Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Иезекииль
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 8643 Все тексты автора Мэтью Генри
9 глава
В предшествующей главе пророк увидел нечестие, совершавшееся в Иерусалиме, и мы можем быть уверены, что оно было ему представлено без преувеличения не хуже, чем на самом деле; теперь, несомненно, последует описание грядущей погибели; ибо за грехом неизбежно следуют суды.
Итак, здесь мы узнаем:
(I) о подготовке орудий, которые будут задействованы в разорении города (ст. 1,2).
(II) О перемещении славы Господней (Shechinah) от херувима к порогу храма (ст. 3),
(III) О повелении, данном одному из задействованных лиц (отличавшемуся от остальных), чтобы он отмечал остаток, который будет сохранен от общей погибели (ст. 3,4).
(IV) О строгом предписании казнить не имеющих метки, в соответствии с которым казнь началась (ст. 5-7).
(V) О ходатайстве пророка о смягчении приговора и об отказе в каком-либо смягчении, ибо указ вышел (ст. 8-10).
(VI) О докладе человека, которому надлежало отметить благочестивый остаток, о проделанной работе (ст. 11). Здесь нам представлен обычный образ действия провидения в управлении миром.
Стихи 1-4. В данных стихах приводится сообщение:
I. Об обращенном к губителям Иерусалима призыве, чтобы они не замедлили прийти и присутствовать. Явившийся пророку (Иез 8:2), Доставивший его в Иерусалим и Показавший ему делавшееся там нечестие -именно Он возгласил: пусть приблизятся каратели городаi> (ст. 1). Или же для благозвучия и близости к первоисточнику: имеющие предписание в отношении города приближаются.i> Господь уже сказал: Я стану действовать с яростьюi> (Иез 8:18). «А теперь, — говорит Он пророку, — ты увидишь, кто будет задействован в качестве орудий гнева». Appropinquaverunt visitationes civitates — Посещениеi> (или посетители) города уже близко.i> Народ не пожелал знать дня посещения своегоi> с милостью, и теперь их посетят в гневе.
Примите во внимание:
(1) как об этом уведомляют пророка — возгласил в уши мои великим гласом,i> что свидетельствует о неистовости говорившего; когда люди сильно раздражены или гневно угрожают, они говорят громко. Кто не обращает внимания на советы, которые Бог дает спокойным и тихим голосом, тот будет вынужден услышать угрозы, услышать и затрепетать. Это означает, что пророк не хотел, чтобы ему говорили об этом, он был туг на ухо, но выхода нет, грех народа не подлежит извинению, и поэтому суд не подлежит отсрочке: «Он возгласил в уши мои великим гласом.i> Он заставил меня услышать, и я слушал это с печалью на сердце».
(2) В чем состояло уведомление. Есть каратели,i> уполномоченные погубить город, причем не халдейское войско, которому на самом деле предстояло принять в этом участие, но только в роли исполнителей, или орудия. А поручение опустошить город сейчас получили Божьи ангелы, которые долгое время выполняли миссию его защитников и стражей. Они уже близко, эти ангелы-губители, служители гнева, ибо каждыйi> приближается со своим губительным орудием в руке своей,i> подобно ангелу, охраняющему путь к древу жизни с огненным мечом в руках. Следует заметить: кто из-за греха стал врагом Бога, тот сделал своими врагами и добрых ангелов. Именно этих карателей созвали и приблизили.i> Следует заметить: Божьи служители гнева всегда являются по первому зову; невидимые силы, посредством которых Господь осуществляет Свои намерения, всегда пребывают в Его распоряжении. Пророку показали это в видении, чтобы он мог с большей уверенностью возвещать суды в своих проповедях. Бог сказал ему об этом громким голосом и научил его, держа на нем крепкую рукуi> (Ис 8:11), чтобы он подвергся более глубокому впечатлению и мог так же донести до слуха людей.
II. О явлении губителей по призыву. Тотчас же шесть человек идутi> (ст. 2), по одному на каждое из главных ворот Иерусалима. Против Содома Господь отправил двух ангелов-губителей, а против Иерусалима -шесть, ибо участь Иерусалима во время суда будет в три раза тяжелее участи Содома. У каждого из ворот будет по ангелу, следящему за разрушением, чтобы суд пришел в каждое жилище и никто не избежал своей участи. Чтобы погубить первенцев египтян и стан ассирийцев, хватило одного ангела, здесь же понадобилось шесть. А в Книге Откровение мы находим сообщение о семи ангелах, которым предстояло вылить семь чаш гнева Божияi> (Отк 16:1). Ангелы, о которых говорится здесь, пришли каждый со своим губительным орудием в руке своейi> в готовности выполнить работу, к которой призваны. Существует мнение, что число народов, входивших в состав армии вавилонского царя, равнялось шести, а полководцы (имена шести i>из которых приводятся, поскольку они были главными, Иер 39:3) могут быть названы губительным орудиемi> в руках ангелов. Ангелы тщательно подготовлены к любой службе.
1. Обратите внимание, откуда они пришли: от верхних ворот, обращенных к северуi> (ст. 2), либо потому что халдеи придут с севера (от севера откроется бедствие, i>Иер 1:14), либо потому что идол ревности был поставлен у входа внутренних ворот, обращенных к северуi> (Иез 8:3,5). Ангелы-губители вошли в эти ворота, чтобы показать, что именно отворило им дверь. Следует заметить: не удивляйтесь, если суды придут по тому пути, на котором лежит грех.
2. Обратите внимание, где они расположились: пришли и стали подле медного жертвенника,i> на который обычно приносили жертвы и совершали очищение. Действуя как губители, ангелы совершали жертвоприношения, но не по злобе и не из чувства личной мести, а с чистым и искренним намерением прославить Бога, ибо все убитые приносились в жертву Его справедливости. Они стали подле медного жертвенникаi> для охраны и восстановления последнего, чтобы защитить его правое дело и отомстить за причиненное ему ужасное осквернение. Именно у жертвенника им предстояло получить задание уничтожать, а это означало, что беззаконие Иерусалима, как и беззаконие дома Илиева, не загладится жертвами.i>
III. Об особом внимании, которое уделяется одному лицу, находящемуся среди ангелов-губителей (отличному по своему внешнему виду от остальных) и от которого можно ожидать некоторой благосклонности; по-видимому, он не был одним из шести, а находился между ними,i> чтобы показать, что в суде есть примесь милости (ст. 2). Этот человекi> был одет в льняную одежду,i> как священник, и у него на поясеi> висел прибор писца,i> который носили с собой помощники поверенных и правоведов в древности и которым ему надлежало воспользоваться, как и другим шести применить свои губительные орудия.i> В данном случае честь пера превзошла честь меча, и именно Господь ангелов пустил в дело прибор писца;i> ибо наилучшие толкователи пришли к единому мнению, что этот человек являлся прообразом Христа как Ходатая, спасающего Своих от огненного меча Божьего правосудия. Он — наш Первосвященник, i>облаченный в святость, ибо именно ее символизирует виссонi> (Отк 19:8). Будучи пророком, Он носит с собой прибор писца.i> Книга жизни — это книга Агнца. Великие истины закона и Евангелия, которые Бог оставил нам в письменном виде, принадлежат Его перу. Ибо именно Дух Христов в писцах Писания свидетельствует нам, что Библия является откровением Иисуса Христа.i> Следует заметить: все благочестивые христиане находят утешение в том, что между подстерегающими повсюду губителями и напастями находится Ходатай, Великий Первосвященник, заручившийся поддержкой небес, у Которого находят поддержку святые земли.
IV. Об удалении вида Божьей славы от херувима. Существует мнение, что речь идет о явлении Божьей славы вообще, которое обычно происходило между херувимами над крышкой ковчега в святом святых, а теперь исчезло, чтобы никогда не вернуться, потому что предполагают, что во втором храме этого уже не было. Согласно другому мнению, речь идет о явлении Божьей славы, которое пророк наблюдал в видении в данный момент над херувимом; эта точка зрения представляется более достоверной, потому что здесь упоминалась слава Бога Израилеваi> (Иез 8:4), и именно на нее пророк теперь взирал. И она отошла к порогу дома,i> словно намереваясь призывать ждущих за дверью слуг, чтобы послать их с поручением и дать им указания. Перемещение славы в данном случае, равно как и упомянутое выше, могло означать, что Бог ушел от народа и оставил их дом пустым. А когда уходит Бог, то уходит всякое благо, но Он не бросит никого, пока люди сами не оттолкнут Его. Сначала Господь ушел не далее чем к порогу, i>чтобы показать Свое нежелание уходить и дать им возможность и побуждение попросить Его вернуться и остаться с ними. Следует заметить: Бог уходит от народа постепенно, и благодатные души быстро распознают Его первые шаги к удалению. Иезекииль тотчас же обратил внимание, что слава Бога Израилева сошла с Херувима:i> и к чему тогда видение ангелов, если Бог уйдет?
V. О поручении, данном человеку, одетому в льняную одежду,i> целью которого было уберечь благочестивый остаток от всеобщего уничтожения. Здесь не написано, что Спасителя призвали и послали, как было в случае с карателями, ибо Он всегда готов предстать за нас пред лице Божие;i> именно Ему, как Самому достойному, вверена забота об отмеченных к спасению (ст. 4).
Итак, примите во внимание:
(1) чем отличается от других остаток подлежащих спасению. Речь идет о людях кричащихi> и воздыхающихi> (англ. пер., ст.4), которые вздыхают, подобно человеку, страдающему от боли и горя, и усердно взывают к Богу в молитве из-за всех мерзостей, совершающихсяi> в Иерусалиме. Иудеи были виновны не только в идолопоклонстве, но и в других чудовищных преступлениях, отвратительных для Бога. Те немногие благочестивые люди свидетельствовали против мерзостей и делали все возможное на своем месте, чтобы бороться с ними. Но убедившись, что все их попытки улучшения нравов бесплодны, они сели и стали вздыхать и кричать, втайне плакать и жаловаться Богу о позоре, принесенном Его имени нечестием, и о погибели, которую навлекли нечестивцы на Церковь и страну. Следует заметить: если мы просто не находим радости в грехах других и не общаемся с ними, этого все равно не достаточно, но нам следует скорбеть о них и принимать близко к сердцу; мы должны горевать о том, чего не можем исправить, ненавидя грех сам по себе, но нежно заботясь о душах людей, как Давид (Пс 118:136) и как Лот, который мучился в праведной душеi> от порочного образа жизни своих соседей. Мерзости, совершавшиеся в Иерусалиме, следовало оплакивать с особым усердием, поскольку они наносили Богу особое оскорбление.
(2) Чем отличалась проявленная об остатке забота. Дано повеление найти всех людей благочестивого и радеющего об обществе духа: «Пройди посреди городаi> в поисках таковых. И как бы они ни были разбросаны и как бы тщательно ни скрывались от ярости своих гонителей, обязательно найди их и на челахi> их сделай знак»i>
[1] в ознаменование того, что Бог признает их Своими и однажды заявит об этом. Работа благодати в душе является для Бога знаком на челе,i> который Он считает Своим и по которому узнает Своих.i>
[2] Чтобы заверить имеющих знак в Божьей благосклонности — пусть они знают сами, и такое знание станет утешением, мощной поддержкой и сердечным бальзамом во времена бедствий. Зачем нам мучительные беспокойства об этой преходящей жизни, если мы знаем по данной метке, что имеем жизнь вечную?
[3] Чтобы стать указанием для губителей, кого обходить стороной, — подобным образом и кровь на косяках дверей служила указателем, что данный дом принадлежит израильтянину, первенец которого убиению не подлежит. Следует заметить: кто хранит себя в чистоте во время общего беззакония, того и Бог сохранит во время общего бедствия. Кто отличается сам, того отличит и Господь; кто плачет по поводу грехов других людей, тому не придется плакать по причине собственных скорбей, ибо он либо будет избавлен от них, либо получит в них утешение. Бог поставит знак на Своих скорбящих, учтет их вздохи и соберет их слезы в сосуд. Положение печати на челах рабов Бога,i> упомянутое в Книге Откровение (7:3), служило таким же знаком Божьей заботы о Своем собственном народе; только в видении Иезекииля метка спасала верных от погибли, а там — от соблазнения, что, впрочем, равнозначно.
Стихи 5-11. В данных стихах:
1. Каратели получают повеление совершить казнь в соответствии со своей миссией. Они стояли подле медного жертвенника i>в ожидании приказаний, и здесь им отдан приказ истребить и уничтожить виновных или способствовавших мерзостям Иерусалима, а также людей, не скорбевшихi> и не воздыхавшихi> о таковых. Следует заметить: когда Бог соберет пшеницу Свою в житницу,i> тогда останется лишь сжечь соломуi> (Мат 3:12).
1. Им приказано уничтожить всех (1) без исключения. Карателям надлежит идти по городу и поражать;i> они должны бить до смерти,i> бить наповал, наносить смертельные раны. Карателям нельзя проводить различий по возрастному и половому признаку, но бить старикаi> и юношу;i> ни красота девушек, ни невинность младенцев не поможет им. Это исполнилось в смерти множества людей от голода и язвы, а в особенности — от меча халдеев по мере развития карательных операций. Подчас даже такое кровопролитие становится делом Божьим. Тогда каким же злом является грех, если вынуждает безмерно милостивого Бога к таким суровым мерам!
(2) Без жалости: «Пусть не жалеет око ваше, и не щадитеi> (ст. 5);
вы не должны спасать никого из осужденных Богом на погибель, в отличие от Саула, пощадившего царя амаликитян Агага, ибо проклят, кто дело Господне делает небрежноi> (Иер 48:10). Не нужно делать себя милостивее Бога, Сказавшего: не пожалеет око Мое, и не помилуюi> (Иез 8:18)». Следует заметить: кто живет в грехе и не желает исправляться, тот погибнет в грехе и не заслуживает жалости; ибо народ вполне мог бы предотвратить погибель, но не захотел.
2. Карателей предостерегли, чтобы они не нанесли ни малейшего вреда отмеченным к спасению: «…не троньте ни одного человека, на котором знак;i> даже не угрожайте и не испугайте никого из них; им обещали, что их не коснется никакое зло, поэтому держитесь от них подальше». Вавилонский царь отдал особые приказы, чтобы защитить Иеремию. Ради него были спасены также Варух, Авдемелех и, вероятно, некоторые другие из его друзей. Бог пообещал: конец твой будет хорош, и Я заставлю врага поступать с тобою хорошоi> (Иер 15:11). И у нас есть основания полагать, что никто из скорбящего и молящегося остатка не пал от меча халдеев, но Бог нашел тот или иной способ обезопасить всех, подобно тому как при окончательном разрушении Иерусалима римлянами христиане спаслись в городе, называемом Пелла,i> и никто из них не погиб вместе с неверующими иудеями. Следует заметить: не будет потерян никто из отмеченных Богом к спасению и к жизни, ибо твердое основание Божие стоит.
3. У карателей есть распоряжение начать от святилищаi> (ст. 6), того святилища, которое, как мы узнали из предшествующей главы, пострадало от ужасного осквернения. Им надлежит начать оттуда потому, что там началось нечестие, побудившее Бога навести эти суды. Развращенность священников отравила источники, из которых брали начало все потоки порочности. Нечестие в святилище стало для Бога самым оскорбительным из всех других видов нечестия, и поэтому истребление должно начаться оттуда: «…начнитеi> там, чтобы испытать людей, смогут ли они внять предостережению, которое даст суд Божий над священниками, покаются ли, исправятся ли. Начнитеi> там, чтобы весь мир увидел и узнал, что Господь, Чье имя Ревнитель,i> на самом деле Бог-ревнительi> и более всего ненавидит грех людей, которые к Нему ближе всего». Следует заметить: если повсюду Божьи суды, то они обычно начинаются с дома Божияi> (1Пет 4:17). Только вас признал Я… потому и взыщу с васi> (Ам 3:2). Божий храм является святилищем, убежищем и защитой для кающихся грешников, но не для закоснелого в своих беззакониях.i> Ни святость этого места, ни высота положения в нем не защитит беззаконников. По-видимому, каратели испытывали затруднения, умерщвляя людей в храме, но Бог велит проявить решительность и осквернить дом и наполнить дворы убитымиi> (ст. 7). Чтобы их не взяли от жертвенникаi> (как гласит закон, Исх 21:14), они решат обезопасить себя, ухватившись, подобно Иоаву, за роги жертвенника,i> а посему, как и он, пусть умрут там i>(3Цар 2:30,31). Там же была пролита кровь одного из Божьих пророков (Мат 23:35), так пусть прольется и их кровь. Следует заметить: если служители Божьего дома оскверняют его идолопоклонством, то Бог справедливо допустит, чтобы враги осквернили его насилием (Пс 78:1). Однако данные деяния справедливого возмездия, как бы они ни выглядели формально, на самом деле были необходимы для очищения, а не осквернения святилища. Они послужили истреблению зла из средыi> народа.i>
4. Карателям указано выйтиi> и идти в городi> (ст. 6,7). Следует заметить: за грехом неизбежно последует суд; хотя судi> и начинается с дома Божия,i> там он не заканчивается. Святой город не будет служить защитой нечестивому народу, подобно тому как святой дом не стал защитой нечестивым священникам.
II. Казнь совершена в соответствии с повелением. Каратели соблюдали приказы и (1) начали они с тех старейшин, которые были перед домом, -i> их убили в первую очередь. Речь идет либо о семидесяти старейшинах, поклонявшихся в своих комнатах идолам (Иез 8:12), либо о двадцати пяти, кланявшихся солнцу между притвором и жертвенником,i> о которых точнее можно сказать, что именно они находились перед домом.i> Следует заметить, что зачинщикам греха придется столкнуться с Божьими судами в первую очередь, и грехи выдающихся людей и общественных деятелей требуют самых показательных наказаний.
(2) Затем перешли к простолюдинам: вышли и стали убивать в городе;i> ибо указ вышел — и промедления не будет. Если Бог начинает, то Он доведет дело до конца.
III. Пророк ходатайствует о смягчении суда и о помиловании для некоторых: когда они их убивали, и я остался, тогда я пал на лице своеi> (англ. пер., ст.8).
Здесь примите во внимание:
(1) как признателен пророк Богу за милость к нему — за то, что пощадил его, когда многие вокруг были истреблены. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивымi> (Пс 90:7,8). Он говорит как человек, которому чудом удалось избежать погибели, приписывая это Божьей благости, а не собственным заслугам. Следует заметить: лучшие из святых должны признавать, что они в долгу перед щадящей милостью за то, что не погибли. И если повсюду свирепствуют опустошительные суды, поражающие множество людей, а мы живы, i>и душаi> нам дана вместо добычи,i> то это — по великой милости, ибо мы могли бы погибнуть вместе с погибающими на законном основании.
(2) Как пророк воспользовался этой милостью: он рассматривал ее как возможность, оставшись в живых, принять на себя удар, чтобы отвратить Божий гнев. Следует заметить: тот факт, что нас пощадили, мы должны рассматривать как побуждение делать добро на своем месте и нести благо своими молитвами. Иезекииль не ликовал по поводу кровопролития, но его плоть трепетала от страхаi> Божия (как было с Давидом, Пс 118:120);
он пал на лице свое и возопил i>не в страхе за себя (ибо был одним из имевших знак), но из сострадания к ближнему. Кто скорбит и воздыхает о грехах и грешниках, тот непременно будет скорбеть и воздыхать и об их несчастьях. Тем не менее грядет день, когда его переживания по этому поводу будут полностью поглощены полным удовлетворением тем обстоятельством, что прославился Бог. И кто пал на лице свое и возопил: «О Господи Боже!»,i> тот поднимет голову и воспоет: аллилуйя!i> (Отк 19:1,3). Пророк смиренно взывает к Богу: «Неужели Ты погубишь весь остаток Израиляi> и не останется никого, кроме немногих отмеченных? Неужели Израиль Божий будет погублен, полностью погублен? Когда остается совсем немного, не будут ли истреблены люди, которые могли бы стать семенем нового поколения? И может ли Сам Бог Израиля стать его губителем? Можешь ли погубить Израиля Ты, Который был склонен защищать и избавлять Израиля? Неужели Ты так изольешь гнев Твой на Иерусалим,i> что это приведет к полному разрушению города и к разорению всей страны? Конечно, Ты не желаешь этого!» Следует заметить: хотя мы и признаем, что Бог праведен,i> тем не менее нам позволено говорить с Ним о правосудииi> (Иер 12:1).
IV. Бог отказывает пророку в просьбе о смягчении суда и приводит основания для такого отказа (ст. 9,10).
1. Ничего нельзя сказать хотя бы в частичное оправдание греха. Господь охотно являл милость, как того желал пророк; так было всегда. Но данный случай этого не допускает; дело обстоит так, что невозможно даровать милость без ущерба для справедливости; и не годится, чтобы один Божий атрибут торжествовал за счет другого. Доставляет ли Всемогущему удовольствие необходимость погубить, тем более — погубить Израиля? — Ни в коем случае. Но истина заключается в том, что преступления народа столь вопиющи, что помилование грешников будет равнозначно потворству в грехе: «Нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико;i> никак нельзя допускать, чтобы они продолжали в том же духе. Земля сия полна крови,i> и когда люди обращаются в городской суд, чтобы тот встал на защиту оскорбленной невинности, то лечение оказывается таким же пагубным, как и недуг, потому что город исполнен неправды,i> или извращения правосудия.i> А руководствуются они в своем нечестии тем же атеистическим, богохульным принципом, которым обольщались в идолопоклонстве: оставил Господь землю сиюi> (Иез 8:12) и предоставил ее нам. чтобы мы делали на ней все что угодно. Он не желает вмешиваться в ее дела, и что бы плохого мы ни сделали, Он не видит:i> Он либо не знает, либо не желает принимать к сведению». Итак, вправе ли рассчитывать на Божью милость люди, бросившие такой дерзкий вызов Божьей справедливости? Нет, никакой адвокат не сможет что-либо сказать в оправдание преступлений, когда сам преступник приводит в свою защиту подобный довод.
2. А посему ничего нельзя сделать для смягчения приговора: «Что бы ты ни думал по этому поводу, что же касается Меня, то Мое око не пощадит, и не помилуюi> (ст. 10);
Я терпел их до тех пор, пока эти дерзкие грешники не перешли пределы допустимой терпимости, и поэтому обращу поведение их на их голову».i> Следует заметить: грешники тонут и погибают под тяжестью собственных грехов, они сами избрали такой путь и сознательно предпочли его Божьему пути, к тому же упорствовали в нем, пренебрегая Божьим Словом, что и будет обращеноi> против них. Великие беззакония оправдывают великую суровость Бога; более того, Господь Сам готов оправдать Свои действия, как сейчас перед пророком, ибо Он чист в суде Своем.i>
V. Отчет о выполнении предписания по защите, изданного с целью поиска и обеспечения безопасности скорбящим на Сионе: человек, одетый в льняную одежду… дал ответi> (ст. 11), отчитался о работе, проделанной во исполнение своего поручения. Он разыскал всех, кто втайне скорбел о грехах страны и кто выступал против них публично, и поставил таковым метку на челе. Господи, я сделал, как Ты повелел мне.i> Мы не находим упоминания о том, чтобы получившие поручение истреблять отчитывались о совершенном уничтожении, но речь идет только об отчете человека, чьим делом было защищать; ибо и Богу, и пророку приятнее услышать о спасенных, нежели о погибших. Или же отчет был сделан сейчас, потому что эта работа завершена, тогда как дело истребления займет какое-то время, а отчитаются, когда будет доведено до конца. Видите, как оправдывает Христос возложенное на Него доверие. У него было повеление обеспечить вечную жизнь избранному остатку? — Он сделал, как велено. Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.i>