14 глава

В двух предшествующих главах прозвучали предсказания о разнообразных событиях, которым предстояло свершиться «в тот день». Данная глава повествует о «дне Господнем», который «наступает», — о дне суда Божия; кроме того, слова «в тот день» в предыдущих главах повторялись десять раз, а в этой — семь. Однако, что подразумевается под «тем днем» не ясно и, возможно, останется неясным, пока не придет Илия (как говорят иудеи). Мы не можем определить, идет ли речь о периоде времени от дней пророка до дней Мессии в целом, или об отдельных событиях того времени, или же о пришествии Христа и установлении Его Царства на обломках иудейского государства, однако некоторые части текста наводят нас на мысль на евангельское время. Итак, «день Господень» несет и суд, и милость: милость — Божьей Церкви, суд — ее врагам и гонителям.

I. Здесь Церкви грозят врата ада (ст. 1,2), но они не одолеют ее.

II. Здесь на стороне Церкви против ее врагов выступает сила Небес (ст. 3,5).

III. События, касающиеся Церкви, как они представлены здесь, кажутся неоднозначными (ст. 6,7), но в конечном счете все будет хорошо.

IV. Здесь предсказывается распространение знания и установление Царства Евангелия в мире (ст. 8,9), которое сравнивается с расширением и утверждением второго Иерусалима (ст. 10,11).

V. Господь расквитается с боровшимися против Иерусалима (ст. 12-15) и с пренебрегавшими поклонением там (ст. 17-19).

VI. Обещается, что церковь ждет большой приток людей, чистота и великое благочестие (ст. 16,20,21).

Стихи 1-7. Представленные здесь события Божьего провидения относительно Его Церкви чередуются и перемешиваются довольно необычным образом.

I. Необычная смена событий. Подчас поднимается высокая и сильная волна, а некоторое время спустя дела принимают благоприятный оборот. Бог чередует противоположные ситуации ради исполнения Своих мудрых и святых целей.

1. Бог выступает против Иерусалима; суд начинается с лома Божия. Когда наступит день Господень (ст. 1), Иерусалиму доведется пройти огонь, чтобы быть очищенным. Бог Сам соберет все народы на войну против Иерусалима (ст. 2);

Он даст им (как в свое время Сеннахириму) повеление ограбить грабежом и добыть добычу (Ис 10:6), ибо сейчас жители Иерусалима стали народом гнева Его. А кто устоит перед Господом или перед народами, которые Он собрал? Давая повеление, Он обеспечит успех. И взят будет город римлянами, в распоряжении которых — народы; враг обыщет дома и унесет все их богатство; и ради удовлетворения ненастной скверной похоти и жадности обесчещены будут жены, как будто бы победа дает право на жутчайшие злодеяния, jusque datum sceleri — и преступления одобрены законом. Половина города будет отправлена в плен, где людей продадут или превратят в рабов, и они окажутся беспомощными — вот какому разорению подвергнется город в великий и ужасный день Господень.

2. Некоторое время спустя Бог изменит Свой образ действий и выступит за Иерусалим; ибо, хотя суд и начинается с дома Божия, тем не менее на нем он не заканчивается, поэтому совершенного истребления там не будет (Иер 4:27; 30:11).

(1) Господь пощадит остаток — третью часть, о которой уже говорилось (Зах 14:8). Половина… пойдет в плен, откуда, возможно, они впоследствии вернутся, но остальной народ не будет истреблен из города, как опасались. Многие из иудеев примут Евангелие, что и поможет им избежать истребления из града Божия, Его Церкви на земле. Еще останется десятая часть на ней (Ис 6:13; см. Иез 5:3).

(2) Господь будет защищать дело Своего народа, выступив против его врагов: тогда, после того как использует эти народы в качестве бича для Своего народа, выступит Господь и ополчится против них Своими судами, как ополчился против врагов Своей Церкви в день брани с египтянами, хананеями и другими (ст. 3). Следует заметить: орудия Божьего гнева сами станут объектами такового, ибо настанет и их черед пить из чаши исступления, а с кем Бог вышел на брань, с тем Он будет весьма суров и непременно одолеет. Каждый из предшествующих дней брани Бог превратил в день триумфа Своего народа, ибо Господь считает Себя обязанным заступаться за него, поскольку Он не изменяется, а это, в свою очередь, должно воодушевлять народ на доверие Богу. Существует наблюдение, что после разрушения Иерусалима Римской империи так и не удалось вернуть былое процветание, и Бог неоднократно боролся с ней.

(3) Несмотря не разрушение Иерусалима и его храма, у Бога все равно будет Церковь в мире, в неё допустят обращенных из язычников, с которыми объединятся верующие иудеи (ст. 4,5). Эти стихи таинственны и трудны для понимания, но опытные толкователи объясняют их значение.

[1] Бог будет тщательно следить за Иерусалимом, даже когда враги опустошат город: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, откуда можно обозревать весь город и храм (Мар 13:3). Когда плавильщик помещает золото в печь, он находится рядом и следит за металлом, чтобы тот не повредился. Так же будет и с Иерусалимом — Божьим золотом: во время его очищения Бог станет присматривать за ним. Господь будет стоять рядом — на горе Елеонской; это исполнилось в буквальном смысле, когда наш Господь Иисус часто восходил на эту гору, в особенности когда Ему предстояло вознестись с нее на небо (Деян 1:12). Это было последнее место, где Его ноги касались земли, именно отсюда Он вознесся.

[2] Стена, разделявшая иудеев и язычников, будет устранена. Горы окрест Иерусалима, в частности эта, как бы обособили город и стояли на пути приближавшихся к нему. Язычников отделяла от Иерусалима гора Бетер (англ. пер., Песн 2:17), или гора разделения. Но в связи с разрушением Иерусалима эта гора раздвоится, и обособленности иудеев придет конец, и тогда образуется Церковь, в которую войдут и язычники, объединившиеся с иудеями после разрушения стоявшей посреди преграды (Еф 2:14). Кто ты, великая гора? А на пути обращения иудеев стояла великая гора церемониального закона, которую, казалось, невозможно преодолеть., тем не менее перед Христом и Его Евангелием она сделалась равниной. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а завет мира… не поколеблется; ибо мир до сих пор благовествуется дальним и близким.

[3] К новому Иерусалиму откроется новый живой путь, благодаря которому город будут видеть и входить в него. Поскольку гора раздвоится, так что половина горы отойдет к северу, а другая половина ее — к югу, то там образуется весьма большая долина, то есть широкий путь, связывающий Иерусалим с языческим миром, благодаря которому у язычников появится свободный доступ в евангельский Иерусалим, а исходящее из Иерусалима Слово Господа свободно распространится в языческом мире. Именно таким образом готовится путь Господу, ибо всякая гора и холм да понизятся, а на их месте возникнут равнины и прекрасные долины (Ис 40:4).

[4] Все верующие иудеи придут, присоединятся к язычникам и образуют вместе с ними евангельскую церковь: и вы побежите в долину гор — в долину, которая откроется между половинами раздвоившейся Елеонской горы; иудеи поспешат в Церковь вместе с язычниками, как прежде с ними спешили сами язычники (3ах 8:23). Долина гор — это евангельская Церковь, к которой ежедневно прилагались спасаемые иудеи, бежавшие в эту долину как в убежище. О долине говорится, что она будет простираться до Асила, или до отдельного места, то есть до всех, кого Бог отделил для Себя. Когда Бог все горы свои сделает путем (Ис 49:11), превратив их в долину, тогда откроется путь и для всех идущих, причем даже и неопытные не заблудятся (Ис 35:8). Или же эта долина будет простираться до разделенных с Богом, ибо находящиеся вдали язычники станут близкими, как и иудеи (которые названы народом, близким к Нему);

и тогда и те и другие будут иметь доступ — доступ друг к другу и совместный доступ к Богу Отцу посредством Святого Духа (Еф 2:18).

[5] Они побегут в долину гор, в евангельскую Церковь, сильно опасаясь проклятия закона. Они будут бежать от будущего гнева, от преследующего их мстителя за кровь в Церковь, как в город-убежище, или как голуби — к голубятням своим, как бежали во дни Озии… за два года перед землетрясением (Ам 1:1). Евангелие открывает гнев Божий с неба (Рим, 1:18) именно для того, чтобы мы пробудились и спасали душу свою и бежали, как от землетрясения, чувствуя, что земля готова расступиться под нашими ногами и мы не находим для них места, а значит, должны бежать к Христу, ибо только в Нем можем стоять твердо и уверенно.

(4) Бог явится во всей Своей славе для совершения всего упомянутого: и придет Господь Бог мой и все святые с Ним, что может указывать на пришествие как с целью уничтожения самого Иерусалима, так и для истребления врагов города; или же на пришествие с целью установления Царства Божия в мире, причем это событие названо пришествием Сына Человеческого (Мат 24:37). Или же речь идет о Его последнем пришествии в конце времени. Как бы там ни было, здесь мы узнаем, что:

[1] Господь придет; в это верили и верят все святые: се, идет Господь, чтобы исполнить всякое слово, сказанное Им в свое время.

[2] Когда Он придет, с Ним придут все Его святые, они будут следить за Его движениями в готовности служить Его интересам. Христос придет в конце времени со тьмами святых Своих, как Он пришел, чтобы дать закон на горе Синай.

[3] Каждый верующий, имея отношение к Богу как к своему Богу, вправе ликовать, ожидая Его пришествия, и говорить об этом с радостью: и придет Господь Бог мой, придет, чтобы утешить всех Своих; ибо: «Благословенный Господи, все святые будут с Тобой, и пребывание в Твоем присутствии станет для них вечным блаженством; а посему приди, Господи Иисусе». Существует также мнение, что эти слова могут быть прочитаны как молитва: приди, о Господи Боже мой, и приведи с Собою всех Своих святых!

II. Необычная смесь событий Божьего провидения: и будет в тот день Господень: ни свет ясный, ни тьма… ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет (англ. пер., ст. 6,7). Существует мнение, что речь идет о целом промежутке времени от дней Захарии до пришествия Мессии; тогда у Иудейской Церкви не было ни абсолютного мира, ни непрестанных бед — некий облачный день — ни дождя, ни солнца. Но возможно и более общее толкование: здесь представлен обычный образ действий провидения и благодати, к которому прибегает Бог в управлении Царством.

1. Мы получаем представление об обычном направлении и течении Божьих диспенсаций. День Божьей благодати и день Божьего провидения ни свет ясный, ни тьма… ни день, ни ночь. Так происходит с Божьей Церковью в этом мире: где взошло Солнце праведности, там не может быть темной ночи, хотя вдали от небес день не будет ясным. Так происходит и с каждым святым по отдельности: он — не тьма, а свет в Господе, хотя ему еще присущи пороки и заблуждения, и ясным днем это не назовешь. Так происходит и с Божьим провидением в отношении Божьей Церкви. В целом, дела Церкви ни хороши ни плохи (имеется в виду крайнее проявление добра и зла), но присутствует смесь доброго и худого; мы поем как о милости, так и о суде и не уверены, что из них преобладает, не зная, что последует за полумраком — рассвет или закат. Мы пребываем между надеждой и страхом, теряясь в догадках, что с этим делать.

2. Здесь звучит утешение, выраженное словами: день этот будет единственный, ведомый только Господу. А это указывает (1) на красоту и гармонию такой смеси событий; все они подчинены единому замыслу и цели; все колеса составляют одно колесо, все кругообороты укладываются в один день.

(2) На быстротечность смеси событий: словно таковые запланированы всего лишь на день, на краткий миг, и затмевающее свет облако скоро улетит.

(3) На око Всевышнего, надзирающее за всеми событиями, и на руку Господа в таковых. Они ведомы Господу; Он замечает, направляет и распределяет их наилучшим образом в соответствии со Своим замыслом и волей.

3. В конечном счете все обернется радостью: в вечернее время явится свет: свет будет ярким, и тьма отступит; мы уверены, что это исполнится в будущем мире, и уповаем на исполнение в этом — в вечернее время, когда наши надежды почти иссякнут в напрасном ожидании день напролет, более того, когда мы будем бояться наступления полного мрака, ибо дела примут наихудший оборот и состояние Церкви будет весьма прискорбным. Что касается врагов Церкви, то для них закат солнца произойдет в полдень, тогда как для Церкви и ночью взойдет солнце. Во тьме восходит свет правым (Пс 111:4). Избавление приходит с удвоением урочного числа кирпичей, когда народ Божий перестает его ждать, а посему оно становится приятным сюрпризом.

Стихи 8-15. Здесь мы узнаем:

I. О благословениях, обещанных Иерусалиму, евангельскому Иерусалиму в дни Мессии, и всей земле благодаря благословениям, излитым на Иерусалим, в особенности на землю Израилеву.

1. Иерусалим будет источником воды живой для всего мира; он стал таковым, когда Святой Дух излился на апостолов и отсюда слово Господне распространилось во все окружающие страны: живые воды потекут из Иерусалима (ст. 8), ибо здесь они начинались и отсюда оправились в путь проповедники покаяния и прощения грехов во всех народах (Лук 24:27). Следует заметить: куда идет Евангелие, туда вместе с ним направляются благодати Духа Божия и живые воды; потоки, которые веселят град Божий, веселят и сельскую местность и уподобляют ее раю, уподобляют ее саду Господню, который хорошо орошался водою. Для Иерусалима стало честью то обстоятельство, что из него вышло слово Господне (Ис 2:3);

и по сей день, даже в наихудшие века превалирующего вырождения, в память о былом город оставался благословением, а значит, и сам получал благословение. Половина этих вод потечет к морю восточному, и половина их — к морю западному, поскольку все реки направляют свои воды к тому или иному морю, одни на восток, другие не запад. Евангелие распространится во все уголки мира, одни из которых расположены весьма далеко от Иерусалима в одном направлении, другие — так же далеко в другом. Ибо установленные таким образом владения Искупителя должны простираться от моря до моря (Пс 71:8), и земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море, как воды из разнообразных русел впадают в море. Ведение Господа будет распространяться (1) повсюду. От этих потоков произойдут церкви как на востоке, так и на западе, и каждая из них будет выдающейся.

(2) Ежедневно: летом и зимой так будет. Следует заметить: кто задействован в распространении Евангелия, тот будет работать и летом и зимой и служить Господу все время (Деян 20:18). К тому же эти живые воды будет сопровождать такая сила свыше, что они не высохнут от летнего зноя и не заледенеют от зимней стужи.

2. Божье Царство среди людей будет всеобщим и единым (ст. 9).

(1) Это будет всеобщее царство: и Господи будет Царем над всею землею. Таковым Он был и будет всегда по праву и, являясь верховным распорядителем Своего провидения, Он в Своем Царстве правит над всею землею, и никто не исключается из Его подведомственной области. Господь обещает править всей землей посредством фактического владения сердцами Своих подданных. Все и на всяком месте будут знать Его как Царя. Его власть признают и подчинятся ей, Ему будут присягать на верность. Это исполнится одновременно с превращением царства мира в царство Господа нашего и Христа Его (Отк 11:15).

(2) Это будет единое царство: будет Господь един, и имя Его едино. Все поклоняющиеся только Богу, а не идолам будут единодушны в поклонении Ему. Люди откажутся от всех ложных богов и покинут ложные пути поклонения; центром их единства будет Бог, Который соберет всех, а Писание станет правилом их единства, которым все будут руководствоваться в своем поведении.

3. Земля иудейская и ее столица Иерусалим будут восстановлены и заселены, попав под особую защиту Небес (ст. 10,11). Существует мнение, что здесь идет речь об особой благосклонности к иудейскому народу, и звучит намек на его обращение и восстановление в последние дни; мы же склонны толковать эти слова как образное описание евангельской Церкви, прообразом которой служили Иуда и Иерусалим; и речь здесь идет об обилии благодатей, которыми увенчается Церковь, и о продуктивности и огромном числе ее членов.

(1) Церковь будет подобна плодородной стране, изобилующей всеми произведениями земли. Вся земля Иудеи, которая изначально была неровной и холмистой, станет как равнина; она превратится в совершенно гладкую долину от Гевы, или Гаваона, — самой северной ее границы, до Реммона, располагавшегося к югу от Иерусалима и являвшегося самым южным пределом Иудеи. Куда бы ни приходило в полной силе Евангелие Христово, там оно выравнивает почву; оно понижает горы и холмы, чтобы возвышался только Господь.

(2) Церковь будет подобна густонаселенному городу. Святая земля станет ровной, а святой город наполнится людьми, будет вновь отстроен и заселен. Иерусалим… высоко будет стоять, поднимется из униженного состояния, восстанет из руин. Когда вся эта земля будет как равнина (ст. 4) и не только Елеонская, но и другие горы исчезнут, тогда Иерусалим высоко будет стоять, то есть станет более заметным. И снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме (3ах 12:6). Город будет заселен полностью до самых окраин, там не останется следов опустошения. Здесь упомянуты самые крайние точки, между которыми уже не найдешь пустырей, но везде будут строения от ворот Вениаминовых на северо-востоке до угловых ворот на северо-западе и от башни Анамеила на юге до царских точил на севере. Когда церкви Христовы повсеместно наполнятся огромным числом святых, смиренных и серьезных христиан, и еще множество таковых будет ежедневно прилагаться к Церкви, тоща это обетование исполнится.

(3) Эта страна и этот город будут находиться в безопасности, причем это касается и сельскохозяйственных угодий с их пищей, и города с его ртами: и будут жить в нем… безопасно, никто не заставит жителей бояться; уже не будет полного разрушения, опустошающего город и деревню, не будет анафемы (существует и такое чтение), не будет истребления, не будет проклятия и отделения от Бога и присоединения к злу, не будет сокрушительных судов, от которых вы стенали, но будет стоять Иерусалим безопасно: — То есть нет не только угрозы, но и мрачного предчувствия опасности. Друзья не побоятся побеспокоиться об Иерусалиме, а враги побоятся нарушить его покой. Данное обетование Христово служит объяснением к обетованию о том, что врата ада не одолеют Церковь. Это также относится и к святому спокойствию и безмятежности души, присущей верующим, когда они полагаются на защиту свыше.

II. О судах, грозящих врагам Церкви, которые воевали или воюют против Иерусалима; угроза судами звучит с целью сохранения безопасности Церкви. Люди, читающие или слышащие об этих судах, побоятся воевать против Иерусалима; а если эти угрозы уже исполнились на ком-то, то тем паче другие услышат об этом и убоятся. Нападающие на град Божий и на Его народ окажутся воюющими против самого Бога, тогда как еще не было случая, чтобы кто-либо ожесточил против Господа свое сердце и при этом преуспел. И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима (ст. 12): кем бы они ни были, Бог накажет их за нанесенное Ему оскорбление и воздаст им за Иерусалим.

1. Они пострадают от серьезных и мучительных болезней: у каждого исчахнет тело его, они будут сильно истощены, даже когда еще будут стоять на своих ногах, так что станут ходячими скелетами; не останется ничего — только кожа да кости. Плоть, которой они потакали и которую пестовали в своем попечении о ней, когда ели до отвала награбленное у народа Божия, теперь пропадает, так что ее не видно, и показываются кости, которых не было видно (Иов 33:21). Они еще стоят на своих тогах в надежде удержать почву под ними, стараясь проползти как можно дольше; но в конечном счете им придется сдаться. Органы зрения — входное отверстие греха .глаза истают в яминах своих, западут в череп или, наоборот, вывалятся из него; завистливые, злобные, похотливые глаза, которые часто наслаждались зрелищами страданий других людей, теперь истают, отчего станут ужасными не только лица, но и сама жизнь врагов. Орган речи — выходное отверстие греха — язык иссохнет во рту у них, и таким образом Бог посчитается с врагами за то, что они хулили Его Самого и ругали Его народ. Итак, языком своим они поразят самих себя и получат заслуженное наказание за грех, как тот, чей язык мучился в пламени ада. Подобным образом исчахли Антиох и Ирод.

2. Они нападут друг на друга и растерзают: произойдет между ними великое смятение от Господа (ст. 13). Но может ли быть смятение от Господа, Который является Богом порядка, а не Богом неустройства? — Если возмущение происходит от греха поднявших его, то оно не от Господа, а от лукавого и от похотей человеческих, А если смятение является наказанием для пострадавших от него, то оно от Господа, который достигает собственных целей н исполняет Свои намерения, используя грехи, безумие и беспокойный дух людей. То, что люди друг друга угрызают и съедают, это — от них самих, но именно Господь, Судия праведный, распоряжается, чтобы они таким образом были истреблены друг другом (Гал 5:15). Так и Ахав был обманут духом лжи от Господа, а злой дух от Бога произвел разделение между Авимелехом и жителями Сихема, что их и погубило (Суд 9:23). Следует заметить, что объединяющиеся с целью заговора против Церкви будут заслуженно разделены и настроены друг против друга; и возмездием за возмущение против Бога станет возмущение в рядах бунтовщиков. И будет так, что один схватит руку другого, чтобы удержать его от удара или связать как пленника; более того, поднимется рука его на руку ближнего его, чтобы поразить и ранить его. Следует заметить: люди, стремящиеся погубить Церковь, зачастую губят друг друга; подчас меч человека направляется на его же соратника, чему содействует Владеющий людьми как мечами. Существует мнение, что эти слова исполнились, когда между иудеями были разногласия и разделения, и римляне погубили их всех; ибо тогда они воевали против духовного Иерусалима, против евангельской Церкви, и это предположение согласуется со словами: и сам Иуда будет воевать против Иерусалима (ст. 14). Иудейский народ погубит себя сам, умрет от собственной руки; город и деревня восстанут друг на друга и таким образом погибнут. Suis et ipsa Roma viribus ruit — Рим своей же силой рушится.

3. Трофеи из вражеского стана или страны весьма обогатят Божий народ: Иуда тоже будет есть в Иерусалиме (так один ученый богослов толкует стих 14);

народ придет из всех уголков страны, чтобы делить добычу; когда войско Сеннахирима отступало от Иерусалима, то был большой раздел добычи (Ис 33:23), подобным же образом будет и теперь. И собрано будет богатство всех окрестных народов, которые раньше грабили Иерусалим: золото, серебро и одежды в великом множестве; и все это разделят поровну между сторонами, имеющими право на приз. Следует заметить: зачастую богатство грешника сберегается для праведного, так и Израиль Божий обогатился добытым у египтян.

4. От язвы, постигающей врагов Божьей Церкви, падает даже их скот, как это было во время разнообразных казней египетских: будет такое же поражение… всякого скота, какой будет в станах у этих нечестивых людей (ст. 15), когда Бог выйдет не борьбу с ними; и погибнут не только боевые животные такие, как кони, но и используемые для путешествий и тянущие плуг — такие, как лошак, верблюд и осел. Следует заметить: за грехи людей от постигших их казней часто страдают и бессловесные твари. Так Бог выражает Свое негодование по поводу греха и покоряет суете тварь, которая стенает об освобождении в свободу славы детей Божиих (Рим 8:21,22).

Стихи 16-21. Здесь звучат три предсказания:

I. С установлением в Церкви евангельского способа поклонения ее ждет большое пополнение и всеобщая посещаемость. Оставшиеся в живых из стана врагов религии будут настолько признательны Богу за милость, спасшую их на краю гибели, что со всем усердием станут поклоняться Богу Израилеву и оказывать Ему всяческое почтение (ст. 16). Кто не погиб, Тот обратится, и такое избавление станет настоящей милостью, милостью вдвойне. Божья благодать произведет в них великую перемену; кто воевал против Иерусалима, тот, увидев тщетность и бесплодность своих стараний, полюбит этот город так же сильно, как некогда ненавидел его, и пойдет в Иерусалим на поклонение, пойдет вместе с теми, против которых когда-то выступал. Следует заметить: одни из недругов Христа станут подножием Его ног, тогда как другие превратятся в Его друзей; и когда первопричина вражды внутри них будет уничтожена, тогда им будут прощены их былые враждебные действия, а служение принято и одобрено, как если бы они никогда не вдевали против Иерусалима. Опт пойдут в Иерусалим для поклонения, потому что именно это место выбрал Господь и здесь находился Его храм, который служил прообразом Христа и Его ходатайства. Обращающая благодать выводит нас из заблуждения относительно (1) объектов поклонения. Обратившиеся будут поклоняться не Молохам и Ваалам, не князьям и господам, не творению собственного воображения, как это делали язычники, а Царю, Господу Саваофу, вечному Царю, Царю царей и Верховному Владыке всех.

(2) Уставов поклонения, определенных Самим Богом. Евангельское поклонение представлено здесь в виде празднования праздника кущей, и это связано с двумя главными благодатями, которые по-особому проявлялись во время этого праздника и имели символическое значение: речь идет о презрении к миру и радости пред Господом (Неем 8:17). Жизнь благочестивого христианина — это непрестанный праздник кущей, и во всех действиях поклонения мы должны удаляться oт мира и радоваться пред Господом, должны поклоняться, как во время этого праздника.

(3) Ходатая нашего поклонения; со всеми жертвоприношениями нам надлежит идти к Христу — нашему храму, ибо только в Нем наши духовные жертвы благоприятны Богу (1Пет 2:5). Если мы полагаемся на себя, то не сможем угодить Богу; нам надлежит идти к Иисусу Христу и ссылаться только на Его праведность.

(4) Времени поклонения: мы должны проявлять постоянство. Будут приходить из года в год во время, определенное для этого праздника. Каждый день христианской жизни — это день праздника кущей, и в особенности каждое воскресенье (ибо оно является великим днем праздника), а посему мы должны поклоняться Господу Саваофу каждый день, и по-особому торжественно — каждое воскресенье.

II. Господь посчитается с людьми, которые пренебрегают долгом евангельского поклонения. Он заставит их прийти и поклониться Ему, удержав Свои блага от несоблюдающих Его уставы: не будет дождя у них (ст. 17). Существует мнение, что понимать это следует образно: дождь небесного учения будет удержан вместе с небесной благодатью, которая сопровождает это учение. Господь повелит облакам не проливать на таковых дождя. Следует заметить: со стороны Бога справедливо удерживать благословения благодати от людей, которые не придают значения средствам благодати, пренебрегают злачными пажитями и не посещают пастушеский шалаш. Возможно и буквальное толкование: не будет дождя у них, делающего землю плодородной. Следует заметить: Господь вполне заслуженно отказывает в дарах общего провидения людям, которые отвергают и презирают установленные таинства. Кто пренебрегал строительством храма, тот был наказан отсутствием дождя (Агг 2:17);

такое же наказание постигло людей, пренебрегавших посещением храма, когда он был построен. Если мы не приносили плод Богу, то Он справедливо сделал для нас бесплодной землю. Многие испытывают затруднения и не имеют успеха в делах из-за того, что не усердны, как следовало бы, в поклонении Богу; они уходят от Господа, и тогда Он противодействует им. Если мы пренебрегаем или медлим с выполнением долга, которого от нас ждет Господь, то с Его стороны справедливо отказать нам в милостях, которые мы ждем от Него. Но что же будет с должниками из земли Египетской? Они предупреждение об отсутствии дождя за угрозу не принимают, ибо у них никогда не бывает дождей; они им не нужны; они их не желают; дождевые облака им заменяет река Нил, орошающая землю и делающая ее плодородной, поэтому то, что является наказанием для других, для них — вовсе не наказание (ст. 18,19). Тем не менее здесь звучит угроза: если племя Египетское, у которого нет дождя, не поднимется в путь (англ. пер., ст. 18), то Бог найдет способ расквитаться с ними, потому что, практически, их ждет та же казнь, что постигла их соседей, пренебрегавших своим долгом. Бог может способствовать обмелению реки и зачастую именно так и поступает, а это равнозначно заключению облаков. И даже если река по-прежнему полноводна, у Бога найдутся способы наведения голода, уничтожения плодов земли, свидетельством чему служат некоторые из десяти казней египетских, а посему вот (то есть такое же наказание) что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей. Следует заметить: кто думает, что он никому ничего не должен и не зависит от милости небес, тот не вправе считать себя защищенным от правосудия Небес. Если народ может прожить без дождя, это не значит, что он может прожить без Господа. Потому что не только небеса, но и все сотворенное является для нас тем, чем задумал его для нас Бог, и не более того; нет такого человека, чей бы образ жизни облегчил ему участь во время Божьих судов. Вот какое наказание (и на полях читаем): каков будет грех Египта и грех всех народов; которые не придут праздновать праздника кущей. Здесь одно слово обозначает два понятия: грех и наказание за грех — столь тесна и неразрывна связь между ними (как в Быт 4:7), и зачастую грех сам по себе является наказанием. Следует заметить: упущение — это грех, за который нас судят; кто не приходит для поклонения в положенное время, хотя и имеет возможность, тот навлекает на себя вину; причем этот грех сам по себе является наказанием, ибо оставившие свой долг лишаются привилегии общения с Богом.

III. Кто должным образом совершает евангельское поклонение, тот обретет благодать, помогающую должным образом вести евангельский образ жизни, что станет украшением исповедания. Это обещается (ст. 20,21) и является необходимым, чтобы красота и блаженство Церкви достигли совершенства. В общем, все станет святыней Господу,

1. Название и признаки святыни уже не будут заключаться в столь узкие рамки, как прежде. Раньше слова «Святыня Господу» писали только на челе первосвященников, теперь же святость присуща не только им. Все христиане станут храмом Бога живого и святым священством, всецело радея о чести Господа в усердном служении Ему.

2. Настоящая святость станет явлением более распространенным благодаря наличию мощнейших средств освящения, превосходнейших правил, более обоснованных доказательств и ярчайших образцов святости, потому что после вознесения Христа излияние Духа святости и освящения будет изобильным, как никогда прежде.

(1) Святость будет привнесена даже в обыденные вещи; и то, что прежде казалось совершенно чуждым Господу, будет посвящаться Ему.

[1] Святыней Богу станет конская сбруя: Щи на конских уборах, или на уздечках (написано на полях), или на попонах будет начертано: «Святыня Господу». Боевые кони уже не будут использоваться, как это было прежде, в брани против Господа и Его народа, но — за Него и за народ Божий. Их войны станут святыми, воины будут вставать под Божье знамя. Великие люди, торжественно едущие верхом в окружении великолепной свиты, будут приносить честь Господу и считать это наилучшим своим украшением. Святыня Господу», будет начертано на упряжи коней в колесницах — так подчас великие люди, украшают свои кареты гербами и девизами. Каждый благородный человек пожелает сделать девиз первосвященника своим и будет гордиться этим, причем данные слова станут памяткой, предостерегающей от недостойных поступков. Путешественники выгравируют их на уздечках, при помощи которых они управляют своими лошадьми, ибо пожелают видеть эти слова перед собой в качестве постоянного напоминания, которым будут руководствоваться в своих действиях. И на бубенцах коней (англ. пер., ст.20), предназначенных для воодушевления последних во время движения и используемых как сигнал приближения, будет начертано Святыня Господу». Именно эти слова должны оказывать на нас наибольшее влияние и свидетельствовать людям о нашем исповедании, куда бы мы ни отправились.

[2] Домашнюю утварь тоже будут посвящать Господу, чтобы использовать в служении Ему. Во-первых, речь идет об утвари домов священников или жилищ, прилегающих к дому Господню. Обычные чаши для питья станут как жертвенные чаши перед алтарем, в которых либо собирали кровь жертв, либо приносили вИНО и елей, ибо они служили для приношения возлияния. Столовыми сосудами будут теперь пользоваться, заботясь о славе Господа, с религиозной умеренностью и воздержанием, с благочестивыми мыслями и словами, так что прием нищи будет выглядеть как жертвоприношение. Люди будут есть не для себя, а для Накрывающего столы и Наполняющего чаши. А посему, особенно в семьях священников, обычные действия будут производиться благочинно, независимо от того, как принято поступать в других семьях. Во-вторых, речь идет об утвари других домов — домов простых людей: «И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа. Используя котлы, в которых варят мясо, и чаши, из которых пьют вино (Иер 35:5), Божьи твари будут избегать излишеств и не превратят в похоти пищу и питье, которым надлежит служить смазкой для колес послушания (а не так, как раньше, когда все столы были наполнены отвратительною блевотиною, Ис 28:8). Все потребляемое из котлов и чаш будет питанием для тела с целью служения Господу; и из этих сосудов будут щедро подавать нищим». И тогда таковые станут Святыней Господу; то же самое сказано о торговле и прибыли жителей Тира, которые обратятся к Богу (англ. пер., Ис 23:18);

ибо как в своих приобретениях, так и в своих расходах мы должны взирать на волю Господа и руководствоваться ею, почитая за конечную цель своих действий славу Божию. В-третьих, при таком изобилии истинной святости люди не будут столь придирчивы и педантичны в вопросах церемониальной святости: и будут приходить все приносящие жертву и брать обычные сосуды и варить в них жертвенное, не проводя различия между этими сосудами и жертвенными чашами перед алтарем». В евангельское время истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине, а не на горе сей, и не в Иерусалиме (Иоан 4:21). Бог сочтет приемлемым как одно, так и другое место (итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи);

и разные сосуды будут одинаково приемлемы. Внешним обстоятельствам большого значения придавать не станут при условии отсутствия непристойностей и беспорядков, придерживаться же и свято хранить будут внутреннюю сущность поклонения. Существует мнение, что данные слова подразумевают, что жертв будут приносить больше, чем могут вместить сосуды святилища; но приносящих не станут отправлять назад или заставлять ждать: вместо этого без особых затруднений воспользуются обычными сосудами; подобным же образом, когда возникла такая необходимость, в заклании жертвы участвовали не только священники, но и помогавшие им левиты (2Пар 29:34).

(2) Привносить что-либо нечистое в святыни не будут, чтобы не испортить их: и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день. Существует мнение, что читать следует так: не будет более ни одного купца, ибо иногда слово хананей используют именно в этом значении; сторонники этой точки зрения считают, что предсказание исполнилось, когда Христос время от времени изгонял из храма продающих и покупающих. Или же: хотя подразумеваемые под хананеями иноземцы и пришельцы и придут в храм Господень, они уже перестанут быть хананеями; в их духе и характере не останется ничего от хананеев. Или же речь идет о том, что, хотя в евангельское время люди и перестанут придавать значение святым сосудам, тем не менее они станут весьма строгими в вопросах церковной дисциплины и будут тщательно следить, чтобы никто из нечестивцев не допускался к святым таинствам, но проводилось различие между драгоценным и порочным, между израильтянами и хананеями. Однако полностью это исполнится только в небесном Иерусалиме — в том доме Господа Саваофа, в который не войдет ничто нечистое; ибо именно в конце времени, никак не раньше, Христос уберет из Царства Своего все соблазны, а также тщательно и навсегда отделит пшеницу от плевел.