2 глава

В предыдущей главе (Дан 1:17) было сказано, что Даниил имел дар разуметь сны, и здесь приводится первый и поразительный пример этого, который скоро сделал его известным во дворах Вавилона; тем же способом Иосиф стал известным во дворах Египта. Эта глава — история о пророчестве, данном во сне, и его толковании. Сон Иосифа и его истолкование касалось только годов изобилия и голода и того, как это отразится на Израиле, а Навуходоносора в данной главе и его истолкование Даниилом говорят о более отдаленном времени: четырех монархиях, о том, как это коснется Израиля, и о царстве Мессии которое установится в этом мире на их обломках. В данной главе говорится (I) о великой растерянности, овладевшей Навуходоносором из-за сна, который он забыл, и о повелении чародеям рассказать ему его сон, чего они не могли сделать (ст. 1-11),

(II) О повелении царя истребить всех мудрецов Вавилонских, а имеете с ними Даниила и ею друзей (ст. 12-15).

(III) О том, что эта, тайна была ему открыта в ответ на молитву, и он возблагодарил Бога за это (ст. 16-23).

(IV) Он был допущен к царю, рассказал ему его сон и истолковал его (ст. 24-45).

(V) В благодарность за это служение Навуходоносор возвысил Даниила и его друзей (ст. 46-49).

Стихи 1-13. Очень трудно определить дату, когда имело место это событие; сказано, что оно произошло во второй год правления Навуходоносора (ст. 1). Но Даниил был приведен в Вавилон в первый год его правления и, похоже, три года обучался у учителей и государственных деятелей, прежде чем был представлен царю (Дан 1:5). Как тогда это событие могло иметь место во второй год! Возможно, хотя другим отрокам было велено учиться три года, но Даниил был таким способным, что ему потребовалось учиться лишь один год в школе, и во второй год правления Навуходоносора он стал значительным человеком при дворе. Некоторые считают, что имеется в виду второй год, когда он стал царствовать единолично, то есть пятый или шестой год с того времени, когда он начал царствовать вместе со своим отцом. Другие читают: «Во второй год (второй с того момента, когда Даниил и его друзья предстали перед царем) в царстве Навуходоносора или при его царствовании это случилось; как Иосиф во второй год после того, как проявилось его умение разгадывать сны, истолковал сон фараона, так и Даниил совершил свое служение во второй год после того, как стал знатоком этого искусства. Я скорее соглашусь с одной из этих версий, чем предположу, как некоторые, что это случилось во второй год после того, как он завоевал Египет, что имело место в тридцать шестой год его правления, ибо из книги Иезекииля следует, что Даниил был известен мудростью и силой молитвы задолго до этого. Поэтому данный отрывок истории, показывающий, как он стал известен этими обоими качествами, следует отнести к раннему периоду царствования Навуходоносора. И здесь мы можем обратить внимание:

I. На растерянность, овладевшую царем из-за сна, который он видел, но забыл (ст. 1). «…снились Навуходоносору сны, то есть сны, состоящие из отдельных частей, или это был один сон, который наполнил его голову, словно их было много». Соломон говорит о множестве сновидений, странных и непоследовательных, в которых много суеты (Еккл 5:7). Этот же сон Навуходоносора не был таким, а похож на многие обычные сны, в которых людям часто представляются вещи такие же чуждые, как те, которые здесь упомянуты, но в нем присутствовало нечто, произведшее на него глубокое впечатление, несшее неопровержимое доказательство своего божественного происхождения и пророческого значения. Отметьте: величайшие люди не защищены, более того, особо подвержены беспокойству разума, которое тревожит их отдых ночью, в то время как сон трудящегося сладок и крепок, а сон трезвого и воздержанного человека освобожден от спутанных видений. Обильное богатство не позволит человеку спать вообще из-за беспокойства, а пресыщение в еде и пьянстве не позволит спать спокойно из-за видений. Но все описанное здесь не имело естественных причин. Навуходоносор беспокоил Божий Израиль, и Бог решил побеспокоить его, ибо Сотворивший душу может приблизить к ней меч Свой. Он был окружен стражей, но она не могла воспрепятствовать тревоге проникнуть в его дух. Мы не знаем о беспокойствах, испытываемых многими живущими в роскоши и (кто-то мог бы подумать) в удовольствии. Мы смотрим на их дома и испытываем искушение завидовать им, но если бы мы могли заглянуть в их сердца, то скорее посочувствовали бы им. Все богатства и наслаждения сынов человеческих, которые были в распоряжении этого великого монарха, не могли обеспечить ему небольшую передышку, когда из-за беспокойства в разуме сон удалился от него. Но Бог дает сон Своим возлюбленным, которые возвратились к Нему как к своему покою.

II. На испытание, которое он устроил своим волхвам и астрологам, чтобы узнать, могут ли они рассказать его сон, который он забыл. За ними немедленно послали, чтобы они рассказали царю сновидения его (ст. 2). Многие вещи производят на нас впечатление, но мы забываем образы этих вещей; хотя мы не можем сказать, в чем заключалась суть, но знаем, как это воздействовало на нас; то же испытывал царь. Его сон ускользнул из памяти, и он не мог вспомнить его, но был уверен, что узнает его, как только услышит вновь. Бог так все устроил, чтобы Даниилу были оказаны особые почести, а через него — Богу Даниила. Отметьте: Бог иногда служит собственным целям, стирая информацию из человеческого разума, равно как и вкладывая ее в их разум. Похоже, волхвы были горды тем, что за ними послали и привели в почивальню царя; они хотели продемонстрировать ему свои возможности и не сомневались, что это возвеличит их. Он сказал им, что ему снился сон (ст. 3). Они обратились к нему на сирийском языке, который в то время был языком халдеев, а сейчас — значительно от него отличается. И с этого момента Даниил использует этот язык или диалект иврита по той же причине, что и слова в Книге Иеремии 10:11: они произносятся на этом языке, так как должны убедить халдеев в безрассудстве идолопоклонства и привести их к познанию и поклонению истинному и живому Богу, чему посвящены рассказы этих глав. Но глава 8 и далее предназначены для утешения евреев и написаны на их родном языке. Волхвы в ответ заверили царя в своем доброжелательстве и захотели, чтобы он рассказал им свой сон, с уверенностью приняв решение истолковать его (ст. 4). Но царь настоял, чтобы они рассказали ему его сон, ибо он забыл и не мог пересказать его. Если же они не смогут этого сделать, то все будут преданы смерти как обманщики (ст. 5): сами будут изрублены в куски, а дома их обратятся в развалины. Если смогут, то получат награду и будут возвеличены (ст. 6). Они знали (как Валаам о Валаке), что он может оказать им великую почесть и дать мзду неправедную, которую, как и он, они так сильно возлюбили, поэтому нет сомнений в том, что они будут делать все возможное, дабы ублажить царя; а если не смогут этого сделать, то не из-за недоброжелательства, а недостаточной силы.

Провидение распорядилось так, чтобы волхвы Вавилона теперь так же были смущены и постыжены, как были посрамлены чародеи Египта; и как бы Его народ ни был злословим и презираем в Египте и Вавилоне, Его пророки будут возвеличены и почитаемы благодаря тому, что они заставили молчать тех, кто вступил в соперничество с ними. — Чародеи, имея на своей стороне здравый смысл, настаивали на том, чтобы царь рассказал им сон, а затем, если они не смогут истолковать его, будут виновны они (ст. 7). — Но деспотичная власть глуха к увещеваниям разума. Царь разгневался, произнес в их адрес суровые слова и, не имея оснований, стал подозревать, что они могут сказать, но не хотят. И вместо того, чтобы обвинить их в бессилии и недостаточном усилии (что он вполне справедливо мог сделать), царь обвиняет их в объединении с целью оскорбить его: «Вы собираетесь сказать мне ложь и обман». Какое неразумное и нелепое обвинение! Если бы они приняли решение сказать, что ему приснилось, и обманули, тогда он мог бы обвинить их во лжи и обмане, но его слова в их адрес, когда они честно сознались в собственном бессилии, четко демонстрируют, к каким бессмысленным выводам приводит страсть и как склонны великие люди думать, что обладают исключительным правом следовать своему настроению, бросая вызов благоразумию и справедливости, голосу того и другого. Когда чародеи просили рассказать им сон, то он сказал, что они просто оттягивают время, хотя их просьба разумна и справедлива: «…вы хотите выиграть время (ст. 8), пока минет время (ст. 9)» — либо когда у царя пропадет желание узнать свой сон и ему станет безразлично, расскажут его или нет, хотя сейчас он сильно хочет узнать его, либо когда он совершенно забудет его (последние образы которого быстро ускользают от него, по мере того как он пытается ухватиться за них) и они смогут рассказать ему все, что им вздумается, и заставить поверить, что таков был его сон, а когда ускользающие вещи отступят от него, что произойдет вскоре, он не сможет опровергнуть их. Поэтому они незамедлительно должны рассказать ему его сон.

Напрасно они ссылались на то, (1) что нет на земле человека, который мог бы восстановить в памяти сон царя (ст. 10). Существуют определенные правила, согласно которым раскрывают значение сна; вопрос в том, будут ли они придерживаться их. Но нет таких правил, согласно которым можно раскрыть, что это был за сон; они не могут сделать свою работу, пока не будет над чем работать. Они признают, что боги могут объявить человеку намерения его (Ам 4:13), ибо Бог разумеет помышления наши издали (Пс 138:2): какими они будут еще до того, как возникнут в нас, каковы они по своей сути, когда мы не обращаем на них внимания, и какими они были, когда мы забыли их. Но те, кто может сделать это, являются богами, которых обитание не с плотью (ст. 11), и только они могут сделать это. Что же касается людей, то они обитают во плоти; наимудрейшие и величайшие люди облачены в покрывало плоти, что значительно затрудняет и препятствует духу действовать и проявлять свою силу; а боги, представляющие собой только дух, знают, что пребывает в человеке. Обратите внимание на невежество этих волхвов, говорящих о множестве богов, хотя существует лишь один безграничный Бог; но и посмотрите на их знание того, чему учит свет природы и доказывают дела природы — что существует Бог, Который есть Дух, и Он в совершенстве знает дух людей и все их помыслы, что невозможно для человека. В данном месте исповедание о божественном всеведении звучит из уст идолопоклонников во славу Бога и для их осуждения, ибо, хотя они знали, что есть Бог на небесах, для Которого все сердца открыты, Которому все желания известны и от Которого никакая тайна не сокрыта, тем не менее возносили свои молитвы и хвалу немым идолам, которые имеют глаза, но не видят, имеют уши, но не слышат.

(2) Что нет на земле такого царя, который бы ожидал или требовал подобного (ст. 10). Эти слова подразумевают, что в основном волхвы имели дело с царями, великими и могущественными, а не с простыми людьми; именно им они были преданы, в то время как пророки Бога и Евангелие Христа обращались к нищим. Цари и владыки часто предъявляли своим подчиненным безрассудные требования, но эти волхвы полагали, что никогда и никто не предъявлял такого безрассудного требования, как это; и поэтому они надеялись, что его Императорское величество не будет на нем настаивать. Но все было напрасно; когда страсть воссела на престоле, тогда разум оказывается под ногами: рассвирепел царь и сильно разгневался (ст. 12). Отметьте: очень часто те, кто не поддается обличениям разума, раздражается и приходит в ярость из-за них; и он с яростью требует того, что противоречит справедливости.

III. На приговор, вынесенный всем чародеям Вавилона. Он изрек одно повеление для всех них (ст. 9, англ. пер.): все они были осуждены, без исключения или различия. Указ был издан, и все мудрецы должны быть убиты (ст. 13), включая Даниила и его друзей (хотя они ничего не знали о происходящем).

Посмотрите:

(1) какие несправедливые действия чаще всего осуществляет деспотичная власть. В данной ситуации Навуходоносор предстает как тиран в своем истинном свете, приговаривая к смерти, когда он не может последовать здравому смыслу, и обращаясь как с предателями с теми, чья ошибка заключается лишь в том, что они хотят услужить ему, но не могут.

(2) Какое справедливое наказание чаще всего ожидает притворщиков. Как бы несправедлив ни был Навуходоносор, вынося этот приговор как зачинщикам обмана, но Бог праведен. Кто обманывал людей, притворяясь, что может сделать то, что он сделать не может, теперь приговорен к смерти за то, что не может сделать то, в чем он не притворялся.

Стихи 14-23. Когда царь послал за мудрецами, чтобы они рассказали ему его сон и истолковали его (ст. 2), Даниил, похоже, не был призван вместе с ними; а царь, хотя он в высшей степени благоволил к нему, когда испытывал, и посчитал в десять раз мудрее остальных мудрецов, забыл о нем, когда для него представилась особая ситуация; и это неудивительно, раз все происходило в пылу страсти без спокойного и размеренного обдумывания. Но так распорядилось провидение: чтобы особое внимание было обращено на чародеев, попавших в затруднительное положение, и больше славы воздали Богу Даниила. И хотя Даниилу не была оказана честь и с ним не консультировались, как с остальными мудрецами, но, вопреки всем законам справедливости, в результате вынесения безоговорочного приговора он оказался осужденным со всеми; и пока его не известили, чтобы он приготовился к казни, он ничего не знал о происходившем. В каком же бедственном положении оказываются те, над кем довлеет деспотичная власть, как в данном случае над подданными Навуходоносора! И как счастливы мы, что живем под защитой закона и методов справедливости, а не находимся во власти милости раздражительных и капризных владык!

Мы уже узнали из книги Иезекииля, что Даниил был известен благоразумием и молитвой; он боролся с Богом и человеком: молитвой он боролся с Богом, а благодаря благоразумию имел власть над человеком; и в том и в другом он преуспел. Так он обрел милость и благоволение в очах Бога и людей, и в этих стихах приводится поразительный пример того и другого.

I. Благодаря благоразумию Даниил знал, как иметь дело с людьми, и он преуспел в этом. Когда Ариох, начальник царских телохранителей, которому было велено убить всех мудрецов Вавилона, захватил Даниила (ибо меч тирании, как и меч войны, поядает иногда того, иногда сего), то он обратился с советом и мудростью (ст. 14);

он не пришел в ярость, не стал ругать царя за несправедливость и жестокость, тем более не замышлял сопротивляться, а кротко спросил: «Почему такое грозное повеление?» (ст. 15). И в то время как остальные мудрецы настаивали на том, что желание царя невозможно удовлетворить, что лишь еще больше приводило его в ярость, Даниил просит, чтобы ему было дано немного времени, чтобы удовлетворить и выполнить все желания владыки (ст. 16). Царь, осознав свою ошибку, когда он не послал прежде всего за Даниилом, о чьих способностях начал вспоминать, вскоре согласился отсрочить казнь и испытать Даниила. Отметьте: самый подходящий метод отвратить гнев, даже гнев царя, который является посланником смерти, В это кроткий совет, который покрывает и большие проступки. И хотя где слово царя, там власть но и его слово может быть отвергнуто и даже аннулировано. Так некоторые в этом месте читают (ст. 14): «Тогда Даниил возвратился и приостановил совет и указ через Ариоха, начальника телохранителей».

II. Даниил знал, как с помощью молитвы общаться с Богом, и его прошения и благодарения, которые являются двумя основными частями молитвы, обрели у Него благоволение.

Обратите внимание:

1. На его смиренную просьбу о милости, чтобы Бог открыл ему, что приснилось царю, и истолковал его сон. Получив отсрочку во времени, он не отправился к остальным мудрецам, чтобы посоветоваться с ними, нет ли в их искусстве и в их книгах чего-то особенного, что помогло бы ему в данном вопросе, а пришел в дом свой, чтобы побыть наедине с Богом, ибо только от Него одного — Отца светов — он надеялся получить этот великий дар.

Обратите внимание:

(1) об этом откровении он молился не один, а попросил своих товарищей молиться об этом тоже. Он рассказал дело своим близким друзьям и помощникам и попросил, чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне (ст. 17,18). Хотя, скорее всего, Даниил был старше их и во всех смыслах превосходил их, тем не менее он вовлекает их как партнеров участвовать в этом деле. Vis unita fortior — Объединенные силы имеют больше силы (см. Есф 4:16). Отметьте: друзья, которые молятся, очень ценные; очень хорошо иметь близкие отношения и заинтересованность тех, кто имеет общение с Богом и часть у престола благодати; а величайшим и наилучшим мужам приличествует желать, чтобы другие своей молитвой о них помогали им. Св. Павел часто просил своих друзей молиться о нем. Тем самым мы должны показывать, что ценим своих друзей, молитву и их молит вы.

(2) Он был детален в своей молитве, но прежде всего взирал и уповал на милость Бога, желая, чтобы его друзья просили милости у Бога небесного об этой тайне (ст. 18). В молитве мы должны взирать на Бога как на Бога небесного, Который превыше нас и имеет владычество над нами, Которому мы должны быть верными и восхищаться Им как Богом силы, Который может сделать все. Наш Спаситель учил нас молиться Богу как своему Отцу Небесному. И о каком бы благе мы ни молились, мы должны уповать на милость Бога и желать иметь часть в Его милостях. Мы должны быть готовы, что ничего не получим в качестве награды за свои заслуги, а только в качестве дара Божьей милости. Они желали милости об этой тайне. Отметьте: то, что беспокоит нас, должно стать сутью нашей молитвы; мы должны желать милости Бога в том или ином вопросе, который нас беспокоит и вызывает страх. Бог позволяет нам смиренно приступать к Нему и в молитве излагать свои нужды и бремена. Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, и поэтому, если мы нуждаемся в милости, чтобы нам была раскрыта тайна, то должны обращаться к Нему; и хотя нам не следует с верой молиться о чудесах, но мы можем с верой молиться Тому, Кто держит все сердца в Своей руке и Своим провидением совершает чудеса — молиться, чтобы Он раскрыл то, что находится за пределами нашего видения, и дал то, что находится вне пределов достижимости, чтобы это послужило во славу Бога и на благо нам, веруя, что от Него ничего не сокрыто и нет ничего невозможного.

(3) В своей просьбе к Богу они ссылаются на то, что над ними нависла неминуемая опасность; они просили у Бога милости в этом вопросе, чтобы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими: чтобы праведные не погибли с нечестивыми. Отметьте: когда жизнь благочестивых и полезных людей в опасности, тогда настает время ревностно просить Бога о милости к ним, как просили о Петре, когда он был в тюрьме (Деян 12:5).

(4) Милость, о которой Даниил и его друзья молились, была дарована. Открыта была тайна Даниилу в ночном видении (ст. 19). Одни полагают, что он во сне видел то же видение, что и Навуходоносор; но скорее, когда он пробудился, оставаясь постоянным в молитве и бодрствуя в ней, тогда благодаря служению ангела ему был возвещен сон и его толкование во всей полноте. Отметьте: много может усиленная молитва праведного. С помощью молитвы мы можем проникнуть в тайны; этим ключом открываются небесные обители, ибо Христос сказал: «Стучите, и отворят вам».

2. На его благодарение за полученную милость: «Тогда Даниил благословил Бога небесного» (ст. 19). Он не откладывал, пока расскажет тайну царю и увидит, признает ли он свой сон или нет, а был уверен, что это был его сон и он достиг своей цели; поэтому он немедленно перешел от молитвы к хвале. Он не только молился с полной уверенностью, что Бог сделает это для него, но и благодарил Его с полной уверенностью, что Он сделал это; в обоих случаях он взирал на Него как на Бога Небесного. Его молитва не была записана, а благодарение сохранилось.

Отметьте:

(1) Почести, воздаваемые им Богу в своей благодарственной молитве, которую он учится возносить в великом разнообразии и обилии выражений: «Да будет благословенно имя Господа от века и до века!» В Боге есть то вечное, которое нужно благословлять и славить; оно неизменно и вечно в Нем, и его нужно прославлять от века и до века; так как сутью хвалы является вечное совершенство Бога, то дела хвалы будут вечно совершаться.

[1] Он воздает Богу славу за то, каким Он Сам является: у Него мудрость и сила, мудрость и смелость (в некоторых переводах);

Он совершает все, что должно быть сделано, Он дерзает делать и несомненно сделает все наилучшим образом, ибо обладает безграничной мудростью, чтобы замышлять и изобретать, и безграничной силой, чтобы совершать и доводить до конца. У Него мудрость и сила, чего часто недостает людям.

[2] Он воздает Богу славу за то, что Он совершает для человечества. Он обладает всеобщим влиянием и властью над всеми сыновьями человеческими, их делами и поступками. Времена меняются? Положение дел изменилось? Все подвержено изменчивости? — Это Бог изменяет времена и лета и их внешний вид. Ни одна перемена не происходит случайно, а только соответственно воле и совету Бога. Цари смещены и низложены? Они отреклись от престола? Они исчезли с поля зрения? — Это Бог низлагает царей. Бедный встал из праха и посажен с вельможами? — Бог поставляет царей; возможность ставить и снимать царей — это цветок Его венца, ибо Он — источник всей силы, Царь царей и Господь господ. Есть люди, превосходящие других в мудрости, философы и государственные деятели, которые талантливее обычных людей, созерцательные и проникающие в самую суть? — Это Бог дает мудрость мудрым, независимо от того, обладают ли они достаточной мудростью, чтобы признать это; они имеют ее не благодаря самим себе, а Бог дает разумение разумным, что является хорошим основанием, почему мы не должны гордиться знанием, а служить и почитать им Бога, стремясь познать Его.

[3] Он воздает Богу славу за то, что Тот открыл ему эту тайну. Он прославляет Его, во-первых, за то, что Он смог сделать это (ст. 22): «Он открывает глубокое и сокровенное — то, что сокрыто от глаз всего сущего». Именно Он открыл человеку, что такое истинная мудрость, когда никто другой не мог сделать этого; именно Он открывает грядущее своим слугам и пророкам. Он в совершенстве понимает и видит то, что тщательно скрывают, ибо Он будет судить все тайное; истина станет очевидной в великий день. Он знает, что во мраке и что совершается во мраке, ибо тьма не затмит от Тебя (Пс 118:11,12). Свет обитает с Ним, и Он обитает в неприступном свете (1Тим 6:16), но для нас Он мраком покрыл Себя. Некоторые полагают, что здесь речь идет о свете пророчества и божественного откровения, который обитает с Богом и исходит от Него, ибо Он — Отец светов, всех светов; в Нем все они обитают. Во-вторых, за то, что Он сделал это для него. Здесь он взирает на Бога как на Бога отцов своих, ибо хотя в то время евреи были пленниками в Вавилоне, тем не менее они оставались возлюбленными ради отцов. Он славит Бога, являющегося источником мудрости и силы, за мудрость и силу, данную ему: мудрость, чтобы познать великую тайну, и силу, чтобы обладать этой тайной. Отметьте: мы должны признать, что мудрость и сила, которые мы имеем, являются даром Божьим. «Ты открыл мне то…» (ст. 23). Что было сокрыто от знаменитых халдеев, сделавших истолкование сновидений своей профессией, то было открыто Даниилу — пленному еврею, юноше, намного младше их. Тем самым Бог справедливо облачил честью Дух пророчества в то время, когда предал презрению дух ворожбы. Был ли Даниил благодарен Богу за то, что Тот открыл ему тайну, благодаря чему была сохранена жизнь его самого и его товарищей? Еще больше оснований есть у нас благодарить Его за то, что Он открыл нам великое спасение души — нам, а не миру, нам, а не мудрым и разумным.

(2) Уважение, оказанное друзьям в этом благодарении. Хотя эта тайна была открыта в основном благодаря его молитве, и открыта именно ему, тем не менее он признает, что они были причастны к этому своей молитвой (об этом мы молили Тебя) и радостью по поводу этого события: «Ты открыл нам дело царя». Либо они находились рядом с Даниилом, когда тайна была ему открыта, либо как только он узнал ее, сразу поделился с ними (Я нашел, я нашел!), чтобы те, кто помогал ему своими молитвами, помогли ему своей хвалой. Этот поступок Даниила, когда он присоединился к ним, является примером смирения и скромности, которые должны быть присущи тем, кто имеет общение с Богом. Подобным образом св. Павел присоединяет имена Тимофея, Луция и других служителей, подписывая многие свои послания. Отметьте: какими бы почестями Бог ни облачал нас, мы должны стремиться, чтобы наши братья разделили их с нами.

Стихи 24-30. Эти стихи представляют собой предисловие к объявлению Даниилом сна царя и его истолкованию.

I. Он сразу оговаривает отмену приговора, вынесенного мудрецам Вавилона (ст. 24). Он поторопился к Ариоху, чтобы сказать, что данное ему поручение отменяется: «Не убивай мудрецов Вавилонских». Хотя, возможно, среди них были такие, которые по закону Божьему заслуживали смерти как чародеи, но то преступление, за которое сейчас они были приговорены, не заслуживало смерти или заключения, и поэтому они не должны умереть и быть истреблены несправедливо; пусть живут и будут справедливо опозорены, оказавшись в затруднительном положении и не в состоянии сделать то, что смог сделать пророк Господа. Отметьте: раз Бог милостив к хорошим и плохим людям, то и мы должны быть такими же и готовы спасать жизнь даже плохих людей (Мат 5:45). Благочестивый человек во всем благочестив. Павлу, находившемуся на корабле, Бог даровал души всех, находившихся вместе с ним; они были спасены ради него. Благодаря Даниилу была сохранена жизнь всем мудрецам, которые впоследствии не отблагодарили за оказанную им милость (Дан 3:8).

II. С великой уверенностью он предложил свою помощь: пойти к царю, рассказать ему его сон и истолковать его значение; ему было позволено сделать это (ст. 24,25). Ариох немедленно привел его к царю, ибо надеялся снискать его расположение, приведя Даниила; он сделал вид, что сам разыскал его, чтобы тот истолковал сон царя, хотя на самом деле искал его, чтобы привести в исполнение приговор царя. Но служба придворного заключается в том, чтобы угодить правителю и заслужить одобрение своего служения.

III. В связи с данной ситуацией он постарался. насколько это возможно, опозорить чародеев и прославить Бога. Царь признал, что Даниил поступил смело, решив прийти к нему, и спросил, может ли он осуществить его желание (ст. 26): «Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел?» Неужели такой младенец в данной области, такой юноша, может сделать то, что не смогли сделать его учителя? Чем больше царь сомневался в возможностях Даниила, тем больше прославился Бог. давший ему способность сделать это. Отметьте: передавая божественное откровение сынам человеческим. Бог чаще всего избирает немудрое и немощное мира, уничиженное, чтобы посрамить мудрых и сильных, чтобы было явлено превосходство Его силы (1Кор 1:27,28). Даниил воспользовался этой ситуацией (1), чтобы царь разочаровался в своих тайноведцах и чародеях, от которых многого ожидал (ст. 27): «Этой тайны они не могут открыть царю; это не подвластно им; их мастерство не может сделать этого. Поэтому пусть царь не гневается на них за то, что они не могут сделать этого, а лучше отнесется к ним с презрением и прогонит». Бругтон читает это место так: «Тайну эту ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели не могут открыть царю: поэтому пусть больше не советуется с ними». Отметьте: обретенный нами опыт в неспособности творений удовлетворить нас должен уменьшить нашу оценку их и наши ожидания от них. Их притязания расстроены, а мы разочарованы в своих надеждах на них. До сего они дошли, но не дальше; поэтому давайте скажем им, как Иов — своим друзьям: «Вы — ничто; жалкие утешители».

(2) Чтобы привести его к познанию единственного живого и истинного Бога — Бога, Которому поклонялся Даниил: «Хотя они не могут открыть тайну, но пусть царь не отчаивается, ибо есть на небесах Бог, открывающий тайны» (ст. 28). Отметьте: недостаточность творений должна влечь нас к Вседостаточному Богу. Есть Бог на небесах (и для нас хорошо, что Он есть), Который может сделать это для нас и открыть нам то, чего не может сделать ни один человек на земле: в частности тайну истории дела искупления и тайные планы Божьей любви к нам, тайну, сокрытую от веков и поколений. Божественное откровение помогает нам там, где человеческий разум оставляет нас в недоумении, и открывает не только царям, но и нищим этого мира тайны, на которые не может пролить свет ни один из языческих философов или политиков со всеми своими пророчествами или искусством волхвования (Рим 16:25,26).

IV. Он утверждает царя в его мнении о том, что сон, значение которого он так сильно хотел узнать, стоил того, чтобы стремиться истолковать его, что он очень важен и имеет огромные последствия, что это не обычный сон, не пустое развлечение нелепого и буйного воображения, который не стоило помнить или пересказывать, а божественное откровение, луч света из высшего мира, нацеленный в его разум, имеющий отношение к великим делам и переменам этого низшего мира. В нем Бог открыл царю, что будет в последние дни (ст. 28), то есть грядущее до момента учреждения царства Христа в этом мире, которое будет в последние дни (Евр 1:1). И вновь (ст. 29): «Ты, царь, на ложе твоем думал не о том, что было раньше, какими обычно бывают сны;

Omnia quae sensu volvuntur vota diurno

Tempore sopito reddit arnica quies

Чувства, которым мы потакали в течение дня.

Часто всплывают во время благодатной ночной дремоты.

Клаудиан Этот сон был предсказанием о том, что будет после него, в котором Открывающий тайны показал тебе, что будет; и поэтому ты поступаешь правильно, используя намек и пытаясь открыть тайну». Отметьте: грядущие события представляют собой тайну, открыть которую может только Бог; и то, что Он открыл об этих событиях, особенно если это информация о последних днях всего сущего, о конце времен, каждый из нас должен очень серьезно и усердно исследовать. Некоторые полагают, что мысли, которые пришли в голову царя, когда он был на ложе своем, были его собственные мысли, с которыми он проснулся. Как раз перед тем. как уснуть и увидеть свой сон, он размышлял о том, каков будет итог его растущего величия, каким после него станет его царство, и поэтому сон был ответом на эти мысли. Так Бог подготавливает людей, когда собирается открыть им тайну.

V. Он торжественно исповедует, что не заслужил благоволения у Бога, побудившего Его открыть ему эту тайну, и не открыл ее благодаря собственной проницательности (ст. 30): «Не сам я открыл эту тайну, а мне тайна сия была открыта, и не потому что я был мудрее всех живущих, что делало меня достойным подобного открытия». Отметьте: тем. кого Бог почтил и в высшей степени облагодетельствовал, приличествует быть очень смиренными и незначительными в своих глазах: отбросить всякое мнение о собственной мудрости и значительности, чтобы одному Богу досталась вся слава за то, какими хорошими они являются, и за то добро, которое они делают, чтобы все было отнесено на счет Его доброжелательности к ним и полноты Его работы, совершенной в них. Тайна была открыта ему не ради него самого, а (1) ради его народа: ради них было открыто царю разумение (англ. пер.), то есть ради его братьев и товарищей по несчастью, которые своими молитвами помогли ему получить это знание; это толкование дано, чтобы их жизнь сохранилась, а они обрели благоволение и продвинулись, и ради них участь всего народа еврейского, оказавшегося в плену, стала лучше. Отметьте: смиренные люди чаще всего склонны полагать, что то, что Бог совершает для них и через них, делается скорее ради других, а не их самих.

(2) Ради его владыки; и некоторые так читают первую часть этого предложения: «Не за мою мудрость, а чтобы было открыто царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего, чтобы ты удовлетворился своим положением (каким ты был до того, как задумался о нем) и тем самым тебе были даны наставления, как относиться к Церкви Божьей». Бог открыл тайну Даниилу для того, чтобы он открыл ее парю. Пророки принимают, чтобы дать: чтобы открытые им тайны не оставались при них, а передавались тем, кого они касаются.

Стихи 31-45. Даниил полностью удовлетворяет Навуходоносора, рассказывая его сон и истолковывая его. Великий владыка был добр к бедному пророку, обеспечив его всем необходимым и дав образование; он воспитывался за счет царя, занимал важное положение при дворе, и поэтому жизнь в плену для него была намного лучше, чем для других его соотечественников, а теперь он сполна отплатил царю за все расходы, потраченные на него; и за то, что он принял пророка (хотя и не во имя пророка), он получил награду пророка — ту награду, которую дать может только пророк, за что этот богатый могущественный владыка сейчас был рад видеть его. В данных стихах:

I. Описывается сам сон (ст. 31,45). Возможно, сам Навуходоносор любил статуи, а его дворец и сады были украшены ими; тем не менее он поклонялся истуканам, и теперь во сне перед ним возник большой истукан — это должно заставить его задуматься, что это были за истуканы, на которых он потратит столько средств и которым возносил большие почести: они были всего лишь видением. Творения фантазии вполне могут удовлетворить фантазию. Силой воображения он мог закрыть свои глаза и вызвать в воображении то. что считал уместным, украсить так. как ему хотелось, без затрат и беспокойств, связанных со скульптурой. Это была статуя вертикально стоящего человека: стоял он пред тобою, как живой человек; а так как монархии, которые он должен был символизировать, вызывали восхищение в глазах их друзей, то стоял он в чрезвычайном блеске; а так как они были грозными для своих врагов и их боялись все окружающие, то вид его был страшен: таковыми были черты его лица и поза его тела. Но самое поразительное в этом истукане было то, что он был сделан из различных металлов: голова была из чистого золота (самого дорогого и долговечного металла);

грудь и руки его — из серебра (следующего по стоимости металла);

чрево и бедра его медные, голени его железные (еще менее благородные металлы»: и. наконец, ноги его частью железные, частью глиняные. Посмотрите, что из себя представляют вещи этого мира: чем больше мы вникаем в них, тем менее ценными они оказываются. В жизни человека молодость-это голова из золота, но затем она все меньше ценится нами, а преклонный возраст — наполовину глина, и тогда человек становится почти омертвелым. То же самое происходит с миром — последние века деградируют. Первый век христианской Церкви и реформации — это голова из золота, а мы живем в век железа и глины. Некоторые ссылаются на это место при описании лицемера, чьи действия не соответствуют знанию. Он имеет голову из золота, а ноги из железа и глины: он знает свои обязанности, но не выполняет их. Некоторые обращают внимание, что в видениях Даниила монархии представлены четырьмя животными (Дан.7), ибо он смотрел свысока на ту мудрость, благодаря которой они стали земными и чувственными, а деспотическая власть, которой они обладали, имела в себе больше животного, чем человеческого, и поэтому видение соответствовало значению вещей. А для Навуходоносора, языческого царя, они были представлены в виде статуи беспечного и помпезного человека, ибо он восхищался царствами мира и их славой. Для него их вид был настолько чарующим, что он с нетерпением жаждал увидеть их вновь. Но что стало с этим истуканом? Следующая часть сна показывает его распавшимся и превратившимся в ничто. Он увидел камень, оторвавшийся от горы неведомой силой, без участия рук человеческих, и этот камень упал в железные и глиняные ноги его и разбил их. В результате этого истукан упал, а золото, серебро, медь и железо разбились на такие мелкие кусочки, что сделались как прах на летних гумнах, и невозможно было найти какие-нибудь их остатки. А камень, оторвавшийся от горы, сделался великою горою и наполнил всю землю. Посмотрите, как Бог может осуществить великие дела с помощью немощных и неподходящих инструментов; когда Ему угодно, то от малого произойдет тысяча. Возможно, разрушение истукана, сделанного из золота, серебра, меди и железа должно символизировать упразднение идолопоклонства во всем мире в определенное время. Идолы язычников — серебро и золото, каким был сотворен и этот истукан, но они исчезнут с земли и из-под небес (Иер 10:11; Ис 2:18). А власть, уничтожившая идолопоклонство, возвеличит и превознесет себя, как этот камень, который после сокрушения истукана на кусочки, сделался великою горою.

II. Истолковывается сам сон. Давайте рассмотрим его значение. Это был сон от Бога, и поэтому необходимо, чтобы и его пояснение исходило от Него. Похоже, друзья Даниила были с ним, и он говорил как от своего, так и от их имени, когда сказал: «Скажем пред царем и значение его» (ст. 36).

1. Этот истукан символизировал царства земли, которые должны были успешно царствовать среди народов и влиять на дела иудейской Церкви. Четыре монархии не были представлены четырьмя различными статуями, а одним истуканом, ибо были одного и того же духа и в той или иной степени настроены против Церкви. Это была одна и та же сила, которой в разное время обладали разные народы; два первых из них располагались на восток от Иудеи, а два последних — на запад.

(1) Золотая голова символизировала монархию халдеев, которая в то время была в силе (ст. 37,38): «Ты, царь, царь Царей, всемирной монархии, которому платят дань многие цари и царства»; или: «Ты высочайший из царей на земле в данное время (как слуга слуг — самый ничтожный слуга);

ты превосходишь всех других царей». Но пусть не относит свое возвышение на счет собственной проницательности или стойкости. Нет, это Бог небесный даровал тебе царство, власть, силу и славу — царство, которое дает великую власть, стоит крепко и сияет ярко, действует с помощью могучей армии и обладает деспотичной властью. Отметьте: даже величайшие владыки имеют лишь ту власть, которая дана им свыше. Показано пространство, на которое распространяется его владычество (ст. 38): на всех сынов человеческих, где бы они ни жили, на все народы, живущие в той части мира; он был владыкою над всеми ими и тем, что принадлежало им: над их скотом, и не только тем, которым они владели, но и теми животными, которые были ferae naturae — дикими, зверьми земными и птицами небесными. В его распоряжении были леса и охотничьи угодья, и никому не было позволено охотиться или ловить птиц без его разрешения. Поэтому «Ты — это голова золотая: ты, твой сын и сын твоего сына в течение семидесяти лет». Сравните эти слова с Книгой Иеремии 25:9,11, особенно Иер 27:5-7. В то время в мире были и другие могущественные царства, например скифское, но именно Вавилонское царствовало над евреями, и оно начало описанное здесь правление, сменявшее друг друга до времени прихода Христа. Оно названо главой за свою мудрость, выдающиеся достижения и абсолютную власть; названо золотою за его богатство (Ис 14:4);

это был золотой город. Некоторые полагают, что эта монархия образовалась при Нимроде и объединила всех Ассирийских царей — около пятидесяти монархов всего; и подсчитывают, что она просуществовала около 1600 лет. Но эта монархия, как и любая другая, не все время была такой огромной и могущественной, как здесь описано; и поэтому некоторые считают, что только Навуходоносора, Евилмеродаха и Валтасара можно назвать этой золотой главою: они имели прославленный и превознесенный престол и, возможно, обладали более деспотичной властью, чем цари, царствовавшие до них. Навуходоносор царствовал сорок пять лет, Евилмеродах — двадцать три, а Валтасар — три года. Вавилон был их главным городом, и Даниил находился с ними в этом месте в течение семидесяти лет.

(2) Грудь и руки из серебра символизировали монархию мидян и персов, о которой говорится не очень много: «После тебя восстанет другое царство, ниже твоего (ст. 39): не такое богатое, могущественное и победоносное». Это царство было основано Дарием мидянином и Киром персом; они объединились друг с другом и поэтому были представлены в виде двух рук, соединенных с грудью. Сам Кир был персом по отцу, а мидянином по матери. Одни считают, что эта вторая монархия просуществовала 130 лет, другие — 240 лет. Первый подсчет более согласуется с библейской хронологией.

(3) Живот и бедра медные символизируют монархию греков, основанную Александром Великим, который победил Дария Кодомана, последнего Персидского императора. Это третье царство, медное, по богатству и протяженности территории, на которой оно владычествует, будет ниже Персидской монархии, но в лице Александра оно будет силой меча владычествовать над всею землею, ибо Александр хвастал. что завоевал мир, а затем сидел и плакал, что нет другого мира, который можно завоевать.

(4) Голени и ноги железные являются прообразом Римской монархии. Некоторые полагают, что они символизируют позднее время правления Греческой монархии: две империи — Сирию и Египет; первой руководили Селевкиды, происходившие от Селевка, второй — потомки Лага, Птоломеи; таковые считают, что эти две империи представлены голенями и ногами этого истукана; Гроций, Юний и Бругтон придерживаются того же мнения. Но более общепринятым является мнение, что здесь подразумевается Римская монархия, ибо как раз во время расцвета этой монархии, когда она находилась на пике славы, было учреждено царство Христа благодаря проповеди вечного Евангелия. Римская империя была крепкой как железо (ст. 40), о чем свидетельствуют победы этого царства в сражениях со всеми соперничающими с ней на протяжении многих веков. Это царство разбивает Греческую империю и впоследствии значительно истребляет еврейский народ. Ближе к концу своего существования Римская империя стала очень слабой и разделилась на десять царств, которые напоминали пальцы этих ног. Некоторые из них были слабыми как глина, другие — крепкими как железо (ст. 42). Были приложены определенные усилия, чтобы объединить их и тем самым усилить империю, но напрасно: не сольются одно с другим (ст. 43). Правление в этой империи в течение долгого времени было разделено между сенатом и народом — людьми благородного происхождения и простыми — но они не смогли полностью объединиться. Происходили гражданские войны между Марием и Суллой, Цезарем и Помпеем, чьи партии были похожи на железо и глину. Другие полагают, что это ссылка на времена угасания этой империи, когда для ее укрепления в борьбе против нашествий варварских народов заключались браки между ветвями царской семьи; но эти планы не привели к желаемому результату, когда настал день падения этой империи.

2. Камень, оторвавшийся без содействия рук, символизирует царство Иисуса Христа, которое должно быть учреждено в мире во время Римской империи на руинах царства сатаны в царствах мира. Это будет камень, оторвавшийся от горы без содействия рук. ибо оно не будет воздвигнуто или поддерживаемо человеческой властью или благоразумием; никакая видимая рука не будет действовать, чтобы учредить его, а это будет сделано невидимым Духом Господа Саваофа. Это камень, который отвергли строители, так как он не был высечен их руками, но теперь он станет краеугольным камнем.

(1) Евангельская Церковь — это царство, единственным и полновластным монархом которого является Христос, в котором Он царствует Своим словом и Духом, которое Он защищает и дает закон, от которого Он принимает почитание и дань. Это царство не от мира сего, но оно учреждено в нем; это царство Бога среди людей.

(2) Бог небесный должен учредить это царство, дать власть Христу, чтобы Он вершил суд, и поставить Его как Царя на Своей святой горе Сион, а также привести Ему покорный и готовый народ. Так как оно учреждено Богом небесным, то часто в Новом Завете называется царством небесным, ибо произошло от небес и к ним стремится.

(3) Оно должно быть учреждено во дни тех царств, когда царствуют эти четыре монархии, на которые обращается особое внимание (Лук 2:1), чтобы Христос был рожден, когда из-за указа императора Рима по всей земле нужно было сделать перепись. Это было четким указанием на то, что эта империя станет такой всемирной, какой не была ни одна другая. Когда эти цари будут соперничать друг с другом, надеясь получить личную выгоду во всех сражениях, тогда Бог сделает Свое дело и исполнит Свой совет. Все эти цари — враги Царства Христа, и тем не менее оно будет учреждено, и им будет брошен вызов.

(4) Это царство никогда не будет угасать; нет опасности, что оно разрушится; власть в нем не будет переходить к другим или меняться. Оно вовеки не разрушится какими-либо нападающими чужеземными силами, как было со многими другими царствами; огонь и меч не опустошат его; объединившиеся силы земли и ада не смогут лишить подданных этого царства их правителя, равно как и правителя — его подданных; и царство это не будет передано другому народу, как происходит с земными царствами. Христос является монархом. Который не имеет преемников (ибо Он Сам будет вечно царствовать), и поэтому Его царство является монархией, в которой нет переворотов. Царство Божье несомненно было взято у евреев и передано язычникам (Мат 21:34), но христианство так и осталось у руководства в царстве Мессии. Христианская Церковь осталась такой же; она построена на скале, и против нее много воюют, но врата ада никогда не одолеют ее.

(5) Это царство одержит победу над всякой оппозицией. Оно сокрушит и разрушит все царства, как камень, оторвавшийся от горы без содействия рук, разбил истукана (ст. 44,45). Царство Христа будет угнетать все остальные царства; оно переживет их и будет процветать, когда все другие распадутся от собственного веса и будут настолько опустошены, что место их больше не будет известно. Все царства, восставшие против царства Христа, будут сокрушены жезлом железным, как сосуд горшечника (Пс 2:9). А в царствах, которые подчинятся тирании царства Христа, идолопоклонство и все, что позорило их, будет сокрушено, по мере того как Евангелие Христа будет укореняться. Близится день, когда Иисус Христос упразднит всякое начальство и всякую власть и силу и низложит всех врагов под ноги Свои. Только тогда, а не раньше это пророчество полностью исполнится (1Кор 15:24,25). Похоже, наш Спаситель ссылается на это место (Мат 21:44), когда, свидетельствуя о Себе как о камне, отвергнутом строителями-евреями, говорит: «На кого он упадет, того раздавит».

(6) Это будет вечное царство. Земные царства, которые сокрушили все окружающие их государства, позже, в свою очередь, подобным образом были сокрушены, а царство Христа сокрушит другие царства, и само будет стоять вечно. Его престол будет подобен дням небесным, его потомки, его подданные — звездам небесным: не только такими же бесчисленными, но и неизменными. Умножению владычества Его и мира нет предела. Господь будет царствовать во веки: не только до конца времен, но и тогда, когда времени и дней больше не будет, а Бог будет всем во всем до самой вечности.

III. Так Даниил истолковал сон царя. Навуходоносор был им доволен и не прерывал его; пояснение было таким объемным, что у него не было вопросов, оно было таким простым, что у него не было возражений; и пророк завершает его торжественным заверением в том, (1) что этот сон имел божественное происхождение: «Великий Бог (так он называет Его, чтобы выразить свое высокое почитание и зародить подобное отношение в разуме великого царя) дал знать царю, что будет после сего, чего не смогли сделать боги чародеев. Так был абсолютно подтвержден великий аргумент, который Исаия задолго до того выдвигал идолопоклонникам, в частности идолопоклонникам Вавилона, когда призвал богов, которым они поклонялись, сказать, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги (Ис 41:23);

так он доказал, что Бог Израиля является истинным Богом и возвещает от начала, что будет в конце (Ис 46:10).

(2) Что события, предсказанные во сне, обязательно исполнятся. Возвестивший об этих событиях Тот же, Кто задумал и определил им свершиться, и Своим провидением Он исполнит их; состоится только определенное Господом, оно не может быть изменено, и поэтому верен этот сон и точно истолкование его. Отметьте: мы должны доверять тому, что Бог открыл нам.

Стихи 46-49. Кто-то мог бы ожидать, что Навуходоносор, замысливший создать свое царство вечным, разозлится на Даниила, предсказавшего падение его царства и учреждение другого вечного царства иной природы. Но слова пророка, напоминающие оскорбление, не вызывают в нем негодования, и он их принимает как пророчество; и в этих стихах нам говорится, в каких выражениях описано впечатление, произведенное ими на царя.

1. Он был готов смотреть на Даниила как на маленького бога. Хотя царь видел, что он — человек, тем не менее, благодаря чудесному открытию его тайных мыслей, когда ему был рассказан его сон, и грядущих событий, когда ему он был истолкован, Навуходоносор пришел к выводу, что в Данииле есть частичка божественности, заслуживающая восхищения; поэтому он пал на лицо свое и поклонился Даниилу (ст. 46). Согласно обычаю этой страны, почтение к царям проявляли, падая и поклоняясь им, ибо частично их власть была божественной (Я сказал: вы — боги);

и поэтому этот царь, часто принимавший почитание других, теперь оказывал его подобным образом Даниилу, которому было дано (как он полагал) божественное знание. Он испытывал такое восхищение, что не мог сдержать его в себе, и забыл, что Даниил — человек, а он сам — царь. Так Бог возвеличил божественное откровение и сделал его почитаемым, вынудив гордого владыку проявить такое благоговение от одного только взгляда на него. Он поклонился Даниилу и велел принесши ему дары и благовонные курения. Подобное поведение нельзя оправдать, но в какой-то степени можно простить, в свое время Корнилий был готов поклониться Петру, а Иоанн — ангелу, которые были лучше осведомлены. Хотя об этом здесь не говорится, но у нас есть основания думать, что Даниил отказался от оказанных ему почестей и сказал, как Петр — Корнилию: «Встань; я тоже человек» или как ангел — св.Иоанну: «Смотри, не делай сего», ибо не говорится, что подношения были принесены ему, хотя царь повелел сделать это или, скорее, сказал сделать это, ибо таково значение этого слова. Он сказал в спешке: «Принесите ему дары». А то, что Даниил сказал ему нечто, повернувшее его глаза и мысли в другое русло, подразумевается далее (ст. 47): «И сказал царь Даниилу». Отметьте: иногда великое почтение служителям слова Божьего оказывают те, кто не имеет истинной любви к слову. Так Ирод боялся Иоанна и с удовольствием слушал его, при этом продолжая упорствовать в своих грехах (Мат 6:20).

2. Он с готовностью признал, что Бог Даниила — великий Бог, истинный Бог, единственный живой и истинный Бог. Если Даниил не желает, чтобы ему поклонялись, то он будет (как Даниил, похоже, направил его) поклоняться Богу, исповедуя (ст. 47), что истинно Бог его есть Бог богов, и другого такого нет; по Своим достоинствам Он выше всех богов, равно как и во владычестве. Он — Владыка царей, от Которого они получают силу и Которому подотчетны. Он — исследующий и открывающий тайны; Он видит и может открыть самые большие тайны; то, что Он являет, тайно, и никто другой, кроме Него, не мог открыть их (1Кор 2:10).

3. Он возвысил Даниила и сделал великим мужем (ст. 48). Безусловно, Бог сделал его великим, когда вступил в общение с ним, сделал более великим, чем мог сделать Навуходоносор; но так как Бог возвеличил его, то и царь сделал то же самое. Делает ли богатство человека великим? — Царь дал Даниилу много больших подарков, и у него не было оснований отказываться от них, ибо они давали ему возможность сделать много добра для своих братьев, находящихся в плену. Эти подарки были вознаграждением за хорошее служение; они не предназначались ему в качестве взятки, как награда за ворожбу, данная Валааму. Делает ли власть человека великим? — Царь поставил его над всею областью Вавилонскою, которая, несомненно, оказывала большое влияние на другие провинции; подобным образом он сделал его главой учебных заведений — главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими, чтобы наставлять тех, кого он превзошел в данной области; а раз они не смогли сделать того, что царь хотел от них, то должны были делать то, что скажет им Даниил. Хорошо, если глупый будет рабом мудрого сердцем. Увидев, что Даниил мог открыть эту тайну (ст. 47), царь возвысил его. Отметьте: правители поступают мудро, возвышая и нанимая на службу тех, кто получает божественное откровение и хорошо знаком с ним, кто, подобно Даниилу в данной ситуации, демонстрирует хорошую осведомленность о царстве небесном. Иосиф, как и Даниил, продвинулся во дворе царя Египетского, разгадав его сны; его называли Zaphnath-paaneath — открывающий тайны, как и в данном случае царь Вавилонский называл Даниила; поэтому к оказанию почестей их побудило одно и то же: они сделали это, взирая на хорошие служения, оказанные венцу, и открытие тайн.

4. Ради Даниила царь возвеличил его друзей — по его особому ходатайству и просьбе (ст. 49). Сам Даниил остался при дворе царя как председательствующий на совете, который вершит правосудие, или как премьер-министр государства, или, возможно, как управляющий двором царя; он использовал свое влияние для друзей, как и приличествует благочестивому человеку, и обеспечил Седраха, Мисаха и Авденаго должностями в правительстве. Кто помог ему своими молитвами, те разделят с ним его почести — так благодарен он был за это служение. Их продвижение было крепкой опорой и помощью для Даниила в его работе и должности. А эти благочестивые иудеи, продвинувшись в Вавилоне, получили благоприятную возможность послужить своим братьям, оказавшимся в плену, и сделать для них много добрых дел, к чему они были готовы. Так иногда, прежде чем привести Свой народ в беду, Бог совершает приготовления, чтобы она была легкой для него.