5 глава

Цель данной главы та же, что и предыдущей, — раскрыть грех Израиля и Иуды и объявить о судах Божьих, направленных против них.

I. Они призваны выслушать обвинение (ст. 1,8).

II. Они обвиняются во многих грехах, которые здесь усугубляются: это (1) преследование (ст. 1,2);

(2) духовный блуд (ст. 3,4);

(3) гордость (ст. 5);

(4) отступничество от Бога (ст. 7);

(5) тирания князей и покорность людей, подчиняющихся им (ст. 10,11).

III. Им угрожают, что Бог недоволен их грехами, ибо знает их нечестивость (ст. 3);

а они на себе прочувствуют Его гнев (ст. 9).

1. Они падут от своего нечестия (ст. 5).

2. Бог оставит их (ст. 6).

3. Они лишатся своей части (ст. 7).

4. Бог осудит и изольет на них Свой гнев (ст. 9,10).

5. Их будут угнетать (ст. 11).

6. В Своих тайных судах Бог будет подобен моли (ст. 12), а в наказаниях, обрушившихся на государство, — подобен льву (ст. 14).

IV. Они обвиняются в том, что, подвергнувшись страданиям, пошли неверным путем (ст. 13).

V. Подразумевается, что со временем они пойдут правильным путем (ст. 15). Так как эти истины выражены в общем порядке, то полезны для нашего назидания и предостережения.

Стихи 1-7. I. Представители всех чинов и рангов призваны на суд, и им придется ответить на предъявленные обвинения (ст. 1): «Слушайте это, священники — относитесь ли вы к святому чину (как священники Иуды и, возможно, многие в Израиле, ибо в десяти коленах в то время были различные чины священников и левитов, которые, надо полагать, оставались верны своему жребию после восстания десяти колен и делали все от них зависящее в своем служении, находясь вдалеке от храма) или ложному чину, как священники тельцов, которые, как полагают некоторые, здесь подразумеваются. «Внимайте, дом Израилев, обычные люди, и приклоните ухо, дом царя!» Пусть все будут внимательны, ибо они все виновны в государственном грехе, и поэтому всех коснется государственное наказание. Отметьте: если ни святость священников, ни достоинства царской семьи не могут предотвратить грех, то не стоит надеяться, что они смогут удержать гнев Божий. Если священники и царский дом грешат подобно другим, несмотря на свои благородные качества, то их благородство не оградит их, и они будут наказаны вместе с другими. Никто не заступится за дом Израилев, который был уведен в неверном направлении своими священниками и князьями; они получат свой приговор вместе с ними, и ни их низкое положение, ни многочисленность не спасут их.

II. Им предъявлено свидетельство — одно против тысячи; это Божье всеведение (ст. 3): «Ефрема Я знаю, и Израиль не сокрыт от Меня». Господа они не познали (ст. 4), но Господь знает их, знает их истинный характер, как бы они его ни скрывали, знает их тайную порочность, как бы они ее ни маскировали. Отметьте: даже если люди отказываются знать Бога, это не помешает Богу знать их; а когда Бог вступает в противоборство с ними, то доказывает их виновность в грехах тем, что сам знает их, и поэтому они напрасно могут ссылаться на свою невиновность.

III. Им предъявлены очень серьезные обвинения.

1. Они были весьма изобретательны и старательны, вовлекая людей либо в грех, либо в беду: «Вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе» (ст. 1), то есть такой западней и сетью, какие охотники обычно расставляли в горах, преследуя дичь. Когда в Израиле учредилось поклонение тельцам, то лидеры этого вида идолопоклонства и его последователи всеми возможными средствами, хитростью и уловками старались привлечь к нему людей и примирить с идолопоклонством тех, кто вначале испытывал к нему отвращение. Отметьте: как бы ни притворялись в дружелюбии и доброжелательстве те, кто заманивает и соблазняет людей ко греху, их нужно считать западней и сетью, а их руки — оковами (Еккл 7:26). А для тех, кого не могли совратить ко греху, они были западней и сетью, увлекающей в беду. Некоторые полагают, что у них была практика посылать разведчиков на дорогу, в частности ведущую в горы в Массифе и на Фавор, во времена торжественных праздников, проводившихся в Иерусалиме, чтобы проследить, не ходят ли туда благочестивые люди, чтобы поучаствовать в них, и затем проинформировать, чтобы тех подвергли преследованиям за это; тем самым они совершали работу дьявола, который причиняет беспокойство тем, кого не может соблазнить.

2. Они были очень коварными и жестокими в осуществлении своих замыслов (ст. 2): «Отпавшие сильно жаждут кровопролития» (англ. пер.). Отметьте: отступившие от истин Божьих часто становятся самыми коварными и жестокими преследователями тех, кто все еще верен им. Только кровопролитие удовлетворит их (именно крови святых они жаждут), они стремятся жалом змея поразить их голову; они сильно желают этого. О, глубина глубин сатанинских, злобность его посланников и отпавших! (Ис 31:6). Отягощает их виновность то, что их много обличали и предостерегали: «Я обличал всех их» (ст. 2, англ. пер.). Согласно своему служению, пророк был обличителем. Много раз он говорил им об их злых путях и делах, обращался просто со всеми ними и не щадил ни священников, ни царский дом. Сам Бог обличал их всех через их совесть и Своими провидениями. Отметьте: грехи, совершенные. несмотря на обличения, вдвойне греховней (Прит.29: 1).

3. Они блудодействовали и осквернили свои тела плотскими похотями. равно как и свои души поклонением идолам (ст. 3). Сам Бог был этому свидетель, хотя они тайно грешили и искусно оправдывались. Более того, проницательный глаз Бога видел дух блуда внутри них, их тайные наклонности и расположенность к этим грехам, любовь к своим грехам и владычество, которое грехи имели над ними. Они были полностью во власти духа блуда — корня горечи, который нес в себе желчь и полынь, являлся отравленным источником порочности.

4. Им не хотелось узнать поближе Бога и иметь с Ним общение. Дух блуда, побудивший их отойти от Него, удерживал их в бесконечном блуждании (ст. 4).

(1) Они не познали Господа и не желали познать Его; скорее, они избегали, более того, боялись познать Его, ибо это могло причинить им беспокойство на греховных путях.

(2) Дела их, благодаря которым оказалось, что они не имеют правильных познаний о Боге, не допускают их обратиться к Богу своему. Это подразумевает их упорство в своем отступничестве от Бога; они не хотели обратиться к Богу, хотя Он был их Богом, заключившим с ними завет, Чьим именем они назывались и Которому должны были служить. Они не желали восстановить поклонение Богу, от которого отошли. Более того, дела их не допускают их обратиться к Богу. Они не размышляли о своих путях, не располагали себя к серьезности, не направляли свои мысли к тем истинам, которые привели бы их к Богу. Правда, что своей силой, без особой Божьей благодати, мы не можем обратиться к Богу, но, используя личные способности и обычную помощь Духа, мы можем так расположить свои дела, чтобы с их помощью обратиться к Богу. А кто не делает этого и не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа (2Пар 12:14), тот будет виновен в том, что не обратился; они умирают, потому что хотят умереть; а для тех, кто поступает правильно, дальнейшей благодати будет достаточно.

5. Они виновны в поразительном высокомерии и дерзости во грехе (ст. 5): «Гордость Израиля свидетельствует Ему в лицо» (англ. пер.);

она свидетельствует против него о том, что он восстал против Бога и Его правления. Дух блуда внутри их проявил себя в веселости и легкомысленности их поклонения, подобно тому как блудница познается по ее облачению (Прит 7:10). Ее неприличная одежда свидетельствует о том, что она непристойная женщина. Или подразумевается их гордость, проявившаяся в противостоянии пророкам, которых Бог послал им, и посланиям, которые они принесли (Иер 43:2), или высокомерное и презрительное поведение по отношению к своим братьям и подчиненным, которое свидетельствовало о том, что они не являются народом Божьим, и оправдывало Бога, пославшего на них все эти смиряющие суды. «Их гордость свидетельствует Ему в лицо», — читают некоторые; это вполне согласуется с Ис 3:9: «Выражение лиц их свидетельствует против них». Они имеют гордый вид, который Господь ненавидит.

6. Они ушли от Бога к идолам и воспитывали своих детей в обычаях идолопоклонников (ст. 7): «Господу они изменили, подобно жене, которая презирает брачный союз, оставляет своего мужа и живет в прелюбодеянии с другим». Так изменяют Господу те, кто виновен в духовном идолопоклонстве, чей бог — их деньги и их чрево; они нарушили данные Ему брачные обязательства и не оправдали ожиданий, возложенных на них. Отметьте: сознательные грешники являются предателями. Они родили чужих детей, то есть рожденные ими дети далеки от Бога, ибо воспитывались на ложных обрядах поклонения; они — внебрачное потомство, рожденное от любодеяния (Иоан 8:41), которое Бог не признает. Отметьте: безусловно, те изменяют Богу, которые не только не следуют за Ним, но своих детей учат нечестивым путям.

IV. Их приговор очень печален. В общем (ст. 1): «Вам будет суд. Бог выступает, чтобы бороться с вами и засвидетельствовать о Своем недовольстве вашими грехами». Когда к нам приближается суд, то самое время прислушаться. В частности:

1. Они падут от нечестия своего. Эти слова следуют после утверждения в том, что их гордость свидетельствует им в лицо (ст. 5, англ. пер.): «…и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего». Отметьте: гордость падет, она является предзнаменованием и предвестником падения. Кто превозносится, тот будет унижен, а лицо, которое свидетельствует о гордости, будет демонстрировать замешательство. Они не только падут, но падут от нечестия — это самое печальное падение из всех. Гордость удерживает их от покаяния в нечестии, и поэтому они падут в нем. Отметьте: кто не смирился из-за грехов, тот, скорее всего, навечно погибнет в грехах. Добавлено: «…падет и Иуда с ними в своем беззаконии». Как десять колен были уведены в плен в Ассирию за идолопоклонство, так со временем и два колена будут уведены в Вавилон за то, что последовали их плохому примеру; но первые пали и были окончательно повергнуты, а последние пали, но вновь встали. В Иуде были храм и священство, но и они не защитили его, а так как народ стал грешить по примеру Израиля и Ефрема, то с ними и он падет.

2. Они не добьются Божьего благоволения, когда будут говорить, что ищут Его (ст. 6): «С овцами своими и волами своими пойдут искать Господа, но напрасно; они не найдут Его». Похоже, это говорится об Иуде, когда он впал в беззаконие.

(1) Когда он пал от нечестия своего, то начал искать Господа, но он не искал Его одного и поэтому не нашел Его. Поклоняясь чужим богам, они, тем не менее, сохранили видимость поклонения истинному Богу; как и раньше, они соблюдали торжественные праздники и с овцами своими и волами своими ходили искать Господа, но их сердца не были правы перед Ним и полностью направлены к Нему, поэтому Он не принял их, ибо мы только тогда найдем Его, если будем искать Его всем сердцем, а не делить между Богом и Ваалом (Иез 14:3).

(2) Когда они пали от своего нечестия или увидели себя павшими из-за него, то пошли искать Господа, но не искали Его с раннего утра и поэтому не нашли Его. Они увидят приближающуюся к ним гибель и тогда, оказавшись в беде, побегут к Богу, стараясь сделать Его своим другом благодаря жертвам и всесожжениям; но будет слишком поздно пытаться отвратить Его гнев, ибо указ издан. Даже реформация Иосии не поможет отвратить великую ярость Господа (4Цар 23:25,26). Кто только с овцами своими и волами своими ищет Господа, а не своим сердцем и душой, тому не стоит надеяться, что найдет Его, ибо Его благоговение нельзя купить и тысячами овнов. Не добьются успеха и те, кто не ищет Господа, когда Его можно найти, ибо есть определенное время, когда Его можно найти. Они не найдут Его, ибо Он удалился от них; Он не будет интересоваться ими, и повернется глухим ухом к их жертвам. Посмотрите, насколько важно, чтобы мы искали Бога с раннего утра, когда время благоприятное и длится день спасения.

3. Они и их часть будут поглощены. Они изменили Господу и думали укрепить себя союзами с чужеземцами, но новый месяц поест их с их имуществом, то есть их имущество и наследство — все то, что они накопили и чем были так заняты как своей собственностью. Или под их имуществом здесь подразумеваются идолы, которых они выбрали вместо Бога в качестве своей части. Отметьте: кто своим идолом делает мир, выбирая его своей частью, тот погибнет вместе с ней. Месяц поест их — определено время для этого, и оно коротко. Когда суды Божьи обрушатся на них, то они скоро закончатся; одного месяца будет достаточно. Как значительно может быть ослаблено тело болезнью, длящейся всего один месяц, или царство опустошено войной на протяжении одного месяца! Бог говорит: «Я истреблю трех из пастырей в один месяц» (Зах 11:8). Отметьте: иногда суды Божьи очень быстро расправляются с греховным народом. То, что пожирает один месяц, могут восстановить только многие годы.

Стихи 8-15. В данных стихах:

I. Звучит громкий сигнал тревоги, предупреждающий о приближении судов Божьих (ст. 8): «Вострубите рогом в Гиве, трубою в Раме — в двух приграничных городах, расположенных в царствах Иуды и Израиля: Гива — пограничный город царства Иуды, Рама — царства Израиля», и поэтому предостережение послано обоим царствам. «Возглашайте в Беф-Авене или Вефиле — городах, которые, похоже, были захвачены врагом, и поэтому там труба уже не звучала; но вы услышите смешанные с криками победителей восклицания тех, кто громко стенал из-за владычества». Пусть возглашают: «За тобою, Вениамин, идет враг! Колено Ефрема уже было покорено, и враг скоро будет за твоей спиной, о Вениамин! Ты будешь следующим. Чаша трепета пошла по кругу». Пророк уже описывал противостояние Бога как испытание, проводившееся по примеру суда (Ос 4:1), а здесь описывает его как испытание в виде сражения: если Он судит, то побеждает. Поэтому пусть все приготовятся встретиться со своим Богом. Он ранее говорил о судах как о событиях, которые обязательно исполнятся, а здесь говорит о них как о приближающихся событиях; и когда люди осознают, что они у двери, то пугаются и пробуждаются. Далее (ст. 9) поясняется, почему нужно трубить в рог: «Между коленами Израилевыми Я возвестил это — то, что истинно, или бесспорно (дословно)». Отметьте: гибель нераскаявшихся грешников — это событие, которое обязательно совершится; это не просто разговоры, чтобы напугать их. а окончательный приговор. А нам оказана великая милость, раз это стало нам известно и дано своевременное предостережение. чтобы мы могли бежать от грядущего гнева. Привилегия колен Израилевых заключалась в том, что через пророков, которых Бог дал им, было сказано, в чем заключается их долг и какая опасность подстерегает.

ІІ. Приводятся основания, почему Бог противостоял им.

1. Он спорил с вождями Иуды, ибо они стали дерзкими вождями во грехе (ст. 10). Они стали подобны передвигающим межи, или древние границы. Бог дал им Свой закон, чтобы он был оградой Его собственности, но они кощунственно прорвались и снесли ее; они посягали даже на права Бога, стирали различия между добром и злом, топтались по самым святым обязанностям благоразумия и справедливости, думая, что раз они вожди, то могут делать все что угодно. Quicquid libet, licet — Их желание было их законом. Или, возможно, здесь подразумеваются их посягания на свободу и собственность подчиненных ради продвижения собственных исключительных прав, что было подобно передвиганию древней межи. Некоторые обращают внимание, что князья Иуды обладали большей властью, чем князья Израиля; и теперь за это Бог противодействовал им: «Я изолью на них гнев Мой, как воду, в огромном количестве, подобно водам потопа, излившимся на исполинов старого мира, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» (Быт 6:13). Отметьте: есть межи, передвигать которые не могут даже вожди, — межи религии и справедливости, которыми они ограничены; и если они передвигают их, то должны знать, что над ними есть Бог, Который за это призовет к ответу.

2. Он спорил с народом Ефрема, так как он стал тайным последователем во грехе (ст. 11): «Он захотел ходить вслед заповеди (англ. пер.)», то есть повеления Иеровоама и следующих за ним царей Израиля, которые обязали всех своих подданных согласно закону поклоняться тельцам в Дане и Вефиле и запретили ходить в Иерусалим на поклонение. Такова была заповедь — закон страны, подкрепляемый интересами государства; и народ не только последовал этой заповеди со слепым и полным послушанием властям, но последовал охотно, несмотря на тайную неприязнь к поклонению идолам. Отметьте: уступчивое согласие с человеческими постановлениями, которые противоречат Божьим заповедям, приближает людей к гибели, как и все другое. И наказание за покорное непослушание (если я могу так назвать) соответствует греху, ибо именно за это угнетен Ефрем и поражен судом — все его гражданские права и свободы сокрушены и растоптаны.

(1) Бог поступил справедливо, допустив это, ибо кто предает собственность Бога, тот должен лишиться личной собственности, а кто подчиняет свою совесть непогрешимому судье и деспотичной власти, тот будет иметь их с избытком.

(2) В них наблюдалась естественная склонность к этому. Кто захотел ходить вслед суетных (рус. пер.) заповедей, даже если они противоречат заповеди Божьей, тот убедится в том, что они посягают на его права: чем больше ей давать власти, тем больше она будет требовать. Отметьте: ничто не дает большего преимущества тирании, яростной и жестокой, напоминающей свирепость мастиффа, чем покорность спаниеля, ласкающегося и виляющего хвостом. Так угнетен Ефрем и поражен судом; под предлогом правосудия ему причинено значительное зло. Отметьте: очень суровое и плачевное наказание для любого народа — оказаться угнетаемым под предлогом совершения правосудия. Это объясняет угрозу (ст. 9): «Ефрем сделается пустынею в день наказания». Отметьте: дерзкие грешники должны быть готовы к тому, что придет день наказания, который сделает их пустынею и лишит всех утешений и надежд.

III. По отношению к Иуде и Ефрему Бог будет использовать различные методы: иногда — один, иногда — другой, а иногда — оба вместе, или, скорее, с помощью одного, а затем другого Он будет приближать их к полной гибели.

1. Он начнет с незначительных судов, которые должны совершить свое дело тихо и незаметно (ст. 12): «.Я буду (то есть Мои провидения) как моль для Ефрема; более того (что лучше подкрепляется), они будут для Ефрема как моль, ибо эту болезнь сейчас видит Ефрем (ст. 13)». Отметьте: суды Божьи над греховным народом иногда похожи на моль, иногда — на гниение или червя. Первое подразумевает небольших насекомых, которые поедают одежду, второе — насекомых, поедающих дерево; и подобно тому, как они поедают одежду и дерево, так же поглотят их суды Божьи.

(1) Тихо, то есть они не произведут никакого шума в мире, более того, сами люди их не прочувствуют; они будут думать, что пребывают в безопасности и процветают, но когда более тщательно всмотрятся в свое положение, то увидят себя разоренными и угасающими.

(2) Медленно; суды будут приближаться с большими задержками и передышками, чтобы дать народу время покаяться. Многие народы, как и люди, умирают в расцвете сил от истощения.

(3) Постепенно. Бог приближается к грешникам с незначительными судами, чтобы предотвратить значительные, если они будут мудры и примут предостережение. Он приближается к ним шаг за шагом, чтобы показать, что не желает их гибели.

(4) Моль заводится в одежде, а червь или гнилость — в дереве; так грешники будут поглощены огнем, зажженным ими самими.

2. Когда окажется, что незначительные суды не достигли своей цели, то Он приступит к ним со значительными (ст. 14): «Я как лев для Ефрема и как скимен (молодой лев) для дома Иудина», хотя, согласно благословения Иакова, Иуда — молодой лев. Чтобы никто не подумал, что Его сила ослабла (ибо сказано, что Он будет для них как моль), теперь Он говорит, что будет для них как лев, но не только для того, чтобы напугать их своим ревом, но и разорвать на части. Отметьте: если незначительные суды не совершают своей работы, то нужно быть готовым, что Бог пошлет значительные. Христа иногда называют львом из колена Иудина, где Он предстает львом, восставшим на это колено. Посмотрите, что Бог сделает с народом, который считает, что в безопасности, продолжая грешить: «Я, Я растерзаю…» Похоже, Он хвалится, как единственный Законодатель, Своим исключительным правом и возможностью погубить (Иак 4:12): «Я, Я возьму дело в Свои руки; Я говорю, что сделаю это». В некоторых судах Бог в большей степени непосредственно участвует, чем в других: «Ярастерзаю и уйду». Он уйдет (1), чтобы показать, что не боится их; Он уйдет с величавым и торжественным видом, как уходит лев от своей добычи.

(2) Чтобы показать, что не поможет им. Если Бог терзает с помощью поражающих провидений, но Своей благодатью и утешениями остается с нами, то это хорошо, но наша ситуация плачевна, если Он растерзал и ушел, лишив нас утешений, доставляемых творениями, и удалившись от нас. Когда Он уходит, то забирает все ценное и дорогое, ибо когда Он покидает нас, то с Ним уходит все хорошее. Он унесет, и никто не спасет, как невозможно спасти добычу, попавшую ко льву (Мих 5:8). Отметьте: никого нельзя спасти из рук Божьей справедливости, кроме тех, кто отдан в руки Его благодати; напрасно человеку бороться со своим Творцом.

IV. Разные методы будут иметь различные последствия.

1. Когда Бог сражался с ними, используя незначительные суды, то они пренебрегли Им и для облегчения искали помощи в творениях, но искали напрасно (ст. 13). Когда Бог был для них как моль и как червь, то они осознали свою болезнь и свою рану, спустя какое-то время они увидели, что катятся вниз, что неудачливы в своих делах, а их имущество заметно уменьшается, и тогда послали за помощью к Ассуру. Они начали искать расположения царя Иарева; некоторые полагают, что это одно из имен Пула или Феглаффелласара — царей Ассирийских, к которым в часы бедствий обращались и Израиль и Иуда, надеясь благодаря союзу с ними восстановить свое угасающее влияние. Отметьте: плотские сердца во времена бедствий видят свою болезнь и свою рану, но не видят греха, ставшего их причиной; более того, в своих бедах они не увидят и не признают руку Бога — Его могущественную и праведную руку; поэтому, вместо того чтобы обратиться к своему Творцу, Который может помочь им, они прилагают много усилий, обращаясь к творениям, которые ничем не могут помочь. Кто не раскаялся в том, что своими грехами оскорбил Бога, тот не желает видеть Его в своих страданиях, а скорее будет искать помощи где угодно, только не в Нем. Каковы же будут последствия? Он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны. Отметьте: кто пренебрегает Богом и ищет помощи у творений, тот несомненно разочаруется; кто уповает на них как на свою поддержку, тот убедится, что они — не основания, а надломленная трость; кто надеется получить от них подкрепление, тот увидит, что они — не источники, а водоемы разбитые; кто уповает и надеется получить от них утешение и исцеление, тот увидит, что они — жалкие утешители и бесполезные врачи. Цари Ассирийские, к которым обращались Израиль и Иуда, враждовали с ними, но не помогали им (2Пар 28:16,28). Одни считают, что под царем Иаревом подразумевается некий великий, сильный и могущественный царь, ибо многие свои надежды возлагали на его силу; другие — что это царь, который заступится или должен заступиться, ибо большие надежды возлагались на его мудрость и красноречие, а также на его заинтересованность в их делах. Они послали ему дар (Ос 10:6) — хорошее вознаграждение: и, таким образом, наняв его ради своих интересов, не сомневались в его верности. Но царь обманул их, как часто делает плотская рука для тех, кто уповает на нее (Иер 17:5.6).

2. Когда, чтобы обличить их в безрассудстве. Бог наведет на них более суровые суды, они наконец-то будут вынуждены обратиться к Нему (ст. 15). Когда Он растерзает, как лев, то (1) оставит их; Он уйдет и возвратится в Свое место, на небеса или к престолу благодати, который является Его славой. Когда Бог наказывает грешников, то выходит из жилища Своего (Ис 26:21), а когда хочет оказать им милость, то возвращается в Свое место, где ожидает возможности помиловать нас, если мы будем покорны. Или подразумевается, что Он возвратится в Свое место после того, как накажет их, как Тот, Кому они безразличны, и Он прячет Свое лицо, не обращая внимания на их беды и молитвы; это делается, чтобы они еще больше смирились и стали достойны хоть в незначительной степени Его благоволения.

(2) Наконец, благодаря страданиям, которые ожидались, Он совершит над ними работу и приведет их к себе домой, и тогда уже больше не будет удаляться от них. В качестве условий для их возвращения здесь упоминаются две вещи:

[1] их раскаянное исповедание греха — доколе они не признают себя виновными, пока не будут виновными (на полях), то есть пока не осознают свою вину, пока не признают ее и не смирятся перед Богом. Отметьте: когда люди начинают больше жаловаться на свои грехи, чем на свои страдания, тогда появляется некая надежда; и когда мы пребываем под Его наказывающей рукой, то Бог требует, чтобы мы признали свою вину и справедливость наказания.

[2] Их смиренное прошение о милости Божьей — доколе не взыщут лица Моего; ожидается, что они сделают это, когда дойдут до крайности и напрасно будут обращаться за помощью к другим. В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня (Ос 6:1 в рус. пер., Ос 5:15 в англ. пер.), то есть искренно и усердно, с величайшей назойливостью; и если именно так они будут искать Его и при этом будут искренни (ибо хотя можно сказать, что они ищут Его поздно, так как совсем недавно занялись этим, но Ему нравится говорить, что они ищут его с раннего утра), то Он с радостью сделает все возможное для истинно раскаявшихся грешников, когда они вернутся к Нему. Отметьте: когда мы испытываем обличения во грехе и ощущаем на себе наказывающий жезл, то наше дело — искать лица Божьего; у нас должно быть желание узнать о Нем и познакомиться с Ним, чтобы Он явил Себя и заступился за нас в знак Своего примирения. Вполне разумно можно ожидать, что страдания приведут к Богу тех, кто давно сбился с пути и блуждал вдалеке от Него. Бог на время удаляется от нас, чтобы вернуть нас к Себе, а затем вернуться к нам. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится.