Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Осия
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 2659 Все тексты автора Мэтью Генри
9 глава
В данной главе:
(I) Бог угрожает отнять у деградирующего семени Израиля все его мирские радости, ибо из-за греха они лишились своих прав на них и поэтому не будут иметь утешений, получая их или вознося Богу (ст. 1-5).
(II) Он приговорил их к полной гибели за их грехи и грехи их пророков (ст. 6-8).
(III) Он обвиняет их в нечестии их отцов, живших до них, по чьим стопам они пошли (ст. 9,10).
(IV) Он угрожает им уничтожением их детей и искоренением их потомства (ст. 11-17).
Стихи 1-6. В данных стихах:
I. Народ Израиля обвиняется в духовном блуде: «О Израиль, ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего» (ст. 1). Завет, заключенный с Богом, был их брачным заветом, согласно которому они соединялись с Ним как со своим Богом, отказываясь от всех других. Но когда они поставили идолов и начали поклоняться им, когда они поспешили к творениям за помощью и стали уповать на них, то начали блудодействовать, удаляясь от Бога, почитая притворщиков и Его соперников любовью, восхищением и упованием, которые должны были оказывать только Богу. Другие народы тоже были идолопоклонниками, и то, что они блудодействовали, удаляясь от Бога, не было для них грехом, как для Израиля, который заключил союз с Богом. Отметьте: грехи тех, кто исповедовал религию и состоял в родстве с Богом, более возбуждают гнев Бога, чем грехи других. В качестве доказательства отступничества от Бога они обвинялись в том, что любили блудодейные дары на всех гумнах.
1. Им нравилось приносить дары своим идолам — приношения и начатки, доставляемые всякий раз со своего гумна. Они получали непонятное удовольствие, служа своим идолам тем, что жалели посвятить Богу и отдать для служения Ему. Отметьте: очень часто те, кто скупится потратиться на религию, очень щедры в тратах на свои похоти.
2. Им нравилось принимать дары от своих идолов, а таковыми они считали плоды земли: «Это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои» (Ос 2:12). Отметьте: к духовному идолопоклонству прямо расположены те, кто любит награду на гумне больше, чем благоволение Бога и вечную жизнь.
II. Им запрещается радоваться, как другим народам; «Не радуйся, Израиль, до восторга. Не готовься радоваться. Какой мир, какую радость ты собираешься иметь, раз у тебя изобилует блуд и волшебство?» (4Цар 9:19-22). Не готовься радоваться, ибо это не приличествует тебе; скорее, сокрушайтесь, плачьте и рыдайте (Иак 4:9). Иуде, который держался близко к истинному Богу, более того, другим народам, которые никогда не знали Его и поэтому их нельзя было обвинить в том, что они восстали против Него, может и будет позволено радоваться, ибо у него не было такого повода стыдить их, как у Израиля, который, блудодействуя, отступил от Бога. Некоторые полагают, что в то время у них было особое основание радоваться по поводу возмещения некоторых убытков или обретения каких-то преимуществ, или в связи с заключением союза с могущественным союзником, что сопровождалось всенародным празднованием, как это делали другие народы в подобных ситуациях. Но Бог посылает им повеление не радоваться. Отметьте: радость — это запретный плод для нечестивого народа. Они не должны радоваться, ибо, блудодействуя, отошли от своего Бога; и поэтому, (1) чему бы они ни радовались, они не будут чувствовать себя в безопасности и это не даст им преимуществ до тех пор, пока они будут далеки от Бога и в состоянии войны с Ним. Отметьте: мы получим мало радости от утешений, даруемых творениями, если не сделаем Бога нашей основной радостью.
(2) Осознание греха и страх перед гневом Божьим будут препятствовать радости и сильно омрачать их утешения. Отметьте: кто из-за отступничества от Бога теперь нуждается в покаянии, тот тем самым испортил свое веселье, пока не восстановит мир с Богом.
III. За духовный блуд Бог угрожает им духовными судами, согласно сказанному задолго до этих событий (Пс 72:27): «Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя». Бог угрожает:
1. Что их земля не даст желаемого урожая. Ханаан, земля плодородная, превратится в солончатую за нечестие живущих на ней. Они любили дары на всех гумнах и так веселились во время жатвы, что вообще не были расположены скорбеть о своих грехах, и поэтому Бог для действенного смирения отнимет их — не только удовольствия и лакомства, но даже необходимую пищу (ст. 2): «Гумно и точило не будет питать их, тем более давать все необходимое для пиршества»; они будут либо поражены рукой Божьей, либо разорены рукой человека. Виноградный сок, который обычно веселил их, обманет их. Отметьте: если мы делаем мир и его блага идолом и своей частью — в большей степени, чем было отведено, — то Бог поступит справедливо, отказав нам в поддержке и даже в получении питания от них, соответственно их предназначению, чтобы показать наше безрассудство и наказать за него. Пусть лишатся пищи со своего гумна те, которые с нетерпением ожидают его даров. Мы лишаем себя благ этого мира, если любим их как наилучшие блага.
2. Что земля не только прекратит питать их, но давать им приют и быть их обителью; она извергнет их, как раньше поступила с хананеянами (ст. 3): «Не будут они жить на земле Господней». Земля Ханаанская в определенном смысле была землей Господней: землей славы Господней (как понимают халдеи), землей Господина мира (в арабском переводе);
Тот, Кому принадлежала вся земля (Пс 23:1), взял ее себе во владение. «Моя земля», — говорит Бог (Лев 25:23). Они пользовались ею, или, скорее, злоупотребляли ею, словно она принадлежала им: не платили за аренду и не служили Богу как землевладельцу, которому она принадлежала; и поэтому Бог справедливо войдет и вступит во владение ею, раз они сами лишили себя права арендовать ее. «Это Моя земля, — говорит Бог, — и Я докажу это, ибо они будут изгнаны, как плохие арендаторы, и убедятся в том, что хотя и считали себя свободными землевладельцами, но в действительности были арендаторами». Отметьте: ради славы Божьей справедливости и святости тем, кто, блудодействуя, отступил от Бога, не будет позволено жить на этой земле; и поэтому рано или поздно нечестивцы будут стерты с лица земли. Или же эта земля называется землей Господней, так как была святой землей, землей Эммануила, которой были оказаны особые знаки Божьего благоволения и присутствия, где Бога знали и имя Его было велико, где жили Божьи пророки; она была копией земного рая и прообразом небесного. Огромной привилегией было иметь жребий в такой земле, и огромным грехом и безрассудством — восстать против Бога и, блудодействуя, удалиться от Него в такую землю, как эта, чтобы злодействовать в земле правых (Ис 26:10). Быть изгнанным из такой земли, как эта, было печальным и суровым наказанием; это напоминало изгнание наших первых родителей из Едема и почти приравнивалось к изгнанию из небесного Ханаана. Отметьте: не стоит надеяться обитать в земле Господней тем, кто не подчиняется Божьим законам и на кого не воздействует Его любовь. Кто не подчиняется правилам Церкви, тот лишается ее привилегий.
3. Что когда они будут изгнаны из земли Господней, то не обретут ни покоя, ни удовлетворенности в другой земле. Когда Каин был изгнан от лица Господнего, то с того времени стал скитальцем и изгнанником на земле и поселился в земле трепета. Так и здесь Израиль. Одни возвратятся в Египет — старый дом рабства; туда они побегут, спасаясь от ассирийцев (Ос 8:13);
они потеряются и погубят себя там, где надеялись спрятаться и получить помощь. Другие будут уведены пленниками в Ассирию и там будут вынуждены есть нечистое:
(1) то ли это будут продукты, негодные людям в пищу, гнилые и разложившиеся (подразумевается, что там они обнищают до крайности, как блудный сын, который с удовольствием наполнил бы чрево свое рожками).
(2) То ли это будут продукты, непригодные евреям в пищу, так как запрещены законом. Возможно, пока они были на своей земле, то как бы непослушны ни были в других вопросах, но придерживались отличия в пище и гордились этим; но так как они не соблюдали закон Божий в других вопросах, то им не было позволено придерживаться и этого, что стало справедливым наказанием за их грех — питаться идоложертвенным. Отметьте: когда мы страдаем из-за ограничений в еде и то ли из-за ее нехватки, то ли из-за состояния здоровья вынуждены есть и пить то, что нам неприятно, то всякий раз должны признавать, что Бог праведен, ибо мы согрешили в вопросе пищи и слишком потакали своим вкусам.
4. Что в земле их врагов, куда они будут уведены, у них не будет возможности воздать славу Богу или обрести Его благоволение, принеся Ему какую-либо благоугодную жертву; у них не будет никакой возможности сохранить лицо или видимость религии в своей среде; «и таким образом (как выражает свои мысли д-р Покок) они будут полностью лишены возможности заявить о своем родстве с Ним, ибо лишатся всех признаков благодати и средств примирения с Ним, что для них будет знаком того, что Бог отказался от них, охладел к ним и не признает их Своим народом».
(1) У них не будет жертв, чтобы совершить жертвоприношение, как не будет жертвенников и священников, чтобы сделать это; они не будут даже возливать Господу вина, тем более приносить другие жертвы.
(2) Если они и будут приносить их, то ни они сами, ни их жертвы не будут угодны Ему, ибо они не смогут приносить жертвы согласно закону, а их сердца останутся несмиренными.
(3) Вместо жертв радости и хвалы они будут есть хлеб похоронный; они будут жить уединенно, безутешными, скорбящими о своих близких и о собственных бедах, и поэтому если у них и появится возможность совершить жертвоприношение, то они не будут расположены для этого, ибо им запрещено есть святыни в печали (Втор 26:14). Все, кто будет есть хлеб похоронный, осквернятся и станут негодными быть участниками жертвенника.
(4) Хлеб для души их, который они должны есть, чтобы не умереть от голода, и который будут иметь для поддержания жизни, в дом Господень не войдет. У них не будет дома Господнего, чтобы принести его туда, или если будет, то будет негодным, чтобы туда его принести, равно как и они не будут расположены принести его.
(5) Поэтому возврат дней священных торжественных праздников будет очень печальным и стесненным для них (ст. 5): «Что будете делать в день торжества: в субботу — торжественный день каждой недели, на новомесячия — торжественные дни каждого месяца, когда вернутся времена и вы сможете отмечать Пасху, Пятидесятницу, праздник кущей — торжественные дни в каждом году, дни праздника Господня?» Отметьте: праздники Господни это торжественные дни, и когда нас приглашают поучаствовать в них, то мы должны серьезно задуматься, что нам нужно сделать. Но здесь вопрос задается тем, кто окажется лишенным привилегий и утешений от участия в этих торжественных праздниках: «Что будете делать тогда? Тогда вы будете в скорби и стенаниях проводить те дни, которые отмечали бы с радостью и хвалой, если бы не совершили ошибки. Тогда, когда вы лишитесь этих милостей, вам придется познать их ценность, равно как и высоко оценить хлеб духовный, ощутив его отсутствие и чувство голода». Отметьте: когда мы наслаждаемся средствами благодати, то стоит задуматься, что будет, если мы начнем нуждаться в них, если лишимся или не сможем участвовать в них.
5. Что они погибнут в земле, где будут рассеяны (ст. 6): «Ибо вот, они уйдут из земли Господней, где могли с утешением проводить дни субботние и другие дни; уйдут по причине опустошения, уйдут в Египет, так как их страна будет опустошена ассирийцами, и при этом льстить себе надеждой, что вернутся, когда буря закончится. Но эти надежды также не исполнятся, и они найдут только гробы в Египте, как сказали их ропщущие предки (Исх 14:11), — гробы для себя, ибо Египет соберет их и отправит в могилу, а Мемфис — один из главных городов Египта — похоронит их». Слова соберут и похоронят стоят рядом (Иер 8:2; Иов 27:19 в англ. пер.). Отметьте: кто самонадеянно надеется удрать от судов Божьих, тот, скорее всего, встретит свою смерть там, где надеялся спасти свою жизнь.
6. Что земля, которую они оставили, но собирались вернуться, станет опустошенной. Что касается их шатров, где они раньше жили и хранили свое имущество и драгоценности из серебра, то они будут разрушены и стерты с лица земли до такой степени, что зарастут крапивой; и поэтому если они переживут бедствие и возвратятся на родину, то найдут ее бесплодной и необитаемой; она не даст им ни пищи, ни жилья. Отметьте: кто делает деньги своим богом, для того серебро — драгоценность, а те, кто делает Господа своим Богом, считают Его скинии привлекательными, а Его постановления — драгоценностями (Ис 64:11). Но пока наслаждения от общения с Богом недоступны и ничего нельзя изменить, тогда драгоценности из серебра — которые они купили за серебро, или в которые они вложили серебро, или которые были украшены серебром и стали красивыми, — будут лежать в руинах, поросшие крапивой, а вместе с ними и все удовольствия, которые люди получали от них
Стихи 7-10. Чтобы еще больше пробудить их, в данных стихах Бог угрожает:
I. Что опустошение, о котором Он говорит, придет скоро. У них нет оснований надеяться на долгую отсрочку, ибо суд не дремлет: он — при дверях (ст. 7): «Пришли дни посещения, и больше не будет отсрочки; пришли дни воздаяния, о которых их часто предупреждали и которых они должны были ожидать; их пророки говорили им, что опустошение придет, и вот оно пришло, ибо время божественного терпения иссякло». Отметьте:
(1) день Божьих судов — это и день посещения, когда человеческие грехи исследуются и выводятся на свет, и день воздаяния, когда людям выносится приговор и каждый получает воздание согласно своим делам; строгое исследование необходимо, чтобы воздаяние было справедливым.
(2) Этот день посещения и воздаяния быстро приближается. Он верен и близок, словно уже пришел.
II. Что тогда они постыдятся своего отношения к пророкам. Когда придет день посещения, то Израиль узнает об этом; на своем печальном опыте ему придется узнать то, что он не хотел знать через наставление. Тогда Израиль узнает, как худо и горько оставлять Бога и как страшно впасть в руки Бога живого. Когда рука Твоя была высоко поднята, то они не видали ее, но увидят. Израиль увидит разницу между истинными и ложными пророками.
1. Тогда они узнают, что те, которые притворялись пророками и льстили, потакали их грехам и убаюкивали, заверяли в безопасности и говорили, что они будут иметь мир, даже если будут продолжать грешить, что таковые хотя и притворялись людьми духовными (как пророки Ахава, 3Цар 22:24), но были глупцами и безумными, а не истинными пророками; они обманывали себя и тех, кому пророчествовали. Но почему Бог допустил, чтобы эти лжепророки обманывали Его народ Израильский? Он отвечает: «По причине множества беззаконий твоих, в которых ты упорствовал, презирая божественный закон, и по причине великой враждебности к истинным пророкам, которые обличали тебя за это во имя Бога». Отметьте: так как люди не принимают любовь истины и в них зарождается к ней ненависть, так как множеством своих беззаконий они бросают ей вызов, то Бог предает их сильным заблуждениям, чтобы они верили лжи; эти заблуждения будут такими сильными, что они будут пребывать в них, пока не придет день посещения и воздания, который обличит в безрассудстве и безумии тех, кто совратил их, равно как и в их собственном безрассудстве и безумии, раз они позволили себя совратить.
2. Тогда они узнают, были ли истинные пророки — действительно духовные люди, водимые Духом Божьим, — теми, за кого они принимали их, — глупцами и безумцами; и тогда они убедятся в том, что те были совсем не такими, а мудрыми мужами своего времени и верными Божьими посланниками для них. Когда Израиль увидел, что ни одно из слов Самуила не осталось неисполненным, тогда узнали, что он удостоен быть пророком Господним (1Цар 3:20);
так и в данном месте: когда Бог исполнил слова Своих посланников и пришли дни воздания, которые они предсказывали, тогда те, которые их презирали и высмеивали, считая, что Бедлам — самое подходящее для них место, постыдятся множества своих беззаконий подобного вида и своей великой враждебности, за которые Бог навел на них это быстрое опустошение. Они были наказаны за то, что высмеивали посланников Господа, и поэтому устыдились.
III. Что благодаря этому нечестие лжепророков будет явлено к их позору (ст. 8): «Ефрем — страж подле Бога моего; таким он был ранее. У них было много достойных хороших пророков, которые были близки к Богу и поддерживали общение с Ним, а теперь развелось множество порочных, злобных и безжалостных пророков, зачинщиков зла». Или можно понимать так: «Ефрем теперь притворяется, что является стражем подле Бога моего, и всякую свою ложь предваряет словами: «Так говорит Господь», но он — сеть птицелова на всех путях его; он искусно втягивает простодушных в грех и праведных — в беду; он настолько исполнен ненависти и вражды к благочестию и благочестивым людям, что сам стал ненавистью (в англ.пер.) в доме Бога его, или против дома Бога Его». Отметьте: нечестивые пророки — наихудшие из людей; их грехи против Бога — самые отвратительные, а заговоры против религии — самые опасные. Они могут хвастаться, что являются стражами и мыслителями, и что касается размышлений, то они могут быть правильными и быть с Богом; их голова может быть наполнена правильными понятиями; но посмотрите на их жизнь: они — сеть птицелова на всех их путях, который ловит других и делает своей добычей; загляните в их сердца — и вы увидите в них ненависть к дому Божьему, ненависть и злобность в адpec благочестивых служителей и людей. Горе тебе, земля! Горе тебе, Церковь, если ты имеешь таких стражей и пророков, которые только смотрят, но не делают! Corruptio optimi est pessima — Наилучшее, подвергшись тлению, становится наихудшим.
IV. Что теперь Бог взыщет с них за грехи их отцов, по чьим стопам они пошли (ст. 9,10).
1. Они такие же плохие, как и их отцы: глубоко упали они, развратились; они укоренились и укрепились в грехе; они сильно погрузились в глубины сатанинские (Ис 31:6), и поэтому почти невозможно, чтобы они оттуда выбрались; пятно их порока глубоко въелось, и его нелегко будет вывести; оно пурпурное и кровавое или подобно пятнам леопарда, и они сами виновны в этом; они сами развратились, осквернились и ожесточили свои сердца, как во дни Гивы, когда мужи Гивы довели до смерти наложницу левита и все колено Вениаминово снисходительно отнеслось к их преступлению; то было время, когда глубоко упали они и развратились, и нынешние дни подобны тем. Похоть и нечестие стали такими же дерзкими и бесстыдными, как во дни Гивы, и поэтому чего еще можно ожидать, как не отмщения, какое в то время постигло Гиву? Каждое колено стало таким же плохим, как колено Вениаминово, и поэтому все они должны быть готовы, что их постигнет та же участь.
2. Поэтому с них будет взыскано за грехи их отцов: «Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их, за беззакония, которые были им переданы по праву наследия, и за грех, который был в их крови, — теперь Бог посетит детей за грехи их отцов». Бог использует эту возможность, чтобы обвинить их в деградации и отступничестве, которые были присущи их предкам, в вероломстве и неблагодарности (ст. 10) Здесь обратите внимание:
(1) на великую славу, которой Бог почтил Израиль, когда впервые сформировал его в народ: «Как виноград в пустыне Я нашел Израиля». В них Он получил такое же удовольствие и наслаждение, какое получает бедный путник, когда находит виноград в пустыне, где особенно нуждается в нем и меньше всего надеется встретить. Или эти слова означают, что когда они были в пустыне, Он нашел их, как виноград, — не драгоценными по своим качествам, но драгоценными для Него и такими же приятными, как первые грозди винограда для хозяина виноградника. Они были дороги в очах Его, многоценны (Ис 43:4);
Он насадил их как благородную лозу — самое чистое семя (Иер 2:21), и нашел их такими же, какими они были в то время, когда Он садил их, — благородной виноградной лозой. «Как первую ягоду на смоковнице в первое время ее, увидел Я их». Благочестивые люди сравниваются с хорошими смоквами ранними (Иер 24:2). Один плод, созревший в то время, стоит многих плодов более поздних, это говорит о наслаждении, которое получал Бог, делая для них добро, но не ради них, а ради их отцов. Он тщательно хранил их, как хранит виноградарь первые и наилучшие плоды своего виноградника. И теперь, когда Он облек их честью и так значительно продвинул, можно было подумать, что они сохранят свое превосходство. Но (2) посмотрите, как сильно они себя опозорили. Бог отделил их для Себя как народ избранный, но они пошли к Ваал-Фегору и присоединились к моавитянам, приносившим жертву этому навозному божеству (Числ 25:2,3);
они предались постыдному — отделили себя для позорного идола, каковым в определенным смысле был Ваал-Фегор, раз начал народ блудодействовать с дочерями Моава, что было частью служения Ваалфегору. Отметьте: все, для чего отделяли себя те, кто оставил Бога, безусловно, рано или поздно обернется для них позором. Они сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили; их души больше всего любили те поступки, которые были мерзостью для Бога. Или эти слова означают, что, однажды оставив Бога, они умножали свои мерзости — своих идолов и отвратительных идолопоклонников себе в удовольствие. Таков был путь их отцов; Бог делал им добро, но они по отношению к Нему были неблагодарными, и подобным образом нынешнее поколение глубоко упало и развратилось.
Стихи 11-17. В предыдущих стихах мы видели, что грех Израиля произошел от их отцов; а здесь мы видим, что наказание Израиля было возложено на их детей, ибо, как вначале грехом вошла смерть, так она и передается с ним. В этих стихах мы можем обратить внимание:
I. На грех Ефрема. Вот некоторые выражения, описывающие его.
(1) Они не послушались Бога (ст. 17): не уделили внимания гласу Его слова или Его жезла, не верили тому, что Он говорил, и не хотели руководствоваться Его словами. Он говорил, в чем состоит их долг, их выгода, где опасность, но они не обращали внимания; все, что Он говорил им через Свое слово и Своих пророков, было для них как сказка, давно рассказанная; и тогда неудивительно, что мы слышим,
(2) о злых делах их (ст. 15), о закоренолой злобе, пребывавшей в их грехах; это были не слабости, а дерзкая самонадеянность. Как могут не быть нечестивыми те, кто не слушает слово Божье, которое учит и убеждает поступать хорошо? И поэтому неудивительно, что среди них процветали злые дела.
(3) Их поклонение было извращено (ст. 15): «Все зло их в Галгале — месте, известном своим идолопоклонством, как следует из Ос 4:15; 12:11; Ам 4:4; 5:5. Возможно, идолопоклонники избрали его своим главным местом, так как оно на протяжении многих веков было известно своими торжественными соглашениями между Богом и Израилем (Иисус Нав 5:2,10; 1Цар 10:8; 11:15). И о том месте, где находился источник идолопоклонства и откуда оно распространилось по всему царству, можно было сказать, что там — все зло их, ибо было признано, что оттуда берет истоки все остальное их зло. Искажение богослужения открывает путь для нравственных извращений. Мать блудница является матерью всех других мерзостей (Отк 17:5). Образованный Гроций предполагает, что здесь присутствует мистический смысл. Голгофа на сирийском языке означает то же самое, что Галгал на еврейском, и поэтому он считает, что здесь, возможно, идет речь о предании Христа смерти на Голгофе, а это является самым большим грехом еврейского народа, о котором вполне можно сказать: «Там был итог всего их зла». Неудивительно, что люди поступали нечестиво и при поклонении и в обычной жизни, раз (4) все князья их — отступники; все цари десяти колен совершали зло в глазах Господа, все судьи и гражданские власти того времени были нечестивы; они свернули на греховные пути и упорствовали на этих путях.
II. На недовольство Бога Ефремом за этот грех. Здесь оно выражено различными фразами, чтобы показать, насколько грех раздражал чистые очи Его славы и каким отвратительным делает для Него грешников.
(1) Он удаляется от них (ст. 12). Раз они восстают против Него и отказываются быть верными, то чего еще они могут ожидать, как не того, что Он удалится от них, лишит Своей защиты и щедрости? Его угроза вполне может быть усилена, как в данном месте, и стать ужасной: «Горе им, когда удалюсь от них!» Отметьте: безусловно, в бедственном положении оказываются те, кого оставил Бог. Благополучны мы или несчастны, зависит от того, сопутствует ли нам милостивое присутствие Бога; если Он уходит, то с Ним уходит и благополучие и все горе обрушивается на нас. Бог оставил его; преследуйте и схватите Его. Саул знал это, когда ставил особое ударение на этой части своей жалобы: «Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня». Более того, Он не только удалился от них, но и (2) возненавидел их. «В Галгале, где все зло их, там Я возненавидел их». Там, где совершались мерзкие грехи, Бог возненавидел грешников. В Галгале Он даровал много знаков Своего благоволения их предкам, а теперь в этом же месте Он возненавидел их за низменную неблагодарность. Более того, Он не только возненавидел их, но и (3) решил, что не будет больше любить их и никогда больше не окажет им Своего благоволения; пропасть между Богом и Израилем широка, как море, и конец этой ссоре нельзя положить. Это согласуется с тем, что Он говорил ранее (Ос 1:6,7): «Я уже не буду более миловать дома Израилева, десять колен».
(4) Он откажется от них и не будет иметь с ними дел: «За их злые дела изгоню их из дома Моего». Он не будет больше считать их Своими или принадлежащими Его семье; Он закроет перед ними дверь как перед неверными арендаторами, не заплатившими Ему за аренду, как перед бесполезными слугами, которые не оказали Ему чести и не совершили свою работу. Отметьте: осквернившие дом Божий должны быть готовы к тому, что их изгонят из Его дома и не позволят больше находиться там или пользоваться его услугами. Более того, Он не только выгонит их из Своего дома, но и (5) погонит далеко (ст. 17): «Отвергнет их Бог мой, и не только прогонит из Своего дома, но и с глаз»; Он совсем оставит и откажется от них, и они станут скитальцами. Бог сказал, что изгонит их из Своего дома, и здесь пророк повторяет это, ибо хорошо знает мысли своего Господина: «Отвергнет их Бог мой». Посмотрите, с каким удовлетворением и утешением он называет Бога своим Богом. Отметьте: в то время как одни отказываются от Бога и Он отказывается от них, для всех благочестивых людей великое удовлетворение доставляет то, что они могут называть Бога своим Богом, могут с радостью признать Его своим и видеть, что Он признает их Своими — все мятежники, все погибли, но Бог есть Бог мой.
III. На результат этого недовольства: они будут истреблены и лишатся своего процветания; угроза об этом наказании звучит вновь и вновь. Здесь обратите внимание:
1. Насколько многочисленным был Ефрем. Имя Ефрем произошло от слова плодовитый (Быт 41:52). Иосиф — отрасль плодоносного дерева (Быт 49:22). И благословение Моисея предсказывало тьмы Ефремовы (т.е. десять тысяч, Втор 33:17). В этом заключалась его слава (ст. 11). Для этого, похоже, Он определил для них границы обитания: «Ефрем, как Я видел его до Тира, насажден на прекрасной местности», что способствовало бы их умножению подобно тому, как человек ожидает обильного урожая от дерева, посаженного у реки. Ефрем был таким же сильным и богатым, как Тир, и таким же гордым и самонадеянным. Халдейский парафраз так переводит эту фразу: «Общество Израильское, пока оно соблюдало закон, было похоже на Тир, когда он процветал и был защищен».
2. Каким немногочисленным ему предстояло стать (ст. 11): «У Ефремлян, как птица, улетит слава; они лишатся своих детей, и надежды их семей рассеются. Вся слава их улетит, как орел улетит к небу — стремительно и безвозвратно». Отметьте: мирская слава — это та слава, которая улетает, а кто своей славой считает славу своего Бога, тот в Нем будет иметь неувядающую вечную славу. Ефрем был плодородным деревом, но теперь поражен Ефрем, разрушен; иссох корень их, — не будут приносить они плода (ст. 16). Если корень высох, то и ветви усохнут. Обратите внимание:
(1) На угрозу Бога этим судом уничтожить его детей.
[1] Они погибнут от непосредственной руки Бога (ст. 11): «Ни рождения, ни беременности, ни зачатия не будет». Некоторые дети умрут при рождении, и коляска младенца сразу превратится в гроб. Другие родятся мертвыми, и утроба матери будет их могилой, а их смерть станет смертью и их матери. Другие же матери потеряют своих детей, как только они будут зачаты, и они будут подобны несвоевременному плоду. Бог с легкостью может (и мы вполне можем быть в этом уверены) искоренить весь род человеческий — деградирующую, виновную, отвратительную расу, и стереть ее имя под небесами. Он может сделать так, как здесь поступил с Ефремом: сделать их всех бездетными, чтобы не было ни рождения, ни беременности, ни зачатия, высушить их корень, чтобы они не приносили плода, — и дело будет сделано в течение нескольких лет.
[2] Они погибнут от руки своих врагов и умрут насильственной смертью (ст. 12): «А если они и воспитают своих детей и те дорастут до зрелости, если им удастся избежать болезней и смерти в младенческом возрасте (что часто случается) и покажется, что опасность уже позади, то и тогда Он отнимет их (ст. 12) тем или иным судом, и не останется мужа (в англ.пер.), чтобы строить семьи и сохранять их имя». Вновь говорится (ст. 13): «Ефрем выведет детей своих к убийце». Матери будут мучиться от боли, рожая детей, будут заботиться, прилагать усилия и тратиться, чтобы вырастить их, но когда жестокий враг придет и всех их безжалостно предаст мечу — молодых и старых, — тогда они будут походить на агнцев, которых все это время кормили, чтобы зарезать. Отметьте: утешение, которое родители получают от своих детей, значительно омрачается тем, что они не знают, для чего родили и воспитали их: возможно, для убийцы, или, что еще хуже, чтобы они сами стали наказанием для своего поколения. И вновь звучит угроза (ст. 16): «А если и будут рождать, Я умерщвлю вожделенный плод утробы их — тех детей, которых они особенно любят». Отметьте: любовь родителей не сможет защитить жизнь их детей, более того, иногда смерть, действующая по поручению, забирает самых дорогих детей в семье и оставляет их бремя. Когда в пустыне Израилю был вынесен приговор, что все они там погибнут, то ко гневу была добавлена милость — обещание, что их дети тем не менее войдут в покой, куда они сами из-за неверия не смогут войти. Но это отречение будет всеобщим и окончательным: даже их дети будут истреблены, земля лишится царских наследников, ob defectum sanguinis — будет утеряна из-за отсутствия наследников. Халдейский парафраз и многие раввины убийцами, которыми будут выведены дети, считают тех, кто приносил своих детей в жертву Молоху; это грех, который сам по себе является наказанием и показывает, что родители, лишенные сострадания, справедливо лишаются благословений.
[3] Те немногие, которые избегут этой участи и спасутся, будут рассеяны (ст. 17): они будут скитальцами между народами; таковыми и являются остатки евреев в наше время, и нет места в мире, где они были бы отдельным народом.
(2) На молитву пророка о них (ст. 14): «Дай им, Господи: что Ты дашь им! Что я могу просить для народа, подобным образом приговоренного к истреблению? Таков приговор, и если приказ дан, чтобы они либо умерли в утробе, либо были приведены к убийце, то из двух этих дай им умереть в утробе. Лучше не иметь детей, чем иметь и сделать их несчастными; на этом же основании, когда всеобщее опустошение надвигалось на еврейский народ, Христос сказал: «Блаженны утробы не родившие, и сосцы не питавшие!» (Лук 23:29). Поэтому дай им утробу нерождающую и сухие сосцы, ибо лучше попасть в руки Господа, Чьи милости велики. чем в руки человека». Отметьте: бездетные могут примириться с волей Божьей, если задумаются, что могут настать такие времена, когда имеющие детей будут желать, чтобы их не было.