Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Иезекииль
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 8760 Все тексты автора Мэтью Генри
30 глава
В данной главе звучит:
(I) продолжение пророчества о Египте, с которым мы ознакомились в последней части предшествующей главы и которое пророк произнес непосредственно перед разорением этого некогда процветавшего царства Навуходоносором. Причем в рамках данного пророчества предрекается и уничтожение всех друзей и союзников Египта, крах всех его интересов и дел, а также перечисляются отдельные шаги, предпринятые вавилонским царем в процессе уничтожения (ст. 1-19).
(II) Повторение одного из более ранних пророчеств о Египте непосредственно перед его разорением, причиненным неправильным поведением, которое постепенно ослабило египтян и подготовило путь вавилонскому царю (ст. 20-26). Новые предсказания и повторения уже прозвучавших преследуют, главным образом, одну цель, о которой мы уже упоминали.
Стихи 1-19. Пророчество об уничтожении Египта представлено здесь в полном объеме и весьма детально и, в общем, вызывает ужас. Что может защитить дерзкий народ, когда на борьбу с ним выходит праведный Бог?
I. Это будет весьма печальный конец, который станет причиной великой скорби: «рыдайте!i> Ваш пронзительный крик о грядущем обоснован уже сейчас, ибо, когда это наступит, вы будете вынуждены поднять страшный вопль и стенания. Восклицайте: о, злосчастный день!i> (ст. 2,3). Или: о, какой день! i>Какой ужасный день! Гореi> и увы!i> Ибо близок день,i> день, которого уже давно боялись и который уже давно заслужили. Речь идет о дне Господаi> — дне, когда Он явит Себя Богом мщения. Сейчас пока еще — ваш день, когда все в вашей власти и вы попираете всех вокруг, но скоро придет день Господа, день откровения Его праведного суда (Пс 36:13). Это будет день мрачный,i> то есть пасмурный и гнетущий, без намека на малейший луч утешения. Он предвещает бурю — огонь и серу и палящий ветер. Година народов наступает.i> Бог посчитается с народами за все их языческие обряды; именно об этой године говорил Давид, когда просил Бога: «Пролей гнев Твой на народыi>» (Пс 78:6) и предвещал: «Обрушились народы в яму»i> (Пс 9:15).
II. Это будет конец Египта и всех государств, состоявших с ним в союзе, и просто соседей.
1. Египет падет сам: пойдет меч на Египетi> (ст. 4), меч халдеев, причем он будет победоносным, ибо в Египте будут падать пораженные,i> падать от него, падать пред ним. Эта страна была густонаселенной? — Ее множество отнимутi> (англ. пер., ст.4). Египет был сильным и хорошо укрепленным? -«…основания его будут разрушеныi>», а тогда и все сооружение, каким бы прочным и высоким оно ни было, непременно упадет.
2. Соседи Египта и временно проживающие в нем тоже падут вместе с ним. Поскольку убитых в Египте будет великое множество, то ужас распространится в Ефиопииi> — и в той, которая в Африке, — соседка с одной стороны, и в той, которая в Азии, — граничащая с Египтом с другой стороны. Когда пожар объял дом их соседа, они, безусловно, предвидели опасность и для себя; причем страхи их оказались не беспочвенными, ибо все они вместе с ними падут от меча i>(ст. 5). Эфиопия и Ливия (на иврите — Хуш и Фут, по именам сыновей Хама, а между ними — Мицраим, то есть Египет, Быт 10:6) и Лидияi> (славившаяся своими лучниками и названная среди союзников Египта, Иер 46:9) падут вместе с Египтом и Хубомi> (халдеями, жителями древней Ливии);
эти и другие названы смешанным народом.i> В Египте по той или иной причине находились представители упомянутых стран (равно как и других), а также люди из страны, состоящей в союзе i>(англ. пер., ст.5), — некоторые из израильтян и иудеев — сынов заветаi> (как они названы в Деян 3:25), или союза, детей обетования i>(Гал 4:28). Таковые переселились в Египет вопреки Божьему повелению, и они падут i>вместе с египтянами. Следует заметить: кто желает тянуть жребий с врагами Бога, хотя и заявляет о своей принадлежности к земле завета, тот разделит жребий Его врагов.
III. Все, кто заявлял о поддержке пошатнувшихся интересов Египта, обрушатся под ним, обрушатся вместе с ним: падут подпоры Египтаi> (ст. 6), и тогда, конечно, падет и Египет. Обратите внимание на справедливость Бога: Египет заявлял о поддержке Иерусалима, когда положение того было шатким, но оказался ненадежной тростью, теперь же заявлявшие о поддержке Египта окажутся не лучше. Кто обманывает других, тому обычно платят той же монетой. Таковые обманываются сами.
1. Египет считает своей опорой абсолютную власть и господство своего царя? — Упадет гордыня могущества его i>(ст. 6). Царь Египта гордился своим могуществом; но оно будет сломлено, а правитель унижен. 2. Египет считает своей опорой многочисленность своего народа? — Но египтяне будут падать в нем от мечаi> от Мигдола до Сиены —i> самого удаленного уголка страны, именно там войдет в страну враг. Разорятся как города,i> так и деревни, как торговцы, так и земледельцы (ст. 7), об этом говорилось и раньше (Иез 29:12). И многолюдству Египтаi> будет положен конецi> (ст. 10). Эта густонаселенная некогда страна лишится своих жителей. Земляi> наполнится пораженнымиi> (ст. 11).
3. Египет считает своей опорой реку Нил, а защитой разные его русла? — «И реки сделаю сушеюi> (ст. 12), так что естественные укрепления, которые египтяне считали непреодолимыми за их непроходимость, им уже не помогут».
4. Египет считает своей опорой идолов? — Они будут уничтожены. Эти воображаемые поборники, более чем когда-либо, предстанут плодом воображения, ибо так обычно и случается с образами, когда те претендуют на роль избавителей и твердынь: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисеi> (ст. 13).
5. Египет считает своей опорой царскую семью? — Из земли Египетской не будет уже властителя.i> Царский дом Египта, который так долго правил, будет истреблен.
6. Египет считает своей опорой отвагу и думает, что ему поможет храбрость его мужей брани, призванных на службу совсем недавно? -Таковые потерпят провал: наведу страх на землю Египетскую.i>
7. Египет считает своей опорой подрастающее поколение? Он думает, что его поддержат дети, и считает себя счастливым, потому что у него их полный колчан? — Увы! Молодые люди… падут от мечаi> (ст. 17), а дочери его пойдут в плен i>(ст. 18), и таким образом он лишится всякой надежды.
IV. Эти опустошительные суды наведет на Египет Бог: и узнают, что Я Господь,i> превосходящий по величию всех богов, в том числе и ихi> богов, когда пошлю огонь на Египетi> (ст. 8). Бог зажжет и тот огонь, в котором сгорят народы; а когда Он посылает огонь на какой-либо народ, тогда все подпоры его будут сокрушены.i> Если же кто-нибудь соберется тушить этот огонь, то сам сгорит в нем, ибо кто может устоять перед Господом, когда Он гневается? Когда Бог изливает ярость Своюi> на какое-либо место и посылает на него огонь (ст. 15,16), то ни могущество, ни множество жителей ничем этому месту не помогут.
V. В качестве орудия уничтожения будет задействован вавилонский царь и его армия: положу конец многолюдству Египтаi> (истреблю совершенно) рукою Навуходоносора, царя Вавилонскогоi> (ст. 10). Взявшиеся защищать Израиль от вавилонского царя не смогут защитить себя самих. О халдеях, которым предстоит уничтожить Египет, сказано, что они (1) иноземцыi> (ст. 12), которые, следовательно, не станут проявлять сострадания по причине старого знакомства, но будут обращаться с египтянами, как с чужими.
(2) Лютейший из народовi> (ст. 11), как по силе, так и по жестокости. И будучи страшными, они совершат страшное дело.
(3) Злые -i> люди, которых не сдерживает ни здравый смысл, ни совесть, ни законы природы, ни законы народов, ибо они — беззаконники: предам землю в руки злым.i> Они будут злодействовать, i>ибо сами по себе злы; но поскольку они являются орудиями в руке Бога для исполнения Его судов, то с Его стороны все делается по справедливости. Следует заметить: Бог часто превращает злых людей в бич для других; и даже злым требуется получить право на добычу jure belli — по законам военного времени,i> ибо только Бог предаетi> жертву в их рукиi>.
VI. Ярость халдейской армии не минует ни единого места на земле египетской — ни самого сильного, ни самого удаленного: меч пройдет по земле.i> Здесь упомянуты разные места: Пафрос, Цоан и Ноi> (ст. 14), Син и Мемфисi> (ст. 15,16), Он и Бубастi> (ст. 17), Тафнисi> (ст. 18). Они будут опустошены, сгорят в огне, над ними совершатся Божьи суды, на них изольется гнев Господа. Истребитсяi> их крепость и многолюдие; и распространится у них ужас,i> они вострепещутi> от страха и будут переживать потрясения ежедневноi> (англ. пер., ст.16). Для них померкнет день;i> они лишатся достоинства, утешений и всякой надежды. Их ярмоi> будет сокрушено, i>так что Египет уже не сможет ни угнетать других, ни господствовать, как прежде. Прекратится в нем гордое могущество его,i> и облако закроет егоi> — такое густое облако, что сквозь него не пробьется и лучик надежды, и уже никто не увидит сияния славы Египта. И наконец,i> жители Эфиопии, находящиеся вдали от египтян, равно как и перемешавшиеся с ними, разделят их страх и муки. Бог умышленно даст волю слухам, так чтобыi> даже устрашить беспечных Ефиоплян i>(ст. 9). Следует заметить: Господь может повергнуть в ужас самых уверенных в себе людей; когда Ему угодно, страх может застать врасплох и наиболее самонадеянных лицемеров.
В последней части данного предсказания мы узнаем:
(1) об умерщвлении земли египетской: так произведу Я суд над Египтом i>(ст. 19). Совершение суда означает для Египта уничтожение, причем не просто заслуженное им за свои грехи, но и производимое регулярно и на законном основании, по судебному приговору. Все казни Бог совершает в соответствии со Своим судом.
(2) О прославлении в этом Бога Израилева: и узнают,что Я Господь.i> Египтянам придется это узнать, а народу Божьему предстоит узнать об этом лучше. Господьi> познается по суду, который Он совершилi>.
Стихи 20-26. Это краткое пророчество об уменьшении силы Египта прозвучало приблизительно в то же время, когда армия египтян, предпринявшая попытку снять осаду Иерусалима, потерпела провал в своем предприятии и вернулась re infecta — так и не достигнув цели; i>вслед за этим вавилонский царь возобновил осаду и добился своего. Египетское царство было очень древним и на протяжении многих веков обладало огромным влиянием. Вавилонское же царство лишь недавно заявило о своем величии и силе, будучи воздвигнутым на обломках ассирийского царства. Здесь произошло то, что обычно бывает с семьями и государствами: одни достигают зрелости, другие угасают и вырождаются; одному должно расти, а другим, несомненно, умаляться.
I. Здесь предсказывается, что египетский царь будет постепенно лишаться своего влияния. Его владения сократятся, богатство и власть уменьшится, и он уже не сможет, как прежде, помочь другу и даже себе самому.
1. Частично это исполнилось раньше: Я уже сокрушил мышцу фараонуi> (ст. 21) какое-то время назад. Одна рука этого царства, можно считать, уже сломана, и произошло это, когда вавилонский царь разбил наголову войска фараона Нехао при Кархемисе (Иер 46:2) и завладел всем, от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало царю Египетскомуi> (4Цар 24:7). Египет издавна набирал силу и расширял свои владения, и для соблюдения пропорции Господь усмотрел так, чтобы он лишался своей силы медленно и постепенно. Это произошло вскоре после того, как египетский царь умертвил благочестивого царя Иосию, и в правление того же фараона мышца Египта была сокрушена, причем удар был фатальным, так что Египту уже не суждено возродиться. Прежде чем сокрушить сердце и выю Египта, Господь сокрушил его мышцу. Божьи суды настигают людей постепенно, чтобы у них была возможность предотвратить те покаянием. И будучи сокрушенной, мышца Египта не будет обвязана для излечения,i> ибо никто не способен лечить раны, нанесенные Богом, кроме Него Самого. Кого Господь поразил и обезоружил, тот уже не сможет держать меч.
2. Этому предстояло произойти снова. Одна мышца была сокрушена раньше, и были предприняты меры, чтобы она срослась и чтобы вылечить нанесенную зверю смертельную рану. Теперь же: вот, Яi> — на фараона… и сокрушу мышцы его,i> как здоровую,i> так и переломленную,i> которая срослась (ст. 22). Следует заметить: если меньшие суды не привели грешников к смирению и исправлению, то Бог пошлет большие суды. Теперь Господь сделает так, что меч выпадет из руки i>фараона — меч, за который тот ухватился, считая себя достаточно крепким, чтобы держать его. Эта мысль повторяется снова: мышцы же фараона сокрушуi> (ст. 24). Прежде он был жестоким угнетателем народа Божия, а недавно стал для последнего посохом из надломленной трости;i> и теперь Бог, сокрушив его мышцы, посчитается с Египтом и за то и за другое. Бог справедливо низвергает власть, которой злоупотребляли, либо обижая народ, либо обманывая его.
Но это еще не все:
(1) египетский царь упадет духом, когда узнает об опасности, исходящей от войск вавилонского царя: он изъязвленный будет сильно стонать перед ним.i> Следует заметить: кто ликует больше других во время процветания, тот обычно сильнее других удручен и падает духом, когда приходит беда. Фараон будет стонать, как от смертельной раны, еще до того, как меч коснется его.
(2) Народ Египта рассеется: и рассею Египтян по народамi> (ст. 23 и снова, ст.26). Раньше среди египтян вращались другие народы (ст. 5), теперь они сами перемешаются среди других народов, будут искать у тех кров и таким образом узнают, что Господь праведен.
II. Здесь предсказывается, что (1) сила вавилонского царя будет возрастать (ст. 24,25). Мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими,i> чтобы тот мог справиться со служением, ради которого он воздвигнут.
(2) Господь даст ему меч,i> Свой меч, в руку,i> а это означает, что Бог даст вавилонскому царю поручение и вооружит его для ведения войны, в особенности против Египта. Следует заметить: как судьи в судейском кресле, подобно Пилату, так и военачальники на поле боя, подобно Навуходоносору, обладают лишь той властью, которая дана им свыше.