3 глава

Глупый, безрассудный и невнимательный народ в этой главе призывают обратить внимание (I) на суды Божьи, провозглашенные против них, и предостережения о них, которые Бог послал им, чтобы они пробудились от своей уверенности (ст. 1-8).

(II) На грехи, которые были обнаружены среди них, спровоцировавшие Бога угрожать и наказать их; и если только они не покаются и не изменятся, то должны быть готовы к тому, что Бог продолжит Свое противостояние и исполнит Свои угрозы (ст. 9-15).

Стихи 1-8. Цель данных стихов — убедить народ Израиля в том, что Бог конфликтует с ним. Пророк должен известить их о том, что Бог хочет обратиться к ним (ст. 1). Они были избранным народом Бога, превыше других народов, знали Его имя и назывались этим именем; тем не менее Господь изрек на них, и они должны были выслушать Его слова, чтобы подумать, что они могут ответить; подобным образом узнику на суде велено выслушать вынесенный ему приговор. Сыны Израилевы не обращали внимания на слова совета и утешения, которые Бог много раз говорил им, а теперь им придется выслушать слова порицания и угрозы, которые Бог произнес в их адрес, ибо Он сделает так, как сказал.

I. Пусть знают, что хотя Бог знает их и облагодетельствовал многими милостями, но это не избавит их от наказания, которое они заслужили за свои грехи. Израиль — это племя, которое Бог вывел из земли Египетской (ст. 1), и оно представляло собой семью, когда пришло и поселилось там; оттуда Бог спас их и избрал, чтобы они стали Его племенем. Не только десять колен — царство Израиля — должны обратить внимание на этот факт, но и Иуда, ибо слова изрекаются против всего племени, которое Бог вывел из Египта. Это племя Бог одарил отличительными милостями и особым образом признал Своим: «Только вас признал Я из всех племен земли». Отметьте: Церковь Божья в мире — это племя, отмеченное превыше всех племен земли. Бог знает тех, кто знает о Нем. В Иудее Бог ведом, и поэтому Бог знает Иудею лучше, чем другие народы. Бог признал их, то есть избрал их, заключил с ними завет и общается с ними, как со знакомыми. Далее, кто-то мог бы подумать, должно следовать: «Поэтому Я пощажу вас, буду сквозь пальцы смотреть на ваши ошибки и прощу вас». Но нет, Бог говорит: «Я взыщу с вас за все беззакония ваши». Отметьте: если отличительные милости, дарованные нам Богом, не удерживают нас от греха, то они не смогут и освободить нас от наказания; чем ближе к Богу люди в своем исповедании, тем чаще Он обращает на них Свое милостивое внимание и тем тверже, быстрее и суровее Он взыщет с них, если они своим добровольным грехом оскверняют себя, покрывают позором свои отношения с Богом, нарушают свои обязательства и с пренебрежением относятся к милостям и почестям, которыми их отметили. Они будут наказаны, ибо их грехи бесчестят и оскорбляют Его, огорчают Его больше, чем грехи других, и необходимо, чтобы Бог отстоял Свою честь, продемонстрировав, что Он ненавидит грех и особенно в тех, кто ближе к Нему; если они такие же плохие, как другие, то Он накажет их больше, чем других, ибо вполне справедливо ожидал, что они будут лучше других. Суд начинается с дома Божьего, у Его святилища, ибо Бог освятится в приближающихся к Нему (Лев 10:3) или на них.

II. Пусть знают, что им не стоит надеяться иметь благоприятное общение с Богом до тех пор, пока они не примирятся с Ним (ст. 3): «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» — Нет, как они могут? Где нет дружбы, там не может быть дружеских отношений; если два человека расходятся во мнении, то прежде чем обменяться любезностями, они должны уладить противоречия, имеющиеся между ними. Израиль оскорбил Бога, нарушил заключенный с Ним завет, отвечал злом на оказанные ему милости, но тем не менее они ожидали, что Он продолжит оставаться с ними, исполнять Свои обязанности, заступаться за них и заверит в Своем присутствии с ними, хотя сами не прилагали усилий, чтобы покаянием и реформацией примириться с противником и отвратить Его гнев. «Но как это может быть? — спрашивает Бог, — раз вы продолжаете идти против Меня, то должны быть готовы к тому, что Я пойду против вас» (Лев 26:23,24). Отметьте: мы не должны надеяться, что Бог будет присутствовать с нами или заступаться за нас, если мы не примирились с Ним. Бог и человек не могут идти вместе, не сговорившись между собою. До тех пор, пока мы не договорились с Богом относительно нашей цели (а эта цель — Его слава), мы не можем идти с Ним по одному пути.

III. Пусть знают, что предупреждения о приближающихся судах, переданные им Богом, не являются беспричинными и безосновательными, данными лишь для того, чтобы позабавить их. Это четкие заявления о гневе Божьем, направленном против них, результат которых они на себе прочувствуют, если только быстро не покаются (ст. 4): IРевет ли лев в лесу, когда перед ним нет добычи? — Нет, он ревет на свою добычу. Подобным образом и львенок не подает свой голос из логовища, если старый лев ничего не поймал и ничего не принес домой. Так же и Бог не предостерегал бы Своим словом и незначительными судами, если бы своими грехами вы не стали добычей для Его гнева и Он действительно не собирался обрушить на вас опустошительные и разрушительные суды». Отметьте: угрозы слова и провидение Бога не являются пугалом, чтобы пугать ими детей и глупцов, а являются несомненным следствием греха человека и четким предсказанием судов Божьих.

IV. Пусть знают, что раз их нечестие послужило причиной этих судов, то они не будут удалены, пока не совершат свою работу (ст. 5). Когда Бог выходит, чтобы сразиться с греховным народом, то они должны понять, (1) что к этому привел их собственный грех, ибо попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет на ней? — Нет, природа не закладывает сети для животных, это изобретение человека: птица не попадает в сеть случайно, а лишь благодаря умыслу птицелова; так и провидение Бога готовит бедствие для грешника, а они улавливаются делом своих рук. Не из праха выходит горе, оно — дело Божьей справедливости, и наше нечестие наказывает нас.

(2) Только личное покаяние может освободить от этих судов, ибо поднимается ли с земли петля, которая была положена с определенным умыслом, когда ничего не попало в нее, как ожидалось? Так и Бог не удалит посланные Им страдания, пока они не совершат свою работу и не закончат все, для чего Он послал их. Если наши сердца должным образом смирились и страдания склонили нас исповедать свои грехи и оставить их, тогда сеть что-то захватила, тогда цель достигнута, и только тогда, а не раньше, сеть расторгается и поднимается с земли, а мы с любовью и милостью избавляемся.

V. Пусть знают, что все их беды пришли от руки Божьего провидения и от совета Его воли (ст. 6): «Бывает ли в городе (в семье или народе) бедствие, которое не Господь попустил бы! Разве не Он принимает решение и осуществляет его?» Грех исходит от нас; мы совершаем его, а бедствие, личное или общественное, исходит от Бога, это Его дело; кто бы ни был его орудием, Бог является его основной движущей силой. От уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие. Размышление о том, что какое бы зло ни обрушилось на город, Бог совершает его, должно склонить нас терпеливо нести свою часть в общественном бедствии и учиться соответствовать при этом цели, поставленной Богом.

VI. Пусть знают, что пророки, предупреждающие их о приближающихся судах, передают им лишь то, что приняли от Господа, чтобы сообщить Его народу.

1. Бог заранее сообщает о них пророкам (ст. 7): «Господь ничего не делает, никакого бедствия в городе, о котором говорится (ст. 6), не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам, хотя для других это остается тайной». Поэтому те, которые легкомысленно относятся к предостережениям, сообщенным им пророками во имя Бога, не знают, что делают. Обратите внимание: Божьи пророки — Его рабы, которых Он посылает, чтобы они шли с Его поручением к сынам человеческим. С ними — тайна Божья, которая в каком-то смысле пребывает со всеми праведными (Прит 3:32) и боящимися Его (Пс 24:14);

но особым образом она открыта пророкам, для которых Дух пророчества является Духом откровения. Пророкам была бы оказана достаточная честь, если бы было сказано, что Богу иногда угодно являть Своим пророкам Свои намерения, но здесь приводятся более значительные слова: «Бог ничего не делает, не открыв им Своей тайны», словно они мужи Его совета. Утаю ли Я от Авраама, который является пророком, что хочу делать? (Быт 18:17). Поэтому Бог обязательно накажет тех, кто презирает пророков, которых Он облачил честью.

2. Пророки обязаны сообщить народу то, что Бог открыл им (ст. 8): «Господь сказал, — кто не будет пророчествовать?» Его пророки, которым Он открывал тайну с помощью снов и видений, должны публично объявить народу все, что слышали от Бога. Они так наполнены этими истинами, так уверены в них и те оказали на них такое сильное воздействие, что не могут не говорить о них, ибо от избытка сердца говорят уста. Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян 4:20). Я веровал и потому говорил (2Кор 4:13). Более того, помимо пророческого побуждения, сопровождавшего божественное вдохновение и делавшего слово как бы горящим огнем, заключенным в их костях (Иер 20:9), они приняли повеление от Бога передать то, что им было вверено; и они не оправдали бы оказанного им доверия, если бы не выполнили его. Это была их необходимая обязанность, как и обязанность проповедников Евангелия (1Кор 9:16).

VII. Пусть знают, что им придется трепетать перед Богом, услышав адресованное им честное предупреждение. Это произойдет, (1) когда протрубит труба, чтобы обратить внимание на приближающегося врага и все встали на защиту с оружием в руках. «Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы или не побежал?» — читают некоторые (ст. 6). Разве от страха они сразу же не соберутся вместе, чтобы подумать, какие наилучшие действия можно предпринять ради общей безопасности? Тем не менее, когда Бог через Своих пророков обратил их внимание на опасность и призвал прийти и стать под Его знамя, то это не подействовало на них; они скорее поверят стражнику на стене, чем пророку, посланному Богом, скорее будут повиноваться призывам правителя города, чем повелениям Правителя мира. Бог говорит: «Слушайте звука трубы», но они не хотели слушать, более того, сказали, что не будут (Иер 6:17).

(2) Когда зарычит лев. Бог иногда как лев и как скимен для дома Иудина (Ос 5:14). Лев рычит, прежде чем разорвать добычу, так и Бог предупреждает, прежде чем поразить. И если лев рычит на бедного путника (как на Самсона, Суд 14:5), то сильный ужас охватывает его, но когда Господь гремит с Сиона (Ам 1:20), то никто не пугается, а все продолжают беспечно идти тем же путем, словно нет опасности. Отметьте: если беспечный мир не воспримет адресованное ему честное предупреждение, то в другой день это усугубит его осуждение. Лев начал рыкать, но они не испугались и не попытались приготовить для себя ковчег. О, поразительная тупость неверующего мира, на который невозможно подействовать даже ужасами Господа!

Стихи 9-15. Данные стихи вновь обличают и осуждают израильтян; особое внимание уделяется преступлениям, в которых они обвиняются, и вынесенному им наказанию.

I. Об этом уведомляются их соседи. Пророку велено провозгласить па кровлях в Азоте одном из главных городов филистимлян; более того, воззвание должно распространиться дальше и прозвучать на кровлях в земле Египетской. «Пусть великие мужи обоих народов, живущие во дворцах, которые спрашивают о делах соседних народов и ознакомлены с государственной информацией, соберутся на горах Самарии» (ст. 9). Там, на престоле высоком и превознесенном, будет вершиться суд. Самария является преступником, дело которого расследуется, а они должны присутствовать при разбирательстве, ибо этот суд публичный (как и многие другие) и будет совершаться перед лицом всей страны. Пусть договорятся встретиться там и соберутся со всех частей земли, чтобы рассудить между Богом и Его виноградником. Бог взывает ко всем нелицеприятным честным людям (Иез 23:45). Они все признают справедливость Его действий, когда увидят положение дел. Отметьте: действия Бога, направленные против грешников, не боятся тщательного исследования; даже филистимляне и египтяне увидят и скажут, что прав путь Господа, а наши пути неправы. Им велено собраться не только для того, чтобы они оправдали Бога и свидетельствовали о том, что Он поступает справедливо, но чтобы они сами смогли принять предостережение, ибо если суд начинается с дома Божьего (в чем они убедятся), то каков будет конец тех, кто не знает Его? (1Пет 4:17). Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Или эти слова подразумевают, что грех Израиля был настолько отвратительным, что соседние народы могли прийти и свидетельствовать против него, поэтому вполне справедливо, чтобы именно так его наказывали. «Если бы его можно было скрыть, то мы сказали бы: «Нерассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона», но почему их друзья должны заботиться об их репутации, если они сами не заботятся о ней? Если они стали дерзкими во грехе, то пусть несут позор: «Провозгласите об этом в Азоте и в Египте».

1. Пусть увидят, каким черным выглядит их обвинение и как хорошо оно доказано. Пусть обратят внимание на поведение жителей Самарии. Пусть отвлекутся от созерцания расположенных рядом холмов и посмотрят, какими грубыми и яростными они являются, пусть услышат, как громко вопиет их грех, который был таким же, как в Содоме.

(1) Посмотрите на их улицы — и вы увидите лишь мятежи и беспорядки, великое бесчинство на них, разум и справедливость во всех ситуациях попираются шумом и яростью разъяренной толпы, владычество которой является грехом и позором для любого народа; и скорее всего это будет его гибелью.

(2) Загляните в их тюрьмы — и вы увидите, что они наполнены невинно осужденными: притеснение среди нее (Самарии), угнетенные повергнуты и растоптаны своими угнетателями, они побеждены и разорены, а утешителя у них нет (Еккл 4:1).

(3) Загляните в суды, где проводятся судебные заседания — и вы увидите, что председательствующие на этих заседаниях не умеют поступать справедливо, так как привыкли всегда делать зло; они поступают так, словно вообще не имеют понятия о справедливости, не стараются сами поступать справедливо и не следят, чтобы другие поступали справедливо.

(4) Загляните в их склады и сокровищницы — и вы увидите, что они наполнены за счет насилия и грабежа — тем, что было добыто нечестным путем и все еще нечестно хранится. Так они собирали себе сокровище на последние дни, но окажется, что они собирали гнев на день гнева. Кто думает обогатиться, причиняя зло другим, тот не умеет поступать справедливо.

2. Пусть увидят, какой суровый приговор им вынесен, и как хорошо он будет исполнен (ст. 11,12).

(1) Их страна подвергнется нападению и будет разрушена; и обратите внимание, насколько наказание соответствует греху.

[1] Великое бесчинство наблюдается в Самарии, и поэтому неприятель будет вокруг всей земли; ассирийские армии окружат ее и ворвутся со всех сторон. Отметьте: когда народ утаивает грех и потакает ему, то он должен быть готов к тому, что захватчики окружат их, и в какую сторону они ни пойдут, подвергнутся опасности (Лук 19:43).

[2] Они ободряли друг-друга в нечестии, но враг низложит могущество их и отнимет силу, которой они злоупотребляли, угнетая бедных и прибегая к насилию в отношениях со всеми окружающими. Отметьте: та сила, которая стала инструментом несправедливости, справедливо будет свергнута и сокрушена.

[3] Они собирали сокровища свои в чертогах своих, и поэтому ограблены будут чертоги их, ибо то, что нечестно добыто, недолго будет храниться. Даже дворцы не смогут защититься от грабежа и насилия, и если величайшие мужи грабили других, то сами будут ограблены, ибо Господь — мститель за все это.

(2) Деревенские жители не смогут избежать наказания (ст. 12). Они окажутся в руках врага, как ягненок — в пасти льва; все они будут съедены и поглощены и окажутся абсолютно неспособными оказать сопротивление; а если кому-то удастся спастись и он не падет от меча и не пойдет в плен, то таковых будет очень мало, они будут самые ничтожные и незначительные, как две голени ягненка или часть уха, выброшенного львом или отнятого у него пастухом, когда он ел всю тушу. Так, возможно, в разных местах поодиночке удастся спастись: одному — из Самарии, а другому — из Дамаска, когда царь Ассирийский нападет на них, но никто не придаст этому значения, а спасшиеся подобным образом столкнутся с такими огромными трудностями и бедствиями, что им придется сидеть в углу постели или прятаться под ножками кровати, что свидетельствует об их позорном малодушии во времена опасности. Они не будут прятаться в пещерах и ямах, а в углу постели или на краю постели, чем обычно довольствуются бедные люди. Им удастся спастись с таким трудом (как и предсказано относительно последнего разрушения Иерусалима), что будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится. Отметьте: когда суды Божьи выступают против народа по Его поручению, то напрасно стараться избежать их. Некоторые делают свое жилище в углу постели и на ложе, что указывает на их самонадеянность и чувственность; они пребывают в беспечности, в постели или на ложе, но когда Бог придет, чтобы сразиться с ними, то заставит их беспокоиться, выгонит их из ложа безделья и дремоты. Кто потягивается на своем ложе, когда повсюду свирепствуют суды Божьи, тот пойдет в плен во главе пленных.

II. Об этом их самих ставят в известность (ст. 13). Пусть об этом будет засвидетельствовано дому Иакова, и пусть он послушает, а не только потомки Израиля, ибо это говорит Господь Бог, Бог Саваоф, Который обладает властью выносить приговоры и приводить их в исполнение. Пусть узнают от Него, что близится день, когда Бог взыщет с Израиля за преступления его, когда Он исследует их дела и накажет за них; это будет день посещения, день наказания, и в тот день все, чем они гордились и на что уповали, подведет их, а они будут наказаны за грехи, в которых были виновны.

1. Горе их жертвенникам, ибо Бог взыщет за них. Он спросит у жертвенников о грехах, в которых они были виновны, и потребует ответа за их суеверие и идолопоклонство, за все расходы для ложных богов и надежды на них. Сами жертвенники испытают на себе знаки Его недовольства, ибо отсечены будут роги алтаря и падут на землю, а вместе с ними и сам жертвенник будет разрушен и разбит на кусочки. Мы читали пророчество против жертвенника в Вефиле (3Цар 13:2,3), гласившее, что он распадется, и это пророчество исполнилось, когда Иосия сжег на нем человеческие кости (4Цар 23:15,16). Данное пророчество поддерживает предыдущее и, похоже, указывает на то же событие. Отметьте: если люди не уничтожат жертвенники идолопоклонников, то это сделает Бог, уничтожив вместе с ними и тех, кто почитал их. Некоторые считают, что роги жертвенника символизируют все то, на что люди полагались как на свое прибежище, чему доверяли и сделали своим святилищем; все это будет уничтожено, так что им не за что будет держаться.

2. Горе их домам, ибо Бог посетит и их. В их домах Он спросит о грехах, в которых они были виновны: о награбленном имуществе, хранившемся в них, и о роскоши, в которой они жили: «Я поражу дом зимний вместе с домом летним» (ст. 15). Знатные люди, дворянство и богатые купцы имели зимние дома в городе и летние дома за городом; они очень хорошо оберегали себя от зимних неудобств, когда в деревне было слишком холодно, и от летних неудобств, когда в городе было слишком жарко, хотя климат в той земле был весьма умеренный, как и наш, и поэтому там никогда не было слишком жарко или слишком холодно. Тем самым они потакали своей безрассудной любви к переменам и разнообразию. Но Бог либо войной, либо землетрясением разрушит их летние и зимние дома, и они не смогут послужить им прибежищем от Его судов. Дома с украшениями из слоновой кости (так названные, ибо потолок или внутренняя обшивка, или отдельные части ее украшений были окаймлены или покрыты слоновой костью) исчезнут; они будут сожжены или снесены, и не станет многих домов. Самые красивые и просторные дома, дома знатных людей, будут разрушены, или по крайней мере больше не будут принадлежать им. Отметьте: помпезность и красота домов не только не защитят своих владельцев от судов Божьих, но и станут причиной их большей скорби и огорчения, ибо их расточительство добавится к числу их грехов и безрассудных поступков.