8 глава

Обеспечив пророка четким предсказанием о несчастьях, грядущих в скором времени на народ, здесь Бог дает ему четкое представление о нечестии народа, которое и побудило Господа навести на них эти несчастья, чтобы он признал правоту Бога во всех Его судах и мог более обоснованно обличать грехи народа и более убедительно предсказывать их погибель. Здесь Бог в видении доставляет Иезекииля в Иерусалим, чтобы показать ему грехи, совершавшиеся там, вопреки тому, что Господь уже начал бороться с ними (ст. 1-4), и там пророк видит:

(I) идола ревности, воздвигнутого у ворот жертвенника (ст. 5,6).

(II) Старейшин Израилевых, поклоняющихся идолам всякого рода в тайной комнате (ст. 7-12).

(III) Женщин, плачущих по Фаммузе (ст. 13,14).

(IV) Мужчин, поклоняющихся солнцу (ст. 15,16). И тогда Господь взывает к пророку с вопросом, стоит ли вообще проявлять жалость по отношению к такому народу (ст. 17,18).

Стихи 1-6. В это время Иезекииль находился в Вавилоне, а сообщения о гневе, которые ему довелось передать в предшествующих главах, относились к Иерусалиму, мир или беды которого переселенцы воспринимали как свои собственные. Поэтому здесь пророку дается видение о том, что постигло Иерусалим, которое продолжается до конца 11-й главы.

I. Здесь указано время видения. Первое видение Иезекииля имело место в пятый год пленения, в четвертый месяц, в пятый день месяцаi> (Иез 1:1,2). Описываемое здесь видение дается как раз четырнадцать месяцев спустя. Возможно, это произошло после того, как пророк пролежал 390 дней на левом боку, неся беззаконие Израиля, и перед тем, как он начал лежать в течение сорока дней на правом боку, неся беззаконие Иуды; ибо сейчас он сидел в доме, а не лежал. Следует заметить: Бог ведет особый учет посылаемых нам сообщений, потому что вскоре он призовет нас отчитаться за них.

II. Наряду со временем отмечены обстоятельства.

1. Пророк сидел в домеi> в состоянии покоя и невозмутимости, возможно, в глубокой задумчивости. Следует заметить: чем больше мы удаляемся от мира и замыкаемся в собственном сердце, тем лучше состояние нашего общения с Богом; кто сидит и размышляет о том, что узнал, тот будет научен еще большему. Или же сидел в доме,i> готовясь проповедовать собравшейся у него компании и ожидая при этом наставлений, что следует говорить. Бог передаст больше знания тому, кто умело делится своими знаниями.

2. Старейшины Иудейские, i>находившиеся в то время вместе с пророком в пленении, сидели передi> ним. Вероятно, дело было в день субботний, и они имели обыкновение навещать пророка по субботам, чтобы послушать его слова и вознести вместе с ним молитву и хвалу; и можно ли придумать лучшее времяпрепровождение в субботу теперь, когда нет ни храма, ни синагоги, ни священника, ни жертвенника? И это — великая милость, что у них была возможность проводить субботы так же хорошо, как это делали благочестивые люди во времена Елисея (4Цар 4:23). Однако существует мнение, что старейшины пришли к Иезекиилю по какому-то чрезвычайному случаю, чтобы вопросить Господа, и сиделиi> у Его ног, чтобы услышать Его слово.i>

Здесь примите во внимание:

(1) когда не стало учения у священникаi> (чьи уста должны хранить ведение) i>в Иерусалиме (Иез 7:26), в то же время у переселенцев в Вавилоне был пророк, к которому могли обратиться за советом. Бог не привязан ни к местам, ни к отдельным людям.

(2) Теперь, когда старейшины иудейские были в пленении, они относились к Божьим пророкам и к слову Господа в их устах с большим уважением, нежели в то время, когда жили в мире на собственной земле. Когда Бог приводит людей к узам бедствия,i> тогда Он открывает их ухо для вразумленияi> (Иов 36:8,10; Пс 110:6). Кто пренебрегал видением в долине видения,i> тот стал дорожить им теперь, когда слово Господа драгоценно и видения не часты.i>

(3) Когда наших учителей загоняют в угол и они вынуждены проповедовать по домам, тогда нам надлежит прилежно внимать им там. Дом духовного служителя должен стать церковью для всех его соседей. Так и Павел проповедовал в снятом им для себя доме в Риме, и Бог признавал его служение, а посему ни один человек не мог ему воспретить.i>

III. Действие свыше и ощущения пророка: и низошла на меня там рука Господа Бога. i>Божья рука схватила Иезекииля и завладела им, чтобы он принял участие в данном видении, причем в то же время рука поддерживала пророка, чтобы он смог вынести это.i>

IV. Видение, данное пророку (ст. 2). Он увидел подобиеi> (надо полагать) человека, ибо это подобие он уже видел раньше, но было оно как бы огненное, и от чресл его и ниже — огонь, и от чресл его и выше — как бы сияние,i> огонь и пламя. Это согласуется с описанием видения, которое мы уже встречали раньше (Иез 1:27). Вероятно, речь идет о той же личности — о человеке Иисусе Христе. Наверное, сидевшие с Иезекиилем старейшины (подобно людям, сопровождавшим Павла, Деян 22:9) увидели свет и испугались, причем они удостоились этого благословенного зрелища, будучи на личной встрече с пророком, но четкого видения Говорившего с ним у них не было.

V. Пророк переносится в видении в Иерусалим. Увиденный им Подобный мужу простер как бы руку,i> которая взялаi> его за волоса головы,i> причем простертой рукой был Дух, ибо Дух Божий назван перстом Божиим.i> Или же дух, пребывающий внутри пророка, поднялi> его, и он вознесся и перемещался благодаря внутреннему началу, а не посредством внешней силы. Верный и подготовленный служитель Божий будет стремиться к служению, словно водимый за волосок малейшим намеком Божьей воли; ибо внутри у него есть нечто, склоняющее его к согласию с ней (Пс 26:8). Чудесным образом Иезекииль поднялся между землею и небом,i> как будто летел на крыльях орла. Вероятно, это могли увидеть (по мнению Гроция) старейшины, сидевшие с ним. Они стали свидетелями того, как рука взяла Иезекииля за волоса головы i>и поднялаi> и как, возможно, вернула затем назад в состоянии транса, или экстаза, пока он наблюдал описанные ниже видения в теле или вне телаi> (предположительно, об этом он сам не знал, как в подобном случае Павел; еще меньше ведаем об этом мы). Лучше всего к общению с Богом и к передаче Божьего света готов тот, кого Божья благодать подняла над землей и над всем земным, чтобы он не подвергался силе мирского притяжения. Но, будучи поднятым к небу, Иезекииль переместился в видении в Иерусалим, к находящемуся там Божьему святилищу; ибо кто желает попасть на небо, тот должен взять с собой в дорогу и святилище. Дух представил мысленному взору пророка город и храм так четко, как если бы он присутствовал там лично. О, если бы мы так же могли верою войти в святой город, в небесный Иерусалим, и увидеть там невидимое!

VI. Откровения, данные там пророку.

1. Там он увидел Божью славу: и вот, там была слава Бога Израилеваi> (ст. 4), таким же было явление животных, колес и престола, увиденных Иезекиилем ранее (гл.1). Следует заметить: Божьи служители, где бы они ни оказались и куда бы ни пошли, должны верою видеть Божью славу и всегда представлять ее перед собою. Кто видел Божью силу и славу в святилище, тому надлежит желать увидеть их снова (Пс 62:3). Повторное ведение Божьей славы имело своей целью вызвать у Иезекииля доверие и почтение к последующим видениям. Но по-видимому, здесь мы имеем дело с более глубоким намерением, а именно — усугубить грех Израиля, променявшего своего Бога, Бога Израилева (которому принадлежит такая великая слава, как становится очевидным здесь), на бренных богов, позорных богов, ложных богов, которые на самом — то деле и не боги. Следует заметить: чем больше мы видим Божьей славы, тем омерзительнее нам представляется грех, особенно идолопоклонство, превращающее Божью истину в ложь, Его славу — в бесчестье. Кроме того, это имело целью усугубить грядущее несчастье, когда слава Господа удалится от народа (Иез 11:23), оставив дом и город пустыми.

2. Там Иезекииль увидел позор Израиля, а именно — идола ревности,i> поставленного с северной стороны у ворот жертвенника i>(ст. 3,5). Что это был за идол, не известно, наверное, образ Ваала или деревянный истукан, изготовленный и установленный в храме Манассией (4Цар 21:7; 2Пар 33:3), который Иосия удалил, но его наследники, похоже, поставили снова, как, вероятно, они поступили и с колесницами солнца,i> которые были обнаружены пред входом в дом Господеньi> (4Цар 23:11). Здесь же сказано, что идол находился при входе.i> Однако пророк, вместо того чтобы сказать нам, что это был за идол, не желая потакать нашему любопытству, просто называет его идолом ревности, i>дабы внушить нам, что, каким бы ни был идол, его наличие наносило сильнейшее оскорбление Господу и возбуждалоi> в Нем ревнование.i> Бог вознегодовал, как вознегодовал бы муж на блуд своей жены и непременно отомстил за это; ибо Господь есть Бог ревнитель и мстительi> (Наум 1:2).

(1) Сам факт воздвижения идола в доме Господнемi> достаточен для того, чтобы вызвать ревность,i> ибо именно в отношении поклонения звучат слова: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнительi>». Кто поставил этого идола у входа внутренних ворот,i> называемых воротами жертвенникаi> (ст. 5), где собирались люди, тот просто намеревался:

[1] бросить вызов прямо в лицо Богу и открыто выступить против Него, воздвигая Ему соперника, перед которым будет поклоняться народ, пренебрегая Его правосудием и нарушая Его закон.

[2] Развратить Его народ, ловя людей прямо при входе во дворы Божьего дома, куда они приносили свои жертвы, и искушая их принести те упомянутому идолу; он ведет себя подобно описываемой Соломоном блуднице, которая садится у дверей дома своего… чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «Кто глуп, обратись сюда!»i> (Прит 9:14-16). Поэтому данный идол назван идолом ревности i>вполне обоснованно.

(2) Можно легко представить, как опечалился Иезекииль, увидев идола в Божьем доме, тогда как он надеялся, что суды, постигшие иудеев к этому времени, произвели в них некоторые перемены; но в мире и в церкви гораздо больше зла, чем думают благочестивые люди.

Итак:

[1] Бог взывает к пророку с вопросом, не является ли это довольно плохим поступком и достаточным основанием, чтобы Он поразил этот народ и предал их погибели. Мог ли сам Иезекииль да и любой другой подумать, что не кто иной, как Сам Бог удалится от святилищаi> Своего, когда в нем, именно в этом месте, творились такие мерзости, более того, разве Его не изгнали оттуда? Люди сделали это намеренно с той целью, чтобы Господь покинул Свое святилище, а посему именно такая участь их и ждет. Фактически они, подобно жителям окрестности Гадаринской, хотели, чтобы Он покинул их пределы,i> поэтому Господь удалится. Он больше не удостоит чести и не защитит Свое святилище, как Он это делал прежде, но предаст его поношениям и разрушению. Однако [2] хотя и это довольно плохо и служит исчерпывающим основанием для оправдания Бога во всех Его действиях против народа, тем не менее дело обстоит гораздо хуже: но обратись, и тыi> поразишься, когда увидишь еще большие мерзости.i> Где одна мерзость, там и другая — там их великое множество. Грехи поодиночке не ходят.

Стихи 7-12. Здесь происходит дальнейшее разоблачение мерзостей, делавшихся в Иерусалиме, в том числе и внутри храма. Итак, примите во внимание:

I. Как было сделано открытие. Бог в видении привел Иезекииля ко входу во двор, i>внешний двор, вдоль которого располагались жилища священников. Господь мог сразу же ввести пророка в расписные комнаты,i> но Он подводит его к ним постепенно: отчасти для того, чтобы пророк сам проявил прилежание в поисках тайн беззакония, отчасти — чтобы Иезекииль понял, с какой тщательностью и осторожностью идолопоклонники скрывали свое служение идолам. Священники возвели стену перед комнатами, чтобы сделать их более уединенными и скрытыми от взглядов прохожих — вопиющий признак того, что они занимались делами, стыдиться которых у них были все основания. Всякий, делающий злое, ненавидит свет.i> Они не хотели, чтобы люди, видевшие их в доме Господнем, увидели их в собственном доме, иначе поймут, что священники противоречат самим себе и втайне разрушают то, что делали публично. Но Иезекииль взглянул, и вот в стене скважинаi> (ст. 7), смотровое отверстие, через которое вы сможете увидеть то, что дает повод для подозрений в отношении священников. Когда лицемеры прячутся под маской притворной религиозности и думают, что таким образом скроют свое нечестие от глаз мира и будут с большим успехом осуществлять свои замыслы, то им не очень хорошо удается выдавать себя за тех, кем они не являются, поскольку в стене всегда останется та или иная щель -нечто выдающее их людям, которые прилежны и наблюдательны. В известной басне из-под шкуры льва выглядывали ослиные уши. Иезекииль сделал эту скважину в стенеi> шире и увидел дверьi> (ст. 8). Через эту дверь он входит в сокровищницуi> или в какую-то из комнат священников и видит отвратительные мерзости, какие они делают здесьi> (ст. 9). Следует заметить: кто открывает тайну беззакония других или своего собственного, тот должен провести тщательное расследование, ибо у сатаны есть свои хитрости, подвохи и уловки, в отношении которых нам лучше не оставаться в неведении, к тому же лукаво сердце человеческое более всего,i> в исследовании которого по этой причине мы обязаны проявить строгость.

II. В чем состояло открытие. А было оно весьма печальным.

1. Иезекииль видит комнату с изображениями идолов на всех стенах: всякие идолы дома Израилеваi> (ст. 10), которых израильтяне позаимствовали у соседних народов, были написаны по стенам кругом.i> Причем среди них были и самые ничтожные — изображения пресмыкающихся,i> которым поклонялись, иi> даже нечистых животных,i> мерзких и ядовитых; по крайней мере, они отвратительны, когда им поклоняются. Это был своего рода пантеон, собрание всех идолов, перед которыми преклонялись. Хотя вторая заповедь по букве своей запрещает только скульптуры (в русск. пер. — кумиры,i> Исх 20:4), нарисованные изображения так же вредны и опасны.

2. Он видит, что эта комната полна идолопоклонников: там было семьдесят мужей из старейшин дома Израилеваi> (ст. 11), которые кадили нарисованным идолам. Здесь собралось большое число идолопоклонников, которые поддерживали друг другу руки в нечестии. Хотя все происходило в тайной комнате и собрание было тщательно законспирировано, тем не менее в нем участвовало семьдесят человек. Сомневаюсь, что этих священников было намного больше, чем сидящих перед пророком в его доме в Вавилоне (ст. 1). Речь идет о семидесяти мужьяхi> — числе великого Синедриона, главного совета нации; и у нас есть основания опасаться, что это были именно те мужи. Ибо это — старейшины дома Израилеваi> не только по возрасту, но и по рангу, которые обязаны по долгу службы запрещать и наказывать идолопоклонство, разрушать и уничтожать все признаки языческих верований везде, где обнаружат их. Тем не менее именно они поклонялись идолам втайне, подрывая тем самым основы религии, которую исповедовали и поддерживали на публике лишь потому, что это сулило им продвижение по службе. И у каждогоi> из них в рукеi> было свое кадило:i> они так увлеклись служением идолам, что все хотели быть их собственными жрецами, к тому же они были столь расточительными, воскуряя благовония перед образами, что густое облако курений возносилось кверхуi> и наполняло комнату. О, если бы ревность этих идолопоклонников могла пристыдить поклонников истинного Бога, чтобы те не были равнодушными в служении! Пророк обращает особое внимание на одного человека, которого он знал и который стоял средиi> этих идолопоклонников как вождь, возможно, являясь в то время главой великого совета или же предводителем в нечестии. Не удивительно, что при таких старейшинах порочным был и народ. Грехи руководителей становятся руководством к действию для остальных.

III. Какое замечание сделано по этому поводу: «Видишь ли, сын человеческийi> (ст. 12)? Мог ли ты себе представить, что там совершается такое зло?»

В связи с этим приводятся такие наблюдения:

(1) упомянутое делалось в темноте;i> ибо греховные деяния — это дела тьмы.i> Их скрывали, чтобы не лишиться места или, по крайней мере, доверия. В этом мире много тайного нечестия, о котором возвестит день — день откровения праведного суда от Бога.i>

(2) Это собрание идолослужителей было всего лишь одним примером из множества подобных. Здесь собрались для совместного поклонения образам, но, по-видимому, у каждого,i> кроме этого, была своя расписанная комната,i> специально выделенное для этой цели помещение в собственном доме, где каждый потакал прихотям собственного воображения, окружив себя росписями на свой вкус. У идолопоклонников были домашние боги и тайное семейное поклонение таковым, чем можно пристыдить людей, называющих себя христианами, но не имеющими домашней церкви и не поклоняющимися Богу в кругу семьи. И если у тех были расписанные комнаты,i> то неужели мы не можем устроить у себя комнаты для поклонения?

(3) В основе их идолопоклонства лежал атеизм. Они поклонялись образам в темноте,i> причем образам богов других народов, и говорили: «Иегова, Бог Израилев, Которому нам следовало бы служить, не видит нас.i> Иегова оставил землю сию,i> и мы вправе поклоняться какому угодно богу; Господь не обращает на нас внимания».

[1] Они считают, что находятся вне поля зрения Бога, ибо говорят: «Не видит нас Господь».i> На том основании, что дело совершалось так секретно, что люди не могли его обнаружить, более того, никто из соседей не подозревал их в идолопоклонстве, они вообразили, что их деяния скрыты от Божьего ока. Как будто бы существует такая тьма или тень смертная, где могли бы укрыться делающие беззаконие. i>Следует заметить: фактически в основе наших вероломных уходов от Господа лежит неверие в Божье всеведение; но Церковь обоснованно приводит такую точку зрения в отношении самого греха идолопоклонства: если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому, то не взыскал ли бы сего Бог?i> (Пс 43:20,21). Несомненно, взыскал бы.

[2] Они считают, что Богу нет до них дела: «Оставил Господь землюi> и не следит за ее делами, тогда мы можем поклоняться любому другом богу, как Ему». Или же: «Оставил Господь землю сию,i> чтобы стала добычей своим врагам; а посему самое время для нас — поискать какого-нибудь другого бога, которому можно вверить ее защиту. Наш Бог один не может или не желает нас спасти, поэтому пусть у нас их будет много». Подобное размышление о Боге было хулительным: якобы Бог бросил их первым, иначе они не оставили бы Его. Следует заметить: кто дошел до такой вопиющей дерзости, что возлагает вину за свои грехи на Самого Бога, тот поистине созрел к погибели.

Стихи 13-18. Здесь сообщается:

I. Как пророку открылись еще большие мерзости. Он считал, что все увиденное им и так довольно порочно, тем не менее: обратись, и увидишь еще большие мерзости i>(ст. 13), и еще большие (ст. 15), как было сказано раньше (ст. 6). Есть люди, которые живут в затворничестве и не подозревают о существующем в мире нечестии. Но чем дольше мы вращаемся в мире и чем дальше идем, тем более порочным он нам представляется. Столкнувшись с чем-то плохим, мы, возможно, перестанем изумляться своему открытию, когда обнаружим нечто в том или ином отношении гораздо худшее. Исследуя собственное сердце, углубляясь в него, мы придем к выводу, что в нем уместилось целое царство беззакония, изобилуют разнообразные мерзости, и, обнаружив множество недостатков, мы найдем еще больше, ибо сердце крайне испорчено; кто узнает его? i>

Итак, здесь открылись такие мерзости:

(1) женщины, плачущие по Фаммузеi> (ст. 14). -На самом деле отвратительное явление, если некто предпочитает служить идолу со слезами, вместо того чтобы служить истинному Богу с веселием и радостью сердца.i> Тем не менее именно так нелепо ведут себя чтущие суетных и ложных боговi> и оставившие Милосердного своего.i> Одни думают, что здесь лили слезы по Адонису — идолу, почитавшемуся греками, другие — что по идолу египтян Осирису. Говорят, что образ изготавливался для плача, вот поклонники и плакали при нем. Они горевали по поводу смерти этого Фаммузы и вскоре радовались его возвращению к жизни. Причем плакальщицы сидели у входа в ворота дома Господняi> и именно там проливали идолопоклоннические слезы, как бы бросая вызов Богу и священным обрядам поклонения Ему. Существует мнение, что их идолопоклонство доходило до реального блуда. Ибо два этих греха обычно шли вместе, и кто бесчестил Божье естество одним из них, того Бог справедливо предавал постыдным страстямi> и постыдным чувствам, чтобы осквернили и человеческое естество, которое нигде не опускается так низко, как при совершении подобных языческих ритуалов.

(2) Мужи, кланяющиеся на восток солнцуi> (ст. 16). Мерзость усугублялась тем, что она происходила во внутреннем дворе дома Господня… у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником.i> В месте, где раньше происходили самые торжественные обряды святой религии, теперь совершалось это отвратительное нечестие. Господь вполне справедливо мог бы в ревности сказать бросившим Ему такой дерзкий вызов у Его собственных дверей слова царя, обращенные к Аману: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня!i> Здесь было около двадцати пяти мужей,i> воздававших солнцу почести, причитающиеся только Богу. Существует мнение, что речь идет о царе и его князьях; хотя больше похоже, что это были священники, ибо дело происходило в священническом дворе, где их вернее всего можно было найти. Люди, которым доверили истинную религию и поручили заботиться о ней, включая обязательства по ее охране, — именно они изменили ей.

[1] Они повернулись спинами своими ко храму Господню,i> решительно забывая о нем и умышленно выражая ему свое презрение и пренебрежение. Следует заметить: когда люди поворачиваются спиной к Божьим установлениям и презирают их, тогда не удивительно, что они бесконечно скитаются и блудодействуют поступками своими. Непочтительность к Богу лежит в начале идолопоклонства и всякого беззакония.

[2] Они обратились лицами своими на восток и кланялись на восток солнцу,i> восходящему солнцу. Речь идет о древнем виде идолопоклонства, которое упоминалось еще во времена Иова (Иов 31:26) и было весьма распространенным среди народов: одни поклонялись солнцу под одним именем, другие — под другим. Священники оправдывали это действие его древностью и общим согласием, с которым разные народы совершали его (два довода, к которым прибегают католики в наши дни, защищая языческие ритуалы, в частности поклонение на восток) и практиковали во дворе храма, считая, что, не включив его в ритуал, они сделают упущение. Видите, как неразумны идолопоклонники, которые поклоняются, словно богу, и называют Ваалом (Господиномi>) то, что Господь сотворил на служение всему мирозданию (ибо именно таковым является солнце, и это отражено в его названии Шемеш,i> Втор 4:19);

неразумные восхищаются позаимствованным светом, презирая Отца светов.i>

II. Какой вывод сделан на основании этих открытий: «Видишь ли, сын человеческий? i>Мог ли ты подумать, что когда-нибудь тебе доведется увидеть такие дела в храме Господнем?» (ст. 17).

Итак:

(1) Бог взывает к самому пророку с вопросом о гнусности преступления. Считает ли он, что мало дому Иудину,i> который знал и исповедовал нечто лучшее и был удостоен столь многих привилегий по сравнению с другими народами? Простительно ли народу, имеющему Божье Слово и постановления, делать такие мерзости, какие они делают здесь?i> Разве не заслуживают страданий люди, совершившие такой грех? Разве не приведут к запустению i>мерзости, подобные этим (Дан 9:27).

(2) Грех усугубляется мошенничеством и угнетением, которое наблюдалось во всех уголках страны: они еще землю наполнили нечестием.i> Неудивительно, что люди, поступавшие бесчестно по отношению к Богу, бессовестно вредили друг другу и попирали не только святыни, но и принципы справедливости. Нечестие в отношениях между людьми сделало отвратительным для Господа даже их поклонение Ему (Ис 1:11 и след.). «Они землю наполнили нечестием,i> а потом вернулись в храм, чтобы сугубо прогневлять Меняi> там; ибо даже их жертвы не только не являлись искуплением, но и усугубляли их вину. Они вернулись, чтобы спровоцировать Мой гнев i>(англ. пер., ст. 17), то есть повторяли дерзкие поступки, совершали их снова и снова, и вот, они ветви подносят к носам своимi>» — поговорка, означающая, возможно, насмешки над Богом, несерьезное к Нему отношение. Они «чихали» на служение Господу, как обычно происходит с людьми, пощекотавшими веткой нос. Или речь идет об обычае, существовавшем у язычников для чествования идолов, которым они служили. Мы читаем о венках, использовавшихся в поклонении язычников (Деян 14:13), из которых каждый фанатик культа брал ветку и нюхал ее, как букетик цветов. Доктор Лайтфут (Ноr. Heb. John 15.6)i> видит иной смысл в данной фразе: они приносили ветви на гнев, на гнев Господа,i> как написано у масоретов; то есть они все еще подбрасывают топливо (такое, как высохшие ветви виноградной лозы) в огонь Божьего гнева, который они уже разожгли, как будто бы этот огонь и без того не разгорелся довольно сильно. Или же приближение ветви к носу, возможно, означает весьма дерзкий выпад или провокацию в отношении Бога или человека; речь идет о людях очень жестокого рода.

(3) Бог выносит приговор, гласящий, что они будут полностью истреблены: за тоi> (что они являются такими яростными приверженцами греха) и Я стану действовать с яростьюi> (ст. 18). Они землю наполнили нечестием,i> а Бог наполнит ее насилием их врагов и не приклонит благосклонного уха к доводам либо [1] Своей собственной жалости: не пожалеет око Мое, и не помилую;i> покаяние будет скрыто от Его глаз. Либо [2] их молитв: и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их;i> ибо все равно их грехи призывают к возмездию громче, чем молитвы взывают к милости. Бог теперь будет так же глух к их молитвам, как были глухи идолы, к которым они громко взывали, но напрасно (3Цар 18:26). Было время, когда Бог был готов услышать даже прежде нежели они воззовут, i>и ответить, пока они еще будут говорить, i>теперь же с утра будут искать Меня, и не найдут Меняi> (Прит 1:28). Бог обращает внимание не на громкий голос, а на правое сердце.