7 глава

В данной главе (I) Бог сражается с Израилем судами, но откладывает их и отвращает по молитве Амоса (ст. 1-6). 2. Терпение Бога истощается из-за их упрямства. Он отвергает их и приговаривает к полному уничтожению (ст. 7-9).

(II) Израиль сражается с Богом, составив оппозицию Его пророку.

1. Амасия выступает против Амоса (ст. 10) и делает все возможное, чтобы избавить страну от него как от нарушителя общественного порядка (ст. 12,13).

2. Амос оправдывает себя и свои действия как пророк (ст. 14,15) и предсказывает суды Божьи против Амасии — своего преследователя (ст. 16,17), ибо если возникает соперничество между Богом и человеком, то не сложно предугадать, кто выйдет победителем в любой ситуации.

Стихи 1-9. В данной ситуации мы видим, что Бог терпит долго, но не будет терпеть всегда раздражающий Его народ. И в данных стихах Он показал это пророку: «Такое видение открыл мне Господь Бог» (ст. 1,4,7). Он показал, что происходило в настоящее время и что случится в будущем, объяснил, что делал и что замыслил, ибо Господь Бог открывает Свои тайны рабам Своим, пророкам (Ам 3:7).

I. Здесь приводятся два примера щадящей милости Бога, проявленной Им посреди суда, описание которых настолько похоже друг на друга, что их лучше рассматривать вместе, хотя и по отдельности они довольно значительные.

1. В данных стихах Бог выступает против Своего греховного народа, посылая вначале один суд, а потом другой.

(1) Он начинает с наказания голодом. Это пророку явилось в видении. Он видел, что Бог создал саранчу и привел ее на землю, чтобы она съела ее плоды: чтобы таким образом земля лишилась своей красоты, а ее жители умирали от голода (ст. 1). Бог создал саранчу, и она была не только Его творением (мудрость и сила Бога проявляется и в формировании мелких насекомых: в строении муравья так же, как и в строении слона), но и инструментом Его гнева. Писание говорит, что Бог готовит зло против грешного народа (Иер 18:11). Эта саранча была создана, чтобы съесть траву на земле, и поэтому огромное ее количество было подготовлено соответствующим образом. Она была послана в начале произрастания поздней травы, после царского покоса. Обратите внимание, что суд был смягчен милостью, предшествовавшей ему. Бог мог послать этих насекомых, чтобы они съели траву в начале первого покоса, весной, когда трава была особо необходимой, обильной и наилучшего качества, но Бог допустил, чтобы она выросла, и позволил собрать ее; царские покосы были благополучно собраны и сложены, ибо сам царь питается от поля (Еккл 5:8, англ. пер.) и он испытывал бы неудобство при отсутствии травы так же, как и при отсутствии другой статьи своего дохода. В то время царем Иудеи был Озия, который любил земледелие (2Пар 26:10), и саранча была послана, чтобы съесть только позднюю траву, которая вырастает после первой и ценится значительно ниже. Милости, которые Бог дает и которыми продолжает обеспечивать нас, многочисленнее и значительнее тех, которые Он отбирает у нас; и это является хорошим основанием, почему мы должны быть благодарны Ему И не жаловаться. Воспоминания о милостях, сопутствующих первой траве, должны побудить нас подчиниться воле Бога, когда мы сталкиваемся с разочарованиями, связанными с поздней травой. Видение показывает пророку, что этот суд далеко распространяется. Саранча съела траву па земле, которая предназначалась для скота, и его владельцы, конечно же, страдали от этого. Некоторые понимают эти слова фигурально как относящиеся к напавшей на них армии, которая все опустошила и уничтожила. Во времена Иеровоама царство Израиля начало восстанавливаться после опустошений, имевших место во время предыдущих правлений (4Цар 14:25);

поздняя трава быстро выросла, после того как был скошен царский покос царем Сирийским, о чем мы читаем в 4Царств 13:3. И тогда Бог поручил царю Ассирийскому с армией саранчи напасть на них и опустошить всю страну. Об этом народе говорится в Ам 6:14: он будет теснить их от входа в Емаф до потока в пустыне; похоже, эти слова ссылаются на 4Царств 14:25, где сказано, что Иеровоам восстановил пределы Израиля от входа в Емаф до моря пустыни. Бог может вновь все разрушить, если мы думаем, что все довольно благополучно восстановлено.

(2) Далее Он переходит к наказанию огнем, чтобы показать, что в Его колчане много стрел — много способов смирить греховный народ (ст. 4): «Господь Бог произвел для суда огонь». Он боролся, ибо суды Божьи над Его народом — это Его способы противостоять ему; ими Он осуществляет против них Свои действия; и все Его выступления не являются беспричинными и безосновательными. Он произвел огонь для суда; через Своих пророков Он извещал народ о Своем противостоянии и составил заявление, объясняющее его значение. Или имеется в виду, что Он призвал Своих ангелов или других Своих служителей справедливости, которые должны были заняться этим. Среди них был зажжен огонь, под которым, возможно, подразумевается сильная засуха (жар солнца, который должен был нагреть землю, иссушил ее и сжег корни травы, ростки которой съела саранча);

или сильная лихорадка, являющаяся огнем для костей, которая поглотила и съела толпы людей; или молния — огонь с небес, поглотивший их дома, подобно тому как были поглощены Содом и Гоморра (Ам 4:11), или пожар, возникший в их городах в результате несчастного случая или от руки врагов, ибо огонь и меч обычно идут рядом. Так были опустошены города, в то время как поля были уничтожены саранчой. Огонь, произведенный Богом, нанес ужасное опустошение; он пожрал великую пучину подобно тому, как огонь с небес, опустившийся на жертвенник Илии, поглотил всю воду во рве. Хотя вода, предназначавшаяся для препятствия и гашения огня, была похожа на воду из великой бездны, но огонь пожрал ее, ибо кто или что может устоять перед огнем, зажженным гневом Божьим! Он пожрал часть, большую часть тех городов, куда был послан, или напоминал огонь у Таверы, истребивший край стана (Числ 11:1);

хотя некоторые были истреблены, но другие спаслись, как головни, выхваченные из огня. Все заслужили смерти от огня, но он съел только часть, ибо Бог не возбуждал весь Свой гнев.

2. Пророк выходит, чтобы встретиться с Богом, выступившим со Своими судами, и молитвой старается отвратить Его гнев (ст. 2). Когда в видении он увидел, какое огромное и ужасное опустошение нанесла саранча, когда окончила есть траву на земле (он предвидел, что так и будет, если позволить ей двигаться дальше), то сказал: «Господи Боже! Пощади (ст. 2);

Господи Боже! Останови (ст. 5)». Пророк, проповедовавший народу о судах, тем не менее в своих ходатайствах о нем возражает против них. Он пророк и помолится о тебе. Служение пророка заключалось в том, чтобы молиться о тех, кому он пророчествовал, и тем самым показать, что хотя он возвещает, но не желает бедственного дня. А Бог показывает Своим пророкам приближающееся зло, чтобы они могли помочь народу, не только предупредив его, но и молясь о нем, чтобы могли встать в проломе для отвращения гнева Божьего, как это часто делал Моисей — великий пророк. Здесь обратите внимание:

(1) На молитву пророка:

[1] «Господи Боже! Пощади и убери грех» (ст. 2). Он видит, что корнем данного бедствия является грех, и из этого делает вывод, что прощение греха должно лежать в основе избавления; поэтому прежде всего молится об этом. Отметьте: какое бы бедствие ни обрушилось на нас, личное или государственное, мы особенно ревностно должны просить Бога о прощении греха.

[2] «Господи Боже! Останови и отврати суд; останови огонь, останови противостояние; прекрати негодование Твое на нас». Эти слова следуют после прошения о прощении греха. Уберите причину — и ее последствие прекратится. Отметьте: кто борется с Богом, тот очень скоро увидит, что ему необходимо вопить, прося перемирия; и тогда появляется надежда, что хотя Бог начал и далеко зашел в Своем противостоянии, но перемирие может быть заключено.

(2) Воззвания пророка усиливают эту молитву: «Как устоит Иаков? Он очень мал» (ст. 2). Эти слова повторяются и не являются напрасным повторением. Иисус, находясь в борении, прилежнее молился, вновь и вновь повторяя одни и те же слова.

[1] Он ходатайствовал о Иакове, о народе, исповедующем Бога, названным Его именем, — о семени Иакова, Божьего избранника, с Которым Он заключил завет. Именно дело Иакова раскрывает пророк в своей молитве перед Богом Иакова.

[2] Иаков очень мал — уже очень мал, слаб и унижен предыдущими судами, и поэтому если все это случится, то он будет практически уничтожен и превратится в ничто. Народа осталось немного; песок Иакова, который когда-то невозможно было исчислить, теперь очень легко пересчитать. Эти немногие оставшиеся немощны (это червь Иаков, Ис 41:14);

они не могут помочь себе или друг другу. Грех очень быстро делает великий народ маленьким, уменьшает народ многочисленный, доводит до обнищания богатых и делает храбрых малодушными.

[3] Как устоит Иаков? Он пал и не может подняться; у него нет друзей, которые помогли бы ему, и никого, кто поднял бы его, если только этого не сделает рука Божья; что станет с ним, если рука, которая должна поднять его, протянется против него? Отметьте: когда состояние Божьей Церкви весьма униженное и беспомощное, то очень хорошо в своих молитвах просить Бога смилостивиться.

3. Бог милостиво удаляет Свое противостояние в ответ на молитву пророка; об этом говорится дважды: «И пожалел Господь о том» (ст. 3). Он не изменил Свое намерение, ибо придерживается одного мнения, и кто может Его заставить переменить его? Но Он изменил метод, пошел другим путем и решил действовать милостиво, а не во гневе. «Не будет сего», — сказал Господь; и вновь (ст. 6): «И этого не будет». Саранча была приостановлена и отослана обратно; было остановлено продвижение огня, и таким образом народу была дана отсрочка. Посмотрите на силу молитвы — на усиленную молитву. как много она может и что побеждает. Много раз суды были остановлены благодаря молитве, обращенной к Судье. Это был не первый раз, когда жизнь Израиля была спасена, ибо за нее просили. Посмотрите, каким благословением для страны являются молящиеся люди; поэтому их нужно высоко ценить. Она много раз погибла бы, если бы они не стали в пролом и не призвали бы добро. Посмотрите, насколько Бог готов и стремителен, чтобы оказать милость, как Он желает помиловать. Амос ходатайствовал об отсрочке и получил, ибо Бог хочет дать ее и с нетерпением ожидает, когда можно будет оказать ее, найдется ли кто-нибудь, кто ходатайствовал бы о ней (Ис 59:16). Подобным образом прежние отсрочки не противоречат дальнейшим проявлениям милости, а ободряют молиться и надеяться на них. Они не будут больше прежних. Слава Бога заключается в том, что Он умножает прощение, щадит и прощает до седмижды семидесяти раз.

II. Но далее Бог отказывается от тех, кому часто давали отсрочки, но они так и не изменились, кто оказался в стесненных обстоятельствах, но так и не вернулся к Богу и своему долгу. Об этом пророку сообщается в видении (ст. 7), равно как и четко предсказывается об их полной гибели (ст. 9).

1. Это было видение о свинцовом отвесе — кусочке свинца, привязанном за конец веревки, которую обычно использовали каменщики и строители при возведении стены; благодаря этому прибору стена получалась ровной и крепкой, такой как надо.

(1) Израиль был стеной, крепкой стеной, которую возвел сам Бог как бастион или защитную стену для Своего святилища, поставленного среди них. Иудейская Церковь говорит о себе (Песн 8:10): «Я — стена, и сосцы у меня, как башни». Эта стена была возведена с помощью свинцового отвеса; она очень ровная и крепкая. Она имела очень хорошее строение, ее части были очень крепко соединены между собой, и все было организованно соответственно образцу; она в течение долгого времени крепко стояла, как медная стена.

(2) А теперь Бог стоял на этой стене, но не для того, чтобы поддержать, а чтобы растоптать ее, или, скорее, Он думал, что с ней сделать. Он стоял на ней, и в руке у Него свинцовый отвес, чтобы произвести измерения и проверить, не наклонилась ли она и не нависла ли. Recti est index sui et oblique — этот отвес должен был показать, не искривилась ли она. Так Бог хотел испытать народ Израиля, открыть его нечестие и показать, в чем они должны измениться; и для того чтобы наказать их справедливо, Он принес и положил отвес среди Своего народа, чтобы отметить, до каких пор их стена должна быть снесена; подобным образом Давид отмерил моавитян веревкою (2Цар 8:2) на умерщвление. А когда Бог собирается уничтожить народ, то, по словам Писания, Он ставит суд мерилом и правду весами, ибо когда Он наказывает, то все совершает справедливо. Теперь же решено: «Не буду более прощать ему»; Он больше не будет щадить и давать им отсрочку, как раньше (Ам 1:3). Отметьте: терпение Бога, против которого так долго грешили, наконец иссякло; и теперь настало время, когда те, кого так часто щадили, не будут пощажены. Не вечно Духу Моему сражаться. После частых отсрочек наконец настанет день приведения приговора в исполнение.

2. Это предсказание о полной гибели (ст. 9).

(1) Народ будет истреблен вместе со всеми вещами, которые украшали их жизнь и служили защитой. Здесь их называют Исааком, Израилем и домом Исааковым (ст. 16);

некоторые полагают, что тем самым подчеркивается значение имени Исаака — смех; они стали насмешкой среди всех соседних государств, и соседи будут смеяться над ними. Опустошение воцарится на их высотах и в святилищах — то ли в чертогах, то ли в храмах, которые строились на высотах. Они считали свои дворцы надежными, свои храмы священными как святилища, но они будут опустошены и разрушены, чтобы наказать их за идолопоклонство и постыдить за плотское упование, ибо именно за эти грехи Бог боролся с ними. Когда их дворцы и храмы будут разрушены, то в своем наказании они увидят свой грех и безрассудство.

(2) Вначале погибнет царская семья в качестве залога гибели всего царства: «Я восстану с мечом против дома Иеровоамова». Иеровоам Второй в то время был царем десяти колен; его семья была полностью уничтожена со смертью его сына Захарии, который был убит пред народом Саллумом, составившим заговор против него (4Цар 15:10). Как бы неправедны ни были задействованные инструменты, но Бог был праведен, и в их лице Он восстал против этой царской семьи идолопоклонников. Даже царские дома не станут прибежищем от меча гнева Божьего.

Стихи 10-17. Кто-то мог ожидать, (1) что события, с которыми мы столкнулись в первой части данной главы, пробудят народ к покаянию, когда они увидят, что отсрочка была им дана лишь для того, чтобы у них было время покаяться, и что они не могут получить прощение, пока не покаются.

(2) Что это заставит их полюбить пророка Амоса, который не только проявил свое доброжелательство к ним в своей молитве, прося отменить суды, обрушившиеся на них, но которому также удалось отвратить эти суды; и если бы они имели хоть какое-то чувство благодарности, то обратили бы на него часть своей любви. Но все было наоборот; они, как и раньше, отказывались раскаяться, и следующая новость, дошедшая до нас об Амосе, гласит, что его начали преследовать. Отметьте: великие святые прославились тем, что молились о своих врагах, в то время как многих больших грешников позорит то, что они враждуют с теми, кто молится о них (Пc 34:13,15; 1 8:4).

І. Царю доставлена информация, порочащая пророка Амоса (ст. 10,11). Информатором был Амасия — священник Вефильский, глава священников, служивших там золотому тельцу, управляющий Вефилем (читают некоторые), чье мнение было решающим в рассматриваемых там гражданских делах. Он жаловался на Амоса, что тот не только пророчествует, не получив у него разрешения, но и пророчествует против его жертвенников, которые скоро будут оставлены и разрушены, если люди начнут верить проповедям Амоса. Подобным образом Павла ненавидели изготовители святынь в Гфесе, ибо его проповедь могла упразднить их торговлю. Отметьте: великие притворщики в своей любви к святости чаще всего являются наихудшими врагами тех, кто действительно освящен. Священники были самыми яростными преследователями. Амасия доставил информацию, порочащую Амоса, Иеровоаму. Обратите внимание:

(1) ему предъявляется обвинение в измене: «Амос производит возмущение против тебя, чтобы свергнуть и убить тебя; он хочет занять твое место и предпринимает самые действенные методы, чтобы ослабить тебя. Он сеет семена недовольства тобой и твоим правлением в сердцах добрых подданных и подстрекает к мятежу, чтобы постепенно сделать их неверными тебе; и в связи с этим земля не может терпеть всех слов его». Глупо было внушать царю, что вся страна настроена против него; это приводилось для того, чтобы показать, что его проповедь была невыносимой, что никто не мог примириться с ней и она ни в коем случае не выдержит испытаний временем. Дерзость предполагаемого предательства и плохое влияние, которое оно может оказать на страну, подразумеваются в той части обвинения, где говорится, что он производит возмущение среди дома Израилева. Отметьте: не впервые обвинители братьев наших неверно представляют их как врагов царя и царства, как предателей своего правителя и возмутителей земли, когда на самом деле они их наилучшие друзья. Лукавым людям свойственно провозглашать честью страны то, что по своей сути далеко от правды. И здесь, мне кажется, нет сомнений в том, что люди, как и их священники, не желали, чтобы им все честно говорили.

(2) На слова, изложенные в обвинении для его поддержки (ст. 11): «Так говорит Амос (и у них есть свидетели, готовые подтвердить это): меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным»; из этих слов они сделали вывод, что он является врагом царя и страны и с ним нельзя мириться. Посмотрите на злобность Амасии: он не рассказывает царю о том, как Амос ходатайствовал об Израиле и что благодаря его ходатайству был отвращен один, а затем другой суд, что он не оставлял своего дела, пока не увидел, что издан указ; он не рассказал царю, что эти угрозы были условными и что пророк всегда заверял людей в том, что если они покаются и изменяется, то гибель можно будет предотвратить. Более того, неправда, что он сказал: «От меча умрет Иеровоам», ибо он не от этого умер (4Цар 14:28);

он говорит, что Бог восстанет с мечом против дома Иеровоамова (ст. 9). Божьи пророки и служители часто имели повод жаловаться, как Давид (Пс.55;6): «Всякий день извращают слова мои». Но разве можно стражника обвинять, если, видя приближающийся меч, он предостерегает, чтобы народ мог позаботиться о безопасности? Разве виновен врач, когда говорит пациенту об опасности его болезни, чтобы тот воспользовался средствами для ее исцеления? Какими же врагами для самих себя, своего мира и для своих наилучших друзей являются безрассудные люди! Не говорится о том, что Иеровоам обратил внимание на эту информацию; возможно, он уважал пророка и с большим благоговением относился к божественной власти, чем его священник Амасия.

II. Методы, которые он использует, чтобы убедить Амоса оставить страну и удалиться (ст. 12,13). Когда он не смог добиться своей цели и убедить царя заключить Амоса в тюрьму, изгнать, предать смерти или, по крайней мере, напугать его, чтобы тот замолчал или убежал, он попытался сделать все возможное с помощью «честных» средств, чтобы избавиться от него. Амасия вошел к нему в доверие и, применяя искусство лести, попытался убедить его идти пророчествовать в землю Иудину, а не в Вефиле. Он признал Амоса провидцем и не старается заставить его молчать, а советует ему:

1. Покинуть Вефиль, который не является достойным местом для его служения, ибо там находилась святыня царя, или святилище, где он имеет свои идолы, их жертвенники и их священников. Там находился царский двор, или дом царства, где проживала царская семья и были поставлены престолы суда; поэтому в Вефиле больше не пророчествуй. Но почему? —

(1) Потому что Амос был слишком примитивным и резким проповедником для двора и святыни царя. Лишь те, которые носят шелк и красивую одежду и говорят приятные и мягкие слова, достойны царских дворцов.

(2) Потому что поклонение, совершающееся в святыне царя, будет постоянно раздражать и беспокоить Амоса; поэтому пусть уедет подальше отсюда, и тогда сердце не будет скорбеть о том, чего не видят глаза.

(3) Ибо негоже, чтобы царя и его семью публично оскорбляли в их собственном дворце и церкви обличениями и угрозами, которыми Амос постоянно раздражал их во имя Господа, словно исключительное право владыки, равно как и привилегии вельмож, когда они безрассудно бегут в пропасть, заключается в том, что никто не должен говорить им об опасности.

(4) Так как ему не стоило надеяться получить там поддержку и ободрение; наоборот: одни будут над ним издеваться и шутить, а другие — угрожать и пугать. Как бы ни было, ему не стоит надеяться, что удастся обратить там некоторых или убедить их оставить идолопоклонство, которое поддерживалось властью и примером самого царя. Проповедовать там его доктрину (как мы сказали бы) было все равно что идти против рожна; поэтому в Вефиле больше не пророчествуй.

2. Что земля Иудина будет самым подходящим местом для его служения: «Удались туда как можно быстрее и там ешь хлеб и там пророчествуй. Там ты будешь в безопасности; там ты будешь желанным гостем; там царский двор и церковь будут на твоей стороне; там пророки будут поддерживать тебя; священники и князья обратят на тебя внимание и выделят тебе приличное содержание». Посмотрите:

(1) как сильно нечестивые люди хотят избавиться от своих честных обличителей, насколько они готовы сказать провидцам: «Перестаньте провидеть, или не пророчествуйте нам». Два пророка мучили живущих на земле (Отк 11:10);

безусловно, жаль, что люди будут мучимы до времени, но это делается для того, чтобы предотвратить вечные мучения.

(2) Насколько склонны мирские люди оценивать других по себе. Амасия, как священник, прежде всего стремился получить прибыль от своего служения, и он думал, что Амос, как пророк, имеет то же стремление; поэтому посоветовал ему пророчествовать там, где он сможет есть хлеб, где он сможет иметь наверняка столько, сколько ему нужно, в то время как Амос должен был проповедовать там, куда Бог послал его, где больше всего нуждались в нем, а не там, где он может получить больше денег. Отметьте: кому благочестие служит для прибытка, кто руководствуется надеждой разбогатеть и продвинуться, тот считает эти принципы самыми могущественными побудительными силами и у других.

III. Ответ Амоса на предложения Амасии. Он не советовался с плотью и кровью, не старался обогатиться, но исполнить свое служение, чтобы его признали верным по его окончании; он не старался остаться целым и невредимым, а сохранить добрую совесть, поэтому решил остаться в прежнем положении, и в ответ на предложение Амасии:

1. Оправдал свое постоянство в служении и выборе места для пророчества (ст. 14, 15). Приведенные им доводы не только оправдывали, но и обязывали его совершать служение, ибо Бог дал ему право и повеление совершать его: «Я — не пророк и не сын пророка, я не был рожден и воспитан для этого служения и по своему рождению не предназначен быть пророком, как Самсон и Иеремия. Я не воспитывался в школе пророков, как многие другие, а был пастухом — следил за стадом и собирал сикоморы». Наши сикоморы не приносят плодов, но их, похоже, плодоносили; и Амос собирал их то ли для своего скота, то ли для себя и своей семьи, то ли для продажи. Он был обычным сельским жителем, разводил скот, занимался земледелием и привык к деревенской жизни. Он ходил не только за овцами, но и за крупным скотом, и оттуда Бог взял его и велел идти и пророчествовать Его народу Израиля, передавать им послания, которые он время от времени будет получать от Господа. Бог сделал его пророком для них, определил его для этой работы и назначил на этот пост. Он не должен был молчать, ибо (1) мог предъявить божественное поручение, которое совершал. Он не приступил к его исполнению до того, как был послан, а, как Павел, ссылается, что был призван апостолом; и если люди будут противоречить и противостоять тем, кто послан во имя Бога, если будут говорить провидцам: «Не пророчествуйте» или заставлять молчать тех, кому велено говорить, то это приведет их к гибели; таковые являются богопротивниками. Оскорбление, нанесенное посланнику — это оскорбление, нанесенное пославшему его владыке. Имеющие предписание от Бога не должны бояться лица человека.

(2) Низкое положение, которое он занимал до того, как принял поручение, укрепило его права, а не ослабило их.

[1] Никогда раньше он не думал о том, чтобы стать пророком, и поэтому его пророчество нельзя было воспринимать как большие надежды или воспаленное воображение, а только как божественное побуждение.

[2] Он не был воспитан или наставлен в искусстве или таинстве пророчества, а, следовательно, получил свои способности непосредственно от Бога, что является неопровержимым доказательством того, что у него было поручение от Него. Апостолы, которые по своему происхождению были необразованными и невежественными людьми, свидетельствовали о том, что получили свои знания благодаря тому, что были с Иисусом (Деян 4:13). Когда сокровище положено в такие глиняные сосуды, то это свидетельствует о преизбыточной силе Бога, а не человека (2Кор 4:7).

[3] Он честно трудился и благодаря своей работе мог хорошо содержать себя и свою семью, поэтому ему не нужно было пророчествовать ради куска хлеба, как предложил Амасия (ст. 12), ему не нужно было заниматься этим, как торговлей, чтобы прожить; он исполнял свой долг, чтобы почтить Бога и сделать добро.

[4] На протяжении всех дней своей жизни он привык к размеренному простому образу жизни среди бедных земледельцев, никогда не любил ни веселья, ни лакомств и поэтому никогда не оказался бы вблизи царского двора и церкви, если бы служение, к которому Бог призвал его, не потребовало его присутствия там.

[5] Так как он был низкого происхождения, то не обладал бы смелостью говорить с царями и великими мужами, особенно говорить им такие дерзкие и обидные вещи, если бы не был вдохновлен более великим духом, чем его собственный. Если бы пославший его Бог не укрепил его, то он не смог бы держать лицо свое, как кремень (Ис 50:7). Отметьте: Бог часто избирает немудрое и немощное мира, чтобы посрамить мудрых и сильных; и пастух Фекойский стыдит священника Вефильского, когда принимает от Бога власть и способности служить вместо него.

2. Осуждает Амасию за оказанное ему противодействие и возвещает о судах Божьих, направленных против него, но делает это не из личного негодования или мести, а от имени Господа и властью, данной Им (ст. 16,17). Амасия не хотел вообще позволить Амосу проповедовать, и поэтому Амосу велено проповедовать против него: «Теперь выслушай слово Господне, слушай и трепещи». Кто не может слушать об общих бедствиях, коснувшихся всего государства, тот должен быть готов столкнуться с личными бедами. Здесь Амасия обвиняется в том, что запрещал Амосу пророчествовать; мы не находим, чтобы он подвергал его телесному наказанию или заключал в колоду — он только хотел заставить его молчать: «Не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков». Он не должен не только осуждать их, но и произносить слов на них; он не мог вынести даже самых незначительных и мягких упреков. Поэтому пусть узнает свой приговор.

(1) За то, что он противодействовал Амосу, Бог уничтожит его самого и его семью. Это был грех, который переполнил меру его беззаконий.

[1] Он не получит никакого утешения от своих родственников, а будет страдать из-за тех, кто для него ближе всего: жена его станет блудницей (англ. пер.);

то ли она будет насильственно обесчещена солдатами, как наложница левита была изнасилована мужами Гивы (они бесчестили жен на Сионе, Плач 5:11), то ли добровольно станет блудницей; и хотя это будет ее грех, ее великий грех, но он будет страдать от этого, это станет его позором и великим наказанием за то, что он способствовал распространению духовного блуда. Иногда грехи наших близких нужно рассматривать как суды Божьи, коснувшиеся нас. Его дети хотя и сохранят свою честь, но не останутся в живых: сыновья и дочери его падут от меча войны, а он сам останется жив, чтобы видеть это. Он воспитывал их в беззаконии, и беззаконием Бог истребит их.

[2] Он лишится всего своего имущества; оно попадет в руки врага и между солдатами будет разделено вервью — жребием. Недолго сохранится то, что было нечестно добыто.

[3] Он сам погибнет в чужой стране, а не в земле Израиля, которая была святыней Господа, — в земле нечистой, в языческой стране — самом подходящем месте, чтобы закончить свои дни такому отъявленному язычнику, который ненавидел и пытался заставить молчать Божьих пророков и сделал очень много для осквернения собственной земли идолопоклонством.

(2) Несмотря на оказанное им противодействие Амосу, Бог навлечет гибель на землю и народ. Амасия обвинял пророка в том, что он говорил: «Израиль отведен будет пленным (ст. 11)», но Бог подтверждает его слова и повторяет их, ибо неверие человека не может сделать слово Бога недейственным. Можно бороться с бременем слова Божьего, но от него нельзя избавиться. Пусть Амасия гневается, раздражается и говорит обратное, но Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей. Отметьте: нет смысла сражаться с судами Божьими, ибо когда Бог судит, то Он побеждает. Закрывая уста Божьим служителям, нельзя остановить действие слова Божьего, ибо оно не вернется тщетным.