9 глава

В данной главе представлена:

(I) молитва Даниила о восстановлении евреев, находившихся в плену, в которой он исповедует грех и признает справедливость Бога в постигших их бедствиях, но он также ссылается на Божьи обетования милости, которые Бог хранил для них (ст. 1-19).

(II) На эту молитву ему сразу же дан ответ через ангела, в которой (1) он заверяет в скором освобождении евреев из плена (ст. 20-23).

(2) Он информирует Даниила об искуплении мира Иисусом Христом (прообразом которого он был), о природе этого события и времени, когда оно произойдет (ст. 24-27). Это самое четкое и яркое пророчество о Мессии во всем Ветхом Завете.

Стихи 1-3. В конце предыдущей главы мы оставили Даниила, занятого царскими делами, а здесь он занят более важным делом, чем то, которое было для него у царя. Он говорил Богу и слушал Его, но не только то, что касалось его одного, а всей Церкви; он был ее устами, обращенными к Богу, и именно для ее пользы ему были вверены пророчества Бога, касающиеся дней Мессии. Обратите внимание:

(1) когда Даниил имел это общение с Богом (ст. 1) — в первый год Дария из рода Мидийскогоi>, который только что был назначен царем Халдейским. Он вместе со своим племянником, или внуком, Киром завоевал Вавилон. В этом году истекало семьдесят лет плена иудеев, но указ об их освобождении все еще не был издан; и поэтому, похоже, данное обращение Даниила к Богу было приготовлено в этом году, и, возможно, еще до того, как он был брошен во львиный ров. И так как совсем недавно он получил ответ и испытал на себе утешение от молитвы, то это побуждало его быть усердным в ней, даже если это будет стоить ему жизни.

(2) Что же побудило его обратиться к Богу в молитве (ст. 2): он сообразил по книгамi>, что именно семьдесят лет были определены для опустошения Иерусалимаi> (ст. 2). Он понял это с помощью Книги пророчеств Иеремии, где это четко предсказывалось (Иер 29:10): «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет i>(и поэтому данный период должен отсчитываться от первого плена, имевшего место в третий годi> Иоакима, а у Даниила есть основания помнить этот добрый знак, ибо именно во время этого пленения он был уведен в Вавилон, Дан 1:1) Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас». Подобным образом было сказано (Иер 25:11): «И вся земля эта будет семьдесят лет пустынеюi> (chorbathi>)» — то же слово, которое здесь Даниил использует для обозначения опустошения Иерусалимаi>; это говорит о том, что данное пророчество лежало перед ним, когда он писал эти слова. Хотя сам Даниил был великим пророком и хорошо ознакомлен с видениями Бога, тем не менее он был усердным учеником, изучающим Писание, и не считал для себя унижением обращаться к пророчествам Иеремии. Он был великим политиком, премьер-министром одной из величайших монархий мира, но тем не менее имел желание и находил время для общения со словом Божьим. Величайшие и наилучшие мужи земли не должны считать себя выше своей Библии.

(3) Как глубокомысленно и торжественно он обратился к Богу, осознав, что семьдесят лет плена приближались к концу (ибо, похоже, что, согласно датам пророчеств Иезекииля, был точно подсчитан период их плена);

тогда он обратил лицо свое к Господу с молитвойi>. Отметьте: Божьи обетования предназначены не для того, чтобы заместить, а чтобы побудить и ободрить нас в молитве; и когда мы видим, что день их исполнения приближается, то должны особо ревностно ссылаться на них Богу и ходатайствовать о них. Так и поступил Даниил в данном случае: он молился три раза в день и, несомненно, в каждой молитве упоминал об опустошении Иерусалима; но он не думал, что этого достаточно, и даже в разгар дел уделял время, чтобы еще раз обратиться к небесам по поводу Иерусалима. Бог сказал Иезекиилю, что хотя Даниил вместе с другими предстоял перед Ним, но и его ходатайство не достигло цели и не предотвратило суд (Иез 14:14);

но он надеялся, что теперь, когда исполнилось время борьбы егоi> (Ис 40:2), его молитва о прекращении наказания будет услышана. Когда рассветает день избавления, то настает время молящемуся народу Божьему встряхнуться; тогда, помимо ежедневной жертвы, от них ожидаются и требуются исключительные поступки. Тогда Даниил обратился с молитвою и молением,i> опасаясь, чтобы грехи народа не побудили Бога отложить избавление на более поздний срок, или, скорее, желая, чтобы народ был подготовлен благодатью Бога для избавления сейчас, когда провидение Божье собиралось совершить его для них. Обратите внимание [1] на силу его желания, проявившуюся в этой молитве: «И обратил я лице мое к Господу Богу, чтобы искать Его i>(англ.пер.)», что подразумевает целеустремленность его мыслей, твердость веры и ревность его благоговейных чувств при исполнении долга. В молитве мы должны поворачиваться к Богу и считать себя находящимися в Его присутствии; Ему мы должны направлять свои молитвыi> и взирать на небеса. Возможно, в знак того, что он обратил лицо свое к Господу, он, как обычно, повернулся лицом к Иерусалиму, чтобы больше воздействовать на сердце видением его опустошения.

[2] На умерщвление его тела в этой молитве. В доказательство своего глубокого смирения перед Богом за свои грехи и грехи своего народа, из-за осознания собственной недостойности, молясь, он пребывал в посте,i> облачившись во вретище,i> и лежал в пепле,i> чтобы еще больше воздействовать на себя опустошением Иерусалима, о восстановлении которого он молился, осознавая, что совершает особенное дело.

Стихи 4-19. Даниил молился Богу как своему Богу и к этой молитве добавил свое исповедание: «Ямолился и исповедовался».i> Отметьте: всякий раз, молясь, мы должны исповедовать не только грехи, в которых виновны (то, что мы обычно называем исповеданием), но и исповедовать свою веру в Бога и свое упование на Него, свою скорбь из-за греха и решимость восстать против него. Таким должно быть наше исповедание, так должны говорить наши обличения, и мы должны искренне подписываться под этими словами.i>

Давайте рассмотрим отдельные части этой молитвы, хотя у нас есть основания полагать, что она была более объемной по своему содержанию, чем здесь написано, а нам представлены только ее заглавия.i>

I. В этих стихах представлено его смиренное, важное и благоговейное обращение к Богу. Он обращался к Нему как к Богу, (1) Которого нужно бояться и перед Которым мы всегда должны благоговеть: «О Господи Боже великий и дивный,i> Который может справиться с самыми могущественными и ужасными врагами Церкви».

(2) Которому нужно доверять; наш долг — уповать на Него и доверять Ему: «…хранящий завет и милость любящим Тебя,i> которые в качестве доказательства своей любви к Нему соблюдают Его повеленияi>». Если мы исполняем свою часть договора, то Он обязательно исполнит Свою. Для Своего народа Он будет так же благ, как Его слово, ибо Он хранит Свой завет с ними и ни одна йота Его обетования не останется неисполненной; более того, Он будет лучше, чем Его слово, ибо хранит для них милость несколько большую, чем в завете. В данном случае Даниил уместно взирал на милость Бога, собираясь описать Ему бедствия своего народа, равно как и на Божий завет, ибо собирался просить об исполнении этого обетования. Отметьте: в молитве мы должны взирать на величие и на благость Бога, на Его величавость и милость как одно целое.

II. Здесь представлено Его раскаянное исповедание греха — причину всех бедствий, от которых стонал его народ на протяжении многих лет (ст. 5,6). Когда мы ищем Бога ради обретения милости для всего государства, то должны смирять себя перед Ним за государственные грехи. Именно эти грехи здесь оплакивает Даниил; и мы можем обратить внимание на многообразие слов, используемых им здесь для того, чтобы выразить, какое отвращение они вызывали в Нем (ибо раскаявшимся грешникам приличествует возлагать бремя на самих себя): «Согрешили мы i>во многих разных ситуациях, более того, поступали беззаконно,i> мы торговали грехом, действовали нечестивоi> с ожесточенным сердцем и несгибаемой шеей; тем самым мы воссталиi> (англ.пер.) против Царя царей, Его венца и достоинств». Два факта усугубляло их грехи:

(1) то, что они нарушили четкие i>законы, которые Бог дал им через Моисея: «Мы отступили от заповедей твоих и от постановлений Твоихi> i>и не сообразовывались с ними. И (ст. 10) мы не слушали гласа Господа Бога нашего».i> То, что свидетельствует о природе греха и подтверждает, что грех 1 это преступление закона, i>четко говорит о его нечестивости; если грех показан грехом, то он не может предстать еще худшим; крайняя греховность i>греха является его самым отвратительным качеством (Рим 7:13). Бог во всей полноте просто поставил i>перед нами Свои законы, i>которым мы должны соответствовать как копии; но мы не поступали по законам Его i>и отвратились или повернули обратно.

(2) То, что они пренебрегли четкими предостережениями, данными им Богом через Своих пророков, которых Он во всякое время посылал к ним, от раннего утра i>(ст. 6): «Мы не слушали рабов Твоих, пророков, i>которые напоминали нам Твои законы и предъявляли санкции; хотя они Твоим именем говорили, i>но мы не обращали на них внимания; хотя они честно передавали Твои слова, оказывая полное уважение всем повелениям и рангам, занимаемым людьми, I царям и вельможам, i>разговаривать с которыми у них хватило смелости и уверенности, и отцам нашим i>и всему народу страны, i>разговаривать с которыми у них хватало снисхождения и сострадания, — тем не менее мы не слушали их, i>не слышали их и не были внимательны к их словам, равно как и не соблюдали их». Насмешка над Божьими посланниками и презрение к словам Божьим были теми грехами, которые наполнили чашу их беззаконий (2Пар 36:16). Здесь Даниил повторно исповедует этот грех и на нем особо настаивает; раскаявшиеся грешники должны вновь и вновь обвинять и порицать себя, пока не ощутят, что их сердца основательно сокрушены. Весь Израиль преступил закон Твой i>(ст. 11). Израиль, i>исповедующий Бога, народ, знавший Его лучше других, от которого Он ожидал большего, Израиль, избранный Божий народ, который Он окружил Своим благоволением, не частично, а весь Израиль, i>большая часть народа, преступила закон Твой и отвратилась; i>они сошли с пути, чтобы не слушать i>и не повиноваться гласу Твоему. i>Именно в непослушании больше всего обвиняют себя искренно раскаявшиеся грешники (ст. 14): «Мы не слушали гласа Твоего, согрешили и поступали нечестиво i>(ст. 15)». Кто хочет обрести милость, тот должен так исповедовать свои грехи.

III. Он уничижается и признает праведность Бога во всех судах, обрушившихся на них. Именно так истинно раскаявшиеся грешники должны оправдывать Бога, чтобы Он представал чистым в Своих судах, а грешники несли всю вину.

1. Он признает, что именно грех ввергнул их во все эти беды. Израиль был рассеян по всем i>окружающим странам, i>ослабел, обеднел и брошен на произвол судьбы. Рука Божья изгнала i>их в разные страны: одних — близко, i>где их знали, и поэтому им было стыдно, других — далеко, i>где их не знали, и поэтому они больше чувствовали себя оставленными; за их отступление, каким они отступили от Тебя, i>Ты изгнал их (ст. 7). Они смешались с народами, чтобы предаваться разврату вместе с ними, и теперь Бог смешивает их с народами, чтобы те ограбили их.

2. Он признает, что Бог праведен во всем, что приключилось с ними, и Он не причинил им зла, а обращался так, как они того заслуживали (ст. 7): «У Тебя, Господи, правдаi>; никакой ошибки мы не нашли в Твоем провидении и никаких возражений не выдвигаем Твоим судам, ибо (ст. 14) праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, i>даже посылая нам самые суровые бедствия, ибо мы не слушались гласа i>уст Его и поэтому нам справедливо пришлось почувствовать вес Его руки». Похоже, эти слова заимствованы из Плача 1:18.

3. Он обращает внимание на исполнение писаний во всем том, что обрушилось на них. По справедливости Он наказывал их, i>ибо действовал согласно изреченному Им слову. За то излились на нас проклятие и клятва, i>то есть проклятие, которое было утверждено клятвой в законе Моисея (ст. 11). Это и далее оправдывает Бога во всех коснувшихся их бедах, ибо Он наказывал по закону, о чем честно предупреждал их. Угрозы Его слова должны были исполниться, дабы сохранить и подтвердить правдивость Бога и спасти Его правление от презрения; в противном случае они были бы похожи на пугало, которое никого не пугает. И так как мы нарушили закон, то Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, i>ибо они, согласно своему долгу, не наказывали за нарушение законов Божьих. Он много раз говорил им, что если они не будут творить правосудие и преследовать злодеев, то Он Сам возьмет суд в Свои руки. И теперь Он исполнил то, что говорил, наведши на нас великое бедствие, i>которое во всей полноте коснулось князей и судей. Отметьте: очень полезно обратить внимание на то, насколько полно суды руки Божьей i>соответствуют судам Его уст. i>

4. Он усугубляет бедствия, которые их постигли, чтобы после длительного периода они не привыкли и не стали легкомысленно относиться к ним, и в результате наказание Господне утеряло для них свою полезность из-за пренебрежения им. «Мы жалуемся не на некоторые трудности в жизни, а на определенные знаки божественного недовольства, ибо не бывало под небом того, что совершилось над Иерусалимом»i> (ст. 12). От имени Церкви Иеремия оплакивает: «Есть ли болезнь, как моя болезньi>?», что подразумевает другой подобный вопрос: «Есть ли грех, как мой грехi>?»

5. Он предает позору весь народ — от знатнейшего до самого ничтожного; и если на эту молитву они говорят «аминь», как и должно быть, если они хотят разделить сопутствующие ей привилегии, то пусть положат руку на свои уста, а свои уста — погребут во прахе: «У нас на лицах стыд, как день сейi> (ст. 7);

мы постыжены наказанием за наши беззакония, ибо стыд — это то, что нам причитается». Если бы Израиль сохранил свои качества и оставался святым народом, то был бы выше всех народов в чести, славе и великолепииi> (Втор 26:19);

но теперь, когда они согрешилиi> и поступали нечестиво,i> им принадлежит смущение и позор — мужам Иуды и жителям Иерусалима, живущим в городе и деревне, ибо все они в равной степени виновны перед Богом; такова участь всего Израиля -i> и двух колен, которые близко,i> у рек Вавилонских, и десяти колен, которые далеко,i> в земле Ассирийской. «Стыд на лицах не только обычных людей из нашего народа, но у царей и князей наших, у отцов нашихi> (ст. 8), которые должны были быть лучшим примером и использовать свою власть и влияние для обуздания грозного потока зла и порока».

6. Виной тому, что это наказание длится так долго, является их неисправимость (ст. 13,14): «Все это бедствие постигло нас i>и долго пребывает на нас, но мы не умоляли Господа Бога нашего,i> делали это неправильно, не так, как должны были делать: со смиренным, скромным, раскаянным и послушным сердцем.i> Мы были поражаемы, но не обратились к Тому, Кто поражал нас. Мы не умоляли лицо Господа Бога нашегоi> (дословно);

мы не старались примириться и иметь мир с Богом». Даниил показал своим братьям хороший пример того, как нужно молиться непрестанно, но опечалился, увидев, как мало людей последовало его примеру; ожидалось, что в страданииi> они будут искать Бога с раннего утра,i> но они не искали Его, чтобы обратиться от беззаконий своих и уразуметь истину Его.i> Страдания посылаются для того, чтобы люди обратились от беззаконий своих и уразумели истину Божью;i> так Елиуй объяснил это Иову (Иов 36:10). С их помощью Бог открывает ухо для вразумления и говорит, чтоб они отстали от нечестия. i>А если люди правильно разумеют истину Божьюi> и подчиняются ее силе и власти, то отвращаются от своих ошибочных путей. Первый шаг по направлению к этому — молитва к Господу Богу нашему,i> чтобы страдание было освящено, прежде чем оно будет удалено, и чтобы благодать Божья сопутствовала провидению Божьему и оно достигало своей цели. Кто в страданиях не умолял своего Бога,i> кто не взывал, когда Он заключал их в узы,i> тот вряд ли обратится от беззаконийi> и уразумеет истину.i> «А так как они не использовали страдания, то Бог наблюдал это бедствие,i> как судья следит, чтобы казнь соответствовала вынесенному приговору. Так как мы не расплавились, то Бог продолжал держать нас в печи и наблюдал, i>чтобы сделать пламя более сильным», ибо когда Бог судит, то Он превозмогает, и Он будет оправдан во всех Своих действиях.

IV. Он с верой взывает к милости Божьей, ссылаясь на прежние знаки Его благоволения к Израилю и заботясь о Его славе при содействии их интересам.

1. Для них утешением (и не малым) было то, что Бог всегда готов простить грех (ст. 9): «У Господа Бога нашего милосердие и прощение»;i> это ссылка на провозглашение Его имени (Исх 34:6,7): «Господь Бог милосердный и многомилостивый, прощающий преступление». i>Отметьте: бедных грешников значительно ободряют воспоминания о милостях Божьих, а воспоминания о Его праведности обличают и смиряют их; а кто воздает Ему славу за Его праведность, тот может утешиться Его милостями (Пс 61:13). У Бога много милостей, и не одно прощение, а много прощений; Он — Бог прощенийi> (Неем 9:17, на полях);

Он — многомилостивi> (Ис 55:7). Хотя мы возмутились против Него,i> но у Него — милость, прощающая милость, даже для упрямых.i>

2. Подобным образом для них поддержкой было думать, что Бог ранее прославил Себя, избавив их от Египта; так далеко он оглядывается, чтобы ободрить свою веру (ст. 15): «Ты, ранее выведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною,i> неужели сейчас той же могущественной рукой не выведешь его из Вавилона? Если тогда они были сформированы в народ, то неужели сейчас они наново не сформируются в новый народ? Разве тогда они не были такими же греховными и недостойными? Разве тогда их угнетатели не были такими же могущественными и высокомерными? И разве не говорил Бог, что их освобождение от вавилонского плена превзойдет выход из Египта?» (Иер 16:14,15). Сила этого призыва заключается в следующем: «Ты сделал Себя известным, сделал Себе имяi> (дословно) как день сей,i> то есть до сего дня, вывел нас из Египта; так неужели Ты потеряешь это доверие к Себе, позволив нам умирать в Вавилоне? Ты стал известным благодаря этому избавлению, о котором мы так часто вспоминаем, так неужели сейчас Ты не хочешь прославиться тем, о чем мы так часто молимся и чего так долго ожидаем?»i>

V. Он трогательно жалуется на порицание, которому подвергнулся народ Божий, и на разрушение святилища Божьего, теперь находящегося в руинах, которое в значительной степени бесчестило Бога и бесславило Его имя, которое Он сделал известным благодаря их выходу из Египта.

1. Святой народ Божий был в презрении. Своими грехами и беззакониями отцов своихi> они осквернили свой венец и сделали себя презренными; и тогда, хотя по своему имени и исповеданию они были народом Божьим и в связи с этим истинно великими и почитаемыми, но стали поруганием у всех, окружающих их. i>Их соседи смеялись над ними с презрением и радовались их позору. Отметьте: грех — это поругание любого народа,i> особенно народа Божьего, на который устремлено больше глаз и который обладает большими почестями, чем любой другой народ.

2. Святое место Бога было опустошено. Иерусалим, святой город, стал поруганием (ст. 16), когда превратился в руины; он стал ужасомi> и посмеянием для всех проходивших мимо. Святилище, святой дом, был опустошен (ст. 17), жертвенники были разрушены, а все здания лежали в пепле. Отметьте: все святые скорбят об опустошении святилища; они считают, что все их утешения погребены в его руинах.i>

VI. Он настойчиво просит Бога вернуть бедных иудеев из плена и восстановить их прежние радости. Это прошение весьма назойливо, ибо Бог позволяет нам в молитве бороться с Ним: «Господи, молю Тебяi> (англ. пер., ст. 16)! Если что-то желаешь сделать для меня, то сделай; этого желает мое сердце, и об этом я молюсь. И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление егоi> (ст. 17) и даруй благоприятный ответ». Каковы же его прошения и о чем он просит?i>

1. Чтобы Бог отвратил от них Свой гнев, то есть то, чего больше всего боятся все святые: «Да отвратится гнев Твой от Иерусалима, от святой горы Твоей!»i> (ст. 16). Он не молится, чтобы Бог вернул их из плена (пусть Бог делает с ними то, что считает нужным), а прежде всего молится о том, чтобы отвратился Его гнев.i> Уберите причину — и последствия прекратятся.

2. Чтобы Он благосклонно посмотрел на них (ст. 17): «И воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое;i> повернись к нам со Своей милостью и покажи, что примирился с нами; и тогда все будет хорошо». Отметьте: сияние лица Божьего на опустошенное святилище — это самое главное на пути его восстановления; и именно на этом основании он должен быть восстановлен. И если его друзья захотят начать свою работу с правильного конца, то они должны прежде всего быть ревностными в своей молитве Богу о Его благоволении и представить Ему Его опустошенное святилище. Да воссияет лице Твое, и спасемся!i> (Пс 79:4).

3. Чтобы Бог простил их грехи и поспешил совершить их избавление (ст. 19): «Господи, услыши! Господи, прости!»i> Чтобы милость, о которой молятся, была дарована, должен быть удален грех, который угрожает встать между нами и ею: «Господи, внемли и соверши;i> не только ответь, услышав, но внемли и соверши; сделай для нас то, что не может сделать никто другой, и сделай это вскоре; не умедли, Боже мой!»i> Теперь, увидев приближение назначенного дня, он мог с верой молиться, чтобы Бог поторопился к ним и не откладывал. Давид часто молился: «Поспеши на помощь мне, Господиi>!»

VII. Здесь приводятся некоторые основания и аргументы, усиливающие эти прошения. Бог позволяет нам не только молиться, но и просить Его, но не для того, чтобы растрогать Его (Он Сам знает, что сделает), а чтобы растрогать самих себя, побудить к ревности и ободрить нашу веру.

1. Они с презрением относятся к упованию на собственную праведность и признают, что из руки Божьей заслуживают только гнев и проклятие (ст. 18): «Мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу,i> словно достойны принять Твое благоволение за какие-либо свои заслуги, и не считаем, что имеем право что-либо требовать в качестве долга; мы не можем настаивать на своем оправдании даже если бы были более праведны, чем мы есть; более того, даже если бы знали, что поступаем правильно, то и это не оправдало бы нас, — а умоляем Судью нашего».i> Моисей задолго до этого говорил Израилю: что бы Бог ни делал для них, Он делал это не за их праведностьi> (Втор 9:4,5). А Иезекииль недавно сказал им, что они будут возвращены из Вавилона не для нихi> (Иез 36:22,32). Отметьте: всякий раз, когда мы приходим к Богу за милостью, нам следует оставить самомнение и уверенность в собственной праведности.

2. Ободрение к молитве они черпают от одного Бога, зная, что основания для оказания милости могут быть взяты от Него, и поэтому у Него мы можем обрести все поводы для оказания милости и тем самым воздать Ему славу, когда еще только ходатайствуем о Его благодати и милости.

(1) «Соверши это ради Себя Самого i>(ст. 19), ради исполнения Твоего совета и Твоего обетования и для поддержания Твоей славы». Отметьте: Бог совершит Свое дело не только Своим путем и в установленное Им время, но и сделает это ради Себя; и именно так мы должны воспринимать это.i>

(2) «Соверши это ради Господа,i> то есть ради Господа Иисуса», ради обещанного Мессии, Который является Господом (именно так понимают это место большинство наилучших христианских толкователей), ради Адонаиi> — так Давид называет Мессию (Пс 119:1);

а о милости для Церкви молятся ради Сына человеческогоi> (Пс 79:18) и ради Слова Твоего,i> ибо Он — Господин всего сущего. Именно ради Него лицо Бога воссияло на грешников, когда они покаялись и обратились к Нему, ибо Он совершил удовлетворение. Поэтому во всех своих молитвах мы должны просить об этом, должны вспоминать правду Его, единственную Егоi> (Пс 70:16). Призри на лице помазанника.i> Он Сам велит нам просить во имя Его.i>

(3) «Сделай это по всей правде Твоейi> (ст. 16), то есть заступись за нас перед нашими преследователями и угнетателями по всей правде Своей». Хотя сами мы неправедны перед Богом, но, ссылаясь на них, у нас появляется праведное дело, защищать которое мы предоставляем праведному Богу». Или, скорее, под праведностью Богаi> здесь подразумевается Его верность Своим обетованиям. И Бог по правде Своейi> исполнил Свои угрозы (ст. 11). « Так неужели теперь, Господи, Ты не сделаешь этого по всейi> правде Своей? Разве Ты не будешь так же верен Своим обетованиям, как оказался верен Своим угрозам, когда исполнил их?»

(4) «Сделай это ради Своего великого милосердияi> (ст. 18), чтобы было видно, что Ты — Бог милостивый!» Мы называем блага, которых просим у Бога, милостями, i>ибо ожидаем получить их только благодаря Его милости. А так как бедственное положение является должным объектом для оказания милости, то в данном месте пророк подробно описывает бедственное состояние Церкви перед Богом, чтобы вызвать у Него сострадание: «Открой очи Твои и воззри на опустошения наши,i> особенно на опустошение святилища. О, посмотри с состраданием на наше бедственное положение!» Отметьте: мы должны в молитвах говорить Богу об опустошениях Церкви и затем представлять это дело Ему.

(5) «Сделай это ради наших взаимоотношений. Твое святилище — посвященное Твоей чести и богослужению, место Твоего пребывания — опустошено (ст. 17). Иерусалим — Твой градi> и Твоя святая гора i>(ст. 16);

на этом городе наречено имя Твое» i>(ст. 18). Бог избрал его Себе из всех колен Израилевых для пребывания там имени Своего.i> «Народ, который стал поруганием,i> — это Твой народ, и Твое имя страдает, когда его позорят (ст. 16);

Твое имя наречено на народе Твоемi> (ст. 19). Господи, они — Твоя собственность, и поэтому Ты заинтересован в их благополучии; так разве Ты не побеспокоишься о Своих, о тех, кто принадлежит Твоему дому? Они Твои, спаси их»i> (Пс 118:94).i>

Стихи 20-27. В этих стихах приводится немедленно направленный Даниилу ответ на его молитву; он весьма запоминающийся, ибо содержит в себе самые прославленные предсказания о Христе и Евангелии, существующие в Ветхом Завете.i> Если Иоанн Креститель был утренней звездой, то это — рассвет Солнца правды, Восток свыше.i> Здесь указывается:

I. Время, когда был дан этот ответ.

1. Он был получен, когда Даниил еще молился. Он обратил на это внимание и ставит на этом акцент: «Когда я еще говорил i>(ст. 20), более того, когда я еще продолжал молитвуi> (ст. 21)», прежде чем он встал с колен и все еще хотел что-то добавить.i>

(1) Он упоминает две основные темы, на которых он в основном настаивает в молитве и которые, возможно, хотел далее более подробно изложить.

[1] Он исповедовал грех и оплакивал его — «грехи мои и грехи народа моего Израиля».i> Даниил был великим и благочестивым мужем, но тем не менее находит у себя грехи и готов исповедать их перед Богом, ибо нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы,i> как нет такого, кто грешил бы и не каялся. Св.Иоанн причисляет к обманщикам, лгущим самим себе, тех, кто говорит, что не грешит,i> и поэтому исповедует свои грехи i>(1Иоан 1:8). Благочестивые люди считают облегчением для своей совести, когда изливают свои жалобы перед Господом на самих себя; это и есть исповедание греха.i> Он также исповедует грехи своего народаi> и оплакивает их. Кто искренне переживает о славе Божьей, о благополучии Церкви и человеческих душах, тот будет скорбеть о грехах других как о своих собственных.

[2] Он повергал мольбу свою пред Господом Богом i>и представлял ее как ходатай об Израиле; и в этой молитве он переживал о святой горе Бога своего i>- о горе Сион. Опустошение святилища было ближе его сердцу, чем опустошение города и страны; а его восстановление и возобновление гражданского поклонения Богу Израиля после избавления из плена более волновали его, чем восстановление его гражданских интересов.

(2) Пока Даниил был занят этим,

[1] ему было дано заверение в том, что он получит милость, о которой молился. Отметьте: Бог всегда готов услышать молитву и дать благоприятный ответ. Теперь исполнилось то, что Бог изрек (Ис 65:24): «Прежде нежели они воззовут, Я отвечу».i> Даниил был очень ревностен в молитве, и его чувства становились сильнее (ст. 18,19). И пока он говорилi> с такой страстью и желанием, к нему подошел ангел и дал благоприятный ответ. Богу нравится энергичное поклонение. Сейчас нам не нужно ожидать, что Бог в ответ на наши молитвы пошлет ангелов, но если мы молимся ревностно о том, что Бог пообещал, то можем верой воспринять обетование как непосредственный ответ на молитву, ибо верен обещавший.i>

[2] Ему была открыта тайна о более великом и славном искуплении, которое Бог совершит для Своей Церкви в последние дни. Отметьте: кто хочет ближе познакомиться с Христом и Его благодатью, тот должен много молиться.i>

2. Было около времени вечерней жертвыi> (ст. 21). Жертвенник был разрушен, и на нем не приносили никакие жертвы, но, похоже, благочестивые иудеи в плену ежедневно вспоминали время, когда приносилась жертва, и в тот час были готовы рыдать при воспоминании о ней; они желали и надеялись, что их молитвы направятся пред лице Бога, как фимиам, i>а воздеяние рук их i>и сердец будут Им восприняты, как жертва вечерняя i>(Пс 110:2). Вечерняя жертва была прообразом великой Жертвы, которую Христос должен был принести на закате этого мира; и благодаря этой жертве молитва Даниила была принята, когда он молился ради Господа; i>и ради этого ему была открыта славная тайна об искупительной любви. Агнец открыл печати i>благодаря Своей Крови.

II. Кто был посланником, через которого был дан этот ответ. Он не был дан пророку во сне и не с помощью гласа с небес, а для большей уверенности и торжественности для этой цели был послан ангел, явившийся в человеческом образе, чтобы дать ответ Даниилу. Обратите внимание:

1. Кто был этим ангелом или посланником. Это был муж Гавриил. i>Если архангел Михаил, как предполагают многие, был никто другой, как Иисус Христос, то Гавриил был единственным сотворенным ангелом, названным по имени в Писании. Его имя означает «сильный Божийi>», ибо ангелы превосходят крепостью и силою i>(2Пет 2:11). Именно его Даниил видел прежде в видении. i>Даниил слышал, что его называли этим именем, и так узнал его (Дан 8:16);

и хотя тогда он трепетал при его приближении, но при этом так тщательно рассмотрел его, что теперь узнал. Он узнал, что это был тот же ангел, которого он видел вначале, и так как уже был знаком с ним, то теперь не так испугался, как в первый раз, когда увидел его. Когда этот ангел сказал Захарии: «Я Гавриил»i> (Лук 1:19), то тем самым хотел напомнить о тех сведениях, которые он дал Даниилу о приходе Мессии, когда это событие было еще далеко, для подтверждения его веры в то, о чем он собирался сказать как о событиях, которые скоро грядут.

2. На наставления, принятые этим посланником от Отца светов, которому молился Даниил (ст. 23): «В начале моления твоего вышло слово,i> повеление от Бога». Ангелам на небесах было дано сообщение об этом решении Бога, которое они хотели узнать, и Гавриилу было дано повеление немедленно доставить это сообщение Даниилу. Из этого следует, что Даниил не сказал ничего, что взволновало бы Бога, ибо ответ был дан, когда он только начал молиться; но Богу понравилось его благочестивое и торжественное обращение, и в знак этого Он отправил это милостивое послание. Или, возможно, в начале моления Даниила вышло повеление Кира о восстановлении Иерусалима,i> оно было изречено (ст. 25). «Это было сделано в тот самый день;i> тем утром, когда ты молился об этом, было подписано возвещение о свободе для иудеев», а теперь, в конце этого постового дня, Даниил был извещен об этом, как под конец дня очищенияi> праздничные трубы возвещали свободу.

3. На поспешность, с которой он передал это послание: он быстро прилетелi> (ст. 21). Ангелы — это посланники, имеющие крылья; они быстры в своих движениях и не откладывают исполнение данных им приказов; они быстро двигаются туда и сюда, как сверкает молнияi> (Иез 1:14). Но в одних случаях кажется, что они более проворны, чем в других, и быстрее выполняют задание, как в данном случае ангел, который быстро прилетел;i> это означает, что ему было велено и он смог прилететь быстро. Ангелы совершают свое дело, повинуясь божественному повелению и уповая на божественную силу. Хотя они превосходят в мудрости, но летят быстрее или медленнее в зависимости от того, как велит Бог; и хотя они превосходят в силе, но летят так, как велит им Бог. Ангелы поступают с нами так, как Он велит; они — служители Его, исполняющие волю Егоi> (Пс 112:21).

4. На вступление или предисловие к данному посланию.

(1) Он коснулся егоi> (ст. 21), как и ранее (Дан 8:18), но не для того, чтобы пробудить от сна, как в тот раз, а для того, чтобы подсказать ему прервать свою молитву и послушать то, что он должен ему сказать в ответ на нее. Отметьте: чтобы поддерживать общение с Богом, мы должны иметь желание не только говорить Богу, но и слушать то, что Он должен сказать нам. Когда мы молимся, то должны взирать вверх, следовать за своими молитвами и сосредоточиться на нашей сторожевой башне.

(2) Он говорил с нимi> (ст. 22), говорил свободно, как разговаривают друзья, чтобы страх не смутил его. i>Он сообщил, по какому поручению прибыл: он был послан с небес, чтобы передать ему это милостивое послание: «Я пришел возвестить тебеi> (ст. 23), рассказать то, чего ты не знал раньше». Он показал, какие беды обрушатся на Церковь во времена Антиоха и как долго это будет длиться (Дан 8:19), но теперь хочет показать более значительные события, ибо тому, кто верен в малом, будет вверено больше. «Более того, я исшел, чтобы научить тебя разумениюi> (ст. 22) — не только показать эти события, но и объяснить их тебе».i>

(3) Он заверил Даниила, что тот является любимцем небес, в противном случае эта информация не была бы послана ему, и он должен воспринимать это как благоволение: «Я пришел возвестить тебе, ибо ты -муж желаний.i> Ты возлюблен Богомi> (англ. пер.), и Он благоволит к тебе». Отметьте: хотя Бог любит всех Своих детей, тем не менее одних любит больше, чем других. У Христа был один ученик, который возлежал на Его груди, и именно этому возлюбленному ученику Он вверил пророческие видения Нового Завета, как Даниилу — видения Ветхого Завета. Ибо какое большее знамение Своего благоволения Господь может явить человеку, помимо тайн Господних, открытых ему? Авраам был другом Бога,i> поэтому Бог говорит: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!»i> (Быт 18:17). Отметьте: считать себя возлюбленными Бога могут те, кому и в ком Он явил Своего Сына.i> Некоторые обращают внимание, что слова, с которыми ангел Гавриил обращается к Деве Марии, практически совпадают с теми, что он здесь говорит Даниилу, словно он хотел напомнить ей об этом: «Возлюбленнаяi>! (англ.пер.) Благодатная!.i> (рус.пер.)», как и к Даниилу: «Возлюбленныйi>! (англ.пер.) муж желанийi> (рус.пер.)».i>

(4) Он требует его пристального внимания к тому, что собирается ему открыть: «Вникни в слово и уразумей видение»i> (ст. 23). Это означало, что сообщение заслуживало внимания более всех остальных видений, которыми он был благословлен. Отметьте: кто хочет понять Божьи истины, тот должен размышлять над ними, воскрешать в памяти, обдумывать и сравнивать духовное с духовным. Мы пребываем во тьме, не зная явленной воли Бога, и ошибаемся в отношении ее, так как недостаточно размышляем о ней. Это видение требует и заслуживает того, чтобы над ним размышляли.i>

III. На само послание. Оно было передано с величайшей торжественностью, и, несомненно, принято с величайшим вниманием, а затем записано с величайшей точностью, но в нем, как обычно бывает в пророчествах, много темных и непонятных для понимания мест. Даниил, который по книгам пророка Иеремии понял, что подходят к концу семьдесят лет плена, теперь имеет честь сообщить Церкви о другом, более славном освобождении, прообразом которого оно было. Оно произойдет по прошествии семидесяти, но не лет, а недель лет. Он молился об этом пророчестве и принял его в ответ на молитву. Он молился о своем народеi> и святом городеi> — чтобы они были освобождены и отстроены, но Бог ответил ему несравненно больше того, о чем он просил или о чем помышлял.i> Бог не только дает, но дает больше того, что желают те, кто боится Его (Пс 20:5).

1. Довольно сложно понять, о каком времени здесь идет речь. В целом этот период — семьдесят седьминi> (семьдесят недельi> в анг.пер.), то есть семьдесят раз по семь лет, что составляет 490 лет. И великие события, которые коснутся народа Израиля и города Иерусалима, будут происходить в течение этого промежутка времени.

(1) Эти года посчитаны седьминами [1] соответственно пророческому стилю, который в большей своей части труден для понимания и отличается от обычной речи, чтобы предсказанные события не были слишком очевидны.

[2] Чтобы почтить разделение времени на недели, что было сделано только ради дня субботнего, и подчеркнуть, что это постановление вечное.

[3] Со ссылкой на семьдесят лет плена; так долго они были лишены возможности владеть своей землей, и поэтому теперь, вновь овладев ею, они в семь раз дольше будут обладать ею. Во столько раз больше Богу нравится миловать, чем наказывать. Земля удовлетворяла себя за свои субботыi> (в печальном смысле) в течение семидесяти лет (Лев 26:34), а теперь народ Божий (в благоприятном смысле) удовлетворит себя субботами семь раз по семьдесят лет, и в них присутствует семьдесят субботних лет, которые составляют десять юбилеев. Здесь представлено такое соотношение в проявлениях провидения, чтобы мы увидели и восхитились мудростью Того, Кто назначает предопределенные времена.i>

(2) Трудности, возникающие в связи с этими семьюдесятью седьминами, таковы:

[1] относительно времени, когда они начнутся и от какого момента их нужно отсчитывать. Здесь поставлена дата: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалимаi> (ст. 25). Я склонен полагать, что это время, когда Кир издал указ, упомянутый Ездрой в Ездр 1:1, ибо с этого момента народ начал восстанавливатьсяi>; и хотя здесь четко не говорится о строительстве Иерусалима, но именно это подразумевается под постройкой храма; и было предсказано, что это будет совершено Киром (Ис 44:28): «Он скажет Иерусалиму: «ты будешь построенi>/»» И в пророчествах и в истории это самый известный указ о строительстве Иерусалима; более того, это вышедшее повеление i>(которое так же может означать повеление Бога в адрес Иерусалима, как и повеление Кира) является тем же повелением, которое было упомянуто в ст.23 и дано в начале моления Даниила.i> Весьма привлекательно выглядит точка зрения, которая говорит, что семьдесят недель должны начаться сразу по истечении семидесяти лет. И против этого нечего возразить, кроме того, что в таком случае возраст Персидской монархии с момента взятия Вавилона Киром и до победы Александра над Дарием насчитывает всего 130 лет, в то время как точный подсчет царствования Персидских императоров исчислен 230 годами. Так считает Фукидид (Thucydides), Ксенофонт и другие. Придерживающиеся этой даты первого указа откладывают эти вычисления, произведенные языческими историками, как ненадежные, на которые нельзя полагаться. Но другие, желающие привести в соответствие эти подсчеты, начинают отсчет 490 лет не от указа Кира (Ездр 1:1), а от второго указа о строительстве Иерусалима, который издал Дарий Нотус 100 лет спустя, упомянутый в Книге Ездры 6. Некоторые считают этой датой седьмой год правления Артаксеркса Мнемона, отославшего Ездру с полномочиями (Ездр 7:8-12). Образованный г-н Поул (Poole) в своей книге «Латинский синопсис» представляет самое обширное, детально продуманное собрание высказываний «за» и «против» относительно начала этих недель, которыми могут заняться толкователи.

[2] Относительно их продолжительности; и в этом вопросе толкователи не пришли к единому мнению. Одни считают, что они закончились со смертью Христа, а выразительные слова этого известного пророчества дают нам право сделать вывод, что от того момента, когда Гавриил заговорил с Даниилом — от времени вечерней жертвы, — и до часа, когда умер Христос (это событие также совершилось ближе к вечеру), прошло точно 490 лет; я также склонен придерживаться этого мнения. Но другие считают, что раз сказано, что в половине седъминыi> (т.е. последней из семидесяти седьмин) прекратится жертва и приношение,i> то они закончатся спустя три с половиной года после смерти Христа, когда из-за отказа иудеев от Евангелия апостолы повернутся к язычникам. Те же, кто полагает, что они закончатся со смертью Христа, так читают это место: «Он утвердит завет для многих;i> а в последнюю седьмину,i> или в последнюю неделю, более того, в половине этой седъминыi> или в половине этой недели (а именно в последней половине седьмины, три с половиной года из которой Христос посвятил публичному служению) прекратится жертва и приношениеi>». Третьи полагают, что эти 490 лет закончатся разрушением Иерусалима, приблизительно 37 лет спустя после смерти Христа, потому что сказано, что эти семьдесят седьмин определены для народа твоего и святаго города твоего,i> и много говорится о разрушении города и святилища.

[3] Относительно разделения их на семь седьмин, шестьдесят две седьмины и одну седьмину. Основание для этого так же сложно объяснить, как и все остальное. На протяжении первых семи седьмин, или сорока девяти лет, были построены город и храм; на протяжении последней седьмины Христос проповедовал Свое Евангелие, и в то же время иудейское хозяйство было разрушено и были заложены основания для евангельского города и храма, которые должны были быть построены на руинах предыдущих.

(3) Какое бы сомнение относительно точности установления этих дат ни ставило нас в затруднение, мы имеем достаточно ясности и уверенности, чтобы определить две цели, ради которых они были определены.

[1] Это действительно зародило и укрепило надежды верующих. И раньше звучали общие обещания патриархам о пришествии Мессии; предыдущие пророки часто говорили о Нем как о Том, Кто должен прийти,i> но до сего момента никогда еще время Его пришествия не было определено. И хотя относительно даты этого отсчета могут быть сомнения и не могут обнаружить приблизительно год, но благодаря свету этого пророчества они были проинформированы относительно времени, когда ожидать Его. И мы находим, что когда Христос пришел, то Его в основном восприняли как утешение Израиляi> и благодаря Ему ожидали избавления в Иерусалиме i>(Лук 2:25,38). Были и такие, что на основании его думали, что скоро должно открыться Царствие Божиеi> (Лук 19:11), а некоторые полагали, что именно это привело к необычному стечению народа в Иерусалим (Деян 2:5).

[2] Это также помогло опровергнуть и заглушить надежды неверующих, не признававших, что Иисус и есть Тот, Кто должен прийти,i> и продолжавших ожидать другого.i> Это предсказание должно было заставить их молчать и осудить их, ибо, даже отсчитывая эти семьдесят седьмин от момента изречения любого из повелений строить Иерусалим, они истекли бы около 1500 лет назад; и поэтому иудеи остаются без оправдания, не признавая, что Мессия пришел, когда они слишком далеко зашли в своих вычислениях Его пришествия. Но тем самым мы утверждаемся в своей вере в то, что Мессия приходил, что это наш Иисус, что Он приходил в предопределенное время, достойное, чтобы его вечно помнили.

2. Предсказанные здесь события легче объяснить и понять нам сейчас. Обратите внимание, что здесь предсказано:

(1) Скорое возвращение иудеев на родину и их повторное поселение там, о чем в то время в основном молился Даниил; но в то же время по этому вопросу дается краткая информация в ответ на его молитву. Пусть благочестивые иудеи утешатся тем, что выйдет повеление о восстановлении Иерусалимаi> (ст. 25). И это повеление не будет тщетным, ибо хотя времена будут очень беспокойными и это благое дело столкнется с могущественной оппозицией, но оно будет осуществляться и в конце исполнится. Обстроятся улицыi> и будут такими же просторными и великолепными, как прежде; обстроятся и стены, но в трудные времена.i> Отметьте: до тех пор, пока мы в этом мире, мы должны быть готовы к трудным временам i>в связи с теми или иными событиями. Даже в ликующие временаi> мы должны радоваться с трепетом; это лишь проблеск, лишь временный просвет мира и процветания; облака возвращаются после дождя.i> Когда иудеи с радостью вернутся на родину, они должны ожидать трудных времен и быть готовы к ним. А наше утешение заключается в том, что Бог совершит Свое дело и построит Свой Иерусалим, Он украсит и укрепит его даже в трудные времена.i> Более того, трудные времена с помощью благодати Божьей могут посодействовать продвижению Церкви. Чем больше она страдает, тем больше умножается.

(2) Относительно Мессии и Его служения. Плотские иудеи ожидали Мессию, Который освободил бы их от римского ярма, дал мирскую власть и богатство, в то время как им говорили, что Мессия придет с другим поручением, чисто духовным, и поэтому Он будет особенно желанным.

[1] Христос пришел, чтобы взять грехi> и упразднить его. Грех поссорил Бога и человека, отделил человека от Бога и настроил Бога против человека; именно грех обесчестил Бога и сделал несчастным человечество — он был величайшим злодеем. И поэтому, чтобы оказать значительную услугу Богу и сделать огромную милость для человека, Христос должен был уничтожить его. Он принял решение сделать это и для сего-то и явился, чтобы разрушить дела диавола.i> Он не говорит «чтобы покрыты были ваши преступления и ваши грехи»,i> а чтобы покрыт был грехi> в общем, ибо Он был умилостивлением не только за наши грехи -i> грехи иудеев, а за грехи всего мира.i> Он пришел, во-первых,i> чтобы покрыто было преступлениеi> — чтобы обуздатьi> (читают некоторые) и лишить его силы, чтобы поразить в голову змея,i> причинившего так много зла, отнять владычество у этого тирана и учредить царство святости и любви в сердцах людей на обломках царства сатаны; и там, где царствовали грех и смерть, i>через благодать могли царствовать праведность и жизнь.i> Умирая, Он сказал: «Свершилось»;i> тогда греху была нанесена смертельная рана, как Самсону, сказавшему: «Умри, душа моя, с Филистимлянами!» Animamque in vulnere ponit — Он наносит рану и умираетi>. Во-вторых, чтобы положить конец грехуi> (англ.пер.), уничтожить его, и на суде он больше не мог встать против нас, чтобы он был прощен и не погубил нас; чтобы запечатаны были грехиi> (написано на полях и в рус.пер.), чтобы они не встали и не выступили, обвиняя и осуждая нас. А когда Христос изгнал дьявола в бездонный ров, то положил над ним печатьi> (0тк 20:3). Когда грех прощен, то его не смогут найти, если будут искать,i> как то, что хранится запечатанным. В-третьих, чтобыi> ради удовлетворения справедливости Божьей заглажены были беззаконияi> и установлен мир, а Бог и человек были вместе; но Он придет как жертва, а не как арбитр или судья, который приводит ко взаимопониманию противоборствующие стороны, — как поручитель за нас. Он не только миротворец,i> а мир.i> Он — искупление.i>

[2] Он придет, чтобы принести правду вечную.i> Бог справедливо может положить конец греху, уничтожив грешника, но Христос нашел другой путь и положил конец греху, спасая грешника от него и обеспечивая его праведностью. Мы все виновны перед Богом и будем осуждены как виновные, если только перед Ним не встанет праведность. Если бы мы устояли, то наша невиновность была бы нашей праведностью, но из-за грехопадения мы должны ссылаться на что-то другое, и Христос побеспокоился об этом. Заслуги Его жертвы — это наша праведность; i>ею мы отвечаем на все требования закона; Христос Иисус умер, но и воскрес.i> Так Христос стал Господом нашей праведностиi> (англ.пер.), чтобы мы стали праведностью Бога в Нем.i> Верой мы применяем эти слова к себе и ссылаемся на них перед Богом, и наша вера вменяется нам в праведностьi> (Рим 4:3,5). Эта праведность вечная,i> ибо Христос, Который есть наша праведность и Князь мира,i> является Отцом вечности.i> Так было от века в ее советах, и так будет до века в ее последствиях. Применение этому было от начала, ибо Христос был Агнцем, закланным от основания мираi> и до самого конца, ибо Он может всегда спасать.i> Его жертва вечная (Евр 10:12);

Он — скала, последующая за намиi> до Ханаана.

[3] Он пришел, чтобы запечатать видения и пророчества -i> все пророческие видения Ветхого Завета, ссылающиеся на Мессию. Он запечаталi> их, совершил их, исполнил соответственно их назначению; в Нем исполнилось все, что было написано в законе, пророках и псалмах о Мессии. Так Он подтвердил их истинность, равно как и Свою миссию. Он запечатал их,i> то есть положил конец данному методу явления Божьих намерений и воли, и пошел другим путем, исполнив канон Писания в Новом Завете, где слово пророчества вернее, чем в виденииi> (2Пет 1:19; Евр 1:14).

[4] Он пришел, чтобы помазать Святого святых,i> то есть самого себя — Святого, Который был помазан Святым Духом (т.е. определен на служение и обеспечен всем необходимым) тем елеем радости,i> который Он принял без меры, более соучастников Своих.i> Или Он пришел, чтобы помазать i>евангельскую Церковь, Свой духовный храм, или святое место, чтобы освятить и очистить его и сделать пригодным для Себя (Еф 5:26);

или чтобы освятить для нас путь новый и живой во святилищеi> посредством Своей Крови (Евр 10:20), как было помазаноi> святилище (Исх 30:25 и далее). Он назван Мессиейi> (англ.пер. ст.25,26), что означает Христос — Помазанныйi> (Иоан 1:41), ибо принял помазание для Себя и всех Своих.i>

[5] Чтобы исполнилось все это, Мессия должен быть предан смертиi> и умереть насильственной смертью, то есть отторгнут от земли живых,i> как было предсказано (Ис 53:8). Поэтому, когда Павел проповедовал о смерти Христа, то свидетельствовал, что говорил лишь то, что пророки говорили, что это будетi> (Деян 26:22,23). Так Христос имел пострадать. Предан будет смерти Христос, но не за Себяi> (англ.пер.), не за Свой грех, а, как пророчествовал Каиафа, умрет за народi> — вместо нас и ради нашего блага, не ради Своей выгоды (приобретенная Им слава не превосходила ту, что Он имел раньше, Иоан 17:4,5), нет, Он предан был смерти, i>чтобы искупить наши грехи и приобрести нам жизнь.

[6] Он утвердит завет для многих. i>Он представит новый завет между Богом и человеком — завет благодати, раз мы не смогли спастись заветом невинности. Этот завет Он подтвердит Своей доктриной и чудесами, Своей смертью и воскресением, постановлениями о крещении и Вечере Господней, которые являются печатямиi> Нового Завета, заверяющими нас в том, что Бог желает нас принять на основании евангельских условий. Его смерть ввела в силу Его заветi> и позволила нам предъявить права на то, что завещано в нем. Он утвердил его для многих -i>для обычных людей; нищие были евангелизированы, когда правители и фарисеи не поверили в Него.i> Или имеется в виду, что Он утвердил его со многими -i> со всем языческим миром. Новый Завет не ограничивался (как Ветхий) иудейской Церковью, а передан всем народам. Христос отдал Свою жизнь для искупления многих.i>

[7] Прекратится жертва и приношение.i> Однажды принеся Себя в жертву за всех, Он положит конец всем жертвам, которые приносились левитами, Он заместит их все и упразднит; когда приходит суть, то прообразы исчезают. Когда Своей Кровью на кресте Он заключил мир, то все мирные жертвы прекратились, и тем самым Он подтвердил завет мира и примирения. Благодаря проповеди Своего Евангелия миру, которое было вверено апостолам, Он избавил людей от ожиданий получения прощения грехов посредством крови тельцов и козлов и тем самым прекратил жертвы и приношения.i> В своем Послании Евреям апостол показывает, что сейчас мы имеем лучшее священство, жертвенник и жертву, чем имели под законом, как основание, почему мы должны крепко держаться своего исповедания.

(3) Относительно окончательного разрушения Иерусалима, иудейской Церкви и народа. Это последует сразу после того, как будет предан смерти Мессия,i> не только потому, что это будет справедливым наказаниемi> для тех, кто предал Его смерти, ибо является грехом, переполнившим чашу их беззаконий и навлекшим на них гибель, но и так как это необходимо для исполнения одного из самых великих намерений Его смерти. Он умер, чтобы упразднить церемониальный закон — закон заповедейi> — и аннулировать его обязанности. Но иудеев нельзя было убедить оставить его; они продолжали исполнять его с большей ревностью и не хотели даже слышать о том, чтобы оставить его. Они побили камнями Стефана (первого христианского мученика) за то, что он сказал, что Иисус переменит обычаи, которые передал нам Моисей i>(Деян 6:14);

и поэтому не было иного способа упразднить уклад Моисея, помимо уничтожения храма, святого города и левитского священства, как и всего народа, который безнадежно любил их до безумия. Эти события реально осуществились менее чем сорок лет спустя после смерти Христа, и опустошение было таким значительным, что не восстановлено до сего дня. Именно это здесь подробно предсказывается, чтобы иудеи, вернувшиеся из плена, не превозносились чрезмерно постройкой своего города и храма, так как со временем они полностью будут разрушены и не как сейчас — лишь на семьдесят лет, а пусть возрадуются в надежде, что придет Мессия и в этом мире учредится Его духовное царство, которое никогда не разрушится.i>

[1] Здесь предсказано, что орудием этого разрушения будет народ вождя,i> то есть римские армии, принадлежащие будущей монархии (Христос является владыкой, который придет,i> и Им они задействованы в данном служении; они — Его войска,i> Мат 22:7), или язычники (которые сейчас хотя и являются чужими, но станут народом Мессии) уничтожат иудеев.

[2] Все это будет уничтожено в результате войны,i> и концом этой войны будет опустошение.i> Еврейские войны с римлянами из-за их упрямства были очень длительными и кровопролитными и в конце закончились полным уничтожением народа.

[3] Город и святилище разрушены будутi> и лежать опустошенными. Римский полководец Тит постарается спасти храм, но его солдаты будут так злы на евреев, что он не сможет помешать им сжечь его до основания, чтобы это пророчество исполнилось.

[4] Сопротивление, оказанное этому уничтожению, будет напрасным: конец его будет как от наводнения.i> Он будет подобен потоку, все уничтожающему на своем пути, как тот, который уничтожил старый мир, сопротивляться которому было бесполезно.

[5] Тем самым прекратится жертва и приношение. i>Так должно произойти, ибо семья священников будет истреблена, а ее родословные — перепутаны настолько, что (как говорят они) ни один человек в мире не сможет доказать, что он потомок Аарона.

[6] И будет мерзость запустенияi>; всеобщая порочность поразит еврейский народ, среди них будет преобладать беззаконие, из-за чего воцарится мерзость запустения (1Фес 2:16). Или, скорее, здесь подразумеваются армии римлян, которые были мерзостью для иудеев (они не могли их выносить), накрывшие народ, из-за чего он стал мерзостью запустения,i> ибо именно на эти слова ссылается Христос (Мат 24:15): «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы», i>что поясняется в Лук 21:20: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда бегите в горы».i>

[7] Опустошение будет повсеместным и окончательным: «Это будет окончательная предопределенная гибель, i>то есть Он оставит страну полностью опустошенной». Это опустошение предопределеноi> и будет совершено во всей полноте. А когда страна станет опустошенной, то окажется, что еще кое-что должно пролиться на опустошеннуюi> (ст. 27, англ.пер.) — дух усыпленияi> (Рим 11:8,25), та слепота, которая поразит Израиль до тех пор, пока не войдет полнота язычников. И тогда весь Израиль спасется.i>