Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Даниил
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3411 Все тексты автора Мэтью Генри
5 глава
Разрушение царства Вавилонского часто предсказывали задолго до того, как это произошло. В этой главе оно описывается вместе с предсказанием этого события накануне ночью. В то время в Вавилоне царствовал Валтасар; одни подсчитали, что он царствовал семнадцать лет, другие — всего лишь три года. В данной главе описывается его уход и период его царствования. Мы должны знать, что двумя годами раньше Кир, царь Персии, который становился могущественным монархом, выступил против Вавилона с большой армией. Валтасар выступил против него, сразился с ним и был разбит наголову. Он и его рассеянные войска отступили в город, а Кир осадил их. Они были очень уверены в своей безопасности, так как их защищала река Евфрат и в городе было припасено еды на двадцать лет. Но на второй год осады Кир захватил город, о чем здесь рассказывается. В данной главе описывается:
(I) устроенный Валтасаром буйный, святотатственный пир идолопоклонников, который переполнил чашу его беззаконий (ст. 1-4).
(II) Предупреждение, данное ему в разгар веселья, в виде надписи на стене, которую не мог прочесть и истолковать ни один из его мудрецов (ст. 5-9).
(III) Даниил, который наконец-то был приведен к нему, истолковал мистическую надпись; он был честен с царем и показал его приговор (ст. 10-28).
(IV) Толкование сразу исполнилось: царь был убит, а его царство захвачено (ст. 30-31).
Стихи 1-9. В данных стихах царь Валтасар предстает очень веселым, но внезапно становится очень мрачным и оказывается в стесненных обстоятельствах, когда абсолютно уверен в собственной достаточности. Посмотрите, как он публично оскорбил Бога, и Бог пугает его; так чем же закончится это соперничество и будет ли процветать тот, кто ожесточил свое сердце против Бога.
I. Посмотрите, как царь оскорбляет Бога и высказывает Ему свое презрение. Он сделал большое пиршествоi> или банкет с вином; возможно, это была какая-то торжественная годовщина в честь дня его рождения или коронации или в честь какого-то их идола. Историки говорят, что Кир, осадивший в то время своей армией Вавилон, знал об этом пире и, предположив, что в это время они потеряю! бдительность, somno vinoque sepulti — будучи погребенными во сне и винеi>, атаковал город и легко стал его хозяином. По случаю пира Валтасар пригласил тысячу вельмож своихi> выпить с ним. Возможно, здесь собрались те, которые отличились при успешной защите города от осаждавших, или его важные военные советники, с которыми, после того как они хорошо выпьют, он хотел посоветоваться, что дальше делать. Они должны были считать великой милостью, что он перед их глазами пил вино,i> ибо гордость восточных царей считала, что люди должны редко видеть их. Он пил вино перед ними, ибо сделал этот пир, как царь Артаксеркс, чтобы показать славу своего величия.i> Этим роскошным пиром (1) он оскорбил Божье провидение и бросил вызов Его судам. В то время его город был осажден; могущественный враг стоял у его ворот; его жизнь и царство были в критической ситуации. Во всем этом можно было увидеть протянутую против него Божью руку — тем самым Бог призывал его плакать и сетовать и препоясаться вретищем.i> Глас Божий возопил в городе, как Иона — в Ниневии; «Еще сорок дней,i> а может, и меньше, и Вавилон будет разрушенi>». Поэтому он, как царь Ниневии, должен объявить пост; но Валтасар, как человек, решивший противиться Богу, объявляет пир; и вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют виноi>, словно дерзнули причинить Всевышнему наибольшее зло (Ис 22:12,13). Чтобы показать, что он не боится, что придется сдаться из-за недостатка продуктов, он расточительно расходует их. Отметьте: уверенность и сладострастие являются печальным предзнаменованием приближающейся гибели. Кто не желает получить предостережения о судах Божьих, тот должен быть готов к тому, что будет поражен ими.
(2) Он оскорбил храм Бога и оказал презрение Его святилищу (ст. 2). Вкусив вина, он приказал принести сосудыi> храма, чтобы из них пить. Когда он попробовал, какое это выдержанное и хорошее вино, то сказал: «Как жаль, что нет святых сосудов, чтобы из них пить это прекрасное вино», что рассматривалось, частично, как остроумие; и, чтобы продолжить шутку, за сосудами храма сразу же послали. Более того, похоже, это была не просто шутка и делалось все из злобного презрения к Богу Израиля. Сердце народа Божьего было сильно привязано к этим священным сосудам, что следует из Иер 27:16,18. Во время возвращения они особым образом заботились о них (Ездр 1:7). Мы также можем предположить, что они ожидали своего освобождения, которое вскоре должно было прийти, гак как близились к концу семьдесят лет плена; возможно, некоторые из них по этой причине говорили, что скоро сосуды святилища будут им возвращены; и, чтобы оказать им презрение, Валтасар возвестил, что они принадлежат ему и он не желает больше хранить их, а будет использовать вместе с другой своей посудой. Отметьте: безусловно, то веселье является греховным и быстро наполняет чашу человеческого беззакония, которое оскверняет священные вещи и смеется над ними. То, что никакие песни, кроме песен Сионских,i> не устраивали вавилонян (Пс 116:3), равно как никакие сосуды, кроме сосудов святилища, сделало Вавилон созревшим для гибели. И пусть тот, кто кощунственно отбирает то, что посвящено Богу и принадлежит Его славе, знает, что Бог поругаем не бывает.i>
(3) Он оскорбил самого Бога и бросил вызов Его божественности, ибо они пили вино и славили богов золотых и серебряныхi> (ст. 4). Истуканам — делам своих рук и творениям собственной фантазии, они воздавали славу, которая должна принадлежать единственному и истинному Богу. Они славили их либо своими жертвами, принесенными им, либо своими песнями, возносимыми им во славу. Когда, разгоряченные вином, их головы вскружились, а сердца развеселились, то они наиболее были расположены славить богов золотых и серебряных, деревянных и каменных,i> ибо трудно представить, что человек в здравом уме может быть виновен в такой вопиющей нелепости; они должны быть одурманены, чтобы подобным образом совершать безумные поступки. Кто поклоняется в пьяном состоянии, тот не человек, а животное, и он больше всего подходит для служения адским божествам, которые являются не богами, а бесами. Они ошибаются от винаi> (Ис 28:7, анг.пер.). Они пили вино и славили своих идолов, словно благодаря им имели это пиршество и все блага. Или имеется в виду, что когда они пили вино, то славили своих богов, желая им здравия; и царь пил вино передi> ними (ст. 1), то есть вначале он выпил за здравие одного бога, потом — другого, пока не упомянули весь их список, не исключая деревянных и каменных. i>Отметьте: безнравственность и нечестивость, порок и святотатство укрепляют руки и продвигают интересы друг друга. Пьяные шутки являются предисловием к идолопоклонству, а тосты за здравие идолов побуждали к дальнейшему пьянству.
II. Посмотрите, как Бог испугал царя и поразил его ужасом. Пирушка Валтасара и его вельмож была в самом разгаре, чаши холили по кругу, нее веселились, провозглашая тосты за крах Кира и его армии, восклицая с уверенностью в том, что осада скоро будет снята, но настал час исполниться тому, что давно говорилось в адрес царя Вавилонского: когда его город будет взят в осаду армиями персов и мидян (Ис 21:2-4): «Отрадная ночь моя превратилась в ужас для меняi>». Веселье этой пирушки будет испорчено, и подавленное состояние поразит веселящихся, несмотря на то что сам царь будет предводительствовать на ней. Как только Бог произнес слово, царь и все его гости оказались в крайнем недоумении, и их веселье закончилось депрессией.
1. Явились персты руки человеческой и писали на извести стены i>перед лицом царя (ст. 5). Раввины говорят, что ангел Гавриил направлял эти персты и писал ими. «Та же божественная рука, — говорит наш раввин, г-н Лайтфут, — которая написала две скрижали закона для Своего народа, теперь пишет приговор Вавилону и Валтасару на стене». Чтобы напугать их, не было послано ничего, производящего шум и угрожающего их жизни: ни раскаты грома или вспышки молнии, ни ангел-губитель с обнаженным мечом в руке, а только ручка в руке, которая писала на стене против лампады,i> где все могли увидеть эту надпись благодаря свету свечи. Отметьте: написанного слова Божьего достаточно, чтобы напугать самых гордых и дерзких грешников, если Богу угодно сделать это. Царь увидел кисть руки, которая писала,i> но не видел человека, которому эта рука принадлежала, что особенно пугало. Отметьте: то, что мы видим о Боге, — ту часть руки, которая пишет в книге творения и книге писаний (вот, это части путей Его, i>Иов 26:14), — может вселить в нас благоговейные мысли о той части Бога, которую мы не видим. Если это лишь перст Божий,i> то что из себя представляет вся Его обнаженная рука? И каков Он Сам?
2. Панический страх сразу охватывает царя (ст. 6): «Тогда царь изменился в лице своемi> (изменился цвет его лица);
связи чресл его ослабели,i> так что силы покинули их, и боль пронзила его спину, как это обычно бывает, когда человек сильно испугается. Колени его стали биться одно о другоеi> так сильно, что он затрепетал как осиновый лист. Но какова была причина этого? Почему он так испугался? Он не понял смысла написанного, так откуда мог знать, что эти слова не являются счастливым предсказанием освобождения его самого и его царства? Дело было в гом, что мысли его смутили его;i> его совесть обвинила его и сказала, что у него нет оснований надеяться получить хорошую весть с Небес и что рука ангела может написать лишь пугающие его слона. Кто знает, что заслуживает наказания Божьего, тот сразу делает вывод, что он арестован но имя Бога и признан предстать перед Мим. Отметьте: Бог может очень быстро пробудить сердца самых самонадеянных грешников и заставить трепетать сердце самого храброго человека. Для этого достаточно дать волю его собственным мыслям; они очень скоро станут его тираном и доставят достаточно беспокойств.
3. Сразу созываются мудрецы Вавилона, чтобы увидеть, что они могут сказать об этой надписи на стене (ст. 7). Царь сильно закричалi>, как человек, который торопится и искренне беспокоится, чтобы собрали всех мудрецов и они попытались прочесть написанноеi> и объяснить его значение,i> ибо царь и его вельможи не могли этого сделать, так как были несведущи в этой области. Изучением божественного откровения (то, которое они имели, или думали, что имели) и общением с миром духов, по представлениям язычников могли заниматься только люди определенной профессии, и другие не должны были вмешиваться в это; . но то, что написано перстом Божьим для нас, к доступно нам всем; кто хочет, тот может В прочитать намерения Бога в Писании. Чтобы побудить мудрецов наилучшим образом проявить свое умение в данной ситуации и подтолкнуть к соперничеству, царь обещает, что всякий, кто достаточно полно объяснит смысл написанного, будет почтен наивысшими почестями при дворе. Он знал, к чему стремятся эти притворщики, притязающие на мудрость, и чем угодить им, и поэтому обещает им багряницу и золотую цепьi> — прославленные вещи в глазах тех, кто не знает ничего лучшего. Более того, тот человек станет primus par regni — третьим властелином в царстве,i> следующим после царя и его наследника.
4. Но царю пришлось разочароваться: никто из них не мог прочесть написанноеi> и тем более истолковать (ст. 8), что еще больше усилило беспокойство царя (ст. 9). Дела обстоят все хуже и хуже, и царю кажется, что это зло направлено против него; вельможи,i> участвовавшие с ним в веселой пирушке, вместе с ним разделяют его ужас; они также смутились,i> не зная, что делать; и ни их численность, ни освежающее вино не могли поддержать их дух. Мудрецы не могли прочитать написанное не потому, что слова писались на неизвестном языке или использовались неизвестные знаки — просто Бог затуманил надпись перед их глазами или настолько смутил их дух, что они не смогли прочитать ее; это было сделано для того, чтобы слана за истолкование таинственной надписи принадлежала Даниилу. Отметьте: ужас, вызываемый обличениями пробужденной совести, может справедливо усилиться из-за недостаточности всех творений и невозможности получить от них облегчение или удовлетворение.
Стихи 10-29. I. Царица-мать рассказала царю о Данииле: о том, что с ним следовало бы посоветоваться в данной ситуации. Предположительно, эта царица была вдовой Евилмеро-даха — той известной Нитокрис, о которой Геродот упоминает в своих трудах как о женщине, обладающей превосходной рассудительностью. Она не присутствовала на пире, как жены и наложницы царяi> (ст. 2);
в ее возрасте и положении не приличествовало веселиться по ночам; но новость о страхе, овладевшем царем и вельможами, дошел до ее комнат, и она сама пришла в банкетный зал, чтобы посоветовать царю врача для исцеления его от подавленного состояния. Она попросила его не огорчаться из-за своих мудрецов, оказавшихся неспособными разгадать эту загадку, ибо в царстве его есть муж,i> который не один раз помогал его деду в подобных сложных ситуациях и обязательно поможет ему (ст. 11,12). Сама она не могла прочитать надпись, но направила царя к тому, кто может это сделать; пусть призовут Даниилаi> теперь, хотя его нужно было позвать первым.
Обратите внимание:
(1) как высоко она оценивает Даниила: это муж, в котором дух святых боговi> (англ.пер.);
он имеет больше, чем обычный человек: не только, как у всех, дух человека — светильник Господень,i> но и божественный дух. Согласно языку и религии своей страны, она не могла более возвышенно воздать славу человеку; она говорит о нем почтительно как о человеке, который обладает [1] хорошей головой: свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, были найдены в нем.i> Он имел проницательность, чтобы проникать в тайное, а также предвидение грядущего, и поэтому очевидно, что он был вдохновлен свыше; он имел ведение и разумi> в большей степени, чем другие мудрецы, и мог изъяснять сныi> или суровые приговоры, развязывать запутанные узлы и разрешать сомнения. Подобной поразительной проницательностью обладал Соломон, но похоже, что в подобных вещах Даниил имел более прямое божественное наставление. И вот, здесь больше Соломона.i> Но что значила мудрость их обоих по сравнению с мудростью, сокрытой во Христе?
[2] Восхитительно добрым сердцем: в нем оказались высокий дух,i> украшавший его мудрость и ведение и делавший его достойным принять этот дар, ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость.i> Он имел смиренный, святой и небесный дух, благоговейный и милостивый дух, дух ревности по славе Божьей и ради блага людей. Безусловно, это был превосходный дух.
(2) Как она описывает уважение, оказанное ему Навуходоносором, который благоволил к нему и возвысил: «Царь, отец твойi> (т.е. твой дед, так как для многих поколений Навуходоносора можно было называть отцом своей царской семьи, ибо именно он вознес ее до пика богатства), поставил его главою тайноведцев». i>Возможно, Валтасар иногда под воздействием гордости пренебрежительно отзывался о Навуходоносоре, его методах управления и нанятых им служителях, считая себя мудрее его; и поэтому мать твердит ему об этом: «Отец твой, сам отец твой,i> чьему хорошему правлению ты всем обязан, поставил его главою и дал ему владычество над всеми мудрецами Вавилона, а переименовав его Валтасаром,i> по имени своего Бога, он хотел почтить его»; но Даниил, постоянно используя свое еврейское имя (которое он решил сохранить в знак верности своей религии), стер из памяти людей это имя; только царица-мать помнила его, а в основном его звали Даниилом.i> Отметьте: очень важно оживлять в памяти хорошие служения достойных мужей, которые скромны и желают, чтобы их забыли.
(3) Что она предлагает сделать: «Пусть призовут Даниила, и он объяснит значениеi>». Из этого следует, что при дворе почти забыли Даниила. Валтасар не знал его, не знал, что в его царстве есть такая жемчужина. С новым царем пришло новое служение, а старое было оставлено. Отметьте: есть много ценных людей, которые своим служением могли бы оказать большую пользу, но долгое время остаются в забвении: совершивших выдающееся служение, которое следовало бы пересмотреть и принять во внимание. Но какими бы ни были люди, Бог праведен и не забудет служения, совершенные для Его царства. Даниил был смещен с должности, жил уединенно и не искал возможности вновь быть замеченным. Тем не менее он жил недалеко от двора (хотя Вавилон был осажден), чтобы быть готовым прийти на помощь, когда подвернется ситуация; он старался иметь влияние среди сильных мира сего ради сынов своего народа. Но теперь, перед крушением этой монархии, провидение распорядилось так, что благодаря ходатайству царицы он вновь появился при дворе, чтобы быть готовым для возвышения при данном правительстве. Так действительно праведник воссияет из забвения, а смирение предшествует славе.i>
II. Даниила представили царю, который попросил его прочесть и изъяснить написанное: введен был Даниил пред царяi> (ст. 13). В то время ему было около девяноста лет, и поэтому его года, почести и прежние возвышения дали ему право быть свободно допущенным в присутствие царя; тем не менее он захотел, чтобы его, как иноземца, вел распорядитель. Отметьте:
(1) царь высокомерно спрашивает у него: «Tы ли Даниил — один из пленных сынов Иудейскихi>?» Являясь иудеем и пленником, он не желал, чтобы ему были признательны, если он мог помочь.
(2) Он рассказывает, какое восхваление в его адрес ему пришлось выслушать (ст. 14): что дух богов в нем,i> и он послал за ним, чтобы испытать, заслуживает ли он такой высокой похвалы.
(3) Он признает, что все мудрецы Вавилона потерпели неудачу: они не могли прочитать написанное и объяснить значение егоi> (ст. 16).
(4) И он обещает ему те же награды, которые были обещаны им, если он сможет сделать это (ст. 16). Странно, что мудрецы и теперь, и во время Навуходоносора, оказавшись в затруднении, не попытались ничего сделать, чтобы спасти свою репутацию; если бы они с уверенностью сказали: «Таково значение этого сна и написанного», то кто мог бы опровергнуть их? Но Бог так распорядился, что они вообще ничего не могли сказать, подобно тому как во время рождения Христа языческие пророки были немы.
III. Даниил изъяснил таинственные надписи, но это не только не успокоило царя, а (мы можем предположить) еще более усилило его страх. Теперь Даниил был в годах, а Валтасар — молод, и поэтому кажется, что он мог действовать с большей свободой, говоря с царем просто и откровенно, чем с Навуходоносором в подобной ситуации. Порицая любого человека, особенно великих, нужна мудрость, чтобы обдумать все обстоятельства, ибо обличения наставления — путь жизни.i>
В разговоре Даниила в данном случае:
1. Он читает надпись, которая встревожила их, чтобы показать ее истолкование (ст. 17). Он пренебрежительно относится к предложенным наградам, ему не нравится, что об этом вообще г оворится, ибо он не из тех, кто предвещает за деньги-,i> он с радостью принял награду, которую потом дал ему Навуходоносор, но не желает торговаться за неё или читать написанное царюi> для того, чтобы получить те или иные обещанные ему почести. Нет, «дары твои пусть останутся у тебя,i> ибо им не долго осталось быть твоими, и почести отдай другомуi> — любому из этих мудрецов, кому больше всего хочется отдать; я невысоко ценю их». Даниил видит, что это царство делает свой последний вздох, и поэтому смотрит с презрением на его дары и награды. Подобным образом и мы должны пренебречь всеми дарами и наградами, которые может дать этот мир, если видим (что можно сделать верой), что он торопится к своему последнему часу. Пусть дает свои гибнущие дары другому; наши глаза и сердца привязаны к лучшим дарам; так давайте совершать свой долг в этом мире: делать все, что в наших силах, читать Божьи послания в вероисповедании религии и при подходящем общении истолковывать их ему, и только потом уповать на Бога, чтобы получить Его дары, по сравнению с которыми все мирские дары — лишь мусор и пустяки.
2. Он подробно рассказывает царю, как Бог обращался с его отцом, Навуходоносором; это предназначалось для его наставления и предостережения (ст. 18,21) и было сделано не для развлечения или показухи, а являлось необходимым предисловием для истолкования надписи. Отметьте: чтобы мы правильно понимали, что Бог делает с нами, полезно вспоминать, что Он делал с другими.i>
(1) Он описывает великие достоинства и силу, которыми божественное провидение наградило Навуходоносора (ст. 18,19). Он имел царство, величие, честь и славу,i> насколько мне известно, превосходящие могущество любого языческого правителя, царствовавшего до него; он думал, что добился славы благодаря своим исключительным действиям и смелости и приписал свой успех собственным выдающимся талантам; но далее Даниил говорит, Кто обладал тем, чего он так усердно добивался, — это Всевышний Бог, Бог богов и Владыка царейi> (так сам Навуходоносор называл его);
именно Он дал ему царствоi> — огромное владение, и величие, посредством которого он руководил всеми его делами, дал ему славу и честь,i> которую он приобрел благодаря своему успешному руководству. Отметьте: какой бы степени внешнего процветания ни достиг человек, он должен признать, что именно Бог дал ему его, а не он сам добился. Давайте никогда не говорить «Мои сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сиеi> и продвижение» а всегда помнить, что именно Он даёт силу приобретать богатствоi> и успешность я предприятиях. Сила, которую Бог дал Навуходоносору, здесь описана весьма значительной по своим возможностям и влиянию.
[1]Его способности были такими сильными, что им невозможно было противостоять; таким было величие, которое Бог дал ему; армии, находившиеся в его распоряжении, были такими многочисленными и он так умело руководил ими, что в какую бы сторону его меч ни поворачивался, он побеждал. Он мог брать в плен и подчинять народы, лишь угрожая им, не нанося ни одного удара, ибо все народы страшились егоi> и ради сохранности жизни соглашались на любые условия. Посмотрите, что такое сила и какой страх она нагоняет. Именно сила руководит животным и даже человеческим миром, и с ее помощью он осуществляет руководство.
[2] Его власть была настолько абсолютной, что ее никто не контролировал. Предоставленная ему власть, которая сошла на него, или которую он, по крайней мере, взял на себя, не встречала сопротивления, была абсолютной и деспотичной; никто не разделял с ним ее законодательную или исполнительную часть. Определяя наказание, он осуждал и оправдывал по своему желанию: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых,i> хотя оба были в равной степени виновны или невинны. Jus vitae et necis — жизнь и смерть i>были полностью в его руке. По своему усмотрению он награждал, возвышал или лишал людей должности: кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал,i> в зависимости от настроения, не приводя основание даже самому себе; все делалось ex mero motu — по его желанию,i> и stat pro ratione voluntas — его воля служила основанием.i> Таковым было устройство восточных монархий, так вели себя цари.
(2) Он показал ему грехи, в которых был виновен Навуходоносор или которыми он спровоцировал Бога выступить против него.
[1] Царь оскорбительно вел себя по отношению к тем, кто был в его власти, стал тираном и угнетателем. Описание его власти подразумевает, что он ею злоупотреблял и в своих действиях руководствовался настроением и чувствами, а не разумом и справедливостью; и поэтому он часто осуждал невиновного и оправдывал виновного — и то и другое было мерзостью для Господа.i> Он лишал должности заслуженных людей и возвышал недостойных, нанося ущерб государству, и за это должен был отчитаться перед Всевышним Богом, давшим ему эту власть. Отметьте: очень трудно и редко удается человеку, обладающему абсолютной деспотичной властью, правильно использовать ее. Камден (Camden) написал двустишье о Гиралде (Giraldus), где говорит об этом, как о редком примере, продемонстрированном нашим царем Генрихом II Английским, который практически не причинял вреда, обладая значительной властью, какой не имел никто другой:
Glorior hoc uno, quod nunquam vidimus umun,
Nec potuisse nес nocuisse minus —
Превознося, о нем можно сказать, что, обладая властью И имея возможность причинять вред, он был самым безобидным.i>
Но это не все.
[2] Он вел себя высокомерно перед Богом, стал гордым и самонадеянным (ст. 20): сердце его надмилось,i> и тогда он начал грешить и приближаться к гибели; дух его ожесточился до дерзости, i>став гордым, ожесточился против Божьих повелений и Его судов; он стал своевольным и упрямым, и ни слово Бога, ни Его жезл не воздействовали на него. Отметьте: гордость — это грех, который ожесточает сердце во всех других грехах и делает средства покаяния и реформации неэффективными.
(3) Он напоминает царю о судах Божьих, которые обрушились на него за его гордость и упрямство: как он лишился разума, был свержен с царского престола своегоi> (ст. 20), отлучен от сынов человеческихi> и жил с дикими осламиi> (ст. 21). Кто не желает руководствоваться принципами справедливости, управляя своими подчиненными, тот не имеет достаточно разума, чтобы руководить собой. Отметьте: Бог справедливо лишает людей разума, когда они становятся безрассудными и не используют его; справедливо лишает их власти, когда они становятся угнетателями и неправильно используют ее. Он оставался похожим на животное, доколе не познал и не принял первый принцип религии: что Всевышний владычествует.i> Именно религиозностью, а не разумом человек возвышен и отличается от животного; и для него почетнее быть подчиненным Всевышнего Творца, чем быть господином низших тварей. Отметьте: цари должны знать, или им придется познать, что Всевышний царствует в их царствах (т.e. это imperium in imperio империя в империи,i> но не против неё), и Он ставит над ними тех, кого Ему угодно. Он не только делает наследниками, но и правителями.
3. Во имя Бога он представляет статьи, согласно которым против Валтасара выдвигаются обвинения. Прежде чем прочитать приговор, написанный перстом на стене, он показывает его вину, чтобы Бог был оправдан в приговоре Своем и чист в суде Своем. i>Какое обвинение ему предъявляется:
(1) что он не принял предостережение о судах Божьих, коснувшихся его отца (ст. 22): «Ты, сын его, Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это».i> Отметьте: мы сильно оскорбляем Бога, если не смиряем перед Ним свои сердца, не покоряемся Его заповедям и провидениям, если не смиряемся покаянием, послушанием и терпением; более того, от великих мужей Он ожидает, что их сердца смирятся перед Ним, признавая, что какое бы важное положение они ни занимали, все они Ему подотчетны. И мы значительно усугубляем несмирившееся состояние своего сердца, если знаем достаточно, чтобы смирить его, но не задумываемся и не делаем этого; в частности, если знаем, как другие были сокрушены за то, что не склонились, как другие пали, за то что не покорились, и продолжаем оставаться упрямыми и несгибаемыми. И если сыновья продолжают идти по стопам своих нечестивых отцов, хотя видели, как дорого это им стоило и какие губительные последствия имело, то это делает грех сынов человеческих более отвратительным. Так неужели, зная все это, мы останемся несмирившимися?
(2) Что он оскорбил Бога более дерзко, чем сам Навуходоносор, о чем свидетельствовал пир, состоявшийся той ночью, посреди которого он был охвачен ужасом (ст. 23): «Ты вознесся против Господа небес,i> возгордился и направил оружие против Его венца и достоинств; именно сейчас ты осквернил сосуды Его домаi> и сделал принадлежности Его святилища орудием своего беззакония; фактически стремясь оказать Ему презрение, ты славил богов серебряных и золотых, которые не видят, не слышат и не разумеют,i> словно их стоит предпочесть Богу, Который видит, слышит и знает все». Грешники, решившие продолжать грешить, в достаточной степени удовлетворены своими богами, которые не видят, не слышат и не разумеют,i> ибо тогда они могут грешить дерзко. Но к своему огорчению они увидят, что хотя это боги, которых они выбрали, но не те, которые будут их судить, а будет судить Тот единственный, для Которого всё обнажено и открыто.i>
(3) Что он не соответствует цели, ради которой сотворён и хранится: «Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил».i> Это общее обвинение, которое можно предъявить всем нам; так давайте подумаем, что мы можем ответить на это.
Обратите внимание [1] на наше упование на Бога как на нашего Творца, Хранителя, Даятеля, Владельца и правителя: из Его руки мы получили не только свое первое дыхание, но в Его руке наше дыханиеi> и сейчас; именно Он сохранил душе нашей жизнь, i>а отнимешь дух их — умирают.i> Не только наше время хранится в Его руке,i> но и наше дыхание, которым измеряется наше время. Мы Им живем и движемся и существуем,i> и без Него не можем жить. Не в воле человека путь егоi> — не в его власти и распоряжении, а в Его руках все пути наши,i> ибо в Его руке наши сердца, равно как и сердца всех людей, даже царей, которые, как кажется, имеют особую свободу действовать.
[2] На наш долг перед Богом, со ссылкой на это упование: мы должны славить Его, посвящать себя Его славе, служить Ему, стараться прежде всего угодить Ему и прославить Его.
[3] На невыполнение нами этого долга, несмотря на это упование: мы не исполнили его, ибо все согрешили и лишены славы Божьей.i> Это обвинение было предъявлено Валтасару; не нужны были доказательства, ибо оно было вынесено на основании очевидных фактов, и его собственная совесть не могла не объявить его виновным в этом. И поэтому:
4. Даниил далее зачитывает приговор в том виде, как он начертан на стене:i> «Тогда, — говорит Даниил, — когда ты достиг такой степени нечестия и начал топтать самые святые вещи, тогда, в разгар святотатственного пира в честь идолов, была послана от Него кисть руки -i> персты, пишущие на стене; ее послал тот Бог, Которого ты так дерзко оскорбил, Который долго терпел тебя, но больше не желал терпеть; Он послал ее и это писание,i> и теперь ты видишь его начертаннымi> (ст. 24). Именно Он пишет на тебя горькое и вменяет тебе грехи»i> (Иов 13:26). Отметьте: грехи грешников записаны в Книгу Божьего всеведения, а приговор им — в Книге закона Божьего; и грядет день, когда эти книги будут открытыi> и они будут судимы по ним. Написанное на стене гласило: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИНi>» (ст. 25). Хорошо, что добавлено истинное истолкование этих слов, в противном случае нам вряд ли удалось бы их прочитать — такие они лаконичные. Их значение таково: «Он исчислил, он взвесил, и они разделились».i> Так как халдейские мудрены не знали, что существует только один Бог, то не понимали, кто такой ОН, и поэтому (полагают некоторые) надпись озадачила их.
(1) Слово «Мене»i> повторяется дважды , ибо представляет собой незыблемую истину: «Мене, менеi>»; на еврейском и на халдейском это означает : «Он исчислил и завершил».i> Даниил истолковывает их так (ст. 26): «Исчислил Бог царство твоеi> годы и дни его существования; они исчислены соответственно намерению Бога и теперь закончились; истек срок, на протяжении которого ты должен был владеть им, и теперь тебе придется покориться, пришел конец твоему царству».
(2) Слово «Текел»i> на халдейском языке означает «Ты взвешен»,i> а на иврите: «Ты слишком легкий»i> (так говорит д-р Лайтфут);
царь и его действия взвешены на честных и безошибочных весах божественной справедливости. Бог так же совершенно знает его истинный характер, как ювелир знает вес того, что он взвесил на самых точных весах. Бог не выносит ему приговор до тех пор, пока вначале Сам не взвесит его поступки и не подумает о том, что он заслужил. «Но ты был найденi> недостойным оказанного тебе великого доверия — суетным, легким, пустым человеком, не имеющим веса, или благоразумия».
(3) Слово «Упарсин» i>следует понимать как «и парсин»i> или «Перес». «Парсин»i> на иврите означает «персi>»; «паресин»i> на халдейском — разделениеi>; Даниил объединяет эти слова (ст. 28): «Разделено царство твое,i> оно отнимается у тебя и дано мидянам и персамi> и как добыча будет разделено между ними». Эти же слова вполне уместно можно применить к приговору, вынесенному грешникам. Слова мене, текел, пересi> вполне могут означать смерть, суд и ад.i> Когда приходит смерть, то дни грешника исчислены и завершены;i> после смерти его ожидает суд, где он будет взвешен на весах и найден легким;i> а после суда грешник будет отделенi> и отдан в качестве добычи дьяволу и его бесам. В данной ситуации Даниил не дает Валтасару совет покаяться, как дал Навуходоносору, ибо видит, что указ издан и ему не дается время для покаяния.
Можно было подумать, что Валтасар разгневается на Даниила и, увидев, что его ситуация настолько отчаянна, придет в ярость. Но совесть царя в такой степени обличила его в обоснованности всего сказанного, что он ничего не возразил, а наоборот, наградил Даниила так, как обещал: облек его в багряницуi> и золотую цепьi> и провозгласил его третьим властелином в царствеi> (ст. 29), ибо он был так же благ, как и его слово, и не вина Даниила, если истолкование написанного было не такое, как он хотел. Отметьте: многие оказывают уважение Божьим пророкам, при этом не уделяя внимания их словам. Даниил невысоко ценил титулы и знаки почестей, но не отказался от них, ибо они были знаком доброжелательства его царя. У нас есть основания считать, что он принял их с улыбкой, предвидя, что скоро все они поблекнут вместе с тем, кто дал их. Они были подобны дереву Ионы, которое выросло за ночь и ночью погибло, и поэтому с его стороны было бы глупо чрезмерно радоваться им.
Стихи 30-31. В этих стихах говорится (1) о смерти царя. У него было достаточно оснований, чтобы трепетать, ибо он сразу попал в руки к царю ужасовi> (ст. 30). В ту же самую ночь,i> когда его сердце развеселилось вином, осаждающие ворвались в город и устремились во дворец; там они нашли царя и нанесли ему смертельную рану. Он не смог найти какого-нибудь потаенного места, чтобы спрятаться, или настолько крепкого, чтобы защитить его. Языческие толкователи говорят, что Кир захватил Вавилон внезапно с помощью двух дезертиров, показавших ему наилучшую дорогу в город. И было предсказано, что ужас охватит весь царский двор (Иер 51:11,39). Отметьте: смерть, как сеть, приходит к тем, чьи сердца пресыщены и любят пьянство.
(2) О передаче царства в другие руки. От золотой головы мы теперь переходим ко груди и рукам серебряным. Дарий Мидянин принял царствоi> с согласия Кира, завоевавшего его, и правил вместе с ним (ст. 31). Они были партнерами в войне и завоеваниях, а поэтому разделили и владычество (Дан 6:28). Обращается внимание на его возраст: ему было шестьдесят два года, и поэтому Кир, который был его племянником, отдал ему первенство. Некоторые отмечают, что раз ему было шестьдесят лет в последний год плена, то родился он в восьмой год пленения; это был год, когда Иехония со всеми вельможами был уведен в плен (см. 4Цар 24:13-15). Именно в то время, когда был нанесен смертельный улар, родился правитель, которому со временем предстояло отомстить Вавилону за Иерусалим и исцелить рану, открывшуюся в то время. Так глубоки планы Бога относительно Своего народа, и так милостивы Его намерения.