12 глава

После предсказания о бедах, постигших евреев во время правления Антиоха, которые служат прообразом бедствий, обрушившихся на христианскую Церковь, находящейся во власти антихристианских сил, здесь нам приводятся:

(I) весьма ценные утешения, которые предписаны в качестве целебного средства для поддержания народа Божьего во времена бедствий; они служат в равной степени и для бедственных времен, когда будет владычествовать Антиох, и для более поздних времен, прообразом которых они являются (ст. 1-4).

(II) Обмен мнениями между Христом и ангелом относительно длительности этих событий ради удовлетворения Даниила (ст. 5-7).

(III) Вопрос, заданный Даниилом для собственного удовлетворения (ст. 8) и принятый им ответ на этот вопрос (ст. 9-12).i>

Стихи 1-4. Очень часто пророки, предсказывая скорби Церкви, в то же время дают соответствующее противоядие — средство от любой болезни. И нет помощи такой же могущественной и всеобъемлющей, так легко подходящей для любой ситуации и такой же эффективной, как помощь, которая исходит от Христа и касается нашего будущего состояния; оттуда поступают приведенные здесь утешения.

I. Иисус Христос явится как заступник и защитник Своей Церкви: «В то время,i> когда преследования достигнут своего пика, восстанет Михаилi>» (ст. 1). Ангел сказал Даниилу, каким надежным другом Церкви является Михаил (Дан 10:21). Он постоянно демонстрировал свое дружелюбие в вышнем мире, и ангелы знали это, а теперь Михаил восстанетi> в Божьем провидении и спасет евреев, когда увидит, что рука их ослабела i>(Втор 32:36). Христос является тем великим князем,i> ибо Он — владыка царей земных i>(Отк 1:5). И если Он восстанет за Свою Церковь, то кто сможет выступить против нее? Но это еще не все: в то времяi> (т.е. вскоре) Михаил восстанет, чтобы совершить наше вечное спасение; Сын Божий воплотится и явится, чтобы разрушить дела дьявола. i>Христос стал за сынов своего народа,i> когда стал грехом и проклятием вместо них, когда стал жертвой вместо них и понес их проклятие, чтобы унести его от них. Он стоит и ходатайствует за них за завесой; пока Он жив, заступается за них как их друг. И после уничтожения антихриста, прообразом которого был Антиох, Христос встанет на земле в последние дниi> и выступит за полное искупление всего Своего народа.

II. Когда Христос явится, то Он полностью воздаст тем, кто причинял бедствия Его народу. Наступит время тяжкое,i> угрожающее всем, но оно принесет гибель только непримиримым врагам царства Божьего среди людей; это будет время, какого не бывало с тех пор, как существуют люди.i> Эти слова могут касаться:

(1) уничтожения Иерусалима; это время Христос (возможно, взирая на это предсказание) назвал великой скорбью, какой не было от начала мира доныне i>(Мат 24:21). Об этом времени много говорил ангел (Дан 9:26,27), и наш князь Михаил воссталi> приблизительно тогда, когда Христос учредил царство Евангелия в мире.

(2) Или суда, который будет иметь место в великий день, пылающий как печь,i> который поглотит гордых и поступающих нечестиво; это будет такой день — время тяжкое,i> — какого никогда еще не видели те, против кого выступает наш князь Михаил.

III. Он спасет Свой народ: «Но спасутся в это время из народа твоегоi>, спасутся от зла и гибели, которую замышлял для них Антиох, все те, которые были отмечены для спасения, которые найдены будут записанными в книге»i> (Ис 4:3). Когда Христос придет в мир, то спасет Свой духовный Израиль от греха и ада и при Своем втором пришествии полностью совершит их спасение — спасение тех многих, которые были Ему даны, кто был записан в книге жизниi> (Отк 20:15). Они были записаны там до начала мира и будут найдены записанными там в конце мира, когда книги будут открыты.

IV. Произойдет избирательное воскресение спящих во прахе землиi> (ст. 2).

1. Когда Бог избавит Свой народ от преследований, то это будет подобно его воскресению; так было представлено в видении освобождения евреев из Вавилона (Иез.37), поэтому именно таким будет освобождение евреев от Антиоха и восстановление внешнего процветания Церкви; это будет подобно жизни после смерти. Многиеi> из тех, которые долго спали во прахе забвения и бедствий, тогда пробудятсяi>: одни к жизни, почестям и утешениям, которые будут вечными, а другие, которые, вернувшись к процветанию, вернутся к своим беззакониям, будут воскрешены, чтобы подвергнуться позору и презрению, ибо процветание глупцовi> подвергает их опасности и погубит их.

2. Когда при явлении нашего князя Михаила Его Евангелие будет проповедано, то многие из спящих во прахе i>иудеев и язычников пробудятся этим явлением, чтобы принять исповедание религии, они освободятся от язычества или иудаизма; но так как к истинным святым всегда примешиваются лицемеры, то лишь для немногих, которые пробудятся к жизни, Евангелие будет запахом живительным на жизньi>, а другие будут воскрешены им на вечное поругание и посрамление;i> для них Евангелие Христа будет запахом смертоносным на смертьi>, и сам Христос восстанет, чтобы они пали. Сеть Евангелия захватывает и хороших, и плохих.

3. Но здесь также следует подразумевать общее воскресение в последний день: «Многие из спящих во прахе пробудятсяi>», то есть все, которых будет очень много. Или имеется в виду, что многие из спящих i>во прахе пробудятся к жизни и многие к посрамлению. Сами иудеи полагают, что здесь идет речь о воскресении мертвых в последнее время, и, похоже, Христос то же имеет в виду, когда говорит о воскресении жизни i>и воскресении осужденияi> (Иоан 5:29);

и поэтому св. Павел говорит, что иудеи ожидают воскресение мертвых, праведных и неправедныхi> (Деян 24:15). Эти слова очень своевременно появляются здесь, во времена преследований Антиоха, когда одни подло предали свою религию, а другие смело держались ее. Одних могло беспокоить, что после окончания бури они не получат награду, а другие — наказания, поэтому для них утешением было знать, что и те и другие при воскресении получат вознаграждение соответственно своим делам. И апостол говорит о благочестивых евреях, замученных во времена Антиоха, говорит, что хотя они были замучены, но не приняли освобожденияi>, так как надеялись получить лучшее воскресение i>(Евр 11:35).

V. Славная награда будет вручена тем, кто во дни бедствий оказался разумным и вразумил многих.i> Таковым уделено особое внимание в пророчестве о воскресении (Дан 11:33), где говорится, что они совершат исключительное служение, но падут от меча и огняi> (англ.пер.);

и если бы после этой жизни не было другой, то они были бы самыми несчастными из людейi>, поэтому в данном месте мы получаем заверения в том, что они получат награду при воскресении праведных i>(ст. 3): «И разумныеi> (которые являются учителями,i> читают некоторые, ибо учителя должны быть мудрыми, а имеющие мудрость должны передавать ее другим) будут сиять, как светила на твердиi>, будут сиять во славе, в небесной славе — славе высшего мира; а те, которые благодаря имеющейся мудрости и данным им наставлениям являются инструментом, обратившимi> кого-либо, а особенно обратившим многих к правдеi>, — те будут сиять как звезды, во веки, навсегда. i>Отметьте:

(1) для всех святых в их будущем состоянии хранится слава, ибо все, кто мудр, мудры для своей души и вечности. Мудрость человека просветляет лице егоi> (Еккл 8:1), но еще больше она просветлит его в том состоянии, когда ее сила будет совершенна и ее служение награждено.

(2) Чем больше добра совершает человек в этом мире, особенно для душ человеческих, тем больше будет его слава и награда в ином мире. Кто обращает людей к правдеi>, тот обращает грешника от ложного пути его и спасет душу от смертиi> (Иак 5:20);

он разделит славу с теми, кому помог достичь небес, и это значительно умножит его собственную славу.

(3) Служители Христа, которые обрели от Него милость быть верными и успешными, воссиявшие как яркие светилаi> в этом мире, будут сиять очень ярко в ином мире — как звезды.i> Христос — солнцеi>, источник света благодати и славы; служители, как звезды, сияют в благодати и славе светом, позаимствованным от Него, меньшим светом, по сравнению с Ним; тем не менее для тех, которые являются земными сосудамиi>, эта слава бесконечно превосходит их достоинства. Они будут сиять, как звездыi> различной величины: одни меньше, другие — более ярко; но близится день, когда звезды упадут с небес, как листья осенью, а эти звезды будут сиять во веки, навсегдаi>; они никогда не закатятся и не потемнеют.

VI. Это пророчество, хотя и запечатанное сейчас, окажется очень полезно тем, кто будет жить в то время (ст. 4). Сейчас Даниил должен запечатать книгу сиюi>, потому что пройдет много времениi>, пока это свершится: и утешало то, что еврейский народ, только что вернувшийся из Вавилона, еще немногочисленный и слабый, столкнувшийся с препятствиями, в то же время не был преследуем за свою религию долгое время, пока не возрос, набрал силу и опытность. Он должен был запечатать книгуi>, так как многие не поняли бы ее и поэтому не обратили бы на нее внимания, пока описанные в ней события не исполнились. Но он должен был надежно хранить ее как богатство огромной ценности, сохранить ее для грядущих поколений, которым она будет очень полезна, ибо многие прочитают ее и умножится ведение. i>Затем это сокрытое богатство будет открыто, и многие будут исследовать его, раскапывать ради обретения знания, как серебро. Они будут обращаться к разным людямi>, спрашивая ее копии, сопоставлять их и увидят, что они истинны и достоверны. Они будут вновь перечитывать их и обдумывать в своих умах, обсуждать и говорить с самими собой, сравнивать ее записи, чтобы любым способом постигнуть ее значение; и это ведение умножится.i> Обращаясь к этому пророчеству в данной ситуации, они начнут исследовать другие писания, которые значительно умножат их полезные знания, ибо познаем, если будем стремиться познать Господаi> (Ос 6:3). Кто хочет, чтобы его знания умножались, тот должен для этого прилагать усилия; он не должен сидеть бездеятельно, потакая пустым желаниям, а обращаться к разным людямi>, использовать все средства познания и все возможности, чтобы исправить свои ошибки, разрешить сомнения, познать и применить Божьи истины, чтобы знать больше и лучше. Так давайте отметим основания надеяться, (1) что те истины Божьи, которые сейчас неясны и пребывают в забвении, позднее станут ясными и легко доступными. Истина — дочь времениi>. Пророчества Писания будут истолкованы своим исполнением; именно для этого они даны и для этого пояснения сохранены. Именно поэтому они сказаны нам заранееi>, чтобы мы уверовали, когда они исполнятся.i>

(2) Те истины Божьи, которыми сейчас пренебрегают и презирают, которые выброшены как бесполезные, вновь будут почитаемы и весьма полезны; о них будут спрашивать, ибо божественное откровение, как бы им в свое время ни пренебрегали, будет возвеличено и почитаемоi>, и особенно в великий судный деньi>, когда книги будут открыты, и эта книга среди других.

Стихи 5-13. Даниилу было дано предвидеть поразительные изменения, касавшиеся Израиля Божьего, которые произойдут в государствах и царствах. В своих видениях он предвидел бедственные времена Церкви, времена страданий и испытаний, видение которых значительно воздействовало на него и наполнило беспокойством. В связи с этим было бы уместно задать два вопроса: «Когда будет конецi>?» и: «Каковi> будет конецi>?» В заключение данной книги заданы эти два вопроса и на них дается ответ; и, хотя кто-то мог бы подумать, что утешения, предписанного в предыдущих стихах, будет достаточно, тем не менее для большего удовлетворения добавлены эти.

I. Вопрос «Когда будет конецi>?» задан ангелом (ст. 5,6). И вот на что мы можем обратить внимание в связи с этим:

1. Кто задал этот вопрос. В видении Даниил видел Христа во славе — мужа, облаченного в льняную одеждуi> (Дан 10:5), но разговаривал Он с ангелом Гавриилом; а теперь он посмотрелi> и увидел двух других i>(ст. 5), двух ангелов, которых не видел раньше: одного на этом берегу реки, а другого на том берегу рекиi>; между ними была река, чтобы они не шептали друг другу, а можно было слышать, что они говорят. Христос стоял над водами рекиi> (ст. 6), между берегами Улая;i> и поэтому уместно, что ангелы, Его посетители, стояли на разных берегах, готовые идти в разные стороны, как Он повелит им. Ангелы явились, (1) чтобы украсить видение и сделать его более прославленным, чтобы добавить славы Сыну человеческому (Евр 1:6). Даниил не видел их раньше, хотя, возможно, они там были. Но теперь, когда они начали говорить, он посмотрел вверх и увидел их. Отметьте: чем дальше мы вглядываемся в истины Божьи и больше размышляем о них, тем больше их мы видим и получаем новых откровений; кто знает много, тот узнает больше, если будет применять свои знания.

(2) Чтобы подтвердить истину, что устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.i> Три ангела явились Аврааму.

(3) Чтобы самим быть проинформированными, чтобы услышать и задать вопрос, ибо тайны царства Божьего — то, во что желают проникнуть Ангелыi> (1Пет 1:12), и они известны Церкви i>(Еф 3:10). Один из этих ангелов спрашивает: «Когда будет конецi>?» Возможно, они оба спросили, вначале один, а потом другой, но Даниил услышал только одного.

2. Кому был задан этот вопрос? — Мужу, облаченному в льняную одеждуi>, о котором мы читали раньше (Дан 10:5), — Христу, нашему великому Первосвященнику, Который стоял над водами реки,i> Чьим представителем или толкователем все это время был Гавриил. Это была река Тигр (Дан 10:4) — место, где, согласно пророчествам, должны были произойти многие события; именно там происходят эти действия. Тигр упоминается как одна из рек, омывавших Едемский сад (Быт 2:14);

поэтому Христос вполне уместно стоял на этом берегу, ибо Им питаются деревья в райском саду Бога. Вода символизирует людей, и то, что Он стоял над водами,i> символизирует Его владычество над всеми; Он восседал над потопомi> (Пс 28:10) и ходит по высотам моряi> (Иов 9:8). И Христос, чтобы показать, что это был Он, ходил по морюi> во дни, когда был во плоти (Мат 14:25). Некоторые читают: «Он явился над поверхностью реки», то есть в воздухе над рекою.

3. Какой вопрос он задал: «Когда будет конец этих чудных происшествийi>?» Этот вопрос был задан не Даниилом, ибо он не хотел выведывать то, что было сокрыто, и, похоже, спрашивать о временах и датах, ибо это Отец положил в Своей властиi> (Деян 1:7). Но для того, чтобы он был удовлетворен ответом, ангел задает вопрос, чтобы он услышал его. Наш Господь Иисус иногда отвечал на вопросы, которые Его ученики боялись или стыдились задать (Иоан 16:19). Ангел задал вопрос как заинтересованная личность: «Когда будет конецi>?» Какое время определено божественными советами для конца этих чудных происшествий,i> этого времени страданий и испытаний, которые должны пронестись над народом Божьим? Отметьте:

(1) бедствия Церкви являются чуднымиi> происшествиями в глазах ангелов. Они удивлены, что Бог допускает, чтобы Его Церковь так страдала, и желают знать, что хорошего приобретет Его Церковь благодаря своим страданиям.

(2) Хорошие ангелы о грядущих событиях знают лишь то, что Богу угодно им открыть, еще меньше знают нечестивые ангелы.

(3) Святые ангелы на небесах беспокоятся о Церкви на земле и принимают близко к сердцу ее страдания; насколько же больше должны переживать о ней мы, имеющие к ней непосредственное отношение, ибо наш мир зависит от ее мира?

4. Какой ответ был дан на вопрос Тем, Кто исчисляет тайныi> и знает грядущее.

(1) Приводится общее описание продолжительности бедствия ангелу, задавшему вопрос (ст. 7). Они закончатся к концу времени и времен и полувремени,i> то есть спустя год, два года и полгода, как и говорилось ранее (Дан 7:25), — по прошествии половины пророческой недели. Некоторые считают, что здесь говорится о неограниченном времени, об определенном времени для неопределенного; они будут длиться времяi> (определенное время), временаi> (более длительное время, вдвое больше того, что предполагалось вначале), тем не менее это будет лишь половина времени,i> или часть времени; когда все закончится, то окажется, что это была лишь половина того периода, которого они боялись. Но лучше полагать, что здесь говорится о конкретном времени; мы сталкиваемся с этим в Книге Откровение, где под словами три с половиной дня подразумевается три с половиной года, иногда — сорок два месяца, иногда — 1260 дней. Это определение времени [1] подтверждено клятвой. Муж в льняной одежде, поднявi> обе руки к небу, клялся Живущим во-веки,i> что так будет. Так, со ссылкой на это видение, представлен сильный ангел,i> которого св.Иоанн видел стоящим на море и на земле,i> поднявшим руку свою к небу и поклявшимся, что времени уже не будетi> (Отк 10:5,6). Это Тот же Сильный, которого Даниил видел стоящим обеими ногамиi> на воде и поклявшимся обеими i>вознесенными к небу руками.i> Отметьте: клятва используется для подтверждения; клясться можно только Богом, ибо Он — достойный Судья, к Которому мы должны взывать; а вознесение рук — подходящий и выразительный знак, который следует использовать при даче клятвы.

[2] Это проиллюстрировано с определенным основанием. Бог позволит ему одерживать верх, пока он совершенно ни низложит силы святого народа.i> Бог позволит, чтобы он совершал максимальное зло с максимальной силой до последнего момента, а потом все это совершится. Отметьте: время Бога помогать и облегчать страдания Своего народа настает тогда, когда их дела дошли до крайности; на горе Иеговы усмотрится,i> ибо Исаак был спасен, когда лежал, приготовленный быть принесенным в жертву. Теперь событие соответствовало предсказанию. В своей книге «Еврейские воины».

Иосиф Флавий четко говорит, что Антиох, по прозвищу Епифан, захватил Иерусалим силой и держал его три года и шесть месяцевi>,, а затем был изгнан из страныi> Асмонеями или Маккавеями. Служение Христа продолжалось три с половиной годаi>, в течение которых Он страдал от противостояния грешников, жил в бедности и бесчестии; и затем, когда казалось, что его сила совершенно низложена Его смертью и Его враги ликовали над Ним, Он одержал самую славную победу и сказал: «Совершилосьi>».

(2) В стихах 11,12 кое-что добавлено относительно продолжительности этих бедствий и Даниилу сказано,

[1] от какого определенного события нужно отсчитывать период бедствий — со времени прекращения ежедневной жертвыi>, что было сделано по повелению Антиоха, и с момента поставленияi> истукана Юпитеру на жертвеннике, с чего началась мерзость запустения.i> Безусловно, они должны считать, что их беды начались, когда они были лишены привилегий совершать публичные постановления; это было началом их бедствийi>; именно это больше всего огорчило их.

[2] О продолжительности их бедствий; они будут длиться 1290 дней, три года и семь месяцевi>, или (как считают некоторые) три года, шесть месяцев и пятнадцать дней.i> И тогда, возможно, ежедневная жертва восстановится, а мерзость запустения прекратится, в память о чем праздник обновленияi> соблюдался до времен нашего Спасителя (Иоан 10:22). Хотя история не подтверждает, что это длилось точно определенное количество дней, тем не менее видно, что бедствие началось в 145-й год правления Селевкидов и закончилось в 148 году; но не записано, восстановлена ли была ежедневная жертва и убран ли идол по прошествии этого периода или этому предшествовало какое-то другое знаменательное событие. Много определенных событий отмечено в пророчествах Писания, исполнение которых не высвечивает история, священная или мирская, но они несомненно в точности исполнились, как в Ис 16:14.

[3] Как они будут спасены, или, по крайней мере, когда спасение приблизится к ним; здесь для этого события отведено сорок пять дней после предыдущего, и некоторые считают, что эта дата указывает на смерть Антиоха 1335 дней спустя после осквернения храма. Блажен, кто ожидает и достигнетi> этого времени. Сказано (2Мак 9:28; 10:1), что Маккавеи под божественным водительством заняли храм и город.i> Многие хорошие толкователи считают, что здесь идет речь о пророческих днях (т.е. о годах), и отсчитывают их от разрушения Иерусалима римлянами, но они не приходят к согласию относительно событий, происшедших в то время. Другие отсчитывают их от момента, когда евангельское поклонение будет искажено антихристом, чье царствование в Апокалипсисе ограничено 1260 днями (т.е. годами), по окончании которых начнется его падение; но по прошествии 30 лет он окончательно падет — в конце 1290 дней; а кому удастся прожить еще сорок лет, до 1335 дней, тот увидит безусловно славные времена. Я не могу сказать, имелось ли в виду такое отдаленное время, но из всего этого мы можем узнать, во-первых,i> что определено время для окончания бедствий Церкви, когда она будет спасена, и что это время будет точно соблюдено до одного дня. Во-вторыхi>, что этого времени следует ожидать с верой и терпением. В-третьихi>, что когда оно придет, то щедро вознаградит нас за длительное ожидание. Блажен, ктоi>, долго ожидая, в конце концов достигает, ибо тогда у него будет повод сказать: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповалиi>».

II. Вопрос «Что же после этого будетi>?» задан Даниилом, и на него дан ответ. Обратите внимание:

1. Почему Даниил задал этот вопрос; потому что хотя он слышалi>, что было сказано ангелу, но не понялi> (ст. 8). Даниил был очень умным мужем, разбирался в видениях и пророчествах, но тем не менее был удивлен. Он не понял значения слов «время, времена и полувремя»,i> по крайней мере не так четко и определенно, как ему хотелось. Отметьте: даже наилучшие люди часто оказываются в затруднении, желая разобраться в божественных истинах, и сталкиваются с тем, чего не понимают.i> Но чем они лучше, тем полнее осознают собственную слабость и невежество и более готовы признать их.

2. Каков был вопрос: «Господин мой! Что же после этого будет?»i> Он задает вопрос не ангелу, разговаривавшему с ним, а непосредственно Христу, ибо к кому еще мы должны обращаться со своими вопросами: «Чем закончатся эти события? К чему все идет? Чем все закончится?» Отметьте: когда мы рассматриваем события, происходящие в этом мире и дела в нем Божьей Церкви, то не можем не думать: чем же все это закончится? Когда мы рассматриваем ход событий, то нам кажется, что они закончатся полной гибелью царства Божьего среди людей. Когда мы видим, как умножается порок и нечестивость, как угасает религия, страдают праведные, а над ними торжествуют нечестивцы, то вполне можем спросить: «Господи! Что же после этого будетi>?» В общем, мы можем удовлетвориться тем, что в конце все хорошо закончится. Велика истина, и в конце концов она победит. Все противоставшие начальства, власти и силы будут свергнуты, а святость и любовь восторжествуют и пребудут в почести до вечности. Таков будет конец.

3. Какой ответ дан на этот вопрос. Помимо информации, касающейся времени (ст. 11,12), о чем говорилось раньше, Даниилу даются некоторые общие наставления, которые исключают дальнейшие посещения.

(1) Он должен удовлетвориться теми открытиями, которые ранее были сделаны для него, и больше не задавать вопросов: «Иди, Даниилi>; удовлетворись тем, что тебе позволили увидеть такие отдаленные события будущего, и здесь остановись. Идиi> и вновь служи своему царю (Дан 8:27). Идиi> и запиши то, что ты увидел и услышал сейчас, для пользы потомков, и в настоящее время не старайся увидеть или услышать больше». Отметьте: общение с Богом не является нашим постоянным удовольствием в этом мире; мы иногда становимся свидетелями славы Христа и можем сказать: «Хорошо нам здесь бытьi>», но мы должны спуститься с горы, ибо не имеем здесь вечного города. Знающие много знают лишь частьi>, и есть еще много непонятного, в отношении чего они остаются в неведении, и, похоже, такими они и будут, пока завеса не будет разорвана; до сих пор их знание дойдет, но не дальше. «Иди, Даниилi>, довольствуйся тем, что имеешь».

(2) Он не должен ожидать, что сказанное ему будет понято во всем объеме до того, как совершится: «Сокрыты и запечатаны слова сии;i> они вызывают недоумение и, похоже, такими и останутся до последнего времениi>, пока все это не закончится, более того, до конца всего этого». Даниилу велено запечатать книгу сию до последнего времени i>(ст. 4). Евреи раньше говорили: «Когда Илия придет, он расскажет нам всеi>». «Эти слова сокрыты и запечатаны:i> то, что они должны открыть, решено и завершено; ничего не должно быть добавлено или убрано отсюда, ибо слова сии сокрытыi> и запечатаныi>, поэтому больше не спрашивай о них». Nescire velle quae magister maximus docere non vult erudita inscitia est — Много знает тот, кто желает оставаться невежественным в том, что великий учитель не желает сообщать.i>

(3)Он не должен рассчитывать ни на что другое, пока мир стоит; в нем всегда будет пребывать хорошее и плохое, что мы сейчас и видим (ст. 10). На поле Божьем нам хотелось бы видеть только пшеницу, но не плевела, а на Божьем гумне — только зерно, но не шелуху. Но так будет лишь тогда, когда настанет время сбора урожая и день, когда будут отвеивать шелуху; должны расти вместе то и другое до жатвы.i> Как было, так есть и будет: нечестивые же будут поступать нечестиво, а мудрые уразумеют.i> Откровение св.Иоанна заканчивается так же, как Книга Даниила: «…нечистый пусть еще сквернится, и святый да освящается еще». i>

[1] Нет такого средства, которое помешало бы нечестивым поступать нечестивоi>; такие люди есть и будут в этом мире до конца времен. Как говорит древняя притча: «От беззаконных исходит беззакониеi>» (1Цар 24:14), и нынешние времена доказывают эту истину. Плохие люди будут совершать плохие дела, а худое дерево приносит и плоды худые. Собирают ли с терновника виноград i>и приносят ли добрые плоды из злого сокровища в сердце? Нет, нечестивые поступки являются естественным результатом нечестивых принципов и наклонностей. Не удивляйся этомуi> (Еккл 5:8). Еще раньше нам сказали, что нечестивые будут поступать нечестивоi>; нам не следует ничего лучшего ожидать от них, но что еще хуже, так это то, что не уразумеет сего никто из нечестивых. i>Частично это является, во-первыхi>, результатом их греха. Они не уразумеютi>; они закрывают свои глаза от света, а самыми слепыми являются те, кто не желает видеть. Они нечестивыi>, так как не разумеют.i> Если бы они правильно понимали истины Божьи, то с готовностью повиновались бы законам Божьим (Пс 81:5). Добровольный грех — это результат сознательной невежественности; они не разумеютi>, потому что нечестивыi> ; они возненавидели светi> и не приходят к свету, потому что дела их злыi> (Иоан.З:19). Или, во-вторыхi>, их наказанием. Они поступают нечестиво, и поэтому Бог ослепил их умыi> и сказал о них: «Неуразумеют и не обратятся, чтобы Я исцелил их»i> (Мат 13:14,15). Бог не даст им очей, чтобы видетьi>, потому что они поступают нечестиво (Втор 29:4).

[2] Но каким бы плохим ни был этот мир, Бог сохранит в нем для себя остаток благочестивых людей. В нем будут те (и их будет много), для кого провидения и постановления Божьи являются запахом живительным на жизнь,i> в то время как для других они — запах смертоносный на смерть. Во-первыхi>, провидения Божьи будут им во благо: они очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушенииi> своими страданиями (ср. с Дан 11:35) — теми же страданиями, которые пробудят пороки нечестивых и сделают их более нечестивыми. Отметьте: страдания благочестивых предназначены для их испытания; благодаря им они очищаютсяi> и убеляются,i> освобождаются от своих пороков, их благодати становятся ярче, а они сами — более энергичными и заметными, достойными похвалы и чести и славыi> (1Пет 1:7). Для тех, кто освящен и благочестив, всякое событие освящено, все содействует их благу и делает их лучше. Во-вторыхi>, слово Божье будет им во благо. Когда нечестивые не разумеютi> и претыкаются о слово, то мудрые уразумеют.i> Мудрые в своих поступках поймут доктрину; кто находится под влиянием и руководствуется божественным законом и любовью, тот будет просвещен божественным светом, ибо кто совершает волю Его, тот узнает истинуi> (Иоан 7:17). Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее.i>

(4) Он должен утешиться приятным предвидением блаженства, которое обретет после смерти и суда, длящееся всю вечность (ст. 13). В то время Даниил был очень стар; на протяжении всего этого времени он непосредственно общался с небесами и был занят гражданским служением на земле. Но теперь он должен быть готов распрощаться со сводим нынешним положением: «А ты иди к твоему концу».i>

[1] Всем нам полезно думать о том, что придется покинуть этот мир; мы идем и вскоре уйдем, оставив земной путь. Таков должен быть наш путь, но в этом наше утешение. Мы не должны уходить до тех пор, пока Бог не позовет нас в иной мир, пока Он не закончит дела с нами в этом мире и не скажет: «А ты иди к твоему концу;i> ты закончил свое свидетельство, совершил свое дело и как наемник закончил свой день; поэтому сейчас иди своим путемi> и предоставь другим занять твое место».

[2] Когда благочестивый человек уходит из этого мира, то входит в покой: «Ты успокоишьсяi> от всех своих нынешних трудов и тревог и не увидишь зла, которое приближается к следующему поколению». Именно в момент смерти чадо Божье вполне уместно может сказать: «Возвратись душа моя, в покой твой».i>

[3] Времена и дни будут иметь конец; не только наше время и дни скоро закончатся, но все времена и дни скоро придут к концу; еще немного — и времени больше не будет, а все его изменения — исчислены и исполнены.

[4] Наш покой в могиле будет лишь до конца днейi>; а затем мирный покой будет нарушен счастливым и радостным воскресением. Иов предвидел это, когда сказал о мертвых: «До скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своегоi>», подразумевая, что затем это произойдет (Иов 14:12).

[5] Каждому из нас придется восстать для получения своего жребия в конце днейi>. На суде в великий день будет определена наша участь соответственно тому, какими мы являемся и что мы делали, находясь в теле; мы услышим либо: «Придите, благословенныеi>», либо: «Идите, проклятыеi>»; и нам придется вечно оставаться в этой участи. Для Даниила и всех святых великим утешением было знать, что каким бы ни был их жребий во дни их жизни, они получат блаженный жребий в конце дней — свой жребий среди избранных.i> И каждый из нас должен прилагать максимальные усилия, чтобы сохранить свой счастливый жребий до конца днейi>, и тогда мы можем быть удовлетворены своим нынешним жребием, приветствуя волю Отца.

[6] Вера, надежда и видение блаженной участи в небесном Ханаане в конце дней будет для нас действенной поддержкой, когда мы соберемся покидать этот мир, и они обеспечат нас живыми утешениями в момент смерти.