8 глава

В этой главе содержится:

I. Чудесное насыщение Христом четырех тысяч человек семью хлебами и несколькими рыбками, ст. 1-9.

II. Отказ Христа дать фарисеям знамение с неба, ст. 10-13.

III. Предостережение ученикам беречься закваски фарисейской и Иродовой, ст. 14-21.

IV. Исцеление слепого близ Вифсаиды, ст. 22-26.

V. Исповедание Христа Петром, ст. 27-30.

VI. Извещение Христом учеников о Его приближающихся страданиях (ст. 31-33) и предупреждение о том, чтобы они тоже готовились к страданиям, ст. 34-38.

Стихи 1-9. Мы уже читали в этом же Евангелии (гл 6:35) о чуде, подобном описываемому здесь, а об этом же самом чуде — в Евангелии Матфея, Мф 15:32; у Марка почти нет никаких добавлений и изменений касательно обстоятельств его совершения. Тем не менее рассмотрим:

1. За нашим Господом Иисусом следовало множество народа: Собралось весьма много народа, ст. 1. Несмотря на все злобные происки книжников и фарисеев, старавшихся опорочить Его и навредить Его интересам, простые люди оказались более честными и поэтому более здравомыслящими, чем их начальники, и держались о Нем более высокого мнения. Мы можем предположить, что основная масса следующих за Ним была из простого народа, именно с такими общался Христос и был близок к ним, ибо Он смирил и уничижил Себя, чтобы самые униженные могли прийти к Нему для получения жизни и благодати.

2. Сопровождавшие Христа испытывали большие трудности в следовании за Ним: Они уже три дня находились при Нем, и нечего было им есть; это было нелегкое служение. Пусть не говорят фарисеи, что ученики Христа не постятся. Некоторые, возможно, взяли с собой еду из дома, но к тому времени все уже было съедено, до дома было далеко, но они пребывали с Ним и даже не помышляли оставлять Его, пока Он Сам не заговорил о том, чтобы отпустить их. Примечание. Истинная ревность не смотрит на трудности, лежащие на пути исполнения долга. Те, кто имеет богатый пир для своей души, легко довольствуются скудной пищей для своих тел. Среди пуритан существовала старая поговорка: черный хлеб и Евангелие — добрая пища.

3. Как Христос питает сострадание ко всем, кто оказался в нужде и стесненных обстоятельствах, так Он проявляет особую заботу о тех, кто попал в затруднительное положение из-за своей ревности и усердия в следовании за Ним. Христос сказал: Жаль Мне народа. На кого гордые фарисеи смотрели с презрением, смиренный Христос взглянул с жалостью и нежностью; так и мы должны почитать всех людей. Но Он имел в виду, главным образом, то, что они уже три дня находились при Нем, и нечего им есть. Какие бы утраты мы ни переживали, через какие бы трудности ни проходили ради Христа и из любви к Нему, Он позаботится о том, чтобы так или иначе возместить все это. Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе, Пс 33:11. Посмотрите, с каким сочувствием Христос произносит слова (ст. 3): Если не евшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге от голода. Христос знает и принимает во внимание нашу природу, ибо Он есть Господь и для тела; если мы прославляем Его, то воистину насытимся. Он понимал, что некоторые из них пришли издалека и что им предстоит долгий путь домой. Когда мы видим множество людей, присутствующих на проповеди слова, приятно сознавать, что Христос знает, откуда они пришли, хотя мы сами можем этого и не знать. Знаю твои дела и где ты живешь, Отк 2:13. Христос ни в коем случае не отпустил бы их домой голодными, потому что не в Его обычае отсылать от Себя с пустыми руками тех, кто хорошо служил Ему.

4. Сомнения христиан иногда используются, для того чтобы содействовать возвеличению силы Христовой. Ученики не могли представить себе, каким образом такое количество людей будет накормлено хлебом здесь, в пустыне, ст. 4. Следовательно, то, что ученикам казалось невозможным, должно было осуществиться чудесным образом, и оно явится тем более чудесным, чем более невозможным представлялось.

5. Христос приходит на помощь Своим детям тогда, когда они достигают предела своих возможностей. Когда народ совсем ослабел, Он позаботился о них. Чтобы не побуждать их следовать за Ним ради хлеба, Он не кормил их до тех пор, пока их положение не оказалось крайне тяжелым, а потом Он отпустил их.

6. Щедрость Христа неисчерпаема, и в доказательство этого Он повторил Свое чудо, чтобы показать, что Он по-прежнему поддерживает и обеспечивает Свой народ, который следует за Ним. Милости Его обновляются так же, как наши желания и нужды. В предыдущем случае Христос использовал весь хлеб, какой был у них, пять хлебов, и накормил ими всех гостей, которых было пять тысяч. Так же Он сделал и теперь, хотя мог бы сказать: «Если пятью хлебами могли насытиться пять тысяч человек, то для четырех тысяч будет достаточно и четырех хлебов». Нет, Он взял все семь хлебов и насытил четыре тысячи, чтобы научить нас использовать все имеющиеся у нас возможности и приспосабливаться к ним; использовать, что имеем, и делать наилучшее из того, что есть. Здесь было так же, как и при распределении манны: у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка.

7. В доме Отца нашего, в доме нашего Господа избыточествуют хлебом; во Христе существует полнота, и Он сообщает ее всему, что проходит через Его руки, так что от полноты Его мы принимаем благодать на благодать, Иоан 1:16. Тем, кто живет Христом, не нужно бояться нужды.

8. Тем, которые следуют за Христом, хорошо быть вместе. Народ, следовавший за Христом, держался вместе, все четыре тысячи, и Христос насытил каждого. Овцы Христа должны держаться стадом, и они истинно насыщены будут.

Стихи 10-13. Христос все еще находится в пути, теперь Он прибыл в пределы Далмануфские, чтобы ни в одном уголке израильской земли не могли сказать, что Он не посетил их. Он прибыл туда на лодке (ст. 10), но, встретив повод для споров, а не возможность делать добро, опять вошел в лодку (ст. 13) и вернулся назад. В этих стихах рассказывается о том:

I. Как Он отказался удовлетворить желание фарисеев, требовавших от Него знамения с неба. Они вышли с целью поспорить с Ним, не предложить Ему вопросы, чтобы поучиться от Него, но забросать Его вопросами, чтобы уловить Его.

1. Они требовали знамения с неба, как будто было недостаточно знамений, данных Им на земле, которые были более близки им и их легче было исследовать и изучать. Знамение с неба было дано во время Его крещения, когда на Него сошел голубь и прозвучал глас, Мф 3:16,17. Этого знамения было достаточно, и они могли видеть его, если бы присутствовали при крещении, что им следовало сделать. Позже, когда Христа прибивали к кресту, они снова желали видеть знамение: Пусть Он сойдет с креста, и мы поверим в Него. Упорное неверие всегда находит что сказать, каким бы это ни было неразумным. Они, искушая Его, требовали знамения с неба не в надежде на то, что Он даст им это знамение и они будут удовлетворены, но в расчете на то, что Он не даст его и они смогут получить оправдание своему неверию.

2. Он отказался выполнить их требование; Он глубоко вздохнул, ст. 12. Он вздыхал, скорбя об ожесточении сердец их (как думают некоторые) и о том, что Его проповеди и чудеса такое малое оказывали влияние на них. Неверие тех, кого так долго убеждали, очень огорчает Господа Иисуса, Он скорбит о том, что грешники сами заслоняют себе свет и закрывают свою дверь.

(1) Он делает им упрек за их требование. «Для чего род сей требует знамения? Род сей, не достойный того, чтобы нести ему Евангелие и давать знамения, сопровождающие его; род сей, с готовностью принимавший все предания старцев без какого-либо подтверждения их знамениями; род сей, который легко мог бы определить, исчислив по предсказанным в Ветхом Завете срокам, что пришествие Мессии приходилось именно на их дни; род сей, которому было даровано так много милостивых знамений, явленных в исцелении больных. Как безрассудно с их стороны желать еще знамения!»

(2) Он отказывается удовлетворять их требование: Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. Когда Бог говорил с особыми людьми по особым случаям, выходя при этом за рамки обычных методов Своего провидения, то Он побуждал их просить знамения, как было в случае с Гедеоном и Ахазом. Но когда Он обращается ко всем, как в Законе, так и в Евангелии, сопровождая то и другое их собственными доказательствами, то требовать еще каких-то других знамений, помимо данных Им, есть высокомерие. Бога ли учить мудрости? Он отказал им, а затем оставил их как людей, не достойных Его беседы; если они не хотят быть убежденными, то они и не убедятся; пусть же остаются при своих заблуждениях.

II. Как Он предостерегал учеников против закваски фарисейской и Иродовой. Обратите внимание на следующее:

1. В чем состояло предупреждение (ст. 15): «Смотрите, берегитесь, чтобы вам не закваситься фарисейской закваской, чтобы вы не принимали предания старцев, к которым они так привязаны, и не были гордыми, лицемерными и чопорными, как они». Матфей добавляет — и саддукейской, а Марк — и Иродовой. Отсюда некоторые делают вывод, что Ирод и его придворные были, в основном, саддукеями, то есть деистами, людьми не религиозными. Другие придают этим словам иной смысл: фарисеи требовали знамения с неба, и Ирод давно желал увидеть какое-нибудь чудо, совершенное Христом согласно его предписанию (Лук 23:8), так что закваска и тех и других была одинаковой; их не удовлетворяли данные им знамения, они хотели видеть другие, выдуманные ими самими. «Берегитесь этой закваски, — говорит Христос, — убеждайтесь на чудесах, которые вы виде ли, и не домогайтесь других».

2. Они превратно поняли это предостережение. Отправляясь на этот раз в море, они забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке, ст. 14. Поэтому, когда Христос повелел им беречься закваски фарисейской, они поняли это как предупреждение не обращаться за по мощью ни к кому из фарисеев, когда при будут на другой берег, поскольку совсем недавно они вызвали такое раздражение у них тем, что ели неумытыми руками. Они рассуждали между собою о значении это го предупреждения и решили: «Это значит, что хлебов нет у нас. Он сказал это с целью укорить нас за нашу беспечность, что выходим в море и отправляемся к чужому народу с единственной буханкой хлеба. Он говорит, в сущности, о том, что мы должны ограничить себя и есть хлеб по весу». От рассуждали об этом — dielogivzonto, они спорили об этом. Один говорил: «Это была твоя вина, что мы отправились в путь и ничего не взяли с собой», а другой говорил: «Нет, твоя». Так недоверие Богу заставляло учеников Христа ссориться между собой.

3. Упрек, сделанный Христом за их беспокойство относительно хлебов, так как оно свидетельствовало об их неверии в Его способность напитать их, несмотря на богатый опыт в этом вопросе. Его упрек прозвучал довольно горячо, потому что Он знал их сердца, знал, что они нуждались в строгом порицании: «Еще ли не понимаете и не разумеете того, что неоднократно было явлено вам? Еще ли окаменено у вас сердце, так что ничто не действует на него, ничто не приводит его к согласию с намерениями вашего Учителя? Имея очи, не видите того, что перед вашими глазами? Имея уши, не слышите того, о чем так часто говорилось вам? До чего же вы нерассудительны и несмысленны! И не помните то, что было сделано совсем недавно, когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, и вскоре после этого — семь для четырех тысяч? Неужели не помните, сколько полных коробов набрали вы кусков?» Да, конечно же, они помнили и могли бы рассказать, что они набрали двенадцать полных коробов в первый раз и семь – во второй. «Как же тогда, — говорит Он, — вы не разумеете? Неужели Тот, Кто умножил пять и семь хлебов, не может умножить одного?» Они, как видно, считали, что одного хлеба будет недостаточно для свершения чуда, когда Он в третий раз станет угощать Своих слушателей. Если они так думали, то, действительно, они были очень несмысленны; неужели для Господа было не все равно — спасти малым или многим, и не так же легко накормить пять тысяч одним хлебом, как и пятью хлебами? Потому им следовало напомнить о том, что в прежних трапезах был не только достаток, но и избыток пищи, и справедлив был укор за их непонимание того, для чего Христос предназначал эти чудеса и чему они должны были научить их. Отметим:

(1) Личное познание благости Божьей, уже полученное нами на пути послушания долгу, сильно отягчает вину нашего недоверия к Нему и поэтому вызывает гнев нашего Господа Иисуса.

(2) Наше непонимание истинного назначения и смысла Божьих милостей, оказанных нам, говорит о том, что мы забываем о них.

(3) Именно потому нас обременяют заботы и недоверие в настоящее время, что мы не разумеем и не помним своего прошлого опыта познания силы и благости Господа Иисуса. Это было бы большой поддержкой для нас, если бы мы разумели дни древние, а если мы не разумеем их, то мы забываем и о Боге, и о себе.

(4) Когда мы забываем дела Божий и не доверяем Ему, то должны строго осудить себя за это, как осудил здесь Христос Своих учеников: «Я до сих пор не понимаю? Неужели мое сердце до такой степени окаменено?»

Стихи 22-26. Об этом исцелении, в обстоятельствах которого есть нечто уникальное, повествует только этот евангелист.

I. Слепого человека приводят к Христу его друзья, желающие, чтобы Он прикоснулся к нему, ст. 22. В этом проявилась вера тех, кто привел его, — они не сомневались, что одно прикосновение Христовой руки способно вернуть ему зрение. Но сам слепой не выказал ни надлежащей ревности об исцелении, ни надежды на него, как другие слепцы. Если духовно слепые люди не молятся за себя, тогда за них должны молиться их родственники и друзья, чтобы Христос благоволил прикоснуться к ним.

II. Христос ведет слепого, ст. 23. Он не повелел сделать это его друзьям (что свидетельствует о Его удивительном снисхождении), но Сам, взяв его за руку, вывел вон, чтобы научить нас, подобно Иову, быть глазами слепому, Иов 29:15. У несчастного слепого никогда еще не было такого Поводыря. Он вывел его вон из селения. Если бы Он желал только утаить дело, то мог бы завести его в дом или в потаенную комнату и там исцелить его. Но Он сделал таким образом укор Вифсаиде за те силы, которые напрасно были явлены в ней (Мф 11:21), фактически, заявив этим, что она недостойна того, чтобы в ее стенах что-то еще совершать. Возможно также, что Христос вывел его вон из селения с той целью, чтобы иметь больше простора в открытых полях для испытания его зрения, чем Он мог найти на узких улицах города.

III. Слепой исцеляется благословенным Окулистом, пришедшим в мир проповедовать слепым прозрение (Лук 4:18) и дать то, о чем проповедует. В этом исцелении обратим внимание на следующее:

1. Христос воспользовался видимым знаком: плюнув ему на глаза, возложил на него руки. Он мог бы исцелить его одним словом, как исцелял других, но Он хотел этим знаком поддержать его очень слабую веру и помочь ему противостать неверию. Это плюновение символизирует глазную мазь, которой Христос смазывает глаза духовно слепых, Отк 3:18.

2. Чудо было совершено поэтапно, что было необычным для чудес Христа. Он спросил его, видит ли он что, ст. 23. Пусть он ответит, в каком состоянии сейчас его зрение, для удостоверения окружающих его. И тот, взглянув (его зрение восстановилось настолько, что он мог открыть глаза), сказал: Вижу проходящих людей, как деревья; он мог отличить людей от деревьев только потому, что они, в отличие от деревьев, движутся. У него были какие-то проблески зрения, и стоящего человека на фоне неба он воспринимал как дерево, но не мот распознать вида его, Иов 4:16. Но:

3. Вскоре все было завершено. Христос никогда не делает Своего дела наполовину и не бросает его до тех пор, пока не сможет сказать: Свершилось. Он опять возложил руки на глаза ему, чтобы рассеять остатки темноты, и затем попросил его взглянуть еще раз, и он стал видеть все ясно, ст. 25. Христос избрал этот путь, потому что:

(1) Не желая связывать Себя каким-либо методом, Он хотел показать, что совершенно свободен во всех Своих действиях. В Его исцелениях, можно сказать, не было рутины и нахоженных путей, но Он изменял процесс исцеления, как считал нужным. Провидение достигает одного и того же результата различными путями, чтобы люди воспринимали Его действия исключительно верой.

(2) Исцеление больного должно было совершиться по его вере; возможно, вера этого человека, очень слабая вначале, постепенно укреплялась, поэтому он и исцелился. Это не означает, что Христос всегда следовал этому правилу, но таким образом Он иногда упрекал тех, кто приходил к Нему с сомнениями.

(3) Христос хотел показать, как и каким образом исцеляются Его благодатью духовно слепые от природы люди: сначала их познание туманно, они видят проходящих людей, как деревья, но, подобно утреннему свету, оно более и более светлеет до полного дня, и тогда они начинают видеть все ясно, Прит 4:18. Спросим себя, видим ли мыто, что осуществляется верою, и то, в чем она уверена. Если, благодатью Божьей, мы видим кое-что из этого, тогда можем надеяться, что будем видеть все больше и больше, ибо Иисус Христос усовершит навеки тех, которые освящены.

IV. Указания, данные Христом исцеленному, чтобы он не рассказывал никому в селении и даже не заходил в селение, где, возможно, кто-то из видевших, как Христос выводил слепого, ожидал его возвращения. Они были очевидцами множества чудес, но не были настолько любознательны, чтобы последовать за Ним. Пусть же те, кто не захотел оказать почтения Христу и последовать за Ним, чтобы увидеть, как совершалось исцеление слепого, никогда не увидят его исцеленным. Христос запретил говорить об этом не всем вообще, а только живущим в селении. Пренебрегающие милостями Христа лишаются их; Христос заставит людей ценить свои преимущества путем лишения их, если они не могут их оценить иным путем. Вифсаида в день ее посещения не хотела знать, что служит к ее миру, и теперь это сокрыто от ее глаз. Кто не желает видеть, тот не увидит.

Стихи 27-38. Мы уже немало прочитали о том учении, которое проповедовал Христос, и о чудесах, которые Он совершал. Этих чудес было множество, они были удивительны и имели доброе свидетельство, это были чудеса разного рода, совершенные в разных местах к изумлению многих очевидцев. Теперь пришло время сделать небольшую паузу и порассуждать о значении всего этого. Удивительные дела, о которых тогда Христос запрещал говорить, записаны в этих Святых писаниях и таким образом возвещаются теперь всему миру, нам, всем векам. Итак, что мы должны думать о них? Предназначалось ли это описание только лишь для нашего развлечения или для того, чтобы дать нам тему для разговора? Конечно, нет. Это написано, дабы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий (Иоан 20:31), и эта беседа Христа со Своими учениками поможет нам размышлять над Его чудесами и правильно использовать их. Три вывода должны мы сделать из сотворенных Христом чудес.

I. Они доказывают, что Христос есть Сын Божий и Спаситель мира. Об этом свидетельствовали Его дела; Его ученики, очевидцы этих дел, исповедуют здесь свою веру в это, и этого вполне достаточно, чтобы и нас убедить сделать такой же вывод.

1. Христос спрашивает их о мнениях народа относительно Него: за кого почитают Меня люди? (ст. 27). Примечание. Хотя для нас не имеют большого значения суждения людей о нас, все же порой нам полезно знать, что говорят о нас люди, не для того, чтобы стяжать себе славу, но для того, чтобы узнать о своих ошибках. Христос спрашивал их не потому, что хотел знать, но чтобы они сами исследовали этот вопрос и поделились друг с другом своими мнениями.

2. То, что они сказали Ему, ясно свидетельствовало о том, что люди имели высокое мнение о Нем. И хотя они были далеки от истины, все же Его чудеса убедили их в том, что Он был необыкновенным Человеком, посланным из невидимого мира с Божественной миссией. Может быть, они и признали бы Его Мессией, если бы их учители не внедрили в их сознание мнение о Мессии как о земном царе, который должен явиться с необыкновенной пышностью и властью; личность Христа не соответствовала такому представлению. Однако (что бы ни говорили фарисеи, чьи права были затронуты строгостью и духовностью Его учения) никто из народа не сказал, что Он был обманщик, но принимали Его кто за Иоанна Крестителя, кто за Илию, а кто — за одного из пророков, ст. 28. Все были согласны в том, что Он — воскресший из мертвых.

3. Отчет, данный учениками Христу о своих мнениях относительно Его личности, свидетельствует о том, что Христос их вполне удовлетворял и они не сожалели, что, оставив все, последовали за Ним, и теперь, после некоторых испытаний, не видят причин раскаиваться в своем поступке. А вы за кого почитаете Меня? На это у них был готов ответ: Ты — Христос, Мессия, долгожданный и многократно обещанный, ст. 29. Быть истинным христианином значит искренно верить, что Иисус есть Христос, и соответственно этому поступать; а то, что Он действительно Христос, ясно доказывают совершенные Им чудеса. Они знали эту истину и вскоре должны были провозглашать и отстаивать ее, но сейчас — сохранять в тайне (ст. 30), до тех пор пока она не будет доказана окончательно и они окончательно не будут подготовлены, излиянием Духа Святого, к тому, чтобы защищать ее. Тогда твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Деян 2:36.

II. Эти чудеса Христа снимают соблазн креста и убеждают нас в том, что Христос на кресте был не побежденным, а Победителем. Теперь, когда ученики убедились, что Иисус — Христос, они могли вместить предсказание Его страданий, о которых теперь Христос начинает учить их, cт. 31.

1. Христос учил учеников, что Ему много должно пострадать. Хотя они преодолели грубо ошибочное понятие о Мессии как о земном царе и уверовали в своего Учителя как в Мессию, несмотря на Его униженное положение в настоящее время, но все же еще сохраняли это понятие, в смысле ожидания того, что Он вскоре явится с внешней славой и пышностью и восстановит царство Израилю. Поэтому, чтобы исправить их ошибку, Христос открывает перед ними совершенно противоположную перспективу: Ему должно быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, которые, они ожидали, признают и возвысят Его; вместо коронации, Ему должно быть убиту, Он будет распят, и в третий день воскреснет для небесной жизни, чтобы уже не быть в этом мире. Он говорил об этом открыто (ст. 32), parrhsiva. Он говорил свободно и ясно, не прибегая к туманным фразам. Ученикам было бы не трудно понять Его слова, если бы они не находились во власти предубеждения. Или: это означает, что Он говорил об этом радостно, без тени страха, и хотел, чтобы именно так слышали это ученики; Он произнес эти слова смело, как не только знающий, что ему должно пострадать и умереть, но решительно настроенный сделать это и добровольно идущий на это.

2. Петр воспротивился этому. Он, отозвав Его, начал прекословить Ему. Петр проявил в этом больше любви, чем благоразумия, проявил ревность о Христе и Его безопасности, но не по рассуждению. Он отозвал Его (англ. взял Его. Прим. переводчика.) — proslabovmeno. Он ухватился за Него, как бы желая остановить Его и воспрепятствовать Ему, взял своими руками и обнял Его (так понимают некоторые);

он упал Ему на шею, как бы отказываясь слушать о том, что его дорогой Учитель должен так страдать. Или: отвел Его в сторону и начал прекословить Ему. В этом поступке не было проявления ни малейшей власти, но он выражал величайшую привязанность, ту ревность о благополучии любимых нами, которая сильна как смерть. Наш Господь Иисус позволял Своим ученикам держать себя с Ним свободно, но здесь Петр зашел слишком далеко.

3. Христос выговорил ему за его противодействие (ст. 33): Он, обратившись, как если бы Его оскорбили, взглянул на учеников Своих, чтобы и остальные, если они держались такого же мнения и были согласны с Петром, приняли и на свой счет этот укор, адресованный Петру, и сказал: Отойди от Меня, сатана. Петр не ожидал такого резкого порицания за такое доброе побуждение и думал, наверно, что заслужил такой же похвалы за свою любовь, как ранее — за свою веру. Примечание. Христос видит допускаемые нами ошибки в словах и поступках, когда мы сами не сознаем их, и знает, какой дух пребывает в нас, когда мы сами этого не знаем.

(1) Петр говорил, не разумея намерений и совета Божьего или не учитывая их должным образом. Видя каждый день доказательства силы Христа, Петр сделал вывод, что Он не может быть предан страданиям. Самые сильные враги не могли пересилить Того, Кому были вынуждены уступать и повиноваться болезни и смерть, ветры и волны, даже сами бесы. Наблюдая каждый день мудрость Христа, он заключил, что Он мог предпочесть страдания только ради очень великих и славных целей, и, следовательно, он не противоречит Ему, но соглашается с Ним. Он смотрел на Его смерть только как на мученичество, подобное мученичеству пророков, и думал, что ее можно было бы предотвратить, если бы Христос чуть-чуть постарался не раздражать первосвященников или держаться подальше от них. Но он не знал, что она нужна для славы Божьей, для победы над сатаной и для спасения человека и что Вождь нашего спасения должен был усовершиться чрез страдания, чтобы привести многих сынов в славу. Примечание. Мудрость человека есть совершенное безумие, когда она претендует на то, чтобы судить Божественные советы. Крест Христов, великий пример Божьей силы и премудрости, был для одних камнем преткновения, а для других — безумием.

(2) Петр говорил как человек, который не понимал и не учитывал должным образом природу Христова Царства; он воспринимал его как земное и человеческое, тогда как оно было духовное и Божественное. Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое; fronei — помышляешь, так переводится это слово, Рим 8:5. Петр, кажется, больше помышлял о том, что относилось к земному миру и к настоящей жизни, чем о горнем мире и о грядущей жизни. Помышлять о том, что человеческое, больше, нежели о том, что Божие, о своей собственной репутации, благополучии и безопасности помышлять более, чем о Божием, о Его славе и Царстве, является великим грехом и корнем многих грехов, очень распространенным среди учеников Христа. Он проявляется в дни испытаний и искушений, когда те, в ком преобладает земное, будут находиться под угрозой отступления. Non sapis — Ты не мудр (так это можно перевести) в том, что касается Божиего, а только в том, что касается человеческого. Важно знать, какого рода мудрость проявляется в нас, Лук 16:8. Избегать трудностей иногда кажется мудрой политикой, но если при этом мы избегаем исполнения нашего долга, то это плотская мудрость (2Кор 1:12), в конечном счете она окажется безумием.

III. Чудеса Христа должны побуждать нас следовать за Ним, чего бы это нам ни стоило, и не только потому, что они были подтверждением Его посланничества, но и потому, что они открывали Его намерения, цели той благодати, которую Он пришел принести. Они ясно указывали на то, что Духом Своим Он сделает для наших душ, слепых, глухих, хромых, прокаженных, больных и одержимых, то же самое, что сделал для тел многих, обращавшихся к Нему в своих немощах. Частое упоминание о том, что к Христу за помощью приходило великое множество народа, делается для того, чтобы мы поверили в Него как великого Врача души, обратились к Нему за исцелением и подчинились Его правлению. И вот здесь Христос говорит нам, на каких условиях мы можем быть допущены: Он подозвал народ, который скромно стоял в отдалении, пока Он беседовал со Своими учениками, чтобы и он послушал об этом. Это следовало знать и учитывать всем, кто надеялся, что Христос исцелит их души.

1. Они не должны потакать прихотям тела, ибо (ст. 34): «Кто хочет идти за Мною, чтобы получить духовное исцеление, как эти люди следуют за Мной, чтобы получить физическое исцеление, пусть отвергнет себя и живет жизнью самоотречения, умерщвления и презрения к миру; пусть не пытается сделаться врачом для себя, но пусть откажется от всякой уверенности в себе, от своей собственной праведности и своей силы и возьмет крест свой, ободряясь примером распятого Христа и примиряясь с волей Божьей во всех скорбях, какие выпадут на его долю; тогда пусть следует за Мною», как следовали многие из тех, кого исцелил Христос. Те, кто хочет быть исцеленным Христом, должны слушать Его, беседовать с Ним, получать от Него наставления и обличения, как делали последовавшие за Ним, и принять решение никогда не оставлять Его.

2. Они не должны заботиться о сохранении жизни тела, если ее нельзя сохранить, не оставив Христа, ст. 35. Слова и дела Христа побуждают нас следовать за Ним? Давайте сядем и вычислим издержки, сможем ли мы предпочесть преимущества, данные нам во Христе, самой жизни? Согласны ли мы потерять свою жизнь ради Христа и Евангелия? Когда диавол увлекает за собой учеников и слуг, он утаивает худшее из того, что ожидает их, рассказывает им только об удовольствиях в служении ему, но ничего не говорит о гибели, к которой оно приводит: Вы не умрете. Христос же прежде всего говорит нам о трудностях и опасностях, связанных со служением Ему, предупреждает, что мы можем пострадать и, может быть, даже умереть. Он представляет разочарования не меньшими, а большими, чем обычно они бывают. Он честен с нами и не боится, что мы узнаем худшее, потому что преимущества служения Ему с избытком уравновешивают ж разочарования, связанные с ним, если мы беспристрастно сопоставим их между собой.

(1) Мы не должны бояться потерять душу свою, при условии, если теряем ее ради Христа (ст. 35): Ибо, кто хочет душу свою сберечь, уклоняясь от Христа, отказываясь прийти к Нему или отрекаясь от Него, после того как открыто исповедал свой приход к Нему, тот потеряет ее, потеряет утешение в своей земной жизни, корень и источник духовной жизни и всякую надежду на вечную жизнь, — такую невыгодную для себя сделку заключает человек. Но кто потеряет душу свою, кто действительно пожелает потерять ее, рискнуть ею, погубить ее, когда невозможно станет сберечь ее иначе, как только путем отречения от Христа, тот сбережет ее и сделает самое выгодное приобретение, ибо потеря жизни будет возмещена ему в лучшей жизни. Принято считать, что почитание памяти тех, кто отдал жизнь свою, служа царю и отечеству, и забота об их семьях являются в какой-то степени воздаянием за соделанное ими. Но что это в сравнении с тем воздаянием, которое даст Христос в вечной жизни всем кто умирает за Него?

(2) Мы должны бояться потерять душу свою, даже если таким образом приобретем весь мир (ст. 36, 37): Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, все богатства, славу и наслаждения мира сего, предав Христа, а душе своей повредит? «Верно, — сказал епископ Хупер в ночь перед своей мученической смертью, что жизнь сладка, а смерть горька, но насколько горче вечная смерть и насколько слаще жизнь вечная». Как небесное блаженство с Христом вполне достаточно, чтобы компенсировать потерю самой жизни ради Христа, так приобретение всего мира, лежащего во грехе, совершенно недостаточно, чтобы компенсировать гибель души, вызванную грехом. А в отношении тех, кто хочет и душу свою сберечь, и приобрести весь мир, и о губительных последствиях этого для них, Он говорит (ст. 38): Кто постыдится Меня и Моих слов вроде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий… Похожие слова мы уже читали в Мф 10:33. Но здесь мысль Христа выражена более полно. Отметим:

[1] Дело Христово совершается в этом мире в тяжелых условиях  его приходится отстаивать и защищать в роде прелюбодейном и грешном. Таков род человеческий, который оставил Бога и изменил Ему, заключил нечистый союз с миром и плотью и погряз во зле. Некоторые времена и места отличаются особенно прелюбодейным и грешным характером, как например, время, в которое жил Христос. В таком роде дело Христа подвергается сопротивлению и нападкам, а те, кто защищает его, выставляются на посмешище, их всюду презирают и злословят.

[2] Есть многие, которые хотя и не могут не признать, что дело Христа — это праведное дело, однако стыдятся его, потому что исповедание его сопровождается поношениями. Они стыдятся своего родства с Христом и доверия, которого не могут не оказывать Его словам. Они не могут перенести того, что к ним относятся с неодобрением и презрением, поэтому оставляют свое исповедание и плывут по течению общего отступления.

[3] Но грядет день, когда дело Христа предстанет в такой же степени величественным и славным, в какой сейчас оно представляется незначительным и презренным. Тогда Сын человеческий приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами, как истинная Шекина, как сияние славы Отца и Господь ангелов.

[4] Тех, кто постыдится Христа в этом мире, Христос постыдится в ином мире, где Ему вечно будут поклоняться. И тогда те, кто не пожелал разделить с Ним Его бесчестье теперь, не разделят с Ним Его славы.