже непокорные волны моря соблюдают Его решение и отступают под Его контролем. Тогда почему бы нам не поступать так же? Почему наши сердца буйны и мятежны, тогда как море не бунтует и не восстает?
2. Мы должны благоговеть перед Господом и Его благостью (Ос 3:5). Примерами тому могут послужить, как и в предыдущем случае, распространенные проявления Божьего провидения. Нам надлежит бояться Господа нашего Бога, то есть мы должны поклоняться Ему, воздавать славу и всегда заботиться о том, чтобы хранить себя в Его любви, потому что Он непрестанно делает нам благо: дает нам дождь ранний и поздний, ранний вскоре после посевной, а поздний незадолго до сбора урожая, то есть и тот и другой в свое время; таким образом Господь хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы. Жатва исчисляется неделями, потому что в течение нескольких недель собирают пропитание на целый год. Седмицы жатвы определены для нас Божьим обетованием о том, что сеяние и жатва не прекратятся. И они продолжаются во исполнение данного обетования Божьим провидением, в противном случае ни сеяния, ни жатвы у нас бы уже не было. Поэтому за милости жатвы нам надлежит быть признательными Богу, Его власти, благости и верности, ибо все они исходят от Него. А посему мы имеем веское основание бояться Господа, чтобы хранить себя в Его любви, ибо мы всецело зависим от Него. Обильные урожаи свидетельствовали о Боге даже языческому миру, а посему лишают язычников оправдания за пренебрежение Господом (Деян 14:17);
тем не менее иудеи, в распоряжении которых было Писание, и благодаря ему они могли дать ответ в своем исповедании, не воспитывали в себе страха Божия, каким бы очевидным ни был тот факт, что это в наших интересах.
Стихи 25-31. В данных стихах:
I. Пророк показывает иудеям, какое зло причинили им собственные грехи: беззакония ваши отвратили это (ст. 25), отвратили дождь ранний и поздний, который раньше шел у них в свое время (ст. 24), а с недавних пор был удержан (Иер 3:3), в связи с чем назначенные для жатвы седмицы подчас приносили людям разочарования. «Именно грехи ваши удалили от вас это доброе, тогда как Бог был готов пожаловать его вам». Следует заметить: именно грех преграждает поток милостей, дарованных нам Богом, именно грех лишает нас благословений, которые мы получали прежде. Именно грех превращает небеса в медь, а землю в железо.
II. Он показывает им, насколько серьезными, гнусными и провокационными были их грехи. Когда иудеи оставили поклонение истинному Богу, тогда они утратили нравственную честность: ибо между народом Моим находятся нечестивые (ст. 26), наихудшие из людей, тем более наихудшие оттого что находились среди Божьего народа.
1. Они были злобными и недоброжелательными. Таковые поистине нечестивые люди люди, находящие удовольствие в злодеяниях. Они находятся (то есть пойманы) в деле нечестия, в момент его совершения. Охотники или птицеловы расставляют сети для дичи, подобным образом и нечестивцы сторожат, чтобы уловлять людей, сыграть с ними шутку и получить удовольствие, сравнимое с тем, как если бы в их сеть попались звери или птицы. Они изобретают способы совершения зла благочестивым людям (которых ненавидят за их благочестие), особенно тем, которые честно обличали их (Ис 29:21) или преградили им путь к высокому положению, а также же тем, со стороны которых они опасаются публичного оскорбления или недобрых поступков, равно как и людям, чье имение нечестивцы жаждут заполучить (так Навуфей стал жертвой Иезавели из-за своего виноградника). Более того, таковые совершали злодеяния ради самих злодеяний.
2. Они были лживыми и вероломными: «Как клетка (или курятник), наполненная птицами, а также едой, предназначенной для того чтобы откормить их, прежде чем попадут на стол, домы их полны обмана (ст. 27), то есть богатства, добытого мошенничеством, приемами которого они владеют в совершенстве. Все дела, которыми занималась их семья, совершались с обманом; они старались обмануть, как только могли, всякого, кому бы ни приходилось с ними сталкиваться, что легко выходит у людей, которые без зазрения совести делают и говорят все, что хотят. Таким образом нечестивцы переступили даже всякую меру во зле (ст. 28). Кто в своих действиях прячет обман под маской закона и правосудия, тот, наверное, причиняет зла еще больше, чем нечестивцы, о которых говорилось выше (ст. 26) и которые совершают насилие открыто; или же таковые даже хуже, чем сами язычники, причем наихудшие из язычников. И (кто бы мог подумать!) они преуспевают в своих нечестивых путях, поэтому-то и ожесточаются их сердца. Они падки на этот мир, потому что он щедро одаривает их, и в своем стремлении к нему они не остановятся ни перед каким нечестием, потому что убеждаются, что злодеяния не только не мешают их преуспеванию, но и способствуют ему: они и возвысились в мире, и разбогатели, и процветают в нем. У них есть все необходимое, чтобы в попечении о плоти удовлетворить все ее похоти, которым они весьма потакают, так что сделались тучны, живя в роскоши и купаясь в чувственных наслаждениях. Они гладкие и лоснящиеся: жирны; они выглядят привлекательно и эффектно, все восхищаются ими. Они проходят мимо зла (так некоторые читают следующие за этими слова);
им удается избежать зла, которое, как следовало бы ожидать, навлекли на себя своими грехами; и с прочими людьми не подвергаются ударам, во всяком случае не таким, какие, по нашему мнению, должны обрушиться на нечестивых» (см. Пс 72:5 и след.).
3. Когда нечестивцы возвысились и в их руках оказалась власть, то они не использовали ее на добрые дела, которые им надлежало бы делать: не разбирают судебных дел, дел сирот… и справедливому делу нищих не дают суда. Сироты зачастую живут в нужде, им всегда нужна помощь и совет, а нечестивцы воспользовались их безнадежным положением, чтобы обидеть. Кто поддержит сирот, если не великие и богатые? Зачем человеку богатство, если не творить с его помощью добро? Эти же совершенно не желали входить в положение нуждающихся, у них не было ни чувства справедливости, ни чувства сострадания к пострадавшим; или же если и рассматривали какое-либо дело, то не с тем чтобы поступить правильно, но, скорее, чтобы защитить поступивших плохо. Тем не менее они благоденствуют; и Бог не воспрещает того. Несомненно, блага мира сего не самое лучшее, потому что зачастую наихудшим из людей перепадает большая часть мирских благ. Однако нам не следует думать, что если нечестивцы преуспевают, то Бог одобряет их действия. Нет! Хотя не скоро совершается суд над их худыми делами, он все равно совершится.
4. Порочность преобладала среди людей всех рангов и сословий (ст. 30;31). Изумительное и ужасное совершается в сей земле. Вырождение такого привилегированного и развитого народа, как этот, вызывало изумление, и на данное явление надлежало взирать с ужасом. Как они могли нарушить столь много обязательств? Это страшное явление, которое должно вызывать отвращение и последствий которого нужно бояться. Чтобы отпугнуть самих себя от греха, давайте назовем его ужасным явлением. Что же произошло? Вкратце следующее:
(1) вожди вводили народ в заблуждение: пророки пророчествуют ложь, претендуя на поручение с небес, тогда как являются посредниками ада. Самые опасные нападки на религию осуществляются под маской откровения свыше. Почему же священники, облеченные властью на такой случай, не остановили лжепророков? Увы! Вместо этого они использовали последних как орудие своего честолюбия и тирании: и священники господствуют при посредстве их; они поддерживали свое величие и богатство, праздность и роскошь, мошенничество и угнетение при помощи лжепророков и их влияния на народ. Поэтому объединились против всего благочестивого и поддерживали друг другу руки в злодеяниях.
(2) Народ был вполне доволен тем, что его вводили в заблуждение: «Это народ Мой, говорит Господь, и должен стоять за Меня и свидетельствовать против нечестия своих священников и пророков; однако он любит это». Если священники и пророки оставят людей в покое, дав им возможность грешить, то и люди не станут отвлекать тех от совершения их грехов. Народ любит, чтобы им управляли с отпущенными поводьями, и ему очень нравятся правители, которые не будут сдерживать его похотей, а также учителя, которые не будут обличать.
III. Пророк показывает неизбежность фатальных последствий. Пусть подумают:
1. Какое возмездие их ждет за нечестие: «Неужели Я не накажу за это?» (ст. 29), как уже говорилось выше (ст. 9). Подчас милость торжествует над судом: «Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль?» В данном же случае суд урезонивает милость: неужели Я не накажу? Мы уверены, что Безграничная Мудрость знает, как уладить дело между судом и милостью. Стиль повествования весьма выразителен и указывает на:
(1) неизбежность и необходимость Божьих судов: не отмстит ли душа Моя? Вне всякого сомнения, возмездие настанет, оно должно прийти, если грешник не покается.
(2) Справедливость и беспристрастность Божьих судов; пророк взывает непосредственно к совести грешника. Разве не заслуживают наказания виновные в таких мерзостях? Разве Бог не отомстит такому народу, такому нечестивому и вызывающему раздражение народу, как этот?
2. К чему вело нечестие: что же вы будете делать после всего этого? То есть:
(1) «В какую бездну нечестия вы попадете в конце! Что же вы будете делать? Что бы вы ни делали все подло и нечестиво. Каких масштабов это достигнет? Вы, несомненно, будете становиться все хуже и хуже, пока не наполните меру своего беззакония».
(2) «В какую бездну погибели вы попадете в конце! Когда дела принимают такой оборот, как здесь, от вас не стоит ожидать чего-то иного, кроме лавины греха, а от Бога не стоит ждать чего-то иного, кроме лавины гнева; и что же вы будете делать, когда все это наступит?» Следует заметить: идущим по худому пути неплохо было бы задуматься над тем, что такой путь приводит и к еще большему греху и к полному краху. Конец наступит, придет конец нечестивой жизни, когда вспомянется все, и, несомненно, последствия будут горестные.