12 глава

Несмотря на то что видение Божьей славы от пророка отошло, к нему все равно приходит Божье слово, которое он передает народу, причем делается это с той же целью, какую преследовало и видение, а именно — показать грядущие на Иерусалим ужасные суды, в результате которых город и храм будут полностью опустошены.

В данной главе:

(I) пророку предстоит самому послужить знамением о бегстве Седекии из Иерусалима в сильном смятении, когда халдеи захватят город; и покажет он это, перенеся свои вещи и покинув жилище (ст. 1-16).

(II) Принимая пищу с трепетом, пророку надлежит явить знамение о голоде в городе во время осады и о страхе, который парализует его жителей (ст. 17-20).

(III) Бог отправляет Своему народу послание, чтобы заверить их, что все предсказания в очень скором времени исполнятся — и не отменятся, вопреки самообольщению народа (ст. 21 28).

Стихи 1-16. Возможно, Иезекииль так часто и с таким наслаждением размышлял о данном ему видении Божьей славы (с тех пор как оно взошло от него ввысь) потому, что желал, чтобы оно сошло к нему снова, ибо, увидев его один раз, потом другой, он охотно надеялся, что удостоится видения и в третий раз; но мы не встречаем упоминания о том, чтобы Иезекииль видел его когда-либо еще, тем не менее былоi> к нему слово Господне;i> ибо Бог многократно и многообразноi> говорил издревле отцамi> (Евр 1:1), и они часто слышали слова Божии,i> не видя при этом видений Всемогущего.i> Вера приходит от слышания пророческого слова, которое намного надежнее видения. Мы можем поддерживать общение с Богом без исступления и экстаза.

В данных стихах пророк получает указание:

I. Какими знамениями и действиями показать грядущее пленение иудейского царя Седекии. Именно это событие следовало предсказать, и оно возвещается людям, которые уже находятся в пленении, ибо все время, пока Седекия сидел на престоле, они тешили себя надеждами, что он разделается с вавилонским царем, чье ярмо он как раз замышлял сбросить, и, вероятно, бедные пленники на многое в связи с этим рассчитывали; и, возможно, разрабатывая план действий, Седекия в частном порядке отправлял переселенцам воодушевляющие послания и обнадеживал, что скоро он их спасет или обеспечит им свободу путем обмена пленными. И пока их питали тщетными надеждами, они не могли ни предаться скорби, ни извлечь из нее благо. Поэтому было необходимо (хотя и весьма сложно) убедить иудеев, что Седекия не только не станет их избавителем, но и очень скоро разделит их страдания. Итак, казалось бы, достаточно, чтобы пророк сказал об этом народу от имени Господа, что он и делает впоследствии (ст. 10). Но чтобы подготовить их к пророчеству, Иезекииль должен сначала дать им знамение, сначала сообщить их глазам, а потом — ушам.

И здесь мы узнаем:

(1) о причине, почему пророку надлежит прибегнуть к такому методу (ст. 2). — Потому что они — народ тупой, бесчувственный и бездумный, они либо не придадут значения, либо скоро забудут о том, что услышали, по крайней мере, совершенно не будут по этому поводу переживать, ибо сказанное не произведет на них никакого впечатления: ты живешь среди дома мятежного, i>в котором практически невозможно произвести благотворные перемены. У них есть глаза i>и уши,i> у них есть умственные способности, но они не видятi> и не слышат.i> Они были идолопоклонниками, по характеру своему уподоблявшимися идолам, которым поклонялись, ибо и у тех есть глаза, но не видят i>и есть уши, но не слышатi> (Пс 113:13,14,16). Следует заметить: мятежными следует считать тех людей, которые закрывают глаза от Божьего света и затыкают уши от Божьего закона. Невежество умышленно невежественных, имеющих способности и средства познания, но не желающих ими пользоваться не только непростительно, но и усугубляет их грех мятежом. Никто так не слеп и никто так не глух, как не желающий видеть и слышать. Не видятi> и не слышат, потому что ониi> — мятежный дом.i> Причина кроется в них самих: помрачение разума происходит от упрямства воли. Итак, именно по этой причине пророку надлежит говорить с ними при помощи знаков, как с глухими, когда те обучаются, чтобы они либо были вразумлены, либо были постыжены. Следует заметить: духовные служители должны учитывать не только немощи, но и своеволие людей, с которыми они имеют дело, и обращаться с ними соответственно. Если они живут среди мятежных, то говорить с таковыми следует более доходчиво и настойчиво и избрать такую линию поведения, которая с большей вероятностью возымеет на них действие, чтобы им не было извинения.

(2) О приеме, к которому прибегнул пророк, чтобы пробудить народ и произвести на него впечатление. Иезекииль должен запастись всем необходимым для переселенияi> (ст. 3), позаботиться о дорожной одежде и деньгах. Ему надлежит переселяться с места своего в другое место,i> как человеку неустроенному и вынужденному переезжать. И это ему нужно делать среди дня… перед глазамиi> народа. Он должен вынести всю свою домашнюю утварь, чтобы упаковать и отправить (ст. 4). И поскольку все двери и ворота были либо запреты, так что люди не могли пройти через них, либо тщательно охранялись врагом, и они не осмеливались проходить, то пророк должен проломать себе отверстие в стене i>и тайно вынести через него вещи (ст. 5). Он должен нести вещи сам на своих плечах, за неимением сопровождающего его слуги. Это ему предстоит делать впотьмах,i> чтобы не быть обнаруженным. И когда он перенесет все, что ему удастся, чтобы сохранить лучшее из своего имущества, то ему самому предстоит крадучись удаляться вечером перед глазами ихi> со страхом и трепетом, как выходят для переселенияi> (ст. 4). То есть Иезекииль должен закрыть свое лицоi> (ст. 6), как будто бы стыдится, что его увидят, и боится, что его узнают, либо же в знак глубокой скорби и тревоги. Он должен удалиться подобно бедному разорившемуся торговцу, который, когда вынужден закрыть свою лавку, не знает, куда деваться от стыда, или покидает страну. Итак, Иезекииль должен стать знамением для народа; и когда, возможно, он сам проявил некоторое нежелание причинить себе такое беспокойство и подвергнуться насмешкам со стороны людей, то Бог, чтобы примирить пророка с данной миссией, сказал: «Может быть, они уразумеютi> и избавятся благодаря этому от тщетной самонадеянности, хотя они — дом мятежный»i> (ст. 3). Следует заметить: мы не должны считать безнадежными даже наихудших из людей, ибо и таковых можно привести к тому, чтобы задумались о себе и покаялись; а посему нам надлежит продолжать использовать подходящие средства для их убеждения и обращения, ибо, пока есть жизнь — есть и надежда. И духовным служителям следует охотно исполнять самые трудные и неприятные поручения (ибо таковым было и переселение Иезекииля), даже если об успехе сказано, что он всего лишь может быть.i> И если к размышлениям пробудится только одна душа, то наши заботы и труды будут вознаграждены.

(3) Готовность Иезекииля и точное послушание данным ему повелениям Бога: и сделал я, как повелено было мнеi> (ст. 7). Таким образом он учит нас, а в особенности духовных служителей:

[1] с радостью подчиняться каждому повелению Бога, даже самому трудному. Сам Христос обрел навык к послушанию, i>и Его примеру должны последовать и мы.

[2] Делать все возможное на благо душ других людей, быть готовыми к любым трудностям и усилиям в деле убеждения неубежденных. И все это, возлюбленные,i> мы делаем (то есть готовы сделать что угодно) к вашему назиданию.i>

[3] Самим подвергнуться воздействию истин, посредством которых желаем изменить других людей. Когда Иезекиилю предстояло сообщить своим слушателям о печальных перспективах, то он сам предстал в печальном виде.

[4] Не привязываться к этому миру, готовясь покинуть его и вынося свои вещи для переселения,i> потому что мы не имеем здесь постоянного града. Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя i>по причине своей нечистоты. Ты живешь в доме мятежном,i> поэтому готовься к переселению. Ибо кто не желает покинуть такой дом, такой нечестивый мир, как этот?

II. Какими словами объяснить данные знамения и действия, подобно тому как Агав, когда связал свои руки и ноги, сказал, что это означает и кого так свяжут. Но примите во внимание: Бог не давал пророку толкования знамения вплоть до наступления утра, чтобы тот постоянно полагался на Него в получении наставлений. Дела Божии, равно как и Его указания для нас, возможно, не понятны нам сейчас, но мы все узнаем впоследствии.

1. Предполагалось, что люди будут спрашивать о значении данного знамения, по i>крайней мере, им следовало бы спросить: «Не говорил ли тебе дом Израилев: что ты делаешь?i> (ст. 9). Знаю, что говорили. Хотя они — дом мятежный,i> тем не менее интересуются мнением Бога», подобно людям, которые каждый день ищутi> Его (Ис 58:2). Именно потомуi> пророку и надлежит делать нечто странное и непривычное, чтобы они спросили, что это означает. И тогда, можно надеяться, народ придаст значение сказанному и извлечет для себя пользу, когда получит это в виде ответа на свои вопросы. Но существует мнение, что здесь звучит намек на то, что люди не задавались подобными вопросами: «Не говорил ли тебе… дом мятежный: что ты делаешь?i> Нет, они не придали этому значения, но ты объясни им смысл, даже если не спрашивают». Следует заметить: когда Бог посылает нам сообщение через своих служителей, то Он наблюдает, как мы к таковому относимся; Он прислушивается и слышит, что мы на это говорим и какие вопросы задаем, и очень недоволен, если мы не придаем Его сообщениям никакого значения. Когда мы слышим слово, то нам надлежит обращаться к своим пасторам и проповедникам за дальнейшим наставлением; и мы будем знать только тогда, когда стремимся к познанию подобным образом.

2. Пророку предстоит рассказать народу о значении знамения. В общем, это — предвещание для начальствующего в Иерусалимеi> (ст. 10);

они знали, о ком шла речь, и хвалились, что, хотя и пребывают в пленении, у них есть собственный правитель в Иерусалиме и что в целом дом Израилевi> пока находится там, а посему не сомневались, что со временем все образуется. «Но скажи им, — говорит Господь, — что в твоих действиях они могут увидеть участь своих друзей в Иерусалиме. Скажи: я знамение для васi>» (ст. 11). Духовные служители в беседах с людьми должны учить их, что следует делать, подобным же образом постигшее людей Божье провидение подчас имеет целью сообщить, что их ждет. Отсутствие постоянного места жительства и переезды духовных служителей должны давать людям предупреждение о том, что их ждет в этом мире: вместо постоянства — постоянные перемены. Христос говорит Своим ученикам, что когда наступят времена бед, то прежде же всего того возложат на них рукиi> (Лук 21:12).

(1) Народ будет уведен в плен: что делаю я, то будет с нимиi> (ст. 11);

их выгонят из собственных жилищ, в которые они уже не вернутся, и место их не будет уже знать их.i> Мы не можем сказать в отношении своего жилища, что оно — место покоя нашего, ибо не знаем, как далеко от него будем отброшены, пока не умрем.

(2) Попытка правителя сбежать окажется тщетной, ибо он тоже отправится в плен. Иеремия говорил Седекии о том же прямо в глаза: и ты не избежишь от руки его, но непременно будешь взятi> (Иер 34:3). Здесь же Иезекииль предсказывает данное событие людям, которые полагались на царя и надеялись на его помощь.

[1] Правитель будет сам выносить свои вещи: поднимет ношу на плечо и выйдет,i> он возьмет самое ценное из своего имущества. Следует заметить: Божьи суды способны превратить князя в носильщика. Привыкший ходить по городу среди бела дня так, чтобы перед ним несли его регалии, теперь сам понесет на плечах свою ношу и будет покидать город крадучись впотьмах. Видите, каким переменам подвергает людей грех! Враг будет тщательно охранять все дороги, ведущие к дворцу, и поэтому стену проломают, чтобы отправить его через нее.i> Люди станут взломщиками собственных домов и будут выносить свои же вещи, как украденное; так происходит, когда меч войны упраздняет все права и собственность.

[2] Правитель попытается удалиться неузнанным, надев маску, которая закроет лицеi> его, так что сможет смотреть только перед собой и не увидит глазами земли сей.i> Любивший во время своего величия, чтобы его все видели, теперь, во время своего бегства, будет бояться быть увиденным. А посему пусть никто не гордится, когда оказывается в центре внимания, и не слишком обольщается, глядя по сторонам, — стоит вспомнить о царе, который закроет лице свое, так что не увидит глазами земли сей.i>

[3] Правитель станет пленником и будет уведен в Вавилон: и раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Моиi> (ст. 13). По-видимому, речь идет о сети и тенетах халдеев, но Бог называет таковые Своими. Кто думает избежать меча Господня, тот окажется в Его сети. Иеремия еще раньше сказал, что царь Седекия увидит вавилонского царяi> и пойдет в Вавилон;i> Иезекииль же говорит, что его отведут в Вавилон,i> тем не менее он не увидит его,i> хотя и умрет там.i> Придирчивый, возможно, выдвинул бы возражение, что эти два пророка противоречили друг другу, ибо один сказал, что Седекия увидит царя вавилонского,i> а второй утверждал, что он не увидитi> Вавилон; тем не менее оба пророка оказались правы: Седекия действительно увидел вавилонского царяi> в Ривле, где тот вынес ему приговор за мятеж, там же Седекии выкололи глаза, так что он не увидел Вавилон,i> когда его привели туда. Переселенцы надеялись, что их царь войдет в Вавилон как победитель, чтобы вызволить их из беды; он же придет туда как пленник, позор которого весьма сильно усугубит их страдания. Мало радости видеть царя, когда тот не может увидеть свой народ.

[4] Вся охрана царя рассеется и окажется совершенно бесполезной: а всех, которые вокруг него, споборников его… развеюi> (ст. 14), так что он останется беспомощным. Я рассею их по народам и развею их по землямi> (ст. 15), чтобы стали памятниками Божьей справедливости везде, куда бы ни пошли. Но неужели нет надежды на быстрые сборы (сейчас убежали, а в другой раз смогут сражаться)? — Нет, Я обнажу вслед их меч,i> который будет поражать их везде, где найдет; ибо меч, который достает из ножен Бог, непременно совершит казнь согласно замыслу. Тем не менее некоторые из рассеянных отрядов Седекии спасутся: небольшое число их Я сохраню от меча i>(ст. 16). Хотя все они и разбегутся, но не всех постигнет поражение: некоторым из них жизньi> будет дана вместо добычи.i> А цель их замечательного спасения очевидна: чтобы они рассказали у народов, к которым пойдут, о всех своих мерзостях;i> постигшие их беды приведут их в чувство и вернут им здравый ум, и тогда они признают правоту Бога во всем, что с ними случилось и совершенно искренне исповедаются в своих грехах, побудивших Бога вступить с ними в такое противоборство. Поскольку станет очевидным, что их милостиво пощадили, то они пожелают с надлежащей благодарностью ответить на явленную им Богом благосклонность. Следует заметить: поскольку Бог замечательным образом избавил нас от смерти, которая нам явно угрожала, то мы должны видеть среди прочих определенную цель в том, что нас пощадили, а именно — чтобы мы прославляли Бога и послужили в назидание другим, признаваясь и раскаиваясь в своих грехах. Кто приходит к этому в результате скорбей, тот узнает, что Бог есть Господь,i> и поможет другим познать Его. Видите, как Бог обращает зло на благо. Рассеяние грешников, так много бесчестивших Бога и не желавших служить Ему в своей стране, превращается в рассеяние кающихся, которые принесут Господу честь и послужат Ему в чужих странах. Левиты в результате проклятия стали разделенными в Иаковеi> и рассеянными в Израиле,i> тем не менее это обратилось в благословение, ибо именно таким образом они получили прекраснейшую возможность учить законам Божьим Иакова.i>

Стихи 17-20. Здесь пророк снова становится для народа знамением о разорении, грядущем на Иуду и Иерусалим.

1. Он должен принимать пищу и питье с тревогой и страхом, особенно в компании (ст. 17,18). Хотя ему самому никакая опасность не грозила и он жил в мире и достатке, тем не менее Иезекиилю предстоит хлеб свой есть с трепетомi> (хлеб печали, Пс 116:2) и воду свою пить с дрожанием и печалью,i> чтобы сообщить о бедственном положении людей, которые окажутся в Иерусалиме во время осады. Не то чтобы пророку пришлось притворяться и выдавать себя за боящегося и тревожащегося, нисколько при том не боясь и не тревожась, но ему надлежало предсказать суд и показать, что он сам твердо в это верит, хотя Иезекииль совершенно не желал наступления суда и на самом деле был охвачен скорбью и страхом от такой перспективы. Следует заметить: когда духовные служители говорят о погибели, грядущей на нераскаявшихся грешников, они должны стараться говорить об этом эмоционально, как подобает людям, знающим страх Господень;i> кроме того, им надлежит переносить страдания, не забывая о благотворении.

2. Он должен рассказать, что жители Иерусалимаi> будут принимать пищу и питье подобным же образом с тревогой и страхом (ст. 19-20). И имеющие дом в Иерусалиме, и жители земли Израилевой,i> пришедшие в город в поисках укрытия, хлеб свой будут есть с печалью и воду свою будут пить в унынии, i>либо из страха, что пищи не хватит и вскоре их постигнет нужда, либо в непрерывном ожидании нападения врага, когда жизнь их будет висеть пред нимиi> (Втор 28:66), поэтому они не будут испытывать наслаждения и им не пойдет впрок никакая пища и питье. Следует заметить: тревоги и страха, когда они обладают нами, достаточно, чтобы сделать горьким любое благо; таковые сами по себе являются тяжким судом. Люди будут доведены до такой нужды постепенно, причем от руки, причинившей им это несчастье, будут разорены и город, и вся страна; ибо целью данного суда является ни много ни мало их полное разрушение: земля его будет лишена всего изобилия своего,i> лишится своей красоты и всех своих плодов, и тогда, конечно, будут разорены населенные города,i> потому что и они питаются с поля. Поскольку грядет такое повсеместное разорение, то и неудивительно, что люди станут есть хлеб в тревоге и страхе.

Итак, здесь говорится:

(1) какой ужасной была причина суда; все произошло за неправды всех живущих наi> земле Израилевой, за их несправедливость и угнетение, за зло, которое они причиняли друг другу и за которое Бог посчитается с ними, а также за дерзкий вызов, брошенный Господу в том, что касается поклонения. Следует заметить: упадок добродетели в стране приводит к упадку всего остального; когда ближние «съедают» друг друга, то со стороны Бога справедливо навести на них врагов, чтобы поглотили их всех.

(2) Каким благотворным будет следствие суда: и узнаете, что Я Господь.i> И если в результате судов они получат о Нем доброе знание, то это станет достойным возмещением всех потерь от разорения. Блаженны скорби (какими бы мучительными они ни были для плоти и крови), которые способствуют нашему знакомству и развитию отношений с Богом.

Стихи 21-28. Для пробуждения этого беспечного и самонадеянного народа использовались разнообразные приемы, чтобы люди узнали о грядущих судах, взбодрились и попытались таковые предотвратить путем покаяния и исправления. Пророчества о погибели подкреплялись видениями и образно передавались знамениями, причем это сопровождалось такими доказательствами и проявлением силы, что, казалось, непременно произведет на людей действие. Однако здесь говорится, что они не поддавались убеждению и даже защищались от него, а именно — говоря самим себе и друг другу, что, хотя грозящие им суды и придут когда-нибудь, это будет не скоро. Ответ на данное предположение, которым народ питал собственную самонадеянность, и доказательство его тщетности и беспочвенности приводится здесь в виде двух отдельных сообщений от Бога, переданных пророку в разное время, но с одинаковой целью (ст. 21,26). От пророка потребуется немало трудов и забот, чтобы вывести народ из заблуждения.

Примите во внимание:

I. Как люди обольщались надеждой на отсрочку судов. Они повторяли слова, которые стали поговоркой в земле Израилевой i>(ст. 22). Они говорили: «Много дней пройдет; i>суды не наступили, когда их ожидали, но, по-видимому, все еще откладываются de die in diem — со дня на день,i> и поэтому мы вправе заключить, что всякое пророческое видение исчезнет,i> потому что, похоже, именно это и произошло с некоторыми из них, ибо если разрушения не было до сих пор, то уже никогда и не будет; и мы больше не станем верить пророку, потому что пока нас только пугали, а вреда никакого не было». Была у них в ходу еще одна фраза, которая, если и не противоречила убеждениям, тем не менее охлаждала чувства и снижала тревогу, а сводилась она к следующему: «Пророческое видение… сбудется послеi> очень многих дней, i>оно относится к событиям из далекого будущего, и он пророчествуетi> о вещах, которые, хотя и истинны, но отдаленны,i> так что нам не стоит морочить себе голову (ст. 27);

возможно, мы умрем с почетом и миром, пока эти беды придут». Если бы на самом деле упомянутые беды были столь отсрочены, то люди могли бы успокоиться, как это сделал Езекия: «Да будет мир и благосостояние во дни мои!»i> Однако это было большой ошибкой, и они только обманывали себя к собственной же погибели. И Господь весьма недоволен этим, ибо (1) речь идет о крайнем злоупотреблении терпением Бога, о Котором из-за того, что Он какое-то время молчал, подумали, что Он такой же, как ониi> (Пс 49:21). Божье долготерпение, которому полагалось привести людей к покаянию, ожесточило их в грехе. Они охотно думали, что их дела не были худыми,i> потому что не скоро совершается судi> над ними, а посему пришли к выводу, что само пророческое видение исчезнет,i> поскольку много дней прошло.i>

(2) Люди получали одобрение от бывших среди них лжепророков, как следует предположить на основании замечания, сделанного Богом относительно пустого виденияi> и ложного предвещания в доме Израилевомi> (англ. пер., ст.24), которому вверено слово Божие.i> Не удивительно, что обманывавшие себя поклонением мнимым божествам обманывались также, когда доверяли мнимым пророчествам, находясь под действием заблуждения,i> которому Бог справедливо предал их за идолопоклонство.

(3) Упомянутые выше слова вошли в поговорку; они усердно распространялись среди людей, так что были не только у всех на устах, но и никем не оспаривались, как обычно бывает с поговорками, причем это касается как старинных поговорок, так и современных. Следует заметить: когда порочные и нечестивые высказывания входят в поговорку, это является признаком всеобщего вырождения нации; причем речь идет об одном из изобретений сатаны, когда он такими поговорками укрепляет предубеждения людей против Слова и путей Господних, что является дерзким вызовом, брошенным Богу и небесам. Сквернословие никоим образом не оправдывается ссылкой на то, что является популярным изречением.

II. Как людей заверяют в том, что они лишь обманывают себя, ибо приближение судов ускорится и нечестивым поговоркам будет нанесен удар: скажи им: близки дниi> (ст. 23), и снова: ни одно из слов Моих уже не будет отсроченоi> (ст. 28). Желание народа удалить от себя наступление тяжелого дня только побудило Бога навести его еще скорее; а посему тем мучительнее, тяжелее, неожиданнее и ужаснее станет он для них, когда придет.

Пророк должен сказать народу, что:

1. Бог непременно заставит умолкнуть лживые поговорки и лжепророчества, на которых держались тщетные надежды людей, и заставит народ устыдиться и тех и других:

(1) уничтожу эту поговорку;i> ибо, когда люди увидят наступление дней возмездия (и что ни одна йота и ни одна черта предсказания не осталась неисполненной), тогда им станет стыдно употреблять такую поговоркуi> в Израиле: много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет.i> Следует заметить: кто не желает открыть свои глаза и исправить ошибки при помощи Божьего Слова, тот увидит, что заблуждался, когда его постигнут Божьи суды, ибо заграждаются всякие уста,i> говорящие превратно.

(2) Уже не останется втуне никакое видение пророческое i>(ст. 24). Данное событие разоблачит лжепророков, говоривших людям, что у них будет мир и вскоре придет конец их бедам, и тогда им станет стыдно за свои притязания, они будут прятать глаза и умолкнут. Следует заметить: поскольку истина старше заблуждения, то она переживет его; она выиграла на старте и победит в гонках. Видения и предсказания истинных пророков стоят и полны силы, власти и достоинства; они дают закон и получают доверие, тогда как пустые виденияi> и ложные предвещанияi> проигрывают и забываются, их уже не будет в доме Израилевом,i> ибо велика истина и она победит.i>

2. Бог непременно и очень скоро исполнит каждое сказанное Им слово. С каким величием Он произносит: «Я Господь! Я i>Иегова!» (ст. 25). Это Его славное имя свидетельствует о Нем как Боге, Дающем жизнь Своему слову в его исполнении, и поэтому праотцам, жившим верою в обетование, которое еще не исполнилось, имя Иеговаi> не было известно (Исх 6:3). Но, являясь Иеговой в исполнении Своего обетования. Он также Иегова и в исполнении Своих угроз. И пусть тогда народ знает, что Бог, с Которым они имеют дело,i> это — Великий Иегова, а посему:

(1) Он будет говорить, будут ли они слушать или не будут: Я Господь. Я говорю.i> Бог произнесет Свое слово, кто бы ни выдвигал возражения. Божье Слово называют живым,i> ибо оно до сих пор говорит, тогда как языческие слова умолкли давным-давно. Череда Божьих служителей, через которых говорит Господь, никогда не прерывалась и не прервется до конца света; и, хотя их могут презирать, от этого их служение не прекратится: в ваши дни, мятежный дом, Я изрек слово.i> Даже в наихудшие для Церкви века Бог не переставал свидетельствовать о Себе,i> но воздвигал людей, говоривших от Его имени, говоривших от Него. Я говорюi> слово, которое будет стоять прочно.

(2) Слово, произнесенное Богом, сбудется; оно непременно исполнится соответственно своему истинному намерению и значению, причем в полной мере и объеме: Я изрек слово, и исполню егоi> (ст. 25), ибо Божье мнение никогда не изменится и рука Его не станет короче, равно как и не испытает затруднений Безмерная Мудрость. У людей слова расходятся с делами, у Бога же все иначе, у Него dictum factum — сказано — сделано.i> В делах провидения, таких, как сотворение, Он говорит,i> и становится так;i> ибо Бог сказал: да будет свет. И стал свет. Да будет твердь… И стало такi> (см. также Числ 23:19; 1Цар 15:29). Когда люди говорили: всякое пророческое видение исчезнетi> (ст. 22), Бог ответил: «Нет, будет исполнение всякого видения пророческогоi> (ст. 23);

оно не вернется ко Мне тщетным, но каждое знамение исполнится в том, что оно символизировало». Кто видит видения Всемогущего,i> тот видит не пустые видения; Бог утверждает слово раба Своего,i> приводя таковое в исполнение.

(3) Оно исполнится очень скоро: «Близки дни, i>когда вы увидите исполнение всякого видения пророческогоi> (ст. 23). Сказано и подкреплено клятвой, что отсрочки уже не будет i>(Отк 10:6);

лето Божьего терпения как раз закончилось, и Господь уже не задержит исполнение приговора, оно не будет отложеноi> (ст. 25);

Бог терпел вас слишком долго, но не станет терпеть всегда. В ваши дни, мятежный дом,i> произнесенное слово исполнится, i>и вы увидите суды, которыми вам угрожали, и испытаете их на себе. Вот, Судия стоит у дверей. Праведники восхищены от зла,i> а этот мятежный домi> не будет столь незаметно восхищен, более того, всю свою жизнь будет подвергаться гонениям, и сотрут его с лица земли».i> Данная мысль повторяется: «Ни одно из слов Моих уже не будет отсрочено i>(ст. 28), но суд стремительно приближается; и чем дольше натягивалась тетива лука, тем глубже проникнет стрела». Когда мы рассказываем грешникам о смерти и суде, об аде и небесах и думаем убедить их вести святую жизнь, то, хотя мы и не находим их закоренелыми безбожниками (ибо они склонны признавать, что верят в вознаграждение и наказания в потустороннем мире), тем не менее они с силой отталкивают эти великие истины, и те не производят на них впечатления, потому что грешники смотрят на потусторонний мир, как на нечто отдаленное. Они говорят нам: «Видение, котороеi> видите вы, сбудется после многих дней, иi> вы пророчествуете об отдаленных временах;i> у нас будет достаточно времени подумать об этом, когда события станут ближе». Тогда как на самом деле от смерти и от ужасной вечности нас отделяет всего лишь шаг; еще немного, очень немногоi> и видениеi> скажет и не обманет,i> а посему мы заинтересованы в том, чтобы не терять времени и со всей поспешностью готовиться к будущему состоянию; ибо, хотя речь идет и о будущем, оно весьма близко, и пока нераскаявшиеся грешники дремлют, погибель их не дремлет.i>