26 глава

Пророк быстро выполнил поручение, касающееся четырех народов, против которых обратил свое лицо в предшествующих главах, ибо в то время они не имели особого влияния в мире, их падение не произвело бы большого шума среди народов, да и в истории они не играли выдающейся роли. Следующим же предстает пред судом Тир, который, будучи крупным торговым центром, известен всему миру, поэтому предсказанию о его разрушении посвящается целых три главы — данная и две следующие за ней. Пророчество о Тире мы находим у Исайи (гл.23). Иеремия упоминает о нем лишь как о разделившем общую беду (Иер 25:22; 27:3; 47:4). Иезекиилю же велено развить эту тему подробно.

В данной главе описывается:

(I) вмененный Тиру грех, который состоял в ликовании по поводу разрушения Иерусалима (ст. 2).

(II) Предсказание о разрушении самого Тира.

1. Тяжесть разрушения: он будет уничтожен полностью (ст. 4-6; 12-14).

2. Орудия разрушения: многие народы (ст. 3) и царь Вавилона лично со своей огромной победоносной армией (ст. 7-11).

3. У соседних народов это вызовет сильное удивление; все они будут изумляться падению столь великого города и не на шутку встревожатся (15-21).

Стихи 1-14. Данное пророчество датировано одиннадцатым годом — годом, в котором был взят Иерусалим, первым днем месяцаi> (англ. пер., ст.1), но месяц не указан; одни думают, что речь идет о месяце захвата Иерусалима (а это был четвертый месяц), другие считают — о месяце спустя. Или, возможно, это был первый месяц, а значит, первый день года.

Здесь примите во внимание:

I. Удовольствие, с которым тиряне взирали на руины Иерусалима. Иезекииль находился очень далеко — в Вавилоне, но Бог поведал ему, чтоi> Тир говорил против Иерусалима: «а! а! он сокрушенi> (ст. 2), сокрушен до обломков бывший вратами народов,i> прибежищем для многих и местом общего сбора всех народов, куда одни стекались по одним делам, другие — по другим; это сулит мне выгоду; все богатство, власть и прибыль Иерусалима, надеюсь, обратится в Тир; теперь, когда он опустошен,i> я наполнюсьi>». Мы не находим упоминаний о том, чтобы тиряне испытывали такую же ненависть и враждебность к Иерусалиму и к его святилищу, как аммонитяне и идумеи, или чтобы они презирали иудеев и причиняли им зло. Они были деловыми людьми с широким и открытым кругом общения, а посему не проявляли нетерпимости и духа гонений, как ограниченные души, жившие в изоляции и не знавшие мира. Все заботы тирян сводились к приобретению имений и расширению торговли, и в Иерусалиме они видели не врага, а соперника. Царь Тира Хирам был добрым другом Давида и Соломона, и мы не находим каких-либо упоминаний о конфликтах иудеев с тирянами. Но Тир надеялся, что падение Иерусалима принесет ему выгоду в плане торговли и ремесел теперь, когда он переманит к себе покупавших в Иерусалиме; и великие люди из разных стран, стекавшиеся некогда в Иерусалим, где достигали своих целей и тратили свои средства, теперь переберутся в Тир, чтобы тратить в нем.

Кроме того, поскольку халдейская армия внушала страх в той части мира, то многие, бывало, бежали в Иерусалим вместе со своим имуществом, чтобы сохранить его (например, рехавиты), а теперь они прибудут в Тир, который омывался морем и поэтому считался местом более укрепленным, нежели Иерусалим, а посему на руинах Иерусалима Тир достигнет еще большего процветания. Следует заметить: тайная радость от смерти или падения других людей (если это сулит нам выгоду, ибо их неудача означает наш успех) является грехом, который пленяет нас легче всего, причем его не считают таким страшным или раздражающим Бога, каков он на самом деле. Когда стоящие у нас на пути люди устраняются или попадают в немилость, мы склонны говорить: «Теперь — то я наполнюсь, i>когда он опустошенi>». Однако такое отношение исходит от себялюбивого и алчного начала и желания быть одним поселенным на земле,i> как будто бы мы недовольны тем, что возле нас живет еще кто-то. Это исходит от недостатка любви к ближнему, как к самому себе, которой явно требует от нас Божий закон, и от безмерной любви к миру, как к источнику блаженств, которую явно запрещает Божья любовь. Поэтому со стороны Бога справедливо разрушить замыслы и планы людей, которые стремятся подняться за счет падения других; мы сами свидетели тому, как часто они разочаровываются.

II. Недовольство Бога тирянами по этому поводу. Божье провидение являло Тиру свою благосклонность. Это был красивый и богатый город, таким бы он и оставался, если бы, как положено в таких случаях, посочувствовал Иерусалиму в его бедствиях и прислал ему соболезнования. Когда же, вместо этого, Тир выразил радость по поводу падения своего соседа и, возможно, отправил поздравления его завоевателям, тогда Бог сказал: вот, Я — на тебя, Тирi> (ст. 3). Пусть он больше не рассчитывает на процветание, если против него Господь.i>

1. Бог наведет на Тир грозных врагов: подниму на тебя многие народыi> — армию, состоящую из представителей разных народов, либо же один народ, сильный, как множество. Если Бог выступил против кого-то, то пусть тот ожидает, что против него ополчится все творение, ибо какой может быть мир у тех, с кем ведет войну Господь? Многие народы нахлынут на Тир, как море поднимает волны свои,i> прибегут, наступая друг другу на пятки, с неодолимой силой. Имя человека, который поведет на Тир эту армию, — Навуходоносор, царь Вавилонский, царь царей;i> многие цари платят ему дань и зависят от него, помимо царей, ставших его пленниками. Именно он — золотая головаi> (Дан 2:37,38). Он придет с огромной армией, с конями и с колесницамиi> и т.д., со всеми сухопутными войсками. Мы не находим упоминаний о том, чтобы в его распоряжении были морские силы или что-либо, посредством чего он смог бы нанести поражение со стороны моря, что усложнит его задачу, и об этом говорится далее как о больших работах при Тиреi> (Иез 29:18). Он произведет осаду города: устроит осадные башни, насыплет валi> (ст. 8) и к стенам придвинет стенобитные машиныi> (ст. 9). Его войска столь многочисленны, что поднятой ими пыли достаточно, чтобы засыпать город, и они поднимут такой шум, что потрясутся стены i>(ст. 10), и будут кричать при каждой атаке, как поступают воины, когда входят в воротаi> города, который разбит.i> Кони будут скакать столь бешено и стремительно, что истопчут все улицы,i> как бы хорошо те ни были вымощены.

2. Враги совершат страшную казнь.

(1) Они завладеют всеми укреплениями тирян, разобьют стены Тира и разрушат башни его i>(ст. 4). Ибо как нужно укреплять стены, чтобы они смогли выдержать Божьи суды? Памятники могуществаi> Тира враг повергнет на землюi> (ст. 11). И стены будут разрушены (ст. 12). Город выдержал длительную осаду, но в конечном счете был взят.

(2) Прольется много крови: дочери его, которые на земле i>(города на континенте, которые были подданными Тира — города-матери), то есть их жители убиты будут мечомi> (ст. 6). Захватчики начинают с первых попавшихся им на пути. И народ твой побьет мечомi> (ст. 11);

не только вооруженные воины, но и обычные горожане будут преданы мечу,i> поскольку вавилонский царь сильно разгневается на них за то, что держались так долго.

(3) Все богатство города станет добычей завоевателей: расхитят товары твоиi> (ст. 12). Город осаждали столь неистово в надежде на трофеи. Видите, как обманчиво богатство, сберегаемое владетелем его во вред емуi>, оно привлекает и вознаграждает воров, оно не просто перестает приносить выгоду людям, которые его с трудом добывали и имеют полное право на владение им, но и служит их врагам, побуждая тех на большие злодеяния.

(4) Сам город будет лежать в руинах. Все красивые дома i>будут разбитыi> (ст. 12);

их построили в удобном месте, украшали и обставляли, а теперь они превратятся в кучу мусора. Да не будем привязываться слишком сильно к своим красивым домам, ибо не знаем, как скоро станем свидетелями их запустения. Тир будет разрушен до основания; враг не только снесет дома, но и унесет камниi> и дереваi> и бросит в воду,i> чтобы ими не смогли воспользоваться вновь. Более того: Я вымету из него прах егоi> (ст. 4);

не только обычная пыль унесется с ветром, но и сама почва, на которой стоит город, окажется в водеi>, куда ее бросит, после того как в ярости взроет, враг (ст. 12). Основаниеi> города — прах,i> и прах этот непременно развеется, когда город падет. Иерусалим после разрушения был распахан, как поле i>(Мих 3:12). В уничтожении же Тира завоеватели пойдут еще дальше, они выскоблят даже почву, чтобы место уподобилось голой скалеi> (ст. 4,14), которую не покрывает земля; город станет местом, пригодным лишь для расстилания сетейi> (ст. 5,14);

он будет служить рыбакам, чтобы те сушили и чинили там свои сети.

(5) На увеселениях и радости города будет поставлена точка: прекращу шум песней твоихi> (ст. 13). Тир был ликующим городом (Ис 23:7), своими песнями он привлекал к себе клиентов для совершения торговых сделок. Теперь же прощай доходная коммерция и приятное общение! Тир уже не будет центром деловой активности и развлечений. И наконец,i> он не будет вновь построенi> (ст. 14), не будет построен с прежним размахом и величием, не будет построен в том же месте возле моря, не будет построен нигде в течение долгого времени; его население погибнет или разбежится, так что Тира уже не будет.i> Ибо Бог сказал этоi> (ст. 5,14), и когда сказанное Им исполнится, тогда узнают,i> что Онi> — Господьi>, а не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться.i>

Стихи 15-21. Полное разрушение Тира здесь представлено весьма сильными и яркими образами, производящими неизгладимое впечатление.

1. Видите, каким возвышенным и великим был Тир и как мало верилось в вероятность такого исхода. Воспоминания о былом величии и богатстве людей весьма усугубляют их унижение и нищету в настоящем. Тир был знаменитымi> городом (ст. 17), известным среди народов, раздающим венцыi> (согласно Ис 23:8), городом, в дарах которого были короны, удостаивающим чести всех, к кому проявлял благосклонность, носившим венец сам и венчавшим всех вокруг. Тир был населен мореходцами,i> то есть людьми, ремесло которых было связано с морем или прибывшими в город по морю из разных уголков мира и принесшими с собой богатства моряi> и сокровища, сокрытые в песке.i> Тир был силен на море,i> доступен для друзей и закрыт для врагов, будучи укрепленным стеной из вод,i> делавшей его неприступным. Таким образом и самi> Тир своим величием, и жители егоi> своей гордостью наводили страх на всех обитателей егоi> и зачастивших в него по всякому поводу. Город был хорошо укреплен и выглядел грозным в глазах всех знавших его. Каждый благоговел перед тирянами и боялся не угодить им. Следует заметить: кто знает свои силы, тот с легкостью внушает ужас и гордится тем, что запугивает других, которых превосходит.

2. Видите, каким жалким и ничтожным Тир стал (ст. 19-20). Этот знаменитый город i>сделался городом опустелым,i> его уже не посещают столь часто, как бывало раньше; он уже не служит пристанищем купцов, а подобен теперь городам необитаемым,i> которые и не города вовсе, и поскольку нет никого, кто поддерживал бы их в хорошем состоянии, то они сами приходят в упадок. Тир уподобится городу, затопленному прибывшими водами, которые покроютi> его, когда Господь подниметi> на него пучину.i> Раньше море служило ему защитой, а теперь станет ему на погибель. Тир будет низведен с отходящими в могилу,i> с городами первого мира, оказавшимися под водой, и с Содомом и Гоморрой, лежащими на дне Мертвого моря. Или же Тир уподобится долго находящимся в гробах, народу давно бывшему,i> древним обитателям благодатного безмолвия, которые полностью истлели под землей и совершенно забыты на земле. Таким будет Тир: между мертвыми брошенный,i> помещенный в преисподних земли,i> смиренный, умерщвленный и униженный. Он уподобится не только давно умершим людям, но и пустыне вечной;i> он станет как другие города, которые когда-то были таким же образом опустошены и разрушены. Тир не будет более населен;i> никто не осмелится сделать попытку строить на этом месте вновь, поэтому его уже не будет.i> Тиряне затеряются между народами, поэтому тщетными окажутся поиски Тира в Тире: и будут искать тебя, но уже не найдут тебя во веки.i> Новые люди, возможно, и построят новый город на новом участке земли неподалеку, который, может быть, и назовут Тиром,i> но Тира как такового уже не будет никогда. Следует заметить: самые сильные города в мире, наилучшим образом укрепленные и обустроенные, подвержены обветшанию и могут за короткий срок сойти на нет. В истории нашего собственного острова упоминаются многие города, существовавшие во время присутствия на нем римлян, теперь же ценители древностей едва ли знают, где их искать, причем то, что от них осталось, является свидетельством, доверять которому можно не более чем погребальным урнам римлян или монетам, случайно найденным во время раскопок. А в мире ином мы ожидаем города, который будет стоять всегда и преуспевать в совершенстве навеки.

3. Видите, в какой беде оказались жители Тира: будет производимо среди тебя избиениеi> (ст. 15), погибнут многие, в том числе и великие люди. Вероятно, когда город был взят, основная часть его населения пала от меча. И тогда раненые стонали,i> напрасно стонали перед безжалостными завоевателями. Они просили пощады, но не получили ее; раненых немилосердно убивалиi> или, скорее, именно проявлением милости был второй удар, избавлявший их от мук.

4. Видите, в какой ужас привело соседей падение Тира. Здесь об этом изумлении говорится весьма изящно.

(1) От шума падения твоего… содрогнутся… островаi> (ст. 15). Так происходит при разорении влиятельного купца: все, кто имел с ним дело, переживают потрясение и в недоумении смотрят по сторонам; возможно, в руках разорившегося было их имущество, которое они боятся потерять. Или же, видя внезапное банкротство одного и долги, превышающие его состояние, люди начинают бояться за себя, как бы с ними такого не случилось. Подобным же образом и острова,i> считавшие себя в безопасности в объятиях моря, увидев падение Тира, содрогнутсяi> и придут в смятение, i>говоря: «Что будет с нами?» И хорошо, если они сделают правильные выводы, примут предостережение и перестанут быть беспечными, но убоятся Господа и Его судов. От внезапного падения огромной башни сотрясается вся земля вокруг; так же и для островов Средиземного моря станет ощутимым разрушение Тира, поскольку они хорошо знали этот город, от него зависела их прибыль, с ним они постоянно поддерживали связь.

(2) Все князья моря,i> правители упомянутых островов будут переживать по этому поводу. Или же речь идет о богатых купцах, живших как князья (Ис 23:8), и о повелевавших, подобно князьям, владельцах кораблей, которые будут выражать соболезнование о падении Тира весьма эмоционально и с огромным состраданием: они сойдут с престолов своихi> (ст. 16), как бы пренебрегая делом правления и презирая величие такового. Они сложат с себя мантииi> государственных мужей и снимут с себя узорчатые одежды свои,i> полностью облекутся в трепет,i> во вретище, которое вызовет у них дрожь. Или же сами заставят себя трепетать по этому случаю; они сядут на землюi> от стыда и печали; они ежеминутно будут содрогатьсяi> при мысли о постигшей Тир участи и от страха перед тем, что может произойти и с ними. Ибо какой остров может чувствовать себя в безопасности, если этого нельзя сказать о Тире? Они поднимут плач о тебеi>, напишут элегии и скорбные поэмы по поводу падения Тира: как погиб ты!i> (ст. 17).

[1] Для них станет полной неожиданностью и они пребудут во власти недоумения от того, что место, столь хорошо укрепленное самой природой и людьми, столь славившееся своей политикой и обилием денег (средствами, необходимыми для ведения войны), столь долго мужественно державшееся, в конечном счете захвачено: ужасом сделаю тебяi> (ст. 21). Следует заметить: со стороны Бога справедливо, если Он внезапно и сурово накажет (сделав таким образом ужасом для соседей) тех, кто сам держал их в страхе, злоупотребляя своей властью. Тир прежде наводил страх i>(ст. 17) и теперь стал примером в устрашение.

[2] Это станет для них большим горем, и они пребудут во власти печали (ст. 17);

они поднимут плач оi> Тире, с огромным сожалением размышляя о том, что такой богатый и великолепный город лежит в руинах. Когда был разрушен Иерусалим, святой город, великого плача не поднимали; его уничтожение оставило равнодушными всех проходящих путемi> (Плач 1:12). Когда же пал Тир, торговый город, то раздались вселенские рыдания. Следует заметить: кто всем сердцем привязан к миру, тот оплакивает смерть великих людей сильнее, нежели смерть благочестивых.

[3] Для них это станет громким сигналом тревоги: нынеi>, в день падения твоегоi>, содрогнулись островаi>, ибо у них есть основания думать, что придет и их черед. Если пал Тир, то кто выстоит? Рыдайi>, кипарис, ибо упал кедр.i> Следует заметить: падение других должно пробудить нас от состояния беспечности. Смерть или деградация людей в этом мире обуздывает нас, когда мы воображаем, что наша гора стоит крепко и непоколебимо.i>

5. Видите, как непоправимое разрушение Тира усугубится перспективой восстановления Израиля. Так Тир придет в упадок, когда явлю Я славу на земле живыхi> (ст. 20).

Следует заметить:

(1) святая земля — это земля живыхi>, ибо только святые души по-настоящему живы. Земля живыхi> находится там, где приносят живую жертву живому Богу и звучат живые слова. Именно там Давид надеялся увидеть благость Господаi> (Пс 26:13). Эта земля служила прообразом небес, которые поистине являются землей живых.i>

(2) Несмотря на то что упомянутая здесь земля живых, возможно, некоторое время пребудет в немилости, тем не менее Бог снова явит славуi> на ней; отошедшая слава вернется, и в качестве возмещения лишений будет явлена еще большая слава. Бог Сам станет славой земель — земель живых.

(3) Несчастье людей, чей удел — на земле мертвых, которых ждет вечная смерть, усугубит то обстоятельство, что они одновременно будут наблюдать блаженство имеющих вечный удел на земле живых. Когда богач претерпевал муки, он видел Лазаря на лоне Авраама и явленную ему славу на земле живых.